Аннотации - 2020 / 1

Поиски новой декоративности в советской керамической скульптуре 1920-х—1930-х

Аннотация

В статье детализированы и по-новому открыты наиболее содержательные принципы отечественной керамической скульптуры 1920-х–1930-х годов, ставшей самостоятельной версией ар деко, а общим стилевым знаменателем в первой трети XX века выступила декоративность.

Abstract

The article rediscovers in details all significant principles of the Soviet ceramic sculpture of the 1920s – 1930s, which became at large an independent version of Art Deco. In the first third of the 20th century, all main ceramic schools could be characterised by its attractive colors and decorativeness.

Для цитирования:

Астраханцева Т.Л. Поиски новой декоративности в советской керамической скульптуре 1920-х–1930-х годов // Academia. 2020. № 1. C. 59–71. DOI: 10.37953 / 2079‑0341‑2020‑1‑1-59-71

От первого лица. По материалам интервью с Татьяной Назаренко

Аннотация

Татьяна Назаренко — известный художник, академик и член Президиума Российской академии художеств. Высказывания мастера о различных проблемах современного искусства, художественного образования и о собственном творческом пути представляют большой интерес.

Abstract

Tatiana Nazarenko is a well-known artist, academician, member of the Presidium of Russian Academy of Arts. Master’s statements about various problems of contemporary art, art education and her own creative path are of great interest.

Для цитирования:

Юшкова О.А. От первого лица. По материалам интервью Ольги Юшковой с Татьяной Назаренко, состоявшегося 29 апреля 2019 года // Academia. 2020. № 1. C. 104–110. DOI: 10.37953 / 2079‑0341‑2020‑1‑1-104-110

Рецензия: Выставка «Библия Пискатора – настольная книга русских иконописцев» (Государственная Третьяковская галерея 26.06 – 06.10.2019)

Аннотация

Выставка посвящена художественным контактам России и Западной Европы, которые сыграли важнейшую роль в переходе русской культуры от Средневековья к Новому времени. На выставке представлены произведения русского искусства (иконы, графика, декоративно-прикладные изделия), созданные со середины XVII по начало XIX века под влиянием гравюр лицевых Библий, напечатанных в Нидерландах в XVII веке. Крупнейшей из них является Theatrum biblicum Класа Висхера (Николауса Пискатора), экземпляр которого из собрания Государственной Третьяковской галереи также представлен на выставке наряду с другими западными иллюстрированными изданиями, известными в России. Выставка является первым опытом репрезентации данной темы в музейной практике. Многие произведения экспонируются впервые.

Abstract

The review talks about the exhibition dedicated to the artistic contacts of Russia and Western Europe, which played a crucial role in the transition of Russian culture from the Middle Ages to the New Time. The exhibition presents works of Russian art (icons, graphics, objects of decorative art) created from the middle of the 17th up to the beginning of the 19th century under the influence of “Biblical prints” published in the Netherlands in the 17th century. The largest of them is Theatrum biblicum by Claes Visscher (Nikolaus Piscator), a copy of which from the collection of the State Tretyakov Gallery is also presented at the exhibition along with other illustrated Western editions known in Russia. The exhibition is the first experience of representing this topic in museum practice. Many works are exhibited for the first time.

Для цитирования:

Гамлицкий А.В. Рецензия: Выставка «Библия Пискатора — настольная книга русских иконописцев» (Государственная Третьяковская галерея 26.06 – 06.10.2019) // Academia. 2020. № 1. С. 132–142. DOI: 10.37953 / 2079‑0341‑2020‑1‑1-132-142

Актуальность и интертекстуальность в живописи Эдуарда Мане

Аннотация

В статье живопись Эдуарда Мане рассматривается в двух традиционных ракурсах: это сложение новых живописных средств, репрезентирующих окружающую жизнь и открывающих перспективу развития современного искусства, и диалог с искусством старых мастеров, в контексте которого происходит деструкция классического типа мимесиса и рождение нового статуса картины. Но здесь акценты расставлены по-иному: предпринята попытка аргументировать то, что новизна и значение живописи Мане предопределены не изменившейся социальной средой напрямую, они рождены новым визуальным дискурсом современности, отвечают на вызовы, предъявляемые новой стадией в развитии искусства, его новыми функциями в стратификации культуры.

Abstract

In this article, the painting of Edouard Manet is traditionally considered as a new set of pictorial means representing actual life and the perspective of the development of contemporary art; and as a dialogue with the art of old masters, in which there is a destruction of the classical type of mimesis and the birth of picture’s new status. But here, the emphasis is different: the novelty and significance of his painting are predetermined not by changing social environment directly, they are born of a new visual discourse of Manet’s time, responding to the challenge presented by a new stage in the development of art, and its new role in stratification of culture.

Для цитирования:

Лукичева К.Л. Актуальность и интертекстуальность в живописи Эдуарда Мане // Academia. 2020. № 1. С. 15–32. DOI: 10.37953 / 2079‑0341‑2020‑1‑1-15-32

Блуждающий Строгановский дворец: поиск формы компромиссного показа коллекций исторического здания в ХХI веке

Аннотация

В Государственном Эрмитаже в июне — октябре 2019 года проходила выставка «Забытый русский меценат. Собрание графа Павла Сергеевича Строганова», которая оказалась главным событием столетнего юбилея передачи собрания в главный родовой дом Строгановых на Невском проспекте в Санкт-Петербурге и открытия в нем единого музея двух разных коллекций (авторы концепции С.О. Андросов, С.О. Кузнецов, Ф.С. Светлаков, автор проекта дизайна В.Б. Королев). Это повод подвести некие итоги бытованию художественных строгановских коллекций в 2000–2019 годах в качестве продолжения рассказа о судьбе собраний в XX веке.

Abstract

June – September of 2019 the State Hermitage Museum hosted the exhibition “Forgotten Russian Patron. The Collection of Count Pavel Sergeevich Stroganov”. The event was dedicated to the centenary of the collections’ transfer to the main family residence of the Stroganovs on Nevsky Prospect in St Petersburg, and to the opening of one united museum of two different collections. So, we can take this opportunity and summarize the existence of the art collections of Stroganovs’ Palaces in 2000–19 as an essential part of the story about the fate of exhibitions in the 21st century.

Для цитирования:

Кузнецов С.О. Блуждающий Строгановский дворец: поиск формы компромиссного показа коллекций исторического здания в XXI веке // Academia. 2020. № 1. C. 143–155. DOI:10.37953/2079-0341-2020-1-1-143-155

Визуализация церемониалов коронации, сценография и утопия сказки

Аннотация

Статья посвящена вопросам визуализации царской коронации внутри традиции оформления торжеств на протяжении истории России. Сделана попытка проследить взаимодействие следующих факторов: неизменности языка церемониалов, художественно-стилистической эволюции искусства и пространственной организации церемоний; смены семантической интерпретации визуальных образов торжеств. Особое внимание уделяется реализации идеи национальной коронации на завершающем этапе существования российской монархии. Впервые ставится проблема выявления в структуре оформления коронации противопоставления категорий комического и серьезного.

Abstract 

The article is devoted to artistic and theatrical aspects of Royal coronations within the framework of their representations throughout the history of Russia. An attempt is made to trace the interaction of the following factors: immutability of ceremonial language; artistic and stylistic evolution of art and spatial organization; changes in semantic interpretations of ceremonial imagery. Special attention is paid to the realization of the idea of a national coronation during the last period of the Russian monarchy. This is the first article attracting attention to the opposition of the solemn / popular in the structure of the artistic representation of coronations.

Для цитирования:

Слюнькова И.Н. Визуализация церемониалов коронации, сценография и утопия сказки // Academia. 2020. № 1. C. 72–83. DOI: 10.37953 / 2079‑0341‑2020‑1‑1-72-83

К 90-летию со дня рождения Юрия Константиновича Королева (1929-1992)

Аннотация

Статья посвящена памяти Юрия Константиновича Королева (1929–1992) – члена-корреспондента АХ СССР, народного художника СССР, лауреата Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина и Государственной премии РФ, секретаря Правления Союза художников СССР, генерального директора Всесоюзного музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея».

Abstract

The article is dedicated to the memory of Yuri Konstantinovich Korolev (1929–1992), corresponding member of the USSR Academy of Arts, people’s artist of the USSR, laureate of the RSFSR state prize named after I.E. Repin and the State prize of the Russian Federation, Secretary of the Board of the Union of Artists of the USSR, General Director of the all-Union Museum Association “The Tretyakov Gallery”.

Для цитирования:

Юрасовская Н.М. К 90-летию со дня рождения Юрия Константиновича Королева (1929–1992) // Academia. 2020. № 1. C. 111–119. DOI: 10.37953 / 2079‑0341‑2020‑1‑1-111-119

Жанр вне жанра. Натюрморт в русской живописи второй половины XIX века

Аннотация

Статья посвящена характеру бытования натюрморта в отечественной живописи второй половины XIX века. Занимая периферийное положение в жанровой структуре, натюрморт продолжал играть важную функциональную роль в учебной и творческой практике представителей реалистического искусства. Особое внимание уделяется произведениям Сурикова, в картинах которого предметные мотивы явились не только важной составляющей образного решения, но и индикатором трансформации художественного видения эпохи в целом.

Abstract

The article is devoted to the nature in which still life painting existed in Russian art in the second half of the XIX century. While being left on the outskirts compared to some other genres, still life painting still played an important role in the educational and creative practice of representatives of realistic art. Special attention is paid to the works of V.I. Surikov, in which objective motifs were not only an important part of compositional solution, but also an indicator of the transformation of the artistic vision of the era in general.

Для цитирования:

Усачёва С.В. Жанр вне жанра. Натюрморт в русской живописи второй половины XIX века // Academia. 2020. №1. C. 33–40. DOI: 10.37953/2079‑0341‑2020‑1‑1-33-40

Первые выставки Академии художеств СССР (1948–1956)

Аннотация

В статье проанализирована выставочная деятельность Академии художеств СССР в период ее становления как высшего научного учреждения, объединяющего наиболее ярких деятелей в области изобразительного искусства. Показаны основные этапы становления структуры Академии в период 1947–1956 годов, отмечены цели и задачи развития самого научного заведения. Основное внимание уделено непосредственно выставочной деятельности Академии, рассмотрены вопросы организации выставок, принципы экспонирования, типы и характер академических выставок. Подробно изучены несколько наиболее важных выставочных проектов.

Abstract

It’s the first time the paper considers the exhibition activity of the Academy of Arts of the USSR in the period of formation of this higher education scientific institution, that unites the most prominent figures in the field of fine arts. The main stages of development of the structure of the Academy in the period 1947–1956 are shown; its goals and objectives are marked. The main attention is paid directly to the exhibition activities of the Academy, the organization of public displays, the principles of art objects exposure, the types and nature of academic exhibitions. Several of the most important projects of the mentioned period are analyzed in detail.

Для цитирования:

Сазиков А.В. Первые выставки Академии художеств СССР (1948–1956) // Academia. 2020. № 1. C. 89–103. DOI: 10.37953 / 2079‑0341‑2020‑1‑1-89-103

Отто Вайнингер: теория между гением и генидой

Аннотация 

Книга Вaйнингера «Пол и характер» (1903) представляется не только памятником эпохи, но и симптомом эпистемологического рода: переход от позитивизма и ассоциативной психологии к психоанализу и феноменологии совершался на персональном уровне отдельного ученого, проявляясь весьма болезненно — через преодоление (не всегда успешное) внутренних напряжений творческой личности, что проявились в активной мизогинности (женоненавистничестве) и сознательной «самоненависти» (антисемитизме). Подобные крайности идеологически-риторического рода сами суть парадоксальные инструменты критики традиционных ценностей европейской культуры с характерным патриархальным приматом мужского и биологически обусловленного. Литературно-критический опыт Вайнингера — пример бессознательной идололатрии, где близкое к гениальности индивидуальное Эго перед лицом экзистенциальных угроз вынуждено исполнять или инсценировать самообожествление, неизбежно переходящее в саморазоблачение и самоупразднение.

Abstract

Otto Weininger’s book “Geschlecht und Charakter” (“Gender and Character”, 1903) is not only a monument of the epoch, but also a symptom of an epistemological kind. The transition from positivism and associative psychology to psychoanalysis and phenomenology was made at the personal level of an individual scientist, manifested very painfully through overcoming (not always successful) internal tensions of the creative person materialized in active misogyny and conscious “self-hatred” (anti-Semitism). Such extremes of an ideological and rhetorical kind are themselves paradoxical tools for criticizing traditional patriarchal values of European culture with innate masculine and biologically conditioned superiority. Weininger’s literary-critical experience is an example of unconscious idolatry, where the individual Ego, close to genius, is forced to perform or stage self-deification in the face of existential threats, which inevitably turns into self-exposure and self-abolition.

Для цитирования:

Ванеян С.С. Отто Вайнингер: теория между гением и генидой // Academia. 2020. № 1. C. 41–58. DOI: 10.37953/2079‑0341‑2020‑1‑1-41-58