Аннотации - 2020 / 2

Пейзаж в восприятии Петрарки: от средневековых связей к новой картине мира

Аннотация

В статье рассмотрены представления Петрарки о пейзаже, который он понимал широко и в разных аспектах, непосредственно приближаясь к его гуманистическому пониманию. С одной стороны, ландшафт мыслился поэтом как культурная среда обитания, с другой, – связывался с очень искренними и личными переживаниями, осознанием природного пространства как необходимого для творчества и раскрытия лирических чувств индивидуума. В этом качестве пейзаж в восприятии Петрарки тесно соприкасался с садом, или пейзажем культивированным, идеальным, в сложении ренессансной концепции которого поэту принадлежит важная роль.

Abstract

The article discusses Petrarch’s ideas about the landscape, which he imagined in wide and diverse aspects, approaching directly to humanist concepts. On the one hand, the landscape was perceived by the poet as a cultural habitat, on the other hand, it was associated with intimate experience, awareness of natural space as necessary for creativity and disclosure of the lyrical features of an individual. Petrarch’s understanding of the landscape came into close contact with the garden, or the landscape cultivated, ideal; in addition he made available contribution to the forming of the Renaissance garden conception.

Для цитирования:

Козлова С.И. Пейзаж в восприятии Петрарки: от средневековых связей к новой картине мира // Academia. 2020. № 2. С. 194–209. DOI: 10.37953-2079-0341-2020-2-1-194-209

К вопросу о реалиях Константинополя в византийской иконографии Акафиста Богоматери

Аннотация

Исторические и топографические реалии Константинополя, его многочисленных осад со стороны Золотого Рога, а также литий и чтимых икон Девы Марии влияли на иконографию Акафиста Богоматери. В связи с воспроизведением константинопольских реалий, которые вторгаются в контекст богородичного гимна и его иконографической интерпретации, место действия некоторых эпизодов повествования словно перемещается со Святой земли в столицу Византийской империи. Однако если лития с иконами и осада византийской столицы в иконографии Акафиста сравнительно хорошо изучены в научной литературе, то об отражении в ней архитектуры и топографии Влахернского святилища известно гораздо меньше. Этой теме и посвящена наша статья. Во многих иконографических циклах Акафиста Богоматери (в монументальных росписях, иконах и рукописях) архитектурные фоны, возможно, соотносятся с комплексом Влахернского святилища и крепостными сооружениями Константинополя. Целый ряд средневековых рукописей и икон содержит изображения Влахернских церквей разной меры достоверности. Исследователи также предлагали современные реконструкции Влахернского святилища на основании средневековых изображений и письменных источников. Эти материалы помогают нашему иконографическому анализу.

Abstract

The historical and topographical realities of Constantinople, its numerous sieges from the Golden Horn, as well as religious processions and venerated icons of the Virgin influenced the iconography of the Akathistos Hymn to the Holy Theotokos. The local of some narrative episodes as if moves from the Holy Land to the capital of the Byzantine Empire in relation with the reproduction of the realities of Constantinople, which invade the context of the Hymn to the Holy Theotokos and its iconographic interpretation. However, if processions with icons and the sieges of the Byzantine capital in the iconography of Akathistos are relatively well investigated in the scientific literature, then the reflection of the architecture and topography of the Blachernae shrine is known far less. Our article is devoted just to this topic. In many iconographic cycles of the Akathistos to the Holy Theotokos (in monumental paintings, icons and manuscripts) architectural backgrounds may correlate with the complex of the Blachernae shrine and the fortifications of Constantinople. The whole series of medieval manuscripts and icons contains images of the Blachernae churches of various degrees of authenticity. Researchers also proposed modern reconstructions of the Blachernae shrine based on medieval images and written sources. These materials help our iconographic analysis.

Для цитирования:

Этингоф О.Е. К вопросу о реалиях Константинополя в византийской иконографии Акафиста Богоматери // Academia. 2020. № 2. С. 175–182. DOI: 10.37953/2079-0341-2020-2-1-175-182

Образ Мартина Лютера и мифотворчество в немецком искусстве Нового времени (на основе собрания керамики Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева)

Аннотация

Статья посвящена образу Лютера как объекту мифотворчества Германии XIX века и отражению этого мифа в искусстве. Автор рассматривает керамический пивной кувшин из собрания Радищевского музея в Саратове. На кувшине, изображающем сцену застолья и музицирования, идентифицирован Мартин Лютер. Присутствие отца Церкви отражает историческую ситуацию в Германии, влиявшую на сюжеты произведений керамики. Весь XIX век проходит под знаменем «национальной идеи». В этом столетии образ Лютера ложится в основу национального мифа, необходимого для развития и процветания идеи объединения Германии. Лютер – олицетворение национальной идеи (как создатель литературного языка и национальной религии) и буржуазного канона ценностей (классовых и семейных).

Abstract

The article considers the Martin Luther image as an object of the myth-making in Germany of the 19th century and its reflection in the art. The main focus of the article is the stoneware beer jug depicting the scene of the feast and the music-making. The author identified Luther person among the participants of the feast. The presence of Father of the Church Luther in the scene on the beer jug is explained by the historical situation in Germany. The 19th-century passes in Germany under the banner of the national idea. The author proves that in the 19th century Luther became the national myth. The unification of Germany was the necessary basis for the development and prosperity of the bourgeoisie, because the bourgeoisie needed this myth first of all. For the population Luther was the personification of the national idea (as the creator of the literary language and the national religion).

Для цитирования:

Савицкая Т.Е. Образ Мартина Лютера и мифотворчество в немецком искусстве Нового времени (на основе собрания керамики Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева) // Academia. 2020. № 2. С. 239–247. DOI: 10.37953/2079-0341-2020-2-1-239-247

Князь Борис Николаевич Юсупов (1794–1849) и Иван Петрович Витали (1794–1855). Заказчик и скульптор. Новые материалы (по документам РГАДА)

Аннотация

Статья посвящена московскому периоду творчества скульптора Ивана Петровича Витали и его работам, выполненным по заказам князя Бориса Николаевича Юсупова. На основе впервые публикуемых архивных материалов реконструируется история создания в 1831–1833 годах надгробного памятника и посмертных скульптурных портретов его отца, князя Николая Борисовича Юсупова. Дается интерпретация созданного скульптором портретного образа и прослеживается его влияние на работы других художников.

Abstract

The article is devoted to the Moscow period of creative life of the sculptor Ivan Petrovich Vitali and his works commissioned by Prince Boris Nikolaevich Yusupov. The tombstone and posthumous sculpture images of commissioner’s father, Prince Nikolay Borisovich Yusupov, were created in 1831–1833 and its history has been reconstructed on the basis of unpublished archival materials. Apart from that the paper interprets the portrait image created by the sculptor, and traces its influence on works of other artists.

Для цитирования:

Савинская Л.Ю. Князь Борис Николаевич Юсупов (1794–1849) и Иван Петрович Витали (1794–1855). Заказчик и скульптор. Новые материалы (по документам РГАДА) // Academia. 2020. № 2. С. 257–267. DOI: 10.37953/2079-0341-2020-2-1-257-267

Британский модернизм и образы Первой мировой войны

Аннотация

Статья посвящена проблеме модернистского восприятия механизированной войны и тому как молодые британские художники адаптировали новейшие формы и концепции в произведениях военного времени. Первая Мировая война не была похожа на предыдущие военные столкновения. Возросшая роль техники в военных действиях усиливала впечатление имперсональности войны, солдат воспринимали как малую часть большой машины, уносящей миллионы жизней. Британские модернисты, столкнувшиеся с военной реальностью, искали иные художественные возможности, чтобы передать «машинный» характер войны, уносящей жизни, взрывающей землю, сминающей технику. Художники понимали, что время картин в духе героического реализма и аллегорий прошло; война, идущая с участием большого количества техники, требовала иных средств отображения – ломаных линий и геометричных форм, контрастных цветов.

Abstract

The article is devoted to the problem of modernist perception of the situation of mechanized war, as young British artists adapted the latest forms and concepts in wartime works. The First World War was not like previous military clashes. The increased role of technology in the process of hostilities created the impression of the impersonality of the war, the soldiers were perceived as a part of a large machine that claimed millions of lives. British modernists, faced with a new military reality, were looking for suitable possibilities of modernist art in order to convey the broken, like geometric abstraction, “machine” character of war, taking away lifes, blowing up the earth, crushing equipment and airplanes. Artists understood that the time heroic realism and allegories has passed; the war, deprived of a human face, going on with the participation of a large number of equipment, required other means of artistic display – broken lines and geometric shapes, contrasting colors.

Для цитирования:

Игумнова Е.В. Британский модернизм и образы Первой мировой войны // Academia. 2020. № 2. С. 277–284. DOI: 10.37953-2079-0341-2020-2-1-277-284

Образы природы в арабской миниатюре XII–XIV веков

Аннотация

Статья посвящена одному из видов художественного оформления средневековых арабских рукописей – визуальной интерпретации изложенных в научных трактатах и в литературных произведениях словесных описаний природы. Своеобразный характер миниатюр этого жанра во многом определяется издревле укоренившимися на Ближнем Востоке представлениями о Вселенной как о гениальном творении Бога, состоящем из двух различных, но взаимосвязанных, неотделимых один от другого миров – небесного и земного, наделенных каждый своими функциями и населенных каждый разного вида и характера обитателями. Естественное, как сама природа, слияние правды и вымысла в памятниках словесной, устной и письменной, арабской культуры средневековья, послужило импульсом к появлению визуальных образов, созданных в красках и линиях; их многочисленность и разнообразие развертывают перед читателем-зрителем панораму удивительного в своей непостижимости мира фантазии и реальности.

Abstract

The article is devoted to one of the popular genres of the illustrating of medieval Arabic manuscripts. Namely, it concerns the visual interpretation of the verbal descriptions of nature, expounded both in the scientific treatises and in the literary works. Specific features of miniature paintings of this genre are largely determined by the deeply-rooted among the Middle East people perceptions of the universe as the genius creation of God. Those are two different, but inseparable and interconnected worlds, celestial and terrestrial ones, and each of them has its own functions, and each of them was populated by inhabitants of completely different appearances, types and habits. The natural (like nature itself) fusion of truth and fiction in the monuments of the verbal, oral and written culture of the Arab Middle Ages gave impetus to the appearance of visual images created by paints and lines. Their numerousness and diversity unfold a panorama of an amazing and incomprehensible world of fantasy and reality in front of the reader-spectator.

Для цитирования:

Стародуб Т.Х. Образы природы в арабской миниатюре XII–XIV веков // Academia. 2020. № 2. С. 183–193. DOI: 10.37953/2079-0341-2020-2-1-183-193

Особенности иконографии античных богов в живописных работах флорентийского мастера Аполлонио ди Джованни (1415/17 – 1465)

Аннотация

В XV веке растущее внимание к гуманистической культуре обусловило появление в живописи Италии сюжетов и образов, пришедших из поэзии и истории Античности. Статья посвящена рассмотрению специфики трактовки образов античных богов в книжных миниатюрах и декоративной живописи флорентийского мастера Аполлонио ди Джованни. Объектом изучения стали миниатюры Кодекса Вергилия из библиотеки Риккардиана и повествовательные картины, украшавшие свадебные сундуки (cassoni). В тексте статьи уделено внимание принципам визуальной интерпретации образов: композиции, изобразительным приемам, использованию атрибутов. При общем средневековом подходе к изображению античных персонажей, мастер опирается на литературные источники, что проявляется, в частности, в деталях иконографических решений.

Abstract

In the 15th century in Italy due to the growing attention to humanistic culture, masters of visual arts represented plots and images, that came from poetry and history of Antiquity. This essay is devoted to the specific submission of ancient gods’ images in Apollonio di Giovanni’s book miniatures and decorative paintings. The objects of study are miniatures of the Virgil Codex (MS 492, Riccardian Library), and narrative paintings, which adorn florentine wedding chests (cassoni). The article focuses on visual interpretations of images: compositions, representative techniques, attributes. Despite of common medieval depiction of antique motifs, the master’s work is distinguished by reliance on literary sources, expressed in some details of iconographic solutions.

Для цитирования:

Пивень М.Г. Особенности иконографии античных богов в живописных работах флорентийского мастера Аполлонио ди Джованни (1415/17–1465) // Academia. 2020. № 2. С. 210–218. DOI: 10.37953/2079-0341-2020-2-1-210-218 

Поэтика реальности в творчестве Эдварда Хоппера

Аннотация

Статья посвящена интерпретации образов одиночества и отчужденности в живописи американского художника Эдварда Хоппера, который считал свои картины плодами внутреннего опыта. Некоторые из его полотен можно рассматривать как своеобразные психологические автопортреты-интроспекции, иллюстрирующие отсутствие близких отношений между героями, которые кажутся замкнутыми и отрешенными, не способными на человеческий контакт.

Abstract

The main subjects of this article are themes and images in the works of the American artist Edward Hopper, as well as their interpretations. Hopper believed that his paintings were personal statements, results of inner experience. Therefore, some paintings could be considered as a kind of psychological introspections. Many of his works illustrate the absence of close relationship between heroes who seem to be withdrawn and detached, incapable to make any contact.

Для цитирования:

Ярцева О.А. Поэтика реальности в творчестве Эдварда Хоппера // Academia. 2020. № 2. С. 285–289. DOI: 10.37953-2079-0341-2020-2-1-285-289

История определения сюжета мраморной статуи из собрания Юрьевичей

Аннотация

Статья посвящена установлению авторского названия мраморной статуи, исполненной популярным в XIX веке итальянским скульптором Сальваторе Альбано. Статуя поступила в музей вскоре после революции 1917 года из семейной коллекции дворянского рода Юрьевичей. В музейный инвентарь она была записана под названием «Спящий ангел». Но изображенная фигура явно женская, что противоречит иконографическому канону. Очевидно, что авторское название было искажено из-за ошибки в записях или утраты документов, что нередко случалось в первые послереволюционные годы. Вернуть авторское название помог список произведений скульптора, составленный его близким другом, известным итальянским ученым-литературоведом и писателем, графом Анджело Де Губернатисом.

Abstract

This article is devoted to the problem of name’s identification of original marble statue, made by extremely popular in 19th century Italian sculptor Salvatore Albano. The statue came to the museum soon after the revolution of 1917 from the noble family collection of Yurievich. In the museum inventory it was recorded as “Sleeping angel”. But the figure is clearly female, which contradicts iconographic canons. It is obvious that the author’s name was distorted because of the errors in records or lost documents, which often happened in the first post-revolutionary years. The list of works of the sculptor, compiled by his close friend, a famous Italian scholar and writer, count Angelo De Gubernatis, helped to return the author’s name of the statue.

Для цитирования:

Щетина М.В. История определения сюжета мраморной статуи из собрания Юрьевичей // Academia. 2020. № 2. С. 268–272. DOI: 10.37953/2079-0341-2020-2-1-268-272

В тени черного тюрбана: cемиотические трансформации одного цветочного изобразительного мотива в голландском искусстве XVII века

Аннотация

Статья посвящена изучению цветочного натюрморта в голландской живописи XVII века и уточнению места, роли и значения изображения тюльпана. Автор уделяет внимание также истории бытования тюльпана в Европе, его месту в голландской экономике и системе культурных и эстетических ценностей. Рассматривается ряд работ – от ботанических зарисовок и «портретных» изображений цветка до изображений букетов, а также мифологические и аллегорические картины, более полное понимание которых становится возможным благодаря смысловым аспектам, вносимым в картину изображением роскошного «тюрбана».

Abstract

This article deals with the investigation of floral still-life in 17th-century Dutch painting and the special meaning of tulips in such works. The author points out the problem of the unique position of this flower in the every-day life and its place in the Dutch economy and the system of cultural and aesthetic values. The paper investigates botanical drawings of flowers as well as flower still-lifes and history paintings, which could be interpreted profoundly when one takes into account the meaning of tulip.

Для цитирования:

Королева А.Ю. В тени черного тюрбана: cемиотические трансформации одного цветочного изобразительного мотива в голландском искусстве XVII века // Academia. 2020. № 2. С. 229–238. DOI: 10.37953/2079-0341-2020-2-1-229-238