Голубая мечеть в Тебризе. Архитектура и декор: история и реконструкция
Аннотация
Голубая мечеть в Тебризе, необычный по своим характеристикам памятник ирано-азербайджанской архитектуры и орнаментально-каллиграфического декора середины XV века. Величественные руины – единственное, что уцелело от разрушенного землетрясениями большого культового и благотворительного архитектурного комплекса. В середине и второй половине XIX века французские ориенталисты положили начало научному изучению уцелевших частей сооружения, его планировки и конструкции и – благодаря значительным остаткам архитектурного декора – разбору орнаментов и переводу надписей. Возобновленные в середине XX века исследования, на этот раз – систематические, подтвердили необычность планировки здания, конструктивного и технического разнообразия его оформления. Особое внимание было уделено каллиграфии – носителю важной информации об истории и назначении сооружения. В 1980–1990-х годах на основе сохранившихся и реконструкции утраченных частей здания развернулись работы по восстановлению этого уникального для исламского средневековья архитектурного проекта и его сложной орнаментальной и эпиграфической программы. К апрелю 2010 года, когда автору статьи довелось посетить Тебриз, наружные стены, купола и сводчатые перекрытия мечети, как и ее интерьер, были восстановлены; продолжались работы по реставрации фасадов и отдельных помещений, облицовок стен, арок и сводов. Здание средневековой мечети приобрело функции художественно-исторического музея и стало частью ансамбля прилегающего парка.
Abstract
This article is devoted to the history and peculiar features of the so called Blue Mosque in Tabriz. This outstanding monument of Iranian and Azerbaijanyan architecture of the second half of the 15th century deserves attention as for its ground plan, as for its unusual characteristics of the religious building luxuriously decorated inside and outside with the different ornamental and calligraphic compositions. The poetic name – Blue Mosque – was given to this building, due to predominance of blue, ultramarine and turquoise in its decoration. At first it was called Masjid-e Muzaffariyya (the Mosque of Muzaffar) after name of its founder. The inscription on the portal indicates the name of the ruler Abul-Muzaffar Jahanshah b. Kara-Yusuf Kara-Koyunlu (1438–67) and the date of the beginning of its construction (4 Rabi I 870 AH / October 25, 1465). The inscription on the eastern wall of the portal includes the name of the calligrapher Ni’matallah b. Muhammad Bawwab and the date which, apparently, fixes the time of completion of the ornamental and epigraphic decor on the main entrance (4 Rabi I 873 / 22 September 1468). Formerly, it was a large religious and charity complex, destroyed by earthquakes during centuries. Eventually only the Mosque’s majestic ruins had remained. The mosque was built in common walls with the Mausoleum, or buk’a, that was never been completed. Persian painter Kazi Ahmad, the famous author of the “Treatise on Calligraphers and Artists” (A.D. 1596), highly appreciated the skill of Bawwab, and noted that the inscriptions of the “exalted buk’a of Muzaffariye founded by Jahanshah Mirza in Tabriz were completely fulfilled by him (Bawwab)”. During the middle and the second half of the 19th century, the French Orientalists laid the foundation for the scientific study of the ruins of the building. The restoration started in 1950–1966 and continued in the course of the 1980–1990s, and after 2000 AD. The author of this article had a chance to visit Tabriz in April 2000, and the walls, domes and vaulted ceilings of the mosque as well as the interior were basically restored. The works were continued on the restoration of facades, premises and its finishing. The building of the medieval mosque acquired some functions of an art and history museum, and became part of the adjacent park.
Для цитирования:
Стародуб Т.Х. Голубая мечеть в Тебризе. Архитектура и декор: история и реконструкция // Academia. 2020. № 3. С. 323-333. DOI 10.37953/2079-0341-2020-3-1-323-333
Гравюры с изображением апостолов, выполненные на фабрике Михаила Артемьева: работа с образцами и творческий поиск
Аннотация
Статья «Гравюры с изображением апостолов, выполненные на фабрике Михаила Артемьева: работа с образцами и творческий поиск» посвящена гравюрам из собрания Церковно-археологического музея Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Гравюры, выполненные в технике меццо-тинто, были созданы между 1760–1773 годами в Москве. Вероятно, в работе над ними принимал участие немецкий гравер Иоганн Штенглин (1710/1715–1776). Граверы не прибегали к прямому копированию каких-либо образцов. Обнаруживается определенное сходство с несколькими гравюрами французского мастера Франсуа де Лувемона (1648–?). Некоторые детали московских гравюр перекликаются с иллюстрациями из Библии Николаса Иоанниса Пискатора (1586–1652). В гравюрах фабрики Артемьева можно видеть большую степень творческой свободы авторов, самостоятельный поиск художественного решения, хотя результат этого процесса не всегда безупречен.
Abstract
The article “The engravings depicting the Apostles, executed at the Mikhail Artemyev factory: the use of sources and the creative search” is devoted to the engravings from the collection of the Archaeological Church Museum of St.Tikhon's Orthodox University. The mezzotint engravings were created at Moscow between 1760–1773, probably, with the help of German engraver Johann Stenglin (1710/1715–1776). The engravers did not directly copy any originals. These works show a certain similarity to several engravings by the French engraver Francois de Louvemont (1648–?). Some details of the Moscow engravings correspond to the illustrations from the Bible made by Nicolas Joannes Piscator (1586–1652). In the engravings from the Artemyev factory, we can see a greater degree of creative freedom of their authors, an independent search for an artistic solution, although the result of this process is not always perfect.
Для цитирования:
Нефедова Н. В. Гравюры с изображением апостолов, выполненные на фабрике Михаила Артемьева: работа с образцами и творческий поиск // Academia. 2020. № 3. С. 334-340. DOI 10.37953/2079-0341-2020-3-1-334-340
Европейские гравированные оригиналы в творчестве А.П. Лосенко
Аннотация
В статье исследуется, какие европейские гравированные оригиналы использовались русскими художниками в XVIII веке, главным образом А.П. Лосенко. В качестве нового источника автор рассматривает гравюры с полотен Антуана Куапеля, отмечая не только близость мотивов, но и факты биографии Лосенко, свидетельствующие о внимании русского мастера к творчеству французского академика, и обстоятельства художественного развития эпохи, способствовавшие интересу отечественных знатоков искусства к творчеству Антуана Куапеля.
Abstract
The article examines which European engraved sources were used by Russian artists in the 18th century. An especially thorough examination, from this position, is given to the work of Anton Losenko, one of the most significant Russian painters of the 18th century. The author adds new sources of creative inspiration for Losenko to the recognized ones, such as compositions by Jean Restout,. Among them the author counts engravings from the paintings of Antoine Coypel. Not only the closeness of individual motifs of painting of the French academician and the founder of Russian historical painting is noted, but also the facts of Losenko’s biography and the evolution of the artistic development of the epoch are considered.
Для цитирования:
Пожарова М.А. Европейские гравированные оригиналы в творчестве А.П. Лосенко // Academia. 2020. № 3. С. 341–349. DOI: 10.37953/2079-0341-2020-3-1-341-349
Античность – Ренессанс – Классицизм: связь времен и «связка группов» в рисунке М. И. Козловского «Российская баня» (1778)
Аннотация
Статья посвящена способам цитирования визуальных образов в эпоху риторической культуры, которая простиралась от Античности по XVIII век включительно. В качестве наглядного примера подобного цитирования выбран рисунок М. И. Козловского, который стал его значительным достижением в ходе изучения в Риме художественного наследия древности и Ренессанса. Для выявления конкретных прообразов, которые мог цитировать в своей работе пенсионер Академии художеств, применен метод иконографического анализа отдельных фигур и групп его рисунка в контексте сохранившихся документов: рапортов и, особенно, римского журнала Козловского, направленного им в качестве отчета в Академию, в тесной связи с упоминаемыми и характеризуемыми им в этих текстах произведениями искусства. Анализ позволил впервые обнаружить в «Российской бане» образы, опирающиеся на искусство Рафаэля и его ученика Джулио Романо. Также впервые в исследовании творчества Козловского использован иконологический метод, основой которого стал взгляд на его рисунок сквозь текст И.Ф. Урванова «Краткое руководство к познанию рисования и живописи исторического рода…», что позволило найти современное выпускнику Академии художеств XVIII века теоретическое обоснование его приемов ассимиляции классических образов прошлого. На примере одной из групп в рисунке Козловского, прообраз которой (как и его вероятный источник в античном искусстве) впервые обнаружен автором статьи на ватиканской фреске «Битва Константина», рассмотрена такая весьма важная фигура визуальной риторики, как контрапост (антитезис в вербальных искусствах).
Abstract
The article is devoted to the methods of citing visual images in the rhetorical culture era, which extended from Antiquity to the 18th century inclusive. The drawing by Mikhail Kozlovsky that became his significant achievement in the course of studying the artistic heritage of Antiquity and the Renaissance in Rome was chosen as a case study to achieve this goal. In order to identify prototypes that one of the best students of the Fine Arts Academy could cite in his work the method of iconographic analysis of particular figures and groups of his drawing was applied in the context of preserved documents: reports sent by him to the Academy and, especially, Kozlovsky’s journal of art works that he had seen in Rome. This iconography is considered in close connection with the works of art mentioned and characterized by him in these texts. The analysis allowed us to discover first in the drawing Russian baths images based on the art of Raphael and his pupil Giulio Romano. For the first time in the study of Kozlovsky’s work is also used the iconological method based on the analysis of his drawing through the text of A Brief Guide to the Knowledge of Drawing and Painting of Historical Kind… by his contemporary Ivan Urvanov that allowed to find a theoretical justification of assimilation of the classic images by the graduate of the Fine Arts Academy of the 18th century. The author of the article discovered prototype of one of the groups of Kozlovsky’s drawing in the Vatican fresco Battle of Constantine. On the example of this group (as well as its ancient probable source) he considered a very important figure of visual rhetoric such as the contrapposto (antithesis in verbal art).
Для цитирования:
Сечин А.Г. Античность – Ренессанс – Классицизм: связь времен и «связка группов» в рисунке М.И. Козловского «Российская баня» (1778) // Academia. 2020. № 3. С. 299–322. DOI: 10.37953/2079-0341-2020-3-1-299-322
Монументальная живопись Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Общий обзор памятника и открытия реставраторов 2013–2015 годов
Аннотация
Настоящая статья посвящена малоизученному живописному ансамблю, созданному в XVII веке ведущими мастерами своего времени – стенописи Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Ансамбль состоит из двух основных частей – стенопись четверика (1641, автор Любим Агеев «со товарищи») и роспись галерей собора (1650–1651, авторы Иван Тимофеев, Севастьян Дмитриев и Иосиф Владимиров «со товарищи»). В статье содержится общий обзор данного ансамбля, с приведением историографических сведений. Предлагается краткая история поновлений и реставрационных вмешательств, которая известна благодаря литературе и архивным источникам. Приводится описание фреско-темперной живописи 1641 года в алтаре Успенского собора, которая была раскрыта от записи 1838 года в ходе консервационно-реставрационных работ 2013–2015 годов художниками-реставраторами бригады В.Д. Сарабьянова.
Abstract
This article is dedicated to the insufficiently explored wall painting ensemble created by leading masters of the 17th century: – murals of the Dormition Cathedral of the Kirillo-Belozersky Monastery. The ensemble consists of the murals of the main volume of the structure painted by Lyubim Ageev “with comrades” in 1641 and the cathedral galleries paintings dating from 1650 to 1651 painted by Ivan Timofeev, Sevastyan Dmitriev and Joseph Vladimirov “with comrades”. The first part of the article contains a general overview of this ensemble, with the historiographic information provided. There is a list of renovation and restoration works based on literature and archival data. The second part of the article contains a description of the fresco and tempera painting of 1641 in the altar of the Dormition Cathedral, which was uncovered from renovation of 1838 during the conservation and restoration work of 2013–2015 by restorers headed by V.D. Sarabyanov.
Для цитирования:
Тычинская П.А. Монументальная живопись Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Общий обзор памятника и открытия реставраторов 2013–2015 годов // Academia. 2020. № 3. С. 382–395. DOI 10.37953/2079-0341-2020-3-1-382-395
От стажера к мастеру. Выставочные проекты творческих мастерских РАХ
Аннотация
Рецензия на альбом «Выставочные проекты творческих мастерских. Российской академии художеств (Москва)». 2015-2019. М., 2020. Издание, подготовленное руководителем направления Александром Трошиным, в качестве отчета о проделанной работе.
Abstract
Album review “Exhibition projects of creative workshops of the Russian Academy of Arts (Moscow) 2015–2019”, Moscow, 2020. The publication prepared by the Head of the Department – Alexander Troshin, as a report on the work done.
Для цитирования:
Толстая Н.В. От стажера к мастеру. Выставочные проекты творческих мастерских РАХ // Academia. 2020. № 3. C. 396–398. DOI: 10.37953-2079-0341-2020-3-1-396-398
В традициях Серебряного века. Памяти Ольги Костиной (1947 – 2020)
Аннотация
Статья-воспоминание об искусствоведе Ольге Владимировне Костиной, благодаря подвижническому труду которой на протяжении трех последних десятилетий выходили в свет профессиональные периодические издания – журналы «Русская галерея», «Русское искусство», «Искусствознание», альманах «Панорама искусств».
Abstract
The article is dedicated to the memory of art historian Olga Kostina. In the course of the past three decades professional periodicals “Russian Gallery”, “Russian Art”, “Art Studies Magazine”, almanac “Panorama of Arts” have been published thanks to her valiant work and selfless attitude.
Для цитирования:
Толстая Н.В. В традициях Серебряного века. Памяти Ольги Владимировны Костиной (1947–2020) // Academia. 2020. № 3. C. 404–407. DOI: 10.37953-2079-0341-2020-3-1-404-407
Большой театр фотографа Косорукова. Выставка „Глеб Косоруков. Занавес“ в Музее Москвы
Аннотация
Обзор выставки фотографа Глеба Косорукова в Музее Москвы, подчеркнута актуализация фотографических практик в музейной деятельности, приведены исторические параллели и выявлено новаторство фотографического проекта Косорукова.
Abstract
Review on the exhibition of photographer Gleb Kosorukov in the Museum of Moscow treats the importance of updating the photographic practices within the museums. The review includes the historical parallels for Kosorukov’s work and underlines the innovation of his photographic project.
Для цитирования:
Чмырева И.Ю. Большой театр фотографа Косорукова. Выставка “Глеб Косоруков. Занавес” в Музее Москвы // Academia. 2020. № 3. C. 399-403. DOI: 10.37953-2079-0341-2020-3-1-399-403
Выставочные проекты творческих мастерских Российской академии художеств (Москва) 2015-2019
Аннотация
Художественные образы создают творцы – живописцы, скульпторы, архитекторы, декораторы… Их произведения влияют на эстетические и этические нормы, формируют историческую память человека, воспитывают категории сознания, которые объединяют нас как членов гражданского коллектива. Если художников лишить творческой производственной базы, разорвать звенья единой системы профессиональной подготовки, общество постепенно утратит параметры своей идентичности и родные художественные образы заменят чужие. Необходимость сохранения за Российской академией художеств целостной системы подготовки профессиональных художников наглядно подтверждает наш альбом.
Abstract
Artistic images are created by creator – painters, sculptors, architects, decorators… Their works influence aesthetic and ethical norms, form a person`s historical memory, educate categories of consciousness that unite us as members of a civil society. If artists are deprived of their creative production base, if the links of the unified system of professional training are broken, society will gradually lose the parameters of its identity and native artistic images will replace those of others. The need for the Russian Academy of Arts to preserve an integral system of training professional artists clearly confirms by our album.
Для цитирования:
Трошин А.А. Выставочные проекты творческих мастерских Российской академии художеств (Москва) 2015-2019 // Academia. 2020. № 3. С. 350–351. DOI 10.37953/2079-0341-2020-3-1-350-351
“Манера видеть и мыслить”: образцы Жозефа-Мари Вьена (1717–1809)
Аннотация
Статья посвящена педагогической практике и системе взглядов Ж.-М. Вьена, профессора французской Королевской Академии живописи и скульптуры и парижского наставника пенсионеров Императорской Академии художеств. На протяжении многих лет мастер стремился прививать своим ученикам индивидуальную манеру «видеть и мыслить», основывавшуюся, прежде всего, на постоянной работе с натуры. Внимательное изучение работ античных и Старых мастеров (вторая обязательная составляющая образовательного процесса) должно было, по его мнению, служить взращиванию творческой самостоятельности таланта. В статье предпринята попытка проанализировать, что именно вкладывалось Вьеном в понятие «образца»: произведения искусства, заслуживавшие первоочередного внимания; творцы, заложившие основные принципы воспитания художника. Верность своим взглядам послужила основой педагогического долголетия мастера, еще при жизни признанного «образцовым» наставником и «возродителем» французской школы живописи.
Abstract
This article is dedicated to the pedagogic practice and principles of J.-M Vien, a professor of the French Royal Academy of Painting and Sculpture, and the Parisian mentor of the stipendiats of the St. Petersburg Imperial Academy of Arts. Over the course of many years the artist strove to ingrain in his pupils a singular manner of seeing and thinking, based on incessant studies from nature. A thorough examination of classical and Old Masters’ artistic heritage – another essential part of the educational process – was called upon to develop a creative independence of talents. The author presents here an attempt to analyse what exactly Vien believed to be “exemplary”: works of art deserving of primary attention; the creators who charted out the fundamentals of the artistic upbringing. Staying true to his “principes positifs” led to Vien’s tutorial longevity and gained him, in his lifetime, the reputation of an “exemplary” teacher and the “reviver” of the French School of painting.
Для цитирования:
Марисина И.М. “Манера видеть и мыслить”: образцы Жозефа-Мари Вьена (1717–1809) // Academia. 2020. № 3. С. 352-369. DOI 10.37953/2079-0341-2020-3-1-352-369