Михаил Гаврилович Бирюков. Неизвестный портрет Светлейшего Князя Григория Александровича Потемкина-Таврического. 1789
Светлана В. Моисеева
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия, svetlanamoiseeva@mail.ru
Аннотация.
В статье рассматривается портрет Светлейшего Князя Г.А. Потемкина, недавно обнаруженный профессором Ю.Ш. Абрамовым (Санкт-Петербург) и находящийся в его собрании. Портрет имеет надпись: «Копировалъ ученикъ 5-го возраста М. Бирюковъ. 1789 го Году». Михаил Гаврилович Бирюков (1 сентября 1770 – 12 июля 1809) – воспитанник Академии с 1776 года, ученик С.С. Щукина. В 1791 году вместе с Н.А. Синявским писал программу «представить в российском костюме женщину в упражнении пристойном ее полу» (не сохранилась). В том же году оставлен при Академии в качестве пенсионера. Дальнейшая судьба его неизвестна. В статье предпринята попытка определения автора оригинала, копированного М.Г. Бирюковым, которым, по-видимому, является живописец Г.А. Потемкина Михаил Шибанов.
Ключевые слова:
Императорская Академия художеств, портрет, копирование, С.С. Щукин, М.Г. Бирюков, Г.А. Потемкин-Таврический, А.П. Шебанов, Михаил Шибанов
Для цитирования:
Моисеева С.В. Михаил Гаврилович Бирюков. Портрет Светлейшего Князя Григория Александровича Потемкина-Таврического. Россия. 1789 // Academia. 2020. № 3. С. 370-381. DOI 10.37953/2079-0341-2020-3-1-370-381
Michael Gavrilovitch Biriukov. An unknown portrait of Prince Grigorii Aleksandrovitch Potemkin-Tavricheskii. 1789
Svetlana V. Moiseeva
State Russian Museum, St. Petersburg, Russia, svetlanamoiseeva@mail.ru
Abstract:
This article examines a portrait of Prince Grigorii Aleksandrovitch Potemkin, recently discovered by professor Yuri Schmavonovich Abramov (Saint Petersburg) and currently kept in his collection. The portrait bears a signature: “Copied by a 5th stage (5th “vozrast”) student M. Biriukov, in the year 1789”. Michael Gavrilovitch Biriukov (September 1st 1770 – July 12th 1809) studied at St. Petersburg Academy of Arts from 1776, under tuition of S.S. Shchukin. In 1791 he completed, together with a co-student N.A. Siniavski, an academic programme on the following subject: “present a female in Russian dress in the occupation suitable to her sex” (now lost). In the same year he was chosen to stay on at the Academy as a stipendiat (“pensionnaire”). His later life remains unknown. In an attempt to identify the author of the original, copied by Biriukov, this text suggests Michael Shibanov, the painter to Grigorii Potemkin, as a most likely candidate.
Keywords:
Academy of Arts, portrait, copying, S.S. Shchukin, M.G. Biriukov, G.A. Potemkin-Tavricheskii, A.P. Schebanov, M. Schibanov
For citation:
Moiseeva, S.V. “Michael Gavrilovitch Biriukov. Portrait of Prince Grigorii Aleksandrovitch Potemkin-Tavricheskii. Russia. 1789”, Academia, 2020, no 3. pp. 370-381. DOI 10.37953/2079-0341-2020-3-1-370-381
История русской академической живописи во многих своих аспектах остается еще неисследованной. Имена воспитанников, записанные в протоколах Совета Академии художеств, очень часто остаются лишь именами. Относительно хорошо известен корпус учебных заданий, так называемых программ, выполнявшихся выпускниками живописных, скульптурного и архитектурного классов на соискание первых и вторых золотых медалей.
Учебные копии и самостоятельные работы учеников живописных классов известны, главным образом, по архивным документам. В собрании Русского музея находятся два подобных произведения. Одно из них, «Развалины Колизея», имеет надпись на обороте холста: «5-го воз: Феодоръ Камшиловъ, 1784: Году»; второе, «Пейзаж», – аналогичную надпись: «Ла: Класса П: 5-го во: Петръ Сосинъ 1782 Года». Эти две небольшие картины так и остались единственными известными произведениями Федора Камшилова (1765–?) и Петра Сосина (1764 – не ранее 1793) [ГРМ 1998, с. 92. № 188]; [ГРМ 1998 с. 159. № 433]. Оба были учениками ландшафтного класса.
Тем больше оснований считать сенсацией надпись, обнаруженную на обороте портрета Светлейшего Князя Г.А. Потемкина-Таврического из собрания профессора Ю.Ш. Абрамова (Санкт-Петербург): «Копировалъ ученикъ 5-го возраста М. Бирюковъ. 1789 го Году». Такого рода подписи на произведениях учеников-портретистов Академии до настоящего времени известны не были.
В перечне живописных классов и специальностей, сделанном И.Ф. Урвановым, портретный «род» занимал пятое место [Урванов 1793, с. 36]. Однако, пятая позиция портрета означала равное со всеми прочими подчинение портретного жанра единым методическим установкам – первоочередному для учеников всех без исключения классов требованию «представить».
По замыслу академических педагогов ученик должен был совершенствоваться в одной раз и навсегда избранной области. Однако на деле этого не происходило. Постигая секреты мастерства, будущие жанристы, баталисты, портретисты, пейзажисты и «зверописцы» нередко копировали в академическом музее одни и те же оригиналы. Это могли быть оригиналы как европейских мастеров, поступившие в Академию еще из собрания И.И. Шувалова, так и хранившиеся в Академии картины отечественных художников. В этих условиях общность методических установок, взаимопроникновение сюжетов, тем, идей, композиционных и живописных приемов были неизбежными. Это определяло необходимую степень условности, специфику постановочных и пространственных задач, «сценическое движение», систему аллегорий и аксессуаров, одинаково важные и для портрета, и для исторической картины. С.С. Щукин, ставший руководителем класса живописи портретов после ухода из Академии Д.Г. Левицкого, в целом следовал его методическим установкам, «сочиняя» своим выпускникам программы скорее жанрового, чем собственно портретного характера.
Михаил Гаврилович Бирюков (1 сентября 1770 – 12 июля 1809) был принят в число воспитанников Академии в 1776 году. В журнале приема было записано следующее: «Сим свидетельствую, что означенной мальчик Михайло Гаврилов подлинно сын родной умершего полской наци вольного служителя Гаврила Бирюкова, которой родился 1770 году сентября 1 числа и крещен мною при соборной церкви Исакия Далмацкого, а восприемник был главной полиции вахмистр Давыд Федоров. В чем и подписуюсь Исакиевского собора священник Иоанн Герасимов» [Сборник материалов П. Н. Петрова 1864, т. 1, с. 165–166].
В монографии Л.Н. Целищевой о творчестве С.С. Щукина был приведен не только список произведений самого С.С. Щукина, но и список произведений, выполненных воспитанниками под его руководством. Упоминаются в этом списке и работы Михаила Бирюкова. В 1788 году им были копированы «Купидоны», «Живописец с фамилиею», «Портрет девочки»; в 1789 – портрет Д.А. Голицыной; в 1790 – «Голова Чинчии» и портрет Екатерины II, в 1790–1791 – портрет великой княгини Марии Федоровны. Не исключено, что в последнем случае оригиналом послужила работа С.С. Щукина. В 1791 году этот перечень копий Михаила Бирюкова пополнили «Святая Екатерина» и «Жертвоприношение Авраама» [Целищева 1979, с. 226].
Не был обойден он и академическими наградами, получив в июле 1790 года, вместе с Николаем Синявским, вторую серебряную медаль за рисунок с натуры [Сборник материалов П.Н. Петрова 1864, т. 1, с. 305].
Двадцать восьмого января 1791 года ученикам живописного портретного класса была дана программа «представить в российском костюме женщину в упражнении пристойном ее полу». [Сборник материалов П.Н. Петрова 1864, т. 1, с. 306; Целищева 1979, с. 226]. Судя по документам, ее писали те же Николай Синявский и Михаил Бирюков. [РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. 1. Д. 1093. Л. 11].
Программа Н.А. Синявского сохранилась. В «Краткой описи предметов, составляющих Русский музеум Павла Свиньина» 1829 года она значилась под № 54 и имела название: «Молодая крестьянка, вырывающаяся из объятий красивого ярославца». В каталоге «Русского музеума» картина объявлялась работой Н.А. Синявского без каких-либо сомнений [Русский музеум Павла Свиньина 1829, с. 14].
Существует и акварель Никанора Чернецова, копировавшего и многие другие картины этого собрания. Так называемый «Альбом П.П. Свиньина» находится в настоящее время в Отделе рисунка Государственной Третьяковской галереи. Впервые акварель Н.Г. Чернецова была опубликована в монографии Л.Н. Целищевой «Степан Семенович Щукин. 1762–1828» [Целищева 1979, с. 133]. В 2004 году программа Н.А. Синявского поступила в Русский музей для исследования, и авторство художника было подтверждено [Моисеева 2015, с. 23–32]. В отличие от Н.А. Синявского, награжденного в том же 1791 году второй золотой медалью, Михаил Бирюков медали не получил, и дальнейшая судьба его программы неизвестна.
Четырнадцатого августа 1791 года в чрезвычайном собрании Императорской Академии художеств было утверждено постановление «о воспитанниках Академии 5–го возраста, коим ныне наступило время к выпуску». Академия, «уважая с одной стороны дарование, способность и прилежание, а с другой благоповедение, скромность и добронравие» оставила «еще на некоторое время в Академии пенсионерами следующих воспитанников, которых в знак отличности наградить теперь шпагами» [Сборник материалов П.Н. Петрова 1864, т. 1, с. 151]. Всего при Академии было оставлено тогда двадцать три человека, и в том числе ученики класса живописи портретов Николай Синявский, Иван Дахновский и Михаил Бирюков. Они продолжали работу в натурном рисовальном классе, помогали профессору в непосредственной работе с учениками, дежурили наравне с педагогами в залах и мастерских во время открытия Академии. Имели они право работать и по частным заказам.
Бирюков был награжден не только шпагой, но и второй серебряной медалью за рисование с натуры [Сборник материалов П.Н. Петрова 1864, т. 1, с. 151]. Из документов Академии художеств не вполне ясно, была ли эта медаль заслужена Бирюковым в 1790 году и выдана ему при выпуске, или это была уже медаль 1791 года.
В архивном деле 1791 года содержатся и подробные характеристики оставленных при Академии пенсионеров. В этом списке Михаил Бирюков значится под № 20 и характеризуется следующим образом: «Самолюбивого и упрямого нрава, чист, опрятен и довольно бережлив, послушания несколько имеет, в обхождении стыдлив к должности своей не очень рачителен, и много спит сложения очень здорового» [РГИА, ф. 789, оп. 1, ч. 1, д, 109, л. 16 об.].
Л.Н. Целищева писала, что в 1792 году одними из первых Академию покинули два самых талантливых ученика С.С. Щукина – Михаил Бирюков и Николай Синявский [Целищева 1979, с. 136], но допустила при этом неточность: Евпл Цыгоров, Николай Синявский, Андрей Березников, Яков Филимонов, Иван Кошкин, Николай Фомин и Федор Фарафонтов были выпущены из Академии в июне 1793 года [РГИА. ф. 789, оп. 1, ч. 1, д. 1138]. Примечательно, что имя Михаила Бирюкова в этом списке отсутствует и в дальнейшем в академических документах не встречается. Каков был его жизненный путь после окончания Академии, остается неизвестным.
Подписанная М. Бирюковым копия портрета князя Г.А. Потемкина-Таврического из собрания профессора Ю.Ш. Абрамова (Санкт-Петербург) становится, таким образом, единственной реально существующей в настоящее время работой художника. На этом портрете (холст, масло. 79,5х53,5) светлейший князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический представлен в мундире генерал-фельдмаршала и со всеми высшими наградами Российской Империи: орденами Св. Андрея Первозванного (25.12.1774), Св. Владимира I степени (22.09.1782) и Св. Георгия I степени (16.12.1788), а также с жалованным портретом императрицы (10.07.1774).
Григорий Потемкин был фаворитом Екатерины II в первой половине 1770-х годов; по некоторым данным, был даже заключен тайный брак. Но масштаб этой личности намного превосходил обычный средний уровень любимцев императрицы, и она это отлично понимала. «Какая тебе нужда сказать, что жив не останется тот, кто место твое займет? – писала Екатерина Потемкину в апреле 1774 года. <…> Не печалься. Скорее, ты мною скучишь, нежели я. Как бы то ни было, я приветлива и постоянного сложения, и привычка и дружба более и более любовь во мне подкрепляют. <…> Опасаться тебе причины никакой нету. Равного тебе нету»[1].
В начале 1780-х годов полное титулование Г.А. Потемкина было следующим: «Ея Императорского Величества Самодержицы Всероссийской, Великомилостивой Государыни моей генерал-аншеф, Главнокомандующий сухопутными Ея Императорского величества Войсками в Крыму и Южных Российской империи губерниях расположенных, флотами, плавающими в Черном, Азовском и Каспийском морях, всею легкой конницей, Донским войском и всеми иррегулярными, Государственной Военной Коллегии Вице-Президент, Екатеринославский, Астраханский, Саратовский генерал-губернатор, Ея Величества генерал-адъютант, Действующий Камергер, Кавалергардского Корпуса поручик, Лейб-Гвардии Преображенского полка подполковник, Новотроицкого Кирасирского полка Шеф, над войсками генерал-инспектор, и орденов Российских Св. Андрея Первозванного, Св. Александра Невского, Военного Св. Великомученика Георгия и Св. Равноапостольного князя Владимира – больших крестов, Королевско–Прусского – Черного орла, Датского – Слона, Шведского – Серафима, Польского – Белого орла и Св. Станислава и Великокняжеского Голстинского – Св. Анны – кавалер»[2].
По желанию российской императрицы, грамотой римского императора Иосифа II от 16 февраля 1776 года Григорий Александрович Потемкин возведен, с нисходящим его потомством, в княжеское Римской империи достоинство, с титулом светлости. Высочайшим указом от 20 апреля 1776 года ему было дозволено принять титул и пользоваться им в России.
После посещения в 1787 году императрицей Херсона и Тавриды и за присоединение в 1783 году Тавриды к Российской империи именным высочайшим указом от 8 июля 1787 года светлейшему князю Потемкину был пожалован титул Таврического и повелено именоваться впредь светлейшим князем Потемкиным-Таврическим[3].
Столь внушительный список чинов и должностей светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического, несомненно, требовал и внушительного количества портретов для присутственных мест. После избрания светлейшего князя 13 августа 1779 года почетным любителем Академии художеств его портрет появился и в Зале Совета Академии. Важно подчеркнуть, что этот портрет был написан задолго до приезда в Россию живописца И.Б. Лампи-Старшего, следовательно, данный иконографический тип явно принадлежал другому художнику. Между тем, со времен Д.А. Ровинского и Н.Н. Врангеля традиция упорно связывает все существующие портреты Г.А. Потемкина именно с И.Б. Лампи.
Н.Н. Врангель в «Каталоге старинных произведений искусств, хранящихся в Императорской Академии Художеств» утверждал, что «судя по орденам, портрет писан после 1788 г. По всей вероятности, это копия, исполненная Шибановым с оригинала Лампи, известного по гравюре Уокера и по этюду в Румянцевском музее. Портрет был на выставке в Таврическом дворце» [Врангель 1908, с. 90]. Н.Н. Врангель ошибочно указывал, что Г.А. Потемкин изображен на этом портрете с орденом Св. Георгия I степени, и именно поэтому датировал его концом 1780-х годов [Врангель 1908, с. 90]. В вопросе автора оригинала Н.Н. Врангель был солидарен с Д.А. Ровинским. Но Д.А. Ровинский упоминал совсем о других вещах. Публикуя гравюру Дж. Уокера в третьем томе «Подробного словаря русских гравированных портретов», он отмечал, что «эскиз этого портрета, писанный Лампи масляными красками, находится в Московском музеуме (в Галерее Прянишникова); из адреса II-го отпеч. Гравюры Валкера видно, что портрет Лампи был уже написан в 1789 г., и что поэтому сведение Наглера о том, что Лампи, приехав по вызову Потемкина в Яссы (из Варшавы), застал его уже мертвым, не верно <…>» [Ровинский 1888, т. III, Стб. 1809].
Однако, Н.Ю. Бахаревой удалось установить, что «все приводимые Д.А. Ровинским доводы в пользу авторства Лампи оказываются на сегодняшний день несостоятельными». Имеющиеся документы говорят о том, что художник прибыл в Яссы в конце 1791 года. Незавершенный живописный портрет, в настоящее время хранящийся в Государственной Третьяковской галерее, в течение долгого времени считался предварительным авторским наброском. Но последние исследования показали, что это копия, датируемая 1820-ми годами. Н.Ю. Бахарева совершенно справедливо указывает, что «характер трактовки образа Потемкина существенно отличается от созданного австрийским живописцем знаменитого портрета светлейшего князя в латах (ГЭ, ЭРЖ–1879)» [Бахарева 2020, с. 33–34].
Михаил Шибанов не мог не писать портретов своего сиятельного покровителя, но Н.Н. Врангель не сразу пришел к такому заключению. В каталоге Русского музея императора Александра III, изданном в 1904 году, он отмечал как безусловно принадлежавший Шибанову лишь портрет А.Д. Дмитриева-Мамонова, считая портрет князя Потемкина не вполне достоверным произведением художника [Врангель 1904, т. 2, с. 448].
В 1908 году в «Каталоге старинных произведений искусств, хранящихся в Императорской Академии Художеств» Н.Н. Врангель, и это для настоящей темы очень важно, назвал автором изображения Г.А. Потемкина из Зала Совета Академии именно Михаила Шибанова [Врангель 1908, с. 90–91]. Основания для этого были: в документах Михаил Шибанов неоднократно назывался «живописцем его светлости». По всей видимости, Михаил Шибанов был художником более высокого уровня, чем принято считать: его живописное мастерство было высоко оценено императрицей, портрет в дорожном костюме неоднократно копировался, и придворному миниатюристу П.Г. Жаркову было приказано выполнить несколько миниатюр. Т.В. Алексеева справедливо писала, что, вызвав Шибанова в 1787 году в Киев «для написания с натуры портрета самой императрицы и ее фаворита А.М. Дмитриева-Мамонова», Г.А. Потемкин поручил ему дело, «которое могли счесть для себя почетным крупнейшие тогдашние портретисты» [Алексеева 1976, с. 16].
Портрет Г.А. Потемкина из Зала Совета Академии не лишен труднообъяснимых сегодня противоречий. По логике вещей, портрет Г.А. Потемкина должен был оказаться в Зале Совета Академии не ранее августа 1779 года. Ордена Св. Андрея Первозванного (25.12.1774) и Св. Георгия II степени (26.11.1775) позволяют предположить, что он был исполнен тогда же, в конце 1770-х – начале 1780-х годов – во всяком случае, не позднее 22 сентября 1782 года, когда Г.А. Потемкин был награжден орденом Св. Владимира I степени. Нет среди его наград и жалованного портрета императрицы (1774). Но на портрете князь представлен в мундире генерал-фельдмаршала, то есть в чине, в который он был возведен лишь в 1784 году. Однако мундир мог быть переписан позже. Не исключено, что портрет из Зала Совета мог быть написан около 1776 года, сразу после награждения князя орденом Св. Георгия II степени. Маловероятно, что понадобилось три года для того, чтобы изобразить Г.А. Потемкина с его новой наградой.
В августе 1779 года Михаила Шибанова не было в Петербурге – источники на это не указывают. Надпись на обороте портрета М.Г. Спиридова, напротив, подтверждает, что художник находился в Петербурге в 1776 году [ГТГ 2015, с. 273, № 336].
Таким образом, в Академии мог оказаться уже готовый портрет, который, по- видимому, является одним из самых ранних известных изображений данного иконографического типа. Он стал прототипом всех последующих портретов: удалось выявить несколько изображений с аналогичной комбинацией орденов.
В 1923 году, в период передачи коллекций из музея Академии художеств в Русский музей, портрет Г.А. Потемкина был передан вместе с другими портретами Зала Совета [Акт № 52 от 1 августа 1923 года. № 10]. В Русском музее портрет пробыл недолго: уже в 1924 году он поступил в Третьяковскую галерею, в 1925 году экспонировался на выставке «У истоков русской живописи» [ГТГ 1925, с. 38, № 89], а в 1930 году, по сведениям Г.В. Жидкова, оказался в Смоленском краеведческом музее [Жидков 1954, с. 58–59]. В настоящее время его местонахождение неизвестно.
Интересно, что в акте № 52 от 1 августа 1923 года под № 10 автором портрета был назван не Шибанов, а Шебанов. В 1911 году в 23 томе «Русского биографического словаря» была опубликована небольшая статья, посвященная живописцу Алексею Петровичу Шебанову. «Шебанов Алексей Петрович, – говорилось в ней, – портретист-живописец, воспитанник и пенсионер Императорский С.-Петербургской Академии художеств, крепостной кн. Потемкина. Род. в 1764 г. Воспитывался в Академии художеств; в 1782 г. за рисунки и лепление с натуры и архитектурные чертежи удостоен серебряной медали; в 1785 г. получил первую серебряную медаль за лепку с натуры и малую золотую – за «сочинение по программе на историческую тему». В том же году был выпущен из Академии с аттестатом художника и чином 14 класса и назначен для посылки за границу пенсионером (за историческую живопись). Из его работ считаются лучшими: 1) портрет Екатерины II, написанный им в 1787 г. во время пребывания Екатерины в Киеве; портрет Екатерине очень понравился, и она многим его раздавала в копиях Жаркова и гравированный черной манерой Валькером; 2) портрет светлейшего кн. Гр. Алек. Потемкина-Таврического (хранится в зале Совета Имп. Акад. Худ.); 3) портрет Ивана Ивановича Шувалова в старости; 4) Портрет гр. Дмитриева-Мамонова, написанный в 1785 году. Умер Ш. в самом начале 1800 годов» [Русский биографический словарь 1911, т. XXIII, с. 1–2].
Автор статьи, подписавшийся «Н. Тычино», ссылался на труды П.Н. Петрова – «Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской Академии художеств за сто лет ее существования», журнал «Русская старина» 1877 года и на «Подробный словарь русских гравированных портретов» Д.А. Ровинского [Русский биографический словарь 1911, т. XXIII, с. 2]. Ссылка на «Русскую старину» не точна. П.Н. Петров писал о художнике в статье «Отечественная живопись за сто лет», опубликованной в журнале «Северное сияние» за 1863 год.
П.Н. Петров утверждал, что «у Левицкого, кроме Боровиковского, были и другие ученики. Назовем Шебанова, Мельникова, Щукина и Новикова. Первый отлично исполнил грудное изображение Екатерины в ее красном кафтане и шапке с камком и кистью, спускающимися на затылок как с гренадерской каски. После этого он поехал за границу; первое время писал оттуда донесения и, кажется, даже воротился на родину, но нет помина ни о нем, ни о его произведениях, большинство талантливейших художников наших исчезло так же неожиданно и грустно» [Цит. по: Дягилев С. Портретист Шибанов. С. 126].
И П.Н. Петров, и Д.А. Ровинский и в самом деле прочитали надписи на гравюрах Дж. Уокера с портретов Екатерины II в дорожном костюме и А.М. Дмитриева-Мамонова «Peint par Schebanoff» как «Шебанов», отождествив его с историческим живописцем Алексеем Петровичем Шабановым [Ровинский 1886, т. I, cтб. 705]; [Ровинский 1887, т. II, Стб. 807–808]. Однако уже в 1904 году в альманахе «Мир искусства» увидела свет статья С. Дягилева «Портретист Шибанов». В том же году первая подробная биография Михаила Шибанова была опубликована в каталоге Русского музея императора Александра III, составленного Н.Н. Врангелем [Врангель 1904, т. 2, с. 448]. Таким образом, автор статьи в «Русском биографическом словаре» соединил в своей статье сведения о двух художниках – Алексее Шабанове (1764 – не ранее 1789) и Михаиле Шибанове (? – не ранее 1789).
Алексей Шабанов, сын солдата лейб-гвардии Семеновского полка, был принят в Академию художеств в 1770 году. В 1782 за рисунки с натуры удостоен большой серебряной медали. 14 апреля 1785 года окончил Академию, получив золотую медаль и аттестат художника «исторической живописи». Пенсионер Академии в Риме. В 1788 году копировал «Святого Матфея» работы Гверчино и «Пресвятую деву Марию» Мурильо. Последнее упоминание о художнике встречается в письме, посланном ему Академией в декабре 1789 года, с извещением, что выплата пенсиона заканчивается в феврале 1790 года [ГРМ 1998, с. 176].
Михаил Шибанов был младшим современником Алексея Шабанова. Писал портреты, жанровые картины, образа. По одной версии – крепостной князя Г.А. Потемкина-Таврического. По другой был государственным крестьянином или крепостным семьи адмирала Г.А. Спиридова и происходил из села Мясоедова Переславского уезда Рязанской губернии. Год рождения неизвестен, сведений о художественном образовании Михаила Шибанова также не сохранилось. Существует лишь предположение, что в период работы в Санкт-Петербурге в 1772–1777 годах он мог обучаться у Д.Г. Левицкого или Г.И. Козлова. В 1774 году написал картину «Крестьянский обед», на которой изобразил «суздалской провинции крестьян» (ГТГ). В 1777 году в имении П.М. Нестерова Татарово была написана картина «Празднество свадебного договора» (ГТГ). В 1777–1778 годах работал в Москве. В 1770-е годы написал серию портретов Спиридовых – супруги адмирала Г.А. Спиридова А.М. Спиридовой и сыновей А.Г. и М.Г. Спиридовых, а также родственников Спиридовых Нестеровых.
В 1782–1786 годах руководил работами по сооружению иконостаса и писал образа для Екатерининского собора в Херсоне. В ведомостях денежной казны от 19 февраля 1783 года и 19 августа 1784 года именовался «вольный живописец Шибанов». В то же время, в письме к Г.А. Потемкину от 7 октября 1783 года полковник К. Гакс именовал М. Шибанова «живописцем Вашей Светлости». Весной 1787 года во время путешествия Екатерины II на юг России находился при Г.А. Потемкине и, как уже говорилось, написал портрет Екатерины II в дорожном костюме (ГРМ). Последнее свидетельство о художнике – его письмо управляющему канцелярией Г.А. Потемкина-Таврического В.С. Попову от 1 января 1789 года [ГРМ 1998, с. 176–177].
В собрании Русского музея находится еще одна явная копия с одного из портретов «типа Шибанова». При исследовании этого произведения выяснилось, что первоначально оно принадлежало к той же группе изображений Г.А. Потемкина с георгиевским крестом 2-й степени, который позднее был скрыт. Этот портрет не является работой Михаила Шибанова, его авторство было отведено еще в каталоге живописи Русского музея 1980 года [ГРМ 1980, с. 378, № 6753]. Эти изображения однотипны не только в композиции, но и в деталях; обращает на себя внимание совпадение не только контура изображений, но и расположения шитья на правом рукаве мундира.
Т.В. Алексеевой в свое время был составлен список художников, работавших у Потемкина на юге России с 1782 по 1791 год. В этом списке около пятидесяти имен [Алексеева 1976, с. 31–34]. Среди них были живописцы, работавшие у Г.А. Потемкина и раньше. Предположение, что у «светлейшего» была целая команда живописцев, писавших его портреты, не выглядит неправдоподобным. Михаил Шибанов не упомянут в этом списке, но из всех известных «живописцев его светлости» он был единственным портретистом.
Можно обоснованно предположить, что Шибанов получил преимущественное право писать портреты Г.А. Потемкина, в которых, по мере необходимости, менял и дописывал ордена и уточнял черты лица. Нет оснований утверждать, что все портреты были исполнены Шибановым – чаще всего это были копии, предназначенные для присутственных мест. Многочисленные представительские изображения Г.А. Потемкина должны были соответствовать истине – иными словами, тому сочетанию наград, которое имело место в конкретный момент времени. Между тем, переделок такого рода было не так уж много: в 1780-е годы Г.А. Потемкин получил от императрицы лишь две награды – орден Св. Владимира I степени (1782) и орден Св. Георгия I степени (1788). Гораздо больше проблем создавал быстро меняющийся облик светлейшего князя: портрет из Зала Совета Академии и копию М. Бирюкова разделяет чуть больше десяти лет; за это время прекрасное тонкое лицо сорокалетнего князя уступает место одутловатому и гораздо менее привлекательному.
Копия портрета Г.А. Потемкина, исполненная учеником 5-го возраста Михаила Бирюкова – свидетельство незаурядного таланта и отличной выучки будущего портретиста. Отсутствие натуры всегда заметно, но молодой художник сумел справиться с трудной задачей «представить» в своей копии одного из первых сановников государства.
«Памятные записки В.В. Храповицкого, статс-секретаря императрицы Екатерины Второй» содержат важную информацию, которая позволяет датировать копию Михаила Бирюкова довольно точно. Екатерина II получила известие о взятии Очакова почти через десять дней – 15 декабря. Подполковник Боур, пожалованный в полковники, привез и «особенное письмо» Г.А. Потемкина-Таврического, в котором князь писал, что, «хотел было в Екатеринин день подарить Очаковым, но не все было готово; взяли приступом 6-го Декабря, в Николин день <…>» На следующий день Г.А. Потемкин-Таврический был награжден орденом Св. Георгия I степени [Храповицкий 1862, с. 146–147].
Особый интерес представляет запись А.В. Храповицкого от 4 февраля 1789 года: «В 7-м часу вечера приехал в город Князь Г.А. Потемкин-Таврический» [Храповицкий 1862, с. 170]. Это означало, что к приезду князя в Петербург портреты, на которых он был представлен с новопожалованным орденом Св. Георгия I степени, должны были быть исполнены. Скорее всего, копию М. Бирюкова следует датировать второй половиной декабря 1788 – началом февраля 1789 года. Г.А. Потемкин пробыл в столице до 6 мая 1789 года. За это время ему были пожалованы «повелительный жезл, медаль, грамота похвальная и 100 т. на достройку дома» [Храповицкий 1862, с.184, 189]. Надпись на обороте портрета: «Копировалъ ученикъ 5-го возраста М. Бирюковъ. 1789 го Году» неизбежно порождает вопрос, какой именно оригинал послужил образцом для молодого художника.
В октябре 1789 года в Лондоне была напечатана гравюра Дж. Уокера, но на гравюре, вопреки обычаям XVIII столетия, было указано лишь имя гравера. Имени автора живописного оригинала упомянуто не было [Ровинский 1888, т. III, Стб. 1809]. Гравюра Дж. Уокера совпадала с копией Михаила Бирюкова почти во всех деталях.
На портретных исторических выставках второй половины XIX – начала XX века изображения Г.А. Потемкина экспонировались нередко. Но в каталоге выставки 1870 года присутствовали, главным образом, копии с известного портрета в латах кисти И.Б. Лампи. Таврическая выставка 1905 года значительно расширила круг изображений князя. На ней были представлены портреты из собраний Г.И. Рибопьера, А.А. Бобринского, В.А. Энгельгардта (поколенный) и некоторые другие. При этом портрет из собрания Г.И. Рибопьера публиковался следом за портретом Екатерины II кисти М. Шибанова и позиционировался как работа М. Шибанова (?) [Каталог 1905, III, с. 498, № 501]. В самое последнее время он был воспроизведен в «Иллюстрированном каталоге-реконструкции выставки 1905 года» [Окуренкова 2017, III, с. 75, № 501]. Вполне возможно, что гравюра Дж. Уокера была исполнена именно с портрета данного иконографического типа.
Михаил Бирюков был обязан следовать образцу, который он копировал, во всех деталях. Тем больший интерес представляет иной, чем в абсолютном большинстве случаев, способ ношения наградного портрета императрицы. В иконографии Г.А. Потемкина — это пока единственный случай. Не исключено, что оригинал, с которого копировал М. Бирюков, еще предстоит обнаружить, но, так или иначе, гравюра Дж. Уокера и копия М. Бирюкова оказываются последними в ряду изображений «типа Шибанова» и, безусловно, вновь обнаруженная копия Михаила Бирюкова открывает новую, неизвестную страницу творчества Михаила Шибанова.
Литература
- Алексеева 1976 – Алексеева Т.В. Михаил Шибанов. По новым материалам //Алексеева Т. В. Исследования и находки. М., 1976.
- Бахарева 2020 – Бахарева Н.Ю. Образ Г.А. Потемкина-Таврического в произведениях изобразительного и прикладного искусства // Государственный Эрмитаж. «Это сам Потемкин!». К 280-летию Светлейшего Князя Г.А. Потемкина-Таврического. Каталог выставки. Том 2. СПБ., 2020.
- Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII века. Серия «Живопись XVIII – XX веков». Том 2. 2-е издание, дополненное и переработанное. М., 2015.
- Государственная Третьяковская галерея. У истоков русской живописи. Каталог выставки в ознаменование двухсотлетия со дня основания Академии Наук СССР. М., 1925.
- Государственный Русский музей. Живопись XVIII век. Каталог. Т. 1. СПб., 1998.
- Государственный Русский музей. Живопись. XVIII – начало XX. Каталог. Л., 1980.
- Дягилев 1904 – Дягилев С. Портретист Шибанов // Мир искусства. 1904. Выпуск третий. СПб., 1904.
- Жидков 1954 – Жидков Г.В. М. Шибанов. Художник второй половины XVIII века. М., 1954.
- Окуренкова 2017 – Иллюстрированный каталог-реконструкция выставки 1905 года. Выпуск III. Автор проекта – Надежда Окуренкова. М., 2017.
- Каталог состоящей под высочайшим Его Императорского Величества Государя Императора покровительством историко-художественной выставки русских портретов, устраиваемой в Таврическом дворце, в пользу вдов и сирот павших в бою воинов. СПб., 1905. III.
- Врангель 1908 – Каталог старинных произведений искусств, хранящихся в Императорской Академии Художеств: Барон Н.Н. Врангель // Старые годы. 1908. Приложение.
- Свиньин 1829 – Краткая опись предметов, составляющих Русский музеум Павла Свиньина. Спб., 1829.
- Краткое руководство к познанию рисования и живописи исторического рода, основанное на умозрении и опытах. Сочинено для учащихся художником И.У. СПб., 1793.
- Моисеева 2015 – Моисеева С.В. Забытый живописец Н.А. Синявский (1771 – не ранее 1809). О двух программах портретного класса Академии художеств первой половины 1790-х годов // Российская Академия художеств. Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств / Русское искусство Нового времени. Исследования и материалы. Сборник статей. Шестнадцатый выпуск. По итогам Всероссийской научной конференции «Русское искусство Нового времени. Открытия и интерпретации». Памяти И.В. Рязанцева. Редактор-составитель И.В. Рязанцев. М., 2015.
- Храповицкий 1862 – Памятные записки В.В. Храповицкого, статс-секретаря императрицы Екатерины Второй. Издание полное, с примечанием Г.Н. Геннади. М., 1862.
- Подробный словарь русских гравированных портретов. Составил Д.А. Ровинский. Издание с 700 фототипными портретами. Том I. А – Д. СПБ., 1886.
- Подробный словарь русских гравированных портретов. Составил Д. А. Ровинский. Издание с 700 фототипными портретами. Том II. Е – О. СПБ., 1887.
- Подробный словарь русских гравированных портретов. Составил Д. А. Ровинский. Издание с 700 фототипными портретами. Том III. П – Θ. СПБ., 1888.
- Русский биографический словарь. Шебанов–Шютц. Т. XXIII. СПб., 1911.
- Русский музей императора Александра III. Живопись и скульптура. / Сост. Барон Н. Врангель. [в 2 т.].
- СПб.: Издание Русского Музея Императора Александра III. 1904.
- Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской Академии художеств за сто лет ее существования. В 3-х томах. Под редакцией П.Н. Петрова. Т. 1. СПб., 1864.
- Целищева 1979 – Целищева Л.Н. Степан Семенович Щукин. М., 1979.
References
- Alekseeva, T.V. (1976), Mikhail Shibanov. Po novym materialam // Alekseeva T.V. Issledovaniya i nakhodki. Iskusstvo, Moskow, Russia.
- Bakhareva, N.Yu. (2020), Obras G.A. Potemkina-Tavricheskogo v proizvedeniyakh izobrazitel’nogo i prikladnogo iskusstva // Gosudarstvennyy Ermitag. “Eto sam Potemkin!”. K 280-letiyu Svetleyshego Knyazya G.A. Potemkina-Tavricheskogo. v 2 t. Katalog vystavki, t. 2, Izdatel’stvo Gosudarstvennogo Ermitaga, Saint-Petersburg, Russia.
- Gosydarstvennayya Tret’yakovskaya galereya (GTG 2015), Katalog sobraniya. Zhivopis’ XVIII veka. Seriya “Zhivopis’ XVIII – XX веков”, t. 2, 2-e izdanie, dopolnennoe I pererabotannoe, Moskow, Russia.
- Gosydarstvennayya Tret’yakovskaya galereya (GTG 1925), U istokov russkoy zhivopisi. Katalog vystavki v oznamenovanie dvukhsotletiya so gnya osnovaniya Akademii Nauk SSSR, Moskow, Russia.
- Gosudarstvennyy Russkiy musey (GRM 1998), Zhivopis’ XVIII vek, Katalog, t. 1, Palace Editions, Saint-Petersburg, Russia.
- Gosudarstvennyy Russkiy musey (GRM 1980), Zhivopis’ XVIII – nachalo XX vekf, Katalog, Avrora, iskusstvo, Leningrad, Russia.
- Dyagilev, S. (1904), Portretist Shibanov// Mir iskusstva, vypusk tretiy, Saint-Petersburg, Russia.
- Zhidkov, G.V. (1954), Khudozhnik vtoroy poloviny XVIII veka, Iskusstvo, Moskow, Russia.
- Illyustrirovannyy catalog-rekonstruktsiya vystavki 1905 goda (2017), vypusk III, avtor proekta – Nadezhda Okurenkova, “Minuvshee”, Moskow, Russia.
- Katalog (1905), sostoyashchey pod vysochayshim Ego Imperatorskogo Velichestva Gosudarya Imperatora pokrovitel’stvom istoriko-khudozhestvennoy vystavki russkikh portretov, ustraivaemoy v Tavricheskom dvortse, v pol’zu vdov i sirot pavshikh v boyu voinov. Saint-Petersburg, Russia.
- [Baron Vrangel N.N.] [Vrangel] (1908), Katalog starinnykh proizvedeniy iskusstv, khranyashchikhsya v Akademii Khudozhestv // Starye gody, 1908, Prilozhenie, Saint-Petersburg, Russia.
- Kratkaya opis’ predmetov, sostavlyayushchikh Russkiy museum Pavla Svin’ina [Russkiy museum Pavla Svin’ina] (1829), Saint-Petersburg, Russia.
- [Urvanov I] [Urvanov] (1793), Kratkoe rukovodstvo k poznaniyu risovaniya i zhivopisi istoricheskogo roda, osnovannoe na umozrenii i opytakh. Sochineno dlya uchashchikhsya khudozhnikom I.U., Saint-Petersburg, Russia.
- Moiseeva S.V. (2015), Zabytyy zhivopisets N.A. Sinyavskiy (1771 – ne ranee 1809). O dvukh programmakh portretnogo klassa Akademii khudozhestv pervoy poloviny 1790-kh godov// Rossiyskaya Akademiya khudozhestv, Nauchno-issledovatel’skiy institute teorii I istorii isobrazhitelnych iskusstv/ Russkoe iskusstvo Novogo vremeni. Issledovaniya I materialy. Sbornik statey. Shesnadtsatyy dypusk. Po itogam Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii “Russkoe iskusstvo Novogo vremeni. Otkrytiya i interpretatsii”. Pamyati I.V. Ryazantseva/ Redaktor-sjstavitel’ I.V. Ryazantsev. Pamyatniki istoricheskoy mysli, Moskow, Russia.
- [Khrapovitskiy] (1862), Pamyatnye zapiski A. V. Khrapovitskogo, stats-sekretarya imperatritsy Ekateriny Vtoroy. Izdanie polnoe, s primechaniyzmi G.N. Gennadi, Moskow, Russia.
- [Rovinskiy] (1886), Podrobnyy slovar’ russkikh gravirovannykh portretov. Sostavil D.A. Rovinskiy. Izdanie s 700 fototipnymi portretami, t. I, A-D, Saint-Petersburg, Russia.
- [Rovinskiy] (1887), Podrobnyy slovar’ russkikh gravirovannykh portretov. Sostavil D.A. Rovinskiy. Izdanie s 700 fototipnymi portretami, t. II, E-O, Saint-Petersburg
- [Rovinskiy] (1888), Podrobnyy slovar’ russkikh gravirovannykh portretov. Sostavil D.A. Rovinskiy. Izdanie s 700 fototipnymi portretami, t. I, P-F, Saint-Petersburg, Russia.
- Russkiy biograficheskiy slovar’. Shebanov-Shyutts (1911), Saint-Petersburg, Russia.
- [Baron Vrangel N.N.] [Vrangel] (1904), Russkiy musey imperatora Aleksandra III. Zhivopis’ i skulptura/ Sost. Baron N. Vrangel, v 2 t, t. 2, Saint-Petersburg, Russia.
- Sbornik materialov dlya istorii Imperatorskoy S.-Peterburgskoy Akademii khudozhestv za sto let ee sushchestvovaniya [Sbornik materialov pod redaktsieyu P. N. Petrova] (1864), v 3-ch t., t. I, Saint-Petersburg, Russia.
- Tselishcheva, L.N. (1979), Stepan Semenovich Shchukin, Iskusstvo, Moskow, Russia.
[1] URL: http://elcocheingles.com/Memories/Texts/Ekaterina/Ek_Pismo_Potemkin.htm (дата обращения 07.10.2019).
[2] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Потёмкин,_Григорий_Александрович#cite_note-16. (дата обращения 07.10.2019).
[3] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Потёмкин,_Григорий_Александрович#cite_note-16. (дата обращения 07.10.2019).
Авторы статьи
Информация об авторе
Светлана В. Моисеева, кандидат искусствоведения, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия, 191186, Инженерная ул., 4; svetlanamoiseeva@mail.ru
Author Info
Svetlana V. Moiseeva, Cand. of Sci. (Art history), State Russian Museum, St. Petersburg, Russia, 4 Inzhenernaya St, 191186 St Petersburg, Russia; svetlanamoiseeva@mail.ru