От стажера к мастеру. Выставочные проекты творческих мастерских РАХ

Наталия В. Толстая

Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва, nii-arts@yandex.ru

Аннотация.

Рецензия на альбом «Выставочные проекты творческих мастерских. Российской академии художеств (Москва)». 2015-2019. М., 2020. Издание, подготовленное руководителем направления Александром Трошиным, в качестве отчета о проделанной работе.

Ключевые слова:

выставочные проекты, творческие мастерские, Российская академия художеств

Для цитирования:

Толстая Н.В. От стажера к мастеру. Выставочные проекты творческих мастерских РАХ // Academia. 2020. № 3. C. 396–398. DOI: 10.37953-2079-0341-2020-3-1-396-398

From trainee to master. Exhibition projects of creative workshops of the Russian Academy of Arts

Natalya V. Tolstaya

The Research Institute of Theory and History of Fine Arts of the Russian Academy of Arts, Moscow, Russia; nii-arts@yandex.ru

Abstract.

Album review “Exhibition projects of creative workshops of the Russian Academy of Arts (Moscow) 2015–2019”, Moscow, 2020. The publication prepared by the Head of the Department – Alexander Troshin, as a report on the work done.

Keywords:

exhibition projects, creative workshops, the Russian Academy of Arts

For citation:

Tolstaya, N.V. (2020), “From trainee to master. Exhibition projects of creative workshops of the Russian Academy of Arts”// Academia, 2020, no 3, pp. 396–398. DOI: 10.37953-2079-0341-2020-3-1-396-398

 

Репрезентативный, богато иллюстрированный альбом, посвященный деятельности творческих мастерских РАХ выпущен в нелегких условиях пандемии, однако ни в его великолепном дизайне, ни в полноте материала, в том числе изобразительного, ничто не напоминает об этом. Продуманная структура книги дает полное представление о том, что такое творческие мастерские и какой смысл они имеют для системы академического художественного образования и молодых художников, а великолепное дизайнерское решение и типографское качество придают изданию презентационный характер, демонстрируя важность такого направления в деятельности Академии художеств как воспитание молодого поколения художников.

Книгу открывают приветствие Президента Российской академии художеств З.К. Церетели и архивные материалы 1947 года – документальные свидетельства возобновления  работы Академии художеств в нашей стране. Удивительно, как в эти послевоенные годы, когда, казалось бы, не до зрелищ, были продуманы все детали организации художественного образования, воспроизводившего в советских условиях трехступенчатую систему, существовавшую в конце XVIII – начале ХХ веках в Императорской академии художеств. Особый интерес представляет приведенное в книге Приложение к Постановлению Совмина от 5 августа 1947 года, в котором перечислены 11 мастерских и лабораторий, организуемых при Академии художеств СССР: мастерские мозаики, гипсо-формовочная и бронзолитейная, по обработке камня, живописно-реставрационная и керамическая, литографская, офортная, ксилографическая и макетно-декоративная, фотолаборатория и лаборатория по технологии художественных живописных, скульптурных и графических материалов и даже столярная мастерская.

Академия всегда уделяла большое внимание вопросам образования. Подобно тому как в Императорской академии художеств формирование юных талантов начиналось с раннего детства и оканчивалось пенсионерской поездкой в Европу, в советское время была воспроизведена примерно такая же трехступенчатая система художественного образования: средняя художественная школа, художественный институт, которые функционировали в Москве и Ленинграде и академические мастерские, которыми руководили в разные годы известные мастера живописи, графики, скульптуры, театрально-декорационного искусства: О.Г. Верейский Б.В. Иогансон, Е.А. Кибрик, Г.М. Коржев, М.М. Курилко-Рюмин, Н.А. Пономарев, В.Е. Цигаль, Д.А. Шмаринов.

К сожалению, конец советской эпохи был ознаменован разрушением производственной базы академических мастерских, многие объекты инфраструктуры были навсегда утрачены в условиях рыночной экономики. В настоящее время общее руководство этим направлением деятельности Российской академии художеств осуществляет член-корреспондент РАХ Александр Трошин. Мастерскими (сейчас их всего шесть), руководят художники, чьи произведения демонстрируются вместе с работами их учеников как в книге, так и на выставках, которых в последние годы проходит все больше. А.В. Цигаль руководит творческой мастерской скульптуры, А.Д. Шмаринов – мастерской графики, братья А.П. и С.П. Ткачевы – мастерской живописи, Е.Н. Максимов – мастерской монументальной живописи, Б.А. Мессерер – театрально-декорационной творческой мастерской. Архитектура также представлена среди «знатнейших художеств» – этой мастерской руководит В.Н. Ржевский.

Книга посвящена выставочным проектам мастерских с 2015 по 2019 годы, но фактически рассказывает их более чем 70-летнюю историю, объединяя творческие портреты руководителей и стажеров, которые по окончании двухгодичного пребывания в мастерских, что можно уподобить аспирантуре, выходят вполне самостоятельными, сформированными как творческие личности, художниками. Участие в выставках – это тоже часть профессионального образования художника, соответственно необходимая часть деятельности мастерских. Разные пространства, разные географические точки проведения выставок каждый раз создают новые условия, заставляют пересмотреть собственные работы в связи с произведениями других. Фото с экспозиций в Москве, Севастополе и Симферополе, в которых вместе, рядом, были представлены мэтры и стажеры, показывает как важно и для руководителей, состоявшихся художников, собственным примером подтверждать свой художественный авторитет, выступать на равных и уважительно относиться к младшим коллегам.

 

 

Поделиться:

Авторы статьи

Image

Информация об авторе

Наталия В. Толстая, член-корреспондент Российской академии художеств, директор Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва, Россия; 119034, Москва, ул. Пречистенка, д. 21; nii-arts@yandex.ru

Author Info

Natalya V. Tolstaya, corresponding member of Russian Academy of Arts, Director of the Research Institute of Theory and History of Fine Arts, Russian Academy of Arts, Moscow, Russia; 21, Prechistenka St, 119034 Moscow, Russia; nii-arts@yandex.ru