В традициях Серебряного века. Памяти Ольги Костиной (1947 – 2020)

Наталия В. Толстая

Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва, nii-arts@yandex.ru

Аннотация.

Статья-воспоминание об искусствоведе Ольге Владимировне Костиной, благодаря подвижническому труду которой на протяжении трех последних десятилетий выходили в свет профессиональные периодические издания – журналы «Русская галерея», «Русское искусство», «Искусствознание», альманах «Панорама искусств».

Ключевые слова:

Костина Ольга Владимировна, Ольга Костина, «Русская галерея», «Русское искусство», «Искусствознание», «Панорама искусств», творческое наследие

Для цитирования:

Толстая Н.В. В традициях Серебряного века. Памяти Ольги Владимировны Костиной (1947–2020) // Academia. 2020. № 3. C. 404–407. DOI: 10.37953-2079-0341-2020-3-1-404-407

In the tradition of Silver Age. In memory of Olga Kostina (1947–2020)

Natalya V. Tolstaya

The Research Institute of Theory and History of Fine Arts, Russian Academy of Arts, Moscow, Russia; nii-arts@yandex.ru

Abstract.

The article is dedicated to the memory of art historian Olga Kostina. In the course of the past three decades professional periodicals “Russian Gallery”, “Russian Art”, “Art Studies Magazine”, almanac “Panorama of Arts” have been published thanks to her valiant work and selfless attitude.

Keywords:

Kostina Olga, “Russian Gallery”, “Russian Art”, “Art Studies Magazine”, “Panorama of Arts”, creative heritage

For citation:

Tolstaya, N.V. (2020), “In the tradition of Silver Age. In memory of Olga Kostina (1947–2020)”, Academia, 2020, no 3, pp. 404–407. DOI: 10.37953-2079-0341-2020-3-1-404-407

Ушла из жизни Ольга Владимировна Костина – почетный член Российской академии художеств, кандидат искусствоведения, главный редактор многих журналов по искусству, открытый всему новому профессионал и редких душевных качеств человек[1].

Ольга Владимировна более 30 лет трудилась в Государственном институте искусствознания, а в последние годы – в Научно-исследовательском институте теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. Все музейное и художественное сообщество знало и любило Ольгу Владимировну. Друзьям и коллегам было известно о ее тяжелой многолетней болезни. Но когда она, перенеся сложнейшие операции, неожиданно появлялась на людях, вновь участвуя в нашей художественной жизни, мы готовы были верить в чудо выздоровления от смертельного недуга.

Трудовая биография Ольги Костиной в полной мере отражает те тенденции, которые свойственны искусствоведческой науке нашей страны второй половины XX и первых двух десятилетий XXI века. Погружение в актуальный художественный процесс как нельзя лучше отвечало характеру и натуре Ольги Владимировны – живой, любознательной, увлеченной. Во время перестройки она открыла одну из первых галерей современного искусства – корпоративную галерею «Кросна» на Новом Арбате, показывающую, прежде всего, скульптуру. Многие годы параллельно с научной работой в различных институциях, Ольга Владимировна благодаря своему авторитету и необыкновенному энтузиазму являлась зачинателем нескольких периодических изданий по искусству, а также способствовала возрождению ранее существовавших.

Один из основных, созданных Ольгой Владимировной практически «с нуля», – журнал «Русское искусство», главным редактором которого она была с 2004-го по 2014-й год. Хочется процитировать ее статью, посвященную Соломону Абрамовичу Абрамову (1884–1957), редактору первого «Русского искусства», издававшегося в начале 1920-х: «Моя первая встреча с журналом „Русское искусство“ состоялась в далекие студенческие годы. Помню, как из высокой стопки выписанных в Исторической библиотеке тяжелых томов... рука извлекла самое тонкое, журнальное издание, от которого я замерла. Долго смотрела на обложку – внимание приковал «Натюрморт с красным подносом» П.П. Кончаловского. Но едва ли не более приворожило название – и его почти прямолинейная простота, раскрывающая содержание журнала, и интригующая индивидуальность начертания крупных букв – монументально-рубленых в первом слове и динамично-изящных во втором. А еще более – изображение внизу обложки крупных, наплывающих друг на друга, каких-то „серпастых“ и тем самым выражающих дух времени цифр: 1923. Тогда поразил состав редколлегии, в которую входили видные деятели культуры Серебряного века: Александр Бенуа, Муратов, Грабарь, Аркин, Бакушинский, Голлербах и другие выдающиеся личности, даже Мандельштам и Замятин – в выходных данных все они уважительно значились как сотрудники редакции. Перелистывала страницы и никак не могла взять в толк, каким образом это аристократическое издание с вклеенными иллюстрациями появилось в 23-м году? Основательное погружение в журнал состоялось примерно десятью годами позже. В читальном зале Ленинки просматривала и кое-что читала теперь уже внимательно, каждый раз находя новые привлекательные стороны издания, вышедшего, к сожалению, всего в трех номерах, при этом второй и третий были под одной обложкой. Тогда же обратила внимание и на название издательства – „Творчество“, и на его знак, удивилась наличию в редакции всего лишь одного редактора – С.А. Абрамова. Совершенно отчетливо помню промелькнувшую стрелой мысль: вот бы издавать такое... Через много лет вспыхнувшее тогда желание воплотилось в жизнь. К этому времени проект нового РИ был уже выношен и выстроен. Будучи в курсе захватившей меня идеи и разделяя ее, супруги Виктор Михайлович и Елена Владимировна Бехтиевы (Елена Владимировна была одним из авторов журнала „Русская галерея“, который я вела в конце 90-х годов) смогли увлечь проектом возрождения легендарного издания 1923 года руководителей издательского дома „Эдипресс-Конлига“ Александра Владимировича Колосова и Раису Яковлевну Неяглову-Колосову. В 2003 году внутри издательства была организована наша редакция, а в начале 2004 года увидел свет первый номер журнала „Русское искусство“. В 2009 году журнал вышел из состава издательского дома „Эдипресс-Конлига“ и его издателем стал Благотворительный фонд имени П.М. Третьякова... Возрожденный журнал выходит уже в течение десяти лет, знаменуя преемственность отечественной издательско-просветительской традиции»[2].

До последних дней Ольге Владимировне были свойственны неуемная энергия, интуиция и бесстрашие. В 2016 году она, не мыслившая себя без издания, возродила еще одно – альманах «Панорама искусств». Судьба распорядилась так, что она успела увидеть только три выпуска, но вся структура, содержание и внешний облик журнала продуманы ею до мельчайших деталей, а ответственность за дизайн доверена художнику Ирине Андреевне Марц. Теперь важно, чтобы это издание, обогатившее наш культурный ландшафт, продолжало жить.

Заменить некоторых людей невозможно. Это хорошо понимала и сама Ольга Владимировна, кропотливо запечатлевая летопись современной художественной жизни и оставляя материальные свидетельства уходящей эпохи. Костина была замечательным интервьюером, потому что ею всегда двигал искренний интерес. Круг ее собеседников необычайно обширен – это и художники, и коллекционеры, и искусствоведы. Интервью, подготовленные Ольгой Владимировной, часто приобретали особое значение как единственные или последние слова, своеобразное завещание старших коллег и современников. Костина чувствовала потребность в том, чтобы художественные процессы, проходившие на рубеже ХХ–ХХI веков, и яркие творческие индивидуальности оказались зафиксированными в собственных работах и в статьях, возглавляемых ею журналов «Русская галерея», «Русское искусство», «Искусствознание», альманахе «Панорама искусств».

Последней книгой Ольги Владимировны стала вышедшая в свет в конце прошлого года «Архитектура московского метро. 1935–1980-е годы»[3], основой для которой послужили материалы, собиравшиеся еще с 1990-х годов во время работы в Государственном институте искусствознания. И даже в этой теме, освещенной во многих исследовательских трудах, Костина сумела найти свой «нерв» и свое прочтение.

В октябре прошлого года в НИИ теории и истории изобразительного искусства Ольга Владимировна провела две встречи, в которых поделилась подробностями своей профессиональной биографии – о работе галериста и редактора. Это были живые беседы, передающие эстафету следующим поколениям.

Ольга Владимировна не держала в секрете свою болезнь и знала, что век ее отмерен, но все же не переставала планировать будущее, активно содействовала занятиям группы по искусствоведческому образованию, готовила переиздание текстов художника Н.М. Чернышова. Не все замыслы, к сожалению, воплотились в жизнь, и осуществить их без нее будет очень трудно, если не невозможно.

На отпевании в храме Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, настоятель храма и духовник Ольги Владимировны протоиерей Алексий Гомонов сказал, что ныне, на наших глазах, мирянином совершен истинный духовный подвиг – дух одержал победу над плотью.

Все мы – и искусствоведы, и художники – еще долго будем ощущать не только потерю коллеги, но еще более глубокую человеческую потерю.

Соболезнуем всем близким Ольги Владимировны, ее брату, художнику Александру Костину, и с прискорбием осознаем, что осиротели. Единственное утешение – продолжение дел, начатых Ольгой Владимировной.

[1] Частично статья публиковалась в журнале «Русское искусство». 2020. № 3.

[2] Русское искусство. 2013. № 4. С. 76.

[3] Костина 2020  –  Костина О.В. Архитектура московского метро. 1935–1980-е годы. М., 2020.

Поделиться:

Авторы статьи

Image

Информация об авторе

Наталия В. Толстая, член-корреспондент Российской академии художеств, директор Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва, Россия; 119034, Москва, ул. Пречистенка, д. 21; nii-arts@yandex.ru

Author Info

Natalya V. Tolstaya, corresponding member of Russian Academy of Arts, Director of the Research Institute of Theory and History of Fine Arts, Russian Academy of Arts, Moscow, Russia; 21, Prechistenka St, 119034 Moscow, Russia; nii-arts@yandex.ru