Аннотации - 2020 / 4

“Классическое” наследие в византийском и домонгольском искусстве конца XI – раннего XII вв.

Аннотация

Древнерусское искусство в целом было ориентировано на монашескую культуру Византии, и это стало отчетливо ясно в XII в. На ранних этапах развития домонгольской культуры в княжеской среде от Византии усваивалось придворное искусство, полное «классических» реминисценций. Новые находки фресковых фрагментов церкви Благовещения на Городище и Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, наглядно демонстрируют, что аристократические традиции, с элементами «классики», проникали на Русь в период правления рода Мономаховичей. Эти традиции распространились за пределы Киева и Южной Руси и проявились в памятниках Новгорода. Они были живы не только в XI в., но и на протяжении всей первой трети XII в. Такая ситуация вполне соответствовала и сохранению практики княжеского заказа.

Abstract

Old Russian art as a whole was oriented towards the monastic culture of the Byzantine Empire, and this became distinctly clear in the 12th century. The princely community at the early stages of the development of pre-Mongol culture assimilated from Byzantium the court art full of "classical" reminiscences. New finds of fresco fragments of the Church of the Annunciation on Hillfort and the St. George Cathedral of the Yuriev monastery in Novgorod clearly demonstrate that aristocratic traditions, with elements of the “classics” penetrated into Russia during the reign of the House of Monomakh. These traditions spread beyond the boundaries of the Kiev land and Southern Russia and manifested themselves in the monuments of Novgorod. They were alive not only in the 11th century, but throughout the entire first third of the 12th century. This situation was quite consistent with the preservation of the practice of the princely order.

Для цитирования:

Этингоф О.Е. “Классическое” наследие в византийском и домонгольском искусстве конца XI – раннего XII вв. // Academia. 2020. № 4. С. 421­–440. DOI: 10.37953/2079-0341-2020-4-1-421-440

Классическая линия в итальянском пейзаже Ренессанса

Аннотация 

В статье, вошедшей в тематическое целое «Классика в развитии», внимание сосредоточено на классической линии в итальянском пейзаже Ренессанса. В своей основе ее воплощает буколический пейзаж. Автор очерчивает схему соотношений античной буколики и ренессансной пасторали, анализируя развитие жанра от изначальной модели к его новым, усложненным формам. Прослеживается характерная для Возрождения трактовка пасторали в ее многомерности, насыщенности акцентами буколическими, литературно-мифологическими, религиозными, философскими. Это позволяет заключить, что мотив аркадийского пространства обретает в живописи  Возрождения глубинную содержательность, становясь, по сути, основой для «выстраивания» пейзажа мифологического, библейского, аллегорического.

Abstract

The article, entitled «The Classical Tradition in its Development», included into the present collection research, pays special attention to classical line in landscape of Italian Renaissance, with its Bucolic matter being the essence of it. The author outlines the scheme of ancient Bucolic, correlates it with the analysis of the vision of the Renaissance Pastoral, which is here depicted in development from initial model of the Pastoral to its new, complicated one.  The author traces back the traditional interpretation of the Renaissance conception of the Pastoral in its multidimensional nature, and also, in its saturation with Bucolic, literary-mythological, philosophical meanings. This perspective allows concluding that the motif of the Pastoral landscape acquires deep substantive content in Renaissance paintings, thus becoming the constructing basis for other types of landscapes – mythological, biblical, allegorical among them.

Для цитирования:

Козлова С.И. Классическая линия в итальянском пейзаже Ренессанса  // Academia. 2020. № 4. С. 488-499. DOI: 10.37953/2079-0341-2020-4-1-488-499

Античные мотивы в расписанных Пинтуриккио римских капеллах

Аннотация

В статье прослежена эволюция античных мотивов в римских капеллах, расписанных Пинтуриккио и его мастерской. Впервые отмечено смысловое значение гротеска в программе росписи этих религиозных ансамблей, большая часть которых так или иначе связана с античной историей. Продемонстрировано, как в использовании античных приемов и персонажей воплощается идея триумфа христианства над языческим прошлым. Показана роль Пинтуриккио – опытного и талантливого художника, виртуозно писавшего фрески, – в изобретательном и остроумном продумывании программы росписи и умелой и рациональной организации хода работ. Проанализированы богатые возможности имитации различных техник (восходящие к иллюзионистической живописи Древнего Рима). Достигаемый благодаря их органичному использованию синтез искусств производит мощное эстетическое впечатление и оказывает сильное эмоциональное и религиозное воздействие на посетителя капеллы.

Abstract

The article traces the evolution of ancient motifs in the Roman chapels painted by Pinturicchio and his workshop. For the first time, the symbolic significance of the grotesque is noted in the program of painting in these religious ensembles, most of which are somehow connected with an ancient history. It is shown how the use of antique techniques and characters embodies the idea of the triumph of Christianity over the pagan past. The role of Pinturicchio – an experienced and talented artist who masterfully painted frescoes – in inventive and witty thinking of the program of painting and skillful and rational organization of the work course is shown. The rich possibilities of imitating of various techniques (dating back to the illusionistic painting of Ancient Rome) are analyzed. The synthesis of art achieved through their organic use makes a powerful aesthetic impression and has a strong emotional and religious impact on the chapel visitor.

Для цитирования:

Тараканова Е.И. Античные мотивы в расписанных Пинтуриккио римских капеллах // Academia. 2020. № 4. С. 464-478. DOI: 10.37953/2079-0341-2020-4-1-464-478

Греко-римские и византийские традиции в миниатюре арабского средневековья

Аннотация

Сравнительный анализ памятников изобразительного искусства Ближнего Востока разных эпох позволяет предположить, что красочные настенные росписи, рельефы и мозаики дворцов, культовых и общественных зданий, как и иллюстрированные греческие, латинские и сирийские свитки и кодексы, созданные в давнем и недавнем доисламском прошлом Передней Азии либо современные первым столетиям Халифата, служили «питательной средой» для развития новой для исламского мира художественной формы – книжной миниатюры.

В произведениях монументального искусства городов-государств доисламской древней Сирии и Месопотамии обнаруживаются черты, позволяющие видеть в наследии художественных культур античного и раннесредневекового Средиземноморья и несредиземноморского Эллинизированного Востока не только колыбель, но и школы греко-римской и ранневизантийской миниатюры, дополняющей и украшающей тексты древних свитков и кодексов. С поглощением этих регионов Арабским халифатом и формированием исламской цивилизации эти школы, наряду с живым и развивающимся искусством Византии, стали источниками знания и умения для художников арабских рукописей.

Оформление позднеантичных и византийских кодексов помимо иллюстраций в тексте инспирировало включение в арабские манускрипты фронтисписа с «портретом» автора и посвятительных картин – отдельных миниатюр, в аллегорической форме прославляющих заказчика или венценосного адресата книги. Со временем стиль миниатюр арабских рукописей утратил видимые связи как с греко-римскими, так и с византийскими прототипами. Однако обретение собственных стилистических приёмов и норм не означало ни окончательного отхода, ни полного отрицания полученных уроков книжной живописи. В том или ином виде их воздействие проявлялось и в более поздних иллюстрированных арабских манускриптах, хотя и ориентированных теперь на модели и идеалы Ирана и Восточной Азии.

Abstract

A comparative analysis of the Middle Eastern art monuments from different epochs urge the assumption upon us that colourful murals, reliefs and mosaics of palaces, religious and public buildings, just as the illustrated Greek, Latin and Syrian scrolls and codes, created in distant and recent the Western Asia pre-Islamic past or in the early centuries of the Caliphate, served as a kind of breeding ground for the development of a new art form for the Islamic world – a book miniature.

In the works of monumental art of the city-states of pre-Islamic ancient Syria and Mesopotamia, traits are found that allow us to see in the heritage of the different art cultures of the ancient and early medieval Mediterranean and the non-Mediterranean Hellenized East not only a cradle, but also schools of Greco-Roman and Early Byzantine miniatures that complement and decorate texts of the ancient manuscripts. With the absorption of these regions by the Caliphate and the development of the medieval Islamic civilization, these schools, next to the vivid and developing art of Byzantium, became sources of knowledge and skill for the designers of Arabic manuscripts.

The design of Greek, Latin and Syrian codes, along with the illustrations in the text, inspired the inclusion in the Arabic manuscripts of the frontispiece with the "portrait" of the author (or authors) of the book, and 'the dedication picture' – that were the separate miniatures glorifying the patron or the crowned addressee of the book in allegorical form. Over time, the style of Arabic manuscripts had lost the visible connection with both Greco-Roman and Byzantine prototypes. However, the acquisition of their own stylistic devices, methods and norms did not mean either a final deviation or a complete denial of lessons of the classical book painting. In one form or another, their contribution in Medieval Near Eastern arts was also manifested in the later illustrated Arabic manuscripts, although now at most they were oriented toward the models and ideals of Iran and Eastern Asia.

Для цитирования:

Стародуб Т.Х. Греко-римские и византийские традиции в миниатюре арабского средневековья // Academia. 2020. № 4. С. 441–463. DOI: 10.37953/2079-0341-2020-4-1-441-463

Классический идеал. Памяти Валентины Александровны Крючковой (1939-2018)

Аннотация

Статья посвящена памяти историка искусства Валентины Александровны Крючковой (1939-2018), профессиональному наследию и значению ее трудов для современного искусствознания.

Abstract

The article is devoted to the memory of art historian Michael Nikolaevich Sokolov (1946–2016), professional heritage and the significance of his works for contemporary art history.

Для цитирования:

Федотова Е.Д. Классический идеал. Памяти Валентины Александровны Крючковой (1939-2018) // Academia. 2020. № 4. C. 414–415. DOI: 10.37953-2079-0341-2020-4-1-414-415

Керамика – расширение границ

Аннотация

Статья посвящена актуальным явлениям в современной отечественной керамике. Рассматривается масштабная тематическая выставка, проходившая летом 2020 года в Московском доме художника на Кузнецком, 11 под слоганом «ЧелоВечность», анализируется концепция выставки и творчество художников-керамистов, участвовавших в этом проекте.

Abstract

In article is devoted to common phenomena in modern Russian ceramics. A large-scale thematic exhibition is being considered that took place in the summer of 2020 at the Moscow House of Artists on Kuznetsky, 11 under the slogan "Humanity. The concept of exhibition and work of the ceramic artists participating in this project are analyzed.

Для цитирования:

Орлов С.И. Керамика – расширение границ // Academia. 2020. № 4. C. 513-524. DOI: 10.37953/2079-0341-2020-4-1-513-524

Личный музейный манифест – размышляя о нашем времени

Аннотация

Рассматриваются альтернативные культурные и финансовые модели взаимодействия национальных художественных музеев и публики (в частности, Пинакотеки Брера), выход из сферы только лишь публичного пространства в дополненную реальность (интернет-трансляции, онлайн-услуги), предлагается обоснование экономической модели музейного менеджмента за счет постоянных взносов и изменения статуса посетителей на постоянных пользователей.

Abstract

Alternative cultural and financial models of interaction between the national art museums and public (specifically, Pinacoteca di Brera), leaving the sphere of only public space in augmented reality (Internet broadcasts, online services), it is proposed to substantiate the economic model of museum management through constant contributions and changing the status of visitors to regular users.

Для цитирования:

Брэдберн Д.М.  Личный музейный манифест – размышляя о нашем времени // Academia. 2020. № 4. С. 529–537. DOI: 10.37953-2079-0341-2020-4-1-529-537

“Всадники” Марино Марини

Аннотация

Статья посвящена творчеству известного итальянского скульптора Марино Марини (1901–1980). Он являлся участником многих крупных экспозиций в Италии и за рубежом, лауреатом многих международных выставок. Фонд скульптора и Центр документации его наследия был создан в 1979 году в его родном городе, в Пистойе. Там хранятся скульптуры, графика, фотографии, каталоги выставок, книги, посвященные его творчеству. В 1975 году в Милане, где долгие годы он преподавал в художественных вузах, был открыт Музей Марини. Талант скульптора развивался под влиянием выдающегося итальянского скульптора XX века – Артуро Мартини, с которым он познакомился в 1926 году. В статье рассказывается о биографии Марини и о главной теме его творчества – образах «лошади и всадника» («cavallo e cavagliere»). В них он воплощал отзвуки собственных ассоциаций с событиями современности, также соотнося своих «всадников» с наследием пластики этрусков, так как являлся уроженцем Тосканы. Эта «una forma in una idea» получила развитие в скульптуре и графике Марини от первых работ 1930-х годов до композиций 1960-х («Чудо», «Крик» и других). Драматичная история XX столетия всегда была импульсом для создания его работ. Он оставался вне официальных заказов, был «свободной сущностью», следуя завету Артуро Мартини.

Abstract

The article is devoted to the creation of well-known Italian sculptor Marino Marini (1901–1980). He was the participant of many qreat displays in Italy and abroad, prize-winner of international exhibitions. The Fund of Marini and the Centre of documentation of his legacy was created in 1979 in one’s home town – Pistoia. His sculptures, drawings, photographyes, catalogues keeps there. In 1975 in Milano, where he teached at great artistic institutes for a long time, was opened «Museum Marini». His talent formed under the influence of distinguished italian sculptor of XXᵗʰ century – Arturo Martini, them meeting happened in 1926. In this article the talk is about biography of Marini and about the main theme of his creation – conception of «horse and rider». In these types he incarnated reverberations of one’s own associations with the contemporary events, also correlated the «riders» with the legacy of the plastic art of etruscas, because he was native of Toscana. This «forma in una idea» developed in sculptures and in drawings of Marini from first works of 1930ᵗʰ to the composition of 1950ᵗʰ–1960ᵗʰ («Miracle» – «Miracle», «Grido» – «Cry» and others). The dramatic history of XXᵗʰ century always was the impulse for his works. He stayed out of official orders, was «free essence», followed the precept of Arturo Martini.

Для цитирования:

Федотова Е.Д. “Всадники” Марино Марини // Academia. 2020. № 4. C. 500–506. DOI: 10.37953-2079-0341-2020-4-1-500–506

Живопись наблюдений. К юбилею Павла Федоровича Никонова

Аннотация

Рассказ о выставке произведений народного художника России, академика РАХ, лауреата Государственной премии России Павла Федоровича Никонова, приуроченной к 90-летию художника, состоявшейся осенью 2020 года в залах Российской академии художеств (Пречистенка, 21). В экспозицию вошло около ста произведений живописи и графики, показывающих творчество Никонова за последние двадцать лет.

Abstract

The article presents the exhibition of works by the People’s Artist of Russia, Academician of the Russian Academy of Arts, winner of the State Prize of Russia Pavel Fedorovich Nikonov, dedicated to the 90th anniversary of the master, held in the fall of 2020 in the exhibition halls of the Russian Academy of Arts on Prechistenka. The exhibition shows about a hundred new works of painting and drawing, demonstrating the evolution of the artist’s work over the past twenty years.

Для цитирования:

Саленков А.Г. Живопись наблюдений. К юбилею Павла Федоровича Никонова // Academia. 2020. № 4. С. 525–528. DOI 10.37953/2079-0341-2020-4-1-525–528

Феномен классики в картинах мира ХХ века

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению способа, которым феномен классики функционирует в искусстве ХХ века. Анализ содержательных структур художественного сознания в произведениях отечественных художников, связанных с двумя основными тематическими потоками живописного мира ХХ века – религиозно-мифологическим и светским – позволяет предположить, что сущностно восходящая к античности классика выполняет функцию сохранения его целостности. Показано, что диалог конкретного автора с классикой происходит в форме обращения к картине мира, которая представляет собой проекцию ценностей традиционной художественной культуры в конкретной идейно-эстетической форме.

Abstract

The article considers the mode in which the phenomenon of classics functions in the art of the 20th century. An analysis of the essential structures of artistic consciousness in the works of Russian artists related to two main thematic currents of the pictorial world of the 20th century, religious-mythological and secular, allows us to suggest that the classic, essentially related to antiquity, performs the function of preserving its integrity. It is shown that the dialogue of a particular author with the classics takes place in the form of an appeal to a worldview, which is a projection of the values of traditional art culture in a specific ideological and aesthetic form.

Для цитирования:

Глазов И.В. Феномен классики в картинах мира ХХ века // Academia. 2020. № 4. C. 507-512. DOI: 10.37953/2079-0341-2020-4-1-507-512