Аннотации - 2020 / 4

Личный музейный манифест – размышляя о нашем времени

Аннотация. Рассматриваются альтернативные культурные и финансовые модели взаимодействия национальных художественных музеев и публики (в частности, Пинакотеки Брера), выход из сферы только лишь публичного пространства в дополненную реальность (интернет-трансляции, онлайн-услуги), предлагается обоснование экономической модели музейного менеджмента за счет постоянных взносов и изменения статуса посетителей на постоянных пользователей.

Ключевые слова: Пинакотека Брера, музейная экология, онлайн-музей, виртуальный музей, онлайн-бронирование, основанная на членстве финансовая модель

Для цитирования: Брэдберн Д.М.  Личный музейный манифест – размышляя о нашем времени // Academia. 2020. № 4. С. 529–537. DOI: 10.37953-2079-0341-2020-4-1-529-537

Abstract. Alternative cultural and financial models of interaction between the national art museums and public (specifically, Pinacoteca di Brera), leaving the sphere of only public space in augmented reality (Internet broadcasts, online services), it is proposed to substantiate the economic model of museum management through constant contributions and changing the status of visitors to regular users.

Keywords: Pinacoteca di Brera, museum ecology, online-museum, virtual museum, online booking, membership, membership-based business model

For citation: Bradburne, J.M. (2020), “Personal museum manifesto – thinking in time”, Academia, 2020, no 4, pp. 529-537. DOI: 10.37953-2079-0341-2020-4-1-529-537

Керамика – расширение границ

Аннотация: Статья посвящена актуальным явлениям в современной отечественной керамике. Рассматривается масштабная тематическая выставка, проходившая летом 2020 года в Московском доме художника на Кузнецком, 11 под слоганом «ЧелоВечность», анализируется концепция выставки и творчество художников-керамистов, участвовавших в этом проекте.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, искусство начала ХХI века, керамика, жанры, технологии, мотивы, автопортрет

Для цитирования: Орлов С.И. Керамика – расширение границ // Academia. 2020. № 4. C. 513-524. DOI: 10.37953/2079-0341-2020-3-1-513-524

Abstract. In article is devoted to common phenomena in modern Russian ceramics. A large-scale thematic exhibition is being considered that took place in the summer of 2020 at the Moscow House of Artists on Kuznetsky, 11 under the slogan "Humanity. The concept of exhibition and work of the ceramic artists participating in this project are analyzed.

Keywords: art and crafts, art of the 21th century, ceramics, genres, technologies, motives, self-portret

For citation: Orlov, S.I. (2020), “Ceramics – pushing boundaries” // Academia, 2020, no 4, pp. 513-524. DOI: 10.37953/2079-0341-2020-3-1-513-524

Живопись наблюдений. К юбилею Павла Федоровича Никонова

Аннотация. Рассказ о выставке произведений народного художника России, академика РАХ, лауреата Государственной премии России Павла Федоровича Никонова, приуроченной к 90-летию художника, состоявшейся осенью 2020 года в залах Российской академии художеств (Пречистенка, 21). В экспозицию вошло около ста произведений живописи и графики, показывающих творчество Никонова за последние двадцать лет.

Ключевые слова: Российская академия художеств, Павел Федорович Никонов, Павел Никонов, выставка произведений

Для цитирования: Саленков А.Г. Живопись наблюдений. К юбилею Павла Федоровича Никонова // Academia. 2020. № 4. С. 525–528. DOI 10.37953/2079-0341-2020-4-1-525-528

Abstract. The article presents the exhibition of works by the People’s Artist of Russia, Academician of the Russian Academy of Arts, winner of the State Prize of Russia Pavel Fedorovich Nikonov, dedicated to the 90th anniversary of the master, held in the fall of 2020 in the exhibition halls of the Russian Academy of Arts on Prechistenka. The exhibition shows about a hundred new works of painting and drawing, demonstrating the evolution of the artist’s work over the past twenty years.

Keywords: Russian Academy of Arts, Pavel Fedorovich Nikonov, exhibition of works of art

For citation: Salenkov, A.G. (2020), Painting observations. To anniversary of Pavel Fedorovich Nikonov, Academia, 2020, no 4, pp. 525–528. DOI 10.37953/2079-0341-2020-4-1-525-528

Греко-римские и византийские традиции в миниатюре арабского средневековья

Аннотация. Сравнительный анализ памятников изобразительного искусства Ближнего Востока разных эпох позволяет предположить, что красочные настенные росписи, рельефы и мозаики дворцов, культовых и общественных зданий, как и иллюстрированные греческие, латинские и сирийские свитки и кодексы, созданные в давнем и недавнем доисламском прошлом Передней Азии либо современные первым столетиям Халифата, служили «питательной средой» для развития новой для исламского мира художественной формы – книжной миниатюры.

В произведениях монументального искусства городов-государств доисламской древней Сирии и Месопотамии обнаруживаются черты, позволяющие видеть в наследии художественных культур античного и раннесредневекового Средиземноморья и несредиземноморского Эллинизированного Востока не только колыбель, но и школы греко-римской и ранневизантийской миниатюры, дополняющей и украшающей тексты древних свитков и кодексов. С поглощением этих регионов Арабским халифатом и формированием исламской цивилизации эти школы, наряду с живым и развивающимся искусством Византии, стали источниками знания и умения для художников арабских рукописей.

Оформление позднеантичных и византийских кодексов помимо иллюстраций в тексте инспирировало включение в арабские манускрипты фронтисписа с «портретом» автора и посвятительных картин – отдельных миниатюр, в аллегорической форме прославляющих заказчика или венценосного адресата книги. Со временем стиль миниатюр арабских рукописей утратил видимые связи как с греко-римскими, так и с византийскими прототипами. Однако обретение собственных стилистических приёмов и норм не означало ни окончательного отхода, ни полного отрицания полученных уроков книжной живописи. В том или ином виде их воздействие проявлялось и в более поздних иллюстрированных арабских манускриптах, хотя и ориентированных теперь на модели и идеалы Ирана и Восточной Азии.

Ключевые слова: миниатюра, мозаика, настенные росписи, арабское средневековье, греко-римское, парфянское, восточно-эллинистическое, византийское искусство

Для цитирования: Стародуб Т.Х. Греко-римские и византийские традиции в миниатюре арабского средневековья // Academia. 2020. № 4. С. 441–463. DOI: 10.37953/2079-0341-2020-4-1-441-463

Abstract. A comparative analysis of the Middle Eastern art monuments from different epochs urge the assumption upon us that colourful murals, reliefs and mosaics of palaces, religious and public buildings, just as the illustrated Greek, Latin and Syrian scrolls and codes, created in distant and recent the Western Asia pre-Islamic past or in the early centuries of the Caliphate, served as a kind of breeding ground for the development of a new art form for the Islamic world – a book miniature.

In the works of monumental art of the city-states of pre-Islamic ancient Syria and Mesopotamia, traits are found that allow us to see in the heritage of the different art cultures of the ancient and early medieval Mediterranean and the non-Mediterranean Hellenized East not only a cradle, but also schools of Greco-Roman and Early Byzantine miniatures that complement and decorate texts of the ancient manuscripts. With the absorption of these regions by the Caliphate and the development of the medieval Islamic civilization, these schools, next to the vivid and developing art of Byzantium, became sources of knowledge and skill for the designers of Arabic manuscripts.

The design of Greek, Latin and Syrian codes, along with the illustrations in the text, inspired the inclusion in the Arabic manuscripts of the frontispiece with the "portrait" of the author (or authors) of the book, and 'the dedication picture' – that were the separate miniatures glorifying the patron or the crowned addressee of the book in allegorical form.

Over time, the style of Arabic manuscripts had lost the visible connection with both Greco-Roman and Byzantine prototypes. However, the acquisition of their own stylistic devices, methods and norms did not mean either a final deviation or a complete denial of lessons of the classical book painting. In one form or another, their contribution in Medieval Near Eastern arts was also manifested in the later illustrated Arabic manuscripts, although now at most they were oriented toward the models and ideals of Iran and Eastern Asia.

Keywords: miniature, mosaic, wall painting, Arab Middle Ages, Greco-Roman, Parthian, Eastern Hellenistic art, Byzantine painting

For citation: Starodub, T.Kh. (2020), “Graeco-Roman and Byzantine traditions in the miniature of the Arab Middle Ages”, Academia, 2020, no 4, pp. 400–400. DOI 10.37953/2079-0341-2020-4-1-400-400

 

“Классическое” наследие в византийском и домонгольском искусстве конца XI – раннего XII вв.

Аннотация. Древнерусское искусство в целом было ориентировано на монашескую культуру Византии, и это стало отчетливо ясно в XII в. На ранних этапах развития домонгольской культуры в княжеской среде от Византии усваивалось придворное искусство, полное «классических» реминисценций. Новые находки фресковых фрагментов церкви Благовещения на Городище и Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, наглядно демонстрируют, что аристократические традиции, с элементами «классики», проникали на Русь в период правления рода Мономаховичей. Эти традиции распространились за пределы Киева и Южной Руси и проявились в памятниках Новгорода. Они были живы не только в XI в., но и на протяжении всей первой трети XII в. Такая ситуация вполне соответствовала и сохранению практики княжеского заказа.

Ключевые слова: фреска, «классическая» традиция, Константинополь, Киев, Новгород, аристократия, монашество

Для цитирования: Этингоф О.Е. “Классическое” наследие в византийском и домонгольском искусстве конца XI – раннего XII вв. // Academia. 2020. № 4. С. 421–440. DOI: 10.37953/2079-0341-2020-4-1-421-440

Abstract. Old Russian art as a whole was oriented towards the monastic culture of the Byzantine Empire, and this became distinctly clear in the 12th century. The princely community at the early stages of the development of pre-Mongol culture assimilated from Byzantium the court art full of "classical" reminiscences. New finds of fresco fragments of the Church of the Annunciation on Hillfort and the St. George Cathedral of the Yuriev monastery in Novgorod clearly demonstrate that aristocratic traditions, with elements of the “classics” penetrated into Russia during the reign of the House of Monomakh. These traditions spread beyond the boundaries of the Kiev land and Southern Russia and manifested themselves in the monuments of Novgorod. They were alive not only in the 11th century, but throughout the entire first third of the 12th century. This situation was quite consistent with the preservation of the practice of the princely order.

Keywords: fresco, “classical” tradition, Constantinople, Kiev, Novgorod, aristocracy, monasticism

For citation: Etinhof, O.E. “Classical” heritage in Byzantine and pre-Mongolian art of the late 11th – early 12th centuries”, Academia, 2020, no 4, pp. 421­–440. DOI: 10.37953/2079-0341-2020-4-1-421-440

Классическая линия в итальянском пейзаже Ренессанса

Аннотация.  В статье, вошедшей в тематическое целое «Классика в развитии», внимание сосредоточено на классической линии в итальянском пейзаже Ренессанса. В своей основе ее воплощает буколический пейзаж. Автор очерчивает схему соотношений античной буколики и ренессансной пасторали, анализируя развитие жанра от изначальной модели к его новым, усложненным формам. Прослеживается характерная для Возрождения трактовка пасторали в ее многомерности, насыщенности акцентами буколическими, литературно-мифологическими, религиозными, философскими. Это позволяет заключить, что мотив аркадийского пространства обретает в живописи  Возрождения глубинную содержательность, становясь, по сути, основой для «выстраивания» пейзажа мифологического, библейского, аллегорического.

Ключевые слова: Ренессанс, живопись, графика, Джорджоне, Тициан, пейзаж, буколика, пастораль, Аркадия. 

Для цитирования: Козлова С.И. Классическая линия в итальянском пейзаже Ренессанса  // Academia. 2020. № 4. С. 488-499. DOI: 10.37953/2079-0341-2020-4-1-488-499

Abstract. The article, entitled «The Classical Tradition in its Development», included into the present collection research, pays special attention to classical line in landscape of Italian Renaissance, with its Bucolic matter being the essence of it. The author outlines the scheme of ancient Bucolic, correlates it with the analysis of the vision of the Renaissance Pastoral, which is here depicted in development from initial model of the Pastoral to its new, complicated one.  The author traces back the traditional interpretation of the Renaissance conception of the Pastoral in its multidimensional nature, and also, in its saturation with Bucolic, literary-mythological, philosophical meanings. This perspective allows concluding that the motif of the Pastoral landscape acquires deep substantive content in Renaissance paintings, thus becoming the constructing basis for other types of landscapes – mythological, biblical, allegorical among them.

Keywords: Renaissance, painting, graphic, Giorgione, Titian, landscapes, Bucolic, Pastoral, Arcady.

For citation: Kozlova, S.I. (2020), “The classical topics of a landscape in the Italian Renaissance”, Academia, 2020, no 4, pp. 488-499. DOI: 10.37953-2079-0341-2020-4-1-488-499

Античные мотивы в расписанных Пинтуриккио римских капеллах

Аннотация. В статье прослежена эволюция античных мотивов в римских капеллах, расписанных Пинтуриккио и его мастерской. Впервые отмечено смысловое значение гротеска в программе росписи этих религиозных ансамблей, большая часть которых так или иначе связана с античной историей. Продемонстрировано, как в использовании античных приемов и персонажей воплощается идея триумфа христианства над языческим прошлым. Показана роль Пинтуриккио – опытного и талантливого художника, виртуозно писавшего фрески, – в изобретательном и остроумном продумывании программы росписи и умелой и рациональной организации хода работ. Проанализированы богатые возможности имитации различных техник (восходящие к иллюзионистической живописи Древнего Рима). Достигаемый благодаря их органичному использованию синтез искусств производит мощное эстетическое впечатление и оказывает сильное эмоциональное и религиозное воздействие на посетителя капеллы.

Ключевые слова: Кватроченто, капелла, Пинтуриккио, античные мотивы, гротеск, иллюзионизм

Для цитирования: Тараканова Е.И. Античные мотивы в расписанных Пинтуриккио римских капеллах // Academia. 2020. № 4. С. 464-478. DOI: 10.37953/2079-0341-2020-4-1-464-478

Abstract. The article traces the evolution of ancient motifs in the Roman chapels painted by Pinturicchio and his workshop. For the first time, the symbolic significance of the grotesque is noted in the program of painting in these religious ensembles, most of which are somehow connected with an ancient history. It is shown how the use of antique techniques and characters embodies the idea of the triumph of Christianity over the pagan past. The role of Pinturicchio – an experienced and talented artist who masterfully painted frescoes – in inventive and witty thinking of the program of painting and skillful and rational organization of the work course is shown. The rich possibilities of imitating of various techniques (dating back to the illusionistic painting of Ancient Rome) are analyzed. The synthesis of art achieved through their organic use makes a powerful aesthetic impression and has a strong emotional and religious impact on the chapel visitor.

Keywords: Quattrocento, chapel, Pinturicchio, antique motifs, grotesque, illusionism

For citation: Tarakanova, E.I. (2020), “Antique motifs in Pinturicchio decoration of Roman chapels” // Academia, 2020, no 4, рр. 464-478. DOI: 10.37953/2079-0341-2020-4-1-464-478

Подражание древним и самоценность новизны в работе римских художественных мастерских XVI века

Аннотация:

Исследовав графическое наследие художников, работавших в Риме XVI столетия, мы можем найти немало примеров зарисовок античных памятников, ставших хрестоматийными образцами и справочным материалом для художественных мастерских. В связи с этим вызывает интерес не только то, какие именно древности запечатлевали художники, но и вопрос о том, насколько достоверными были подобные зарисовки. Римские мастерские Чинквеченто сталкивались одновременно с требованием творческой новизны и осознанной подражательностью своего искусства.

Ключевые cлова:

Римский Ренессанс, Чинквеченто, художественная мастерская, подражание античности, invenzione, imitazione

Для цитирования:

Дунина М.В. Подражание древним и самоценность новизны в работе римских художественных мастерских XVI века // Academia. 2020. № 4. C. 479-487. DOI: 10.37953/2079-0341-2020-4-1-479-487

Abstract:

With examination of the graphic heritage of artists who worked in Rome in the 16th century we can find many examples of sketches of ancient monuments, which became examples and reference material for the artistic workshops. In this regard, our interest is not only what antiquities were captured by the artists, but also the question of how accurate such sketches were. The Roman workshops of Cinquecento were faced with the demand for creative novelty and the conscious imitation of their art simultaneously.

Keywords:

Roman Renaissance, Cinquecento, artistic workshop, all'antica, invenzione, imitazione

For citation:

Dunina, M.V. (2020), “Imitation of the ancients and value of novelty in the work of Roman artistic workshops of the 16th century”. Academia, 2020, no 4, pp. 479-487. DOI: 10.37953/2079-0341-2020-4-1-479-487

Влияние Джона Соуна на восприятие классического ордера архитекторами модернизма и постмодернизма

Аннотация: Наследие Джона Соуна, английского архитектора эпохи Регенства, оказало определенное влияние на зодчество XX столетия. Основные принципы стиля архитектора (прежде всего, частичный или полный отказ от ордера) проявили себя в творчестве мастеров функционализма. Филипп Джонсон обратился к работам Соуна в поисках преодоления диктата интернационального стиля, в то время как архитекторы-постмодернисты нашли в произведениях мастера источник для всевозможных цитат и пастишей.

Ключевые слова: aрхитектурный ордер, неоклассицизм, Джон Соун, функционализм, постмодернизм

Для цитирования: Грознов О.Д. Влияние Джона Соуна на восприятие классического ордера архитекторами модернизма и постмодернизма // Academia. 2020. № 4. C. 416-420. DOI 10.37953/2079-0341-2020-4-1-416-420

Abstract. The oeuvre of John Soane, the architect of the Regency era, has influenced to some degree the architecture of the XX century. The staples of his style (first of all his attempts to exclude – entirely or partly – the elements of classical order) can be detected in buildings of the functionalist architects. Philipp Johnson resorted to Soane trying to unfetter his manner from the doctrine of the International style. Meanwhile the postmodernists found in his structures the source for references and pastiches.

Keywords: classical order, neoclassicism, John Soane, functionalism, postmodernism

For citation: Groznov, O.D. (2020), “John Soane’s influence on the perception of classical order by architects of modernism and postmodernism” // Academia, 2020, № 4, pp. 416-420. DOI 10.37953/2079-0341-2020-4-1-416-420

Феномен классики в картинах мира ХХ века

Аннотация:

Статья посвящена рассмотрению способа, которым феномен классики функционирует в искусстве ХХ века. Анализ содержательных структур художественного сознания в произведениях отечественных художников, связанных с двумя основными тематическими потоками живописного мира ХХ века – религиозно-мифологическим и светским – позволяет предположить, что сущностно восходящая к античности классика выполняет функцию сохранения его целостности. Показано, что диалог конкретного автора с классикой происходит в форме обращения к картине мира, которая представляет собой проекцию ценностей традиционной художественной культуры в конкретной идейно-эстетической форме.

Ключевые слова:

классицизм, неоклассицизм, неоакадемизм, авангард, искусство ХХ века, русская живопись

Для цитирования:

Глазов И.В. Феномен классики в картинах мира ХХ века // Academia. 2020. № 4. C. 507-514. DOI: 10.37953/2079-0341-2020-4-1-507-512

Abstract:

The article considers the mode in which the phenomenon of classics functions in the art of the 20th century. An analysis of the essential structures of artistic consciousness in the works of Russian artists related to two main thematic currents of the pictorial world of the 20th century, religious-mythological and secular, allows us to suggest that the classic, essentially related to antiquity, performs the function of preserving its integrity. It is shown that the dialogue of a particular author with the classics takes place in the form of an appeal to a worldview, which is a projection of the values of traditional art culture in a specific ideological and aesthetic form.

Keywords:

Classicism, neoclassicism, neo-academism, avant-garde, twentieth-century art, Russian painting

For citation:

Glazov, I.V. (2020),The phenomenon of classics in the worldviews of the 20th century” // Academia, 2020, no 4, pp. 507-512. DOI: 10.37953/2079-0341-2020-4-1-507-512