Наши учителя
Андрей А. Карев
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия
Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва, Россия, ankarev@yandex.ru
Аннотация.
Статья посвящена творческому наследию историков искусства О.С. Евангуловой (1933–2016) и И.В. Рязанцева (1932–2014), оценке значимости их вклада в изучение художественных процессов русского искусства XVIII– начала XIX веков и развитию отечественной искусствоведческой школы по изучению русского искусства XVIII века.
Ключевые слова:
Евангулова Ольга Сергеевна, О.С. Евангулова, Рязанцев Игорь Васильевич, И.В. Рязанцев, русское искусство XVIII века, русская живопись XVIII – начала XIX веков, барокко, классицизм, типология, стиль, россика, творческое наследие
Для цитирования:
Карев А.А. Наши учителя // Academia. 2021. № 1. С. 7–10. DOI: 10.37953/2079-0341-2021-1-1-7-10
Our teachers
Andrey A. Karev
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation;
Research Institute of Theory and History of Fine Arts, Russian Academy of Arts, Moscow, Russian Federation, ankarev@yandex.ru
Abstract.
The article is devoted to creative heritage of art historians O.S. Evangulova (1933-2016) and I.V. Ryazantsev (1932-2014), assessment of the significance of their contribution to the study of the artistic processes of Russian art of the XVIII – early XIX centuries and the development of the Russian art school for the study of Russian art of the XVIII century.
Keywords:
Evangulova Olga Sergeevna, Evangulova O.S., Riazantsev Igor Vasilyevich, Riazantsev I.V., Russian art of XVIII century, Russian painting of XVIII-early XIX centuries baroque, classicism, typology, style, rossika, creative heritage
For citation:
Karev, A.A. (2021), “Our teachers”, Academia, 2021, no 1, pp. 7–10. DOI: 10.37953/2079-0341-2021-1-1-7-10
Наши учителя, профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Ольга Сергеевна Евангулова (1933–2016) и академик Российской академии художеств Игорь Васильевич Рязанцев (1932–2014), встретились в Московском университете в 1951 году и до конца своей жизни уже не расставались. Работали вместе в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры им. А.В. Щусева. Через несколько лет по очереди поступили в очную аспирантуру на кафедру русского и советского искусства МГУ, где писали диссертации под руководством профессора А.А. Федорова-Давыдова. После аспирантуры, в 1963 году, Ольга Сергеевна остается на своей родной кафедре в качестве ассистента, а Игорь Васильевич в том же году поступает на работу в сектор декоративно-прикладного и монументального искусства НИИ теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР (НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств). Исходные позиции на исследовательском поле были очень близкими: интерес к русской архитектуре XVIII в. Только Ольга Сергеевна избрала в качестве объекта внимания зодчество эпохи барокко, а Игорь Васильевич предпочел архитектуру стиля классицизм. Любопытно, что через некоторое время у семьи ученых наметилось изменение интереса в сторону изобразительного искусства. Ольга Сергеевна больше стала тяготеть к живописи, а Игорь Васильевич, отдав дань советскому декоративно-прикладному и монументальному искусству, обратился к скульптуре, что отразилось и на темах докторских диссертаций: «Русская скульптура второй половины XVIII – начала XIX века (проблемы тематики и ее художественного воплощения)» (1988), «Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII века. Проблемы становления художественных принципов Нового времени» (1989).
Как всегда, в педагогическом опыте большое значение имеет характер взаимодействия научного поиска и метода преподавания. О.С. Евангулова за относительно короткий период создает комплекс аудиторных занятий из нескольких спецкурсов и спецсеминара как своего рода систему многоуровневой профессиональной подготовки, начиная со студентов 3 курса и заканчивая аспирантами, соискателями и докторантами. Первоначально много внимания уделялось типологии, стилю и проблемам местной локальной школы. Подключение изобразительного материала привело к обсуждению вопросов своеобразия русского искусства в контексте общеевропейского художественного процесса. К концу 1970-х годов важное место в спецсеминаре стали занимать проблемы россики. Появилась цепь дипломов, а затем и диссертаций, посвященных творчеству иностранных мастеров в России. Параллельно с этим росло внимание к портрету и пейзажу, как наиболее важным явлениям русской живописи XVIII – начала XIX в. Каждый раз тематика спецкурса, статей и монографий в той или иной степени соотносилась с преобладающими интересами дипломников, аспирантов и докторантов. Так было с усадебной проблематикой и вопросами восприятия русским человеком западноевропейской культуры. Одной из важных методологических задач профессор О.С. Евангулова считала выявление степени участия заказчика в создании произведения искусства, что нашло отражение в студенческих работах и в последней ее монографии о московской архитектуре. Большая заслуга Ольги Сергеевны состоит в налаживании контактов с петербургской университетской научной школой изучения русского искусства XVIII, главой которой была Татьяна Валериановна Ильина (1934–2020).
Особый этап в научном творчестве И.В. Рязанцева наступил с переходом его в 1971 году в сектор (позже – отдел) русского искусства XVIII–XIX веков НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ. В это время наметился и переход к проблематике скульптуры эпохи классицизма в России, получивший отражение в нескольких монографиях.
Отдельного разговора и внимания заслуживает участие И.В. Рязанцева в том, что принято называть образовательным процессом. Непосредственное общение со студентами носило эпизодический характер. Однако он был ответственным редактором и автором разделов во втором и третьем изданиях учебника «История русского искусства» для художественных вузов, в отделе был подготовлен, хотя, к сожалению, остался не изданным новый учебник.
Игорь Васильевич, в качестве председателя активно и неформально участвовал в работе Государственных аттестационных комиссий в крупнейших художественных вузах страны: Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина и Московском государственном академическом художественном институте им. В.И. Сурикова.
Основатель серии научных сборников «Русское искусство Нового времени» Игорь Васильевич как редактор-составитель был одновременно требовательным и отзывчивым человеком, обладал достаточной широтой взглядов, чтобы принять непривычную по своей концепции статью, но тщательнейшим образом следил за общим научным уровнем.
Трудно переоценить значение для нас, авторов данного тематического выпуска журнала «Academia», примера преданности своему делу, методологической пользы трудов и непосредственных контактов в виде лекций, семинаров и просто частных бесед с учеными, оставившими глубокий след в отечественном искусствознании.
Авторы статьи
Информация об авторе
Андрей А. Карев, доктор искусствоведения, профессор, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 119991, Россия, Москва, Ленинские горы, д. 1; Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств,119034, Россия, Москва, ул. Пречистенка, д. 21, ankarev@yandex.ru
Author Info
Andrey A. Karev, Dr. of Sci. (Art history), professor, Lomonosov Moscow State University, Leninskie Gory, 1, 119991, Moscow, Russia; Research Institute of Theory and History of Fine Arts, Russian Academy of Arts, Moscow, Russia, 21 Prechistenka St, 119034, Moscow, Russia; ankarev@yandex.ru