Ближний круг: Суриков и Кончаловский
Аннотация
Родство В.И. Сурикова и П.П. Кончаловского, представителей разных генераций русского искусства и различных творческих устремлений, рассматривается в аспекте творческих взаимосвязей и в контексте культурных процессов начала ХХ века. Семейные обстоятельства повлияли и на схожий modus vivendi, и совместные поездки в Сибирь на родину Сурикова в Красноярск, а также в Европу – в Германию, во Францию, в Испанию, и общие взгляды на классические произведения, и работу плечом к плечу и в художественной студии Англада в Париже, и на этюдах в путешествиях.
Abstract
Vasily Surikov’s and Piotr Konchalovsky’s kinship, the kinship of representatives of different generations of Russian art and various creative aspirations, is considered in the aspect of creative interconnections and in the context of the cultural processes of the early 20th century. Here it should be remembered their similar modus vivendi, and joint trips to Siberia, Surikovʼs homeland, to Krasnoyarsk, and also to Europe – Germany, o France, Spain; common views on classics; their joint work at the art studio of H. Anglada Camarasa in Paris and their sketches done while traveling.
Для цитирования:
Геташвили Н.В. Ближний круг: Суриков и Кончаловский // Academia. 2021. № 3. С. 244–254. DOI: 10.37953/2079-0341-2021-3-1-244-254
Италия в жизни и творчестве выдающихся мастеров исторической живописи – В.И. Сурикова и Яна Матейко
Аннотация
«Матейко имел великую национальную душу и умел горячо и кстати выражать любовь к своему народу своим творчеством», – это высказывание И.Е. Репина по праву можно отнести и к В.И. Сурикову. К сожалению, исследователи его творчества сталкиваются с тем, что замкнутый образ жизни художника во многом способствовал отсутствию объемного эпистолярного и мемуарного наследия. Сведения же о польском художнике Яне Матейко, который вел такой же затворнический образ жизни, более обширны. В статье автор останавливается на роли Италии в жизни и творчестве этих двух выдающихся исторических живописцев, ярких представителей славянской культуры, которых, кроме приверженности исторической живописи, объединяло определенное сходство характеров, жизненных установок и творческой позиции.
Abstract
Ilya Repin wrote, “Matejko had a great national soul, he could as a painter express his love to his compatriots boldly and just to the point”. This statement can be attached to Surikov’s creative activity as well. Unfortunately, the researchers of Surikov’s works have to realize that painter’s secluded lifestyle obviously led to an insufficient number of letters and memoirs. The information on the Polish artist Jan Matejko is more extensive though he also was a recluse in his life. The author of the article pays special attention to Italy, and its role in private and artistic life of Surikov and Matejko. Both represented Slavonic culture, both were adherents to historical painting, and, moreover, had much in common as for their tempers, existential and creative principles.
Для цитирования:
Хасьянова Л.С. Италия в жизни и творчестве выдающихся мастеров исторической живописи – В.И. Сурикова и Яна Матейко // Academia. 2021. № 3. С. 234–243. DOI: 10.37953/2079-0341-2021-3-1-234-243
Диалог на виражах. Василий Суриков и «модернизм»: коллизия взаимоотношений
Аннотация
В статье рассмотрены особенности диалога, который возникает на рубеже XIX–XX столетий между творческими поисками В.И. Сурикова и новейшими модернистскими течениями в России, начиная от символизма художников круга «Мира искусства» и «Голубой розы» и кончая разными стадиями русского авангарда – от «Бубнового валета» до супрематизма. В основе композиции исследования лежит «контрапункт» двух вопросов: как воспринял Суриков «модернизм» и как «модернизм» воспринимал Сурикова. Понятие «модернизм» в данном случае трактовано в расширенном смысле поиска современных началу XX столетия образных и пластических средств выражения, выходивших за границы передвижнического реализма. Коллизия взаимоотношений рассмотрена сквозь призму устойчивых пластических и эмоциональных черт художественной поэтики самого Сурикова, а потому затрагивает вопросы личного понимания мастером природы искусства и проблемы новаторства, волновавшие его до конца дней и нашедшие выражение в декоративных и лирически-экспрессивных чертах позднего периода творчества.
Abstract
The article deals with the peculiarities of the dialogue which occurred at the turn of the 19th century between the creative searches of Surikov and the newest modernist trends in Russia: from Symbolism of the artists of the World of Art (known in Russian as Mir Iskusstva) group and the Blue Rose (Golubaya Roza) circle to the different stages of the Russian avant-garde – from the Jack of Diamonds (Bubnovy Valet) to Suprematism. The composition of the study is based on the counterpoint of two questions – how Surikov perceived “modernism” and how “modernism” perceived Surikov. The concept of “modernism” in this case is interpreted in the extended sense of the creative search to the early 20th century for unconventional art of magical and plastic means of expression that went beyond the limits of the Itinerant (Рeredvizhniki) Movement’s realism. The collision of relationships is viewed through the prism of the stable plastic and emotional features of the artistic poetics of Surikov himself. That is why the author touches the issues of the artists’s personal understanding of the nature of art and the problems of innovation, which worried him until the end of his life and found expression in the decorative, lyrical and expressive features of the late creative period.
Для цитирования:
Давыдова О.С. Диалог на виражах. Василий Суриков и «модернизм»: коллизия взаимоотношений // Academia. 2021. № 3. С. 255–270. DOI: 10.37953/2079-0341-2021-3-1-255-270
Караваджо – нарушитель спокойствия и революционер
Аннотация
Открывающий историю искусства новой постренессансной Европы итальянский мастер Караваджо (1571–1610) должен, наконец, быть поставлен в ряд нарушителей спокойствия – эстетических и социокультурных мятежников Нового времени. Для обоснования этого предположения, сформулированного, прежде всего отечественными искусствоведами Е.И. Ротенбергом и М.И. Свидерской, достаточно проследить этапы развития искусства мастера – от ранней стадии «скверных анекдотов» и сцен из жизни городского дна до новаторских вызывающих произведений на библейские темы.
Abstract
Caravaggio (1571–1610) chronologically opens (or prepares) the new stage of art history known as Modernity. He must be finally ranked among the troublemakers – the aesthetic and socio-cultural rebels of this era. This idea belongs to Russian art historians E.I. Rotenberg and M.I. Sviderskaya and explores Caravaggio’s artistic development from early stages of “nasty anecdotes” to mature works on biblical themes treated in a challenging manner
Для цитирования:
Якимович А.К. Караваджо – нарушитель спокойствия и революционер // Academia. 2021. № 3. C. 282–292. DOI: 10.37953/2079-0341-2021-3-1-282-292
Выставки Российской академии художеств (1992 – начало 2000-х гг.)
Аннотация
Статья посвящена выставочной деятельности Российской академии художеств после реорганизации Академии художеств СССР в 1992 году. В ней рассматривается, как вырабатывались в этот сложный переходный период новые экспозиционные принципы показа современной художественной практики в ее взаимосвязи с традициями отечественного искусства. Среди них выделялись выставки творческого наследия известных династий отечественных художников (в том числе Васнецовых, Жилинских, Рукавишниковых и др.).
Развитие выставочной деятельности Российской академии художеств было тесно связано с подготовкой ее выставочных залов, нуждавшихся в реставрации, и открытием примыкающей к ней Галереи искусств Зураба Церетели.
Abstract
The article focuses on the exhibition activities of the Russian Academy of Arts after the reorganization of the USSR Academy of Arts in 1992. The author analyzes how new expositional principles of showing modern artistic practices connected with Russian art tradition were developed during that difficult transition period. Among them one can single out exhibitions dedicated to the creative heritage of famous dynasties of Russian artists (including the Vasnetsovs, Zhilinsky, Rukavishnikovs, etc.).
The development of the Academy exhibition activities was closely connected with the preparation of its exhibition halls which required restoration and the opening of the adjacent Zurab Tsereteli Art Gallery.
Для цитирования:
Аронов В.Р. Выставки Российской академии художеств (1992 – начало 2000-х гг.) // Academia. 2021. № 3. C. 293–308. DOI: 10.37953/2079-0341-2021-3-1-293-308
В ожидании перемен для традиционных народных промыслов. Памяти Александра Грекова (1954–2021)
Аннотация
Статья посвящена памяти историка искусства А.У. Грекова (1954–2021), значимости его вклада в изучение народных художественных промыслов, их поддержание и развитие в конце ХХ – начале XXI веков.
Abstract
The article is dedicated to the memory of art historian A.U. Grekov (1954–2021), the significance of his contribution to the study of folk arts and crafts, their maintenance and development in the late XX – early XXI centuries.
Для цитирования:
Некрасова М.А. В ожидании перемен для традиционных народных промыслов. Памяти Александра Грекова (1954–2021) // Academia. 2021. № 3. С. 316–319. DOI: 10.37953/2079-0341-2021-3-1-316-319
«Дон Тенорио». Flashtheatre Анатолия Чечика. Цифровая память о прошлом в изобразительном дискурсе
Аннотация
Наш современник Анатолий Чечик принадлежит к числу «умных» художников, чье творчество всегда содержит в себе культурную память о прошлом и требует от зрителя значительного интеллектуального бэкграунда, необходимого для понимания семантических аспектов произведения. Один из вечных образов мировой литературы Дон Жуан Тенорио представлен художником в XXI столетии в мире цифры. На примере произведения флэш-театра анализируются его архетипические свойства: какие из них все еще актуальны, а какие остались в прошлом. Благодаря новым технологиям художник легко манипулирует произведениями искусства разных эпох, используя их в качестве актеров, каждый из которых играет свою роль. Опираясь на содержание, которое было вложено в них десятилетия, столетия, а иногда и тысячелетия назад, автор играючи создает драматургию, режиссирует зрелище, вскрывая новые смыслы традиционного сюжета и одновременно демонстрируя вечные истины, актуальные и в новом мире.
Abstract
Our contemporary Anatoly Chechik is one of the so called “clever” artists. His creations always contain cultural memory of the past and require deep and extensive intellectual background from the viewer for the understanding of semantic aspects of the artwork. The article considers the representation of Don Juan Tenorio – one of the eternal images of the world literature in digital art. In this Flash-theater experience the author analyzes, which of his archetypic traits are outdated and which are still actual. The new technology enables the artist to manipulate the art objects from different epochs and use them as actors of sorts, playing their roles depending on their original content. This way the artist-actionist-protogonist directs the dramaturgy of the action, opening the new meaning and showing the actuality of the eternal in today’s world.
Для цитирования:
Королева А.Ю. «Дон Тенорио». Flashtheatre Анатолия Чечика. Цифровая память о прошлом в изобразительном дискурсе // Academia. 2021. № 3. С. 271–281. DOI: 10.37953/2079-0341-2021-3-1-271-281
Композиция «Суббота всех святых» в росписи Архангельского собора Московского Кремля. Истоки иконографии
Аннотация
В Архангельском соборе композиция «Суббота всех святых» заняла почетное, центральное место в росписи западной стены. Она является продолжением сюжетов на тему Символа веры, представленных в северном и южном пряслах, и раскрывает перед зрителем наглядную картину жизни праведников в Раю, как кульминационная часть цикла. Почетное место, выбранное для нее, обусловлено идеей храма-усыпальницы, где постоянно совершались заупокойные службы по преставившимся князьям. Фреска Архангельского собора способствовала укоренению в царской семье традиции помещать икону «Суббота всех святых» в надгробные иконостасы.
Abstract
In the decoration of the Archangel Cathedral the composition Saturday of All Saints has a central place in the painting of the western wall. It is a continuation of the theme Credo, presented in the northern and southern vertical parts of the facade of the temple, revealing a visual picture of the life of the saints in Paradise, as the culminating part of the cycle. The place of honour chosen for it is due to the idea of a cathedral, where funeral services for the deceased princes were constantly performed. The composition of the Archangel Cathedral contributed to the rooting of the tradition in the royal family to place the icon Saturday of All Saints in the iconostases above the princesʼ tombs.
Для цитирования:
Самойлова Т.Е. Композиция «Суббота всех святых» в росписи Архангельского собора Московского Кремля. Истоки иконографии // Academia. 2021. № 3. С. 226–233. DOI: 10.37953/2079-0341-2021-3-1-226-233
Пророчество о «новом бытии». Книга Елены Сидориной о Казимире Малевиче
Аннотация
Рецензия на книгу Елены Викторовны Сидориной «Казимир Малевич и его пророчество о “новом бытии”», вышедшая в издательстве БуксМАрт в 2021 году.
Abstract
Review of the book by Elena Sidorina “Kazimir Malevich and his prophecy about the ‘new being’”, published by BooksMArt in 2021.
Для цитирования:
Юшкова О.А. Пророчество о «новом бытии». Книга Елены Сидориной о Казимире Малевиче // Academia. 2021. № 3. С. 309–315. DOI: 10.37953/2079-0341-2021-3-1-309-315