Аннотации - 2021 / 4

Эрнст Барлах в России. 2 августа – 27 сентября 1906 года. Откровение пути

Аннотация.

26 апреля 2018 г. в Санкт-Петербурге открылась выставка «Барлах – Кольвиц: В диалоге с русскими современниками». Она размещалась в Мраморном дворце, устроителями были «Общество Эрнста Барлаха» (Гамбург) и Русский музей. Обещанный «диалог» по ряду причин не состоялся, но церемония открытия имела иную подоплёку. Во-первых, юбилейную: выставкой отмечалось 150-летие со дня рождения каждого из этих знаменитых художников; во-вторых – теснейшей биографической и творческой связью их с Россией. Барлах в 1906 г., после двух месяцев пребывания на юге Украины, обрел подлинное откровение будущего своего пути художника-пацифиста; приезда Кольвиц в СССР в 1927 г. ожидали тысячи россиян, уже знакомых с ее творчеством. Все это нашло отражение в экспозиции в Мраморном дворце. Здесь впервые можно было видеть столь полный подбор скульптур и рисунков Барлаха из знаменитого цикла «Русские нищие» (1906 – 1908).

Ключевые слова:

Эрнст Барлах, пейзажи, простор, степь, крестьяне, нищие, зарисовки, танцы, песня

Для цитирования:

Маркин Ю.П. Эрнст Барлах в России. 2 августа – 27 сентября 1906 года. Откровение пути // Academia. 2021. № 4. C. 400–400. DOI: 10.37953‑2079‑0341‑2021‑4‑1‑400-400

Abstract.

On April 26, 2018, the exhibition "Barlach-Kollwitz" opened in St. Petersburg: In a dialogue with Russian contemporaries". It was located in the Marble Palace, the organizers were the Ernst Barlach Society (Hamburg) and the Russian Museum. The promised "dialogue" did not take place for a number of reasons, but the opening ceremony had a different background. Firstly, the anniversary: the exhibition marked the 150th anniversary of the birth of each of these famous artists; secondly – their closest biographical and creative connection with Russia. In 1906, after two months of staying in the south of Ukraine, Barlach found a true revelation of the future of his path as a pacifist artist; thousands of Russians who were already familiar with her work were waiting for Kollwitz to arrive in the USSR in 1927. All this is reflected in the exhibition in the Marble Palace. Here for the first time you could see such a complete selection of sculptures and drawings by Barlakh from the famous cycle "Russian Beggars" (1906-1908).

Keywords:

Ernst Barlach, landscapes, expanse, steppe, peasants, beggars, sketches, dances, song

For citation: 

Markin, Y.P. (2021), “Ernst Barlach in Russia. August 2 – September 27, 1906. Revelation of the Way”, Academia, 2021, no 4, pp. 400–400. DOI: 10.37953‑2079‑0341‑2021‑4‑1‑400-400 

Владимир Куприянов: исчезновение фотографии. К первой посмертной выставке художника «Тень времени» в галерее POP/OFF/ART

Аннотация. 

Статья посвящена первой посмертной выставке «Тень времени» художника и фотографа Владимира Куприянова, состоявшейся в мае 2021 года в московской галерее POP/OFF/ART. В тексте рассматриваются особенности стилистики и работы с материалом; творческая биография художника представлена в контексте развития «современной фотографии» как художественного явления последней трети ХХ века.Статья посвящена первой посмертной выставке «Тень времени» художника и фотографа Владимира Куприянова, состоявшейся в мае 2021 года в московской галерее POP/OFF/ART. В тексте рассматриваются особенности стилистики и работы с материалом; творческая биография художника представлена в контексте развития «современной фотографии» как художественного явления последней трети ХХ века.

Ключевые слова:

cовременная фотография, Владимир Куприянов, дематериализация, найденная фотография, концептуальное искусство, выставка «Тень времени», POP/OFF/ART

Для цитирования:

Чмырева И.Ю. Владимир Куприянов: исчезновение фотографии. К первой посмертной выставке художника «Тень времени» в галерее POP/OFF/ART // Academia. 2021. № 4. C. 400-400. DOI: 10.37953-2079-0341-2021-4-1-400-400

Abstract.

The article is devoted to the first posthumous exhibition “Shadow of Time” by artist and photographer Vladimir Kupriyanov, held in May 2021 at the Moscow POP/OFF/ART gallery. The text examines the individuality of the artist, his personal style and manner of working with the material. The creative biography is presented in the context of Russian "contemporary photography" as a cultural phenomenon of the late twentieth century.

Keywords:

Contemporary photography, Vladimir Kupriyanov, de-materialization, found photography, conceptual image, Shadow of Time, POP/OFF/ART

For citation: 

Chmyreva, I.Yu. (2020), “Vladimir Kupriyanov: the disappearance of the photo. For the first posthumous exhibition of the artist ‘Shadow of Time’” in the POP/OFF/ART gallery” // Academia, 2021, no 4, pp. 400-400. DOI: 10.37953-2079-0341-2021-4-1-400-400

Дань памяти

Аннотация. Воспоминания племянницы И. А. Смирновой о личном с ней общении. В статье также упомянуты малоизвестные факты биографии ученого. Повествование дополнено публикацией письма Р. Паллуккини и фотографией времени стажировки И. А.Смирновой в центре «Фондационе Чини». Завершают статью полная библиография трудов выдающегося итальяниста и пожелание переиздания малоизвестных трудов И.А. Смирновой как памятников научной мысли, сохраняющих непреходящее значение.

Ключевые слова. Искусство итальянского Возрождения, Возрождение в Венеции, Джованни Беллини, Ирина Смирнова

Для цитирования: Academia. 2021. № 4. C. 400–400. DOI: 10.37953‑2079‑0341‑2021‑4‑1‑400-400

Abstract. Memories of I. Smirnova's niece about personal communication with her.  The little-known facts about the biography of the scientist are also mentioned in the article. The narration is supplemented by the publication of R. Pallucchini's letter and a photograph of I. Smirnova's internship at the Fondazione Cini center.  The article ends with a complete bibliography of the works of the outstanding Italianist and the wish to republish the little-known works by I.A.  Smirnova as monuments of scientific thoughts that retain their lasting significance.

Keywords: Italian Renaissance art, early Renaissance in Venice, Giovanni Bellini, Irina Smirnova

For citation: Oblitsova, T.Yu. (2021), “Tribute to memory” // Academia, 2021, no 4, p. 400–400. DOI: 10.37953-2079-0341-2021-4-1-400-400

От классики до современности: новые издания Российской академии художеств за 2020-2021 годы

Аннотация.

Статья подводит итоги презентации книг сотрудников Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, прошедшей 22 сентября 2021 года. В мероприятии приняли участие – академики и члены-корреспонденты Российской академии художеств, доктора и кандидаты искусствоведения, представители издательств и Российского фонда фундаментальных исследований. В публикации дана характеристика изданий 2020–2021 годов, посвященных вопросам изучения искусства как прошлых столетий, так и нашего времени.

Ключевые слова:

искусство, современное искусство, Российская академия художеств, театр, музыка, фотография, живопись, архитектура, декоративно-прикладное искусство

Для цитирования: 

Круглова E.С. От классики до современности: новые издания Российской академии художеств за 2020-2021 годы // Academia. 2021. № 4. С. 400–400. DOI: 10.37953/2079-0341-2021-4-1-400-400

Abstract.

The article summarizes the results of the presentation of the latest books by researchers of the Research Institute of Theory and History of Fine Arts of the Russian Academy of Arts (RAA). Academicians and corresponding members of RAA, PhD and Candidates of Arts History, publishers and members of Russian Foundation for Basic Research took part in the event held on September 22, 2021. This publication represents the characteristics of editions of 2020–21, related to the problems of art of previous times as well as contemporary art.

Keywords:

art, contemporary art, Russian Academy of Arts, theater, music, photography, painting, architecture, applied arts

For citation: 

Kruglova, E.S. (2021),From classics to contemporary: 2020-2021 newest books of Russian Academy of Arts researchers”, Academia, 2021, no 4, pp. 400–400. DOI: 10.37953/2079-0341-2021-4-1-400-400

К 95-летию Ирины Алексеевны Смирновой

Аннотация: Статья посвящена памяти доктора искусствоведения, талантливого ученого Ирины Алексеевны Смирновой. Ученица профессора В.Н. Лазарева, главы кафедры истории искусства в Московском Университете, И.А. Смирнова стала известным специалистом в области искусства Италии эпохи Возрождения. Область ее научных интересов – венецианское ренессансное искусство. Она стала автором многих книг, посвященных этой проблеме. Автор статьи – доктор искусствоведения Е.Д. Федотова, коллега И.А. Смирновой по работе в Научно-исследовательском институте теории и истории изобразительных искусств РАХ – рассказывает о ее профессиональной деятельности и прекрасных человеческих качествах, в том числе готовности всегда помочь молодым специалистам. Текст этой статьи был зачитан 21 октября 2021 года в Институте на Круглом столе, посвященном памяти И.А. Смирновой, для ее коллег и молодых ученых, знающих ее по замечательным книгам, которые вошли в золотой фонд научной литературы по истории искусства.

Ключевые слова: Смирнова Ирина Алексеевна, искусство Италии, ренессансное искусство Италии, венецианское искусство, венецианская живопись эпохи Возрождения

Для цитирования: Федотова Е.Д. Ирина Алексеевна Смирнова (1926–2007) // Academia. 2021. № 4. C. 400–400. DOI: 10.37953‑2079‑0341‑2021‑4‑1‑400-400

Abstract. The article is dedicated to the memory of the gifted scientist Irina A. Smirnova. Being the pupil of professor V. Lazarev, Head of the chair of History of Art in Moscow University, she became the famous specialist in history of the Italian art. Her area of interest was Venetian Renaissance Art and she wrote many books on this subject. Elena D. Fedotova, doctor of Art History and the author of this article, a former colleague of I.A. Smirnova in Research Institute of Theory and History of Fine Arts of the Russian Academy of Arts, describes her scientific activity and high moral standards, including her willingness to help young specialists. Text of this article was read on 21st of October 2021 at the meeting hold in memory of I.A. Smirnova in the Institute, for her former colleagues and young scientists, admiring her splendid works.

Keywords: Irina Smirnova, Art of Italy, Italian Renaissance Art, Venetian Art, Venetian painting of Renaissance

For citation: Fedotova, E.D. (2021), “To the 95th anniversary of Irina Alekseevna Smirnova” // Academia, 2021, no 4, p. 400–400. DOI: 10.37953-2079-0341-2021-4-1-400-400

Ученый-итальянист И.А. Смирнова (1926-2007)

Аннотация.

Статья посвящена памяти Ирины Алексеевны Смирновой, видного ученого, специалиста по искусству Италии эпохи Возрождения, автора фундаментальных исследований, посвященных живописи Венеции XVI века.

Начало ее профессиональной деятельности связано с Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, где она возглавляла отдел популяризации. Но и после того, как Ирина Алексеевна перешла на преподавательскую работу в МГПИ им. Ленина, она продолжала тесно сотрудничать с музеем, проявляя живой интерес к изучению картин венецианской школы из его собрания. К этому периоду относятся воспоминания автора публикации, тогда только начинавшего свой профессиональный путь.

Ключевые слова:

Ирина Алексеевна Смирнова, искусство итальянского Возрождения, венецианская живопись, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Для цитирования:

Маркова В.Э. Ученый-итальянист И.А. Смирнова // Academia. 2021. № 4. C. 400–400. DOI: 10.37953‑2079‑0341‑2021‑4‑1‑400-400

Abstract.

The article is dedicated to the memory of Irina Alekseevna Smirnova, a prominent scientist, specialist in the art of the Italian Renaissance, author of the fundamental research on the Venice paintings of the XVIth century.

The beginning of her professional activity is associated with the Pushkin State Museum of Fine Arts, where she lead the department of popularization. But even later, when Irina Alekseevna had moved to teaching at the Moscow State Pedagogical Institute, she continued to work closely with the museum, showing a keen interest in studying the paintings of the Venetian school from its collection. The memoirs of the author of the publication, who at the time was just starting her professional career, belong to this period.

Keywords:

Irina Alekseevna Smirnova, Italian Renaissance Art, Venetian Painting, the Pushkin State Museum of Fine Arts

For citation:

Markova, V.E. (2021), “Historian of the Italian Art Irina Smirnova (1926–2007)” // Academia, 2021, no 4, p. 400–400. DOI: 10.37953-2079-0341-2021-4-1-400-400

Доступно о сложном. Введение в искусство Боттичелли. Предисловие И.А. Смирновой к альбому живописи и рисунка Сандро Боттичелли

Аннотация.

Текст подготовлен для выступления на Круглом столе 21 октября 2021 года, посвященном памяти выдающегося историка искусства итальянского Ренессанса Ирины Алексеевны Смирновой. Анализируя ее небольшую работу, обращенную к широкой аудитории, автор ставит задачу показать, как, не отступая от глубины излагаемого ею содержания, И.А. Смирнова умеет сделать его предельно доступным своим читателям.

Ключевые слова:

Сандро Боттичелли, живопись, рисунок, изучение творчества, построение работы И.А. Смирновой, узловые моменты

Для цитирования:

Козлова С.И. Доступно о сложном. Введение в искусствo Боттичелли. Предисловие И.А. Смирновой к альбому живописи и рисунка Сандро Боттичелли // Academia. 2021. № 4. C. 400–400. DOI: 10.37953‑2079‑0341‑2021‑4‑1‑400-400

Abstract.

The report, dedicated to the memory of I.A. Smirnova, an outstanding Russian art historian of the Italian Renaissance, was presented on October 21, 2021 at the Institute of the Theory and History of the Fine Arts of the Russian Academy of Arts. It is based on a small work by Irina Smirnova, addressed to a wide audience. Paying attention to the main moments of the text construction, the speaker seeks to demonstrate how, without departing from the depth of the content being presented, I. Smirnova is perfect at making it easily understood by her readers.

Keywords:

Sandro Botticelli, paintings, drawings, studying of Botticelli’s art, the construction of Smirnova’s preface, its main questions

For citation:

Kozlova, S.I. (2021), “Simply about the difficult. Introduction to the art of Botticelli. Irina A. Smirnova’s preface to the album of the paintings and drawings of Sandro Botticelli” // Academia, 2021, no 4, p. 400–400. DOI: 10.37953-2079-0341-2021-4-1-400-400

Посмертные маски во французском искусстве второй половины XIX века

Аннотация.

В статье рассматривается феномен репрезентации парижского морга в искусстве Франции второй половины XIX века. Прослежена история парижского морга, развитие его художественной иконографии, философский взгляд на проблему репрезентации трупа и проникновение образа парижского морга в художественную и популярную литературу рассматриваемого периода. Продемонстрировано, что публичная выставка мертвых имела четкую административную цель: идентификацию тел людей, умерших насильственной смертью. Однако подобное публичное экспонирование спровоцировало массовое увлечение парижским моргом и посмертными масками: реальные тела и лица превращались в объекты проецирования художественных историй и образов, героев городских легенд или сказок, повлиявших не только на визуальную культуру Франции XIX века, но и на современное искусство.

Ключевые слова:

французское искусство второй половины XIX века, парижский морг в искусстве, труп, телесность, посмертная маска, визуальные исследования, Незнакомка из Сены, принцип визуальной аналогии

Для цитирования:

Мартынова Д.О. Посмертные маски во французском искусстве второй половины XIX века // Academia. 2021. № 4. C. 400–400. DOI: 10.37953‑2079‑0341‑2021‑4‑1‑400-400

Abstract.

This article examines the phenomenon of representation of the Paris morgue in the art of France in the second half of the XIXth century. The history of the Paris morgue, the development of its artistic iconography, a philosophical view of the problem of the representation of the corpse and the penetration of the Paris morgue’s images into the artistic and popular literature of the period under consideration are traced. It is demonstrated that the public exhibition of the dead had a clear administrative purpose: identification of the bodies of people who died a violent death. However, such public exposure provoked a massive fascination with the Paris morgue and death masks: real bodies and faces turned into objects of projection of artistic stories and images, heroes of urban legends or fairy tales that influenced not only the visual culture of France of the XIXth century, but also modern and contemporary art.

Keywords:

French art of the second half of the 19th century, Paris morgue in art, cadaver, corporeality, death mask, visual research, The Unknown Woman of the Seine, principle of visual analogy.

For citation:

Martinova, D.O. (2021), “Death masks in French art of the second half of the 19th century” // Academia, 2021, no 4, p. 400–400. DOI: 10.37953-2079-0341-2021-4-1-400-400