К 95-летию Ирины Алексеевны Смирновой

Елена Д. Федотова

Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва, Россия, numero47@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена памяти доктора искусствоведения, талантливого ученого Ирины Алексеевны Смирновой. Ученица профессора В.Н. Лазарева, главы кафедры истории искусства в Московском Университете, И.А. Смирнова стала известным специалистом в области искусства Италии эпохи Возрождения. Область ее научных интересов – венецианское ренессансное искусство. Она стала автором многих книг, посвященных этой проблеме. Автор статьи – доктор искусствоведения Е.Д. Федотова, коллега И.А. Смирновой по работе в Научно-исследовательском институте теории и истории изобразительных искусств РАХ – рассказывает о ее профессиональной деятельности и прекрасных человеческих качествах, в том числе готовности всегда помочь молодым специалистам. Текст этой статьи был зачитан 21 октября 2021 года в Институте на Круглом столе, посвященном памяти И.А. Смирновой, для ее коллег и молодых ученых, знающих ее по замечательным книгам, которые вошли в золотой фонд научной литературы по истории искусства.

Ключевые слова:

Смирнова Ирина Алексеевна, искусство Италии, ренессансное искусство Италии, венецианское искусство, венецианская живопись эпохи Возрождения

Для цитирования:

Федотова Е.Д. К 95-летию Ирины Алексеевны Смирновой // Academia. 2021. № 4. C. 326–329. DOI: 10.37953/2079‑0341‑2021‑4‑1‑326‑329

To the 95th anniversary of Irina Alekseevna Smirnova

Elena D. Fedotova

The Research Institute of Theory and History of Fine Arts of the Russian Academy of Arts, Moscow, Russia, numero47@yandex.ru

Abstract

The article is dedicated to the memory of the gifted scientist I.A. Smirnova. Being the pupil of professor V.N. Lazarev, Head of the chair of History of Art in Moscow University, she became the famous specialist in history of the Italian art. Her area of interest was Venetian Renaissance Art and she wrote many books on this subject. E.D. Fedotova, doctor of Art History and the author of this article, a former colleague of I.A. Smirnova in Research Institute of Theory and History of Fine Arts of the Russian Academy of Arts, describes her scientific activity and high moral standards, including her willingness to help young specialists. Text of this article was read on 21st of October 2021 at the meeting hold in memory of I.A. Smirnova in the Institute, for her former colleagues and young scientists, admiring her splendid works.

Keywords:

Irina Smirnova, Art of Italy, Italian Renaissance Art, Venetian Art, Venetian painting of Renaissance

For citation:

Fedotova, E.D. (2021), “To the 95th anniversary of Irina Alekseevna Smirnova” // Academia, 2021, no 4, p. 326–329. DOI: 10.37953/2079-0341-2021-4-1-326‑329

Ирина Алексеевна Смирнова, доктор искусствоведения, крупный ученый в области итальянского искусства эпохи Возрождения, принадлежала к кругу блистательных отечественных исследователей Ренессанса, в который входили В.Н. Лазарев, М.В. Алпатов, В.Н. Гращенков. Она училась у замечательных профессоров, среди ее преподавателей были В.Н. Лазарев, Б.Р. Виппер, Г.А. Недошивин, А.А. Губер, А.А. Федоров-Давыдов, Ш.М. Розенталь. Себя она всегда считала ученицей и последовательницей В.Н. Лазарева и исповедовала те же принципы и подходы к исследовательской работе. Ее труды отличались фундаментальностью знания, системностью в постановке и раскрытии основной проблематики, им присуща подчеркнуто ясная логика в интерпретации самого сложного материала. Ирина Алексеевна была настоящим кабинетным ученым. Даже в последние годы, когда она теряла зрение, ей удавалось быть в курсе всех последних публикаций. Будучи высокоэрудированным исследователем, она прекрасно знала не только эпоху Возрождения, но свободно владела материалом всей истории искусства, литературы, философии. Была требовательна к себе и к коллегам, если дело касалось точного изложения фактов, описания и анализа памятников или библиографии по тому или иному вопросу. Я была свидетелем этого, когда вместе с ней работала над подготовкой ряда трудов нашего Отдела зарубежного искусства, в частности такого издания, как «Европейская живопись. Энциклопедический словарь» (М., 1999). Но самое главное, Ирина Алексеевна любила и тонко чувствовала искусство: при всей академической точности ее работы даже в энциклопедических изданиях всегда наделены ярким образным языком. При общей внешней строгости характера в душе она была романтиком, ведь ее увлечением был полный особой поэзии мир венецианского искусства.

Выпуск отделения истории искусств МГУ имени М.В. Ломоносова.
И.А. Смирнова в верхнем ряду вторая слева.

Основные научные интересы Ирины Алексеевны были связаны с изучением Высокого и Позднего Возрождения в Венеции. Начав с исследования венецианского портрета и творчества Тициана, она обратилась затем к искусству Якопо Бассано и мастеров Террафермы. И наконец, в последние годы она работала над большой монографией, посвященной венецианской монументальной живописи эпохи Возрождения.

После окончания в 1953 году аспирантуры она до 1960 года работала в ГМИИ им. А.С. Пушкина, заведовала Отделом научной информации. В связи с выставкой шедевров Дрезденской галереи, хранившихся со времен войны в запасниках музея, проводила активную лекционную работу в музее и за его пределами. Многие молодые в то время сотрудники, вспоминая занятия с И.А. Смирновой, Б.Р. Виппером, А.А. Губером и другими ведущими сотрудниками музея, сравнивали их со вторым университетским образованием в своей жизни. После музея в течение четырнадцати лет Ирина Алексеевна преподавала на художественно-графическом факультете МГПИ им. В.И. Ленина. Здесь она пользовалась большим уважением, многие из бывших студентов поддерживали с ней теплые дружеские отношения.

На лыжах в Подрезкове. 26 марта 1957 года.

Но подлинную возможность заниматься только наукой Ирина Алексеевна получила в годы сотрудничества в Научно-исследовательском институте теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств, где она работала в Отделе зарубежного искусства под руководством Ю.Д. Колпинского. Это были годы расцвета ее творческой деятельности: здесь она защитила докторскую диссертацию, написала и издала несколько фундаментальных трудов, среди которых «Итальянское искусство XIII–XV веков» (М., 1987) и «Монументальная живопись итальянского Возрождения» (М., 1987). Ее небольшие монографии, такие как, например, «Карпаччо» (М., 1982) и «Тициан» (М., 1987) – это чрезвычайно глубокие по содержанию работы о творчестве итальянских мастеров.

В последние годы Ирина Алексеевна была постоянным участником таких изданий нашего Отдела зарубежного искусства, как «Европейская живопись. Энциклопедический словарь» (М., 1999); «Мастера мировой живописи» (В 2 т. М., 2002); Энциклопедия «Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика» (В 3 т. М., 2006). Перу И.А. Смирновой принадлежат научные статьи в журналах и сборниках. Она постоянно принимала участие в научных конференциях, симпозиумах, конгрессах; особенно значимой была ее работа в качестве члена Комиссии по Возрождению при Российской Академии наук.

 И.А. Смирнова в окружении Лилианы и Феличе Пьерсанти. Загорск (Сергиев Посад), 1964 год.

Ирина Алексеевна Смирнова, с которой мне посчастливилось проработать почти десять лет, была высокоинтеллигентным человеком. Но ее порядочность и бескомпромиссность в важных нравственных и научных вопросах порой вызывали недовольство дирекции института. Грустно, что такой талантливый и преданный своему делу ученый не был отмечен академическим званием, однако ее книга «Монументальная живопись итальянского Возрождения» в 1988 году получила золотую медаль РАХ. После ее смерти мы, ее молодые коллеги, занимающиеся историей искусства Италии, посвятили ее памяти «Итальянский сборник» (Выпуск пятый, М., 2009). По собственному признанию Ирины Алексеевны, история ренессансного искусства являлась для нее живым творческим наследием, которое может быть источником новых импульсов и решений и для современного искусства. Она была очень деятельным, откликающимся на все новое ученым. Именной такой – достойным человеком и талантливым ученым – мы всегда будем ее помнить.

Круглый стол, посвященный памяти И.А. Смирновой в НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ,
организованный отделом зарубежного искусства. 21 октября 2021 года. 

 

Поделиться:

Авторы статьи

Image

Информация об авторе:

Елена Д. Федотова, доктор искусствоведения, действительный член Российской академии художеств, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва, Россия; 119034, Москва, ул. Пречистенка, 21; fedotovaed@rah.ru; numero47@yandex.ru

Author Info

Elena D. Fedotova, Dr. of Sci. (Art history), Full member of Russian Academy of Arts, Research Institute of Theory and History of Fine Arts, Russian Academy of Arts, Moscow, Russia; 21, Prechistenka St, Moscow, 119034 Russia; fedotovaed@rah.ru; numero47@yandex.ru