От классики до современности: новые издания Российской академии художеств за 2020-2021 годы

Елизавета С. Круглова

Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва, Россия, elizavet.kruglova@yandex.ru

Аннотация.

Статья подводит итоги презентации книг сотрудников Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, прошедшей 22 сентября 2021 года. В мероприятии приняли участие – академики и члены-корреспонденты Российской академии художеств, доктора и кандидаты искусствоведения, представители издательств и Российского фонда фундаментальных исследований. В публикации дана характеристика изданий 2020–2021 годов, посвященных вопросам изучения искусства как прошлых столетий, так и нашего времени.

Ключевые слова:

искусство, современное искусство, Российская академия художеств, театр, музыка, фотография, живопись, архитектура, декоративно-прикладное искусство

Для цитирования: 

Круглова E.С. От классики до современности: новые издания Российской академии художеств за 2020-2021 годы // Academia. 2021. № 4. С. 374–382. DOI: 10.37953/2079-0341-2021-4-1-374-382

From classics to contemporary: 2020-21 newest books of Russian Academy of Arts researchers

Elizaveta S. Kruglova

Research Institute of Theory and History of Fine Arts, Russian Academy of Arts, Moscow, Russia, elizavet.kruglova@yandex.ru

Abstract.

The article summarizes the results of the presentation of the latest books by researchers of the Research Institute of Theory and History of Fine Arts of the Russian Academy of Arts (RAA). Academicians and corresponding members of RAA, PhD and Candidates of Arts History, publishers and members of Russian Foundation for Basic Research took part in the event held on September 22, 2021. This publication represents the characteristics of editions of 2020–21, related to the problems of art of previous times as well as contemporary art.

Keywords:

art, contemporary art, Russian Academy of Arts, theater, music, photography, painting, architecture, applied arts

For citation: 

Kruglova, E.S. (2021),From classics to contemporary: 2020-2021 newest books of Russian Academy of Arts researchers”, Academia, 2021, no 4, pp. 374–382. DOI: 10.37953/2079-0341-2021-4-1-374-382

Несмотря на ограничения в связи со вспышкой «новой чумы», 2020–21 годы стали для НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств весьма плодотворными. За этот период удалось выпустить в свет около 30-ти самобытных изданий разных форматов и тематик, расширяющих круг вопросов в рамках изучения искусства прошлого и современного арт-пространства. Среди них есть как новые исследования, так и повторные тиражи отдельных работ, коллективные монографии, каталоги, альбомы и учебные пособия.

О направлениях искусства: внутри и вокруг них

Яркой новинкой стала коллективная монография «Особенности развития техник и технологий в искусстве. История и современность»[1], созданная по итогам Международной конференции 2018 года, организованной РАХ и НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ. Проект возглавили Т.А. Кочемасова и Т.Л. Астраханцева. В монографии раскрывается не только специфика техник традиционного и современного искусства вплоть до сегодняшнего дня, но и функциональная зависимость технико-технологических особенностей от мировоззренческих аспектов культуры того или иного периода. Авторы сборника – и теоретики, и специалисты из высших учебных заведений, реставрационных мастерских и музейных учреждений – смогли очертить основные достижения как зарубежных практик, так и отечественных – от древнерусской архитектуры, ростовской финифти и классических технологий в изобразительном искусстве до цифрового арта, включая новейшие исследования в этой области. А одна из важных тем, проявляющихся на страницах издания, – попытка осмыслить термин «новые технологии», один из ключевых для изучения contemporary art во всех его проявлениях.

Ил. 1. Связь времен: история искусств в контексте символизма.
Коллективная монография в 3-х книгах. Отв. ред. и сост.: О.С. Давыдова. 
Книга первая: Часть I. Вневременные контексты символизма.

Одним из самых фундаментальных изданий, посвященных проблематике искусства символизма, стала коллективная монография в трех частях «Связь времен: история искусств в контексте символизма»[2], составленная под руководством О.С. Давыдовой (ил. 1). Многочастное издание включает тексты шестидесяти авторов, как отечественных, так и иностранных. В его основу легли материалы конференции, посвященной этой теме, а также результаты дальнейших фундаментальных исследований в рамках проекта «Символизм на фоне истории искусств». Символизм здесь предстает в многочисленных аспектах; анализируется образная структура, взаимодействие с философскими категориями, диалог с предшествующими эпохами и течениями новейшего времени; выделяются основные представители этого направления, ключевые эстетические программы и различные национальные варианты; проводится связь с другими видами искусства, в том числе музыкой, литературой и, в особенности, с поэзией. Статьи, представляющие неординарные позиции авторов, сопровождают более 900 иллюстраций, а по причине малотиражности трехтомник по праву можно назвать библиографической редкостью.

В рамках изучения вышеупомянутой темы в 2020 году также был подготовлен двухтомник «Актуальные проблемы искусства символизма» с библиографическим указателем «Символизм в визуальном искусстве: середина XIX – первая треть XX века»[3] – научное издание, впервые за долгое время актуализирующее библиографическую информацию о направлении и собравшее масштабную литературную базу 22 стран. Сборник подготовлен в тандеме с сотрудниками Государственного института искусствознания.

Итоги еще двух значительных конференций собраны в сборниках «Архитектура и дизайн в цифровую эпоху»[4] и «Пространство ВХУТЕМАС в мировой культуре XX–XXI веков»[5], названия которых лаконично отражают их «внутренний состав». Концепты представлены в текстах специалистов не только из России, но и из других стран, предложены редкие материалы, а также проблематика широкого диапазона и нестандартные взгляды и решения в рамках заданных тематических линий.

Новинкой в мире изучения древнерусского искусства стала монография «Иконостасное строительство последней трети XVII века: „столярство и резьба“, золочение, иконописные работы: Архангельский собор и дворцовые храмы Московского Кремля. Церкви подмосковных дворцовых сел Измайлово, Алексеевское, Воробьево»[6] М.В. Николаевой – продолжение ее многолетних исследований данной темы. Работа основана на уникальных архивных материалах и источниках, многие из которых впервые представлены в научном пространстве. Это позволило на примере конкретных памятников подробно проанализировать систему создания предалтарных преград, а главное, обозначить особенную роль специалистов разного профиля в этом сложном процессе – иконописца, мастера по дереву, золотаря и других. На этот раз автор предложила подробное знакомство с шедеврами Архангельского собора, храмов Московского Кремля, а также церквей подмосковных дворцовых сел, проследила трансформацию их облика на фоне ключевых событий эпохи и историю бытования вплоть до XXI века. Книга богато иллюстрирована и насыщена современным справочным аппаратом.

Особенности русской пейзажной живописи XVIII века раскрываются в книге С.В. Усачевой «В поисках натуры. Очерки истории русской пейзажной живописи эпохи классицизма»[7], изданной “ABCdesign”. Текст также стал результатом многолетней исследовательской работы. Монография дает представление о творчестве известных мастеров и их современников сквозь историю становления жанра, развитие которого тесно связано с реалиями того времени. А благодаря обилию красочных иллюстраций и лаконичному дизайну, во многом передающему особенные нюансы и оттенки живописи XVIII века, воспринимается как качественный и захватывающий дух художественный альбом.

Концептуально выделяется объемная работа А.А. Золотова «Сад Дебюсси. Эпические мгновения из жизни искусства. Книга Критика»[8]. Активная подготовка издания началась еще в «БуксМАрт», но финальный вариант был доработан уже сотрудниками «Прогресс-Традиция». Монография состоит из двух томов, и, по замыслу автора, подобна двухчастной симфонии; она охватывает не только визуальное, но и другие виды искусств. Книга написана в формате «темы с вариациями» и включает пять таких «вариаций», основные – изобразительное искусство и музыка. Кроме того, выделяются литература, театр и кино в синтезе с телевидением. Вторая часть дополнена разделом «Слова и люди», включающим авторскую коллекцию автографов знаменитых персоналий, которые интерпретируются здесь как «эскизы к их автопортрету». Среди иллюстраций есть и уникальные, впервые представленные из личного архива автора. Среди них, например, рисунок Р.Р. Фалька, подаренный Андрею Андреевичу.

Новинку с интригующим названием «„Погибло ли искусство?“ От Солженицына к Серебренникову: феноменология современного духа»[9] представил В.Г. Арсланов. В работе поднимается серьезный для всех нас вопрос – «выживание искусства в современном мире». Эта идея оригинально проявляется через избранные произведения не только Кирилла Серебренникова и Александра Солженицына. Автор также обращается к творчеству знаковых деятелей литературы и киноискусства: Георгия Данелии, Михаила Кураева, Льва Данилкина и других мэтров нашей насыщенной различными резонаторами эпохи.

Одно из важных книжных событий НИИ Академии художеств – появилась новая «буква»[10] – следующая часть многотомника «Художники народов России XI–XXI века. Биобиблиографический словарь», работа над которым продолжается в институте много лет. Основой для этого академического проекта стал подобный цикл «Художники народов СССР». Точкой отсчета его создания под руководством А.А. Федорова-Давыдова стал относительно далекий для нас 1957 год. В 2008 году на заседании Ученого совета был утвержден новый принцип словаря на основе фундаментальной структуры прошлых изданий. Проект был защищен уже в 2015 году, но буква «Ф» вышла в бумажном формате лишь сейчас. Авторы-составители сохранили благородное и лаконичное оформление первоначального образца, чтобы подчеркнуть эту преемственную сериальность многочастного важного проекта, преодолев при этом огромные технические трудности вместе с сотрудниками издательства «Прогресс-Традиция». Ведь печатные и дизайнерские технологии уже давно шагнули вперед, в связи с чем использование аутентичных шрифтов и размеров стало, мягко говоря, затруднительным. На данный момент уже активно ведется подготовка словника на букву «Х».

В природе художественных форм, которые способны выражать не только нюансы мира человеческих идей, эмоций, чувств, но и фундаментальные характеристики Homo sapiens, разобрался С.С. Ступин на страницах своей книги «Искусство и пределы человеческого. Опыт экзистенциального искусствознания»[11]. На примерах визуального искусства, а также поэзии и художественной прозы доступным для широкой аудитории языком выявляется спектр экзистенциальных состояний. Препарируются такие темы, как «любовная идентификация», «репрезентация боли», «свобода» и другие. Междисциплинарная работа создана на стыке философской антропологии, антропологии искусства, искусствознания и акцентированно включает формальный анализ произведений.

Ил. 2. Холмогорова О.В. Великолепная семерка. Истории о знаменитых
художниках 20 века для детей и взрослых.

Выделяется на фоне других новинок книга О.В. Холмогоровой «Великолепная семерка. Истории о знаменитых художниках XX века для детей и взрослых»[12] (ил. 2). Это продолжение серии книг по истории искусства для самых маленьких, которые позволяют донести во многом сложные и революционные художественные явления прошлого столетия юным читателям. Отчасти выдуманные истории, основанные на реальных фактах из жизни мастеров – от Сезанна до Дюшана, – в игровом формате погружают ребенка в специфику этих арт-событий. Сборник включает практические задания для более полноценного освоения темы. Отличительная черта – наличие не перерисованных с оригиналов иллюстраций, а именно репродукции подлинников, не искажающих у ребенка восприятие аутентичных образов. В итоге в свет вышла, казалось бы, проще по форме изложения книга, учитывая выбранную аудиторию и поставленную задачу. При этом создание такой работы требует бескомпромиссного освоения материала, что позволило автору с такой легкостью с ним обращаться, задействовав нестандартные художественные, научные и практические методы.

О роли культурных учреждений в арт-повестке разных времен

Продолжая разговор о миссии таких знаковых учреждений, как Академия художеств, не только с точки зрения дня сегодняшнего, но и в канве общей истории, стоит отметить сразу две книги: Байбуровой Р.М. «„Без добрых дел блаженства нет…“ Просветительская деятельность Академии художеств в XVIII веке»[13] и Марисиной И.М. «Очерки по истории международных связей Императорской Академии художеств во второй половине XVIII – первой трети XIX века»[14]. Оба издания, основываясь на значительной базе архивных материалов, очень емко раскрывают важный этап в жизни учреждения, стоящего в контексте развития культуры особняком, его многогранную просветительскую деятельность и включают насыщенный иллюстративный материал.

Синхронно с долгожданным открытием нового объекта Третьяковской галереи – дома-музея братьев Третьяковых – вышло второе издание книги Юденковой Т.В. «Братья П.М. и С.М. Третьяковы: мировоззренческие аспекты коллекционирования во второй половине XIX века»[15] – монументальное исследование, выявляющее одну из важных вех в истории русского коллекционирования. Труд представляет подробный анализ собрания Третьяковской галереи, начиная от его основания, и определяет коллекцию, как важное явление, отразившее ключевые черты эпохи. А в ракурсе открытия новой локации в «созвездии» Третьяковской галереи издание, включающее комплексное и контекстуальное изучение истории музея и деятельности ее основателей, представляет особый интерес.

Еще один пласт учреждений, связанных с искусством, был упомянут в книжных итогах этого года. Жизнь аукционных домов прошлого, с которыми связана судьба многих шедевров европейских мастеров, «расследуется» в «Прогулке по аукционам с Лансере»[16] Ольги и Павла Павлиновых. Авторы, обнаружив заметки художника в журнале «Старые годы» (1907–1916, Санкт-Петербург), которые он начал вести по просьбе А. Н. Бенуа, подготовили перевод рубрики на французский и создали любопытное двуязычное издание, которое уже пользуется спросом у зарубежных галерей и музеев.

Персоналии

Книга Коваленко Г.Ф. «Павел Челищев»[17] (ил.3) знакомит с творчеством малоизвестного российской аудитории «русского художника в эмиграции», но определенно выдающегося мастера ХХ столетия, чьи работы, созданные на стыке культур, выделялись своеобразием художественного языка и стали известны за рубежом. Это первое в стране масштабное исследование творчества Челищева, в котором автор раскрывает его многогранный талант и «проходит» по следам судьбы творца – начиная с детства, проведенного в России, через Францию, Англию, Америку – к Италии.

Ил. 3. Коваленко Г.Ф. Павел Челищев. 

Сидорина Е.В. обращается к теоретическому наследию широко известного мастера, творчество которого привлекает не только отечественных, но и зарубежных исследователей. Ее книга «Казимир Малевич и его пророчество „о новом бытии“»[18] вновь поднимает вопрос об осознании «феномена Малевича» – вопрос, который не теряет актуальности по сей день. Автор рассмотрела творческий путь художника в плотной связи с эволюцией его философских и художественных воззрений. В монографии отражена роль Казимира Малевича в реализации коммунистического социального проекта преобразования жизни – «нового бытия», а также в процессе становления «Нового искусства», в основу которого была положена идея супрематии и беспредметности. Все эти элементы позволяют проследить трансформацию взглядов Казимира Малевича, с одной стороны, как пророка, и с другой – как одного из ведущих арт-лидеров в революционной России. А благодаря работе книжного дизайнера Евгения Корнеева издание во многом обрело авангардный по оформлению облик, который изящно сочетается с темой исследования.

Новые грани творчества Марии Якунчиковой открываются в авторской монографии О.С. Давыдовой «Расширение „горизонтов“: Мария Якунчикова и символизм», изданной в формате журнала в серии Третьяковской галереи[19]. Важно, что базой для исследования стали дневники художницы (1889–1898), так называемые «швейцарские дневники», публикация которых осуществлялась до этого лишь фрагментарно. Эти свидетельства раскрывают не только специфику взаимоотношений Якунчиковой с символизмом, но и европейскую ситуацию того времени: выставочную деятельность и другие любопытные аспекты художественной жизни эпохи.

Современный мастер, звезда кабардино-балкарского искусства, член-корреспондент Российской академии художеств М.И. Кишев стал героем и, по совместительству, автором книги «Я родился художником. Монологи»[20]. На страницах издания запечатлены его размышления о миссии художника, о том, что такое шедевр, а также раскрыты некоторые секреты творческих процессов. Оригинальность изданию добавляет тот факт, что монологи были созданы на основе аудиоархивов, записанных художником в ответ на очень точные вопросы «интервьюера» – С.С. Ступина, что позволило создать ощущение выдержанности концепта всего повествования.

В свою очередь О.А. Юшкова выбрала другую самобытную фигуру современного искусства – Элиде Кабасси. Текст на тему «Между Италией и Россией. Творчество Элиде Кабасси»[21] подготовлен к альбомам на русском и итальянском языке для выставки художницы «Предел и бесконечность», прошедшей осенью 2020 года. Героиня издания была выбрана автором среди множества современных творцов не случайно. Итальянка по происхождению, окончившая Флорентийскую академию художеств, с юности обратилась к русской литературе, поэзии и, выучив язык для чтения произведений в оригинале, в результате переехала в Москву, где живет уже более 30 лет. Именно органичное соединение в живописи художницы специфики искусства Италии с тонким чувствованием нашей культуры образуют, по мнению автора, ни с чем не сопоставимый художественный стиль. Книга предлагает подробное знакомство с современным мастером, в творчестве которого проявляются столь неординарные решения.

Ил. 4. Михаил Дашевский. Родное ретро. 1962-2002. Фотографическая сага.
Фотографии: Михаил Дашевский. 
Тексты: А. Борщаговский, М. Дашевский, Ю. Иорш, М. Сидлин, А. Фурсов, И. Чмырева.
Художественный редактор И. Чмырева. Литературный редактор Е. Фирсова. Дизайн А. Гвирц. 

Мастеров фотоискусства сотрудники НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств также не обошли стороной. Монументальное издание из четырех книг «Михаил Дашевский. Родное ретро. 1962–2002. Фотографическая сага»[22] (ил. 4) включает масштабную презентацию творчества знакового фотографа современности. Отправная точка, из которой выросла идея публикации альбома, стало выступление в роли докладчика М.А. Дашевского в рамках академической конференции «Фотография как искусство» 2019 года. В 2016 году состоялась его ретроспективная выставка в Музее Москвы, где были экспонированы около 320 снимков из портфолио художника. Проект был создан совместно с И.Ю. Чмыревой, и следующим логичным шагом, как для Михаила Ароновича, так и для куратора, стало создание альбома, который в итоге стал победителем знакового в области книжной индустрии международного конкурса «50 Books | 50 Covers» (Нью-Йорк). В первых трех томах представлены 420 фотопроизведений Дашевского. Над структурированием материала работал сам художник, но автором дизайна, лаконично объединившего всю визуальную концепцию, стала Анна Гвирц. Изначально репродукции сопровождались авторскими комментариями – небольшими историями в разных форматах: ноктюрны, поэтические строки или даже хлесткие хулиганские анекдоты. Эти тексты вошли в четвертый том и были дополнены статьями о творчестве и личности художника, а также академической биографией и справочными материалами. Работа над изданием фактически стала для Михаила Дашевского масштабным ретроспективным творением, завершившим его творческий и, к сожалению, жизненный путь, оборвавшийся в феврале 2021 года.

Еще один альбом, в создании которого также приняла участие И.Ю. Чмырева, меньше по формату, при этом в нем поднимается не менее интригующая и масштабная тема – «Милосердия жду… Фотографии и тексты Дмитрия Вышемирского»[23]. Речь идет о фотографе и поэте с непростой судьбой. Большую часть жизни он прожил в Калининграде. В 1980-х годах у художника удачно складывалась карьера советского фотожурналиста, до того момента пока он не узнал, что по линии отца родственников-мужчин у него больше не осталось. В 1985 году Дмитрий занялся поиском следов своей семьи. Это расследование привело его на территорию лагерей системы ГУЛАГ – в Магаданскую область, Архангельскую и другие отдаленные уголки. Снимки, сделанные в этих местах, к сожалению, не были приняты обществом того времени. Тем не менее ему удалось опубликовать часть фоторабот в журнале «Огонек», что оказалось настоящим прорывом плотины неприятия во многом табуированной темы. Обратной стороной этого события стало личное творческое потрясение, по причине чего Дмитрий Вышемирский на несколько лет ушел из мирской жизни – с этим и связано название проекта. В издании, работа над которым длилась на протяжении двух лет, опубликована часть того огромного массива материала в несколько тысяч негативов, отснятых в окружении пейзажей бывшего ГУЛАГа, оно включает и авторский отбор (около 40 кадров), и выбор редактора Ирины Чмыревой, прошедшей через весь архив. Снимки размещены в необычном формате – на больших разворотах, которые оставляют особенные впечатления от уникальных кадров.

Памяти авторов…

Некоторые исследователи не успели презентовать свои труды в книжном формате – они совсем недавно покинули этот мир. Искусствоведы оставили после себя наследие, результатом которого в том числе стали и новые монографии. Среди них предпоследняя работа Е. И. Кириченко – переиздание ее уникального фундаментального труда «Русский стиль»[24], редакцией которого автор занималась на протяжении многих лет. Это исследование, получившее известность, как в России, так и за рубежом, во многом положило начало формированию самого понятия «русский стиль» применительно к искусству рубежа XIX–XX веков. Почти 600-страничное насыщенное иллюстрациями издание охватывает такие направления, как градостроительство, архитектура, живопись и прикладное искусство. Были представлены публикации еще одного автора, неожиданно ушедшего в июле 2021 года, – А.У. Грекова. Это статьи в каталогах передвижных выставок, в том числе «„Планета Русь“: живопись, скульптура, графика»[25], «Кукла в традиционном костюме»[26] и альбом «Алла Гончарова – хранительница традиции филимоновской игрушки»[27], вышедший в его авторской серии. Имя признанного исследователя можно увидеть и на страницах коллективной монографии «Традиция. Ретроспекция. Новация. Новая классика»[28], где собраны материалы знаковой научно-практической конференции и круглого стола – событий Российской академии художеств, посвященных проблемам сохранения традиций и возможности развития народного искусства в современном художественном пространстве.

Оба автора внесли значительный вклад в развитие выбранных ими научных тем, о чем неопровержимо свидетельствуют и их последние труды.

__________________________________________________________________

Традиционная презентация, которая в прошлом году не смогла состояться по известным причинам, прошла 22 сентября в торжественной обстановке Белого зала Российской академии художеств на Пречистенке и впервые проводилась в смешанном формате — очно и в Zoom. Новая реальность — новые правила. В мероприятии приняли участие авторы, их коллеги, представители издательств, а модератором выступила директор института Н.В. Толстая.

Материал подготовлен на основе выступлений участников мероприятия.


[1] М.: Союз Дизайн, 2020. 368 с.: ил. Тираж 300 экз. ISBN 978-5-00016-059-6.

[2] М.: БуксМАрт, 2020. Кн. 1: Вневременные контексты символизма. 512 с.: ил.; Кн. 2: Поэтика символизма: мышление, образы, темы. 560 с.: ил.; Кн. 3: Символизм в развитии. 544 с.: ил. Тираж 700 экз. ISBN 978-5-907267-28-2.

[3] Актуальные проблемы искусства символизма. Т. 1: Историко-теоретические исследования / Государственный институт искусствознания; отв. ред. и сост.: И. Е. Светлов; Т. 2: «Символизм в визуальном искусстве: середина XIX – первая треть XX века»: библиографический указатель / отв. ред. и сост. О.С. Давыдова. М.: Азбуковник, 2020. 640 с. ISBN 978-5-91172-209-8.

[4] Архитектура и дизайн в цифровую эпоху. М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, МАРХИ, РАХ, 2021. 554 с.: ил. ISBN 978-5-87627-211-923.

[5] Пространство ВХУТЕМАС в мировой культуре XX–XXI веков. М.: МАРХИ, МГХПА им. С.Г. Строганова, РАХ, Московский политехнический университет, 2020. 612 с.: ил. ISBN 978-5-907303-11-9.

[6] М.: БуксМАрт, 2021 488 с. ISBN 978-5-907267-73-2.

[7] М.: ABCdesign, 2021. 240 с.: ил. ISBN 978-5-4330-0164-0.

[8] Монография в 2-х ч. М.: Прогресс-Традиция, 2021. Т 1: 520 с.: ил.; Т. 2: 576 с.: ил. Тираж 500 экз.

[9] СПб.: Владимир Даль, 2020. 631 с. ISBN 978-5-93615-228-3.

[10] Художники народов России XI––XXI века: Биобиблиографический словарь. Том «Ф» (Фабер дю Фор – Фуфыгин) / Российская академия художеств, НИИ теории и истории изобразительных искусств. М.: Прогресс-Традиция, 2021. 296 с.

[11] М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, “Humanitas”, ИНИОН РАН, 2020. 224 с., ил. ISBN 978-5-98712-902-9.

[12] М.: БуксМАрт, 2020. 144 с. Тираж 3000 экз. ISBN 978-5-907043-98-5.

[13] М.: БуксМАрт, 2020. 208 с., ил. ISBN 978-5-907267-49-7.

[14] М. БуксМАрт, 2021. 440с.: ил. ISBN 978-5-907267-46-6.

[15] М.: БуксМАрт, 2020. 528 с. ISBN 978-5-907043-95-4.

[16] Ventes aux encheres de l’art ancien en Europe et aux Etats-Unis, 1909–1914, vues par Eugene Lanceray (1875–1946) / Прогулка по аукционам с Е.Е. Лансере / O. Pavlinova, P. Pavlinov. Luxembourg, 2021. 308 p. ISBN 9798589984668.

[17] Павел Челищев: Сер. «Художники русской эмиграции»). М.: Искусство-ХХI век, 2021. 380 с.: ил.

[18] М.: БуксМАрт, 2021. 640 с.: ил. ISBN 978-5-907267-43-5.

[19] Давыдова О.С. Расширение «горизонтов»: Мария Якунчикова и символизм / Третьяковская галерея. Приложение. 2020. № 3 (68). 98 с.; ил.

[20] Кишев М.И. Я родился художником. Монологи / сост. Ж.Д. Мосс. Нальчик. Изд-во М. и В. Котляровых, 2021. 192 с. ISBN 978-5-93681-257-6.

[21] Между Италией и Россией. Творчество Элиде Кабасси // Элиде Кабасси. Предел и бесконечность: Альбом к выставке «Предел и бесконечность (LUOGHI DI CONFINE)». 23 октября – 22 ноября 2020 г., Государственный музей им. Н.А. Островского, Москва. М.: ABCdesign, 2020. 160 с.: ил. ISBN 978-5-4330-0178-7.

[22] «Михаил Дашевский. Родное ретро. 1962–2002. Фотографическая сага» / сост.: Борщаговский А., Дашевский М., Иорш Ю., Сидлин М., Фурсов А., Чмырева И.; худ. ред. Чмырева И.; лит. ред. Е.Фирсова; дизайн. А. Гвирц. М.: БуксМАрт, 2020. ISBN 978-5-6042736-9-2.

[23] Милосердия жду…Фотографии и текст Дмитрия Вышемирского / идея книги: Н. Фатыхова; концепция: Д. Вышемирский, К. Еременко, Н. Фатыхова, И. Чмырева; фоторед. И. Чмырева; дизайн и верстка: К. Еременко. Фотографии: Д. Вышемирский. Тексты: Д. Вышемирский, Н. Фатыхова, И. Чмырева. Издание осуществлено при поддержке Фонда им. Генриха Белля в России. М., 2021. ISBN 978-5-6044909-5-2

[24] Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII – начала XX века. 2-е изд., испр. и доп. М.: БуксМАрт, 2020. 580 с.: ил. ISBN 978-5-907043-52-7.

[25] «Планета Русь»: живопись, скульптура, графика; художественный альбом: каталог выставки / вст. ст.: А.У. Греков, И.В. Маршева. Нижний Новгород: Вертикаль. XXI век, 2020. 192 с.; ил.

[26] Кукла в традиционном костюме: каталог Всероссийской выставки / вст. ст.: А.У. Греков, П.С. Зенкина, Н.М. Калашникова, Т.В. Пуртова, Т.А. Синельникова, Е.В. Соколова, М.А. Сорокина. М., 2020. 136 с.; ил. ISBN 978-5-98335-049-6.

[27] Греков А.У. Алла Гончарова – хранительница традиции филимоновской игрушки // Мастера современного народного искусства России / Авторская серия альбомов Александра Грекова. Вып. 5. М., 2020. – 20 с.; ил.

[28] Традиция. Ретроспекция. Новация. Новая классика. Коллективная монография по материалам Научно-практической конференции и круглого стола / сост.: А.У. Греков, Л.В. Казакова, Е.О. Романова. М., 2020. 242 с.; ил. ISBN 978-5-5041281-3-8.

Иллюстрации

Баннер статьи: Из книги О.А. Юшкова «Между Италией и Россией. Творчество Элиде Кабасси». М.: ABCdesign, 2020.

Поделиться:

Авторы статьи

Image

Информация об авторе

Елизавета С. Круглова, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств, Россия, 119034, Москва, ул. Пречистенка, 21; elizavet.kruglova@yandex.ru

Author Info

Elizaveta S. Kruglova, Research Institute of Theory and History of Fine Arts Russian Academy of Arts; 21 Prechistenka St, 119034 Moscow, Russia, elizavet.kruglova@yandex.ru