Аннотации - 2022 / 2

Мировая художественная культура XXI века. Предметно-пространственная среда и проблемы культурной идентичности

Аннотация

Статья подводит итоги Международной научно-практической конференции «Мировая художественная культура XXI века. Предметно-пространственная среда и проблемы культурной идентичности», прошедшей онлайн 22–23 октября 2021 г. Показаны истоки научной проблематики конференции, отмечены важнейшие ее итоги. Одна из центральных задач конференции сводилась к попытке вычленить из множества подходов творческие основы проектирования новых форм материально-предметного окружения и связанных с ними эстетических идеалов и культурной идентичности. В статье дана краткая характеристика подготовленного по итогам конференции сборника научных трудов, приведен краткий обзор прозвучавших докладов.

Abstract

The article sums up the results of the International Scientific and Practical Conference “World Artistic Culture of the 21st Century. Object-Spatial Environment and Problems of Cultural Identity”, held online on October 22–23, 2021. The origins of the scientific problems of the conference are shown, its most important results are noted. One of the main goals of the conference was to try to select the creative foundations of designing new forms of material-subject environment and related aesthetic ideals and cultural identity from a variety of approaches. The article gives a brief description of the collection of scientific papers published as a result of the conference, and a brief overview of the presentations made.

Для цитирования:

Сазиков А.В. Мировая художественная культура XXI века. Предметно-пространственная среда и проблемы культурной идентичности // Academia. 2022. № 2. С. 229–239. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-2-1-229-239

Проблема стилей в творчестве Козроэ Дузи (1808–1859)

Аннотация

Творческое наследие венецианского живописца Козроэ Дузи вобрало в себя все ведущие стили и стилистические тенденции искусства 40-x – 50-x годов XIX века. Работавший в Италии, Мюнхене и Санкт-Петербурге, мастер создавал камерные и парадные портреты. Исторические полотна художника вобрали черты классицизма и романтизма с его особым интересом к средневековой истории. В натурных штудиях и рисунках очевидно влияние системы академического художественного образования. Немногочисленные пейзажи Дузи тяготеют к романтической концепции одухотворенной природы. Мастер создает ряд монументальных работ в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге, техника и иконографическое решение которых указывают на внимание к русской национальной традиции. В творчестве Дузи академическая выучка, тенденции классицизма и романтического историзма находятся в сложном комплексном диалоге.

Abstract

The creative heritage of the Venetian Cosroe Dusi accumulated all the leading artistic styles of the second quarter –middle of the 19th century. Working in Italy, Munich and St Petersburg, the painter created intimate and formal portraits. His historical canvases have absorbed the features of classicism and romanticism with special interest in medieval history. The few landscapes of Cosroe Dusi are close to the romantic concept of spiritualized nature. In sketches from nature and drawings, the influence of the academic art education system is obvious. He also created a number of monumental works in St Isaacʼs Cathedral, and his technique and iconographic solutions indicate an interest in the Russian national tradition. Academic training, classicism, romanticism, historicism are mixed in Dusi’s heritage in complex stylistic dialogue.

Для цитирования:

Арутюнян Ю.И. Творчество Козроэ Дузи (1808–1859) в контексте проблематики стилей в русском искусстве XIX века // Academia. 2022. № 2. С. 175–184. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-2-1-175-184

Образа Ивана Ивановича Бельского для церкви Рождества Христова на Песках в Санкт-Петербурге. Не ранее 1789 – не позднее 1792

Аннотация

В феврале – марте 2020 года в Русском музее была открыта выставка «Художники Бельские», приуроченная к 300-летию Ивана Ивановича Бельского (6 января 1719 – 13 января 1799) и 290-летию его младших братьев – Алексея Ивановича (1729 – 21 мая 1796) и Ефима Ивановича (1730 – 28 ноября 1778) Бельских. Выставка стала одной из первых попыток обращения к творчеству почти забытых художников XVIII столетия.

На выставке впервые экспонировались образа, исполненные Иваном Бельским для церкви Рождества Христова на Песках в Санкт-Петербурге. В процессе подготовки к выставке были обнаружены документы, позволившие воссоздать историю всех трех иконостасов Рождественской церкви, доказать авторство Ивана Бельского в написании иконостаса придела Рождества Богородицы и главного Рождественского иконостаса, а также выявить историю бытования образов после перестройки церкви Рождества Христова в середине XIX века. Ведущим реставратором Русского музея Н.Е. Романовой была проведена масштабная реставрация почти всех произведений живописцев Бельских из собрания Русского музея.

Abstract

In February – March 2020 in the Russian Museum an exhibition was opened, called “The Belsky Artists”, dedicated to the 300th anniversary of Ivan Ivanovich Belsky (January 6, 1719 – January 13, 1799) and the 290th anniversary of his younger brothers – Alexey Ivanovich (1729 – May 21, 1796) and Efim Ivanovich (1730 – November 28, 1778) Belsky. The exhibition was one of the first attempts to deal with the works of almost forgotten artists of the 18th century.

The exhibition for the first time presented images executed by Ivan Belsky for the Church of the Nativity of Christ on Peski (on Sands) in St Petersburg. Preparing for the event, the researchers discovered that allowed to recreate the history of all three iconostases of the Nativity Church, to prove the authorship of Ivan Belsky in creating the iconostasis of the Nativity of the Virgin and the Nativity (Rozhdestvensky) main iconostasis, as well as to reveal the history of the existence of images after the reconstruction of the Church of the Nativity in the middle of the 19th century.

Almost all of Ivan Belsky’s oeuvres from the collection of the Russian Museum were fully restored by the leading specialist Natalia Romanova, which undoubtedly helped to develop a more precise understanding of the painter’s artistic manner.

Для цитирования:

Моисеева С.В. Образа Ивана Ивановича Бельского для церкви Рождества Христова на Песках в Санкт-Петербурге. Не ранее 1789 – не позднее 1792 // Academia. 2022. № 2. С. 152–163. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-2-1-152-163

Международная научная конференция «Пейзаж в русском искусстве второй половины XIX – начала XX века. Эволюция жанра»

Аннотация

В статье дается краткий аналитический обзор целей и итогов Международной научной конференции «Пейзаж в русском искусстве второй половины XIX – начала XX века. Эволюция жанра». Главная задача научного мероприятия состоит в отслеживании изменений  образного строя пейзажного жанра под влиянием стилистических и эстетических тенденций времени. Актуальность концепции подчеркивается многоаспектностью проблематики, давно не поднимавшейся на уровне масштабных научных дискуссий, а так же в связи с 150-летием со дня рождения Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бирули (1872–1957) и проведением в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств персональной экспозиции мастера (18 мая – 26 июня 2022 года), инициированной Национальным художественным музеем Республики Беларусь. 

Abstract

The article is a brief analytical review of the aims and results of the International scientific conference “Landscape in Russian Art in the Second Half of the 19th and Early 20th Centuries. Evolution of the genre”. The main aim of this academic event was to trace the changes in the imagery of the landscape genre under the influence of the stylistic and aesthetic trends of the time. The concept of the conference was not only relevant due to the multifaceted nature of the issue, which has not been discussed on a large scale for a long time, but also due to the connection with other significant events of the year – the 150th anniversary of Vitold Kaetanovich Byalynitsky-Birulya (1872–1957) and holding a personal exhibition of the master (May 18 – June 26, 2022) in the Museum and Exhibition Complex of the Russian Academy of Arts initiated by the National Art Museum of the Republic of Belarus.

Для цитирования:

Давыдова О.С. Международная научная конференция «Пейзаж в русском искусстве второй половины XIX – начала XX века. Эволюция жанра» // Academia. 2022. № 2. C. 240–246. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-2-1-240-246

Гравер И.П. Пожалостин (1837–1909) как мастер портрета

Аннотация

Статья посвящена портретному творчеству гравера на меди И.П. Пожалостина. Рассматриваются произведения 1860–1880-х годов, созданные вначале под сенью Академии художеств, затем для Общества поощрения художников, издателей книг и журналов, коллекционеров. Это галерея русских людей от А.С. Хомякова и Н.А. Некрасова до императрицы Марии Федоровны и М.Т. Лорис-Меликова. Большое внимание уделено художественным особенностям гравированных портретов в эпоху реализма, когда начали репродуцировать фотографии, а также культурно-бытовому контексту: отношениям И. П. Пожалостина с заказчиками, условиям и срокам его работы. Привлечен широкий архивный материал, в частности, переписка гравера с собирателями П.А. Ефремовым и С.П. Виноградовым.

Abstract

The article is devoted to the portrait artwork of the engraver on copper I.P. Pozhalostin. It focuses on his works of the 1860–1880s, created first under the protection of the Academy of Arts, then for the Society for the Encouragement of Artists, publishers of books and magazines, and collectors. This is a whole gallery of Russian faces, from the poet Nikolay Nekrasov to Empress Maria Feodorovna. Along with an overview of the artistic features of the realistic engraved portraits by Ivan Pozhalostin, much attention in the article is paid to the cultural and everyday context – relations with customers, conditions and terms of his work. A wide range of archival material has been involved, for instance, the engraver’s correspondence with collectors P.A. Efremov and S.P. Vinogradov.

Для цитирования:

Павлова Н.В. Гравер И. П. Пожалостин (1837–1909) как мастер портрета // Academia. 2022. № 2. С. 185–200. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-2-1-185-200

Гавриил Сергеев. Виды Стамбула 1793–1794 годов в собрании Угличского музея

Аннотация

Двенадцать акварелей топографа и видописца Гавриила Сергеева из Угличского музея написаны во время его службы в составе Чрезвычайного посольства М.И. Кутузова в Стамбул (1793–1794). Четыре из них стали дополнением к отчетной карте с отметками разведывательного характера. Вместе с тем акварели имеют бесспорное художественное значение и свое место в русле развития отечественного пейзажа. Соединение служебных задач и заданного ими пленэрного подхода с опытом освоения академической традиции и живым увлечением Востоком делают работу художника чрезвычайно привлекательным для пристального изучения объектом.

Abstract

Twelve watercolours by the topographer and videographer Gavriil Sergeev from the Uglich Museum were made during his serving in the Extraordinary Embassy of M.I. Kutuzov to Istanbul (1793–1794). Four of them were added to the report card with the marks of intelligence nature. At the same time these watercolours are of remarkable artistic significance. Their role in the development of the Russian landscape is indisputable. The combination of official tasks and the plein air approach set by them with the experience in mastering the academic tradition and passion for everything East make the artist's work an extremely attractive object for the close study.

Для цитирования:

Кистенева С.В. Гавриил Сергеев. Виды Стамбула 1793–1794 годов в собрании Угличского музея // Academia 2022. № 2. С. 164–174. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-2-1-164-174

«Сельские праздники» Ивана Танкова

Аннотация

Статья посвящена произведениям И.М. Танкова (Тонкова), чье творчество во многом остается загадкой в истории русской живописи последней трети XVIII века. Содержание произведений художника, именуемых «сельские праздники», до сих пор не расшифровано, их стилистические особенности выходят за рамки магистрального развития пейзажного жанра. Связь картин Танкова с усадебной культурой и бытом позволяет предположить первоисточники живописных фантазий художника: театрализованные представления в усадьбах Демидовых в Сиворицах и Тайцах, расположенных неподалеку от Петербурга. Сопоставление работ Танкова и его современника, пейзажиста Семена Федоровича Щедрина показывает стилистическую разнонаправленность пейзажного жанра в эпоху классицизма. Романтические тенденции в видописи перемежаются с традициями буколического ландшафта предшествующих эпох. В статье делается вывод об образной трансформации в работах Танкова живописных образцов и реальных впечатлений в духе искусства барокко.

Abstract 

The article is devoted to the works of Ivan Tankov (Tonkov), whose oeuvre remains a mystery in the history of Russian painting of the last third of the 18th century. The content of the artist’s creations, called “rural festivitiesˮ, has not yet been deciphered, as their stylistic features go beyond the mainstream development of the landscape genre. 

The connection of Tankov’s paintings with the manor culture and everyday life of a country estate suggests as the primary sources of the artist’s pictorial fantasies: the theatrical performances in the Demidovs estates Sivoritsy and Taitsy, located not far from St Petersburg. Comparison of the works by Tankov and by his contemporary, the landscape painter Semion Shchedrin, shows the stylistic multidirectionality of the landscape genre in the era of classicism. Romantic tendencies in scenery painting are intertwined with traditions of a bucolic landscape. 

The article concludes that in Tankov’s works pictorial models and real-life impressions are fused together in the spirit of Baroque art.

Для цитирования:

Усачева С.В. «Сельские праздники» Ивана Танкова // Academia. 2022. № 2. С. 220–228. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-2-1-220-228

Живописец и скульптор в России XVIII века. Проблемы взаимодействия

Аннотация

Обращение к проблемам взаимодействия живописца и скульптора в России XVIII века мыслится как часть более общей темы, посвященной межвидовым контактам живописи и скульптуры в эпоху Просвещения. Отношение в обществе к разным видам искусства распространялось и на их представителей. Единым полем нередко был интерьер, когда живописец-монументалист и скульптор-декоратор являлись соавторами изобразительной части ансамбля. С открытием Академии художеств актуальными становятся темы иерархии знатнейших художеств и профессиональной миссии представителей каждого из видов изобразительных искусств. Одновременно в пособиях и художественных трактатах обсуждаются пути решения общих для живописца и скульптора задач, необходимость совместных усилий в воспроизведении убедительных примеров героизма ради Славы Российской и добродетельного бытия.

Abstract

Consideration of the interaction issues between painter and sculptor in 18th century Russia is perceived as part of the connections between painting and sculpture in the Age of Enlightenment. The way in which society values the importance of different kinds of art was passed on to their representative artists themselves. Since the beginning of the 18thcentury, new opportunities for cooperation developed, including in secular decorative theme, where muralist and sculptor-decorator were co-authors of the visual part of the ensemble. With the opening of the Academy of Fine Arts, the issues of hierarchy of the most notable arts and the professional mission of representatives of each of the types of fine arts became essential. At the time, manuals and art treatises dealt with ways to resolve tasks common to painter and sculptor, the need for joint efforts to reproduce convincing examples of heroism for the sake of Russian Glory and virtuous existence.

Для цитирования:

Карев А.А. Живописец и скульптор в России XVIII века. Проблемы взаимодействия // Academia. 2022. № 2. С. 143–151. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-2-1-143-151

Стилистический симбиоз как основа художественного метода Е.В. Честняков

Аннотация

В статье прослеживается связь иконографической системы Е.В. Честнякова (1874–1961) с североевропейской романтической традицией конца XIX века, в частности с творчеством шведской художницы Викен фон Пост Бёрьесон Тоттен (1886–1950). Тематика работ Честнякова строится на фольклоре и этнографии родного Кологривского края, а пластический метод основывается на канонах неоромантического искусства. Примитивизм, выбранный как вектор творческого пути, объединяет два этих начала и порождает стилистический симбиоз, который и становится основой художественного метода Честнякова на многие годы.

Abstract

The article traces the connection between the iconographic system of Efim Vasilievich Chestnyakov’s artworks and the Northern European Romantic tradition of the late 19th century, in particular the artworks by the Swedish artist Vicken von Post Börjeson Totten. The researcher concludes that the themes of Chestnyakov’s works are based on the folklore and ethnography of his native Kologriv region, and his visual method is rooted in the principles of neo-romantic art. These two lines are connected through the primitivist approach that is chosen as a vector of a creative path. This approach gives rise to stylistic symbiosis which becomes the basis of the author’s artistic method.

Для цитирования:

Артамонова М.А. Стилистический симбиоз как основа художественного метода Е.В. Честнякова // Academia. 2022. № 2. С. 201–210. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-2-1-201-210

Домовая резьба как поле взаимодействия народного творчества и искусства «больших» стилей

Аннотация

Статья посвящена вопросу взаимодействия народного творчества и профессионального искусства в городской культуре второй половины XIX – начала XX века. На примерах домовой резьбы западносибирских городов (Тюмень, Тобольск, Тара, Томск, Барнаул, Омск, Курган, Новосибирск) автор рассматривает использование элементов стилевой архитектурной декорации каменных зданий в резном декоре деревянной застройки. Отмечается, что чаще всего мастера-резчики обращались в качестве источников к стилям барокко, русскому стилю Ропета-Гартмана и модерн, перерабатывали их декоративные мотивы и создавали резные композиции, отмеченные оригинальностью и высоким качеством исполнения.

Abstract

The article is dedicated to the interaction between professional art and folk art in the city culture of the second half of the XIX – the beginning of the XX century. Choosing as an example the wooden houses preserved in West Siberian cities (Tyumen, Tobolsk, Tara, Tomsk, Barnaul, Omsk, Kurgan, Novosibirsk) the author examines the use of decorative stylistic features of stone buildings in wooden architecture constructed as part of mass city development. It is accentuated that master craftsmen often turned for inspiration to Baroque, Art Nouveau and Russian Ropet-Gartman styles, transforming their decorative motives and creating carved compositions marked by originality and high quality of workmanship.

Для цитирования:

Чуйко Л.В. Домовая резьба как поле взаимодействия народного творчества и искусства «больших» стилей // Academia. 2022. № 2. С. 211–219. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-2-1-211-219