Художник вне стиля

Светлана В. Усачева

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия, Научно-исследовательский институт теории и истории Российской академии художеств, Москва, Россия, usacheva-sv@yandex.ru

Аннотация.

Тематическая серия статей «Художник вне стиля» авторов Артамоновой М.М., Арутюнян Ю.И., Карева А.А., Кистеневой С.В., Моисеевой С.В., Павловой Н.В., Усачевой С.В. и Чуйко Л.В. посвящена исследованию различных аспектов отечественной художественной культуры от эпохи Просвещения до модерна все стилевой принадлежности.

Ключевые слова:

русская художественная культура XVIII – начала XX века, проблемы, стиль, мастера, художник вне стиля

Для цитирования:

Усачева С.В. Художник вне стиля // Academia. 2022. № 2. С. 141–142. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-2-1-141-142

Artist beyond style

Svetlana V. Usacheva

State Tretyakov Gallery, Moscow, Russia, Research Institute of Theory and History of Fine Arts, Russian Academia of Arts, Moscow, Russia, usacheva-sv@yandex.ru

Abstract.

The thematic series of articles “Artist beyond style” by the authors Artamonova M.M., Arutyunyan J.I., Kareva A.A., Kisteneva S.V., Moiseeva S.V., Pavlova N.V., Usacheva S.V. and Chuiko L.V. is dedicated to the study of various aspects of national artistic culture from Enlightenment to Modernity outside of style affiliation.

Keywords:

Russian art culture of the XVIII – early XX century, problems, style, masters, artist beyond style

For citation:

Usacheva, S.V. (2022), “Artist beyond style”, Academia, 2022, no 2, pp. 141–142. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-2-1-141-142

Предлагаемая вниманию читателей тематическая серия статей сложилась в результате проведения Всероссийской научной конференции «Художник вне стиля», организованной отделом русского искусства XVIII – начала XX века Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. Конференция прошла в рамках ежегодного научного мероприятия «Русская художественная культура XVIII – начала XX века. Проблемы. Стили. Мастера» 9 – 10 ноября 2020 года.

Тема, объединяющая настоящие статьи, связана с понятием, основополагающим для классической истории искусства. Формально-стилистический метод Генриха Вельфлина давно ассоциируется в профессиональной среде с начальными этапами обучения специалистов. Вместе с тем, стиль во всей его эстетической, исторической и социальной многозначности по-прежнему является универсальной опорой в исследовании самых разнообразных аспектов художественной культуры – от теоретических генеральных до предельно узких и прикладных. Стилевые категории оказываются необходимы даже тем ученым, которые выступают против всяких формальных рамок и методологических основ. Выражение «стиль эпохи», вбирающее в себя проблематику деятельности отдельных художников, в том числе малоизученных, а также школ, направлений и творческого мировоззрения в целом, не утратило своей актуальности и в русском искусстве Нового времени от эпохи Просвещения до модерна.

Именно этот период интересует авторов статей, принявших участие в конференции. Научные и музейные специалисты Москвы, Санкт-Петербурга и других российских городов, в том числе сотрудники Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Рязанского и Угличского художественных музеев, а также Омского технического университета, рассматривают явления изобразительного и декоративно-прикладного искусства в их стилевой неоднозначности. Диапазон затронутых вопросов достаточно широк: от концепций взаимодействия различных видов искусства до анализа отдельных произведений из области живописи, графики, книжной иллюстрации, народного творчества. Среди персон, привлекших внимание авторов статей, мастера «Конторы от строений домов и садов» Иван Бельский и Иван Танков, пейзажист-топограф Гавриил Сергеев, гравер Иван Пожалостин, работавший в России итальянский живописец Козрое Дузи, провинциальный самородок Ефим Честняков, безымянные создатели уникальной домовой резьбы в архитектуре западносибирских городов. В статьях, где интерпретируются известные и малоизвестные факты и обстоятельства, также вводятся в научный оборот новые сведения, расширяющие представления о стилевой направленности мастеров, их месте в историческом художественном процессе. В силу этого публикации имеют существенное научно-практическое значение и могут быть использованы в просветительской деятельности, образовательных практиках, в музейной и выставочной работе.

Поделиться:

Авторы статьи

Image

Информация об авторе

Светлана В. Усачева, кандидат искусствоведения, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва, Россия, 119034, Москва, ул. Пречистенка, д. 21, usachevasv@rah.ru; Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия, 119017, Москва, Лаврушинский пер.; usacheva-sv@yandex.ru;

Author Info

Svetlana V. Usacheva, Research Institute of Theory and History of Fine Arts, Russian Academia of Arts, Moscow, Russia; 21 Prechistenka St, 119034 Moscow, Russia, usachevasv@rah.ru; State Tretyakov Gallery, Lavrushinsky Lane, 119017, Moscow, Russia;  usacheva-sv@yandex.ru;