Международная научная конференция «Пейзаж в русском искусстве второй половины XIX – начала XX века. Эволюция жанра»

Ольга С. Давыдова

Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва, Россия,

davydov-olga@yandex.ru

Аннотация.

В статье дается краткий аналитический обзор целей и итогов Международной научной конференции «Пейзаж в русском искусстве второй половины XIX – начала XX века. Эволюция жанра». Главная задача научного мероприятия состоит в отслеживании изменений  образного строя пейзажного жанра под влиянием стилистических и эстетических тенденций времени. Актуальность концепции подчеркивается многоаспектностью проблематики, давно не поднимавшейся на уровне масштабных научных дискуссий, а так же в связи с 150-летием со дня рождения Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бирули (1872–1957) и проведением в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств персональной экспозиции мастера (18 мая – 26 июня 2022 года), инициированной Национальным художественным музеем Республики Беларусь. 

Ключевые слова:

научная конференция, пейзаж, жанр, реализм, романтизм, импрессионизм, символизм, модерн, поэтика и образ

Для цитирования:

Давыдова О.С. Международная научная конференция «Пейзаж в русском искусстве второй половины XIX – начала XX века. Эволюция жанра» // Academia. 2022. № 2. C. 200–200. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-2-1-200-200

International scientific conference «Landscape in Russian Art in the Second Half of the 19th – Early 20th Centuries. Evolution of the genre»

Olga S. Davydova

Research Institute of Theory and History of Fine Arts, Russian Academy of Arts, Moscow, Russia, davydov-olga@yandex.ru

Abstract.

The article is a brief analytical review of the aims and results of the International scientific conference “Landscape in Russian Art in the Second Half of the 19th and Early 20th Centuries. Evolution of the genre”. The main aim of this academic event was to trace the changes in the imagery of the landscape genre under the influence of the stylistic and aesthetic trends of the time. The concept of the conference was not only relevant due to the multifaceted nature of the issue, which has not been discussed on a large scale for a long time, but also due to the connection with other significant events of the year – the 150th anniversary of Vitold Kaetanovich Byalynitsky-Birulya (1872–1957) and holding a personal exhibition of the master (May 18 – June 26, 2022) in the Museum and Exhibition Complex of the Russian Academy of Arts initiated by the National Art Museum of the Republic of Belarus.

Keywords:

Scientific Conference, Landscape, Genre, Realism, Romanticism, Impressionism, Symbolism, Modernism, Poetics and Image

For citation:

Davydova, O.S. (2021), International scientific conference «Landscape in Russian Art in the Second Half of the 19th – Early 20th Centuries. Evolution of the genre», Academia, 2022, no 2, pp. 200–200.  DOI: 10.37953/2079-0341-2022-2-1-200-200

Ил. 1. Обложка программы Международной научной конференции
«Пейзаж в русском искусстве второй половины XIX – начала XX века. Эволюция жанра».

16–17 мая 2022 года Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств (НИИ РАХ) под эгидой Министерства культуры РФ и Российской академии художеств (РАХ) провели Международную научную конференцию «Пейзаж в русском искусстве второй половины XIX – начала XX века. Эволюция жанра» (ил. 1). Конференция была приурочена к совместному с Национальным художественным музеем Республики Беларусь (Минск) чествованию 150-летия со дня рождения замечательного художника-пейзажиста Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бирули (1872–1957) (ил. 2), творчество которого на глубоко индивидуальном уровне развивало лирический потенциал пейзажа в общем контексте истории искусства двух стран.

Ил. 2. Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля. На этюдах. 1907–1909. Фотография.
Ил. 3. В.К. Бялыницкий-Бируля. Ранней весной. Этюд. 1912. Холст на картоне, масло. 77х62.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.

В.К. Бялыницкий-Бируля, получивший первые впечатления от встречи с природой в родной для него Беларуси (прежде всего, в усадьбе Крынки Могилевской губернии), оттачивал манеру их передачи на протяжении всего творческого пути, начав обучение искусству в киевской школе рисования Н.И. Мурашко (1885–1889). Однако индивидуальное направление художественного самовыражения, связанного с особым ладом образного и пластического языка, Бялыницкий-Бируля обрел в период 1889–1896 годов во время занятий в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ощущение пейзажного пространства как тонально гармоничной протяженности, отражение которой на холсте призвано нести музыкальный импульс живого дыхания природы в слиянии с состоянием души (ил. 3, 4, 5), стало отличительным качеством произведений В.К. Бялыницкого-Бирули, решающую роль в сложении внутренних ориентиров которого сыграли В.Д. Поленов и И.И. Левитан. Именно творчество И.И. Левитана, синтезирующее в себе реалистические и романтические тенденции искусства XIX века, на кульминационном уровне выразило тот особый лирико-поэтический тип русского пейзажного искусства эпохи модерна, который связывают с понятием «пейзаж настроения». В.К. Бялыницкий-Бируля не только воспринял, но и самобытно развил принципы «пейзажа настроения» как за пределами отечественного искусства, так и за хронологическими границами рубежа XIX–XX столетий. Работы, созданные художником уже в советские годы (ил. 4), говорят о новом иконографическом и эмоциональном витке в развитии визуально-поэтических аспектов «пейзажа настроения».

Ил. 4. В.К. Бялыницкий-Бируля. Лесная речка зимой. 1940–1944. Холст, масло.
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.
Ил. 5. В.К. Бялыницкий-Бируля. Зимний Сон. 1911. Холст, масло. 97х116.
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.

Индивидуальный генезис творчества мастера демонстрирует персональная экспозиция, проведение которой инициировал Национальный художественный музей Республики Беларусь в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств (18 мая – 26 июня 2022 года) (ил. 6). Выставка включает 60 живописных произведений из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь, а также 6 работ из коллекции Химкинской картинной галереи имени С.Н. Горшина[1].  

В историческом контексте развитие пейзажных образов, созданных В.К. Бялыницким-Бирули, показали выступления научной делегации Республики Беларусь на приуроченной к выставке  конференции «Пейзаж в русском искусстве второй половины XIX – начала XX века. Эволюция жанра» – В.И. Прокопцова (генерального директора Национального художественного музея Республики Беларусь), Ю.В. Лисай (ведущего научного сотрудника Национального художественного музея Республики Беларусь, куратора выставки), С.В. Строгиной (заведующего «Музея В.К. Бялыницкого-Бирули» в Могилеве – филиала Национального художественного музея Республики Беларусь) (ил.7, 8).

Ил. 6. Вид одного из залов экспозиции В.К. Бялыницкого-Бирули в
Музейно-выставочном комплексе Российской академии. Галерея искусств Зураба Церетели
(Москва, Пречистенка, 21). Время проведения: 18 мая - 26 июня 2022 года.

Своеобразие индивидуального дара В.К. Бялыницкого-Бирули в контексте развития «пейзажа настроения» отметили в своих развернутых выступлениях и устроители конференции со стороны Российской академии художеств и Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств.  Прозвучавшие во вступительной части конференции образно-эстетические характеристики пейзажей В.К. Бялыницкого-Бирули, такие как целомудренность внутреннего миросозерцания  (В.Г. Калинин, первый вице-президент РАХ), музыкальность художественного мышления (А.А. Золотов, вице-президент РАХ) и интонационная прочувствованность визуального мотива (Н.В. Толстая, директор НИИ РАХ), позволили органично перейти к исследованию эволюции пейзажного жанра в искусстве второй половины XIX – начала XX века в научных докладах.

Своевременность обращения к исследованию пейзажной проблематики, обладающей полифоническим потенциалом в развитии темы на разных уровнях, подчеркнул факт живого интеллектуального отклика искусствоведов из разных научно-культурных центров России на идею проведения конференции, инициированную дирекцией НИИ РАХ и организованную отделом русского искусства XVIII – начала XX века НИИ РАХ (заведующий отделом – С.В. Усачева; научный куратор конференции – О.С. Давыдова). С докладами выступили глубоко погруженные в изучение истории искусства второй половины XIX – начала XX века специалисты из Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского (Н.Л. Хруслова), Государственного Русского музея (А.В. Волошко, М.А. Гуренович, С.В. Кривонденченков), Государственной Третьяковской галереи (М.В. Кузнецова, Д.А. Манучарова, Г.С. Чурак), Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (И.В. Глазов), московского Института бизнеса и дизайна (Т.А. Рымшина), Музея художественного освоения Арктики имени А.А. Борисова – филиала Государственного Музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» (И.А. Катышев), Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева (А.С. Хворостов), Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (Е.А. Суровяткина), Российского государственного архива литературы и искусства (З.Б. Стародубцева), Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (Е.В. Семенкова), Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина (И.В. Мишачева), Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов (А.А. Савкина), Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева (А.С. Ступина), Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (А.Н. Мережников, М.И. Стихина), Химкинской картинной галереи имени С.Н. Горшина (М.В. Самбур). Однако, несмотря на широкий географический спектр научных школ, концептуальный фокус данной конференции был сосредоточен не столько на национальных и региональных вариантах интерпретации пейзажных образов в творчестве самих художников (что может стать темой следующей конференции), сколько на исторических закономерностях иконографических, пластических и семантических изменений в русском пейзажном жанре на протяжении более чем шестидесяти лет.

Если научно-исследовательский вектор первого дня работы конференции был направлен в сторону обсуждения последних открытий в области истории реалистического пейзажа второй половины XIX века и нарастания в нем романтических тенденций, то содержательный центр второго дня был сосредоточен на особенностях развития пейзажа в эпоху модерна – на его типологии, иконографии пространственных моделей (лесных, арктических, фольклорно-сказочных) и их семантических аспектах (ночные и лунные пейзажи), стилистических характеристиках и взаимодействии разных художественных направлений в творчестве целого ряда мастеров, чей творческий расцвет пришелся на период рубежа столетий.  Важный акцент в раскрытие темы конференции внесли примеры индивидуальных поисков в области пейзажных задач как признанных мастеров пейзажа (А.П. Боголюбова, А.К. Саврасова, Ф.А. Васильева, А.И. Куинджи, И.И. Шишкина, М.В. Якунчиковой, К.А. Коровина, С.Ю. Судейкина. Н.К. Рериха, Н.Ф. Лапшина и других), так и тех художников, исследовательская традиция творчества которых по разным причинам занимает более камерную нишу, однако ее целенаправленное расширение на  новом уровне исторического и теоретического анализа в последнее десятилетие заявляет о себе с давно назревавшей объективной мотивацией (в этом ряду отметим имена таких одаренных собственным пейзажным мировидением художников, ставших героями отдельных докладов, как Н.Н. Дубовской, И.С. Остроухов, Я.Ф. Ционглинский, Е.А. Киселева, А.А. Борисов, А.И. Савинов, Н.П. Крымов).

Ил. 7. В.К. Бялыницкий-Бируля. Быстрая речка. 1908. Холст, масло.
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.

Таким образом, практически реализованная в докладах концептуальная программа международной научной конференции «Пейзаж в русском искусстве второй половины XIX – начала XX века. Эволюция жанра», раскрыв многоаспектность проблематики искусства этого периода в контексте пластических и смысловых изменений интерпретации художниками образов природы, на новом уровне современного искусствознания актуализировала необходимость изучения пейзажа в качестве показателя динамики эстетических ориентиров в контексте истории искусства. Впервые был рассмотрен вопрос о модуляциях художественного образа природы с точки зрения органичной исторической целостности во временном диапазоне, синтезирующем реалистические, академические, романтические, импрессионистические, символистские и модернистские тенденции. Отражая важнейшие координаты в формировании образной структуры произведения – а именно, восприятие художниками пространства и времени –  пейзажная драматургия исследованного в течение работы конференции периода оказалась связанной со сложнейшими процессами, расширяющими границы жанра и позволяющими говорить о новых функциях пейзажа, выступающего в качестве визуально-поэтической метафоры в искусстве модерна. Открытие новых ракурсов взаимодействия основных художественных направлений второй половины XIX – начала XX века, частичная систематизация иконографических моделей изображения природы в живописи и графике второй половины XIX – начала XX века, расширение представлений о круге пейзажных мотивов, введение в научно-аналитический контекст новых документальных и художественных материалов, связанных с известными и малоизученными мастерами второй половины XIX – начала XX века, стали основными результатами работы двухдневной конференции[2], знакомство с которыми способно углубить научно-историческое понимание внутренних закономерностей развития образной системы искусства второй половины XIX – начала XX века на основе анализа эволюции пейзажного жанра.

К иллюстрациям:

Ил. 2. Отсканировано с изд.: В.К. Бялыницкий-Бируля: Вновь зацвела весна / сост. О.В. Давидович. – Минск, 2019. С. 17.

Ил. 3. URL: https://www.pinterest.ru/pin/404972191485649214/

Ил. 4. Отсканировано с изд.: В.К. Бялыницкий-Бируля: Вновь зацвела весна / сост. О.В. Давидович. – Минск, 2019. С. 66.

Ил. 5. URL: https://www.rah.ru/exhibitions/detail.php?ID=58249

Ил. 6. URL:https://www.rah.ru/exhibitions/detail.php?ID=58249

Ил. 7. URL:https://www.rah.ru/exhibitions/detail.php?ID=58249

Ил. 8. URL:https://www.rah.ru/exhibitions/detail.php?ID=58249


[1] С информацией о выставке можно познакомиться на официальной странице экспозиции на сайте Российской академии художеств:

 https://www.rah.ru/exhibitions/detail.php?ID=58249

[2] Более подробно с содержанием программы международной научной конференции «Пейзаж в русском искусстве второй половины XIX – начала XX века. Эволюция жанра», темами докладов, а также с выступлениями участников можно познакомиться на странице конференции на сайте РАХ:  https://www.rah.ru/news/detail.php?ID=57440

Поделиться:

Авторы статьи

Image

Информация об авторе

Ольга С. Давыдова, кандидат искусствоведения, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва, Россия, 119034, Москва, ул. Пречистенка, д. 21; davydov-olga@yandex.ru 

Author Info

Olga S. Davydova, Cand. of Sc. (Art history), Research Institute of Theory and History of Fine Arts, Russian Academy of Arts, Moscow, Russia; 21 Prechistenka St, 119034 Moscow, Russia; davydov-olga@yandex.ru