Мировая художественная культура XXI века. Предметно-пространственная среда и проблемы культурной идентичности

Алексей В. Сазиков

Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва, Россия, sazikovav@rah.ru

Аннотация.

Статья подводит итоги Международной научно-практической конференции «Мировая художественная культура XXI века. Предметно-пространственная среда и проблемы культурной идентичности», прошедшей онлайн 22–23 октября 2021 г. Показаны истоки научной проблематики конференции, отмечены важнейшие ее итоги. Одна из центральных задач конференции сводилась к попытке вычленить из множества подходов творческие основы проектирования новых форм материально-предметного окружения и связанных с ними эстетических идеалов и культурной идентичности. В статье дана краткая характеристика подготовленного по итогам конференции сборника научных трудов, приведен краткий обзор прозвучавших докладов.

Ключевые слова:

художественная культура, культурная идентичность, предметно-пространственная среда, пост-цифровая эпоха, научная конференция, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство

Для цитирования:

Сазиков А.В. Мировая художественная культура XXI века. Предметно-пространственная среда и проблемы культурной идентичности // Academia. 2022. № 2. С. 200–200. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-2-1-200-200

World artistic culture of the XXI century. Object-spatial environment and problems of cultural identity

Alexey V. Sazikov

Research Institute of Theory and History of Fine Arts, Russian Academy of Arts, Moscow, Russia; sazikovav@rah.ru

Abstract.

The article sums up the results of the International Scientific and Practical Conference “World Artistic Culture of the 21st Century. Object-Spatial Environment and Problems of Cultural Identity”, held online on October 22–23, 2021. The origins of the scientific problems of the conference are shown, its most important results are noted. One of the main goals of the conference was to try to select the creative foundations of designing new forms of material-subject environment and related aesthetic ideals and cultural identity from a variety of approaches. The article gives a brief description of the collection of scientific papers published as a result of the conference, and a brief overview of the presentations made.

Keywords:

artistic culture, cultural identity, object-spatial environment, post-digital age, scientific conference, architecture, design, arts and crafts

For citation:

Sazikov, A.V. (2022), “World artistic culture of the XXI century. Object-spatial environment and problems of cultural identity”, Academia, 2022, no 2, pp. 200–200. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-2-1-200-200

22 и 23 октября 2021 г. на базе Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова (МГХПА им. С.Г. Строганова) при участии Российской академии художеств (РАХ), НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств (НИИ РАХ) и Национальной академии дизайна (НАД) в дистанционном формате прошла Международная научно-практическая конференция «Мировая художественная культура XXI века. Предметно-пространственная среда и проблемы культурной идентичности». Конференция была посвящена обсуждению взаимодействия глобальных и региональных

тенденций в промышленном, графическом и средовом дизайне, современном декоративном искусстве и музейно-выставочной деятельности.

Конференция продолжила серию международных междисциплинарных научных форумов последних лет, исследующих такие глобальные для современной культуры, дизайна, архитектуры и изобразительного искусства темы, как 100-летие авангардных школ Баухауса и ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН, 100-летие русского конструктивизма, а также творческие проблемы архитектуры и дизайна в цифровую эпоху.

В 2020-е годы проблемы культурной идентичности стали одними из наиболее актуальных в мировой философии, социологии, культурологии, этнографии и художественной критике. Они оказались в центре внимания с точки зрения не только сохранения мирового исторического наследия, но и развития национальных культур, соединяющих основные региональные, локальные, национальные особенности в единое целое. Они особенно важны в условиях уже начавшегося перехода от т.н. цифровой к более сложной пост-цифровой эпохе. Одна из центральных задач конференции сводилась к попытке вычленить из множества подходов творческие основы проектирования новых форм материально-предметного окружения и связанных с ними эстетических идеалов и культурной идентичности.

При подготовке конференции был составлен вопросник. Участникам предлагалось поразмышлять на следующие темы:

  • Что изменилось в трактовке культурной идентичности при переходе от цифровой к пост-цифровой эпохе?
  • В каких областях дизайна наиболее востребована культурная идентичность – графическом и промышленном дизайне, дизайне мебели и интерьера, дизайне костюма и ткани – и почему?
  • Как искусство и его региональные направления влияют на современный дизайн?
  • Изменился ли профиль художника и дизайнера за последнюю четверть века? Что повлияло на этот процесс с точки зрения соотношения глобализации и культурной идентичности?
  • Как музеи и выставки меняют пространство культуры XXI века?
  • Влияют ли коммерция и рынок на сохранение и развитие культурной идентичности?
  • Что из истории дизайна, искусства, архитектуры способствует сохранению культурной идентичности?
  • Предметно-пространственная среда унифицирует или индивидуализирует мир XXI века?

Первый день работы конференции, посвященный теоретическим, гуманитарно-художественным и национальным аспектам проблем культурной идентичности в дизайне, архитектуре и декоративном искусстве начался с приветствия участников ректором МГХПА им. С.Г. Строганова С.В. Курасовым (приветственное слово зачитал А.Н. Лаврентьев). Затем с приветственным словом от Национальной академии дизайна выступили Ю.В. Назаров и С.М. Михайлов.

Зав. отделом дизайна НИИ РАХ В.Р. Аронов открыл содержательную и дискуссионную части конференции анализом центральной темы этого научного форума – проблем культурной идентичности в пост-цифровую эпоху. Докладчик остановился на нескольких важнейших аспектах проблемы: понимании термина «культурная идентичность», специфике пост-цифровой эпохи в художественной культуре и определении центрального объекта исследования и проектирования – предметно-пространственной среды.

В.Б. Кошаев (МГХПА им. С.Г. Строганова; МГУ имени М.В. Ломоносова) в докладе «Категория “форма” в искусстве как ресурс культурной идентификации» рассмотрел понятие формы в искусстве как тему культурно-исторических и искусствоведческих трактовок, нуждающихся в принципиально новом подходе, формирование которого возможно при изменении ряда гуманитарных методик и систематики теории искусства.

Н.К. Соловьев (МГХПА им. С.Г. Строганова) в докладе «Метаморфозы культурной идентичности в современной архитектуре» на примере архитектуры ХХ века показал разнообразие индивидуальных и региональных трактовок образов архитектурных сооружений. Докладчик подчеркнул естественность процесса формирования культурной идентичности и призвал к бережному сохранению памятников архитектуры, которые были признаны культурно идентичными для своего времени.

Тему противостояния процессов глобализации (американизации) и регионализации рассмотрел в своем докладе «Культурная типология и русский дизайн» Г.В. Вершинин (Тюменский государственный институт культуры). Автор отметил, что на основе многих исследований можно сделать вывод о том, что русский культурный генотип мало меняется на протяжении столетий. Культурная типология (культурные генотипы) исследуются несколько десятков лет. В своем докладе автор рассмотрел особенности российского культурного генотипа.

О применении метода фирменных стилей в архитектуре и дизайне города рассказал С.М. Михайлов (Казанский государственный архитектурно-строительный университет). По мнению докладчика, отличие дизайна от других видов проектно-художественной деятельности заключается в том, что дизайн обладает двумя уникальными методами: эргономическим проектированием и методом фирменных стилей. Это нашло отражение в появлении так называемых локальных архитектурно-художественных стилей – собственных стилей архитектурно-художественного ансамбля, направленных на индивидуализацию (идентификацию) определенного места.

Новые проекты музеев и культурных комплексов Ближневосточных стран, ОАЭ и Катара рассмотрела М.Т. Майстровская в докладе «Новейшая музейная архитектура стран арабского мира: черты и формы культурной идентичности». На Ближнем востоке за последние годы были созданы уникальные музеи, посвященные национальной истории и культуре. К их строительству были привлечены ведущие архитекторы нашего времени: Френк Гери, Жан Нувель, Тадао Андо, Заха Хадид, Норман Фостер, Йонг Мин Пей. Они сумели выразить в новейших формах, конструкциях и самых современных музейных технологиях неповторимые черты и идеалы культурных традиций этих стран, создав новейшую архитектуру музеев арабского мира в контексте ее культурной идентичности.

Н.И. Барсукова (Национальный институт дизайна, г. Москва) и Э.В. Фомина (Поволжский государственный университет сервиса, г. Тольятти) в докладе «Стратегия сохранения культурной идентичности в современных проектах открытых городских пространств» рассмотрели подходы, принципы, средства создания культурных кодов и символов в городской среде, опирающиеся на национальные традиции. Авторы показали, как в различных культурах решаются проектные задачи создания места (placemaking) в городской среде в виде открытых общественных пространств, в которых проявляется стратегия сохранения культурной идентичности страны, нации, города.

Директор научно-образовательного центра IED Европейского института дизайна (г. Мадрид) Изабель Берц в докладе «Дизайн на доверии. IED Испания – Академия Строганова, Москва – Лас-Мануэлас, Перу» рассказала о совместном проекте МГХПА им. С.Г. Строганова, Научно-образовательного центра IED и группы мастеров Лас-Мануэлас в Перу – своего рода культурной коллаборации, посвященной разработке уникальной технологии создания объектов из экологически чистых материалов в Перу. Этот проект стартовал в 2020 г., а Изабель Берц выступает его куратором. Автор рассмотрела условия и результаты этого совместного текстильного дизайнерского проекта, основанного на технологии вязания с использованием шерсти альпаки. В ходе выполнения этого проекта пятью студентами из Мадрида и Бильбао и пятью студентами из Москвы через серию дистанционных мастер-классов, проводимых онлайн, современное искусство и традиционные ремесла слились в синтезе дизайн-концепции XXI века. Культурная идентичность и уникальная композиция нашли свое отражение в процессе коллективного создания этого международного проекта.

Л.В. Желондиевская (МГХПА им. С.Г. Строганова) и Чжан Цзянь (МГХПА им. С.Г. Строганова) в докладе «Идентификация региональной культуры» предложили территориальное осмысление культурных констант применительно к понятию «региональная культура». В настоящее время происходит размывание культурных констант, которое приводит регионы к кризису идентичности. В своем докладе авторы рассмотрели различные подходы китайских ученых к формированию понятия «региональная культура».

Анализ роли ремесленных и промышленных проектов в сохранении и развитии культурной идентичности провела О.Б. Дружинина (НИИ РАХ) в докладе «Сохранение и развитие культурной идентичности через ремесленные и промышленные проекты». Автор выделяет три направления: сохранение и воссоздание традиционных для территории ремесел; развитие бывших и действующих промышленных территорий, приходящих в экономический и социальный упадок; масштабные выставочные проекты, концептуально связанные со спецификой региона и включающие его в мировой контекст.

О.В. Полякова (ГРМ, г. Санкт-Петербург) в докладе «Универсальность как свойство обладания несколькими навыками» затронула вопрос художественного образования в школе и преемственности в образовании. Каково содержание программных заданий, к чему сводятся современные требования к учителю изобразительного искусства и какие практические результаты мы ожидаем от будущих выпускников, их профессиональной мотивации и возможностей образовательных учреждений? Все эти вопросы были рассмотрены автором.

Вторая секция конференции «Наследие истории и современная практика», начавшаяся днем 22 октября 2021 г., была открыта докладом Е.Н. Рымшиной (ГТГ, МГХПА им. С.Г. Строганова) «Линия Графика: памяти Владимира Чайки». В докладе автор раскрыла вклад дизайнера и плакатиста с международной известностью, художника и педагога Владимира Чайки (1955–2021) в российский дизайн конца XX – начала XXI века, проанализировала принципы его работы.

Е.В. Жердев (МГХПА им. С.Г. Строганова) в докладе «Художественный метод в проектной культуре XXI века и проблемы идентичности» рассмотрел художественный метод как основу смыслообразности объектов дизайна в проектной культуре XXI века в контексте семиотики.

Краткую характеристику методологии архитектурно-пространственной композиции, разработанной Н.А. Ладовским и его соратниками во ВХУТЕМАСе в 1920-е годы предложила Анна Бокова (Купер-юнион и Сити Колледж, г. Нью-Йорк) в докладе «От метода к стилю: элементы пространственной композиции». Методология Ладовского оказала значительное влияние на процессы стилеобразования и визуальной идентичности архитектуры ХХ века.

Доклад Е.В. Поляковой (МГХПА им. С.Г. Строганова) был посвящен теме «Реконструкция текстильных мотивов Строгановской школы XIX века в условиях проектной культуры XXI века». Автор поделилась опытом воссоздания исторических орнаментов на Кафедре текстильного дизайна МГХПА им. С.Г. Строганова.

С.П. Никольская (Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет) посвятила доклад «Заимствование образов античного искусства предметным дизайном. Из опыта преподавания истории искусства и истории дизайна» выявлению эстетических особенностей форм предметного дизайна в контексте образов искусства. Это тот аспект изучения истории дизайна, который нуждается в систематизации. Автор предлагает первый опыт составления словаря приемов, с помощью которых дизайн может заимствовать черты образности античного искусства. Информация обращена, прежде всего, к студентам. Обсуждение их работ повлияло на содержание доклада, не исключающее некоторой дискуссионности.

Д.М. Харитонова (МГХПА им. С.Г. Строганова) и В.О. Рыжиков (МГХПА им. С.Г. Строганова) в докладе «Современный экспозиционный дизайн как поиск культурного диалога старого и нового» предприняли попытку осмыслить правомерность внедрения активного художественного текста, позволяющего изменить привычную точку зрения на традиционные приемы формирования музейной выставки. Последние несколько лет мы наблюдаем всплеск интереса к новым возможностям подачи материала традиционных исторических и музейных экспозиций. В своем докладе авторы анализируют современные тенденции организации выставочной среды разной тематической направленности.

«Взаимосвязь исторической преемственности и современной культуры в дизайне интерьерного текстиля на примере бренда Hermes» – так звучит тема доклада А.В. Кельцыной (МГХПА им. С.Г. Строганова). В наши дни одной из главнейших задач является сохранение культурной идентичности, исторической основы в современном проектировании текстиля, следование высокой профессиональной культуре, начиная с изучения исторических материалов и источников, развития художественного вкуса в совокупности с овладением профессиональными программам и мастерством управления производством. Автор иллюстрирует эти положения на примере текстильной дизайн-программы бренда Hermes.

Л.И. Миссонова (Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН) в докладе «Антропология искусства: методология наследия и практика» отметила, что искусство служило и служит ныне отражением процессов идентификации в социокультурном ландшафте. Искусство есть витальная потребность человека, мера всего, что связано с познанием антропа на Земле. Уникальность современной культуры обусловлена разнообразием типов обществ. Этнолокальная, групповая, региональная, национальная проблематика искусства оказывается в центре искусствоведческого и антропологического дискурсов России и стран Евразии в XXI веке.

В.Б. Кошаев (МГХПА им. С.Г. Строганова, МГУ им. М.В. Ломоносова) и Н.П. Лигенко (Удмуртский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук, г. Ижевск) представили доклад «Материалы экспедиций как источник научных исследований на междисциплинарном уровне». Исследование жизнедеятельности населения с использованием традиционных и новых концептуальных и методологических подходов предусматривает проведение научных исследований на междисциплинарном уровне – через призму теории модернизации, микро-и-макро истории, исторической антропологии (жизненной истории, истории повседневности) и других смежных дисциплин. Комплексность исследовательского подхода дает возможность использовать в совокупности разнообразнейший круг источников: опубликованную земскую статистику, фундаментальные земские работы, архивные документы, материалы этнографических экспедиций и т.д., что, в свою очередь, позволяет углубить и содержательно рассмотреть многовекторную картину жизни дореволюционной деревни, а также внести определенный вклад в формирование научной концепции на уровне нового междисциплинарного направления.

Далее В.Б. Кошаев представил доклад директора Центра ремесел (г. Ханты-Мансийск) О.Д. Бубновене «Художественная реконструкция материалов археологии и этнографии угорского мира в выставочном пространстве». Автор рассматривает исследования и экспериментальную практику художественной реконструкции костюмных комплексов, украшений и декора из металла народов Югры на материалах археологии и этнографии в пространстве выставки: ювелирное, кузнечное, литейное дело (гнутье, зернь, скань, спайка, плоскостное литье), этапы выполнения. Показаны образы женских и мужских костюмных комплексов средних веков по графическим реконструкциям археологов, а также восстановленные по музейным коллекциям XVIII–XIX вв.

Китайскому искусству масляной живописи был посвящен доклад Го Цзиньюй (МГХПА им. С.Г. Строганова) и И.Н. Миклушевской (МГХПА им. С.Г. Строганова) «Продолжение традиций и идеи новой эпохи в искусстве современного Китая (на примере творчества художников Ванг Хуэя (Wang Hui) и Хуанг Лиюя (Huang Li You)». Мир искусства в XXI веке претерпел огромные изменения. Китайское искусство масляной живописи развивается уже несколько столетий. Художники используют дух традиционных китайской культуры, чтобы отразить китайскую цивилизацию с помощью средств масляной живописи. Современная живопись и дизайн среды тесно связаны. Мысли и концепции в работах южных художников Хуан Лию и Ван Хуэй могут быть использованы в качестве объектов для исследования новых форм искусства.

Следующий день, 23 октября 2021 г., начался с заседания третьей секции конференции – «Предметно-пространственная среда: национальное и интернациональное». Открыла заседание Э.М. Глинтерник (СПбГУ, НИИ РАХ) докладом «Национальные мотивы в историческом наследии отечественной проектной графики XIX – нач. XX веков». Включение в прикладную графику элементов российской идентификации проявлялось в шрифтовом и орнаментальном оформлении, в визуальном ряде, который по мнению его создателей отражал официальную позицию государства о народности. Элеонора Михайловна показала подборку из нескольких ранних примеров такой графики ХIX – нач. XX вв.

А.С. Михайлова (КГАСУ, г. Казань) в докладе «Национальные модели истории дизайна» рассмотрела локализацию истории дизайна в отдельно взятых географических субъектах. Автором было предложено собственное построение локальных (национальных) моделей дизайна с использованием феноменально-географического подхода к описанию истории дизайна: волнообразная модель (Скандинавские страны), ветвистая модель (Италия), древовидная модель (США), линейная модель (Германия, СССР, Великобритания). Такие модели могут представлять интерес в преподавательской практике, наглядно демонстрируя становление дизайна и его развитие во взаимоотношении с разнообразными факторами формообразования, например, технологиями и ремесленными традициями.

И.Н. Духан (Белорусский государственный университет, г. Минск) в докладе «Куртуазный код в дизайне позднего модернизма» рассмотрел художественное формообразование позднего модернизма сквозь призму куртуазного кода на примере творчества известного дизайнера Льва Агибалова. В докладе раскрывается смысл культурных и формообразующих кодов мастера, воплощенных в самых разных видах и жанрах проектно-художественной деятельности – от архитектуры и интерьеров до объектов индустриального дизайна и декоративного искусства.

Е.С. Шафрай (НИУ МГСУ) рассмотрела «Особенности современных музеев на примере музеев в Южной Корее». Музеи и художественные галереи являются важными объектами, средством и способом представления культурных, исторических и современных ценностей, а также коммуникации для культурной идентичности в XXI веке. Автор рассматривает архитектуру частных музеев, принадлежащих крупным корпорациям, на примере Южной Кореи. Здания музеев являются знаковыми и уникальными с точки зрения архитектуры. Они служат примером того, как частные компании могут играть значимую роль в продвижении искусства и представлении культуры. Этот аспект вовлечения частных компаний в сферу искусства, в меценатскую и кураторскую деятельность может быть интересен как эффективная стратегия в условиях современного общества. Автор также представляет некоторые особенности осмысления студентами такого типа зданий, как музей или галерея, в рамках образовательного процесса в южнокорейском университете.

«Культурная идентичность как новый проект в дизайне XXI века» – доклад А.В. Панкратова (НИУ МЭИ). Логика развития истории дизайна приводит к концу проект интернационального дизайна, начавшийся сто лет назад в эпоху модернизма. Интернациональный дизайн пришел к логическому завершению, перейдя на четвертый порядок симулякров. Новым проектом в дизайне XXI века может стать возвращение культурной идентичности.

В.Д. Уваров (РГУ им. А.Н. Косыгина, Технологии. Дизайн. Искусство) в докладе «Влияние народных традиций на искусство таписсерии на примере венгерского художественного опыта» подчеркивает обусловленность изобразительного ряда венгерских настенных ковров (по принятой международной терминологии — таписсерий) художественными идеями народного искусства в плане отражения национальной идентичности. Ссылаясь на результаты исследований, автор говорит о зависимости тематики декоративных мотивов от мировосприятия художников-таписсьеров, следующих традициям народного искусства. Доклад продемонстрировал широту живописно-пластических поисков в области искусства ковра, обладающего огромным прикладным потенциалом.

Н.А. Унагаева (Сибирский федеральный университет ИАиД, г. Красноярск) и И.Г. Федченко (Сибирский федеральный университет ИАиД, г. Красноярск) в докладе «Проблемы культурной идентичности открытых общественных пространств» рассмотрели проблематику культурной идентичности открытых общественных пространств в связи с реализацией федеральной стратегической программы «Формирование комфортной городской среды» и тиражированием лучших реализованных практик. На основе анализа социокультурного феномена среды авторами сформулированы проектные подходы, направленные на идентификацию личности с местом пребывания, а также на формирование целостного архитектурно-художественного образа у горожан.

Д.С. Горшкова (Нижегородский Государственный Архитектурно-строительный университет) и С.П. Никольская (Нижегородский Государственный Архитектурно-строительный университет) в докладе «Уличный дизайн (street design) в контексте пространства Нижний 800» перешли от многообразия смыслов термина «уличный дизайн» к демонстрации примеров общественных пространств, благоустроенных по программе «Нижний 800», как синтезу типологических стационарных, окказиональных и мобильных объектов, составляющих предметно-пространственную среду исторического городского центра.

Доклад «Неформальная семантика городской среды» представил В.В. Виноградов (Национальный исследовательский технический университет МИСиС). В нем были рассмотрены проекты средовых графических работ, представляющих неформальные направления и тренды в городской среде, на примере дизайнерских работ Отто Хайека, студии Александра Ермолаева, Покрас Лампаса и других авторов.

Е.В. Быкова (Тюменский государственный институт культуры) в докладе «Авангардный язык плаката тюменского дизайнера Николая Пискулина» рассказала о творческой биографии одного из основателей тюменской школы графического дизайна. Внимание докладчика было сосредоточено на искусстве плаката, анализе творческих истоков, индивидуального языка и стилистических особенностей коммерческих и независимых проектов Николая Пискулина. Автор отмечает значимость творческого наследия мастера для искусства и дизайна регионов Урала и Сибири.

«Искусство в ландшафте Таежной Конды» рассмотрела А.С. Харитонова (Центр народных художественных промыслов и ремесел, г. Ханты-Мансийск). Народная культура и ее художественная традиция интересны тем, что описываемая ими реальность полна смыслов, почерпнутых непосредственно из символических структур человеческого сознания и условий среды обитания. Народная художественная традиция существует как единство технологии и смысла и потому представляет собой особую художественную ценность. Изучая ее, можно понять, как выстраивается целостность художественного звучания, увидеть, как структуры нашей психики отражаются в канонах традиционного быта и его артефактах. Экспозиция XI Международного фестиваля «Югра», расположившаяся в природном ландшафте Западной Сибири, предоставила богатый визуальный материал для изучения и понимания традиций и технологий народной культуры.

Четвертую, дневную секцию конференции «Универсальное и индивидуальное в проектно-художественном творчестве пост-цифровой эпохи» открыли А.С. Бурдина (Уральский государственный архитектурно-художественный университет) и М.В. Панкина (Уральский федеральный университет). В докладе «Тактильность в дизайне как средство индивидуализации и унификации пространства жизнедеятельности» авторы рассказали о том, как дизайнеры используют унификацию как средство систематизации, а индивидуализацию – как средство персонализации при проектировании продукта. Тактильные качества будущих объектов являются отдельной сферой исследования, с их помощью можно эффективно решать проектные задачи. В докладе проанализированы примеры из различных областей дизайна, раскрывающие специфику средств проектирования тактильных качеств объектов.

А.В. Васильев (МГХПА им. С.Г. Строганова) в докладе «Интеграция художника в цифровое пространство: проблемы культурной самоидентификации» поднял вопросы о культурной самоидентификации художника в контексте современности. Автором была затронута проблематика формирования индивидуального художественного стиля в зависимости от временных, социальных и географических факторов. Описаны актуальные тенденции стандартизации цифрового изобразительного искусства. Выявлены проблемы интеграции профессиональных художников в новую цифровую среду.

Анализ стиля и создания концепций французского автодизайна предложил Н.Е. Розанов (МГХПА им. С.Г. Строганова) в докладе «К вопросу дизайна городских роботизированных электрических средств мобильности в пост-цифровую эпоху на примере современных концепций французского автодизайна». Изучая построенные в 2018–2020 гг. модели французского автодизайна, автор выявляет связи художественно-образного начала в дизайне роботизированных легковых электромобилей эпохи цифровых технологий и рассматривает их смысловые связи с региональной художественной культурой Франции.

И.А. Самойлова (МГХПА им. С.Г. Строганова) и Е.С. Аккуратова (МГХПА им. С.Г. Строганова) в докладе «Экология проектной идеи в эпоху устойчивого дизайна» рассматривают использование другими авторами оригинальной проектной идеи, которая может стать эстетической концепцией нескольких поколений потребителя, что уменьшит гонку потребления и спасет природные ресурсы. Инструментом достижения данного результата могут быть современные технологии и методы экологического дизайна, которые, наравне с долговечностью идеи, будут способствовать формированию экологического мировоззрения потребителя.

Профессор кафедры городской географии и территориального планирования Варшавского университета Яцек В. Квятковский и аспирант Варшавского технологического университета Александра Торбернтсон выступили с докладом «Брутализация языковой культуры на примерах отдельных вмешательств в виртуальное и публичное пространство». С момента распространения Интернета и в особенности после популяризации социальных сетей мы отмечаем чрезмерную глобальную активность всех форм самовыражения в социальном, виртуальном и публичном пространстве. Данную активность различного происхождения мы привыкли описывать как искусство: уличное (street art) или виртуальное (в Интернете). Между тем, соответствуют ли эти произведения древнему пониманию искусства, ведь в подавляющем большинстве случаев они характеризуются незнанием местного контекста и брутализацией сообщения?

В.И. Ивановская (МАРХИ) в докладе «Современный церковный интерьер: творческий поиск студентов Кафедры храмового зодчества МАРХИ» приводит краткий обзор основных критериев, которыми руководствуются магистранты Кафедры храмового зодчества при проектировании интерьера православного храма. Рассматривается связь между традиционным догматическим представлением о храме и современным художественным мышлением молодых архитекторов.

В заключение конференции профессор, зав. кафедрой живописи МАРХИ В.Л. Барышников выступил с докладом «Метод Густава Клуциса по дисциплине “Цвет” во ВХУТЕМАСе как первая попытка синтеза науки и искусства в преподавании художественных дисциплин». В подходах к преподаванию художественных дисциплин во ВХУТЕМАСе было много новаций, которые и сегодня вызывают интерес в профессиональной среде. Новаторство метода Г. Клуциса в преподавании дисциплины «Цвет» состоит в том, что он построил свою программу на основе взаимосвязи научного цветоведения, психологии зрительного восприятия и натурной практики. Его разработки, введенные в программы начальных курсов на Плоскостно-цветовом концентре ВХУТЕМАСа и на специализированных факультетах, стали основой для преподавания прикладной колористики в отечественном высшем художественном и дизайнерском образовании.

Поступившие очные и заочные доклады представителей различных научных и учебных школ из Китая и США, Испании и Швеции, Польши и Южной Кореи, Белоруссии и Узбекистана, педагогов и исследователей из 12 городов России показали разнообразие трактовок, сочетание теоретического и проектно- методического подхода, систематизацию творческого опыта. Это позволило представить материалы прошедшей конференции в формате двухтомной коллективной монографии, которая доступна по ссылке https://cloud.mail.ru/public/iCG9/YQGqFsyMS.

Видеозапись докладов доступна по ссылкам:

22 октября, часть 1, утреннее заседание: https://youtu.be/XECp2ai9mbc

22 октября, часть 2, дневное заседание: https://youtu.be/2UFRWF5IXQA

23 октября, часть 1, утреннее заседание, начало: https://youtu.be/42Fxj8dft4I

23 октября, часть 2, утреннее заседание, продолжение: https://youtu.be/M9I2oYYctOU

23 октября, часть 3, дневное заседание: https://youtu.be/Ini95NbwgUA

Поделиться:

Авторы статьи

Image

Информация об авторе:

Алексей В. Сазиков, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, 119034, Россия, Москва, ул. Пречистенка, 21, sazikovav@rah.ru; Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова, 125080, Россия, Москва, Волоколамское ш., д. 9, a_sazikov@mail.ru

Author Info:

Alexey V. Sazikov, Cand. of Sci. (Art history), leading researcher, Research Institute of Theory and History of Fine Arts of the Russian Academy of Arts, 21 Prechistenka St, 119034, Moscow, Russia, sazikovav@rah.ru; Moscow State Stroganov Academy of Industrial and Applied Arts, bl. 9 Volokolamskoe sh, 125080, Moscow, Russia, a_sazikov@mail.ru