Аннотации - 2022 / 3

Московский Союз художников. Взгляд из XXI века. Книга вторая

Аннотация

В рецензии на книгу Б.И. Иогансона «Московский Союз художников. Взгляд из XXI века. Книга вторая» (2021) рассматривается концепция автора, освещающая одну из составляющих институционального существования изобразительного искусства в позднесоветский период (1962–1980-е гг.) на примере ведущей творческой организации – Московского союза художников, и отражения творческих процессов этого периода в современной ему критике и последующих аналитических трудах, посвященных советскому искусству.

Abstract

In the review of the book “Moscow Union of Artists. View from the XXI century. Book two” (2021) by B.I. Ioganson we examine the author’s concept regarding the particular component of the institutional existence of fine arts in the late Soviet period (1962 – 1980s) using the Moscow Union of Artists as an example and reflecting the creative processes of this period in contemporary criticism and subsequent analytical studies of Soviet art.

Для цитирования:

Тулузакова Г.П. Московский Союз художников. Взгляд из XXI века. Книга вторая // Academia. 2022. № 3. С. 350–357. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-3-1-350-357

«Голубая роза»: XХI век. Московский символизм в свете новейших исследований

Аннотация

В статье прослежена история восприятия и изучения творчества мастеров «Голубой розы» как символистского течения в русском изобразительном искусстве начала ХХ века. Многообразие средств выразительности ведущих представителей «второй волны» русского символизма, традиционно связываемой с московским декадансом 1900-х годов, в контексте новейших исследований подвергается более пристальному и дифференцированному анализу. Если на первом этапе изучения «Голубой розы» доминировала обобщенная форма описания группового явления, то в настоящее время детально раскрываются программные аспекты голуборозовской эстетики, актуализируются малоизученные творческие биографии художников. Наращивание архивной базы позволяет по-новому взглянуть на ключевые моменты в процессе сложения поэтики «Голубой розы» и ее включенности в развитие модернизма, что свидетельствует о новом этапе в изучении творчества «московских» символистов.

Abstract

The article traces the history of perception and study of the masters of the “Blue Rose” as a symbolist movement in the Russian art of the early twentieth century. The versatile sphere of expression of the leading representatives of the “second wave” of Russian Symbolism, traditionally associated with the Moscow decadence of the 1900s, is subjected to more thorough and differentiated analysis in the context of recent research. If the first art historians of the “Blue Rose” group phenomenon concentrated on movement’s generalized description, nowadays the program aspects of the Blue Rose aesthetics are being explored in details, the poorly studied artists’ creative biographies are brought up to date.

The growing archive base allows us to take a new look at the key moments of “Blue Rose” poetics’ formation and its involvement in the development of modernism, indicating a new stage in the study of the works of Moscow symbolists.

Для цитирования:

Давыдова О.С. «Голубая роза»: XХI век. Московский символизм в свете новейших исследований // Academia. 2022. № 3. C. 259–275. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-3-1-259-275

Свободное исследование о свободных художниках

Аннотация

Сборник статей «Искусство на обочине. Творчество художников-аутсайдеров и инклюзивные практики в культуре ХХ – начала ХХI века» (2022) подготовлен сектором фольклора и народного искусства Государственного института искусствознания и содержит материалы научных чтений памяти искусствоведа К.Г. Богемской (1947–2010). Фокус внимания 25 авторов из разных регионов России сосредоточен на изучении пограничных областей искусства, процессах институциализации творчества художников-аутсайдеров, проблемах его интерпретации и критериев эстетической ценности, сопоставлении с развитием неоархаических тенденций в искусстве ХХ века. Финальный раздел сборника посвящен опыту практического взаимодействия в области инклюзивных программ в России и за рубежом.

Abstract

The book “Art on the Roadside. Outsider Art and Inclusive Practices in the Culture of the 20th and Early 21st Centuries” (2022) prepared by the Department of Rolklore and Folk Art of the State Institute of Art Studies includes materials of scientific conferences in memory of Dr. Ksenia Bogemskaya (1947–2010), a great researcher of naive and outsider art. 25 authors from different regions of Russia and other countries examine the borderline areas of art, overview the institutionalization process of the outsider art in Russia, explore the problems of its interpretation and the criteria of aesthetic value, compare it with the development of neo-archaic trends in the naïve and modern art of the twentieth century. The final section of the book describes the practical cooperation as a part of inclusive programs in Russia and abroad.

Для цитирования:

Костикова А.А. Свободное исследование о свободных художниках // Academia. 2022. № 3. С. 345–349. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-3-1-345-349

Постмедиальность графических серий Никиты Алексеева 2015–2021 годов

Аннотация

Статья посвящена феномену трансформации вещи в постмедиальном художественном пространстве современного искусства на материале графических серий Никиты Алексеева 2015–2021 годов под условным названием «Предсмертные рисунки». Дается краткий обзор перехода вещи в искусстве XX века из объекта в перформативные практики с применением постмедиальной теории Розалинд Краусс. Серийность, фикция и документация становятся главными факторами существования объектов искусства в постмедиальную эпоху. Рассматривается, каким образом графические произведения обладают одновременно вещественными и временными свойствами.

Abstract

The article is dedicated to such phenomenon as transformation of the “thing” in post-medium condition of contemporary art space based on the graphic series of 2015–2021 by Nikita Alekseev that can be called “Dying drawings”. A brief overview of the “thing” transition from an object to performativity in the art of the XXth century through Rosalind Krauss theory is given. Seriality, fiction and documentation became the main existential factors for the art objects in post-medium era. The way graphic drawings possess simultaneously material and temporary properties is shown.

Для цитирования:

Герасимова А.А. Постмедиальность графических серий Никиты Алексеева 2015–2021 годов // Academia. 2022. № 3. C. 297–307. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-3-1-297-307

Стилистическая эволюция журнальной и книжной графики художников «Голубой розы»

Аннотация

Работы художников «Голубой розы» в области оформления журналов и книг позволяют судить о характере стилистической эволюции их графического языка. В рисунках, украшавших страницы журналов 1900-х гг., часто используется единый набор приемов, сказывается увлечение всей группы эстетическими идеями символистов. Но постепенно мастера этого круга отходят от чисто декоративных орнаментальных фантазий, увлекаются решением более сложных задач. В 1920–1930-х гг. становится очевидным их стремление к изживанию болезненных крайностей и претенциозной многозначительности модерна, поиски языка гораздо более внятного и лаконичного.

Abstract

The works of the “Blue Rose” artists in the field of magazine and book design allow us to judge the nature of the stylistic evolution of their graphic language. In the drawings that decorated the pages of periodicals of the 1900s, a single set of techniques is often used, and the fascination of the whole group with the aesthetic ideas of symbolists becomes obvious. But gradually the masters of this circle move away from purely decorative ornamental fantasies, get carried away with solving more complex problems. In the 1920s and 1930s, their desire to overcome the painful extremes and pretentious significance of modernity, the search for a language much more intelligible and concise, became obvious.

Для цитирования:

Фомин Д.В. Стилистическая эволюция журнальной и книжной графики художников «Голубой розы» // Academia. 2022. № 3. C. 276–296. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-3-1-276-296

Философия материала в образно-пластическом строе произведений художников «Голубой розы»

Аннотация

Статья посвящена московским художникам-символистам круга выставки «Голубая роза» 1907 года, которые уделяли особое внимание семантике и метафизике художественных материалов. Краска, холст, грунт, поверхность бумаги, мазок и метод его наложения – все эти компоненты художественного произведения играли роль в создании образно-пластического строя. В таком понимании материалов и технологии голуборозовцы опирались на творческую практику В.Э. Борисова-Мусатова и М.А. Врубеля, а также на традиции древнерусской иконописи, которая была открыта в эпоху символизма на рубеже XIX–XX вв. Икона как образец сопряжения материального и духовного значительно повлияла на понимание материала в искусстве символизма. Воздействуя на восприятие зрителем произведения искусства при помощи специфической организации его материальной структуры, голуборозовцы пошли по пути соединения традиции и новаторства. Сакрализация материала искусства, его одухотворение тесно связаны с проблемой символа, в котором снимаются противоречия материального и духовного, земного и небесного.

Abstract

This article is dedicated to Moscow symbolist art group “Blue Rose”, named after the exhibition from 1907 and known for their special attention to the semantical and metaphysical attributes of the artistic material. Paint, canvas, primers, paper, brush stroke techniques – all of those components played a particular role in the creation of the figurative-formative system. The members of “Blue Rose” were inspired by creative genius of V.E. Borisov-Musatov and M.A. Vrubel as well as traditions of the Old Russian icon painting. The latter found its new beginning at the turn of the century, in the era of Symbolism. Icon as an example of the union between material matter and spiritual concepts significantly influenced the core ideas in the art of symbolism. The “Blue Rose” followed the path of combining traditions and innovation, further affecting the viewer’s perception of the art work by specific organization of its material structure. Sacralization and spiritualization of materialistic principles of art are closely related to the problem of the symbol, in which contradictions between materialistic and spiritual as well as worldly and divine are resolved.

Для цитирования:

Флорковская А.К. Философия материала в образно-пластическом строе произведений художников «Голубой розы» // Academia. 2022. № 3. С. 253–258. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-3-1-253-258

Фотограф Николай Андреев. Мастер пикториализма

Аннотация

Статья посвящена первой монографической выставке фотографа и художника Николая Платоновича Андреева (1882–1947), состоявшейся в Государственной Третьяковской галерее осенью 2021 года.

Abstract

The article is dedicated to the first monographic exhibition of photographer and artist Nikolai Platonovich Andreev (1882–1947) held at the State Tretyakov Gallery in autumn 2021.

Для цитирования:

Чмырева И.Ю. Фотограф Николай Андреев. Мастер пикториализма // Academia. 2022. № 3. С. 358–366. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-3-1-358-366

Скульптор человеческих душ

Аннотация

Статья написана в связи с проведением в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль» комплексного выставочного проекта «Благовестнов. Пророчества о настоящем» (28 апреля – 2 октября 2022). В тщательно продуманном авторском пространстве экспозиции произведения члена-корреспондента РАХ Алексея Алексеевича Благовестнова из Переславского музея-заповедника и частных собраний соединились с отобранными художником и впервые показанными публике произведениями русской деревянной скульптуры XVIII-XIX века из коллекции Ростовского Кремля. Статья включила в себя прямые цитаты из интервью, взятого автором статьи в московской мастерской Благовестнова.

Abstract

The article is written in connection with the comprehensive exhibition project “Blagovestnov. Prophecies of the Present” (April 28 – October 2, 2022). In a carefully thought-out author`s space exposition works by Alexey Blagovestnov, corresponding member of the Russian Academy of Arts, from Pereslavl Museum-Reserve and private collections were combined with the works of Russian wooden sculpture of XVIII-XIX centuries from the collection of Rostov Kremlin, selected by the artist and first shown to the public. The article included direct quotations from an interview conducted by the author of the article in Blagovestnov's Moscow studio.

Для цитирования:

Ступин С.С. Скульптор человеческих душ // Academia. 2022. № 3. C. 308–316. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-3-1-308-316

Девятые Даниловские чтения «Античность – Средневековье – Ренессанс». Памятник в контексте эпохи. К столетию И.Е. Даниловой

Аннотация

Статья предлагает тезисное изложение Всероссийской научной конференции с международным участием «Девятые Даниловские чтения. Античность – Средневековье – Ренессанс. Памятник в контексте эпохи. К столетию И.Е. Даниловой». Организатором выступил Институт высших гуманитарных исследований имени Е.М. Мелетинского (ИВГИ) Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ).

Abstract

The article offers a summary of the All-Russian scientific conference with international participation “The Ninth Danilovsky Readings. ‘Antiquity – Middle Ages – Renaissance’. A monument in the context of an epoch. To the centenary of I.E. Danilova”. It was organized by the Institute of Higher Humanitarian Studies named after E.M. Meletinsky (IVGI), Russian State University for Humanities (RSUH).

Для цитирования:

Этингоф О.Е. Девятые Даниловские чтения «Античность – Средневековье – Ренессанс». Памятник в контексте эпохи. К столетию И.Е. Даниловой // Academia. 2022. № 3. С. 325–344. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-3-1-325-344

Флоральный декор усадьбы Новый Кучук-Кой и система формообразования П.В. Кузнецова

Аннотация

Статья посвящена живописной системе П.В. Кузнецова, ведущего мастера объединения «Голубая роза», и ее изменениям в контексте его работы в крымской усадьбе Новый Кучук-Кой в 1908–1914 гг. На натурном материале (фотосъемка автора 2002 и 2021 гг.) показан переход художника от поэтики призрачных видений к четким и контрастным формам, характерным для искусства авангарда. В мозаиках, майоликах и фресках усадьбы был использован опыт по созданию циклической, замкнутой композиции, известный по картинам и графическим работам Кузнецова. Однако в диалоге с садом и горным пейзажем возникают новые, более энергичные вариации прежних тем. При оценке поисков Кузнецова приняты во внимание образные характеристики его творчества, данные историком искусства А.М. Эфросом в книге «Профили» (1930).

Abstract

The article discusses the pictorial system of Pavel Kuznetsov, the leading master of the Blue Rose association, and its changes in the context of his work at the Crimean estate Novy Kuchuk-Koi in 1908–14. The art objects (photographed by the author in 2002 and 2021) show the artist's transition from the poetics of ghostly visions to clear and contrasting forms typical for Avant-Garde art. The mosaics, ceramics and frescoes of the estate reveal the experience in creating cyclic, closed composition specific for Kuznetsov’s paintings and graphic works. However, in the dialogue with the garden and the mountain landscape new, more energetic variations of the previous themes arise. In assessing Kuznetsov's artistic search the poetic characteristics of his work given by art historian A.M. Efros in his “Profiles” (1930) are taken into consideration.

Для цитирования:

Соколов Б.М. Флоральный декор усадьбы Новый Кучук-Кой и система формообразования П.В. Кузнецова // Academia. 2022. № 3. С. 317–324. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-3-1-317-324