Аннотации - 2022 / 4

Круглый стол «Михаил Врубель. Грани актуальности. К 165-летию со дня рождения художника»: от замысла к итогам

Аннотация.

Статья посвящена кураторскому обзору программы и итогов Круглого стола «Михаил Врубель. Грани актуальности. К 165-летию со дня рождения художника», который был проведен в рамках совместного проекта Государственной Третьяковской галереи и Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств в марте 2022 года. Отразив эволюцию восприятия и интерпретации искусства М.А. Врубеля сквозь призму современных научно-исследовательских и выставочных процессов, Круглый стол позволил зафиксировать ряд важных исторических фактов в области изучения творчества художника в биографическом и эпохальном контекстах. Кроме того, были выявлены новые теоретические и художественно-эстетические акценты, частично отражающие особенности философии искусства наших дней. В связи с концепцией Круглого стола особое внимание уделено как описанию изначальной программы научной дискуссии, так и анализу тех реальных результатов, прозвучавших в докладах, многие из которых будучи преобразованы в научные статьи, стали основным содержанием специального выпуска журнала “Academia” (2022, № 4).

Ключевые слова:

искусствознание, русское искусство конца XIX – начала ХХ века, Михаил Врубель, символизм, модерн, модернизм, круглый стол как жанр, восприятие искусства, проблема актуальности, современность

Для цитирования:

Давыдова О.С. Круглый стол «Михаил Врубель. Грани актуальности. К 165-летию со дня рождения»: от замысла к итогам // Academia. 2022. № 4. C. 373–389. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-4-1-373-389

Abstract.

The article reviews the programme and results of the round-table conference Round-Table Conference “Mikhail Vrubel. On the 165th Anniversary. Relevant facets of creativity”: held in March 2022 in the framework of the joint project of the State Tretyakov Gallery and Research Institute of Theory and History of Fine Arts Russian Academy of Arts. Analyzing the perception and interpretation of Mikhail Vrubel’s art in terms of contemporary research, exhibition and creative processes, the roundtable made it possible to record a number of important historical facts studying artist’s work in biographical and time contexts. In addition, new theoretical as well as artistic and aesthetic emphases were identified, partly reflecting the peculiarities of the contemporary art philosophy. According to the concept of the conference, particular attention was paid to describe the initial programme of academic debate and to analyze those actual results, which were transformed into academic papers, and became the main content of the special issue of Academia magazine (2022, no 4).

Keywords:

Art history, Russian Art of the 19th – Early 20th Century, Mikhail Vrubel, Symbolism, Art Nouveau, Modernism, Round Table as a Genre, Perception of Art, Problem of Relevance, Modernity.

For citation:

Davydova, O.S. (2022), “Round-Table Conference ‘Mikhail Vrubel. On the 165th Anniversary. Revelant facets of creativity’: from Design to Results”, Academia, 2022, no 4, pp. 373–389. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-4-1-373-389

М.А. Врубель и коллекционеры конца XIX – начала XX века

Аннотация.

Статья посвящена истории взаимоотношений М.А. Врубеля и коллекционеров рубежа XIX и XX веков, начиная с раннего периода творчества художника вплоть до последних лет его жизни, когда за произведениями мастера буквально «охотились» известнейшие собиратели эпохи модерна: Гиршманы, Морозовы, Рябушинские и др. Хотя к творчеству Врубеля проявляли интерес, в основном, московские коллекционеры, в исследовании также уделяется внимание киевским и петербургским собирателям (семейству Терещенко, княгине М.К. Тенишевой и Я.Е. Жуковскому) и отдельно рассматривается вопрос о приобретении работ Врубеля его современниками-художниками. В статье освещается, главным образом, история приобретения живописных и графических работ художника.

Ключевые слова:

русское искусство конца XIX – начала XX века, модерн, символизм, Михаил Врубель, коллекционирование, Третьяковская галерея, Русский музей, выставки «Мира искусства», Савва Мамонтов, братья Морозовы

Для цитирования:

Манучарова Д.А. М.А. Врубель и коллекционеры конца XIX – начала XX века // Academia. 2022. № 4. C. 439–454. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-4-1-439-454

Abstract.

The article treats the history of the relationship between Mikhail Vrubel and collectors of the turn of the 20th century, starting from his early period and ending with the last years of his life, when the most famous collectors (as Girshmans, Morozovs, Ryabushinskys) literally “hunted” for his works. Although Moscow collectors were mainly interested in Vrubel’s art, we also pay attention to Kiev and St. Petersburg collectors (the Tereshchenko family, princess Maria Tenisheva and Yakov Zhukovsky) and the issue of the acquisition of Vrubel’s works who were his contemporaries. The article reviews mainly the history of the purchase of artist’s paintings and graphic works.

Keywords:

Russian Art of the late 19th – early 20th centuries, Art Nouveau, Symbolism, Mikhail Vrubel, collecting, Tretyakov Gallery, Russian museum, exhibitions of the World of Art group (“Mir iskusstva”), Savva Mamontov, The Morozov Brothers

For citation:

Manucharova, D.A. (2022), “Mikhail Vrubel and the collectors of the late 19th – early 20th century”, Academia, 2022, no 4, pp. 439–454. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-4-1-439-454

Тезисы о символизме

Аннотация.

Развитие искусства в XIX веке движется единым строем с философским осмыслением истории, общества, человека. Сверхценные идеи разного рода вызывают недоверие у Ницше, Бергсона, а затем и Гуссерля. Возвращение к «примордиальным» фактам бытия становится в повестку дня искусства, от импрессионизма до раннего авангарда. В этом общем движении идеи и принципы символизма занимают особое место. Символизм отчетливо использует принцип редукции, то есть освобождения от сверхценностей. И в то же время «душа» символизма расколота. Неуправляемая материя и экстатическая эмоциональность Врубеля никогда не достигают освобождения от ценностей вкуса, религиозных инсайтов, интеллектуальных смыслов. Подобные раздвоения усилий будут затем появляться на разных стадиях развития искусства ХХ века. Статья посвящена памяти М.М. Алленова, искусствоведа и исследователя творчества М.А. Врубеля.

Ключевые слова:

картина мира, редукция, кризис идеократии, искусство элементарных фактов, символизм на распутье, «модернизм без излишеств»

Для цитирования:

Якимович А.К. Тезисы о символизме // Academia. 2022. № 4. C. 481–485. DOI: DOI 10.37953/2079-0341-2022-4-1-481-485

Abstract.

Art development in 19th century reveals essential closeness to philosophic ideas on history and human society. Overgrown supervalues were met with strong distrust in the works of Nietzsche, Bersgon and later Husserl. Returning to “primordial” phenomena permeates artistic practices from Impressionism to early Avant-Garde. Symbolism takes a special place inside this broad panorama. It clearly employs the principle of reduction, i.e. taking the distance from supervalues. However, one can say that the “soul” of Symbolism was split. Mikhail Vrubel moved to chaotic unruly substance and ecstatic upheavals in his works but he never stripped himself of such values as taste, religious and intellectual insights. Similar “Post-Symbolist” bifurcations later made themselves visible in the 20th century art. This article is dedicated to the memory of Mikhail Mikhailovich Allenov, art historian and researcher of M. Vrubel.

Keywords:

“Weltbild”, Reduction, Ideocracy in Crisis, Elementary Artistic Forms, Symbolism on Crossroads, Modernism without Excess

For citation:

Jakimovicz, А.К. (2022), “Several points on Symbolism”, Academia, 2022, no 4, pp. 481–485. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-4-1-481-485

Выставка произведений Б.С. Угарова в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств

Аннотация.

Обзор выставки, проходившей в залах Российской академии художеств в сентябре – октябре 2022 года, знакомит читателей с камерной живописью народного художника СССР, президента Академии художеств СССР Бориса Сергеевича Угарова. Мэтр советской эпохи предстает как тонкий, лирический художник, мастер портрета и пейзажа, сохранивший и передавший следующим поколениям живописцев высокую художественную культуру дореволюционного периода.

Ключевые слова:

Борис Сергеевич Угаров, Российская академия художеств, социалистический реализм, русская реалистическая живопись, русский пейзаж

Для цитирования:

Музыка И.Е. Выставка произведений Б.С. Угарова в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств (28 сентября – 30 октября 2022 года) // Academia. 2022. № 4. C. 502–506. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-4-1-502-506

Abstract.

A review of the exhibition, which took part in the Russian Academy of Arts in September – October, 2022, introduced the chamber painting by Boris S. Ugarov, People's Artist of the USSR and a President of the USSR Academy of Arts. А maitre of the Soviet era appears as a subtle, lyrical artist, a master of portrait and landscape, who preserved and passed on to the next generations of painters the high artistic culture of the pre-revolutionary era.

Keywords:

Boris Ugarov, Russian Academy of Art, Academic Art Education, Socialist Realism, Russian Realistic Painting, Russian Landscape

For citation:

Muzyka, I.E. (2022), “The Exhibition of B.S. Ugarov’s paintings in the Russian Academy of Arts (September 28th – October 30th, 2022)”, Academia, 2022, no 4, pp. 502–506. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-4-1-502-506

Искусство между маскарадом и трагедией. Выставка работ Натальи Нестеровой «Памяти мастера»

Аннотация.

В выставочных залах РОСИЗО (Москва, Петроверигский пер.) с 30 сентября по 16 октября 2022 года прошла выставка живописи Натальи Игоревны Нестеровой, ушедшей из жизни 10 августа 2022 года. Заслуженный художник Российской Федерации (1994), дважды лауреат Государственной премии Российской Федерации (1992, 1999), действительный член Российской академии художеств (2001), Н.И. Нестерова при жизни стала классиком российского искусства, признанным в своей стране и за рубежом. В экспозицию вошли произведения мастера из фондов РОСИЗО, частных коллекций, галереи «МастАРТ», а также из собрания семьи художника.

Ключевые слова:

Нестерова Наталья Игоревна, Наталья Нестерова, художники-семидесятники, советская живопись, российская живопись

Для цитирования:

Музыка И.Е. Искусство между маскарадом и трагедией. Выставка работ Натальи Нестеровой «Памяти мастера» // Academia. 2022. № 4. C. 497–501. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-4-1-497-501

Abstract.

On 30 September – 16 October, 2022, an exhibition of paintings by Natalia Nesterova, who passed away on August 10, 2022, was held in the exhibition halls of ROSIZO (Petroverigsky per., Moscow). Honored Artist of the Russian Federation (1994), twice State Prize winner of the Russian Federation (1992, 1999), a full member of the Russian Academy of Arts (2001), Natalia Nesterova became a classic of Russian art during her lifetime, recognized not only in her country but also abroad. The exposition presented works by the master from ROSIZO funds, «MustART» gallery and private collections, including the collection of the artist’s family.

Keywords:

Natalia Igorevna Nesterova, Natalia Nesterova, Artists of the Seventies, Soviet painting, Russian painting

For citation:

Muzyka, I.E. (2022), “Аrt between masquerade and tragedy. Natalia Nesterova’s paintings exhibition ‘Тo the Memory of the Master’” // Academia, 2022, no 4, pp. 497–501. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-4-1-497-501

Омские страницы биографии М.А. Врубеля

Аннотация.

В статье рассматривается вопрос о значении имени Михаила Врубеля в истории культуры Омска в 1912–2022 годах. Освещаются малоизвестные факты об омском окружении семьи Врубелей и ранних детских впечатлениях художника. Уроженец сибирского города, он прожил здесь лишь до трех лет. При этом память о нем на его родине в 1910-е – 1920-е годы вдохновляла местную культурную интеллигенцию на создание новых центров искусства. С начала 1980-х годов и по сегодняшний день активную работу по изучению и популяризации омских страниц биографии Врубеля и его творчества проводит областной музей изобразительных искусств, носящий имя выдающегося мастера.

Ключевые слова:

Михаил Врубель, Соборо-Воскресенская церковь (Собор Воскресения Христова города Омска), Стефаний Знаменский, Екатерина Капустина, Общество художников и любителей изящных искусств Степного края, Художественно-промышленный техникум имени М.А. Врубеля, Омский музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

Для цитирования:

Девятьярова И.Г. Омские страницы биографии М.А. Врубеля // Academia. 2022. № 4. C. 486–496. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-4-1-486-496

Abstract.

The article discusses the role, which the name of Mikhail Vrubel has been playing in the cultural history of Omsk since 1912. The artist’s early childhood impressions, and little-known facts about the Omsk environment of the Vrubel family, are highlighted. A native of the Siberian city, he lived here only until the age of three. At the same time, the memory of him in his homeland in the 1910s–1920s inspired the local intelligentsia to create new centres of art. From the beginning of the 1980s and up to the present day, local Museum of Fine Arts, named after this outstanding master, has been actively working to study and popularize Vrubel’s art and the Omsk pages of his biography in particular.

Keywords:

Mikhail Vrubel, Omsk Cathedral of the Resurrection of Christ, Stepan Znamensky, Ekaterina Kapustina, Society of Artists and Lovers of Fine Arts of the Steppe Region, Omsk Art and Industrial College named after M. Vrubel, Omsk Museum of Fine Arts named after M. Vrubel

For citation:

Devyatyarova, I.G. (2022), “The Omsk pages of the biography of M. Vrubel”, Academia, 2022, no 4, pp. 486–496. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-4-1-486-496

Можно ли редуцировать бесконечность? Врубель и изображение бесконечного в искусстве

Аннотация.

Современное искусство и философия редуцируют человеческие ценности (истину, добро и красоту), которые классическая культура трактовала как высшие. Но можно ли редуцировать бесконечное? Согласно эстетике Гегеля, искусство отличается от безликого копирования, поскольку оно во все эпохи, начиная с Древнего Востока и до современности, изображало бесконечное. В художественном мире Врубеля бесконечное предстает не как абстрактный символ и знак, не как отвлеченная умственная аллегория, оно – живой чувственный образ той реальности, что открывается за горизонтом повседневности, являя собой «иной мир», который, однако, возможен.

Ключевые слова:

Философия искусства, Михаил Врубель, бесконечное, реальность, повседневность, аллегория, символ, знак, художественный образ, изображение, идол, фетишизм.

Для цитирования:

Арсланов В.Г. Можно ли редуцировать бесконечность? Врубель и изображение бесконечного в искусстве // Academia. 2022. № 4. C. 474–480. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-4-1-474-480

Abstract.

The contemporary art and philosophy annihilate human values (Truth, Goodness and Beauty), which classical culture interpreted as the highest. But is it possible to annihilate infinity? However, according to Hegel’s aesthetics, art differs from impersonal imitation in that throughout the history, from Ancient Oriental to contemporary art, it has reflected infinity. In Vrubel's artistic world the infinite appears not as an abstract symbol or sign, nor as a mental allegory – it is a living sensory image of reality that opens beyond the horizon of everyday life, representing “another world”, which, however, is possible.

Keywords:

Philosophy of Art, Mikhail Vrubel, Infinity, Reality, Everyday Life, Allegory, Symbol, Sign, Artistic Image, Representation, Idol, Fetishism.

For citation: Arslanov, V.G. (2022), “Is it possible to annihilate infinity? Vrubel and the image of the infinite in art”, Academia, 2022, no 4, pp. 474–480. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-4-1-474-480

Прорыв в будущее: Михаил Врубель и русское искусство ХХ века

Аннотация.

Статья посвящена влиянию Михаила Врубеля на русскую живопись ХХ века. В наследии мастера мы можем найти черты и творческие стратегии, предвосхищающие художественный опыт ХХ века: переход искусства через грань предметности, пластическую и образную экспрессивность, доминирование процесса над результатом при создании произведения. Реализуются они с помощью ряда формально-стилевых решений, таких как деформация формы, сдвиг планов, новый взгляд на натуру. Врубель возрождает духовное измерение в отечественном искусстве как ключевое, содержательное, задавая направление поиску ряда художников ХХ века. Влияние Врубеля рассматривается на примере некоторых явлений отечественного искусства 1910-х – 1980-х гг.

Ключевые слова:

рубеж XIX–XX веков, искусство XX века, символизм, «Маковец», Павел Корин, неофициальное искусство, профетизм в искусстве

Для цитирования:

Флорковская А.К. Прорыв в будущее: Михаил Врубель и русское искусство ХХ века // Academia. 2022. № 4. C. 465–473. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-4-1-465-473

Abstract.

This article is dedicated to Mikhail Vrubel’s influence on the 20th century Russian painting. In the master's legacy we can find features and creative strategies anticipating the artistic experience of the 20th century: the transition of art through the facet of objectivity, plastic and figurative expressiveness, the dominance of process over result in the creation of artwork. They are actualized by means of some formal and stylistic solutions such as deformation of form, shift of plans or a new look at nature. Vrubel revives the spiritual dimension in Russian art as a key and substantial one, setting the direction of artistic search for the number of painters of the 20th century. Vrubel’s influence is reviewed through some phenomena of domestic art in 1910s – 1980s.

Keywords:

turn of the 19th – 20th centuries, 20th century art, Symbolism, Art Nouveau, “Makovec”, Mikhail Vrubel, Pavel Korin, Unofficial art, Profetism in art

For citation:

Florkovskaya, A.K. (2022), “Breakthrough into the Future: Mikhail Vrubel and Russian Art of the 20th century”, Academia, 2022, no 4, pp. 465–473. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-4-1-465-473

«Верховоды времени»: Врубель – Римский-Корсаков – Скрябин

Аннотация.

В представленной статье рассматриваются параллели философско-эстетических взглядов М.А. Врубеля, Н.А. Римского-Корсакова и А.Н. Скрябина, для которых определяющими факторами являются универсализм, мифологизм, синтетичность замыслов, поиск новых средств и форм выражения. При несомненных различиях художественных установок, им удалось воплотить в творчестве целостные всеобъемлющие концепции мироздания, наиболее ярко отражающие культурные процессы рубежа ХIХ–ХХ веков.

Ключевые слова:

рубеж ХIХ–ХХ веков, модерн, символизм, Серебряный век, Врубель, Скрябин, Римский-Корсаков, «Прометей», «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане»

Для цитирования:

Свиридовская Н.Д. «Верховоды времени»: Врубель – Римский-Корсаков – Скрябин // Academia. 2022. № 4. C. 455–464. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-4-1-455-464

Abstract.

This article discusses the parallels of the philosophical and aesthetic views of M. Vrubel, N. Rimsky-Korsakov and A. Scriabin, for them the determining factors were universalism, mythologism, and synthetic ideas, they were looking for new means and forms of expression. With undoubted differences in artistic attitudes, all three of them managed to embody in their work integral comprehensive concepts of the universe, most clearly reflecting the cultural process at the turn of the 20th century.

Keywords:

turn of the 20th century, Art Nouveau, Symbolism, the Silver Age, Vrubel, Scriabin, Rimsky-Korsakov, Prometheus, The Snow Maiden, Sadko, The Tale of Tsar Saltan

For citation:

Sviridovskaya, N.D. “The Leaders of Time: Vrubel – Rimsky – Korsakov – Scriabin”, Academia, 2022, no 4, pp. 455–464. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-4-1-455-464

Выставки М.А. Врубеля в Киеве. История и проблемы изучения творческого наследия

Аннотация.

В статье проведен обзор и краткий анализ выставок Михаила Врубеля, прошедших в Киеве в период с 1910 года до наших дней. Выставочные проекты рассматриваются как один из путей выявления и изучения творческого наследия художника на Украине, а также изучения истории бытования некоторых произведений из собрания Национального музея «Киевская картинная галерея», новый этап в выставочной деятельности которогонаступил к началу XXI века, когда из монографических выставок Врубеля, формировавшихся на материалах фондов, исчез элемент новизны и создание новых смыслов стало невозможным. Выставочные проекты с привлечением произведений В.A. Серова, К.A. Коровина, Н.Н. Ге, художников объединений «Мир искусства» и «Голубая роза», позволили взглянуть на творчество художника в контексте своего времени.

Ключевые слова:

модерн, символизм, Национальный музей «Киевская картинная галерея», Михаил Врубель, Валентин Серов, Константин Коровин, Николай Сапунов, Николай Ге, Николай Прахов, Кирилловская церковь, иконописная мастерская Александра Мурашко, Андрей Дахнович

Для цитирования:

Агеева Н.Е. Выставки М.А. Врубеля в Киеве. История и проблемы изучения творческого наследия // Academia. 2022. № 4. C. 431–438. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-4-1-431-438

Abstract.

The author reviews and briefly analyses the exhibitions of Mikhail Vrubel’s art held in Kyiv since 1910. These projects are considered as one of the ways to identify and to study the creative heritage of the artist in Ukraine, as well as to explore the existence history of some works from the collection of the “Kyiv Art Gallery” National Museum. A different stage in the museum’s activities started at the beginning of the 21st century, by when the element of novelty disappeared from Vrubel’s monographic expositions based on the museum materials only, and the creation of new meanings became impossible. Wider exhibition projects involving also the works by V. Serov, K. Korovin, N. Ge, and the artists of the “World of Art” group (Mir iskusstva) and the “Blue Rose” (Golubaya Roza) associations made it possible to look at Vrubel’s art in the context of his time.

Keywords:

Art Nouveau, Symbolism, National Museum “Kyiv Art Gallery”, Mikhail Vrubel, Valentin Serov, Konstantin Korovin, Nikolay Sapunov, Nikolay Ge, Nikolay Prakhov, St Cyril’s Church, Alexander Murashko’s icon-painting workshop, Andrey Dakhnovitch

For citation:


Ageeva, N.E. (2022),M.A. Vrubel exhibitions in Kyiv. The history and issues of studying the creative heritage”, Academia, 2022, no 4, pp. 431–438. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-4-1-431-438