Аннотации - 2023 / 1

Становление Ренессанса в Ферраре XV века. Все о городе

Аннотация

В XV веке Феррара постепенно становится крупным региональным центром Италии. Отмеченная чертами элитарности, ее культура достигла высокого уровня развития, что подтверждают открытие Университета, строительная деятельность, превратившая Феррару в «первый современный город Европы», и, наконец, блеск и великолепие ее репрезентативной жизни.

Abstract

In the 15th century, Ferrara had gradually developed into a large regional center in Italy. Its culture marked by certain elite traits reached a highest level, shown by the opening of Ferrara University and extensive building activity, making Ferrara the “first modern city in Europe”. The brilliant and luxurious life of the city’s nobles was also of great importance.

Для цитирования:

Козлова С.И. Становление Ренессанса в Ферраре XV века. Все о городе // Academia. 2023. № 1. С. 7-23. DOI: 10.37953/2079-0341-2023-1-1-7-23

Василий Милиоти – художник-сценограф

Аннотация

В статье прослеживается становление Василия Милиоти как театрального художника, рассказывается о его первом успехе, который и ввел его в творческую жизнь Москвы. Период успеха был недолгим – всего четыре года с 1905 по 1909 гг. Удачное сотрудничество с В.Э. Мейерхольдом в качестве художника по костюмам для пьесы Ибсена «Гедда Габлер» в петербургском театре В.Ф. Комиссаржевской было вряд ли закономерным, и последующий опыт получил более скромный отклик. Но это утвердило Милиоти как человека способного к утонченному пониманию красоты.

Abstract

The article tells about the formation of Vasily Milioti as a stage designer, about his first success, which made him part of artistic Moscow. The success was not long – only four years from 1905 to 1909. Successful cooperation with V.E. Meyerhold as a costume designer for Ibsen`s play “Hedda Gabler” in the St. Petersburg Theater V.F. Komissarzhevskaya was hardly logical, the following experience was assessed more modestly. But the first experience showed that Milioti is able to feel and understand beauty deeply.

Для цитирования:

Фокина С.И. Василий Милиоти – художник-сценограф // Academia. 2023. № 1. С. 24–32. DOI: 10.37953/2079-0341-2023-1-1-24-32

Петр Игнатьевич Бромирский (1886–1920). От «Голубой розы» до «Маковца»

Аннотация

Статья посвящена творчеству Петра Игнатьевича Бромирского (1886–1920), самого молодого из участников выставки «Голубая роза». Автор анализирует влияние поэзии, живописи и театральных постановок русского символизма 1900-х годов на искусство Бромирского, которое рассматривается в целом в контексте поисков художников русского авангарда начала 1910-х годов. Во второй половине 1910-х годов творчество скульптора и живописца оказало влияние на группу молодых московских художников Л.Ф. Жегина, С.М. Романовича, В.Н. Чекрыгина – создателей и участников художественного общества «Маковец».

Abstract

The article studies the work of Pyotr Ignatievich Bromirsky (1886–1920), the youngest of the participants of the “Blue Rose” association. The author analyzes the influence of poetry, painting and theatrical productions of Russian symbolism of the 1900s on his work. Bromirsky’s art is considered in the context of the creative search of Russian avant-garde artists of the early 1910s. In the second half of the 1910s, the work of the sculptor and painter influenced a group of young Moscow artists: L.F. Zhegin, S.M. Romanovich, V.N. Chekrygin, – the founders and participants of the Makovets Art Society.

Для цитирования:

Иньшаков А.Н. Петр Игнатьевич Бромирский (1886–1920). От «Голубой розы» до «Маковца» // Academia. 2023. № 1. С. 33–46. DOI: 10.37953/2079-0341-2023-1-1-33-46

«Дрянь человек», или антропологический негативизм в истории живописи

Аннотация

В статье излагается авторский взгляд на искусство Нового времени, которое осваивая отрицательных героев, изображает оскорбляющее поведение «низших классов». Попытки исследователей увидеть в таких работах – от Брейгеля до Брауэра – исключительно аллегорические подтексты недостаточны. Следует обратить внимание на оппозицию художественной среды и политических сил, возникающую в Европе. Рождается антропологический негативизм, проходящий затем через многие стадии развития (Гойя, Курбе, Домье, Пикассо и далее, до братьев Чепмен включительно). Русское искусство участвует в этом начиная с Перова и Репина и далее продолжается творчеством Михаила Ларионова, Оскара Рабина, Гелия Коржева, некоторых концептуалистов Москвы и Ленинграда.

Abstract

The article presents the author`s view of the art of Modern times, which mastering negative characters, depicts the insulting behavior of the “lower classes”. Attempts by researchers to see exclusively allegorical subtexts in such works from Brueghel to Brouwer are insufficient. Attention should be paid to the opposition of the artistic environment and political forces emerging in Europe. Anthropological Negativism is born, which then passes through many stages of development (Goya, Courbet, Daumier, Picasso, and then up to and including the Chapman brothers). Russian art participates in this, starting with Perov and Repin, and then continues with the work of Mikhail Larionov, Oscar Rabin, Helium Korzhev, some conceptualists of Moscow and Leningrad (St Petersburg).

Для цитирования:

Якимович А.К. «Дрянь человек», или антропологический негативизм в истории живописи // Academia. 2023. № 1. C. 47–58. DOI 10.37953/2079-0341-2023-1-1-47-58

«О современном состоянии изящных искусств в России»: русские академические выставки 1760-x-1820-x годов глазами иностранных посетителей

Аннотация

Статья посвящена восприятию иностранными зрителями второй половины XVIII – первой трети XIX века произведений русского искусства, показывавшихся на академических выставках того времени. В качестве источников привлечены путевые записки британских путешественников, а также немецкого вояжера И.-Х. Мюллера, рисующие картину «современного состояния изящных искусств в России».

Abstract

The article is dedicated to the perception of Russian art, seen by foreign visitors at the exhibitions of St Petersburg Imperial Academy of Arts in 1760s–1820s. It is based on the diaries of several British travellers, as well as a German tourist Johann Christian Müller, picturing the “present state of the Fine Arts in Russia”.

Для цитирования:

Марисина И.М. «О современном состоянии изящных искусств в России»: русские академические выставки 1760-x – 1820-x годов глазами иностранных посетителей // Academia. 2023. № 1. C. 59–71. DOI: 10.37953/2079-0341-2023-1-1-59-71

К истории становления и развития регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств

Аннотация

Статья посвящена истории создания и развития регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока и творческих мастерских живописи, скульптуры и графики Российской академии художеств, определяющего на протяжении 35 лет художественные процессы огромной территории страны от Урала до Дальнего Востока. Особое внимание уделяется современному этапу: формам работы, регулярным художественным проектам, отражающим картину российской художественной жизни в целом.

Abstract

The article is dedicated to the history of the creation and development of the Regional Branch of the Urals, Siberia and the Far East and the creative workshops of painting, sculpture and graphics of the Russian Academy of Arts, which has been defining the artistic processes across the vast territory from the Urals to the Far East for 35 years. Special attention is paid to the modern stage: forms of work and regular art projects that represent Russian artistic life as a whole.

Для цитирования:

Зотова О.И., Москалюк М.В. К истории становления и развития регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока, Российской академии художеств // Academia. 2023. № 1. C. 72–90. DOI: 10.37953/2079-0341-2023-1-1-72-90

«Русский стиль» Евгении Кириченко

Аннотация

Рецензия на книгу «Русский стиль» Е.И. Кириченко (М.: БуксМАрт, 2020) обращает внимание на непреходящую актуальность исследований историко-художественных процессов в России 1830-х–1910-х годов, проведенных этим крупнейшим отечественным историком искусства и архитектуры.

Abstract

The review of the book “Russian style” by Evgeniya Kirichenko (BuksMArt, Moscow, Russia, 2020) draws attention to the lasting relevance of the research on the historical and artistic processes of 1830s–1910s in Russia conducted by this prominent Russian historian of art and architecture.

Для цитирования:

Самохин А.В. «Русский стиль» Евгении Кириченко // Academia. 2023. № 1. C. 91–95. DOI: 10.37953/2079-0341-2023-1-1-91-95

Искусство Нижнего Тагила второй половины XX века. Экспозиция в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств (21 сентября – 16 октября 2022)

Аннотация

«Предметное/беспредметное» – экспозиция, продемонстрированная в залах Российской академии художеств в сентябре-октябре 2022 года, – знакомит зрителей с полувековой историей нижнетагильского искусства. Она берет свое начало в 1942 году, когда эвакуированные в Нижний Тагил художники инициировали открытие здесь отделения Союза художников Российской Федерации, а затем и художественного музея. В 1970-е годы появление в городе целой плеяды ярких художников и формирование активной творческой среды ознаменовали собой рождение на Урале нового центра современного искусства. Заслуженную репутацию флагмана неоавангарда Нижний Тагил сохраняет и по сей день.

Abstract

The exposition “Objective/Non-objective” in the halls of Russian Academy of Arts introduced the half-century history of Nizhny Tagil art to its visitors. It all started in 1942, when several soviet artists were evacuated to Nizhny Tagil where they initiated the opening of the Artist Union of Russian Federation branch in the city, and then the art museum. In the 1970s a whole galaxy of bright artists appeared in Nizhny Tagil. The formation of the active creative environment became a sign of a new center of modern art appeared in the Urals. Since then Nizhny Tagil, the renowned neo-avant-garde flagship, retains its high reputation.

Для цитирования:

Музыка И.Е. Искусство Нижнего Тагила второй половины XX века. Экспозиция в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств (21 сентября – 16 октября 2022) // Academia. 2023. № 1. C. 96-106. DOI: 10.37953/2079-0341-2023-1-1-96-106