К истории становления и развития регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств

Ольга И. Зотова

Филиал Государственной Третьяковской галереи во Владивостоке, Владивосток, Россия, zotova-o@yandex.ru

Марина В. Москалюк

Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского, Красноярск, Россия; Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия, mawam@rambler.ru

Аннотация.

Статья посвящена истории создания и развития регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока и творческих мастерских живописи, скульптуры и графики Российской академии художеств, определяющего на протяжении 35 лет художественные процессы огромной территории страны от Урала до Дальнего Востока. Особое внимание уделяется современному этапу: формам работы, регулярным художественным проектам, отражающим картину российской художественной жизни в целом.

Ключевые слова:

Российская академия художеств, Региональное отделение Урала, Сибири и Дальнего Востока, художественное образование, творческие мастерские

Для цитирования:

Зотова О.И., Москалюк М.В. К истории становления и развития регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока, Российской академии художеств // Academia. 2023. № 1. C. 72–90. DOI: 10.37953/2079-0341-2023-1-1-72-90

To the history of the formation and development of the Regional Branch of the Urals, Siberia and the Far East of the Russian Academy of Arts

Olga I. Zotova

Branch of the State Tretyakov Gallery in Vladivostok, Vladivostok, Russia, zotova-o@yandex.ru

Marina V. Moskalyuk

Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts; Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia, mawam@rambler.ru

Abstract.

The article is dedicated to the history of the creation and development of the Regional Branch of the Urals, Siberia and the Far East and the creative workshops of painting, sculpture and graphics of the Russian Academy of Arts, which has been defining the artistic processes across the vast territory from the Urals to the Far East for 35 years. Special attention is paid to the modern stage: forms of work and regular art projects that represent Russian artistic life as a whole.

Keywords:

Russian Academy of Arts, Regional Branch of the Urals, Siberia and the Far East, art education, creative workshops

For citation:

Zotova, O.I., Moskalyuk, M.V. (2023), “To the history of the formation and development of the Regional Branch of the Urals, Siberia and the Far East of the Russian Academy of Arts”, Academia, 2023, no 1, pp. 72–90. DOI: 10.37953/2079-0341-2023-1-1-72-90

Ил. 1. Б.Я. Ряузов  (1919-1994). Енисейские взгорья. 1976. Холст, масло. 43х79,5. Частная коллекция. 

От Балтики до Енисея: исторический экскурс

В 1987 году, тридцать пять лет назад, в городе Красноярске – на родине великого живописца, академика Василия Ивановича Сурикова (1848–1916) – произошло событие, которое до сих пор определяет не только лицо регионального искусства, но и художественной жизни России в целом. Связи уральского, сибирского и дальневосточного изобразительного искусства с Императорской, а затем Российской академией художеств в трудах многих исследователей прослеживаются с начала XIX века, когда в провинции возник устойчивый интерес к светскому искусству. В середине XIX века в крупных региональных центрах стали появляться художники, прошедшие академическую выучку и активно работающие преимущественно в жанрах пейзажа и портрета. С конца XIX столетия начинается развитие выставочной деятельности и постепенное становление художественного образования[1].

Безусловно, художественная жизнь в далеких от центра России регионах имела свои особенности и отличительные черты. Многие процессы здесь значительно отставали из-за отсутствия поддержки местных властей и крайней отдаленности от культурных столиц, из-за немногочисленности высокообразованной интеллигентной прослойки общества и многих других причин. Но благодаря обращению к местной тематике, к национально-этническому компоненту искусства малых народов, а также в результате подвижнической деятельности многих и многих уникальных личностей художественная культура Урала, Сибири и Дальнего Востока уже в дореволюционный период оказалась весьма значимым звеном духовного становления российского государства.

Уральские, сибирские и дальневосточные меценаты целенаправленно поддерживали обучение талантливых провинциалов в Санкт-Петербурге и Москве. Некоторые из них действовали подобно Петру Ивановичу Кузнецову (1818–1878), красноярскому золотопромышленнику, который материально обеспечивал Василия Сурикова все годы обучения, фактически определив его судьбу художника. В открытии и содержании провинциальных художественных школ финансовые вопросы были самыми сложными. Нередко благотворители становились членами Попечительских советов создаваемых с конца XIX – начала XX вв. художественных школ и классов, тем самым внося весомый вклад в трудные процессы становления обучения изобразительным искусствам в провинциях российской империи.

В культурной жизни дореволюционной России огромное значение имели художественные выставки, проводимые в Екатеринбурге, Иркутске, Томске, Омске, Красноярске, Владивостоке и других городах. Они были разными по масштабу – от ученических и любительских до всесибирских, на которые нередко приглашались известные столичные художники. Важно, что активное внедрение выставок в художественные процессы на отдаленных от Москвы и Санкт-Петербурга территориях значительно расширяло количество художников и заинтересованных в развитии искусства представителей общества.

Ил. 2. Посещение творческих мастерских живописи Российской академии художеств в Красноярске.
Слева направо на переднем плане: Ю.П. Ишханов, Л.Н. Головницкий. 1988 год.

Активность и гражданская позиция многих членов создаваемых в начале XX века на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке художественных сообществ не только способствовали консолидации художественных сил, но и поднимали уровень культуры, просвещения и духовности населения огромных российских территорий. Приведем как пример деятельность общества «Новая Сибирь», созданного в Новосибирске в 1926 году. Поставив перед собой задачу проведения общесибирских выставок не менее одного раза в год, организация обратилась ко всем художественным силам Сибири с призывом объединиться. Эта идея имела феноменальный успех: в 1926 году был организован Томский филиал «Новой Сибири», к Обществу стали присоединяться отдельные мастера из Новосибирска, Иркутска, Красноярска, Томска, Барнаула, Бийска и Минусинска, ожидалось вступление художников из Бурятии и Омска.

В январе 1927 года «Новая Сибирь» объединяла 108 мастеров: 37 из них стали делегатами Первого сибирского съезда художников, 75 – участниками Первой Всесибирской выставки живописи, скульптуры, графики и архитектуры. Данная экспозиция, представленная 597 работами, открылась в краеведческом музее Новосибирска 1 января 1927 года. Через 14 дней началось ее 2-месячное передвижение по крупным художественным центрам Сибири (Омск, Томск, Красноярск, Иркутск), в которых экспозиционное пространство дополнялось произведениями местных мастеров. В третий день наступившего 1927 года в Новосибирске стартовал Первый сибирский съезд художников. Расположившись в городском музее на фоне нашумевшей экспозиции, делегаты обсуждали вопросы формы и содержания советского искусства, рассуждали о формировании нового типа зрителя, имевшего преимущественно рабоче-крестьянское происхождение, размышляли на тему «сибирского стиля»[2].

Время многообразия взглядов, творческого подъема и ощущения свободы резко поменялось после опубликования 23 апреля 1932 года Постановления Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Но на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке идеологический контроль над созданием произведений искусства, служащих задачам строительства социалистического строя, не был столь суров, как в центре России. В годы Великой Отечественной войны лучшие художественные силы консолидировались в региональных организациях Союза художников и вместе со всем советским народом делали все возможное и невозможное, чтобы приблизить великую Победу.

В послевоенные годы всплеск разнообразных художественных активностей был обусловлен устремлениями людей к высокому и красивому после тяжелейших событий военного времени и целенаправленной государственной политикой поддержки искусства и культуры. Некоторые формы работы художников 1960-х – 1970-х годов кажутся сегодня весьма необычными, но они давали высокие художественные результаты, формировали у мастеров ощущение востребованности и нужности, творчески фиксировали различные стороны жизни огромной страны.

Если 1970-е – 1980-е гг. в сфере политики в нашей стране характеризуются как годы застоя, то в художественной жизни Урала, Сибири и Дальнего Востока в это время происходили значимые эволюционные перемены, накапливался опыт и потенциал будущего, было немало ярких творческих достижений. Именно на Академию художеств были возложены основные функции по обеспечению неуклонного подъема и развития изобразительного искусства во всех его формах. В задачи Академии входило методическое руководство художественным образованием, работа с молодыми художниками, организация художественных выставок, издательская деятельность и многие другие составляющие художественного процесса. Поэтому создание первого в истории Академии регионального отделения явилось столь важным событием художественной жизни огромного региона.

Ил. 3. Академик А.П. Левитин с выпускниками творческой мастерской живописи Российской академии художеств в Красноярске.1994 год.

В Постановлении Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 21 августа 1986 года № 1014 в пункте 8 говорилось буквально следующее: «Принять предложение Совета Министров РСФСР, Министерства культуры СССР и Академии художеств СССР об организации в Красноярске Сибирско-Дальневосточного отделения Академии художеств СССР, творческих мастерских по живописи, скульптуре, графике, синтезу изобразительного искусства и архитектуры; на базе Художественного факультета [...] Красноярского государственного института искусств создать среднюю художественную школу с контингентом учащихся 200 человек. Научно-методическое руководство возложить на Академию художеств СССР. Госплану предусмотреть [...] выделение необходимых капитальных вложений на строительство в г. Красноярске учебного корпуса с интернатом для средней художественной школы. Красноярскому крайисполкому обеспечить выделение площадей, необходимых для размещения отделения и творческих мастерских Академии художеств СССР, а также жилой площади для работников»[3].

Первые десятилетия

Постановление от 21 августа 1986 года открывало широкие перспективы новому этапу развития художественного образования и художественного процесса, но все оказалось не так просто. Кардинальные изменения 1990-х годов в государственном строе России, а следовательно в ее социальной, экономической и творческой жизни внесли жесткие коррективы в намеченные планы. Несмотря на то, что Красноярский крайисполком выполнил все свои обещания – предоставил прекрасное место для строительства целого комплекса учреждений искусства и разработал для них интереснейшие архитектурные решения – средняя художественная школа с интернатом открыта не была, а само Отделение с творческими мастерскими до сегодняшнего дня находится в помещениях, которые на первоначальном этапе воспринимались как временные.

Но вопреки всем политическим, экономическим и идеологическим проблемам, Отделение быстро развивалось и набирало необходимый вес для активного участия в развитии художественных процессов. Официальная презентация вновь созданного учреждения состоялась во время знакового для российского художественного мира события – празднования 140-летнего юбилея Василия Ивановича Сурикова. На Торжественном заседании выездного президиума Академии художеств 5 января 1988 года первым руководителем, академиком-секретарем был назначен народный художник, иркутянин Алексей Иванович Алексеев (1929–2019). Вскоре его сменил выдающийся российский скульптор, член-корреспондент РАХ Лев Николаевич Головницкий (1929–1994).

Яркий, харизматичный, обладающий непререкаемым авторитетом, Головницкий приложил колоссальные усилия для становления Отделения. При нем была сформирована структура организации, первый состав, первое бюро. Особое внимание Головницкий уделял научно-методической и кадровой поддержке Красноярского государственного художественного института. Многие члены Отделения преподавали в институте, закладывая высокий профессионализм основных художественных специальностей. Сам Лев Николаевич обязательно присутствовал на всех важных просмотрах, давал бесценные рекомендации. Художники творческих мастерских специально приглашались в Красноярск, чтобы решать острые кадровые проблемы художественного образования, и начинали сразу же работать в институте. Первые наборы в творческие мастерские, проведенные при Льве Николаевиче, отличались широкой географией, профессиональной зрелостью и талантом приехавших в Красноярск стажеров.

Ил. 4. Слева направо: Л.Н. Головницкий, Ю.П. Ишханов. 1989 год.

Высокоинтеллектуальный, всесторонне эрудированный, Лев Николаевич уделял особое внимание научной деятельности, и уже в первые годы Отделение проводит Всероссийские научные конференции «Музей и современный художественный процесс» (1989) и «Проблемы художественного наследия в искусстве советского и зарубежного Востока» (1990), чьи сборники научных материалов до сих пор не потеряли своей актуальности.

Первоначально отделение было Сибирско-Дальневосточным. В 1992 году происходит преобразование Академии художеств СССР в Российскую академию художеств, и одновременно решается давно назревшая для Отделения крупная реорганизационная задача – присоединяется территория Урала. Масштаб деятельности Отделения возрастает многократно, и для переосмысления вековых связей Академии художеств с Уральской землей академик, выдающийся уральский искусствовед Сергей Васильевич Голынец (1939–2018) при поддержке Президиума РАХ и Отделения проводит в Екатеринбурге значимую для всего художественного пространства России научно-практическую конференцию «Урал и Российская академия художеств» (1995). На этой конференции были переосмыслены многочисленные исторические связи Академии со становлением уральских художественных процессов, участие Академии в развитии всемирно знаменитых уральских художественных промыслов (каслинское литье, нижнетагильский расписной поднос и др.), разработаны теоретические аспекты взаимоотношений провинции и столицы, важные для всех регионов обширной страны.

По состоянию здоровья Лев Николаевич Головницкий был вынужден уйти с поста Председателя Отделения, и с 1994 года руководителем становится Юрий Павлович Ишханов (1929–2009) – скульптор, народный художник, академик, профессор. На ежемесячных заседаниях бюро под руководством Ишханова решаются все жизненно важные вопросы разносторонней организационно-административной, научно-методической деятельности Отделения, принимаются решения по выставочной работе, выдвижению новых членов, награждению талантов из отдаленных регионов дипломами и медалями Российской академии художеств и многое другое. С 1997 года Ю.П. Ишханов становится вице-президентом Российской академии художеств, что говорит о высокой оценке деятельности Отделения и, конечно, о повышении его статуса. Административный состав Отделения никогда не был многочисленным. В прямых помощниках у Председателя было не более 2–3 научных сотрудников, а разнообразие и направление деятельности требовали колоссальных усилий. Поэтому огромное значение имела научная, образовательная, просветительская и, прежде всего, творческая активность академиков и членов-корреспондентов, входивших в состав регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств.

Развитие и поддержка художественного образования осуществляется членами Отделения во всех возможных формах: многие из них являются активно действующими профессорами и доцентами в вузах России, преподают в училищах и колледжах, проводят мастер-классы в России и за рубежом; члены Отделения возглавляют Государственные аттестационные комиссии по защите дипломных работ; в каждодневном общении своими советами и конкретной помощью участвуют в судьбах молодых художников; работают в жюри фестивалей и конкурсов самого высокого уровня; проводят регулярные творческие встречи со студентами и учащимися; разрабатывают методические рекомендации, новые методики обучения будущих художников профессиональным основам мастерства.

Важным просветительским направлением деятельности Отделения стала издательская работа. Сотрудниками Отделения в Красноярске выпущены красочные каталоги всех отчетных выставок творческих мастерских живописи, скульптуры, графики, разнообразные буклеты, посвященные наиболее значимым выставочным и научным проектам, проходящим с участием Отделения. Необходимо особо отметить ряд монографий, посвященных жизни и творчеству художников – членов Отделения.

Еще со времен Головницкого была установлена высокая планка научной деятельности Отделения, и благодаря теснейшему сотрудничеству с музеями, галереями и высшими учебными заведениями научно-исследовательская деятельность развивалась по многим направлениям. Проводились научные конференции, семинары, круглые столы, творческие вечера и другие интересные мероприятия. Безусловно, огромный вклад в научно-исследовательскую деятельность Отделения вносили и вносят его сотрудники-искусствоведы.

Творческие мастерские

Характеризуя становление и развитие регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской Академии художеств, нельзя не рассказать о творческих мастерских, ведь без них невозможно представить всю полноту направлений деятельности Отделения. Сохраняя и развивая заложенные еще в середине XVIII века традиции поддержки талантливых художников, практически сразу вслед за открытием Отделения Академия организует в Красноярске мастерские. В июле 1987 года начинает работать мастерская живописи, в сентябре – мастерская скульптуры, а через год с небольшим – мастерская графики.

Ил. 5. Творческие мастерские графики Российской академии художеств в Красноярске.
Печатная мастерская. 2021 год.

Структура сегодняшней академической мастерской в чем-то напоминает ту, что была у великих мастеров прошлого. Безусловно, ее лицо во многом определяет личность руководителя, который назначается Президиумом Академии. Как правило, это член Академии художеств, заслуженный и известный по всей стране мастер. Руководитель на конкурсной основе принимает художников, имеющих за плечами немалый жизненный и творческий опыт, полученный в различных художественных школах страны. В первые годы в мастерские приезжали весьма зрелые художники, давно вступившие в Союз художников; многие из них планировали связать свою деятельность с наставнической работой в Красноярском государственном художественном институте. Постепенно наметилась тенденция принимать более молодых художников, только что закончивших институт. Но по-прежнему творческие мастерские в Красноярске достойно продолжают просветительские традиции Российской академии художеств, а многие из их выпускников ведут активную преподавательскую деятельность в художественных училищах и институтах.

Под одной академической крышей в Отделении в Красноярске объединены пятнадцать мастерских, где, находясь рядом, живописцы, скульпторы и графики в творческом общении обогащают друг друга, соприкасаются с художественными традициями разных регионов, получают бесценные профессиональные советы от своих руководителей. В силу уникального положения в системе художественного образования значение творческих мастерских трудно поддается стандартному определению. Но очевидно, что работа в творческих мастерских Российской академии художеств является значимым подтверждением профессиональной состоятельности: за три года приобретается высочайшая квалификация. Данный период в творческой карьере художника полностью подчинен задачам приобретения профессионального мастерства, формированию собственного художественного языка, разработке основных тем и образов. При этом предоставляются и бесплатная оборудованная мастерская, и жилье, и небольшая финансовая поддержка. В развитии художественной жизни самого масштабного региона страны от Урала до Дальнего Востока значение работы творческих мастерских живописи, скульптуры и графики невозможно переоценить.

Со дня основания в 1987 году до своего ухода из жизни мастерскую живописи возглавлял Анатолий Павлович Левитин (1922–2018), народный художник России, академик, профессор (Санкт-Петербург). Сейчас мастерскую возглавляет академик РАХ Вадим Викторович Иванкин. С первым выпуском скульпторов работал Лев Николаевич Головницкий, народный художник России, академик (Челябинск), затем мастерскую скульптуры возглавлял Юрий Павлович Ишханов, в то время Председатель Отделения, народный художник России, академик, профессор (Красноярск), а сегодня дело своего учителя продолжает, возглавляя работу мастерских скульптуры, Почетный член РАХ Александр Евгеньевич Ткачук. Работу мастерской графики организовывал Виталий Натанович Петров-Камчатский, заслуженный деятель искусств России, член-корреспондент Академии художеств, профессор, в то время ректор Красноярского художественного института. К сожалению, совсем недолго мастерской руководил такой выдающийся мастер, как Николай Львович Воронков, заслуженный художник России, член-корреспондент РАХ, профессор (Москва). На этом ответственном посту его сменил академик РАХ Герман Суфадинович Паштов (Кабардино-Балкария), уникально разносторонний график, требовательный и одновременно заботливый наставник молодых мастеров.

Ил. 6. Академик В.М. Сидоров (в центре) посещает отчетную выставку творческой мастерской графики
Российской академии художеств в Красноярске. 2005 год.

В мастерских работали и работают разные мастера с индивидуальным мироощущением и собственным изобразительным языком – отсюда такой широкий диапазон жанров, техник и материалов. Художники творческих мастерских создают произведения монументальные и камерные, традиционные и новаторские, разные по эмоционально-образному звучанию: от трагических и драматических до элегических и лирических – но их творчество в целом демонстрирует неизменную сопричастность гуманистической традиции высокого искусства и высочайший профессионализм. Многие из выпускников творческих мастерских по итогам отчетных выставок удостоены престижных наград Российской академии художеств (дипломов и медалей).

Выставочная деятельность

В 1996 году благодаря волевому решению Юрия Павловича Ишханова и его личному участию в реконструкции помещений мастерских Отделение получает собственный выставочный зал, экспозиционные площади которого находятся на двух этажах и позволяют разместить более 100 художественных произведений. Таким образом были открыты уникальные возможности выставочной деятельности, которая не только презентует, но и во многом определяет основные векторы художественного процесса Урала, Сибири и Дальнего Востока. В выставочном зале Отделение проводит не только отчетные выставки выпускников творческих мастерских, но и персональные вернисажи самых известных художников России и зарубежья, осуществляет концептуальные выставочные проекты с широким кругом участников из всех российских регионов.

Невозможно охарактеризовать все проведенные в выставочном зале Отделения экспозиции, но чтобы подчеркнуть масштаб и разнообразие направлений работы Отделения, выделим наиболее важные проекты первых десятилетий. Значимым событием 2012 года стала выставка «Монументальная скульптура Зураба Церетели в фотографиях» и персональная выставка Президента Российской академии художеств 3.К. Церетели «Мост через Енисей». Конечно, основной задачей всегда были и остаются качественные отчетные выставки творческих мастерских живописи, скульптуры и графики. Особое значение отчетных выставок в том, что они в полной мере представляют уровень профессионального искусства огромной территории России, диапазон тематических и образных исканий мастеров самых разных регионов.

Масштабными, яркими и запоминающимися всегда являются выставки, посвященные памятным датам. Первыми среди них были две выставки – к 10-летию создания Отделения и 10-летию открытия творческих мастерских. Творческий состав Отделения к его первому юбилею состоял из пяти действительных членов и четырнадцати членов-корреспондентов Российской академии художеств – живописцев, скульпторов, графиков, архитекторов, искусствоведов. Несмотря на широкую географию (республики Бурятия, Башкортостан, Саха-Якутия, города Москва, Екатеринбург, Новосибирск, Омск, Томск, Красноярск, Иркутск) – это был коллектив единомышленников, впервые демонстрирующий свои произведения в едином пространстве. Юбилейная выставка к 10-летию образования творческих мастерских объединила тех, кому выпала честь первыми обживать новые пустые помещения, пришедших им на смену и тех, кто представлял уже третье и четвертое поколение художников-стажеров. Были представлены самые яркие произведения более сорока художников из разных регионов.

В залах Отделения проходили персональные выставки народных художников России, академиков и членов-корреспондентов РАХ Б.Я. Ряузова, А.М. Знака, Г.С. Паштова и многих других. Незабываемыми для зрителей и участников стали выставки «Мастер и его ученики» к 70-летию Ю.П. Ишханова, «Мастер. Ученики. Школа», посвященная 70-летнему юбилею и 50-летию творческой деятельности Г.С. Паштова, «Мастер и ученики» в честь 90-летнего юбилея А.П. Левитина, на которых наряду с произведениями академиков – руководителей творческих мастерских было представлено творчество их учеников.

Ил. 7. Руководитель творческой мастерской графики Российской академии художеств академик Г.С. Паштов.
Мастер-класс в Нальчике. 2022 год.

Интересными по концепции и высокими по уровню представленных работ стали тематические выставки, такие как «Прекрасное в привычном... Натюрморт на границе веков», «Модель и образ. “Ню” в живописи, скульптуре, графике», а также выставка-конкурс детского творчества «Герои Пушкина и Я», посвященная 200-летию со дня рождения великого поэта. Благотворно сказалось на выставочной деятельности сотрудничество Отделения Урал, Сибирь, Дальний Восток Российской академии художеств с национальными культурными автономиями Красноярска, отразившееся в таких интересных проектах, как «Прибалтийская сюита» (графические листы художников стран Балтии из фондов Отделения) и выставка «Графика Литвы», где показывались как работы из коллекции Отделения, так и произведения, привезенные специально для этой выставки из Литовской республики.

В выставочной политике Отделения заметная роль отведена экспозициям, так или иначе связанным с художественным образованием. Самой масштабной была Всероссийская выставка дипломных работ художественных вузов России. Многие выставочные проекты проходили на регулярной основе, например, творческий конкурс художественных образовательных учреждений Красноярского края «Енисейский звездопад». Одним из ярких и необычных событий для залов Отделения стала выставка, посвященная 100-летию со дня основания Красноярской художественной школы имени В.И. Сурикова.

Особняком по значению и резонансу стоят три Всероссийских выставки современного христианского искусства, первая из которых «Сибирские художники – 2000-летию Рождества Христова» прошла в 2000 году и стала передвижной, путешествуя затем по городам Красноярского края. Успех выставки превзошел все ожидания. Решено было продолжить работу с духовным искусством, и к сибирским художникам присоединились мастера всей огромной страны. Вторая выставка называлась «Вера без дел мертва» (2002), третья – «В свете Твоем узрим Свет» (2004). По итогам этих масштабных композиций протоиереем Андреем Юревичем был создан первый в России Музей cовременного христианского искусства, коллекция которого стала частью Енисейского краеведческого музея.

Безусловно, выставочная политика Отделения гораздо шире возможностей собственного зала. В кооперации ведущих культурных институций – Министерства культуры Красноярского края, различных музеев, региональных Союзов художников – и при постоянной поддержке Президиума Академии художеств, набравшему за десять первых лет существования силу и опыт Отделению стали по плечу самые масштабные проекты. Особо стоит отметить такие реализованные при активной поддержке Президиума РАХ масштабные события, как передвижная выставка «Моя Сибирь», показанная в крупных городах Сибири и завершившаяся в Санкт-Петербурге, и академическая передвижная выставка «Урал». Наплыв зрителей и яркие незабываемые мероприятия характеризовали проведение краевой художественной выставки, посвященной 75-летию образования Красноярского края, экспозиции к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, региональной выставки пейзажа и натюрморта «Осенний вернисаж», региональной молодежной выставки-конкурса «Молодая Сибирь» и др.

Новый этап. Настоящее и будущее

Задачи, поставленные перед региональным отделением Урала, Сибири и Дальнего Востока в 2000-е, были связаны не только с изменением структуры художественной жизни в постперестроечный период, но и с общей культурной ситуацией, в которой перед профессиональным искусством встала задача противодействия поглощению искусства индустрией развлечений. Эта проблема остро обозначилась в связи с социальными изменениями в художественной среде, приходом в искусство рыночных отношений, возникновением новых художественных институций, таких как частные галереи и центры современного искусства, появлением новых форм и форматов работы художников, необходимостью исследовательского взгляда на все, что было накоплено за вторую половину ХХ века, и на то, что происходит на современном этапе. Отделению необходимо было перестроиться в соответствии с новыми условиями, не потеряв при этом наработок предшествующих периодов, и развиваться дальше во взаимодействии с самым широким набором структур – от частных институций до региональных властей.

Новый этап работы Отделения УСДВ РАХ начался в 2017 году с приходом на должность председателя академика Сергея Евгеньевича Ануфриева, сменившего на этом посту А.П. Левитина, заместителем которого он являлся без малого десять лет. Выпускник Красноярского государственного художественного института (отделение художественной керамики), С.Е. Ануфриев был хорошо подготовлен к деятельности в отделении благодаря своей творческой биографии и опыту руководства Красноярским региональным отделением Союза художников России.

Творческая биография С.Е. Ануфриева начала складываться в поздний советский период, когда готовность художника к общественным трансформациям служила залогом его развития. К моменту организации в Красноярске художественного вуза (1978) город переживал культурный подъем, связанный с появлением новых институций: в 1976 году открылся Красноярский государственный театр оперы и балета, а в 1977 году был основан Красноярский академический симфонический оркестр. Это был новый этап в развитии культурной жизни города. Выпускники новой художественной специальности, в том числе С.Е. Ануфриев, не только оказались в потоке общего развития событий, но должны были соответствовать художественным поискам времени, требовавшим своего проявления в декоративно-прикладном искусстве. Поиск пластических возможностей в ситуации, когда декоративное искусство выходило за рамки прикладного предназначения и приобретало роль станкового произведения (самодостаточной декоративной формы, ландшафтной и садово-парковой скульптуры и т.д.), определил направление экспериментов и открытий.

Организационные качества С.Е. Ануфриева проявились на самом раннем этапе. После окончания института он получил распределение в Художественный фонд РСФСР, работал на творческо-производственном комбинате в Москве. В 1990 году организовал региональную выставку «Декоративно-прикладное искусство Сибири» в Красноярске, отвечая на общественный запрос на выставочную деятельность, о котором В.А. Малолетков писал: «В тот период это было единственной возможностью увидеть то, что происходит в области керамики»[4].

Ил. 8. Председатель отделения УСДВ Российской академии художеств академик С.Е. Ануфриев на открытии выставки,
посвященной 100-летию А.П. Левитина. 2022 год.

Впоследствии С.Е. Ануфриев неоднократно выступал в качестве инициатора коллективных выставок декоративного искусства и керамики, в том числе в рамках региональных выставок «Сибирь»; стал одним из участников долгосрочного проекта «След» (2000–2007), объединившего художников Сибири, работавших в направлении неоархаики. А в 2022 году стал организатором I Триеннале сибирского декоративного искусства «Круг», куда вошли выставка современной керамики и межрегиональная научно-практическая конференция в Отделении по вопросам развития искусства керамики в Сибири, на которой обсуждался творческий процесс в этой области искусства в регионах, роль керамических симпозиумов в профессиональном росте мастеров и др. (при поддержке Фонда Президентских грантов). В этом проекте ярко проявилась эффективность сотрудничества между Отделением и творческой организацией – Красноярским отделением Союза художников России.

Принцип партнерства лег в основу всей современной работы Отделения: одна из основных философских категорий – единство формы и содержания – стала основой деятельности УСДВ РАХ. Поиск путей взаимодействия Отделения с институциями различных организационно-правовых форм был нацелен на максимально эффективный и содержательный результат.

Сотрудничество с региональными отделениями Союза художников России, тесная связь с кураторами СХР в Уральском, Сибирском, Дальневосточном федеральном округах, взаимодействие с Правительством Красноярского края, с Сибирским государственным институтом искусств имени Дмитрия Хворостовского и другими институциями принесли самые плодотворные итоги в творческой, научной и организационной деятельности.

Одним из первых шагов на пути изменений в политике Отделения стала реконструкция выставочных залов на Предмостной. Были найдены решения нового оформления фасада и внутренних интерьеров здания, в первую очередь выставочных залов, где потребовалась реновация с учетом новых требований к освещению, системе развески и т.д. Благодаря грамотному организационно-финансовому плану, большую роль в реализации которого сыграл Константин Борисович Кузьминых (член бюро УСДВ РАХ, академик, заслуженный художник РФ, секретарь Союза художников России по Дальневосточному федеральному округу), на эти нужды были найдены необходимые средства. Сейчас залы Отделения представляют собой площадку, на которой проходят серьезные выставки, представляющие художественный материал из всех трех регионов.

Чтобы очертить масштаб и диапазон проводимой работы, назовем лишь некоторые из выставок последних лет. Это экспозиция «Город. Архитектура. Среда» (2018), посвященная архитектурно-пространственной среде Красноярска, приуроченная к 390-летию города и подготовленная Региональным отделением УСДВ РАХ совместно с Красноярским отделением Союза архитекторов России при участии Института архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета, кафедры дизайна Красноярского государственного института искусств, а также ряда проектных организаций и отдельных авторов. Это выставка графики и скульптуры «Пересечение времен» (2019), посвященная юбилеям двух выдающихся художников России – народного художника РФ, академика РАХ, почетного гражданина Екатеринбурга, графика Виталия Михайловича Воловича (1928–2018) и народного художника РСФСР, академика РАХ, почетного гражданина  Красноярска, скульптора Юрия Павловича Ишханова (1929–2009). Центральную часть экспозиции графических произведений на выставке заняли работы В.М. Воловича, мастера офорта и всемирно известного книжного иллюстратора, а в скульптурную часть вошли произведения ведущих скульпторов Красноярска, которые являются учениками Ю.П. Ишханова и выпускниками творческой мастерской скульптуры РАХ в Красноярске. На первой академической выставке эмали в Красноярске (2019) впервые за всю историю Отделения были представлены произведения ведущих художников-эмальеров Урала, Сибири и Дальнего Востока: Б.Н. Клочкова, И.Б. Лемоновой, С.К. Хабибуллиной и Н.А. Чухловиной из Екатеринбурга, А.Ю. Залуцкой из Новосибирска, Т.У. Колточихиной из Омска, С.Е. Ануфриева, Н.И. Рыбакова и А.В. Тырышкина из Красноярска, В.В. Леватаева из Комсомольска-на-Амуре. Благодаря этим авторам в Красноярске была продемонстрирована одна из самых редких техник, существующих в мировом искусстве. Региональная выставка «Дальний Восток. Графика» (2020) представила графические произведения таких известных художников Владивостока, Хабаровска, Магадана и Якутска, как С.М. Черкасов, М.В. Шебеко, М.Г. Старостин, Т.Е. Шапошникова, М.А. Рахлеева, А. Тен, М.А. Гусельников, К.Б. Кузьминых и др.

К выставкам «Образ современника» (2019) об эволюции портретного жанра и «Слава победителям» (2020) к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне были приурочены межрегиональные научно-практические конференции, на которых обсуждался широкий спектр проблем современного искусствознания в регионах.

Из наиболее значительных персональных выставок последних лет в залах Отделения хотелось бы отметить выставку члена-корреспондента РАХ М.С. Омбыш-Кузнецова (2018), «Космогонические странствия» академика РАХ Н.И. Рыбакова (2018), выставки народного художника СССР и РФ, академика и президента РАХ З.К. Церетели (2019), почетного члена РАХ М.Г. Старостина и члена-корреспондента РАХ Д.А. Бойтунова (2021).

Выше уже говорилось об активной гражданской и творческой позиции членов Отделения, их целенаправленном участии в художественной жизни регионов. Трудно переоценить усилия по организации, поиску финансирования, научному сопровождению таких проектов, как межрегиональная выставка «Урал, Сибирь и Дальний Восток» (Красноярск–Нинбо–Челябинск, 2015–2019, кураторы С.Е. Ануфриев, К.К. Кузьминых); передвижная выставка «Дом творчества Челюскинская» (Екатеринбург–Омск–Новосибирск–Иркутск–Барнаул–Новокузнецк–Владивосток–Комсомольск-на-Амуре, 2018–2019, куратор А.Н. Машанов), продемонстрировавшая около 100 эстампов из коллекции Дома творчества в городах Урала, Сибири и Дальнего Востока; фестиваль изобразительных искусств «Культпросвет» в Новосибирске и области, основанный на идее творческого наставничества (2021, куратор В.В. Иванкин); серия выставок Г.С. Паштова в городах России; серия проектов, посвященных отдельным видам искусства, таких как «Искусство эмали», «Искусство графики», «Художественный текстиль», «Искусство керамики» (Владивосток, 2016–2019, куратор О.И. Зотова). Этот список можно продолжить.

Ил. 9. Выставочные залы регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в Красноярске.
XXI Отчетная выставка творческих мастерских РАХ в Красноярске. 2022 год. 

Одной из обязательных составляющих проектов является образовательный вектор, который содержится и в идее, и в подборе материала, и в выборе участников. Это важно, если учесть, что не везде на местах одинаково активно развиваются те или иные виды искусства, не всегда можно изыскать финансы на устройство и транспортировку выставки, проведение мастер-классов и других активностей. В этой ситуации взаимодействие кураторов с дирекцией выставочных залов на местах, в том числе за рубежом, с частными инвесторами и государственными структурами говорит о способности работать в современных условиях. Так, выставка «Сибирь–Дальний Восток» (Урал присоединился позднее), впервые организованная в 2015 году в Красноярске, была вдохновлена идеей объединения художественного пространства регионов и стала попыткой увидеть общий срез художественной жизни и создать незамкнутое пространство, где творческий взаимообмен будет постоянным. По инициативе К.Б. Кузьминых, одного из кураторов, в 2016 году она была показана в Музее изобразительных искусств Нинбо (КНР). Более 100 работ авторов из Магадана, Хабаровска, Владивостока, Якутии, Красноярска, Кемерово, Иркутска, Улан-Удэ и других городов составили масштабную экспозицию в музее одного из старейших городов Китая, представив сложный и многогранный художественный образ регионов России. Бесспорно, благодаря этому культурному событию широкая зрительская аудитория в КНР получила возможность увидеть лучшие образцы российского регионального искусства.

Невозможно перечислить и охарактеризовать все инициативы членов Отделения. Особо хотелось бы отметить регулярные большие проекты, которые не только являются системообразующими для своих территорий, но и вошли в число значительных событий в масштабах всей России и зарубежья. Всероссийский открытый биеннале-фестиваль графики «УРАЛ–ГРАФО» – масштабный выставочный проект, экспонирующий графические произведения отечественных и зарубежных художников. Он возник в 2011 году во многом благодаря личной инициативе члена-корреспондента РАХ С.С. Айнутдинова. В статье, посвященной фестивалю, Г.А. Шарко пишет о его изначальной стратегии, связанной с необходимостью преодоления разобщенности отечественных графиков, работающих в разных регионах. Идея объединения в одном проекте художников нескольких поколений, применяющих различные творческие методы, иногда придерживающихся противоположных направлений развития, нашла поддержку не только в профессиональной среде, но и у самой широкой зрительской аудитории. Первый фестиваль состоялся благодаря тесному взаимодействию Министерства культуры Свердловской области, Союза художников России и Российской академии художеств[5].

В рамках фестивалей параллельно проходили выставки-номинации и персональные выставки приглашенных авторов, что давало возможность широчайшего географического охвата. При этом соблюдались принципы паритетного экспонирования оригинальной и тиражной графики, уделялось внимание смелым экспериментам, книжной иллюстрации, анимационному материалу, презентации частных коллекций. Последний, VI фестиваль состоялся в 2020–2021 гг. Местом его проведения стали выставочные залы Свердловского регионального отделения ВТОО «Союз художников России», государственные музеи, частные галереи и другие выставочные площадки Екатеринбурга, городов Свердловской области, Урала в целом и других регионов России. В рамках фестиваля свои персональные выставки представили ведущие графики России и зарубежья В.А. Истомин (Нижний Тагил, Свердловская область), В.М. Лузин (Реж, Свердловская область), А.А. Любавина (Москва), А.Н. Машанов (Омск), М.А. Раздобурдин (Санкт-Петербург), И.А. Репников (Стрежевой, Томская область), А.Б. Суворов (Москва), Ю.В. Яковенко (Гродно, Беларусь).

Еще одним крупным событием в этом ряду является Международный фестиваль «Косторезное искусство народов мира» в Магадане, проводимый в формате биеннале под руководством академика РАХ К.Б. Кузьминых. Этот проект получил постоянную прописку на колымской земле с 2016 года и является одним из самых заметных и ожидаемых культурных событий Дальневосточного региона.

Ил.10. К.Б. Кузьминых. Чукотка.Триптих. 2010. Холст, масло. 130х300.

Фестиваль посвящен не только собственно искусству резьбы по кости, но и поиску точек опоры в художественной жизни Дальнего Востока, значительную часть которого составляют северные территории. Попытка найти ответ на современные вызовы побуждает человека обратиться к глубинным ценностям, связанным с культурными и этническими традициями разных народов.

В последнее время в этом древнем промысле все отчетливее проявляются тенденции современной интерпретации исторического наследия, поиска новых форм и сюжетов, освоения новых технологических приемов, разнообразия индивидуальных художественных решений, основанных на авторском творческом замысле. Изначально неразрывно связанный с традиционным образом жизни, на новом этапе косторезный промысел позволяет заново осмыслить привычный уклад как способ сохранения смыслов и целостности этноса. В этом отношении трудно переоценить фестиваль, дающий панорамную картину искусства резьбы по кости. Формат биеннале позволяет провести серьезную подготовку, которая связана с поиском новых участников, что дает возможность продемонстрировать современное косторезное искусство как можно более широко. В 2021 году, несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, в фестивале приняли участие авторы из 19 регионов России и 11 стран, в том числе Канады, Финляндии, Швеции и США.

Ил. 11. Руководитель творческой мастерской живописи, академик В.В. Иванкин. Открытие отчетной
выставки мастерской живописи отделения УСДВ Российской академии художеств. 2022 год.

Отдельного упоминания достоин межрегиональный проект «Красный проспект» в Новосибирске, впервые проведенный в 2011 году (куратор академик РАХ В.В. Иванкин) и действующий в формате триеннале при поддержке министерства культуры Новосибирской области и департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии Новосибирска. Постоянными партнерами в этом проекте, созданном в русле процессов интеграции в художественном пространстве, являются Региональное отделение Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств и Новосибирский государственный художественный музей. В фокусе его внимания интеграция как универсальная пространственно-временная конструкция и как принцип взаимодействия искусств, оказывающий значительное влияние на появление новых форм, смыслов, значений художественного языка.

Несмотря на процессы глобализации, активное развитие коммуникации в художественном мире посредством социальных сетей, локальные процессы и события все же остаются на своей территории. Кроме того, уже сформированы региональные художественные школы, получившие развитие в условиях регионального географического, ментального и образовательного контекста. Можно привести в пример появившийся в последней четверти ХХ века феномен сибирской неоархаики, получившей название «сибирский стиль», феномен фронтира в сознании дальневосточных художников и другие явления, типичные для определенного региона.

Увидеть, ощутить энергию живого произведения искусства, осознать его в контексте современных художественных процессов, невозможно в виртуальном пространстве.

В качестве одного из способов интеграции В.В. Иванкиным был предложен межрегиональный проект, в рамках которого демонстрируется пласт искусства регионов, включающий произведения разных видов и жанров, созданные как за определенный период (по аналогичному принципу происходит отбор на региональные выставки, организуемые Союзом художников России раз в пять лет), так и в рамках кураторской концепции. «Красный проспект» включает серию выставок, представленных на нескольких площадках (Новосибирский государственный художественный музей, залы НРО СХР, выставочный центр ЦК 19, арт-центр «Красный»), что дает возможность панорамного обзора процессов, происходящих в искусстве, определения тенденций развития, выявления наиболее интересных и перспективных молодых авторов. Обязательным событием каждой триеннале является конференция либо круглый стол, где проходят искусствоведческие дискуссии и творческий обмен мнениями.

К 2020 году проект вышел на новый уровень: на VI триеннале «Красный проспект» экспонировались более 450 живописных и графических работ, скульптур и произведений декоративно-прикладного искусства современных профессиональных художников Кемеровской, Магаданской, Новосибирской, Омской, Томской областей; Алтайского, Красноярского, Приморского, Хабаровского края; Башкирии, Бурятии, Республики Саха, Хакасии. Главная идея проекта – посвящение 75-летию Победы – заключалась, по замыслу организаторов, в том, чтобы посмотреть на современный мир глазами художника и осознать ценность простых вещей, высоких мыслей, искренних чувств и настоящего искусства. Отдельно в арт-центре «Красный» был представлен проект регионального отделения УСДВ РАХ, включивший произведения выпускников и стажеров творческих мастерских.

Творческие мастерские продолжают традиции академического художественного образования: по уровню квалификации их можно считать аналогом аспирантуры в сфере гуманитарного и технического образования. Выше было сказано о преемственности в методах работы руководителей мастерских, о качестве профессиональной подготовки, результаты которой демонстрируются на регулярных отчетных выставках.

Ил. 12. В.В. Иванкин. Нисхождение. 2018. Бумага, акварель. 85,6х60,3.

Мастерскую живописи возглавляет академик РАХ В.В. Иванкин, художник широкого творческого диапазона. Сформировавшись в условиях перехода от советского к постсоветскому художественному миру, он являет собой пример непрерывного развития, открытости к современным процессам. Акварель, синтетическая темпера, цветные лаки, рельефные пасты, уголь, пастель и другие материалы дают свободу и позволяют экспериментировать в реализации творческого замысла, чему, наряду с академическими основами, он обучает стажеров мастерской.

Мастерскую графики вот уже более тридцати лет возглавляет Г.С. Паштов. Т.М. Ломанова пишет о нем: «Паштов возглавляет творческую мастерскую книжной графики, создав в Красноярске школу ксилографии, воспитав немало мастеров книжной иллюстрации, хотя все ученики Германа Паштова одинаково сильно работают и в станковой графике. Обладая недюжинным педагогическим даром (хотя до этого времени Паштов не имел опыта преподавания), он очень быстро сумел сплотить вокруг себя талантливых и неравнодушных студентов, влюбившихся вслед за учителем в технику гравюры на дереве. Уже через несколько лет станковые листы и книжная иллюстрация молодых красноярских графиков стали появляться на выставках: вначале на молодежных, затем на общих краевых»[6]. Действительно, выставки с участием выпускников мастерской под руководством Г.С. Паштова говорят о неравнодушии и высоком уровне подготовки.

Мастерскую скульптуры возглавляет А.Е. Ткачук, который, по мнению исследователей, реализует поэтическую линию в скульптуре. В его лице красноярская школа скульптуры получила характерные методические установки и принципы преподавания, главный из которых – передача знаний ученикам из рук в руки. В мастерской реализуется разноплановый подход, сообразный творческой задаче, в которой нет стереотипных мотивов и повторяющихся решений.

Ил. 13. Руководитель творческой мастерской скульптуры отделения УСДВ Российской академии художеств,
член-корреспондент РАХ А.Е. Ткачук. В мастерской. 2022 год.

Из новаций, обусловленных временем, следует отметить встроенность стажеров в современную художественную жизнь регионов, возможность самореализации не только в творчестве, но и в активной выставочной деятельности. Приведем лишь два примера. Первый из них – участие стажера творческой мастерской скульптуры И.В. Царинного в создании монумента «Под знаменем Победы» в Красноярске. Памятник был открыт 9 мая 2020 года в сквере «Народный парк Героев» Свердловского района  Красноярска. В художественном решении памятника соединены три самостоятельных образа. Первый – скульптурная группа воинов, уходящих на фронт (один из них – представитель коренных народов Сибири, чей военный подвиг до сих пор недооценен), второй – воин-победитель, водружающий знамя Победы, третий – воин-труженик, которому предстоит восстанавливать разрушенную Родину. В Сибири этот монумент является единственным современным памятником подобной символической емкости, а в Красноярске – самым крупным скульптурным проектом, посвященным Великой Отечественной войне. Реализовал его авторский коллектив под началом руководителя творческой мастерской скульптуры УСДВ РАХ скульптора А.Е. Ткачука[7].

В 2020–2022 гг. в Красноярске, Омске, Иркутске состоялась серия персональных выставок выпускника творческой мастерской живописи А.А. Ютеева, глубоко мыслящего и тонко чувствующего молодого художника со сложившимся мировоззрением и ярким индивидуальным взглядом на проблемы современного мира. Центральное место в его творчестве отведено истории, легендам и мифам родного Алтая, красоту природы и богатство культуры которого он искренне любит и вдохновенно воспевает.

Отдельного упоминания заслуживает издательская деятельность Отделения. Выставки и научные конференции сопровождаются выпуском изданий, многие из которых уже стали библиографической редкостью. Такой подход обусловлен осознанием того, что без фиксации художественных событий, анализа взаимосвязи прошлого и настоящего, перспектив развития творческого процесса в будущем есть риск появления художественных лакун. Несмотря на то, что издательские проекты требуют больших затрат, Отделение проводит систематическую работу по поиску средств для их реализации, взаимодействуя с региональными властями и участвуя в грантовом процессе. На сегодняшний момент ряд проектов реализован на средства Фонда Президентских грантов, Российского Фонда культуры.

Ил. 14. К.Б. Кузьминых. Двери моего детства.Триптих. 2013. Холст, масло. 130х300. Музей Нинбо, провинция Чжэцзян, Китай. 

В 2019 году на Бюро УСДВ РАХ было принято решение о создании регулярного научного издания, учредителем которого выступит Отделение. Журнал «Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока» является периодическим профессиональным изданием по вопросам истории, теории, современного состояния изобразительного, декоративно-прикладного, народного, монументального искусства, скульптуры, архитектуры и дизайна. Он издается ежеквартально в печатном и электронном виде. Статус журнала научно-практический, прием материалов ведется круглогодично, к публикации принимаются статьи, соответствующие требованиям к подготовке научных публикаций. Журнал включен в специализированную информационную систему «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ). Рецензирование статей ведется членами редакционной коллегии журнала, а также привлеченными специалистами.

Основной целью издания Отделение считает исследование художественного наследия и современного художественного процесса Урала, Сибири и Дальнего Востока. Принципиально важным для редакции является привлечение авторов из музеев, где содержатся интересные коллекции, но нет публикационной активности. В результате появились интереснейшие статьи сотрудников Сахалинского областного художественного музея, Магаданского областного краеведческого музея, Камчатского краевого художественного музея, Центра народных художественных промыслов и ремесел в Ханты-Мансийске.

Во время презентации первого номера в декабре 2019 года на президиуме Российской академии художеств в Москве и на личной встрече с З.К. Церетели было отмечено, что журнал уникален по содержанию и художественному оформлению, концепция которого принадлежит художественному редактору К.Б. Кузьминых.

За время существования журнала опубликовано более 250 статей. Рубрики «Наследие», «Современные арт-практики», «Музеи, галереи, коллекции», «Персоналии», «Издания в регионах» позволяют охватить практически все стороны художественной жизни. Начиная с 3-го выпуска введена рубрика «Тема номера», посвященная наиболее актуальным и интересным, по мнению редакции, проблемам развития искусства. Так, в фокусе внимания оказались тема 75-летия Победы, искусство Бурятии и Якутии, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура и дизайн, современные арт-практики. В число авторов журнала вошли Т.А. Кочемасова и М.М. Посохин (Российская академия художеств), Т.А. Кубанова, А.Д. Боровский (Государственный Русский музей), Е.В. Ильина (Государственная Третьяковская галерея), научные сотрудники Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачева, Национального художественного музея Республики Саха (Якутия), Национального художественного музея Бурятии, Приморской государственной картинной галереи, Дальневосточного художественного музея, Красноярского краевого художественного музея имени В.И. Сурикова, Сибирского федерального университета, Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова, Санкт-Петербургской академии художеств, Арктического государственного института культуры и искусства, Иркутского национального технического университета и многих других художественных и научных учреждений. В 2021 году партнером Отделения по изданию журнала выступил Сибирский федеральный университет, включив журнал в список своих изданий.

Думать о дальнейшем можно только если есть устойчивые основания для развития. Региональное отделение Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в Красноярске уверенно смотрит в будущее. В планах на 2023 год новые экспозиции в залах отделения, конференции, участие УСДВ РАХ в региональных выставках Урала, Сибири и Дальнего Востока в Тюмени, Барнауле и Улан-Удэ, новые международные проекты, издания; обсуждается идея искусствоведческих пленэров на базе Отделения. В новый период Региональное отделение УСДВ РАХ вступает в хорошей творческой форме.

[1] См., например: Лапшин В. П. Из истории искусства Сибири XIX века. Художник. 1968. № 11. С. 57–61.

[2] Строй Л.Р. Художественные общества Сибири первой трети XX века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № 6 (июнь). С.4.

[3] Документальные архивы регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств.

[4] Малолетков В.А. Основные этапы развития российской декоративной керамики последней трети ХХ века. Автореф. дисс. канд. искусствоведения. Москва, 2006. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003281374 (дата обращения 15.07.2022).

[5] Шарко Г.А. Всероссийский открытый биеннале-фестиваль графики «УРАЛ–ГРАФО»: от идеи до воплощения. Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. №3(4), 2020. С. 173–183.

[6] Ломанова Т.М. Сибирская ксилография в современном искусстве. Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. № 2(3), 2020. С. 81–87.

[7] Ткачук А.Е., Царинный И.В. Под знаменем Победы. К истории создания памятника. Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. № 3(4), 2020. С. 135–138.

К иллюстациях

На баннере изображения Кузьминых К.Б., Ряузова Б.Я. (1919-1994), Иванкина В.В., Старостина М.Г., Машанова А.Н.

Поделиться:

Авторы статьи

Image

Информация об авторах

Марина В. Москалюк, доктор искусствоведения, Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 79; mawam@rambler.ru

Authors Info

Marina V. Moskalyuk, Dr. of Sci. (Art history), Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts Siberian, Federal University, Krasnoyarsk, Russia; 79 Svobodnyy Avenue, 660041, Krasnoyarsk, Russia; mawam@rambler.ru

Image

Информация об авторах

Ольга И. Зотова, кандидат искусствоведения, Филиал Государственной Третьяковской галереи во Владивостоке, Владивосток, Россия, 690002, Владивосток, пр. Острякова, 26; zotova-o@yandex.ru

Authors Info

Olga I. Zotova, Cand. of Sci. (Art history), Branch of the State Tretyakov Gallery in Vladivostok, Vladivostok, Russia, 26, Ostrykova Avenue, 690002, Vladivosto, Russia; zotova-o@yandex.ru