«Русский стиль» Евгении Кириченко
Александр В. Самохин
Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств, Москва, Россия, alsamokhin@mail.ru
Аннотация.
Рецензия на книгу «Русский стиль» Е.И. Кириченко (М.: БуксМАрт, 2020) обращает внимание на непреходящую актуальность исследований историко-художественных процессов в России 1830-х–1910-х годов, проведенных этим крупнейшим отечественным историком искусства и архитектуры.
Ключевые слова:
Кириченко Е.И., Евгения Кириченко, история архитектуры, русский стиль, историзм, модерн
Для цитирования:
Самохин А.В. «Русский стиль» Евгении Кириченко // Academia. 2023. № 1. C. 91–95. DOI: 10.37953/2079-0341-2023-1-1-91-95
“Russian style” by Evgenia Kirichenko
Alexander V. Samokhin
Research Institute of Theory and History of Fine Arts, Russian Academy of Arts, Moscow, Russia, alsamokhin@mail.ru
Abstract.
The review of the book “Russian style” by Evgeniya Kirichenko (BuksMArt, Moscow, Russia, 2020) draws attention to the lasting relevance of the research on the historical and artistic processes of 1830s–1910s in Russia conducted by this prominent Russian historian of art and architecture.
Keywords:
Kirichenko E.I., Evgenia I. Kirichenko, history of architecture, Russian style, historicism, Art Nouveau
For citation:
Samokhin, A.V. (2023), “‘Russian style’ by Evgenia Kirichenko”, Academia, 2023, no 1, pp. 91–95. DOI: 10.37953/2079-0341-2023-1-1-91-95
Книга «Русский стиль», которой посвящена эта рецензия, принадлежит перу Евгении Ивановны Кириченко (1931–2021), крупнейшего историка архитектуры, прикладного и изобразительного искусства. Многим памятно, что Е.И. Кириченко в 1980-е годы открыла для искусствоведения эпохи историзма и модерна и рассматривала их архитектурные памятники как часть ценного историко-художественного наследия России. Капитальный труд Е.И. Кириченко «Русская архитектура 1830-х–1910-х годов» (М.: Искусство, 1982) предложил ученому сообществу тему, которая медленно и трудно приживлялась к русскому архитектуроведению. Сейчас уже не ставится под сомнение профессионализм и актуальность исследований Е.И. Кириченко советских лет, когда обращение к подобным мотивам выглядело большой дерзостью, но и работы 1990-х–2010-х годов показывают, что она никогда не была склонна «почивать на лаврах». Напротив, она регулярно публиковала объемные научные статьи и монографии, среди которых центральное место занял масштабный труд, посвященный «русскому стилю». Его первое издание произвело сильное впечатление как на специалистов, так и на широкого читателя, и вызвало большой резонанс в кругах, интересующихся «народным и национальным». Кстати, именно Е.И. Кириченко вывела эту формулу, игравшую заметную роль в ее научных работах, и часто ее повторяла.
Необходимость второго издания этого масштабного исследования о русском стиле, исправленного и дополненного, была вызвана в первую очередь недоступностью первого издания, которое после выхода в свет мгновенно исчезло из торговой сети, что говорит о востребованности книги и о том, что Е.И. Кириченко никогда не останавливалась на достигнутом, обращаясь к своей излюбленной теме постоянно.
В результате мы получили в свое распоряжение невероятно объемную книгу, которая вновь стала заметным событием в среде специалистов по истории пластических искусств. Впечатляющие масштабы и панорамность труда Е.И. Кириченко – это не только особенность творческого метода исследовательницы, но и ее ответ на ставшие популярными в последнее время книги искусствоведов, изучающих отдельные, частные вопросы, связанные с художественном материалом, оказавшимся в их поле зрения. Узкая специализация ученого, особенно музейного сотрудника, совершенно необходима, но наиболее яркие, общепризнанные авторы, писавшие об искусстве, всегда брались за большую тему и работали над ней годами. Эти капитальные работы, обобщающие огромный объем информации, встречаются в научном наследии И.Э. Грабаря, В.Н. Лазарева, Б.Р. Виппера, М.А. Алпатова и других исследователей европейского искусства. Указанные авторы хорошо ориентировались в имеющихся художественных памятниках, но главное в их книгах – следующий за эмпирическим слой интерпретаций, гипотез о содержании художественного произведения и условиях его возникновения. Такое подвластно только маститым исследователям-искусствоведам, число которых, увы, стремительно уменьшается.
Вернемся к «Русскому стилю» Е.И. Кириченко. Знакомство с оглавлением книги сразу же убеждает в ее всеобъемлющей универсальности и многоаспектности. Можно сказать, что перед нами целая энциклопедия русской архитектуры и искусства. И хотя она в большей степени трактует вопросы истории зодчества, чем других видов искусства, ее автор также уделяет место прикладному творчеству и интерьеру, которые вместе с внешним архитектурным образом выражают одну и ту же общественную идею: национальность, нация, народное искусство. Несмотря на то, что Е.И. Кириченко упоминает лишь две составляющих русского стиля вместо трех, национальность и нация не должны становиться синонимами, о чем, в сущности, и говорит вся эта грандиозная книга, в которой не забыта ни собственно художественная, ни общественная, ни сказочно-фольклорная образность.
Труд Е.И. Кириченко вобрал в себя ее научные и популярные статьи о русском искусстве, и прежде всего об архитектуре. Хронологическая, типологическая и жанровая составляющая книги отлично дополняют друг друга и нисколько не препятствуют глубокому изучению темы, на которую направлен исследовательский взгляд автора. При определении стиля и жанра книги возникают вопросы о том, монография ли это, внестилевая книга об искусстве, популярный текст-компендиум или, возможно, персональный сборник статей, размещенных в соответствии с хронологией и стилевой эволюцией русской архитектуры и искусства.
В дискуссиях по поводу книги Е.И. Кириченко поднимается и вопрос адекватности названия труда его конкретному историко-художественному содержанию. На наш взгляд, нынешнее лаконичное заглавие «Русский стиль», потерявшее длинный подзаголовок, идеально отражает сущность книги, где есть все, что может заинтересовать читателя: стиль, форма и назначение упоминаемых памятников архитектуры, подробный рассказ о прикладном искусстве, проявление «русскости» во всех видах художественного творчества.
Между тем, прочитать «Русский стиль», несмотря на большой объем текста, нетрудно: подкупающая легкость текста органично сочетается с его высокой информативностью. Даже если эта работа попадет в руки исследователя, научные интересы которого весьма далеки от русского искусства Нового времени, ему не следует пренебрегать этим изданием. В книге Е.И. Кириченко чувствуется неспешная манера изложения, свойственная ценителям изящных искусств начала XX века. Неторопливость автора переживается и как глубокое, профессиональное раздумье, которого иногда так не хватает новейшей литературе об искусстве, и как выверенность всех фактов и деталей, поданных в яркой, живой форме.
Само название «Русский стиль» обрекает книгу на освещение большого числа научных (и не очень) вопросов. Рассмотреть их все не под силу даже целой коллаборации историков искусства, не говоря уже об одном человеке, каким бы крупным исследователем он ни был. Е.И. Кириченко бережно относилась к русской культуре и искусству, к каждому рассматриваемому памятнику, через изучение которого мы приобщаемся ко всему огромному пласту национальной художественной культуры. Тут-то и возникают сложности с определением объекта исследования. На наш взгляд, краткий «плакатный» заголовок, выбранный автором книги, сам по себе стал большой удачей: он точно определяет основное качество и содержание этой масштабной работы. Ведь она, если проанализировать ее глубинные пласты, посвящена все же не архитектуре (хотя Е.И. Кириченко была прежде всего специалистом по истории русского зодчества) и не другим видам пластических искусств, а проблемам национального самосознания, выразившегося в общественной мысли XIX века и в художественных образах.
Подобная академическая тематика редко обходится без прений по поводу «русской идеи». Собственно, книга Е.И. Кириченко как раз и посвящена разным толкованиям данного исторического явления, а также процессу перевода идеологии в формы архитектуры и других пластических искусств. Здесь очень важную роль играет взятый исследователем тон, позволяющий говорить о русском стиле, не увлекаясь историософскими построениями и не прибегая к одиозным националистическим штампам. Специально отметим, что в конце книги читателя ждет приятный сюрприз – обзор отечественного искусства на русскую тему от модерна до раннего авангарда. Мастера неклассического искусства и их творчество рассмотрены Е.И. Кириченко рационально, но неравнодушно. Это не может не радовать: как редко специалист по классическому искусству находит доброе слово для авангардистов!
Теперь, после двух изданий «Русского стиля» Е.И. Кириченко, в российском научном лексиконе появился эквивалент термина Gothic Revival, который у наших зарубежных коллег не вызывает вопросов и не требует уточняющих подзаголовков. «Русский стиль» читается как духовное завещание его автора и ставит самую высокую планку нынешним и будущим исследователям.
Литература
- Кириченко 1982 – Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-х–1910-х годов (2-е изд., испр. и доп.). М.: Искусство, 1982.
- Кириченко 2011 – Кириченко Е.И. Ф.И. Шехтель. Жизнь. Образы. Идеи. М.: Прогресс-Традиция, 2011.
- Кириченко 2020 – Кириченко Е.И. Русский стиль. М.: БуксМАрт, 2020.
References
- Kirichenko, E.I. (1982), Russkaya arhitektura 1830-h–1910-h godov (2-e izd., ispr. i dop.) [Russian architecture of the 1830s–1910s (2nd ed., rev. and exp.)]. Iskusstvo, Moscow, USSR, 1982.
- Kirichenko, E.I. (2011), F.I. Shekhtel'. Zhizn'. Obrazy. Idei. [F.I. Shekhtel. Life. Images. Ideas.]. Progress-Traditsiya, Moscow, Russia, 2011.
- Kirichenko, E.I. (2020), Russkij stil' [Russian style]. BuksMArt, Moscow, Russia, 2020.
Авторы статьи
Информация об авторе
Александр В. Самохин, кандидат искусствоведения, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва, Россия, 119034, Москва, ул. Пречистенка, д. 21; alsamokhin@mail.ru
Author Info
Alexander V. Samokhin, Cand. of Sci. (Art history), Research Institute of Theory and History of Fine Arts, Russian Academy of Arts, Moscow, Russia; 21 Prechistenka St, 119034 Moscow, Russia; alsamokhin@mail.ru