Аннотации - 2023 / 2

Образы животных в праздничной декорации XVIII века в России

Аннотация

В статье впервые выявлен круг животных, представленных в праздничной декорации XVIII века в России. Анализируются программы убранства триумфальных арок и обелисков, живописные полотна, обычно вставлявшиеся в окна городских строений, а также композиции фейерверков и иллюминаций. Автор прослеживает эволюцию анималистических сюжетов и образов на протяжении исследуемого периода, акцентируя внимание на особенностях их интерпретации современниками событий.

Abstract

The article reveals for the first time what animals were represented in festive decorations of the 18th century in Russia. The author analyzes picturesque and sculptural elements of triumphal arches and obelisks, and paintings usually inserted into the city windows, as well as the compositions of fireworks and illuminations tracing the evolution of animalistic plots and images throughout the century; peculiarities of their interpretation by celebrations’ contemporaries are in focus.

Для цитирования:

Тюхменева Е.А. Образы животных в праздничной декорации XVIII века в России // Academia. 2023. № 2. С. 115–125. DOI 10.37953/2079-0341-2023-2-1-115-125

Сane corso: cобаки в парковой скульптуре Москвы первой половины XIX века

Аннотация

Изображения животных достаточно распространены в садово-парковой скульптуре первой половины XIX века, однако образы собак среди них относительно редки. В статье рассмотрены скульптуры двух лежащих собак, повторявшиеся в разных материалах (терракота, мрамор, бронза) в парках, находившихся в XIX веке в ведомстве Московской дворцовой конторы (Пресненские пруды, Петровский парк, Нескучный сад, Царицыно). Реалистичность скульптур позволила определить породу – это не мопсы, как считалось ранее, а cane corso, собаки римских легионеров. Обращение к Древнему Риму логично для классицизма, а выбор конкретной породы подчеркивает охранительную функцию скульптур.

Abstract

Animal images were rather common in decoration of gardens and parks in Russia in the first half of the nineteenth century, but images of dogs were relatively rare. The article  examines the sculptures of two lying dogs, replicated in different materials (terra cotta, marble and bronze) in parks administered by the department of the Moscow Palace Office (Presnensky ponds, Petrovsky Park, Neskuchny Garden, Tsaritsyno). The realism of the images made it possible to determine the breed: These are not pugs, as previously suggested, but cane corso, dogs of Roman legionnaires. Reference to the Ancient Rome is very characteristic of the Russian neoclassicism and the custodian function of the sculptures proves itself clearly.

Для цитирования:

Царева С.М. Сane corso: cобаки в парковой скульптуре Москвы первой половины XIX века // Academia. 2023. № 2. С. 161–166. DOI: 10.37953/2079-0341-2023-2-1-161-166

Ранние творческие поиски В.А. Ватагина: между художественным и документальным направлениями анималистики

Аннотация

Василий Алексеевич Ватагин (1884–1969) известен широкому кругу зрителей как художник-анималист. Его ранние творческие проекты можно рассматривать как поиск золотой середины между зоологическим рисунком, выполнявшим сугубо утилитарную функцию наглядного пособия в биологическом музее, и подлинным высоким искусством. При этом В.А. Ватагин был увлечен исследованием новых изобразительных традиций, которые позволили бы ему включить отечественную анималистику в художественный контекст мировой культуры.

Abstract

Vasily А. Vatagin (1984–1969) is widely recognized as an animal artist. His early creative projects can be seen as a search for the golden mean between zoological illustration, which served purely utilitarian purposes as visual aids in biological museums, and genuine high art. At the same time, V.A. Vatagin was fascinated with exploring new artistic traditions that would allow him to integrate Russian animal painting into the artistic context of world culture.

Для цитирования:

Нефедова А.Б. Ранние творческие поиски В.А. Ватагина: между художественным и документальным направлениями анималистики // Academia. 2023. № 2. С. 172–179. DOI: 10.37953/2079-0341-2023-2-1-172-179

«Утро в сосновом лесу» И.И. Шишкина и русский «бестиарий» второй половины XIX века

Аннотация

В статье обсуждается известнейшая картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», а также несколько произведений того же времени, в которых обыгрывается анималистический мотив. Выдвигаются гипотезы о причине невероятной популярности картины Шишкина, резюмируется информация об обстоятельствах ее создания. Внимание автора статьи привлекают и собственные живописные характеристики «Утра в сосновом лесу», и хронологически сильно разнящиеся отзывы на эту картину от современников художника до наших дней. Кратко описывается русская анималистика указанного времени в аспекте творческого соревнования мастеров-анималистов.

Abstract

The paper deals with Ivan Shishkin’s Morning in a pine forest and some other well-known Russian animalistic canvases. It suggests a list of reasons why Shishkin’s picture became so popular and beloved by almost each citizen of Russia. This article reveals obscure circumstances of the painting creation. The author is attracted both with the painting itself and its later reviews composed throughout from Shishkin’s lifetime to the present. Russian animalist art of the 1850–1900 is treated there in context of actually creative competition among animalist painters.

Для цитирования:

Самохин А.В. «Утро в сосновом лесу» И.И. Шишкина и русский «бестиарий» второй половины XIX века // Academia. 2023. № 2. С. 150–160. DOI: 10.37953/2079-0341-2023-2-1-150-160

Собака Петра Великого – от «мертвой натуры» к художественному образу

Аннотация

Статья посвящена одной из любимых собак Петра I, булленбейсеру по кличке Тиран, чья «мертвая натура» стала после его смерти экспонатом Кунсткамеры и одновременно предметом редкого изображения на гравюре конца XVIII века, иллюстрировавшей каталог собрания этого музея. Опираясь на весьма немногочисленные в литературных источниках примеры взаимоотношений монарха с его домашними питомцами, а также на созданный в 1870 году К.Е. Маковским камерный портрет Петра I c собакой, автор задается вопросами о том, что побудило художника второй половины XIX столетия обратиться к подобному сюжету и существовала ли преемственность между собирательным образом животного на его полотне и обликом реального пса, принадлежавшего первому русскому императору.

Abstract

The article is dedicated to one of the favourite dogs of Peter the Great: the bullenbeisser named Tyrant, whose stuffed “natura mortua” became after his death an exhibit at the Kunstkamera, as well as the subject of a rare engraving (1793), illustrating the collection catalogue of this museum. The research is based on the few examples from the literary sources, showing the relationship between the Monarch and his pets, and on the Peter’s portrait with a large dog, painted in 1870 by Konstantin Makovsky. The author reflects on the following questions: what was it that prompted an artist in the second half of the 19th century to choose such a subject for his painting and was there any continuity between the image of the animal created on this canvas and the appearance of the real dog, once belonging to the first Russian emperor.

 

Для цитирования:

Марисина И.М. Собака Петра Великого – от «мертвой натуры» к художественному образу // Academia. 2023. № 2. С. 126–138. DOI: 10.37953/2079-0341-2023-2-1-126-138

Зоосад в отечественной детской книге 1920-х годов

Аннотация

В статье анализируются наиболее интересные и показательные детские «книжки-картинки» 1920-х гг., объединенные темой посещения зоопарка (зоосада, зверинца). К этой теме обращались известные мастера самых разных направлений: анималисты, продолжавшие традиции реалистической иллюстрации конца ХIX – начала ХХ вв. (В.А. Ватагин, А.Н. Комаров), графики ОСТа (Н.Н. Купреянов, Ю.И. Пименов), авангардисты (В.М. Ермолаева, К.М. Зданевич). Их работы позволяют сопоставить разные пластические подходы к теме, выявить характерные для изданий такого рода сюжетные ходы и жанровые клише, типические образы и графические приемы.

Abstract

The article analyzes the most interesting and revealing "picture books" of the 1920s, united by the theme of visiting the zoo (menagerie), so beloved by the children's audience. This topic was addressed by famous masters of various directions: animalists who followed the traditions of realistic illustration of the late XIX – early XX centuries (V.A. Vatagin, A.N. Komarov), OST graphics (N.N. Kupreyanov, Yu.I. Pimenov), avant-gardists (V.M. Ermolaeva, K.M. Zdanevich). Their works allow for a comparison of different artistic approaches to the subject, revealing characteristic narrative patterns and genre clichés found in such publications, as well as typical images and graphic techniques.

Для цитирования:

Фомин Д.В. Зоосад в отечественной детской книге 1920-х годов // Academia. 2023. № 2. С. 180–194. DOI: 10.37953/2079-0341-2023-2-1-180-194

Анималистика в искусстве Фландрии и Голландии Золотого века и ее влияние на западноевропейскую и русскую живопись XVIII – первой половины XIX столетия

Аннотация

Становление анималистического жанра явилось частью общего процесса эволюции западноевропейского искусства конца XVI–XVII вв. Фламандские и голландские мастера стали подлинными новаторами данной тематики, надолго определив развитие анималистики в разных странах Европы. В статье представлена типология анималистических образов и мотивов в искусстве Фландрии и Голландии, рассматривается их влияние на творчество бельгийских, голландских, немецких, английских и русских художников XVIII – первой половины XIX вв.

Abstract

The formation of animalistic genre was a part of general process of West-European art development in the late 16th and 17th centuries. Flemish and Dutch masters acted as genuine innovators in the new field and determined the genre evolution in European countries for a long time. The article presents a typology of animalistic images and motifs in the art of Flanders and Holland and their influence on the work of Belgian, Dutch, German, English and Russian painters of the 18th and the first half of the 19th century.

Акимов С.С. Анималистика в искусстве Фландрии и Голландии Золотого века и ее влияние на западноевропейскую и русскую живопись XVIII – первой половины XIX столетия // Academia. 2023. № 2. С. 139–149. DOI 10.37953/2079-0341-2023-2-1-139-149

Звериные мотивы в отечественной станковой скульптуре ХХ века: от реализма до абстракции

Аннотация

«Звериные мотивы» подразумевают развитие анималистического направления в отечественной станковой скульптуре ХХ века, которое позволяет рассмотреть богатый стилевой диапазон русской пластики указанного периода. Выразительно заявившие о себе в пределах данного направления скульпторы демонстрируют, во-первых, неисчерпаемые возможности реалистической трактовки образов живой природы, как правило, открывающих пути для максимально свободного творческого волеизъявления. Вместе с тем в рамках анималистического жанра успешно бытовала и линия абстрактно-геометрической или, наоборот, органической трансформации образа животного, что нашло отражение в творчестве представителей «второй волны» русского скульптурного авангарда, а также их современных последователей.

Abstract

“Animal motifs” are related to the evolution of the animalist trend in the 20th-century Russian sculpture which displays a wide stylistic range in plastic arts of that period. The outstanding sculptors working within this trend, who produced most expressive works, displayed inexhaustible possibilities of realistic interpretation of images of living nature which offer maximum creative freedom in this art. At the same time animalistic art successfully incorporated the line of abstract-geometric trends and, conversely, organic transformations of animal image which found expression in the works of the “second wave” of Russian avant-garde sculpture as well as in the work of their modern-day followers.

Для цитирования:

Грибоносова-Гребнева Е.В. Звериные мотивы в отечественной станковой скульптуре ХХ века: от реализма до абстракции // Academia. 2023. №2. С.195–206. DOI: 10.37953/2079-0341-2023-2-1-195-206

«Сад Дебюсси» Андрея Золотова

Аннотация

Публикация посвящена двухтомнику известного российского художественного критика, академика, вице-президента Российской академии художеств, Заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора Андрея Андреевича Золотова «Сад Дебюсси. Эпические мгновения из жизни искусства. Книга критика. В 2-х частях» (М.: Прогресс-Традиция, 2021) и включает фрагменты высказываний о «Саде Дебюсси» отечественных искусствоведов и деятелей искусства – С.Н. Бирюкова, М.М. Верхоланцева, М.В. Вяжевич, А.Г. Гачевой, А.Н. Иньшакова, Л.В. Казаковой, Е.М. Левашева, В.А. Леняшина, Е.Д. Мартыновской, Г.А. Пожидаевой, Д.О. Швидковского, К.А. Щербакова, А.К. Якимовича.

В числе опубликованных откликов на книгу непременно отметим обширные статьи И.Е. Светлова, доктора искусствознания («Сад Дебюсси», часть первая) и С.С. Ступина, кандидата философских наук (журнал «Сцена». 2022. № 1 ).

Abstract

The publication is dedicated to the two-volume work of the renowned Russian art critic, Academician, Vice President of the Russian Academy of Arts, Honored Artist of the RSFSR, Professor Andrei Andreevich Zolotov, titled “Debussy`s Garden: Epic Moments from the Life of Art. A Critic`s Book. In 2 Parts” (Moscow: Progress-Tradition, 2021) and includes fragments of statements about the “Debussy Garden” by Russian art critics and artists – S.N. Biryukov, M.M. Verholantsev, M.V. Vyazhevich, A.G. Gacheva, A.N. Inshakov, L.V. Kazakova, E.M. Levashev, V.A. Lenyashin, E.D. Martynovskaya, G.A. Pozhidaeva, D.O. Shvidkovsky, K.A. Shcherbakov, A.K. Jakimovicz.

Among the published responses to the book, we will certainly note extensive articles by I.E. Svetlov, Dr. of Sci. (Art history) “Debussy`s Garden”, Part One and S.S. Stupin, Cand. of Sci. (Ph.) Magazine “Scene”. 2022. № 1.

Для цитирования:

Бирюков С.Н., Верхоланцев М.М., Вяжевич М.В., Гачева А.Г., Иньшаков А.Н., Казакова Л.В., Левашев Е.М., Леняшин В.А., Мартыновская Е.Д., Пожидаева Г.А., Швидковский Д.О., Щербаков К.А., Якимович А.К. «Сад Дебюсси» Андрея Золотова // Academia. 2023. № 2. С. 218–240. DOI: 10.37953-2079-0341-2023-2-1-218-240

Реди-мейд в произведениях Зураба Церетели

Аннотация

Впервые рассматриваются произведения художника Зураба Константиновича Церетели, выполненные с применением техники реди-мейд, за весь период его творчества – с конца 1960-х годов до настоящего времени. Основное содержание статьи с описанием и анализом работ мастера предваряет краткий обзор истории появления, распространения и форм существования реди-мейд как творческого метода в современном искусстве.

Abstract

Zurab Tsereteli’s works produced with the ready-made technique through the entire period of his creativity from late 1960s to date are examined for the first time. The article presents description and analysis of the master’s works preceded by a brief overview of history, development and forms of ready-made as a contemporary art method.

Для цитирования:

Свалова О.М. Реди-мейд в произведениях Зураба Церетели // Academia. 2023. № 2. C. 207–217. DOI: 10.37953/2079-0341-2023-2-1-207-217