Аннотации - 2024 / 2

Петр Басин – пенсионер Императорской Академии художеств: линия жизни в пространстве Италии

Материалы для статьи получены в результате исследования, проведенного в процессе подготовки к научной публикации писем пенсионера, а впоследствии профессора Академии художеств ‒ П.В. Басина (1793–1877). В статье освещаются некоторые обстоятельства его жизни в Италии, «точки пересечения» с собратьями по искусству и характер личных взаимоотношений. Сопоставление текстов писем Басина с эпистолярным наследием его современников-пенсионеров позволяет уточнить некоторые факты, имена и обстоятельства существования русской колонии в Риме в 1820-е годы, круг интересов и новые аспекты диалога русских художников с общеевропейским культурным наследием.

Степанова С.С. Петр Басин – пенсионер Императорской Академии художеств: линия жизни в пространстве Италии // Academia. 2024. № 2. С. 310−323. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-2-1-310-323

Образы искусства Италии эпохи Рисорджименто

Статья посвящена искусству Италии XIX века. В эпоху борьбы итальянского народа за освобождение и объединение художники создавали образы национальных героев, изображали важные исторические события. Их работы являются документами эпохи Рисорджименто, произведениями итальянского веризма.

Федотова Е.Д. Образы искусства Италии эпохи Рисорджименто // Academia. 2024. № 2. С. 223−238. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-2-1-223-238

Атрибуция неизвестных акварелей Ливадии архитектора Н.П. Краснова

Статья посвящена атрибуции ранее не известных акварелей Ливадии архитектора Н.П. Краснова. Они хранятся в Российском государственном историческом архиве, где по ошибке были отнесены к ансамблю великокняжеской усадьбы Харакс. Система доказательств принадлежности изображений императорской Ливадии опирается на решение ряда вопросов.

На основании датировки рисунков уточняются обстоятельства составления проектов, их место и роль в строительстве ансамбля. Одни из акварелей относятся к первым, а другие к числу последних работ Н.П. Краснова в Ливадии. Первые связаны с поисками образа Большого дворца и Свитского дома, последние посвящены обустройству участка ансамбля от Дома министра до царского храма, и в статье каждый из этапов рассматривается отдельно.

Проектная графика служит основанием для реконструкции взглядов, реакции автора на обновление стилистики архитектуры и садово-паркового искусства начала XIX века в направлении символизма и модерна. Исследуемые материалы вводятся в историко-культурный контекст. Они сопоставляются с современным состоянием памятников. Четыре акварели публикуются впервые.

Слюнькова И.Н. Атрибуция неизвестных акварелей Ливадии архитектора Н.П. Краснова // Academia. 2024. № 2. С. 205−222. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-2-1-205-222

Александр Бенуа – читатель Федора Достоевского

В статье рассмотрен вопрос о влиянии произведений Федора Достоевского преимущественно на литературное творчество Александра Бенуа. Установлено, что повести «Записки из мертвого дома», «Записки из подполья», и роман «Преступление и наказание» повлияли на описание Бенуа картин русских художников второй половины XIX века в работе «История русской живописи в XIX веке» (1902). Также установлено, что Бенуа были близки эстетические категории красоты (роман «Братья Карамазовы») и «фантастической реальности» («Дневник писателя») Достоевского, что получило отражение как в упомянутой выше работе, так и в работе «Русская живопись». Автор пришел к выводу, что творчество Достоевского оказало влияние на деятельность Бенуа в области истории искусства и художественной критики.

Завьялова А.Е. Александр Бенуа – читатель Федора Достоевского // Academia. 2024. № 2. С. 264−271. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-2-1-264-271

К вопросу атрибуции картины «Морской берег» неизвестного художника из собрания Угличского музея

В статье предпринята попытка установить происхождение неоконченного морского пейзажа из собрания Угличского музея. В его мотиве усматривается сходство с несколькими работами Сильвестра Щедрина, русского пейзажиста первой половины XIX века, работавшего в Риме и в Сорренто. Установлено, что холст поступил в музей более ста лет назад вместе с комплексом предметов из окрестных усадеб (на его обороте в 1940 году был написан вид угличских новостроек). Ф.П. Опочинин, владелец села Шишкино, дважды совершал поездки по Италии, встречался с художником, интересовался его работой. Автор рассматривает неоконченный пейзаж в контексте этого знакомства, анализирует композиционную схему и техническую сторону вопроса и предлагает некоторые аргументы в пользу авторства Щедрина.

Кистенева С.В. К вопросу атрибуция картины «Морской берег» неизвестного художника из собрания Угличского музея // Academia. 2024. № 2. С. 239−247. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-2-1-239-247

Творчество Элиде Кабасси. Между Италией и Россией

В статье рассматривается творчество Элиде Кабасси, итальянской художницы, которая живет в России с 1992 года. Творчество Кабасси вызывает особый интерес, поскольку в нем органично соединились традиции итальянского Возрождения и древнерусского искусства как основы, на которой она создала свой художественный мир, открытый многим новациям искусства ХХ века. Живопись Кабасси отличается уникальным профессиональным мастерством, глубиной философского подтекста и поэтическим началом.

Юшкова О.А. Творчество Элиде Кабасси. Между Италией и Россией // Academia. 2024. № 2. С. 272−288. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-2-1-200-200

Эстетика времени в этюдах и зарисовках Е.А. Кибрика. Венеция ‒ Флоренция ‒ Рим ‒ Милан

Статья посвящена поездке Е.А. Кибрика в составе группы художников и искусствоведов в Италию, организованной Министерством культуры СССР в 1956 году. Результатом поездки стали многочисленные зарисовки и этюды, созданные художником во время путешествия по маршруту Венеция – Флоренция – Рим – Милан, а также воспоминания о поездке, опубликованные в газете «Советская культура», и обзор экспозиций Международной художественной выставки в Венеции. Книга «Об искусстве и художниках», вышедшая в свет в 1961 году, была посвящена проблематике эстетики времени от античности и Возрождения до современности.  

Чичварина О.Г. Эстетика времени в этюдах и зарисовках Е.А. Кибрика. Венеция ‒ Флоренция ‒ Рим ‒ Милан // Academia. 2024. № 2. С. 289−299. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-2-1-289-299

Из жизни колонии русских художников в Риме (на материале шаржей М.И. Доливо-Добровольского)

В статье впервые в полном объеме вводятся в научный оборот рисунки художника М.И. Доливо-Добровольского (1841–1881), хранящиеся в отделе рукописей Государственного Русского музея. Это серия шаржей, на которых запечатлены члены колонии русских художников в Риме в 1873 году: М.П. Боткин, С.П. Постников, А.В. Снигиревский, И.П. Панфилов, М.А. Чижов, А.А. Риццони, М.П. Попов, Ф.А. Бронников, а также сам автор. Жанровые сцены передают ироничные образы художников, обедающих в кафе Греко, играющих в бильярд, шагающих под дождем по улице. Шаржи сопровождаются остроумными надписями, добавляющими меткие характеристики героям. Публикуемый материал послужит дополнительным источником к изучению жизни русских художников в Риме в 1870-е годы.

Бакалдина Е.В., Капырина С.Л. Из жизни колонии русских художников в Риме (на материале шаржей М.И. Доливо-Добровольского) // Academia. 2024. № 2. С. 248−263. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-2-1-248-263

Стекло Мурано в контексте современного искусства

Всемирно известное венецианское стекло уже давно стало историко-культурным понятием, определяющим одну из главных линий мирового стеклоделия. В статье рассматриваются его развитие и влияние на судьбы мирового стекла, в том числе исторически возникшие отношения венецианского и русского стекла. Особое внимание уделяется Мурано как широко известному центру стекольного ремесла с его многочисленными мастерскими и великолепными стеклодувами. Статья также затрагивает вопрос о разных формах связи российского и итальянского стекла на современном этапе развития.

Казакова Л.В. Стекло Мурано в контексте современного искусства // Academia. 2024. № 2. С. 300−309. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-2-1-300-309

Класс портретной миниатюры в Академии художеств 1779‒1830 гг. Руководители, программы, обучение

Портретная миниатюра в России проделала путь от элитного царского подарка и награды до искусства, доступного всем. Императорская Академия художеств чутко реагировала на все новшества в искусстве, и среди ее классов в 1779 году появляется новый класс портретной миниатюры. За полувековое существование классом руководили выдающиеся деятели русского искусства ‒ Жарков, Щукин, Иванов, Варнек. Каждый из них по-своему видел процесс обучения; разнились и программы, задаваемые для экзаменов. Данная статья ‒ первое объемное исследование, посвященное классу портретной миниатюры в Академии художеств, его ученикам и их работам, многие из которых были ранее неизвестны.

Пуликова Л.В. Класс портретной миниатюры в Академии художеств 1779‒1830 гг. Руководители, программы, обучение // Academia. 2024. № 2. С. 324−338. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-2-1-324-338