Иностранцы о произведениях итальянских мастеров в России конца XV‒XVII веков
Рассматриваются отзывы иностранцев о произведениях итальянцев, созданных в России на протяжении конца XV‒XVII столетий. С восстановлением русской государственности в конце XV века первыми появились в Москве итальянские зодчие, призванные великим князем Иваном III для сооружения резиденции, Московского Кремля. Выросшие в каменных городах европейцы обращали пристальное внимание на привычные для них постройки, среди которых выделялись созданные итальянскими зодчими кремлевские здания. Десятки авторов писали о московской крепости, удивляясь ее величию, прочности и особенностям. Из других сооружений выделяли Успенский собор и дворцовый комплекс, который оценивали по-разному. Заслуживает внимания и описание новых тенденций городской застройки Москвы, ее набережных и «строительства» декоративных садов, что можно уверенно связать с итальянским влиянием. Иностранцы оставили свои отзывы об итальянских посольских дарах, музыке и музыкантах, скульптуре и загородных садах. Рассмотренные записки иностранцев XV‒XVII вв. свидетельствуют о постепенном включении русского общества в контекст европейского художественного процесса.
Черный В.Д. Иностранцы о произведениях итальянских мастеров в России конца XV‒XVII веков // Academia. 2024. № 3. С. 373−387. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-3-1-373-387
Архитектурный экфрасис в записках и очерках русских путешественников по Италии
Статья посвящена особенностям восприятия строений и архитектурной среды городов Италии русскими путешественниками в XVII–XIX веках. Благодаря их путевым заметкам и очеркам, в которых сохранились впечатления, аналитические рассуждения и любопытные сопоставления итальянской архитектуры с аналогичными культурными памятниками Отечества, можно восстановить эстетические вкусы и культурные предпочтения трех эпох.
Калугина Н.А. Архитектурный экфрасис в записках и очерках русских путешественников по Италии // Academia. 2024. № 3. С. 388−400. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-3-1-388-400
Интерпретация живописи Рафаэля и Гвидо Рени в ростовской финифти конца XVIII–XX вв. в иконографии Богоматери (тип Мадонны)
В статье рассматривается вопрос об использовании ростовскими мастерами произведений итальянских художников Рафаэля и Гвидо Рени в качестве оригинальных источников. В научный оборот вводятся миниатюры на эмали с изображением Богоматери (тип Мадонны) конца XVIII–XX вв.
Пак В.Ф. Интерпретация живописи Рафаэля и Гвидо Рени в ростовской финифти конца XVIII–XX вв. в иконографии Богоматери (тип Мадонны) // Academia. 2024. № 3. С. 492−500. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-3-1-492-500
Мальтийский тронный зал в Михайловском замке. Отражение Италии
Степень погружения русского искусства в эстетические предпочтения уходящей эпохи европейского неоклассицизма конца XVIII века отражена в декоративном убранстве Михайловского замка – в том числе в утраченной, но не безвозвратно, Мальтийской тронной зале. Линия преемственности итальянских архитекторов в решении декоративного убранства интерьеров Михайловского замка связана с именами Джакомо Кваренги (1744‒1817) и Винченцо Бренна (1747‒1820). Чудом сохранившиеся фрески на куполе Мальтийского тронного зала в Михайловском дворце, исполненные итальянским художником-декоратором Карло Скотти и вновь открытые в результате реставрационных работ в 2015 году, являются редчайшим сохранившимся примером золотого фонда русской монументальной живописи конца XVIII века и требуют скорейшей реставрации. Эстетической экспертизе истоков, параллелей и мастерству исполнения посвящено это исследование.
Колосова Ю.Л. Мальтийский тронный зал в Михайловском замке. Отражение Италии // Academia. 2024. № 3. С. 519−530. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-3-1-519-530
«Итальянская тема» в романтико-просветительской концепции искусства Н.В. Гоголя
Статья посвящена рассмотрению роли «итальянской темы» в творчестве великого русского писателя Н.В. Гоголя, нашедшей отражение в его романтической и просветительской концепции искусства. Автор анализирует взгляды Гоголя на проблему творчества, на просветительскую миссию искусства. Особое внимание уделено произведениям писателя в области художественной критики (в том числе статьям об А.А. Иванове и К.П. Брюллове). «Итальянская тема» стала важным объектом художественного наследия Н.В. Гоголя.
Федотова Е.Д. «Итальянская тема» в романтико-просветительской концепции искусства Н.В. Гоголя // Academia. 2024. № 3. С. 401−408. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-3-1-401-408
Публичные экспозиции живописи в Италии и Европе 1820-х годов по свидетельствам пенсионеров Императорской Академии художеств
В статье на основе эго-документов русских мастеров исследуется вопрос о проходивших в конце 1810-х‒1820-х гг. в Европе публичных выставках изобразительного искусства. Отправленные Академией художеств в пенсионерскую поездку в 1818 году живописец С.Ф. Щедрин, скульптор С.И. Гальберг и архитектор В.А. Глинка свои впечатления записывали по-разному: С.Ф. Щедрин сообщал об этом в письмах родным в Петербург и «другу Самойле»; С.И. Гальберг вел дневник, на основе которого составлял отчеты и письма; эпистолярное наследие В.А. Глинки сохранилось только в «донесениях в Академию» и очень редких письмах. В 1822 году к «русской колонии» присоединились братья К.П. и А.П. Брюлловы, которые оставили свое эпистолярное наследие.
Сохор Т.Е. Публичные экспозиции живописи в Италии и Европе 1820-х годов по свидетельствам пенсионеров Императорской Академии художеств // Academia. 2024. № 3. С. 409−417. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-3-1-409-417
Итальянская скульптура неоклассицизма в Радищевском музее
В статье представлена история изучения двух скульптурных портретов и большой мраморной статуи, поступивших в музей после октябрьской революции 1917 года из различных дворянских собраний. Как нередко бывает с произведениями, поступившими в музей в этот период, из-за ошибок в записях или утраты документов терялись сведения об авторе, названии, имени изображенных лиц, источнике поступления и пр. Все рассматриваемые работы были подписаны, но неизвестно было имя женщины, изображенной на одном из портретов, а также название статуи. Кроме того, было интересно проследить историю заказа рассматриваемых работ.
Щетина М.В. Итальянская скульптура неоклассицизма в Радищевском музее // Academia. 2024. № 3. С. 428−437. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-3-1-428-437
Итальянское путешествие В.М. Васнецова и его значение в творчестве художника
В творческом пути В.М. Васнецова значение поездки в Италию в 1885 году сложно переоценить. В итальянское путешествие он отправился по рекомендации А.В. Прахова, после того как дал согласие на выполнение масштабного и сложного для себя заказа – стенописи в соборе Св. Владимира в Киеве на основе синтеза традиций искусства Византии, эпохи Возрождения и академизма. Впечатления художника от посещения Венеции, Рима, Флоренции, Равенны и Неаполя отражены в его эпистолярном наследии. Именно изучение итальянской культуры, прежде всего произведений живописи эпохи Ренессанса, позволило ему обрести необходимый профессиональный опыт и сформировать вектор художественных влияний, который затем нашел свое выражение в различных творческих сферах, в том числе в монументальной живописи собора Св. Владимира в Киеве, по праву занимающей одно из центральных мест в творческом наследии живописца.
Скоробогачева Е.А. Итальянское путешествие В.М. Васнецова и его значение в творчестве художника // Academia. 2024. № 3. С. 409−417. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-3-1-418-427
Итальянская и русская живопись на VII биеннале в Венеции
В статье впервые предпринята попытка рассмотреть особенности и взаимопересечения итальянской и русской живописи, показанной на VII Венецианской биеннале 1907 года. Проанализированы произведения русских и итальянских художников, в которых отразились новые черты развития живописи рубежа XIX–ХХ вв. Объединяющим признаком различных школ стал мировоззренческий дух символизма и поиск Красоты, обусловленный новыми вызовами времени и общеевропейским стилем модерн. В стилистически разнообразных символистских композициях, портретах, пейзажах итальянской и русской школ прослеживалась тенденция сохранения национальных традиций и одновременно желание обновления и индивидуального творческого поиска.
Штольдер Н.В. Итальянская и русская живопись на VII биеннале в Венеции // Academia. 2024. № 3. С. 438−453. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-3-1-438-453
Итальянские путевые наброски И.В. Жолтовского 1924‒1926 годов в контексте творческой биографии архитектора
Статья впервые подробно рассматривает графические наброски 1924‒1926 годов, созданные архитектором И.В. Жолтовским по время его последнего длительного пребывания в Италии. Описаны события, предшествовавшие его отъезду, и обстановка в русской колонии в Риме того времени. Географическая последовательность путешествия зодчего по стране, увязана с фактами его творческой жизни и хроникой дружеских встреч. Указаны особенности наследия Жолтовского и отличия от рисунков его коллег по Академии художеств.
Нащокина М.В. Итальянские путевые наброски И.В. Жолтовского 1924‒1926 годов в контексте творческой биографии архитектора // Academia. 2024. № 3. С. 454−469. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-3-1-454-469