Аннотации - 2025 / 1

Pro et contra. Баллотировка картин экспонентов на передвижных выставках по архивным материалам ОР ГТГ

В статье приведены факты, выявленные в процессе подготовки выставки «Передвижники» в Государственной Третьяковской галерее[1] и освещается проблема отбора произведений на экспозиции Товарищества передвижных художественных выставок в 1870-х – 1900-х годах. В научный оборот вводятся архивные документы, многие из которых публикуются впервые, анализируется изменение механизмов и принципов конкурсного отбора картин (баллотировок) на передвижные выставки, выявляется круг произведений и причины, по которым они не попадали на выставки, показываются индивидуальные предпочтения членов жюри.

The article, written in conjunction with the development of the “Peredvizhniki” exhibition at the State Tretyakov Gallery, focuses on the problem of selecting paintings for the exhibitions of the Society of Itinerant Art Exhibitions in the 1870s–1900s. It is based on archival documents, many of which are introduced into scientific discourse for the first time. The author analyzes how the mechanisms and principles of competitive selection were changing, reveals which artists’ works were not included and for what reasons, and shows the individual preferences of the jury members.

 

Ментюкова О.К. Pro et contra. Баллотировка картин экспонентов на передвижных выставках по архивным материалам ОР ГТГ Academia. 2025. № 1. С. 105−131. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-1-1-105-131

«Передвижничество» как буржуазное искусство в опытной комплексной марксистской экспозиции Третьяковской галереи

На рубеже 1920-х‒1930-х годов в советских музеях история искусства стала изучаться через призму социологии. Статья посвящена феномену марксистских экспозиций в Третьяковской галерее и его влиянию на восприятие передвижничества. Молодой искусствовед А.А. Федоров-Давыдов (1900–1969) стал куратором новой «опытной комплексной марксистской экспозиции», в которой произведения художников второй половины XIX века рассматривались как искусство «эпохи промышленного капитализма».

At the turn of the 1920s–1930s, the history of art in Soviet museums began to be studied through the lens of sociology. This article examines the phenomenon of Marxist exhibitions at the Tretyakov Gallery and their impact on the perception of “Peredvizhniki” movement. The young art historian A.A. Fedorov-Davydov (1900–1969) became the curator of the new “experimental comprehensive Marxist exhibition”, in which the works of artists from the second half of the 19th century were interpreted as the art of the “industrial capitalism era”.

Ерофеев Н.П. «Передвижничество» как буржуазное искусство в опытной комплексной марксистской экспозиции Третьяковской галереи // Academia. 2025. № 1. С. 150−168. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-1-1-150-168

Феномен общих гравированных оригиналов искусства Востока и Запада Европы XVII века

В статье впервые в науке об искусстве комплексно исследуются факты обращения художников разных национальных школ в XVII веке к одним и тем же иконографическим источникам в виде гравюр на библейскую тематику. Особое значение данный феномен приобретает в свете того, что эти гравюры входили в состав альбомов-увражей, которые активно использовались русскими иконописцами, стенописцами и граверами во второй половине XVII века: Библия Пискатора (Theatrum Вiblicum), Евангелие Наталиса (Evangelicae historiae imagines). Как выяснилось, общие гравированные источники имеют ярославские фрески, иконы мастеров Оружейной палаты, полотна Рубенса, Пуссена, а также китайские ксилографии, картины и росписи в храмах стран Латинской Америки.

In the article, for the first time in the science of art, attention is drawn to the facts of the conversion of artists of different national schools in the 17th century to the same iconographic sources in the form of biblical engravings. This phenomenon is of particular importance in the light of the fact that these engravings were part of the albums-ouvrage that were actively used by Russian icon painters, mural painters and engravers in the second half of the 17th century: Piskator’s Bible (Theatrum Biblicum), Natalis Gospel (Evangelicae historiae imagines). As it turned out, Yaroslavl frescoes, icons of the masters of the Armory, paintings by Rubens, Poussin, as well as Chinese woodcuts and paintings and murals in temples of Latin America countries have common engraved sources.

Гамлицкий А.В. Феномен общих гравированных оригиналов искусства Востока и Запада Европы XVII века // Academia. 2025. № 1. С. 7−28. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-1-1-7-28

Серия гравюр-тондо «Сотворение мира» по рисункам Мартина де Воса и русское искусство конца XVII–XVIII веков

Произведения Мартина де Воса (1532–1603), известного антверпенского рисовальщика и живописца XVI столетия были хорошо знакомы русским иконописцам второй половины XVII столетия, прежде всего по гравюрам Библии Пискатора (надпись «М. de Vos in.» можно прочесть на начальных иллюстрациях к «Шести дням творения»). Среди любителей фряжских гравюр XVII столетия ходили как отдельные оттиски, так и серии, в частности, «Времена года» Сийского иконописного подлинника (РНБ. ОЛДП. F. 88.). Статья посвящена малоизвестному десятичастному циклу гравюр по рисункам Мартина де Воса, награвированному Николасом де Брейном и его влиянию на русское искусство эпохи раннего нового времени. Тема впервые затронута в исследованиях О.А. Белобровой. Русские мастера проявляли интерес к конкретным листам цикла, а иногда в своих произведениях подвергали интерпретации большую их часть, создавая на основе гравюр-образцов иллюстрации к первой главе книги Бытия. Влияние гравюр-тондо де Брейна – де Воса особенно заметно в монументальной живописи Поволжья, фрескисты адаптировали композиции голландской графики к уже сложившейся традиции росписей паперти на ветхозаветные сюжеты.

The works of Martin de Vos (1532–1603), the famous Antwerp draftsman and painter of the 16th century, were well known to Russian icon painters in the second half of the 17th century, primarily from engravings of the Piscator Bible (the inscription M. de Vos in. can be read on the illustrations to the Six Days of Creation). Single engravings as well as series, based on drawings by Martin de Vos, were in circulation among the amateurs of the foreign prints of the 17th century. These are notably “Four Seasons” in the Siya Icon-Painting Original (RNB, OLDP, F. 88.). This article is devoted to the subject, first raised by O.A. Belobrova. The researcher pointed out the influence of a ten-part cycle based on the drawings of Martin de Vos and engraved by Nicolaes de Bruyn on the early period of the national art. Russian masters interpreted this Dutch cycle, when they were creating illustrations for the first chapter of the book of Genesis. The influence of tondo (round engravings) is especially noticeable in the monumental painting of Yaroslavl and we can see how Russian painters turned to these examples of Dutch graphics, working on the wall paintings in church galleries.

Западалова П.В. Серия гравюр-тондо «Сотворение мира» по рисункам Мартина де Воса и русское искусство конца XVII–XVIII веков // Academia. 2025. № 1. С. 29−45. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-1-1-29-45

Восхождение по ступеням Познания и Любви и неоплатоническая концепция героизации

В статье рассматривается неоплатоническая концепция героизации во флорентийском искусстве последней трети XV века. Одна из кардинальных в искусстве Флоренции кватроченто тема славы предстает в обновленном звучании. Под влиянием неоплатонизма, проникшего около 1460-х годов в гуманизм и – шире – культуру Флоренции, представление о героизме и славе акцентирует особое внимание на духовном измерении.

The article discusses the Neoplatonic concept of heroization in Florentine art of the last third of the 15th century. The theme of glory which is one of the cardinal themes in the art of Florence of the Quattrocento is presented in a renewed meaning. Neoplatonism penetrates into the humanism and also into the culture of Florence around the 1460s, and under its influence the spiritual component is emphasized in the concept of heroization and glory.

Козлова С.И. Восхождение по ступеням Познания и Любви и неоплатоническая концепция героизации // Academia. 2025. № 1. С. 56–66. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-1-1-56-66 

Гравюры сербского мастера Христофора Жефаровича: резонанс от России до Афона

Аннотация

В статье рассматривается творчество выдающегося сербского гравера Христофора Жефаровича. Приводятся факты его биографии и проводится анализ выполненных мастером гравюр. Особое внимание уделено влиянию творчества Жефаровича на искусство России и других стран восточно-православного мира.

Abstract

The article examines the work of the outstanding Serbian engraver Hristofor Žefarović. It provides facts fronm his biography and analyzes the engravings created by the master. Special attention is given to the influence of Žefarović’s work on the art of Russia and other countries of the Eastern Orthodox world.

Рындина А.В. Гравюры сербского мастера Христофора Жефаровича: резонанс от России до Афона // Academia. 2025. № 1. С. 46−55. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-1-1-46-55

Полихромный иконографический образец в русской иконописи XVII – начала XX веков

Впервые рассматривается вопрос бытования полноцветного иконографического образца в русской иконописи. Предполагается, что лицевые минеи, святцы на стенах храма и на иконах были первым полихромным образцом. Анализируются двуцветные прориси и Сийский лицевой подлинник. Дионисий Фурноаграфиот, упоминая о красно-черных снимках с фресок и икон, свидетельствует об общеправославной традиции этих прорисей. Выдвигается предположение о том, что применение двух цветов связано с традиционным оформлением книги. В 1866 году выходят полихромные Лицевые святцы Ф.Г. Солнцева, как пособие иконописцам, а в 1905 году Лицевой подлинник Н.П. Кондакова. Рассматривается роль раскрашенных печатных библий Мартина Лютера, Вейгеля и «Библии в хромолитографиях» с гравюрами Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда. Хромолитографии сменяют раскрашенный лубок. Появляются печатные иконы на бумаге и доске, а позднее хромолитографические иконы на жести, открытки и репродукции становятся иконографическим образцом.

A full-colour iconographic model in Russian icon-painting is considered for the first time. It is assumed that the Illuminated Menaion and Saints Images on the church walls and on the icons were the first polychrome images. Two-colour tracings and the Siya Painter’s Guide are analysed. Dionysius Fournographiot mentions the red and black imprints of frescoes and icons, evidencing the common Orthodox tradition of such tracings. It is suggested that the use of two colours relates to the traditional book design. In 1866, the polychrome Saints Images by F.G. Solntsev was released as a guide for icon painters, and in 1905 the Illustrated Menaion by N.P. Kondakov was published. The role of coloured printed Bibles of Martin Luther, Weigel and the “Bible in chromolitographic images”, as based on engravings by Julius Schnorr von Carolsfeld, is also examined Chromolitography was followed by coloured popular print. Printed icons on paper and wood board appeared; subsequently chromolitographic icons on tin, as well as art cards and reproductions, became iconographic models.

Сергеева Е.В. Полихромный иконографический образец в иконописи XVII – начала XX веков // Academia. 2025. № 1. С. 67−85. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-1-1-67-85

Трудности атрибуции художественных произведений на основе гравюр в технике меццо-тинто из собрания переславских иконописцев Шманаевых

Статья посвящена атрибуции ряда редких графических произведений XVIII века, выполненных на основе оригинальных гравюр в технике меццо-тинто из собрания переславских иконописцев Шманаевых, ныне коллекция Переславского музея-заповедника. Уточнены первоисточники гравюр серии «Двенадцать апостолов в рост», изданных гравировальной фабрикой московского купца Михаила Михайловича Артемьева и опубликованы некоторые из них.

The article considers some cases cause difficulties of the attribution of the 18th century mezzotint works due to their rarity. The analysis is based on the engravings collection of the Shmanaevs, Pereslavl icon-painters, from Pereslavl-Zalessky Museum Preserve. The source for the series of engravings depicting twelve full-size apostles published at the engravings factory of Mikhail Artemiev, a Moscow merchant, has been identified. For the sake of further research some engravings from the Pereslavl museum collection have been published.

Братко А.О. Трудности атрибуции художественных произведений на основе гравюр в технике меццо-тинто из собрания переславских иконописцев Шманаевых // Academia. 2025. № 1. С. 86−93. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-1-1-86-93

Сборник богослужебных текстов князей Куракиных: к проблеме синтеза в оформлении русской религиозной книги

Статья посвящена изучению сборника богослужебных текстов «Акафисты, каноны и прочие душеполезные моления» 1731 года издания, поступившего в собрание Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева из родового имения князей Куракиных – Надеждино. Было выявлено мемориальное значение памятника, на страницах которого представители этого известнейшего рода отмечали важные события своей жизни на протяжении 1730-х–1850-х годов. Исследование его художественных особенностей показало творческое использование широкого диапазона подходов и элементов традиционного отечественного и современного западного искусства. Сборник демонстрирует специфику формирования принципов оформления новой русской религиозной книги в переходный период отечественной культуры.

The article is dedicated to the study of the 1731 liturgical text collection “Akathists, Canons, and Other Edifying Prayers”, which entered the collection of the Saratov State Art Museum named after A.N. Radishchev from the Kurakin family estate, Nadezhdino. The study revealed the memorial significance of this artifact, as members of this prominent noble family recorded important events of their lives on its pages from the 1730s to the 1850s. An analysis of its artistic features demonstrated the creative use of a wide range of approaches and elements from both traditional Russian and contemporary Western art. The collection reflects the unique characteristics of the evolving principles in the design of Russian religious books during this transitional period in national culture.

Ильина И.А. Сборник богослужебных текстов князей Куракиных: к проблеме синтеза в оформлении русской религиозной книги // Academia. 2025. № 1. С. 94−104. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-1-1-94-104

Природа – храм или мастерская? О концепции природы в искусстве реализма второй половины XIX века

Осмысление образов природы в русской художественной культуре 1850–1890-х годов, особенно в пейзажной живописи, является актуальной проблемой искусствознания. В статье уточняется понятие «природа», которое включает как естественно-научный, так и эстетический аспекты. Создание целостных концептуальных образов природы в живописи и художественной литературе практиковалось в этот период весьма часто. В итоге живопись и литература реализма в сопоставлении друг с другом позволяют провести анализ связанного с природой образотворчества. Подчеркивается полемический характер представлений об окружающем мире в интеллектуальном сообществе России второй половины XIX века и трудности создания многоаспектной концепции природы в науке и искусстве. Отправной точкой исследования служит известная реплика «нигилиста» Базарова, героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», парафраз которой имеется в заглавии данной статьи.

The interaction between nature’s image and Russian visual culture of the 1850–1890s, especially in landscape painting, is an actual issue of art history. In the article, first of all, the very term ‘nature’ is precisely re-defined and contains both scientific and esthetic meaning. The fine arts and literature dealing with integral conceptualism in nature’s images proliferated in the of the second half of the 19th century in Russian art. Realistic painting and literature, when compared to each other, provide an opportunity to analyze figurative creativity associated with nature.. There virtually was a controversial view of natural environment in Russian intellectual circles of the 1850–1890s. Further, the era in discussion and its persons were hard-working at the creation of nature’s multi-facetted concept for science and art. The starting point of this research are the well-known words of Bazarov, a ‘nihilist’ and character of ‘Fathers and Sons’ novel by Ivan Turgenev. The title of the article retells Bazarov’s verbal motto.

Самохин А.В. Природа – храм или мастерская? О концепции природы в искусстве реализма второй половины XIX века // Academia. 2025. № 1. С. 132−149. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-1-1-132-149