Образ Христа Вседержителя в центральной главе Успенского собора Московского Кремля. Особенности и время сложения иконографии
Статья посвящена изучению иконографических особенностей изображения Христа Вседержителя, расположенного в скуфье главного купола Успенского собора Московского Кремля. Спаситель представлен здесь с благословляющей и одновременно сжатой десницей и закрытым Евангелием в левой руке. Несмотря на свою кажущуюся традиционность, образ имеет ряд значимых отличительных деталей, свидетельствующих о том, что существующее изображение XVII века точно воспроизводит более ранний образец 1513 года. Проведенное исследование позволяет предположить, что в эпоху правления великого князя Василия III, рассматриваемый образ Христа Вседержителя, имел особое значение и воспринимался как изображение, наиболее полно раскрывающее могущество и премудрость Создателя.
Трофимова С.А. Образ Христа Вседержителя в центральной главе Успенского собора Московского Кремля. Особенности и время сложения иконографии // Academia. 2025. № 2. С. 282–298. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-2-1-282-298
Отражение божественного сада в убранстве ренессансных порталов Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля
В статье впервые предлагается обратить внимание на особенности скульптурного убранства двух кремлевских соборов как на образ райского сада. До сих пор декор порталов Архангельского и Благовещенского соборов рассматривался только в контексте работы в России итальянских ренессансных мастеров. Особенности такого декора при сравнении его с другими произведениями эпохи Ренессанса позволяют предположить и смысловое содержание. Автор статьи анализирует памятники скульптуры и религиозной живописи итальянского Ренессанса. Акцент ставится на декоративных деталях и их роли в религиозной композиции (станковая и монументальная живопись), а также их месте в пространстве храма (скульптурный рельеф).
Звездина Ю.Н. Отражение божественного сада в убранстве ренессансных порталов Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля // Academia. 2025. № 2. С. 299–307. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-2-1-299-307
Деисусный чин Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле: программное произведение эпохи Василия III?
В статье впервые подробно рассматривается иконография деисусного чина Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле, которая призвана подтвердить ранее предложенную автором датировку ансамбля второй четверти XVI века и разделение рук мастеров на три группы.
В иконографии деисусного ряда преобладает влияние московской традиции, а иконы апостолов служат доказательством того, что деисусный чин является примером почти неизученного процесса обращения древнерусских мастеров к старым, в данном случае позднепалеологовским образцам. Стремление опереться на древность, наследие византийского времени, было тесно связано с усилением великокняжеской власти и формированием концепции «Москва – третий Рим».
Финская И.Е. Деисусный чин Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле: программное произведение эпохи Василия III? // Academia. 2025. № 2. С. 308−327. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-2-1-308-327
Европейцы об искусстве в России: первая треть XVI века
Рассматриваются различные проявления восприятия иностранцами искусства в России в период правления Василия III, отразившиеся в записках путешественников и сочинениях, созданных в Европе на основе имеющихся устных и письменных источников. Европейцы оставили описания особенностей планировки и застройки некоторых городов, отдельных комплексов и зданий, крепостей, костюмов и их аксессуаров, обстановки интерьеров различного рода сооружений, подарков, в том числе посольских даров, творений ремесленников и художников. Принадлежавшие другой культуре, зарубежные авторы были склонны в первую очередь обращать внимание на работы приезжих мастеров, более понятные им. Находясь в русской столице и принимая участие в дворцовых приемах, они имели возможность рассмотреть и по-своему оценить постройки, художественные изделия, составлявшие среду пребывания великого князя.
Черный В.Д. Европейцы об искусстве в России: первая треть XVI века // Academia. 2025. № 2. С. 246–257. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-2-1-246-257
Западные влияния в иконописи первой трети ХVI века
В статье ставится задача проследить, каким образом в изобразительное искусство времени Василия III проникали западные влияния и в чем именно они проявлялись. На основании анализа памятников иконописи и миниатюры автор приходит к выводу, что установившиеся регулярные контакты с европейским миром (путешествия, дипломатические миссии) способствовали проникновению впечатлений от западного искусства в древнерусскую живопись. Влияния носили не системный, а мозаичный характер. Русские мастера относились к художественному миру Запада осторожно. Они подмечали интересные детали, стилевые особенности, но использовали их, оставаясь внутри собственной художественной системы. Внимание иконописцев в качестве «образцов» привлекали, прежде всего, памятники, воспринимавшиеся как древность, как общее христианское прошлое.
Самойлова Т.Е. Западные влияния в иконописи первой трети XVI века // Academia. 2025. № 2. С. 258–271. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-2-1-258-271
Архиерейская хиротония новгородского архиепископа Макария
Cтатья посвящена обзору источников, повествующих о поставлении святителя Макария на Новгородскую кафедру. Данный исторический период представляет собой большое поле для проведения разнообразных исследований, особенно в плоскости рассмотрения изменений быта (связанных с усилением Москвы) и трансформации чинопоследований, обусловленных смешиванием традиций. Приводимые архивные и исследовательские свидетельства позволяют оценить и описать доступные подробности избранной темы. Несмотря на обширные лакуны, многие элементы тех событий восстанавливаются при сопоставлении с другими, в том числе и иностранными, свидетельствами, что делает настоящую статью предметом интереса как исследователей тематики, так и рядовых читателей.
Макарий (Веретенников), архимандрит. Архиерейская хиротония новгородского архиепископа Макария // Academia. 2025. № 2. С. 272−281. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-2-1-272-281
Неизвестный «Гамлет» Михаила Врубеля и другие новые сюжеты в творчестве художника (на материалах Отдела личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина)
Статья подготовлена на основе авторской части доклада О.С. Давыдовой (НИИ РАХ) об открытиях в изучении графического наследия М.А. Врубеля, который был сделан во время совместного выступления с А.Г. Лукановой (ГМИИ имени А.С. Пушкина) на Отчетной научной сессии ГМИИ имени А.С. Пушкина в 2025 году.
На базе проведенного исследования О.С. Давыдовой выдвигается предложение ввести новые атрибуционные данные к двум двусторонним листам из коллекции И.С. Зильберштейна, ранее находившимся в собрании С.П. Яремича (один лист также входил в собрание семьи П.П. Чистякова) и ныне хранящихся в фондах ГМИИ имени А.С. Пушкина (инв. МЛК ГР 633, МЛК ГР 635).
В конце 2024 года в Отделе личных коллекций О.С. Давыдовой был обнаружен ранее неизвестный вариант эскиза М.А. Врубеля к картине «Гамлет и Офелия» (1884, ГРМ) – к первому концептуально важному для художника замыслу, отражающему принципиальные аспекты его мировоззрения в разные периоды творчества. Уникальность находки заключалась в автопортретности черт М.А. Врубеля в образе Гамлета, что поставило новый визуальный акцент на символически значимых для мастера ориентирах в процессе сложения его индивидуальной поэтики.
Параллельно с разработкой врубелевской «гамлетианы» автором статьи были уточнены сюжетные особенности и датировки еще нескольких безымянных набросков, позволивших связать их с библейской тематикой. Также впервые была выявлена группа рисунков М.А. Врубеля из собрания семьи П.П. Чистякова, со временем перешедшая к разным частным коллекционерам (И.И. Бродскому, С.П. Яремичу, И.C. Зильберштейну и др.) и затем поступившая в государственные музейные собрания.
Статья сопровождается не публиковавшимися прежде изображениями, предоставленными ГМИИ имени А.С. Пушкина в рамках взаимного сотрудничества с Российской академией художеств.
Давыдова О.С. Неизвестный «Гамлет» Михаила Врубеля и другие новые сюжеты в творчестве художника (на материалах Отдела личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина) // Academia. 2025. № 2. С. 328–363. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-2-1-328-363
Художник Сергей Иванович Вашков ‒ романтик Древней Руси
Статья посвящена творчеству московского художника, архитектора и мастера декоративно-прикладного искусства Сергея Ивановича Вашкова (1879‒1914). Рассмотрены его художественные взгляды, подробно проанализированы его очерки по искусству Древней Руси, написанные для «Московского листка» в 1903 году и ставшие прологом к его работе по обновлению ассортимента уникальной церковной утвари на московской фабрике товарищества «П.И. Оловянишникова сыновья». Раскрыты источники художественной эстетики Вашкова, его связь с художниками Абрамцевского кружка С.И. Мамонтова и символика декора созданных им изделий декоративно-прикладного религиозного искусства. Описана публикационная деятельность художника, визуально сохранившая его наследие в сфере церковного искусства, по большей части утраченное в советское время. Охарактеризованы основные архитектурные произведения Вашкова, ставшие яркими вехами в развитии неорусского стиля 1900‒1910-х годов в Москве. Авторские фотографии дачи Александренко (1987) публикуются впервые.
Нащокина М.В. Художник Сергей Иванович Вашков ‒ романтик Древней Руси // Academia. 2025. № 2. С. 364–387. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-2-1-364-387
Драгоценные сосуды первой трети XVI века из собрания Музеев Московского Кремля
Предметом исследования являются три памятника золотого и серебряного дела первой трети XVI века из Оружейной палаты, в которых наиболее ярко проявились влияния и европейского, и восточного ювелирного искусства. Об интересе московских мастеров к новым европейским тенденциям в ювелирном искусстве свидетельствует созданный по европейскому образцу начала XVI века серебряный ковш 1535 года, который, как удалось установить, происходит из Кирилло-Белозерского монастыря. Высказывается предположение, что серебряная чаша князя Симеона Ивановича была выполнена в Европе в конце XV ‒ в начале XVI века. О влиянии восточного искусства на золотое дело Москвы свидетельствует черневой орнамент на ручке чаши Василия III, нехарактерный для русского ювелирного искусства. Близкие аналогии ему были найдены в произведениях из Ирана и Турции.
Зюзева С.Г. Драгоценные сосуды первой трети XVI века из собрания Музеев Московского Кремля // Academia. 2025. № 2. С. 388–396. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-2-1-388-396
Великокняжеская мастерская лицевого шитья при Елене Глинской
История великокняжеской мастерской лицевого шитья при Василии III делится на два периода: 1505–1525 гг. – необычайно плодотворный период, когда мастерскую возглавляла первая жена князя Соломония Сабурова; и 1526–1533 гг. – время второго брака с Еленой Глинской и регентство великой княгини до ее смерти в 1538 г. Период Елены Глинской являлся до недавнего времени «белым пятном» в истории изучения лицевого шитья. Не было известно ни одного твердо атрибутированного и датированного памятника. Публикация переписных книг Спасо-Прилуцкого монастыря 1593 г. дала возможность идентифицировать древнейший покров «Преподобный Дмитрий Прилуцкий» (Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник) как «положение государыни великие княгини Елены» (1528). В статье впервые публикуется второе произведение княгининой мастерской – покров «Преподобный Пафнутий Боровский» (1529, ГИМ). Третий памятник – пелена «Святитель Николай, с избранными святыми» (ГИМ). В статье обосновывается предположение о вкладе этой пелены в кремлевский собор Николы Гостунского (не сохранился) к чудотворному образу в 1526‒1529 гг.
Силкин А.В. Великокняжеская мастерская лицевого шитья при Елене Глинской // Academia. 2025. № 2. С. 419–436. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-2-1-419-436