К 90-летию со дня рождения Юрия Константиновича Королева (1929-1992)
Надежда М. Юрасовская
Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва, Россия, yurasovskayanm@rah.ru
Аннотация.
Статья посвящена памяти Юрия Константиновича Королева (1929–1992) – члена-корреспондента АХ СССР, народного художника СССР, лауреата Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина и Государственной премии РФ, секретаря Правления Союза художников СССР, генерального директора Всесоюзного музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея».
Ключевые слова:
Юрий Константинович Королев, художник-монументалист, русское искусство второй половины ХХ века, Государственная Третьяковская галерея.
Для цитирования:
Юрасовская Н.М. К 90-летию со дня рождения Юрия Константиновича Королева (1929–1992) // Academia. 2020. № 1. C. 111–119. DOI: 10.37953 / 2079‑0341‑2020‑1‑1-111-119
To the 90th anniversary of the birth of Yuri Konstantinovich Korolev (1929–1992)
Nadezhda M. Yurasovskaya
Research Institute of Theory and History of Fine Arts of the Russian Academy of Arts, Moscow, Russia, yurasovskayanm@rah.ru
Abstract. The article is dedicated to the memory of Yuri Konstantinovich Korolev (1929–1992), corresponding member of the USSR Academy of Arts, people’s artist of the USSR, laureate of the RSFSR state prize named after I.E. Repin and the State prize of the Russian Federation, Secretary of the Board of the Union of Artists of the USSR, General Director of the all-Union Museum Association “The Tretyakov Gallery”.
Keywords:
Yuri Konstantinovich Korolev, muralist, Russian art of the second half of the twentieth century, The Tretyakov Gallery.
For citation:
Yurasovskaya, N.M. (2020), “To the 90th anniversary of the birth of Yuri Konstantinovich Korolev (1929–1992)”, Academia, 2020, no 1, pp. 111–119. DOI: 10.37953 / 2079‑0341‑2020‑1‑1-111-119
4 апреля 2019 года в Белом зале Российской академии художеств региональная общественная организация ОЗОН организовала вечер памяти Ю.К. Королева, посвященный 90-летию со дня его рождения.
На нем были представлены работы Юрия Константиновича и его бывших студентов, а также видеоматериалы, рассказывающие о его жизни и творчестве. В заседании приняли участие представители Российской академии художеств, Государственной Третьяковской галереи, а также художники – ученики Ю.К. Королева 1970-х годов в МГАХИ им. В.И. Сурикова. Именно они, ставшие ныне известными живописцами, инициировали эту встречу, на которой с благодарностью и большой теплотой говорили о своем учителе.
Юрий Константинович Королев — один из ведущих мастеров советского изобразительного искусства второй половины ХХ века. Его учителями в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1949–1952) были А.А. Дейнека, П.П. Соколов-Скаля. В Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной (1952–1955) он учился у Г.И. Рублева. Дипломная работа – роспись парадной лестницы в Институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта в Ленинграде была выполнена совместно с Б.А. Тальбергом.
Королев создал ряд монументально-декоративных композиций в Москве и других российских городах: мозаику «Народ и Армия едины» в вестибюле Центрального музея Вооруженных Сил (1965); витражи в интерьере гостиницы «Россия» в Москве (1967), на ЭКСПО-1967 в Монреале «Новая интеллигенция», «Мир», рельефы «Наука» и «Космос», в зале ожидания московского автовокзала «Моя родина» (1972); монументально-декоративную композицию «50-летие СССР» в Тольятти (1981); мозаичные панно на станциях московского метро «Улица 1905 года», «Свиблово»; мозаики «Память Победы» для зала Славы на Поклонной горе в Москве, а также для фасада Дворца молодежи (1985) и ряд других монументальных работ. Ю.К. Королев много и увлеченно занимался станковым искусством, графикой.
Знаменитый художник был вполне успешен в своей творческой деятельности и карьерных достижениях. С 1957 года он активно участвовал во Всесоюзных, Республиканских, Международных выставках. Персоналии мастера проводились в нашей стране и за рубежом – Франции, Германии, Чехословакии. На IV и V Всесоюзных съездах художников он был избран Секретарем Правления СХ СССР по зарубежным связям (с 1968 года). В звании профессора руководил творческой мастерской в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова (с 1972 года).
Его деятельный, целеустремленный характер оказался весьма востребованным на поприще отечественного музейного строительства. В Министерстве культуры Королеву был предложен пост директора Государственной Третьяковской галереи. За полуторавековое существование главного национального музея России ее руководителями всегда назначались талантливые энергичные личности, среди которых были художники И.С. Остроухов, И.Э. Грабарь, архитектор А.В. Щусев и др. Оказаться в этом ряду было почетно. Но Королев и представить себе не мог сколь судьбоносным делом станет принятое решение и какой тяжелый груз ответственности окажется на его плечах.
Королев приступил к работе в Третьяковской галерее 20 марта 1980 года. Он пришел когда там начиналась подготовка к празднованию 125‑летнего юбилея. C первых же месяцев появления энергичного нового руководителя жизнь музейного коллектива оживилась. Буквально через месяц после его вступления на руководящий пост 29 апреля 1980 года состоялась долгожданная установка памятника основателю Галереи Петру Михайловичу Третьякову работы А.П. Кибальникова. Скульптура, над которой автор работал более десяти лет, была воздвигнута в курдонере перед парадным входом, где когда-то поочередно сменялись статуи Ленина, Сталина, а позднее долгое время располагалась клумба с цветами.
Не имея опыта в музейном деле, Королев погрузился в изучение специальной литературы, отправился в поездки по классическим и современным западным музеям – в Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже, Государственную галерею в Штутгарте, музей Гетти в Лос-Анджелесе с целью изучения и анализа их деятельности на практике. Казалось, вся предстоящая работа на новом поприще будет происходить в таком же победном ключе – выбор шедевров русского изобразительного искусства для обновления экспозиции, подготовка парадных мероприятий, красочных изданий, приглашение на торжество именитых гостей… Однако углубившись со свойственной для Королева скрупулезностью в хозяйственные дела, он понял, в каком тяжелом, аварийном состоянии достался ему музейный комплекс. Прогнившие деревянные полы, протекающая крыша и отсыревающая штукатурка экспозиционных залов, отсутствие нормальных запасников, хорошего музейного оборудования и специального климата для сохранности фондов, наконец, дефицит экспозиционных площадей для разросшейся к 1980-м годам коллекции от изначальных 2 тысяч картин до 57 тысяч произведений отечественного искусства от древнерусской иконописи до современности. Стало ясно — в музее необходимо проводить серьезную реконструкцию.
Уже к ноябрю 1980-го по указанию Королева было подготовлено заключение главного архитектурно-планировочного управления Москвы об аварийном состоянии здания. Его дальнейшее разрушение могло грозить культурной катастрофой – утратой лучшей коллекции национального искусства страны. Очевидность неотложных капитальных работ грандиозного масштаба ввели бы в ступор любого, но только не Королева, не привыкшего отступать даже перед грандиозными задачами. Началась его настойчивая, упорная переписка с руководством Москвы, ЦК КПСС, Советом министров СССР о дальнейшей судьбе Третьяковской галереи. В результате, Мосгорисполком на основании многочисленных указов от Совмина СССР и Минкульта СССР вынужден был издать ответственное постановление о закрытии музея и начале его реконструкции. Госплан СССР решением от 25 декабря 1980 года включил неотложные работы в план одиннадцатой пятилетки, начиная с 1983 года, и выделил средства в размере 5,3 млн. рублей на первую очередь.
Главная задача состояла в создании условий сохранения уникального музейного фонда, который на тот момент размещался в закрытом для церковной службы храме Николая Святителя XVII века. В СССР не хватало опыта современного музейного строительства. Для возведения новых запасников со специальным оборудованием была привлечена финская строительная компания «ЮИТ корпорейшен», успешно работавшая в гражданском и промышленном строительстве СССР с 1961 года. Принятое Королевым волевое решение доверить реконструкцию национального музея иностранной фирме, воспринималось смелым вызовом. Но советские строители, в отличие от финнов, не соглашались на быструю, в течение года реализацию сложного проекта. В результате, уже в августе 1984 года (за год и два месяца) у музея появился Депозитарий (от лат. depositarium— хранилище) с профессиональным оборудованием, на тот момент один из лучших в мире, обеспечивший надежную сохранность шедевров русского искусства. Это был первый мощный прорыв в отечественном музеестроении, отвечающий самым высоким требованиям научного фондового хранения.
Распоряжением Совета Министров СССР от 8 мая 1984 года началась вторая очередь строительства — возведение Инженерного корпуса. В его проектировании Королев принимал самое активное участие. Для него было важно установить передовые технико-технологические нововведения, которые обеспечивали Галерею вычислительным центром, автоматическими системами сигнализации, музейным климат-контролем, регулировкой освещения и водоснабжения и пр. Инженерный корпус также вмещал 1200 кв. м выставочных помещений, конференц-зал на 400 мест, лекционный зал на 280 мест. Завершение этой части строительства планировалось в 1987 году. С полным пониманием современных музейных требований Королевым была инициирована разработка специального инженерно-технологического оборудования — от системы регулируемого освещения и подвесных светорассеивающих потолков, оконных блоков и музейных витрин с герметичным и небликующим стеклом до малой механики — специальной конструкции тележек для перемещения произведений по залам, удобных высоких лестниц для развески картин и пр. Музейный проект, реализуемый как Госзаказ, впервые послужил основой для открытия новых отраслей производства в промышленности СССР. Королев становился главным лоббистом музейного дела в стране.
Тем не менее, главная задача — реконструкция исторического здания Третьяковской галереи оставалась до конца не решенной. Пятьдесят экспозиционных залов из-за аварийного состояния не функционировали. Для посетителей музея было открыто лишь пять более-менее пригодных помещений. В обществе возникало большое беспокойство о дальнейшей судьбе Галереи, потери «святого места», как писала пресса. И если вопрос сохранности музейных шедевров был в основном решен, то поиск крупных экспозиционных площадей по-прежнему вызывал большую тревогу.
После напряженных раздумий и поисков Королев был вынужден вернуться к старой идее 1956 года, когда правительство СССР приняло постановление о строительстве к 100-летию Третьяковской галереи нового здания на Крымском Валу. Туда должна была переехать вся коллекция, лишившись при этом исторического особняка П.М. Третьякова. Архитектурное сооружение, задуманное как продолжение ансамбля Нескучного сада и Центрального парка культуры и отдыха им. А.М. Горького в сторону Кремля, проектировалось как огромный парковый павильон, ориентированный на набережную Москвы-реки. Сотрудникам музея, экспертам и художникам эта идея не нравилась, как и всей общественности, опасавшейся утраты любимого места москвичей, где знаменитый коллекционер положил начало регулярному собирательству русского изобразительного искусства.
В результате планируемое в 1959 году здание на Крымском Валу было закреплено за вновь создаваемой Государственной Картинной галереей народов СССР. В ней предполагалось централизованно комплектовать фонд искусства всех республик, входивших в состав Советского Союза. Проект, выполненный в мастерской им. И.В. Жолтовского архитекторами Ю.Н. Шевердяевым, Н.П. Сукояном и др., утвердили в 1964 году. Строительство, начатое в 1965 году, превратилось в типичный советский долгострой и завершилось лишь к 1983 году. Половина здания была передана Государственной Картинной галерее, которую возглавил А.Г. Халтурин. В другой ее части под руководством В.А. Пушкарева, бывшего ранее директором Государственного Русского музея в Ленинграде, разместился Центральный дом художника, с выставочными залами СХ СССР, также ощущавшем острую потребность в крупных экспозиционных площадях.
В сохранившихся записях Королева из архива ГТГ обнаруживаются следы напряженных раздумий и сомнений директора: «Существует дилемма – экспозиция на улице или в Государственной Картинной галерее? Как бы поступил Третьяков? Картинная галерея без нас не музей – просто выставочный зал. Отдать им нашу коллекцию советского искусства?»
Королев находит решение. Он обращается в Министерство культуры СССР и Совмин СССР с предложением создать на Крымском Валу первый в стране музей отечественного искусства ХХ века в рамках Всесоюзного музейного объединения Государственной Картинной галереи и Государственной Третьяковской галереи. Новаторская идея Королева была озвучена на совещании у Б.Н. Ельцина и одобрена[1]. Как показало время, это оказался рациональный, ответственный и безошибочный выбор.
После Второй Мировой войны страны Запада переживали бум современного искусства с активным учреждением музеев Modern Art. Самым модным культурным центром в Европе стал Национальный центр искусств и культур Жоржа Помпиду (Centre national d’art et de culture Georges-Pompidou), в обиходе Центр Помпиду, открытый в Париже в 1978 году. Среди выставленных в нем произведений мирового искусства ХХ века рядом с работами Пабло Пикассо, Джексона Поллока, Пауля Клее, Рене Магритта и др. достойное место занимали картины российских художников: Василия Кандинского, Марка Шагала, Казимира Малевича, Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой.
Создание на Крымском Валу подобного рода институции снимало проблему размещения разрастающейся коллекции искусства ХХ века. Уже к концу 1985 года начинается бурная эпопея объединения коллекции Картинной и Третьяковской галерей со сложным переездом, подготовкой первых выставок и постоянной экспозиции. Историческое здание в Лаврушинском переулке закрылось на реконструкцию 13 января 1986 года. В тот год Третьяковской галерее исполнялось 130 лет.
Освоение 18 тыс. кв. м пустынных площадей в новом здании осуществлялось практически одновременно с завершением отделочных работ советского долгостроя и сопровождалось бесконечными проблемами — техническими авариями, строительными переделками, переработкой устаревшего музейного проекта, устройством новых запасников… Несмотря на критические выступления в средствах массовой информации, несправедливые обвинения и бесконечные проверочные комиссии Королев мужественно продвигался вперед в осуществлении грандиозных замыслов, заражая своей уверенностью и самоотверженностью весь коллектив.
При всей масштабности строительных и административных забот, решаемых трудно, с большими препятствиями, научная деятельность разраставшегося музея не должна была оставаться за бортом. Активизировалась работа Ученого совета, состоявшего из сотрудников Галереи – Л.И. Иовлевой, М.А. Немировской, Л.В. Марц, Я.В. Брука и др., но и не только. В совет были приглашены по инициативе Королева авторитетнейшие искусствоведы Д.В. Сарабьянов, Г.Ю. Стернин, А.И. Морозов, художники Т.Т. Салахов, Е.Е. Моисеенко, А.А. Мыльников, скульпторы В.Е. Цигаль, Ю.Л. Чернов и др. Произошел прорыв в издательских планах Галереи. Помимо традиционных монографических альбомов о творчестве русских художников был запущен давно вынашиваемый проект из 46 томов академического каталога полного собрания Третьяковской галереи. Для Королева как художника очень важна была стилистика оформления многотомника, и она была выполнена в духе старинных фолиантов.
Решающей задачей для вновь рожденной музейной структуры искусства ХХ века являлось комплектование коллекции произведениями современников, при этом не только знаменитых советских художников. Королев готов был внимательно присматриваться к творчеству забытых мастеров и к тем, кто только начинал свой путь в искусстве. Регулярное посещение Всесоюзных,
Республиканских выставок в сопровождении сотрудников, с которыми он по-настоящему советовался, завершалось серьезным отбором самых талантливых произведений для коллекции музея. Не были обойдены вниманием нонконформисты, все решительнее заполнявшие своим творчеством культурное пространство страны. Их работы, по понятным причинам, приобретались с большой долей осторожности, но посещение сотрудниками выставок «другого искусства» директором приветствовались. Например, для коллекции Третьяковской галереи в Абрамцево было отобрано 87 произведений «абстрактного экспрессионизма» студии Э.М. Белютина. Работы именно его учеников, выставленные в Манеже в декабре 1962 года на выставке «30 лет МОСХа», вызвали гнев Н. С. Хрущева, после посещения вернисажа запретившего это направление в советском искусстве.
Благодаря дальновидности и художественному чутью Королева музей сегодня располагает единственной полноценной коллекцией республиканских художественных школ, сформировавшихся в СССР. Страны с таким названием уже не существует, но в музейных фондах сохранилась память об уникальном явлении – многонациональном советском искусстве в количестве более 2000 произведений живописи, скульптуры и графики.
Это, несомненно, был «золотой век» комплектования музейного собрания. За годы руководства Королевым фонд вырос до 128 000 произведений, на основе которых сегодня с таким успехом в нашей стране и в международном пространстве работает Третьяковская галерея.
Огромное количество важных новаторских инициатив было предпринято Ю.К. Королевым в выставочной деятельности музея. Галерея современного искусства на Крымском Валу открылась знаменитой выставкой «Этапы большого пути», показавшей произведения советских художников в полемическом ракурсе, разрушавшем миф о единообразии их творчества. Впервые в стране была подготовлена полноценная экспозиция советского искусства 1930-х годов, которая вывела из забвения ряд талантливых мастеров, вытесненных советским диктатом на периферию культурной жизни страны. Ряд монографических демонстраций творчества К.С. Малевича, В.В. Кандинского, Л.С. Поповой, П.Н. Филонова, Эль Лисицкого, Марка Шагала и В.Е. Татлина задавали тон культурной политике страны, вступившей в период «гласности и перестройки». Привезенные в тот период в Третьяковскую галерею западные выставки — «Дюссельдорфская школа живописи» из музеев ФРГ (1986), «От Гойи до Пикассо» (из Музея Прадо, Испания), «Новые горизонты. Живопись. 1840–1910. США» (обе 1987), «Мир и война глазами художника» (совместная выставка произведений изобразительного искусства СССР и ФРГ), «Шедевры живописи ХХ века из собрания Тиссена-Борнемисы» (обе 1988) «Москва — Вашингтон» (1990) и др., — выявляли контекстуальные взаимосвязи общемировой художественной культуры.
Кульминацией деятельности Королева явилась подготовка уникального проекта «Великая утопия. Русский и советский авангард. 1915–1932», совместно с Государственным Русским музеем. Ее презентация в Европе и США (1992–1993) получила мощный международный резонанс, вызвавший взрывной интерес зарубежной публики к русской культуре ХХ века. Западному зрителю открылись неведомые ранее пласты многопланового советского искусства.
Своей подвижнической деятельностью и абсолютной творческой самоотдачей Королев как руководитель сумел возродить, преобразовать Третьяковскую галерею в мощный культурный центр страны. Присоединив к исторической ее части, вновь созданный им музей современного искусства на Крымском Валу, он вывел учрежденное объединение в разряд крупнейших музеев мира.
Королев был избран членом Комитета советников по культуре при Генеральном директоре ЮНЕСКО, вице-президентом национальной международной ассоциации художников. В 1987 году он становится председателем Правления Московского фонда культуры, с 1989 года – председателем Советского фонда культуры. Его неутомимая масштабная деятельность, непосильный для обычного человека груз ответственности, с нелегким преодолением противодействий со стороны различных официальных структур, серьезно подорвали здоровье. Юрий Константинович ушел из жизни в 1992 году. Он не увидел победного завершения начатой им реконструкции исторического здания Третьяковской галереи, не пожинал плоды славы вернувшегося с триумфом из Европы блокбастера «Великой утопии». Придуманный им «московский Монмартр» в Лаврушинском переулке с зеленой пешеходной зоной и мостом через Водоотводный канал, перекинутым на Болотную площадь к памятнику И.Е. Репину (автор М.Г. Манизер), как и многие другие задуманные свершения, осуществлялись уже его последователями.
При этом Юрий Константинович всегда помнил о своем призвании художника. В залах Третьяковской галереи на Крымском Валу картину «Космические братья», созданную Королевым в 1981 году, можно видеть всегда, независимо от смены экспозиции. Она входит в золотой фонд музейного собрания. И это не случайно. Тема покорения космоса — самая позитивная страница истории нашей страны ХХ века. В групповом портрете 14 участников международных космических экипажей программы «Интеркосмос» он изобразил на фоне ясного голубого неба современных героев космического полета, представителей разных народов, объединенных общим делом, едиными целями и устремлениями. Плакатной лаконичностью, простотой композиционного решения, мощным посылом оптимистичных эмоций Королев стремился донести до зрителя пафос братского сотрудничества народов Земли в космосе.
Бюст Юрия Константиновича Королева — достойного продолжателя великого дела Павла Михайловича Третьякова, выполненный скульптором Ю.Г. Ореховым, установлен на фасаде Инженерного корпуса Государственной Третьяковской галереи.
[1] Протокол совещания 20 декабря 1985 г. в ЦК КПСС. ГТГ, Отдел рукописей. Ф. 8. Оп. 8, Д. 385; Приказ № 42 МК СССР о создании объединенной дирекции ГТГ и ГКГ СССР от 25.01.1985. ГТГ, Отдел рукописей. Ф. 8. Оп. 2, Д. 50; Распоряжение Совмина СССР о создании Государственного объединения – музея Третьяковская галерея. ГТГ. Отдел рукописей. Ф. 8. Оп. 8, Д. 58.
Фотоматериалы предоставлены научно-справочным отделом фото-киноматериалов Государственной Третьяковской галереи.
Авторы статьи
Информация об авторе: Надежда М. Юрасовская, старший научный сотрудник, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, 119034, Россия, Москва, ул. Пречистенка, 21; yurasovskayanm@rah.ru; nyurasovskaya@gmail.com
Author Info: Nadezhda M. Yurasovskaya, senior researcher, Research Institute of Theory and History of Fine Arts, Russian Academy of Arts, 21 Prechistenka St, 119034 Moscow, Russia; yurasovskayanm@rah.ru; nyurasovskaya@gmail.com