Первые выставки Академии художеств СССР (1948–1956)

Алексей В. Сазиков

Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва, Россия, sazikovav@rah.ru   

Аннотация.

В статье проанализирована выставочная деятельность Академии художеств СССР в период ее становления как высшего научного учреждения, объединяющего наиболее ярких деятелей в области изобразительного искусства.

Показаны основные этапы становления структуры Академии в период 1947–1956 годов, отмечены цели и задачи развития самого научного заведения.

Основное внимание уделено непосредственно выставочной деятельности Академии, рассмотрены вопросы организации выставок, принципы экспонирования, типы и характер академических выставок. Подробно изучены несколько наиболее важных выставочных проектов.

Ключевые слова:

Академия художеств СССР, выставочная деятельность, экспозиционный дизайн, социалистический реализм.

Для цитирования:

Сазиков А.В. Первые выставки Академии художеств СССР (1948–1956) // Academia. 2020. № 1. C. 89–103. DOI: 10.37953 / 2079‑0341‑2020‑1‑1-89-103

First exhibitions of the USSR Academy of Arts (1948–1956)

Alexey V. Sazikov

Research Institute of Theory and History of Fine Arts, Russian Academy of Arts, Moscow, Russia; sazikovav@rah.ru

Abstract.

It’s the first time the paper considers the exhibition activity of the Academy of Arts of the USSR in the period of formation of this higher education scientific institution, that unites the most prominent figures in the field of fine arts. The main stages of development of the structure of the Academy in the period 1947–1956 are shown; its goals and objectives are marked. The main attention is paid directly to the exhibition activities of the Academy, the organization of public displays, the principles of art objects exposure, the types and nature of academic exhibitions. Several of the most important projects of the mentioned period are analyzed in detail.

Keywords:

Academy of Arts of the USSR, exhibition activity, exposition design, socialist realism.

For citation:

Sazikov, A.V. (2020), First exhibitions of the USSR Academy of Arts (1948–1956), Academia, 2020, no 1, pp. 89–103. DOI: 10.37953 / 2079‑0341‑2020‑1‑1-89-103

Создание Академии художеств СССР

Как известно, в Советском Союзе основы стилистического развития искусства на несколько десятилетий вперед были заложены в апреле 1932 года Постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» — партия устанавливала контроль за деятельностью работников художественной сферы, направляла советское искусство по вполне определенному пути развития. Основными задачами искусства определялось «служение интересам народа, воспитание народа в духе идей партии Ленина – Сталина, борьба за народность и понятность искусства, за высокое его мастерство, следование лучшим традициям мирового и, в частности, русского реалистического искусства и развитие этих традиций, борьба с проникновением чуждых советской идеологии формалистических, декадентских тенденций, с аполитичностью и безыдейностью в искусстве»[1]. Это постановление подвело черту под развитием художественного авангарда. Спустя полгода была создана Всероссийская Академия художеств, которая стала главным инструментом осуществления партийных решений – общественным и педагогическим центром развития изобразительного искусства страны[2].

Ил. 1. Здание АХ СССР на Кропоткинской улице (Пречистенке).
Фото 1951 

Послевоенное восстановление страны из руин потребовало притока новых высокопрофессиональных образованных кадров.  В 1947 году «в целях содействия развитию изобразительного искусства в СССР Всероссийская Академия художеств была преобразована в Академию художеств СССР»[3]. В Постановлении правительства была оговорена подчиненность Академии и основные задачи, которые были перед ней поставлены. Академия передавалась в ведение Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР и подчинялась непосредственно Председателю Комитета.

29 сентября 1947 года был утвержден Устав Академии художеств (АХ СССР), в котором юридически закреплялись основные направления ее деятельности, органы управления и структура[4].

Таким образом, АХ СССР стала высшим научным учреждением, объединяющим наиболее ярких деятелей в области изобразительного искусства. Основными задачами Академии стало обеспечение неуклонного подъема и развития советского изобразительного искусства во всех его формах, активное содействие развитию творчества советских художников, разработка вопросов теории и истории искусства и художественной критики, пропаганда советского изобразительного искусства, подготовка и воспитание творческих специалистов (живописцев, художников и графиков) и др.[5]

Высшим органом управления, в соответствии с уставом, стало общее собрание АХ СССР, которое проходило в виде сессий. Общее собрание избирало Президиум Академии, определявший план работы и решавший основные вопросы организационного характера. При Президиуме, в соответствии с уставом создавались следующие структурные подразделения:

Секретариат Президиума;

Отдел кадров;

Отдел аспирантуры и учебных заведений;

Отдел пропаганды и выставок;

Научно-библиографический архив;

Хозяйственное управление;

Отдел капитального строительства, а также постоянные и временные комиссии и советы, утверждаемые Президиумом Академии.

Кроме того, в уставе оговорены все учреждения системы Академии. Среди них:

Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств (НИИ ТИИ);

Творческие мастерские Академии по различным видам изобразительного искусства;

Аспирантура и докторантура;

Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина со средней художественной школой при нем;

Московский государственный художественный институт (впоследствии им. В.И. Сурикова);

Научная библиотека;

Музей;

Издательство;

Мастерские, лаборатории.

Утвержденный в 1947 году устав АХ СССР являлся основным правоустанавливающим документом Академии вплоть до конца 1986 года.

Организационный период в деятельности Академии начался 22 ноября 1947 года работой первой сессии, на которой был избран состав руководящего органа Академии – Президиума, и был назначен ее первый Президент – А.М. Герасимов. Кроме того, сессия рассмотрела и утвердила план работы, а также избрала редакционной совет[6].

Ил. 2. Румынская выставка в Академии
художеств СССР. Фото 1950

После сессии в Академии приступили к работе по созданию сети подведомственных учреждений, завершившейся только к концу 1948 года.

Прошедшая в мае 1948-го вторая сессия АХ СССР полностью посвящалась вопросам образования. Немаловажная роль в этом деле отводилась выставочной деятельности. Выставки советских и иностранных художников, мастеров декоративно-прикладного искусства и выпускников институтов Академии художеств были призваны отразить практическое воплощение партийности в искусстве, показать лучшие образцы реалистической традиции, что, по замыслу отцов-основателей, служило залогом воспитания человека новой формации.

После преобразования Всероссийской академии художеств в АХ СССР не только расширилась ее география, но и изменилось место базирования – из Ленинграда Академия перебралась в Москву, поближе к курирующим органам. АХ СССР было определено занять помещения упраздненного государственного музея Нового западного искусства и Жилищно-строительного кооператива работников науки и техники (ЖСК «Ранит»).

Ил. 4. Румынская выставка в Академии
художеств СССР. Фото 1950 

Постановление Совета Министров СССР № 672 от 6 марта 1948 года «О ликвидации государственного музея Нового западного искусства» предписывало «в 10-дневный срок передать Академии художеств СССР здание, хозяйственный и экспозиционно-музейный инвентарь государственного музея Нового западного искусства в г. Москве, по ул. Кропоткина, дом 21 для размещения в первом этаже здания рабочей части Президиума АХ СССР и Научно-исследовательского института теории и истории изобразительного искусства и для устройства во втором этаже здания периодических выставок советского изобразительного искусства»[7].

Если помещения музея были переданы Академии довольно скоро и без волокиты, то процесс выселения ЖСК «Ранит» затянулся до июля 1950 года, когда истек договор аренды помещений[8]. Это были 8 квартир в надворных флигелях бывшего домовладения А.И. Морозова, переоборудованные в 1920-х годах из нежилых зданий: сушилки, конюшни и гаража, а также из бывшей квартиры Лядова[9].

Деятельность выставочного отдела Академии художеств СССР

Выставочный отдел АХ СССР был основан в 1948 году как Отдел пропаганды и выставок: в самом названии уже содержалась расшифровка круга обязанностей. Согласно утвержденному Президиумом АХ СССР 30 января 1948 года Положению, основной задачей отдела стала «организация художественных выставок и пропаганда советского изобразительного искусства среди советского народа, повышение роли изобразительного искусства в деле коммунистического воспитания широких масс трудящихся, пропаганда наследия русской реалистической школы и изобразительного искусства народов СССР»[10].

Ил. 3. Румынская выставка в Академии
художеств СССР. Фото 1950 

Однако работа, проводимая отделом в течение первого года работы, была далека от поставленных Президиумом АХ СССР целей и задач. Переданные АХ СССР выставочные залы бывшего музея Нового западного искусства до октября 1948 года не были отремонтированы. Утвержденные штаты отдела состояли всего из четырех единиц, причем в Москве должность заведующего была занята только в июне. Первым заведующим отделом выставок АХ СССР стала Екатерина Александровна Звиноградская. Два работника находились в Ленинграде, а еще один ― в Москве, в течение всего года трудился в Издательстве АХ СССР.

Отсутствие производственной базы, рабочей силы и служителей выставочных залов привело к тому, что выставочные залы АХ СССР находились фактически в распоряжении ГлавИЗО Комитета по делам искусств. В 1948 году ГлавИЗО организовал в АХ СССР две выставки: Всесоюзную выставку художественной промышленности и народных ремесел и Выставку польского народного искусства и художественных ремесел.

Только в декабре выставочный отдел смог организовать свою первую экспозицию – Выставку академических рисунков, этюдов и эскизов русских художников XVIII — начала XX века. Экспозиция была собрана из фондов, полученных отделом от Научно-исследовательского музея АХ СССР в Ленинграде и Государственной Третьяковской галереи. Выставка проходила в залах Академии с 30 декабря 1948 года по 5 февраля 1949-го, ее посетило 5898 человек. На выставке были показаны рисунки М.М. Антокольского, К.П. Брюллова, А.А. Иванова, С.А. Иванова, О.А. Кипренского, И.Н. Крамского, В.А. Серова, В.И. Сурикова, В.А. Тропинина и др.[11]

В начальный период работы отдела (1948–1952) в выставочных залах АХ СССР в Москве прошло в общей сложности около 40 выставок.

По своему характеру, содержанию и задачам проведенные выставки делились на следующие группы.

  1. Выставки Всесоюзного значения.

  2. Выставки искусства стран народной демократии.

  3. Учебно-методические выставки.

  4. Выставки к конференциям и конкурсам.

  5. Персональные выставки произведений действительных членов и членов-корреспондентов Академии художеств, организованные к юбилейным датам.

    Ил. 5. Экспозиция Республиканской выставки
    произведений народного прикладного искусства
    и художественной промышленности РСФСР. Фото 1952 

     

За эти четыре года было проведено десять выставок Всесоюзного значения. Из них следует отметить как наиболее значимые по количеству участников, посещаемости и применению разнообразных форм работы со зрителем две выставки: Всесоюзную выставку книги, графики и плаката 1950 года и Республиканскую выставку народного прикладного искусства и художественной промышленности РСФСР 1952-го.

Всесоюзная выставка книги, графики и плаката была организована АХ СССР совместно с Главполиграфиздатом. В выставке участвовало более 350 художников, из них – 70 художников союзных республик, работающих по иллюстрированию и оформлению книги в 93 издательствах, показавших свои издания. Экспонировалось свыше 4500 книг, изданных за 1949–1950 годы, более 1500 оригиналов иллюстраций и книжного оформления, 125 образцов плаката. За месяц на выставке побывало свыше 20 тысяч зрителей.

Конец 1940-х – 1950-е годы – время расцвета книжной и журнальной графики во всем мире. Выставка показала, что уровень мастерства советских графиков, работающих по оформлению и иллюстрированию научных, художественных и детских книг, также достаточно высок. Но, вместе с тем, показала и все недостатки отечественной полиграфии.

Ил. 6. Экспозиция Республиканской выставки
произведений народного прикладного искусства
и художественной промышленности РСФСР. Фото 1952 

Как правило, проведение выставки не ограничивалось только экспозиционной деятельностью. Выставка книги, графики и плаката, например, сопровождалась большой пропагандистской, научной, творческой и производственной работой: проводились массовые экскурсии и консультации для работников издательств, полиграфической промышленности и учащихся. Президиум АХ СССР провел научную конференцию по творческим вопросам станковой графики, иллюстрации, художественного оформления книги, по плакату и политической сатире. Главполиграфиздат провел конференцию по производственным вопросам. Были организованы встречи писателей и художников с работниками центральных издательств и производственных предприятий, детских писателей и художников, иллюстрирующих детские книги, с учащимися средних школ и т.д.

На Выставке произведений народного прикладного искусства и художественной промышленности РСФСР было представлено свыше 3500 произведений, поступивших от 700 художников, объединенных в художественных промыслах и предприятиях художественной промышленности. Были показаны художественные изделия из дерева, кости, металла, камня, роспись по дереву и металлу, лаки, кружева, вышивки, керамика, фарфор, стекло, каслинское литье, ковры и декоративные ткани. Впервые широко была представлена игрушка.

В выставке приняли участие министерства и ведомства РСФСР и СССР. Так по линии Министерства местной промышленности РСФСР было привлечено семь фарфоровых заводов. Дулевский завод им. газеты «Правда» предоставил большое количество образцов скульптуры и художественной росписи бытовых предметов. Фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова (Министерство стройматериалов СССР) показал произведения, предназначенные для широкого потребления. Столовую посуду, декоративные сосуды и скульптуру (фаянс, майолика), высококачественные как по замыслу, так и по исполнению, передал на выставку Конаковский фаянсовый завод им. М.И. Калинина.

Ил. 7. Экспозиция выставки польского изобразительного
искусства. Фото 1952 

Широко были показаны изделия из стекла, выполненные на заводах Министерства легкой промышленности СССР: Дятьковском заводе Брянской области, Ленинградском заводе художественного стекла и сортовой посуды, заводе в Гусь-Хрустальном Владимирской области и др. Эти заводы продемонстрировали массовую продукцию, ценную в художественном отношении и изготовленную с применением разнообразных технических приемов (выдувание, гравировка, окраска, прилепы, многослойное стекло, травление, литье из стекла).

Новым достижением художественной промышленности на выставке признали производство ковров Люберецким и Обуховским ковровыми комбинатами и выпуск декоративных и обивочных тканей фабриками им. Маркова и «Декоративткань», новых по технике, по тематике сюжетных композиций и по формам растительного орнамента.

Почетное место в экспозиции заняло вышивальное искусство. Художественные изделия были присланы из ряда областей России: тончайшие вышивки мастериц поселка Мстеры Владимирской области, цветные чувашские и марийские вышивки в и предметы одежды и комнатного убранства, выполненные в машинной технике артелями Роспромсовета.

Один из старейших отечественных промыслов — знаменитые русские лаки — был показан чрезвычайно многосторонне: миниатюра Палеха, Федоскино, Мстеры, Холуя; росписи Хохломы и Жостово. Художественная обработка дерева была представлена миниатюрными скульптурами резчиков села Богородское Московской области, а также изделиями из самшита, капо-корешка, расписной деревянной посудой, резьбой по бересте и игрушками.

Ил. 8. Выставка советских художников по итогам поездки по Китаю.
Фото 1950‑х 

Камнерезное искусство представляли изделия из яшмы различных оттенков, малахита и ангидрита. Мастерство архангельских, тобольских и якутских косторезов дополнили изделия косторезной артели села Хотьково Московской области.

В числе металлических изделий были показаны скульптуры каслинского завода, златоустовская гравировка на стали, ювелирные работы народных мастеров Великого Устюга Вологодской области, села Красное Костромской области, дагестанского аула Кубачи.

Главная задача этой выставки виделась в укреплении «тесной связи народного искусства и художественной промышленности в единстве творческого метода социалистического реализма, создания и массового внедрения в быт советских людей высокохудожественных изделий и произведений народного искусства»[12].

По специальному заданию директивных органов выставка обслуживала иностранные делегации Международного экономического совещания, проходившего в Москве в апреле 1952 года. Всего за полмесяца работы экспозиции осмотрело около 30 тысяч человек, посетители оставили многочисленные отзывы с высокой оценкой ценных экспонатов. На выставке работали специалисты — консультанты, которые провели 169 массовых экскурсий.

Ил. 9. Выставка финского изобразительного искусства.
Фото 1953

Экспозиционные принципы Выставки народного прикладного искусства и художественной промышленности РСФСР существенно отличались от традиционных для того времени выставок изобразительного искусства. Это отличие диктовалось самой спецификой показанных произведений. Предметы из текстиля были развешены на стенах. Здесь же располагались декоративные тарелки из фарфора. Ковры покрывали стены и застилали полы выставочных залов. Прямо на них посреди зала стояли предметы мебели, вдоль стен, а в некоторых случаях и посреди зала располагались выставочные витрины. Предметы из стекла и фарфора, литье и резьба были расставлены внутри этих витрин и на предметах мебели, в соответствии с принятыми в то время принципами оформления торговых экспозиций. Товары симметрично располагались на разнообразных подставках, террасах, горках и постаментах. Выставляли их большое количество с той целью, чтобы заполнить пространство и не допустить впечатления пустоты. Декоратор стремился приемами художественного сочетания выставленных товаров, декоративных элементов и материалов создать для товара определенную обстановку, помогающую представить его в том виде и в тех условиях, в которых он будет применяться[13]. То же самое можно было наблюдать и на Выставке народного прикладного искусства и художественной промышленности РСФСР.

Ил. 10. Выставка финского изобразительного искусства.
Фото 1953 

Из 10 выставок Всесоюзного значения семь были организованы по инициативе Комитета по делам искусств СССР и РСФСР или совместно с другими организациями.

Самостоятельно организованных Академией художеств выставок за первые пять лет работы отдела было три, из них две — посвящены произведениям действительных членов и членов-корреспондентов Академии художеств и еще одна — 100-летию со дня смерти Н.В. Гоголя.

Исходя из ориентированности АХ СССР на возрождение традиций русской реалистической школы старой Российской академии художеств и сделанный на второй сессии АХ СССР акцент на дидактическую функцию искусства, отмечалось недостаточное количество политизированных тематических работ на экспозиции членов Академии. В отзывах зрителей и на обсуждении второй академической выставки (1952) отмечалось, что в произведениях членов Академии «не нашли достаточного отражения жизнь и труд советского народа, что авторы не претворяют еще в своих работах исторические решения и указания XIX съезда КПСС»[14].

Большой популярностью пользовались все четыре выставки искусства стран народной демократии, показанные за эти годы в стенах АХ СССР. Первая – Выставка польского народного искусства (1948); вторая – Выставка румынского изобразительного и народного искусства (1950); третья – Выставка венгерского изобразительного искусства (1951) и четвертая – Выставка польского изобразительного искусства (1952) (на которой хочется остановиться подробнее ниже).

Ил. 11. Выставка финского изобразительного
искусства. Фото 1953 

За это время было проведено 11 учебно-методических выставок. Среди них – вышеупомянутая выставка академических рисунков, этюдов и эскизов русских художников за период с конца XVIII до начала ХХ века и выставка произведений академика живописи В.Е. Савинского. Обе рассматривались организаторами как материал для изучения традиций русской реалистической художественной школы, а с помощью рисунков известных художников легче вырабатывать обоснованные методические установки для преподавания рисунка, живописи и композиции в художественных институтах с целью перестройки основ художественного образования.

Ежегодно устраиваемые в Москве и Ленинграде выставки учебных и дипломных работ студентов московского им. В.И. Сурикова и ленинградского им. И.Е. Репина художественных институтов и учащихся двух средних художественных школ ставили свой целью контроль Академией подведомственных образовательных учреждений. Такие выставки, по замыслу организаторов, «дают возможность следить за правильностью постановки дела художественного образования, выявляют молодые талантливые кадры, являются помощью Академии художественным учебным заведениям Союзных республик и областей»[15]. Скомплектованная в Москве выставка учебных и дипломных работ в течение 1950 года была направлена в Таллин, Ригу и Каунас. В дальнейшем многие дипломные работы с учебных выставок были приняты на Всесоюзные выставки последующих лет. В 1952 году впервые была организована Всесоюзная дипломная выставка сразу девяти художественных институтов, показавшая состояние художественного образования во всех художественных вузах Советского Союза.

В 1948–1952 годах было организовано семь выставок к научным заседаниям и конференциям, три выставки по конкурсам и девять персональных выставок: В.С. Сварога, Е.А. Кацмана, К.Ф. Юона, П.П. Кончаловского, И.Э. Грабаря, М.Г. Манизера, Н.П. Ульянова, А.П. Остроумовой-Лебедевой, В.Н. Бакшеева.

Отдельно можно выделить персональную выставку П.П. Кончаловского. Несмотря на высокую посещаемость (за 30 дней прошло 10 641 чел.), творчество художника в книге отзывов получило крайне противоречивую оценку. По существу на ее страницах происходила настоящая дискуссия между сторонниками творческого метода П.П. Кончаловского и его противниками. Тем не менее, обсуждения и критического разбора выставки не последовало. Руководитель выставочного отдела АХ СССР Е.А. Звиноградская отмечала, что «это было очень важно провести, учитывая, что выставка открылась непосредственно вслед за опубликованием в газете „Правда“ передовой статьи „Советский художник“ (от 7/1–51 г. № 7 (11.844)). Своим несоответствием установкам указанной статьи выставка П.П. Кончаловского могла дезориентировать художественную молодежь и массового советского зрителя, расценивающего показываемые в Академии произведения как образцовые и направляющие»[16].

В дальнейшем отдел отказался от организации персональных выставок членов Академии к юбилейным датам без предварительного критического обсуждения целесообразности устройства той или иной выставки «в свете задач, поставленных перед Академией художеств историческими решениями XIX съезда КПСС»[17].

Ил. 12. У портрета госпожи Менон работы Д. А. Налбандяна
на выставке действительных членов и членов-корреспондентов
Академии художеств СССР. Фото 1954 

Следует отметить, что в рассматриваемый период в составе Отдела пропаганды и выставок не было консультантов и экскурсоводов. По отдельным выставкам, организуемым по указаниям Комитета по делам искусств СССР, приказом Комитета к выставке прикреплялись научные сотрудники НИИ ТИИ, но большей частью выставки проводились силами работников отдела, что снижало «качество и объем обслуживания посетителей»[18].

В это время, в конце 1940-х – начале 1950-х гг., в своей выставочной деятельности АХ СССР считала главным показать в стране и за рубежом работы действительных членов Академии и ее членкоров, ознакомить отечественную публику с работами иностранных художников, продемонстрировать успехи в деле подготовки молодых художников специализированными учебными заведениями Москвы и Ленинграда.

При этом в Академии не было своего штата специалистов по проектированию и монтажу выставочных экспозиций. Для этого существовали специализированные организации, люди с большим опытом работы, включающей проектирование, оформление и монтаж предметов искусства и выставочного оборудования. Выставочный отдел АХ СССР в этой ситуации выступал исключительно как организатор проведения и сопровождения выставок, вся оформительская деятельность передоверялась сторонним организациям.

Основным контрагентом Академии художеств выступала Дирекция художественных выставок и панорам Комитета по делам искусств при Совмине СССР, организация, позднее, в 1966 году реорганизованная во Всесоюзный художественно-производственный комбинат при Министерстве культуры СССР, получивший в 1974 году имя Е.В. Вучетича (ВХПК им. Е.В.Вучетича).

В сентябре 1951 года Президент АХ СССР А.М. Герасимов писал заместителю Председателя Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР В.Н. Араповой: «В течение трех лет все художественные выставки, советские и иностранные, организуемые в выставочных залах АХ СССР Комитетом по делам искусств при Совмине СССР, либо АХ СССР, оформлялись Художественно-производственными мастерскими Дирекции выставок и панорам, и это было совершенно нормальным явлением.

С 01.07.51 Дирекция выставок и панорам (т. Лишанский) стала отказываться от оформления выставок АХ СССР и вынудила Академию к привлечению случайных людей с оплатой по безлюдному фонду, чего Академия не предусматривала в финале 1951 г.»[19].

В дальнейшем по распоряжению свыше это сотрудничество было восстановлено. Как осуществлялась работа по организации и оформлению экспозиций, можно проследить на примере выставки польского изобразительного искусства, прошедшей в апреле 1952 года в выставочных залах АХ СССР.

Выставке предшествовал соответствующий Приказ Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР[20]. Опираясь на этот документ, Управляющий Дирекцией художественных выставок и панорам издавал свой Приказ[21], регламентирующий работы по оформлению выставки, изданию каталога, билетов и афиш, организацию рекламной деятельности. На этом этапе Академия художеств была представлена назначенным свыше консультантом выставки – он руководил всеми работами по созданию экспозиции. В случае с польской выставкой, таким консультантом выступил заведующий отделом «Искусства стран народной демократии» Института теории и истории искусств при АХ СССР Александр Нилович Тихомиров. Принципы экспонирования предметов искусства на этой и подобных выставках были достаточно простыми и понятными. Состояли такие выставки из живописных, графических и скульптурных работ. Живопись и графика развешивались по стенам залов в один-два ряда, исходя из размеров работ и пространства выставочного зала. Скульптуры расставлялись на небольших обитых холстом подставках также вдоль стен между живописными работами и посреди залов.

Отделу стационарных выставок дирекции, помимо выше перечисленных мероприятий, предписывалось:

«…г. Провести необходимые мероприятия по организации экскурсий и коллективного посещения выставки на все время ее работы, для чего связаться с крупнейшими промышленными предприятиями, учебными заведениями, учреждениями и организациями.

Организовать надлежащий учет посещения выставки индивидуальными зрителями, коллективных посещений и экскурсий.

д. Разработать совместно с экскурсоводами методику экскурсий и представить ее на утверждение в Главное управление учреждений изобразительных искусств Комитета.

е. Провести инструктаж с 6 научными сотрудниками, откомандированными в распоряжение дирекции, согласно приказу Комитета на все время работы выставки для проведения экскурсий:

три научных сотрудника от НИИ ТИИ;

три научных сотрудника от Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина».

Производственно-технический отдел дирекции совместно с отделом стационарных выставок разработал и представил на утверждение Комитета по делам искусств при Совете министров СССР смету расходов по организации выставки. Расходы по ее организации производились Планово-финансовым отделом за счет сметы централизованных мероприятий дирекции. Смета утверждалась заместителем председателя комитета В.Н. Араповой.

Одновременно художественно-производственным мастерским дирекции предписывалось:

«а. Произвести под руководством начальника отдела стационарных выставок Дирекции тов. Борисовой И.Е. все работы, связанные с доставкой экспонатов, их распаковкой, развеской, расстановкой скульптуры и т.д.

б. Распаковку и упаковку экспонатов и необходимую реставрацию художественных произведений произвести под руководством представителей Центральной художественно-производственной мастерской Комитета, прикомандированных приказом Комитета к Дирекции для выполнения указанных работ.

в. Для размещения экспонатов принять от АХ СССР витрины и подставки для скульптур, а также использовать имеющееся оборудование в распоряжении художественно-производственных мастерских»[22].

По окончании всех работ произведения, экспонированные на выставке, передавались по акту директору выставки – начальнику Отдела пропаганды и выставок Е.А. Звиноградской.

Всего по смете с учетом доставки художественных произведений железной дорогой, всех производственно-оформительских и монтажных работ, представительских расходов и расходов по приему делегации польских художников выставка должна была обойтись в 226 625,24 руб., но в итоге за счет использования готовых элементов выставочного оборудования и уменьшения ряда расходных статей сумма была сокращена до 171 214,96 руб.[23]

На выставке польского изобразительного искусства большим успехом пользовались произведения мастеров старой реалистической польской живописи: Я. Матейко, А. Герымских, Я. Мальчевеского, Ю. Хелмонского, Ю. Бранда, А. Гроттгера.

Резкие же высказывания о современном польском искусстве были связаны с «его переходным характером и значительной еще скованностью формалистическими приемами, разрывом между формой и содержанием, недостатком мастерства, слабым отражением новой польской действительности»[24].

Вместе с тем, был отмечен заметный рост интереса к искусству этой страны по сравнению с польской выставкой 1949 года.

Одиннадцатого июня в НИИ теории и истории изобразительных искусств АХ СССР состоялось обсуждение выставки.

Выставочная деятельность Академии художеств в 1950-е годы

Вместе с тем, в начале 1950-х выставочная деятельность АХ СССР, в определенном смысле, простиралась шире очерченных выше границ. Так, например, тематический план Всесоюзной художественной выставки 1952 года разрабатывался в НИИ ТИИ АХ СССР. После обсуждения на заседании Президиума Академии план рассылался всем действительным членам и членам-корреспондентам АХ СССР для ознакомления и последующего обсуждения на общем собрании[25].

На выставке Ф.П.Решетникова.
Фото 1955 года

В том же 1952-м Академия участвовала в оформлении Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ). Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР, совместно с АХ СССР и по согласованию с дирекцией ВСХВ, закрепляли за каждым павильоном в качестве консультантов крупнейших мастеров изобразительного искусства из состава Академии, подбирали для выполнения оформительских работ лучших художников, скульпторов и прикладников[26].

В частности, Академией были выполнены работы по оформлению главного павильона выставки[27] и таких сооружений, как фонтаны «Дружба народов» и «Золотой колос»[28]. Расположенные в Ленинграде бронзолитейные мастерские Академии художеств отливали бронзовые статуи для выставки[29], а ленинградские смальтовые мастерские АХ СССР изготовили золотую смальту и покрыли ей декоративные детали фонтанов[30].

15 марта 1953 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об объединении министерств и ведомств» было образовано союзно-республиканское Министерство культуры СССР, которому, наряду с другими министерствами, были переданы функции Комитета по делам искусств. Таким образом, с этого времени Академия была передана в ведение Минкульта СССР.

В декабре 1954 года на очередной седьмой сессии Академии (в связи с переходом в иное подчинение) был подготовлен проект нового устава Академии. Этот устав был одобрен на сессии, но впоследствии так и не был утвержден: круг деятельности Академии оставался прежним, но оговаривалось, что АХ СССР находится в ведении Министерства культуры и подчиняется непосредственно министру[31].

С 1955 года особое место в деятельности Академии занимают проблемы, связанные с постоянными культурными связями с зарубежными художественными организациями. В 1956 году организуется первая зарубежная выставка советского изобразительного искусства в Болгарии. Развитие зарубежных связей Академии и необходимость их координации привели к созданию в сентябре того же года Комиссии по связям с художественными организациями зарубежных стран.

Выставка советского изобразительного искусства в Болгарии включала произведения живописи (67 картин), скульптуры (27 произведений) и графики (182 работы) художников: А.М. Герасимова, С.В. Герасимова, А.А. Пластова, А.А. Дейнеки, Кукрыниксов, С.Т. Коненкова, Н.В. Томского, В.И. Мухиной, Ф.П. Решетникова, А.С. Чуйкова, П.П. Кончаловского, Е.В. Вучетича, Е.А. Кибрика, Д.А. Шмаринова, М.С. Сарьяна, С.А. Григорьева. Большое место на выставке занимали работы молодых мастеров: В.Ф. Задорожного, Б.М. Неменского, Н.И. Осенева, Д.А. Дубинского, О.Г. Верейского, а также дипломные работы выпускников различных художественных вузов страны. Таким образом, на выставке были представлены произведения художников различных поколений, представителей различных республик Советского Союза. Особенно сильным оказался раздел графики, включающий работы, выполненные в самых различных техниках: акварели, черные и цветные литографии, линогравюры, гравюры на дереве и т.д. Наиболее уязвимым оказался раздел скульптуры — самый малочисленный, но, тем не менее, полностью состоящий из скульптурных произведений, выполненных в материале — мраморе, бронзе, дереве, алюминии, фарфоре; гипсовые модели отсутствовали, это было сильной стороной раздела скульптуры.

От АХ СССР выставку сопровождали два академика – скульптор-монументалист Н.В. Томский и живописец и график Ф.П. Решетников, а также искусствовед — сотрудник НИИ ТИИ.

Хотя в целом выставка получила весьма высокую оценку специалистов, вместе с тем были высказаны и критические замечания, они касались как недостаточной полноты представленных на выставке скульптурных работ, так и их достоинств. Наибольшей критике оказались подвергнуты работы Вучетича, в частности «Зоя».

Указывалось на несоответствие содержания художественной форме, на натуралистические тенденции в творчестве Вучетича. Особенно критиковали работу скульптора Абдурахманова «Чабан». Высказывались пожелания шире познакомиться с творчеством В.И. Мухиной, С.Т. Коненкова, Н.В. Томского и И.Д. Шадра.

Любопытно, что, кроме выставочных экспонатов, в Болгарию были отправлены четыре ящика с подарками – 36 графических работ советских художников. Выставка прошла в Софии с 11 апреля по 24 мая (Выставочный зал на ул. Гурко, 1) и в Пловдиве (в здании Государственной художественной галереи) с 3 июня по 21 июня 1956 года. Всего посетило выставку 636 350 человек. Было проведено 412 экскурсий и более 600 консультаций. Группы рабочих, служащих, учащихся, военных, членов коллективных хозяйств состояли подчас из 50–75 человек. Экскурсии проводили болгарские экскурсоводы, а также директор выставки М.Т. Кузьмина, составившая методическую разработку и маршрут экскурсий.

Затем выставка отправилась в Румынию, где в качестве подарков уже выступили монографии о советских художниках.

На обсуждении выставки в Болгарии, выступавшие отмечали исключительную важность и актуальность организации выставки именно в тот период, когда отечественным мастерам особенно нужна помощь, т.к. «в последнее время среди болгарских художников широко распространились суждения об изменении общего характера развития советского искусства, о новых тенденциях и влияниях в советском искусстве. Подобные разговоры привели к оживлению групп художников, в искусстве которых сильны формалистические элементы. Под видом разговоров о новаторстве протаскивались на выставки безыдейные (картины – ред.), с ярко выраженными формалистическими тенденциями»[32]

Ил. 14. На выставке М. С. Сарьяна. На переднем плане
М.С. Сарьян. Фото 1956 

Опять же, критические высказывания касались, в большинстве своем, «широкого распространения натуралистических тенденций в советской живописи», прежде всего, в работах Лактионова, Пономарева, «неумелого использования деталей, чересчур обильных даже в таких удачных в целом картинах, как картины „Вернулся“ Григорьева или „Переэкзаменовка“». Критические замечания касались даже композиционных деталей, например, говорили о том, что в картине Пластова «На току» вместо молотильной изображена уборочная машина.

Также и в книге отзывов выставки среди множества восторженных записей встречались и критические, они были почти исключением — две, три, и сразу же на них давали резкие отповеди многочисленные защитники выставки. Так один из посетителей написал: «Удивительное упорство, с которым советские художники топчутся на одном месте. Почему это слепое копирование природы и жизни называют направлением социалистического искусства? Что дают картины, неудачно конкурирующие с цветным фильмом? Тяжелое впечатление оставляет неумелая лакировка „конфликтных“ картин». И через несколько страниц – ответ: «Благодарю советских художников за радость и наслаждение, которые они доставили, так же, как и Комитет культурных связей за организацию выставки. Многочисленные одобрительные устные и письменные отзывы широкого круга не подкупленных и не сагитированных зрителей свидетельствует о достижениях, человечности, народности характера советского искусства и недвусмысленно предостерегают болгарских художников от увлечения эстетствующим формалистическим западноевропейским искусством…

Кислые гримасы не случайны. Неграмотные записи с неразборчивыми подписями… как и некоторые выступления наших коллег призваны прикрыть их душевную пустоту и порочность.

Желаю Комитету культурных связей каждый год устраивать в Болгарии выставки Советского изобразительного искусства, а также продолжения срока этой выставки. Сердечный привет Пластову, А. Герасимову, С. Герасимову, Осеневу, Задорожному, Григорьеву, Решетникову, Нечитайло, Суздальцеву, Томскому, Вучетичу, О. Верейскому, Дубинскому, Кукрыниксам, Фаворскому и всем другим советским художникам (художник Ст. Дикиджиев)»[33].

[1] Резолюция второй сессии АХ СССР, посвященной вопросам художественного образования // Академия художеств СССР. Сессия (1947. Ноябрь). Первая и вторая сессии: Доклады, прения и постановления. 22–24-го ноября 1947 г., 20–27-го мая 1948 г. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1949. С. 274.

[2] В соответствии с Постановлением ВЦИК и СНК от 11 октября 1932 г.

[3] Постановление Совета министров СССР № 2782 от 5 августа 1947 г. «О преобразовании Всероссийской академии художеств в Академию художеств СССР».

[4] Постановление Совета Министров СССР от 29 сентября 1947 г. № 3415 «Об утверждении Устава Академии художеств СССР».

[5] Устав Академии художеств СССР. М., 1947.

[6] РГАЛИ. Ф. 3355. Оп. 1. Д. 1.

[7] РГАЛИ. Ф. 3355. Оп. 2. Д. 225. Л. 21.

[8] Там же. Л. 21.

[9] Там же. Л. 21.

[10] РГАЛИ. Ф. 3355. Оп. 10. Д. 2. Л. 1.

[11] Документы о проведении выставки академических рисунков, этюдов и эскизов русских художников XVIII – нач. XX в. РГАЛИ. Ф. 3355. Оп. 10. Д. 49. Л. 7.

[12] РГАЛИ. Ф. 3355. Оп. 5. Д. 2. Л. 1–6.

[13] Сазиков А.В., Виноградова Т.Б. Наружная реклама Москвы: история, типология, документы. М.: Русский мир, 2017. С. 220–222.

[14] РГАЛИ. Ф. 3355. Оп. 5. Д. 2. Л. 5.

[15] РГАЛИ. Ф. 3355. Оп. 5. Д. 2. Л. 1–6. Краткий обзор работы отдела выставок за 1948–1952 гг.

[16] РГАЛИ. Ф. 3355. Оп. 5. Д. 2. Л. 5.

[17] Там же.

[18] Там же. Л. 6.

[19]  РГАЛИ. Ф. 3355. Оп. 2. Д. 186. Л. 14. Письмо Президента АХ СССР А. Герасимова № 1–3/667 от 19 сентября 1951 г.

[20] Приказ Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР № 274 от 19 марта 1952 г. «Об открытии в г. Москве выставки польского изобразительного искусства». РГАЛИ. Ф. 2458. Оп. 2. Д. 240. Л. 10.

[21] Приказ № 66 Управляющего Дирекцией художественных выставок и панорам от 24 марта 1952 г. РГАЛИ. Ф. 2458. Оп. 2. Д. 240. Л. 10–11.

[22] Там же.

[23] РГАЛИ. Ф. 2458. Оп. 2. Д. 240. Л. 53–58.

[24] Там же. Д. 112. Л. 5. Отчет о работе отдела стационарных выставок за 1952 г.

[25] РГАЛИ. Ф. 3355. Оп. 2. Д. 221. Л. 4. Выписка из протокола № 36 заседания Президиума АХ СССР.

[26] РГАЛИ. Ф. 3355. Оп. 2. Д. 222. Л. 9.

[27] Горельеф для главного павильона Выставки выполнила творческая бригада под руководством член-корреспондента АХ СССР Е.В. Вучетича.

[28] РГАЛИ. Ф. 3355. Оп. 2. Д. 222. Л. 23, 24, 34, 36–38.

[29] Там же. Л. 3.

[30] Там же. Л. 27.

[31] Там же. Оп. 1. Д. 400. Л. 6.

[32] РГАЛИ. Ф. 2458. Оп. 2. Д. 1445. Л. 6

[33] Там же. Л. 9–10.

Поделиться:

Авторы статьи

Image

Информация об авторе

Алексей В. Сазиков, кандидат искусствоведения, заведующий отделом художественных проблем дизайна, декоративного и народного искусства, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва, Россия; 119034, Москва, ул. Пречистенка, д. 21; Московская государственно-промышленная академия имени С.Г. Строганова, 125080, Россия, Москва, Волоколамское ш., д. 9; a_sazikov@mail.ru

Author Info

Alexey V. Sazikov, Cand. of Sci. (Art History), Head of the Department of artistic problems of Design, Decorative and Folk Arts, Research Institute of Theory and History of Fine Arts, Russian Academy of Arts, Moscow, Russia; 21 Prechistenka St, 119034 Moscow, Russia; Moscow State Stroganov Academy of Industrial and Applied Arts, bl 9, Volokolamskoe sh, 125080, Moscow, Russia; a_sazikov@mail.ru