«Возвращение» Е.Е. Лансере с Кавказа: рецензия на исследование П. Павлинова о кавказском периоде творчества художника (1912–1934)

Патимат И. Тахнаева

Институт востоковедения РАН (Центр изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья), Москва, Россия, ptakhnaeva@gmail.com

Аннотация.

Рецензия посвящена монографии о пребывании Е.Е. Лансере, одного из наиболее значительных мастеров петербургского объединения «Мир искусства», на территории Северного Кавказа и Закавказья в сложное время преобразований и смены власти. Речь идет о многочисленных проектах и командировках художника как по кавказскому региону, так и за его пределами (в Анатолию, Францию, Москву, Ленинград, Харьков, Ростов-на-Дону), о возникновении его интереса к путешествиям, о том, как он сохранял и берег любовь к Грузии, Армении, Дагестану и другим республикам вплоть до кончины в 1946-м.

Ключевые слова:

Кавказ, Лансере, экспедиция, этнография, живопись.

Для цитирования:

Тахнаева П.И. «Возвращение» Е.Е. Лансере с Кавказа: рецензия на исследование П. Павлинова о кавказском периоде творчества художника (1912–1934) // Academia. 2020. № 1. C. 124–127. DOI: 10.37953 / 2079‑0341‑2020‑1‑1-128-131

“Return” of E. E. Lanceray from the Caucasus: A review of P. Pavlinov’s research on the Caucasian period of the artist’s work (1912–1934)

Patimat I. Takhnaeva 

Abstract. 

This review is dedicated to the monography of P. Pavlinov about the North Caucasus and Transcaucasian periods of E. E. Lanceray, one of the most significant artists of the St Petersburg association “World of Art” and author of numerous artistic projects and expeditions in the Caucasus region and beyond (Anatolia, France, Moscow, Leningrad, Kharkov, Rostov-on-Don); the monography is about the artist’s attachment and interest for Georgia, Armenia, Dagestan and other republics during the particularly difficult period of history, from the 1910s and until his death in 1946.

Keywords: 

Caucasus, Lanceray, expedition, ethnography, painting.

For citation:

Takhnaeva, P.I. (2020), “Return” of E.E. Lanceray from the Caucasus: A review of P. Pavlinov`s research on the Caucasian period of the artist`s work (1912–1934), Academia, no 1, pp. 128–131. DOI: 10.37953 / 2079‑0341‑2020‑1‑1-128-131

Монография Павла Павлинова (Павлинов П.С. Евгений Лансере. Кавказ. Искусство и путешествия. М.: Слово, 2019. 1500 экз. ISBN 978-5-387-01566-3) посвящена исследованию кавказского периода жизни и творчества замечательного русского художника Евгения Евгеньевича Лансере (1875–1946). Надо заметить сразу, что настоящее исследование является первым, уникальным и успешным опытом комплексной реконструкции малоизвестного периода жизни и творчества Е.Е. Лансере, тесно связанного с его многочисленными поездками, путешествиями, в том числе на Кавказ (в Грузию, Армению, Дагестан, Чечню, Азербайджан). Как отметил автор, от первого путешествия на Кавказ (1912) до переезда в Москву (1934) художник был не только востребованным мастером, но и сумел использовать местные особенности культуры и природы для творческого самосовершенствования. И хотя творчество Лансере на протяжении многих десятилетий вызывало пристальный интерес у историков искусства и художественных критиков дореволюционного и советского периодов, кавказский период оставался наименее изучен. Малоизвестными оставались многие факты поездок мастера (1912; 1914–1915). Впечатления от путешествий, в которых сформировалось его особенное отношение к региону, местной истории, культуре, природе и ландшафтам, способам их изображения, в значительной степени повлияли на все его дальнейшее творчество. 

Художник провел на Кавказе в общей сложности до семнадцати лет – отсюда и очень точное определение названия книги «Евгений Лансере. Кавказ. Искусство и путешествия». Работа структурирована и состоит из десяти глав с четко сформулированными названиями: глава 1: По следам Хаджи-Мурата; глава 2: Военный художник на Кавказском фронте; глава 3: Скитания по югу революционной России; глава 4: Первые годы жизни в Грузии; глава 5: Лето в Ангоре; глава 6: Жизнь в Тифлисе. Экспедиция в Дагестан; глава 7: Дорогами Армении. Зангезур; глава 8: Путешествие в Париж и станицу Старогладовскую; глава 9: Поездки в Сванетию и Нахичеванскую республику; глава 10: Между Тифлисом и Москвой.

Автор, исследуя Кавказ в творчестве Е.Е. Лансере, делит его на досоветский и советский периоды, рассматривая основные этапы в хронологической последовательности: от наблюдения к соучастию — поездки до 1912 года за экзотическими образами и художественными  впечатлениями;  Кавказ в работах 1912–1917 годов; военные альбомы – Кавказский фронт Первой мировой (декабрь 1914 – март 1915); дагестанский период (ноябрь 1917 – август 1919); деятельность Лансере в Ростове-на-Дону (август 1919 – март 1920); в Грузинской демократической республике (март 1920 – февраль 1921); в советской Грузии, расширение сферы художественной деятельности – экспедиции 1921–1927 годов по кавказскому и анатолийскому регионам (Грузия, Турция, Дагестан, Армения, Азербайджан); преподавательская и музейная деятельность в 1921–1927 годах; путешествие во Францию (1927); иллюстрации к произведениям Л.Н. Толстого второй половины 1920-х – 1940-х годов; Лансере в художественной жизни Грузии, преподавательская и выставочная деятельность; экспедиции 1928–1934 годов; последние работы на кавказские темы.

Хронологические рамки исследования обусловлены пребыванием Е.Е. Лансере на Кавказе и в соседних регионах в 1904, 1912, 1914–1915, 1917–1934, 1937 и 1943 годах, а также его работой по кавказским темам с 1912-го по 1945-й годы в Санкт-Петербурге (Петрограде – Ленинграде), усадьбе Усть-Крестище, Харькове, Москве и на даче в поселке Пески Коломенского района. Частые разъезды, активная выставочная деятельность Лансере так же определили широкие географические рамки исследования – художник совершал поездки не только по разным регионам Северного Кавказа (от Приэльбрусья на западе до Кизляра на северо-востоке и Дербента на юго-востоке) и Закавказья (от Гагр на северо-западе и Батуми на юго-западе до поселка Сураханы на Апшеронском полуострове на востоке; от Верхней Сванетии на севере до Джульфы в Нахичеванской ССР и города Ленкорань на юге). На территории современной Турции Е.Е. Лансере в 1914–1915 годах посетил Армянское нагорье (Карсское плоскогорье, районы Сарыкамыш, Хорасан, Шенкая, Олту, Нарман) и приморский район Архави; в 1922 году – черноморские города Хопа, Атин (Пазар), Ризе, Трабзон, Керасунд (Гиресун), Самсун, Инеболу, провинцию Кастамону и анатолийские провинции Чанкыры и Анкара. С сентября 1919 года по март 1920-го художник жил в Ростове, Нахичевани-на-Дону и в Новороссийске. Таким образом многие произведения и документы оказались в музеях и частных собраниях не только России, но и бывших республик СССР — Грузии, Армении, Азербайджана, Украины, Казахстана, Узбекистана. 

Материалом исследования стали многочисленные живописные полотна, эскизы, этюды, авторские графические листы, макеты книг, хранящиеся более чем в 60 музеях, государственных архивах и библиотеках в России (в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее Л.Н. Толстого, Дагестанском республиканском музее изобразительных искусств, Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина, Государственном литературном музее, Музее семьи Бенуа в Петергофе и др.), Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстане, США, Узбекистане, Украине, в десятках частных собраний; росписи и монументальные полотна, сохранившиеся в Тбилиси, Харькове и Москве; исследования по истории и изобразительному искусству Северного Кавказа и Закавказья XIX — первой половины XX века; дневники, фотографии и альбомы, хранящиеся в семье художника. В написании монографии использована переписка, договоры, программы росписей, черновики лекций и статей, фотографии и другие архивные материалы, хранящиеся в Российском государственном архиве литературы и искусства, Отделах рукописей Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Национальной галереи Армении, Российской национальной библиотеки, Российской государственной библиотеки, в Архиве Эрмитажа, Архиве Музея семьи Бенуа, Государственном архиве Новейшей истории Грузии, Центральном государственном архиве республики Дагестан и в частных собраниях; опубликованные статьи, автобиографии и другие тексты мастера с упоминанием его работы на Кавказе; статьи (в журналах, газетах, сборниках, электронных ресурсах) и монографии о творчестве Е.Е. Лансере и художников его круга; каталоги персональных выставок работ художника. Впервые при написании биографии художника были максимально учтены архивные материалы (дневники, неопубликованная переписка, путевые заметки, договоры, рабочие записи и др.), произведения Лансере, хранящиеся в музеях и частных собраниях, в том числе, семьи художника. 

Обширная и уникальная источниковая база позволили автору монографии исчерпывающе ответить на многочисленные вопросы, возникавшие по поводу кавказского периода творчества художника. В частности, им были установлены точные даты пребывания Лансере в отдельных регионах Кавказа, сроки и маршруты экспедиций, места жительства и круг сопровождающих лиц; выявлен и исследован значительный корпус письменных документов из архивов и частных собраний, включая дневники, переписку, договоры и другие материалы; сопоставлены известные и впервые открытые источники для установления объективной картины жизни и творчества художника в кавказский период; определен круг видов искусства и жанров, которые интересовали тогда Лансере, а также его творческие ориентиры, предпочтения, включая несостоявшиеся проекты и несохранившиеся произведения; выявлены и изучены работы художника, созданные во время проживания в Дагестане и Грузии (1917–1934), а также в отдельных поездках на Кавказ и на кавказские темы в 1912–1917 и 1935–1945 годах. Также отслежены педагогическая деятельность мастера, его роль в становлении профессиональной академической школы в Дагестане и Грузии; определены уровень активности выставочно-музейной и общественной деятельности Е.Е. Лансере, степень его вовлеченности в групповые проекты, в художественную жизнь региона в целом; установлены изменения в манере и творческом методе художника. Автору книги, на основе изучения фундаментального корпуса материалов и анализа всех сфер деятельности Лансере (художественной, педагогической, выставочно-музейной, общественной) удалось наиболее полно выявить и представить своеобразие и роль кавказского периода и кавказских тем в творчестве мастера и в истории отечественного искусства первой половины XX века.

С первой главы «По следам Хаджи-Мурата» автор стремительно вводит читателя в необъятный мир художника, с детских лет очарованного Кавказом, благодаря рассказам и родителей и родственников, ярких представителей художественной династии Лансере и Бенуа. «Влечение к Кавказу», которое прошло через все его творчество, сам Евгений Евгеньевич признавал «чертой наследственности от отца», известного скульптора-анималиста Е.А. Лансере. Начало серьезному «роману с Кавказом» было положено в 1912 году, когда Петербургское книжное издательство «Товарищество Р. Голике и А. Вильборг» решило выпустить иллюстрированное издание «Хаджи-Мурата» Л.Н. Толстого. Для работы над ним был приглашен Е.Е. Лансере, к тому времени — выпускник рисовальной школы Общества поощрения художеств в Петербурге (1892–1895), двух частных французских академий (1895–1898), «мирискусник», который уже получил известность своими книжно-иллюстративными работами (циклы «Царская охота на Руси», 1902; «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны», 1910). Как отметил П. Павлинов, художник подошел к исполнению этого заказа ответственнее, чем обычно, «он решил не только изучить фактический материал, но и познакомиться с жизнью региона, запечатлеть места, где происходит действие повести, реконструировать облик ее героя». Художник отправился на Кавказ, с намерением побывать в тех местах, где бывал Хаджи-Мурат. Так сложилось серьезное, с самого начала, отношение художника к Кавказу, которое прошло через всю его жизнь и творчество.

Каждая из десяти глав читается на одном дыхании. В каждой — впервые детально реконструируются обстоятельства жизни и творчества Лансере, не только значимые сами по себе, но и тесно связанные с важными социально-политическими и культурными событиями в самом многонациональном регионе страны (помимо обстоятельств творческой биографии мастера в научный оборот вводятся малоизвестные факты истории Кавказского фронта Первой мировой войны, Дагестана периода Гражданской войны, Грузии 1920-х – 1930-х годов, истории семьи, художественных группировок, деятельности друзей и коллег мастера). Книга прекрасно иллюстрирована, многие из работ художника публикуются впервые.

Павел Павлинов представил на страницах своего исследования совершенно нового, неизвестного Е.Е. Лансере — позволив всем нам совершить вместе с ним яркое и бесконечное путешествие на Кавказ.

Поделиться:

Авторы статьи

Image

Информация об авторе:

Патимат И. Тахнаева, Институт востоковедения РАН (Центр изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья), Москва, Россия, 107031, Россия, Москва, ул. Рождественка 12; ptakhnaeva@gmail.com   

Author Info:  

Patimat I. Takhnayeva, Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, Rozhdestvenka st., 12, Moscow, Russia; ptakhnaeva@gmail.com