Памяти Наталии Николаевны Шередеги (1950–2020)
Наталия В. Толстая
Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва, nii-arts@yandex.ru
Аннотация.
Эти строки посвящается памяти уникального профессионала и замечательного коллеги и друга Наталии Николаевны Шередеги.
Ключевые слова:
Шередега Наталия Николаевна, Наталия Шередега, творческое наследие
Для цитирования:
Толстая Н.В. Памяти Наталии Николаевны Шередеги (1950–2020) // Academia. 2020. № 2. C. 290–292. DOI: 10.37953-2079-0341-2020-2-1-290-292
In memory of Natalya Nikolaevna Sheredega (1950 – 2020)
Natalya V. Tolstaya
The Research Institute of Theory and History of Fine Arts of the Russian Academy of Arts, Moscow, Russia; nii-arts@yandex.ru
Abstract.
These lines are dedicated to the memory of the unique professional and remarkable colleague and friend Natalya Nikolaevna Sheredega.
Keywords:
Natalya N. Sheredega, Sheredega Natalya, creative heritage
For citation:
Tolstaya, N.V. (2020), “In memory of Natalya Nikolaevna Sheredega (1950–2020)”, Academia, 2020, no 2, pp. 290–292. DOI: 10.37953-2079-0341-2020-2-1-290-292
17 января 2020 года скоропостижно на 70-м году жизни скончалась одна из самых ярких женщин Москвы – Наталия Николаевна Шередега (урожденная Смирнова) – глубокий ученый, музейный работник с почти 50-летним стажем.
Сразу по окончании отделения истории искусства исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в 1972 году, она пришла на работу в Государственную Третьяковскую галерею, где была и экскурсоводом, и хранителем, а последние десять лет возглавляла отдел древнерусского искусства. Среди свершенного ею за жизнь, столь внезапно оборвавшуюся, – множество выставок, книг и каталогов, консультаций и экспертиз, воспитание учеников.
Наталия Николаевна была специалистом по древнерусскому искусству, но сфера ее интересов и компетенций этим не ограничивалась. Она была знатоком и ценителем искусства как такового – и древнего, и современного. Была человеком, открытым миру и людям. Ее широкая эрудиция и глубокие знания не только в области русского, но и мирового искусства делали ее непревзойденным преподавателем, определившим путь в профессию для нескольких поколений младших коллег – историков искусства, которых она искренне любила и поддерживала на протяжении всей жизни.
Христианское чувство сострадания ближнему, столь редкое в наши дни, было присуще ей по самой ее человеческой природе. Она всегда стремилась всем помогать и надежнее Наташи друга было не найти. При этом она никогда и никому не навязывала своих убеждений, она просто была примером и авторитетом, с которым считались и старшие, и особенно молодые коллеги.
Среди самых известных из проведенных ею выставок стали «Возвращенное достояние», «Православная икона России, Украины и Белоруссии», «Андрей Рублев. Подвиг иконописания», «Святая Русь», «Симон Ушаков», «Сказание о граде Свияжске», «Шедевры церковного искусства Болгарии», «Библия Пискатора». Она была членом Президиума Национальной организации экспертов в области искусств (НОЭКСИ), постоянным членом жюри Межпарламентской ассамблеи. Как человеку воцерковленному и праведному, ей удавалось с блеском выполнять самые сложные задачи по выстраиванию конструктивного и взаимного уважительного диалога между Русской православной церковью и музейным сообществом и столь же блестяще позиционировать русское искусство в международном контексте. За свои труды Наталия Николаевна была награждена орденом Ефросиньи Московской и премией имени Павла Третьякова «За верность профессии и многолетнее служение русскому искусству», номинирована на Государственную премию за выставочный и издательский проект «Андрей Рублев. Подвиг иконописания».
Последние двадцать лет она бессменно сопровождала на ежегодный молебен в Донском монастыре шедевр Третьяковской галереи – икону Богоматери Донской. По ее инициативе Государственная Третьяковская галерея и Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГОСНИИР) реализуют совместные технико-технологическое исследования произведений Андрея Рублева, в том числе единственной в своем роде – иконы Троицы, а также еще одного исключительного по своей ценности памятника – иконы Владимирской Богоматери.
В 2018 году по поручению Министерства культуры РФ Н.Н. Шередега в крайне короткий срок, буквально за несколько дней, провела экспертизу около трех тысяч произведений религиозного искусства в таможенном управлении Германии, выявляя памятники древней культуры, вывезенные из России и других стран Восточной Европы в 1990-е годы. Консультациями Наталии Николаевны часто пользовались коллеги из региональных музеев, частные коллекционеры, много было сделано ею и для Частного музея русской иконы М.Ю. Абрамова, где она всегда была желанным гостем и советчиком.
Она была незаменимым членом многих комиссий и комитетов, всегда занимая принципиальную позицию, она умела донести свое мнение до оппонента; в разборе чужих работ всегда давала точные и конструктивные советы. Безукоризненно владея правильным русским языком, она была лучшим редактором и автором прекрасных текстов.
Наталия Николаевна всю свою жизнь оставалась верна Третьяковской галерее, но последние несколько лет она работала еще и в Научно-исследовательском институте теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. Здесь буквально за месяц до своей безвременной кончины, 18 декабря 2019 года она прочла публичную лекцию «Русские иконы за рубежом (поиски, находки, открытия)». Устные выступления на конференциях, лекции и экскурсии, интервью Наталии Николаевны неизменно привлекали артистизмом в сочетании с глубокими знаниями.
Врожденное чувство такта и невероятная эмпатия – такие редкие ныне человеческие качества были ключевыми свойствами ее характера и привлекали к ней множество друзей.
Коллеги, друзья, знавшие и ценившие Наталию Николаевну Шередегу, потеряли бесконечно дорогого и незаменимого человека. Она была настоящей звездой. Свет ее любви к людям будет освещать мир, осиротевший без нее, еще очень и очень долго.
Авторы статьи
Информация об авторе
Наталия В. Толстая, член-корреспондент Российской академии художеств, директор Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва, Россия; 119034, Москва, ул. Пречистенка, д. 21; nii-arts@yandex.ru
Author Info
Natalya V. Tolstaya, corresponding member of Russian Academy of Arts, Director of the Research Institute of Theory and History of Fine Arts, Russian Academy of Arts, Moscow, Russia; 21, Prechistenka St, 119034 Moscow, Russia; nii-arts@yandex.ru