Ученый Михаил Соколов (1946–2016)
Елена Д. Федотова
Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва, Россия; fedotovaed@rah.ru
Аннотация.
Статья посвящена памяти историка искусства Михаила Николаевича Соколова (1946–2016), профессиональному наследию и значению его трудов для современного искусствознания.
Ключевые слова:
Соколов Михаил Николаевич, Михаил Соколов, творческое наследие, методология искусства, иконология
Для цитирования:
Федотова Е.Д. Ученый Михаил Соколов (1946–2016) // Academia. 2020. № 2. C. 163–165. DOI: 10.37953-2079-0341-2020-2-1-163-165
Scientist Michael Sokolov (1946–2016)
Elena D. Fedotova
Research Institute of Theory and History of Fine Arts, Russian Academy of Arts, Moscow, Russia; fedotovaed@rah.ru
Abstract.
The article is devoted to the memory of art historian Michael Nikolaevich Sokolov (1946–2016), professional heritage and the significance of his works for contemporary art history.
Keywords:
Michael Nikolaevich Sokolov, Michael Sokolov, creative heritage, methodology of art, iconology
For citation:
Fedotova, E.D. (2020), “Scientist Michael Sokolov (1946–2016)”, Academia, 2020, no 2, p. 163–165. DOI: 10.37953-2079-0341-2020-2-1-163-165
«Цель творчества – самоотдача…»
Борис Пастернак
Звание «ученый» сопутствует по жизни не всем историкам искусства, не всем наделенным учеными степенями. Его нужно заслужить в научном сообществе. Михаила Николаевича Соколова коллеги ценили. Он окончил Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова в начале 1970-х годов. То, чем он хотел заниматься и чему посвятить свою жизнь, а именно содержательно-смысловой сущности искусства, не очень поддерживалось авторитетными специалистами в те годы.
Иконологический метод считался порождением западного искусствознания. Но, тем не менее, 1970-е–1980-е годы были периодом подъема этой отечественной гуманитарной области знания и знакомство с трудами Э. Панофского и Э. Кассирера, тогда еще молодых последователей А. Варбурга волновали умы ищущей новые пути исследования молодежи, которая только начинала знакомство с новой методологией зарубежной науки. Интенция жизненной позиции Михаила Николаевича Соколова, своего рода «своя философия» в отношении понимания природы произведения искусства, формировалась в 1980-е–1990-е годы, когда стали выходить его книги. Свою кандидатскую диссертацию, а затем и докторскую он защищал в Государственном институте искусствознания. Рожденный в недрах иконографии иконологический метод, дававший возможность понять целостность эпохи через ее «составляющие», через постижение смысла образов, его изменение в историческом времени, казался узким, допускающим невнимание к художественным особенностям произведений. Формальный метод еще долго господствовал в отечественном искусствознании. Для молодого специалиста оказалось более привлекательным объяснение скрытого внутреннего смысла произведения искусства в историческом контексте, интерпретация мотивов и содержания. Ведь гармония или диссонанс формы и содержания, сам анализ этого явления составляют важнейшую основу истолкования художественного произведения. И здесь очень важна интуиция ученого, наделяющего форму художественным смыслом, объясняющим символику этого смысла, что собственно и превращает форму в художественную, порождая ее единство с содержанием. Книга Э. Панофского «Смысл и толкование изобразительного искусства» (СПб., 1999), переведенная в 1999 году в России, стала настольной книгой Михаила Николаевича Соколова, как и труды Э. Кассирера о восприятии искусства в системе «символических форм». Образное и аллегорическое начало произведений искусства Возрождения, барокко, классицизма в связи с религиозными, философскими, эстетическими, литературными идеями эпох стало лейтмотивом его книг.
Он был историком искусства обширной эрудиции, обладал богатым воображением, столь необходимым для пишущего ученого. В его трудах прочитывается апология классического искусства, а эпоха Возрождения привлекала его в наибольшей степени. Он тоже стал «великим пантеистом», обратившись к иконологии образа сада в своих поздних работах. Но в двухтомной «Истории искусства», подготовленной нашим отделом зарубежного искусства и изданной в 2006 году, им была написана глава об искусстве XX века. Ему удалось показать главное – динамизм мыслей и чувств мастеров этой эпохи, выявить содержательно-смысловой и сюжетно-образный характер созданного самыми одаренными из них.
М.Н. Соколов был убежден, что создавать как художнику, так и историку искусства, нужно, по его выражению «нечто нетленное». Он не писал работ на потребу сегодняшнего дня. Гуманистический смысл создаваемых художником образов (как и все выдающиеся западные иконологи) считал наивысшим критерием в последующей их оценке историками искусства. Большая эрудиция позволяла ему изучать искусство в мировом, «общеисторическом» масштабе, анализируя художественную проблематику разных эпох. История искусства, говоря словами Э. Кассирера, была для него «символической Вселенной».
Он очень переживал, что не ему издательством было поручено написать послесловие к переводу книги Э. Панофского «Ренессанс и ренессансы в искусстве запада», изданной в переводе А.Г. Габричевского в 1998 году в серии «Памятники исторической мысли». Он бы это сделал с бóльшим пиететом к личности крупного ученого. Но в своих книгах М.Н. Соколов ярко показал возможности иконологического метода. Они стали значительным вкладом в отечественную науку, и по ним наши последователи будут судить о состоянии отечественного искусствознания в последней трети XX столетия и первой трети XXI века. Его работы долго будут сохранять научную актуальность, и это ли не самая большая награда за труд ученого.
Авторы статьи
Информация об авторе:
Елена Д. Федотова, доктор искусствоведения, действительный член Российской академии художеств, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва, Россия; 119034, Москва, ул. Пречистенка, 21; fedotovaed@rah.ru; numero47@yandex.ru
Author Info
Elena D. Fedotova, Dr. of Sci. (Art history), Full member of Russian Academy of Arts, Research Institute of Theory and History of Fine Arts, Russian Academy of Arts, Moscow, Russia; 21, Prechistenka St, Moscow, 119034 Russia; fedotovaed@rah.ru; numero47@yandex.ru