Омские страницы биографии М.А. Врубеля

Ирина Г. Девятьярова

Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, sanfira9@mail.ru

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о значении имени Михаила Врубеля в истории культуры Омска в 1912–2022 годах. Освещаются малоизвестные факты об омском окружении семьи Врубелей и ранних детских впечатлениях художника. Уроженец сибирского города, он прожил здесь лишь до трех лет. При этом память о нем на его родине в 1910-е – 1920-е годы вдохновляла местную культурную интеллигенцию на создание новых центров искусства. С начала 1980-х годов и по сегодняшний день активную работу по изучению и популяризации омских страниц биографии Врубеля и его творчества проводит областной музей изобразительных искусств, носящий имя выдающегося мастера.

Ключевые слова:

Михаил Врубель, Соборо-Воскресенская церковь (Собор Воскресения Христова города Омска), Стефаний Знаменский, Екатерина Капустина, Общество художников и любителей изящных искусств Степного края, Художественно-промышленный техникум имени М.А. Врубеля, Омский музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

Для цитирования:

Девятьярова И.Г. Омские страницы биографии М.А. Врубеля // Academia. 2022. № 4. C. 486–496. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-4-1-486-496

Omsk pages of the biography of Mikhail Vrubel

Irina G. Devyatyarova

Omsk Museum of Fine Arts named after M. Vrubel, Omsk, Russia, sanfira9@mail.ru

Abstract

The article discusses the role, which the name of Mikhail Vrubel has been playing in the cultural history of Omsk since 1912. The artist’s early childhood impressions, and little-known facts about the Omsk environment of the Vrubel family, are highlighted. A native of the Siberian city, he lived here only until the age of three. At the same time, the memory of him in his homeland in the 1910s–1920s inspired the local intelligentsia to create new centres of art. From the beginning of the 1980s and up to the present day, local Museum of Fine Arts, named after this outstanding master, has been actively working to study and popularize Vrubel’s art and the Omsk pages of his biography in particular.

Keywords:

Mikhail Vrubel, Omsk Cathedral of the Resurrection of Christ, Stepan Znamensky, Ekaterina Kapustina, Society of Artists and Lovers of Fine Arts of the Steppe Region, Omsk Art and Industrial College named after M. Vrubel, Omsk Museum of Fine Arts named after M. Vrubel

For citation:

Devyatyarova, I.G. (2022), “The Omsk pages of the biography of M. Vrubel”, Academia, 2022, no 4, pp. 486–496. DOI: 10.37953/2079-0341-2022-4-1-486-496

В истории Омска, основанного в 1716 году, немного имен знаменитых россиян. Среди них – выдающийся художник Михаил Александрович Врубель (1856–1910). Многое еще остается неизвестным о его раннем периоде жизни, о годах, проведенных семьей Врубелей в Омске, но то, что удалось отыскать в различных источниках, может представлять интерес и для тех, кто изучает творчество мастера, и для тех, кто небезучастен к местной истории и культуре.

Уроженец сибирского города на Иртыше, Врубель прожил здесь лишь до трех лет. При этом память о нем на его родине в 1910-е – 1920-е годы вдохновляла местную интеллигенцию на создание новых центров искусства. С начала 1980-х годов и по сегодняшний день активную работу по изучению и популяризации творчества Врубеля проводит Омский музей изобразительных искусств, носящий имя мастера.

Отец будущего художника – Александр Михайлович Врубель (1828–1899), военный юрист, ранее строевой офицер, участвовавший в Крымской и Кавказской кампаниях. В 1855 году он отправился по служебному назначению из Астрахани в Омск вместе с женой Анной Григорьевной (урожденной Басаргиной, 1836–1859). Дочь военного астраханского губернатора, главного командира Каспийской флотилии Григория Гавриловича Басаргина (?–1853) она последовала за мужем в далекий сибирский край, возможно, с маленькой дочерью Анной на руках[1]. В Омске семья обрела друзей, радовалась детям, появлявшимся каждый год[2].

Ил. 1. Фрагмент страницы метрической книги Соборо-Воскресенской церкви с записью о рождении и крещении М.А. Врубеля.
Исторический архив Омской области. Ф. 16. Оп. 2. Д. 183. Л. 23 об. Имеется авторское разрешение на публикацию.
Ил. 1а. Фрагмент записи в метрической книге Соборо-Воскресенской церкви о рождении и крещении М.А. Врубеля.
Исторический архив Омской области. Ф. 16. Оп. 2. Д. 183. Л. 24. Имеется авторское разрешение на публикацию.

Согласно архивным данным, в Омске штабс-капитан А.М. Врубель занимал должность старшего адъютанта штаба Отдельного Сибирского корпуса Тенгинского пехотного полка[3].

5 марта (по старому стилю) 1856 года в семье родился первый мальчик – будущий художник. Его назвали в честь деда по отцу Михаилом. Крестили малыша на тринадцатый день после рождения – 18 марта. Его крестными (восприемниками) выступили родственники, приехавшие, вероятно, из Санкт-Петербурга, – капитан 2-го ранга, будущий адмирал Российского императорского флота Александр Александрович Давыдов[4] и жена наказного атамана Астраханского казачьего войска генерал-майора Врубеля Екатерина Васильевна (мать Александра Михайловича, бабушка художника по отцу) (ил. 1, 1а).

В мае 1857 года в семье родилась дочь Екатерина. Ее крестными стали Владимир Григорьевич Басаргин (1838–1893), дядя художника, мичман 2-го флотского экипажа, будущий вице-адмирал и географ[5] и Екатерина Григорьевна Давыдова (Басаргина), сестра Анны Григорьевны.

Состав восприемников при крещении детей может говорить о том, что молодая чета Врубелей сначала держалась особняком в омской среде. Но уже в октябре 1858 года, когда родился Александр, крестными ребенка выступили начальник штаба Отдельного Сибирского корпуса генерал-майор А.Л. Гинтовт[6] и Александра Александровна, жена командира конно-артиллерийской бригады полковника П.В. Морковникова[7], – люди значительные по социальному статусу, вероятно, соседи или добрые знакомые.

Где стоял дом, в котором родился художник? Этот вопрос занимает каждого, кто обращается к омскому периоду жизни Врубеля. Существует две версии. Сибирский краевед А.Ф. Палашенков считал, что семья Врубелей жила на углу современных проспекта Маркса и улицы Чкалова [Палашенков 1967, с. 204]. Однако этот факт не подтвержден надежными архивными источниками[8]. Если принять мнение Палашенкова, то Врубели должны были быть приписанными к Ильинской церкви.

Как бы возражая Палашенкову, поэт Леонид Мартынов вспоминал: «По сведениям старого омича, писателя Антона Сорокина, Врубели жили в одном из домов по Тарской улице» [Мартынов 1940, с. 48].

Ил. 2. А. Померанцев. Вид города Омска. 1854. Фотокопия с литографии.
Омский государственный историко-краеведческий музей. Имеется авторское разрешение на публикацию.

В очерках сибирского писателя А.С. Сорокина находим указание на эту улицу, что, однако, не имеет документальной основы и также не является бесспорным доказательством [Сорокин 2009, с. 149–152]. Автор статьи предполагает, что дом, где жила семья Врубелей, находился недалеко от крепостной Соборо-Воскресенской церкви – в Мокринском форштадте или в районе Тарской улицы на территории крепости, где уже в середине 1850-х годов стояли жилые дома. Ведь не случайно родившихся в Омске Михаила, Екатерину и Александра штабс-капитан Александр Врубель крестил в Соборо-Воскресенской церкви. Там же в начале февраля 1859 года отпевали безвременно ушедшую из жизни Анну Григорьевну, мать художника[9] (ил. 2).

Соборо-Воскресенская церковь была заложена в центре второй Омской крепости 8 июня 1769 года. На протяжении более 120 лет она являлась одним из главных духовных православных центров, прежде всего для лиц служилого сословия. В 1895 году храм стал кафедральным собором Омско-Семипалатинской епархии (до 1898 года). С Соборо-Воскресенской церковью связана память о воинской доблести омичей. Здесь получали благословение Сибирские полки, уходившие на Бородинское сражение в 1812 году. На богослужениях в храме бывал Ф.М. Достоевский. В 1891 году под его сводами молился будущий император всероссийский Николай II. В 1927 году храм был закрыт, разрушен до фундамента в 1958 году, восстановлен в 2016 (ил. 4).

Ил. 3. Вид в крепости. В глубине – Соборо-Воскресенская церковь. Фотография 1920-х годов.
Ил. 4. Соборо-Воскресенская церковь на территории Омской крепости. Здесь 18 марта (по старому стилю)
1856 года крестили Михаила Врубеля. Разрушена в 1920–1950-е годы. Фотография.
Омский государственный историко-краеведческий музей. Имеется авторское разрешение на публикацию.

Из метрической книги Соборо-Воскресенской церкви с записями о рождении и крещении узнаем, что 18 марта 1856 года новорожденного Михаила Врубеля крестил настоятель церкви Стефан Яковлевич Знаменский (1806–1877)[10]. Известный общественный деятель Сибири, протоиерей Знаменский оставил о себе добрую память. Его имя навсегда вошло в историю сибирской ссылки декабристов. В Тобольске и Ялуторовске он активно содействовал их просветительской деятельности, помогал И.Д. Якушкину в организации школ для детей. Переведенный в 1853 году из Тобольска в Омск, Стефан Знаменский до 1868 года исполнял обязанности настоятеля Соборо-Воскресенской церкви. В 1854 году он открыл в Омске школу, которая позднее была преобразована в первую женскую гимназию. При Соборо-Воскресенской церкви стараниями сибирского просветителя сформировалась одна из лучших в Сибири духовных библиотек. Живя в Омске, он продолжал поддерживать отношения с декабристами. Сохранился акварельный портрет отца Стефана, исполненный его сыном художником М.С. Знаменским. В атласной рясе и наградной фиолетовой камилавке, полученной в 1844 году в Ялуторовске, он стоит в комнате и опирается рукой на спинку стула. Справа на изображении шкафа авторская надпись: «1865 / октябрь / 14 / Р. М. З.».  Портрет выполнен либо в Омске, где служил священник, либо был создан или дорабатывался в Тобольске, но уже по фотографии (ил. 5).

Из младенческих лет Врубеля известно немногое. «Миша спит всю ночь преспокойно», – писала Анна Григорьевна своей сестре в Астрахань [Врубель 1976, с. 60]. «Слова эти подчеркивают основную черту брата в раннем детстве – удивительное спокойствие, кротость», – вспоминала позднее сестра художника Анна Александровна [Врубель 1976, с. 60]. В памяти Врубеля сохранилось одно смутное детское воспоминание: больная мать в постели вырезала для него, сестры Анны и брата Александра «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» [Иванов 1910, с. 120].

Ил. 5. М.С. Знаменский. Портрет Степана (Стефана) Яковлевича Знаменского. 1865. Из альбома рисунков «Дорожные виды» (1865–1867).
Бумага, акварель, цветной и графитный карандаши, тушь, белила. 25,8×42,3. Омский областной музей изобразительных искусств
имени М. А. Врубеля. Г 280/15. Л. 17. Имеется авторское разрешение на публикацию. Справа на изображении шкафа авторская надпись:
1865 / октябрь / 14 / Р. М. З. Под изображением внизу надпись графитным карандашом, сделанная рукой внучки художника Е.Н. Знаменской:
Омскій Протоіерей Стефанъ Знаменскій / Основатель Ланкастерской школы въ Ялуторовскѣ.

Окружение семьи Врубелей в Омске – важная и интересная страница истории культурной жизни города второй половины 1850-х годов. Известно, что друзьями Анны Григорьевны и Александра Михайловича были Капустины и Гутковские. Сибирский ученый Г.Н. Потанин писал о них: «Семейства Капустиных и Гутковских, состоявших в близком родстве между собой, были центром омской интеллигенции: в этих домах собирались образованные чиновники и молодые офицеры; тут можно было встретить офицера генерального штаба, художника, литератора, ученого путешественника, заехавшего в Омск по дороге в Центральную Азию, или поэта, очутившегося здесь в качестве „невольного странника“» (цит. по: Потанин 1896, с. 77–78). Семью Капустиных, главой которой был Яков Семенович Капустин (1797–1859) – начальник отделения Главного управления Западной Сибири, знакомый Ф.М. Достоевского по Омску, связывали с Врубелями дальние родственные отношения [Вайнерман 1991, c. 68–90].

Декабрист Николай Васильевич Басаргин (1799–1861), приходившийся родственником Анне Григорьевне, с 1846 по 1848 год служил в Омске, в канцелярии Пограничного Управления сибирских казаков (см.: Декабристы 1988, c. 14–15, 221–222). В недолгий период своего пребывания в Омске он женился на Ольге Ивановне Менделеевой, сестре выдающегося русского ученого Д.И. Менделеева. Их старшая сестра, Екатерина Ивановна, была замужем за Я.С. Капустиным. Вполне понятно, почему Капустины и их гостеприимный двухэтажный дом на Мокром (т.е. в Мокринском форштадте, на правом берегу Оми, ныне на территории от улицы Ленина до моста в створе улицы Фрунзе) были особенно притягательными для четы Врубель (ил. 6). Много лет спустя, после смерти мужа, Екатерина Ивановна Капустина переехала к своему брату, Д.И. Менделееву, в Санкт-Петербург; здесь она разыскала омских знакомых, прежде всего семейство Врубелей [Вайнерман 1991, с. 78]. Так Михаил Врубель в Санкт-Петербурге вновь увидел своих друзей из омского детства – Петра и Надежду Капустиных. Благодаря их встрече, художник, вероятно, мог познакомиться с создателем периодической системы элементов Д.И. Менделеевым еще в Петербурге [Суздалев 1984, с. 31–32], то есть до их встречи в Венеции, когда Врубелем в письме к Э.Л. Праховой (чернилами) был исполнен портретный набросок ученого («Портрет Д.И. Менделеева» (1884–1885, Национальный музей «Киевская картинная галерея»).

Ил. 6. Омск. Вид на Мокринский форштадт. Фотография. Середина XIX века. Музей антропологии и этнографии
имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук. Имеется авторское разрешение на публикацию.

Горестной оказалась судьба Анны Григорьевны в Сибири. Простудившись в январские морозы, она умерла от воспаления легких в возрасте двадцати трех лет, оставив Александра Михайловича с четырьмя детьми на руках – дочерьми Анной и Екатериной и сыновьями Михаилом и Александром. В кругу детей, с печатью глубокой скорби на лице, изображен на фотографии (ОР ГРМ) 1859 года вдовец Врубель, обнимающий трехлетнего Михаила и младенца Александра (ил.7).

После отъезда из Омска в 1860 году Врубель никогда не бывал в городе, где родился. Сюда приезжали его родственники. Так, в 1891 году Омск посетил его дядя, государевой свиты контр-адмирал Владимир Григорьевич Басаргин, сопровождавший цесаревича Николая Александровича Романова, которому преподавал курс военно-морского дела, в его путешествии на Восток. Вспомним, что, будучи еще в чине мичмана, он впервые приезжал в Омск в 1857 году на крестины своей племянницы Екатерины.

Ил. 7. Штабс-капитан А.М. Врубель с детьми. Омск. 1859. Слева направо: Анна, Михаил (будущий художник),
Александр Михайлович, Александр, Екатерина. Отдел рукописей Государственного Русского музея, Санкт-Петербург.

В 1894 году на гастролях в Омске была сводная сестра художника Лиля – Елизавета Александровна Врубель, певица Московской Русской частной оперы, созданной С.И. Мамонтовым. В связи с этим событием название города на Иртыше встретится в переписке художника. Получив письмо из Омска от Лили, Михаил Врубель в ноябре 1894 года напишет сестре Анне: «Прости, милая Нюта, что до сих пор не собрался к тебе: дела с бездельем так чередуются непосредственно, что никак не улучить минутки. Кроме того, только сейчас определилось положение наших путешественников. Они в Омске и будут ждать там снятия траура с театров[11].  <…> Покуда разучивают новое. Во все время путешествия бисировались только две вещи: ария Зибеля с цветами и песня Ольги из „Русалки“. Последняя бисируется постоянно, так что Лиля может быть довольна. Все они довольны и живут дружно». И далее – в письме 2 декабря: «Сегодня получил твое письмо и к вышеизложенному прибавлю: они все еще в Омске; спектакли возобновились, кажется, 16 или 17-го; они должны были дать там 8 спектаклей; между прочим, шло Риголетто с вторым актом, где у Лили знаменитое Caro nome. Публика принимает их отлично, и все они здоровы. Из Омска они поедут обратно тем же путем и будут давать спектакли в прежних местах; спустятся до Оренбурга, а может и Кавказа. <…> Адрес Лили в Омске гостиница (?), да пиши – Городской театр» [Врубель 1976, с. 60–61]. Выступление труппы проходило в декабре 1894 года в Военном манеже, заменявшем разобранное в 1891 году помещение для театра [Яневская 1975, с. 7].

Первые упоминания о Врубеле в публичном пространстве Омска относятся к 1912 году. «Среди местной интеллигенции в последнее время возникла мысль об организации общества изобразительных искусств. Это общество будет посвящено имени скончавшегося год тому назад знаменитого художника Врубеля, который является уроженцем Омска», – сообщала газета «Омский телеграф»[12].

Нельзя не вспомнить и прочувствованные строки поэта и публициста Г.А. Вяткина, назвавшего Врубеля «певцом гордой силы и величавой красоты» и посвятившего художнику статью в журнале «Сибирский день» в 1915 году: «В шуме войны совсем незаметно прошла пятилетняя годовщина со дня смерти Врубеля. Предлагая читателям настоящую заметку, мы полагаем, что никогда не поздно возложить венок на дорогую могилу» [Вяткин 1915. С. 16–17].

Ил. 8. Анонс вечера художников в омском Общественном собрании. Омский вестник. 1917. 9 (22) февраля.
Научная библиотека Томского государственного университета. Имеется авторское разрешение на публикацию.

Созданное в 1916 году под председательством юриста и мецената В.В. Едличко (1857–1919) «Общество художников и любителей изящных искусств Степного края» поставило своей задачей организацию художественно-промышленной школы памяти Врубеля и музея его имени. Выставки, рисовальные вечера в Общественном собрании, лекции, пожертвования местных почитателей искусства помогали формировать специальный фонд, открытый в Государственном банке (ил. 8).

Несмотря на трагические события Гражданской войны, имя прославленного уроженца Омска не забывали. «Почтите память Врубеля!» – звучало в анонсе мартовских «поэзо-вечеров», организованных поэтом и художником Давидом Давидовичем Бурлюком (1882–1967), приехавшим в Омск весной 1919 года на гастроли во время своего Большого Сибирского турне [Девятьярова 2000, с. 32–36] (ил. 9). Часть сборов от выступления знаменитого «отца российского футуризма» поступила на создание «художественно-промышленного училища памяти Врубеля»[13].

Ил. 9. Анонс выступления Давида Бурлюка в Омском Политехническом институте. Сибирская речь. 1919. 1 марта (16 февраля).
Научная библиотека Томского государственного университета. Имеется авторское разрешение на публикацию.

Побывал в Белой столице и Николай Михайлович Тарабукин (1889–1956), в будущем исследователь творчества мастера, автор книги «Михаил Александрович Врубель» (М., 1974). В сентябре 1919 года в доме Русско-Азиатской компании, в редакции журнала «Единая Россия», на заседании литературно-художественного кружка он прочитал лекцию «о понимании искусства»[14]. Среди слушателей были, безусловно, местные художники и любители искусства, объединенные целью создания художественно-промышленной школы (Худпром) и музея имени уроженца Омска  М.А. Врубеля. И как знать, может быть, именно во время пребывания в городе на Иртыше Н.М. Тарабукин задумал свой замечательный труд – книгу о мастере.

Вечера памяти великого земляка устраивали студенты Худпрома. Один из них состоялся 25 апреля 1923 года. Преподаватель истории искусств В.В. Барышевцев рассказал о жизненном пути мастера и его творчестве. Учащиеся читали стихи современных поэтов о художнике[15] (ил. 10).

Запоминающимся был вечер памяти 17 апреля 1926 года, посвященный 16-й годовщине со дня смерти М.А. Врубеля и носивший характер траурного заседания. Он проводился в «меблированной» комнате, увешанной коврами, на стене висели два портрета художника, написанные учениками, картины, возможно, из музея Худпрома. Выступали преподаватели, студенты, звучала музыка и пение [Митин 1926]. Друживший в то время с худпромовцами юный Леонид Мартынов не сомневался, что бессмертный дух Врубеля «витал под кровлей художественно-промышленного техникума его имени» [Мартынов 1985, с. 145].

Ил. 10. Художественно-промышленный техникум им. М.А. Врубеля на Костельной улице, 1. 1920-е.
Бывший Политехнический институт. Здание не сохранилось. Архив Омского областного музея
изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. Имеется авторское разрешение на публикацию.

В мае 1923 года Худпрому было присвоено имя М.А. Врубеля. Его директор М.И. Стрельников обращался в Омгубкомхоз с просьбой переименовать Баронскую улицу, на которой стояло учебное заведение, в улицу Врубеля, «где, прежде всего, должна быть почтена достойным образом память этого большого художника как носителя новых художественных идей, легших в основу современных течений в русском искусстве»[16]. Но городские власти предпочли назвать улицу в духе идеологии того времени – Октябрьской. Художник Н.К. Сверчков, ставший директором Худпрома в 1928 году, писал: «Важно было, что его (Врубеля – И.Д.) поиски, начатые в Абрамцеве под Москвой у С. И. Мамонтова, велись в демократическом направлении, на основе умелого сочетания профессионального искусства с народными традициями в ремеслах и в кустарном производстве. Начатое Врубелем было продолжено в училище, носящем его имя» [Сверчков 1976, с. 54].

Творческая интеллигенция и общественность Омска 1920-х годов активно пропагандировала творчество великого художника. 21 января 1923 года в помещении коммунистического клуба состоялся второй «вечер сближения» с народом, на котором поэт Г.А. Вяткин прочитал лекцию о М.А. Врубеле [А.Л. 1923]. Весной 1925 года в газете «Рабочий путь» он же опубликовал статью о художнике. Подчиняясь требованиям цензуры тех дней, автор акцентировал внимание читателей на эпизодах, рассказывавших о бедственном положении творца: «Почти вся его жизнь прошла в напряженном труде и бедности. Любя лишь искусство, он отказывался от всяких удовольствий и работал, как каторжник. Были периоды, когда он голодал, а в его комнате стоял такой холод, что замерзала вода, у художника не было в это время ни теплого пальто, ни одеяла, ни приличного костюма. А Врубель упорно работал и восторженно говорил: „Через пять лет русское искусство прославится на весь мир!“» [Вяткин 1925]. Идеологическая выдержанность статьи очевидна. То же – и в оценке картины мастера «Микула Селянинович», повествующей о силе «русского пахаря, которому суждено заново перепахать весь земной шар для новых посевов и новой жизни» [Вяткин 1925].

Ил. 11. Врубелевский корпус Музея имени М.А. Врубеля. Бывший Городской торговый корпус, ​​​​​построенный
в период 1911–1914 годов по проекту архитектора А.Д. Крячкова. Фотография автора.

Живописные плафоны М.А. Врубеля – «Розы и орхидеи» (сейчас «Розы и лилии» – И. Д.), «Хризантемы», «Желтые розы», – поступившие в художественный отдел Западно-Сибирского Краевого музея в 1927 году из Центрального отделения Государственного музейного фонда, существенно обогатили собрание. Кажется вполне закономерным, что они попали в Омск. Слишком велико было желание местных художников и интеллигенции видеть в созданном их усилиями музее картины своего земляка, мечтавшего об искусстве большом, социально значимом, входящем в повседневную жизнь и преображающем ее. Велика роль первого директора музея Ф.В. Мелехина, по инициативе и при личном участии которого в Омск были переданы художественные сокровища из Государственного музейного фонда [Девятьярова 1989, с. 152–155].

Память о Врубеле в Омске к началу 1930-х годов угасает. В связи с расформированием Худпрома, носившего его имя, из местного топонимического лексикона имя художника исчезает. Но, думается, что педагоги и ученики художественно-педагогического училища, не забывали своих корней, считая себя преемниками традиций Худпрома имени М.А. Врубеля. Неслучайно, на фасаде Дома художника в год 250-летия Омска (1966) появилась мемориальная доска, извещающая о том, что 5 марта 1856 года в Омске родился «известный русский художник». Столь скромная оценка значимости Врубеля была характерна для советского времени, так как его творчество не укладывалось в рамки существовавшей идеологии. В 1971 году один из старейших омских живописцев, в то время парторг омской организации Союза художников, говорил автору статьи с досадой: «Да что в нем выдающегося? Художник-сказочник и только!».

Ил. 12. Зал Михаила Врубеля в Омском музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. Фотография автора.

Новую мемориальную доску с текстом: «Великий русский художник Михаил Александрович Врубель родился в Омске 17 марта 1856 года» открыли в 2006 году на фасаде Дома художника к 150-летнему юбилею мастера.

В ряду важных памятных событий – решение губернатора Омской области Л.К. Полежаева от 29 декабря 1995 года, согласно которому Омскому музею изобразительных искусств было присвоено имя Михаила Александровича Врубеля. Музей шел к этому с начала 1980-х годов, убеждая областное руководство в необходимости увековечения памяти художника. Но лишь смена общественно-политических взглядов в период перестройки позволила осуществить замысел.

20 июня 2006 года состоялось торжественное открытие памятника Врубелю. Бронзовая фигура высотой 3,2 м на гранитном восьмиугольном постаменте работы московского скульптора М.А. Ногина была установлена в сквере у южного торца Врубелевского корпуса музея (ул. Ленина, 3) (ил. 13). Это первый и единственный в России памятник художнику. Автор создал убедительный по своим художественным качествам образ на основе живописных и фотографических портретов. При этом изваяние заключает в себе скрытый смысл, близкий символическому толкованию: Врубель восходит по ступеням и, оглядываясь, роняет лист с линеарно трактованным изображением шестикрылого серафима – образа, гениально воплощенного художником в конце творческого пути.

Ил. 13.  М.А. Ногин. Памятник М.А. Врубелю. 2006. Фотография автора.

Во Врубелевском корпусе (ул. Ленина, 3) в постоянной экспозиции представлен триптих М. А. Врубеля «Цветы», включающий три плафона, исполненные в 1896 году для московского особняка Е.Д. Дункер, и скульптура «Роберт и монахини» (1896) – гипсовый отлив с оригинала, хранящегося в Государственной Третьяковской галерее (ил. 11, 12).

В Омске, небогатом крупными историческими событиями, краткое по времени пребывание Михаила Врубеля оказалось не забытым, благодаря местной интеллигенции в начале ХХ века, творческому студенчеству в 1920-е годы, молодым художникам в 1950-е и местному начальству чиновному руководству в 1990-е. Значительна роль сотрудников музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, постоянно организующих выставки, конференции, лекции, музыкальные вечера. В планах – использование новых информационных технологий и осуществление мультимедийных проектов.  

Усиление музейной деятельности в популяризации омских страниц биографии Врубеля и его творчества позволяет надеяться, что имя выдающегося мастера не будет предано забвению в городе, где он родился, где память о нем всегда вдохновляла на высокое служение искусству.

Литература

  1. А.Л. 1923 – А.Л. На культурном фронте. Вечер работников культуры // Рабочий путь. Омск. 1923. 24 января.
  2. Вайнерман 1991 – Вайнерман В.С. Достоевский и Омск. Омск, 1991. С. 68–90.
  3. Врубель 1976 – Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. Л., 1976. С. 60.
  4. Вяткин 1915 – Вяткин Г.А. О Врубеле // Сибирский день. Томск. 1915. Вып. 2. С. 16–17.
  5. Вяткин 1925 – Вяткин Г.А. О художнике Врубеле. К пятнадцатилетней годовщине со дня смерти // Рабочий путь. Омск. 1925. 12 апреля.
  6. Девятьярова 1989 – Девятьярова И.Г. Малоизвестные плафоны М.А. Врубеля. Новая атрибуция // Художественные собрания СССР. Музей 10. М., 1989. С. 152–155.
  7. Девятьярова 2000 – Девятьярова И.Г. Художественная жизнь Омска XIX – первой четверти ХХ века. Омск, 2000. С. 32–36.
  8. Декабристы. Биографический справочник / Под ред. М. В. Нечкиной. М., 1988.
  9. Иванов 1910 – Иванов А.П. М.А. Врубель. Опыт биографии // Искусство и печатное дело. 1910. № 4. С. 120.
  10. Мартынов 1940 – Мартынов Л.Н. Крепость на Оми. Омск, 1940. С. 48.
  11. Мартынов 1985 – Мартынов Л.Н. Воздушные фрегаты. Новеллы. Омск, 1985. С. 145.
  12. Митин 1926 – Митин К. Вечер памяти М. А. Врубеля // Рабочий путь. Омск, 1926. 17 апреля.
  13. Палашенков 1967 – Палашенков А.Ф. Памятники и памятные места Омска и Омской области. Омск, 1967. С. 204
  14. Потанин 1896 – Потанин Г.Н. В юрте последнего киргизского царевича // Русское богатство. 1896. № 8. С. 77–78.
  15. Сверчков 1976 – Сверчков Н.К. Счастье. Воспоминания художника. Чебоксары, 1976. С. 54.
  16. Сорокин 2009 – Сорокин А.С. Записки Врубеля / Публикация и комментарий И.Г. Девятьяровой // Сборник научных трудов Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Омск, 2009. С. 149–152.
  17. Суздалев 1984 – Суздалев П.К. Врубель. Личность. Мировоззрение. Метод. М., 1984. С. 31.
  18. Яневская 1975 – Яневская С.В. Омский драматический. Омск, 1975. С. 7.

References

  1. A.L., (1923), “Na kulturnom fronte. Vecher rabotnikov kultury`” [On the cultural front. Evening of cultural workers], Rabochy put [Worker’s Path], Omsk, 24 yanvarya.
  2. Vainerman, V.S. (1991), Dostoevsky i Omsk [Dostoevsky and Omsk], Omsk, Russia, pp. 68–90. 
  3. Vrubel. Perepiska. Vospominaniya o khudozhnike [Correspondence. Memories of an artist], Iskusstvo, Leningrad, Russia.
  4. Vyatkin, G.A. (1915), “O Vrubele” [About Vrubel], Sibirsky den, Tomsk, Issue 2. pp. 16–17.
  5. Vyatkin, G.A. (1925), “O khudozhnike Vrubele. K pyatnadtsatiletney godovshchine so dnya smerti” [About the artist Vrubel. To the fifteenth anniversary of his death], Rabochy put, Omsk, 12 aprelya.
  6. Devyatyarova, I.G. (1989), “Maloizvestnye plafony M.A. Vrubelya. Novaya atributsiya” [Little-known plafonds of M.A. Vrubel. New attribution], Khudozhestvennye sobraniya SSSR, No 10, Moscow, Russia, p. 152–155.
  7. Devyatyarova, I.G. (2000), Khudozhestvennaya zhizn Omska XIX – pervoi chetverti XX veka [The artistic life of Omsk in 19th – the first half of the 20th], Omsk, Russia, pp. 32–36. 
  8. Ivanov, A.P. (1910), “M.A. Vrubel. Opyt biografii” [Biography experience], Iskusstvo i pechatnoe delo, No 4.
  9. Martynov, L.N. (1940), Krepost na Omi [Fortress on Om], Omsk, Russia. 
  10. Martynov, L.N. (1985), Vozdushnye fregaty. Novelly [Air frigates. Short stories], Omsk, Russia. 
  11. Mitin, K. (1926), “Vecher pamyati M.A. Vrubelya” [An evening in memory of M.A. Vrubel], Rabochy put, Omsk, 17 aprelya.
  12. Dekabristy. Biografichesky spravochnik [Decembrists. Biographical reference book], (1988), Nechkina M.V., (Ed.), Moscow, Russia.
  13. Palashenkov, A.F. (1967), Pamyatniki i pamyatnye mesta Omska i Omskoy oblasti [Monuments and memorials of Omsk and Omsk region], Omsk, Russia. 
  14. Potanin, G.N. (1896), “V yurte poslednego kirgizskogo tsarevicha” [In the yurt of the last Kyrgyz tsarevich], Russkoe bogatstvo, No 8, pp. 77–78. 
  15. Sverchkov, N.K. (1976), Schastie. Vospominaniya khudozhnika [Happiness. Memoirs of the artist], Cheboksary, Russia, p. 54.
  16. Sorokin, A.S. (2009), “Sorokin A.S. Zapiski Vrubelya. Publikatsiya i kommentarii I.G. Devyatyarovoy” [Vrubel’s Notes. Published by I. Devyatyarova], Collection of scientific works of the Omsk Museum of Fine Arts named after M.A. Vrubel, Nauka, Omsk, Russia, pp. 149–152. 
  17. Suzdalev, P.K. (1984), Vrubel. Lichnost. Mirovozzrenie. Metod [Vrubel. Personality. Worldview. Method], Izobrazitelnoe iskusstvo, Moscow, Russia.
  18. Yanevskaya, S.V. (1975), Omsky dramatichesky [Omsk Drama Theater], Omsk, p. 7.

К иллюстрациям

Ил. 3. Городской портал. Исторические снимки городов на сайте Pastvu. [Электронный ресурс]. URL: http://pastvu.com (дата обращения: 4.02.2022).

Ил. 7. Отсканировано с изд.: Дмитриева Н.А. Михаил Врубель. М., 1984. С. 6. 


[1] Свидетельств о рождении Анны в метрических книгах омских церквей не обнаружено. Запрос в Государственный архив Астраханской области о рождении Анны также не дал желаемых результатов, так как сохранились не все церковные книги указанного периода. Анна Александровна Врубель (1855–1929) – старшая сестра и друг художника. Педагог.

[2] Из записей в метрических книгах Соборо-Воскресенской церкви: Михаил родился 5 марта 1856 года; Екатерина – 5 мая 1857 года; Александр – 7 октября 1858 года. См.: Государственный Исторический архив Омской области, Омск (ГИАОО). Ф. 16. Оп. 2. Д. 183. Л. 23 об.; Д. 187. Л. 30 об.; Д. 196. Л. 63 об.

[3] ГИАОО. Ф. 16. Оп. 2. Д. 263. Л. 381 об.

[4] Александр Александрович Давыдов (1810–1885) – адмирал Российского императорского флота. Биографии известных людей. URL: https://peoplelife.ru/84959 (дата обращения: 4.02.2021).

[5] Басаргин Владимир Григорьевич. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 8.02.2021).

[6] Гинтовт Александр Людвигович. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращеия: 8.02.2021).

[7] Морковников Павел Васильевич. Русская императорская армия. URL: http://regiment.ru/bio/M/275.htm (дата обращения: 9.02.2021).

[8] ГИАОО. Ф. 2200. Оп. 2. Д. 371. Л. 7.

[9] ГИАОО. Ф. 16. Оп. 2. Д. 275. Л. 95 об. – 96.

[10] Масюк Т.В., Швецова Е.П. Знаменский Михаил Степанович (1833–1892). Альбом рисунков «Дорожные виды». 1865–1867. Каталог. С. 154–155.

[11] Имеется в виду траур по случаю смерти Александра III.

[12] К организации нового общества // Омский телеграф (Омск). 1912. 5 июля. ГИАОО.

[13] Наша заря (Омск). 1919. 4 марта. Научная библиотека Государственного Томского университета (НБ ТГУ)

[14] Литературные субботники // Русь (Омск). 1919. 10 сентября; В литературно-художественном кружке «Единой России» // Русская Армия (Омск). 1919. № 194. 9 сентября. НБ ТГУ

[15] ГИАОО. Ф. 300. Оп. 1. Д. 50. Л. 60–61. Хроника. Вечер памяти Врубеля // Рабочий путь (Омск). 1923. 28 апреля.

[16] ГИАОО. Ф. 300. Оп. 1. Д. 50. Л. 60–61; Хроника. Вечер памяти Врубеля // Рабочий путь (Омск). 1923. 28 апреля. Омская государственная областная научная библиотека им. А.С. Пушкина

Поделиться:

Авторы статьи

Image

Информация об авторе

Ирина Г. Девятьярова, кандидат исторических наук, Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, Омcк, Россия, 644043, Омск, ул. Ленина, д. 3; sanfira9@mail.ru

Author Info

Irina G. Devyatyarova, Cand. of Sc. (History), Omsk Museum of Fine Arts named after М. Vrubel, Omsk, Russia; 3 Lenin St, 644043 Omsk, Russia; sanfira9@mail.ru