Музейно-выставочная презентация творчества В.К. Бялыницкого-Бирули в контексте эволюции пейзажного жанра

Светлана В. Строгина

Национальный художественный музей Республики Беларусь, филиал «Музей В.К. Бялыницкого-Бирули», Могилев, Беларусь, strogina.2015@yandex.ru

Аннотация

В статье проведен аналитический обзор лирико-поэтических произведений художника, представленных в мемориальном музее В.К. Бялыницкого-Бирули (Могилев) – филиале Национального художественного музея Республики Беларусь (Минск). На примере постоянной экспозиции «Искусство В.К. Бялыницкого-Бирули первой половины ХХ века» рассмотрена музейно-выставочная презентация творчества В.К. Бялыницкого-Бирули в контексте эволюции пейзажного жанра. В описываемом экспозиционном пространстве художественная ценность пейзажей рассматривается в органичном единстве творчества и мировоззрения мастера на фоне общих эстетических тенденций его эпохи. Особое внимание в статье уделено анализу содержательной стороны искусства В.К. Бялыницкого-Бирули, исследованию его индивидуальной художественной концепции.

Ключевые слова:

русское искусство конца XIX – начала XX века, лирический пейзаж, Витольд Бялыницкий-Бируля, передвижники, мемориальный пейзаж

Для цитирования:

Строгина С.В. Музейно-выставочная презентация творчества В.К. Бялыницкого-Бирули в контексте эволюции пейзажного жанра // Academia. 2023. № 4. C. 498–512. DOI: 10.37953/2079-0341-2023-4-1-498-512

Museum and exhibition presentation of the works of Vitold K. Bialynitsky-Birulya in the context of the evolution of the landscape genre

Svetlana V. Strogina

National Art Museum of the Republic of Belarus, branch Museum of V.K. Byalynitsky-Birulya, Mogilev, Belarus, strogina.2015@yandex.ru

Abstract

The article provides an analytical review of the lyrical and poetic works of the artist, presented at the Vitold K. Bialynitsky-Birulya Memorial Museum (Mogilev). Using the permanent exposition “The Art of Vitold K. Bialynitsky-Birulya of the first half of the 20th century” as an example, the museum and exhibition presentation of the works of Vitold K. Bialynitsky-Birulya is examined in the context of the evolution of the landscape genre. The artistic value of the landscapes is considered in the organic unity of the master`s creative work and worldview against the backdrop of the general aesthetic tendencies of his era. The article pays special attention to the analysis of the content side of Vitold K. Bialynitsky-Birulya`s art, exploring his individual artistic concept.

Keywords:

Russian Art of the late 19th – early 20th century, lyrical landscape, Vitold K. Byalynitsky-Birulya, Itinerants, Memorial Landscape

For citation:

Strogina, S.V. (2023), “Museum and exhibition presentation of the works of Vitold K. Byalynitsky-Birulya in the context of the evolution of the landscape genre”, Academia2023, no 4, pp. 498–512. DOI: 10.37953/2079-0341-2023-4-1-498-512

Человек неповторим и неподражаем, как и эпоха, в которую он живет. Творчество Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бирули (22.01.1872[1]–18.06.1957) проявляет свое время через уникальные по настроению и пластической поэзии пейзажные образы, в которых личная биография и творчество неразделимы. В советском искусствоведении произведения В.К. Бялыницкого-Бирули рассматривались как классический пример продолжения устойчивой традиции пейзажной живописи конца ХІХ – начала ХХ века. Главным достижением мастерства в этом контексте считались и считаются лирические пейзажи художника.

Научное исследование и знание процессов, происходивших в изобразительном искусстве на рубеже XIX–XX веков, в настоящее время приобретает особую актуальность в связи с возможностью нового, исторически более удаленного взгляда на них. Между тем, полноценный научно-исследовательский труд, который был бы посвящен изучению специфики произведений В.К. Бялыницкого-Бирули, до сих пор отсутствует. Отдельные исследования – одна из первых обзорных статей о творчестве художника Германа Жидкова [Жидков 1953] и монография Николая Туровникова [Туроўнікаў 1959], статьи Леонида Дробова в книге «Живопись советской Белоруссии» [Дробов 1979], а также научно-популярные издания последних лет, посвященные В.К. Бялыницкому-Бирули [Бялыніцкі-Біруля 2013; Бялыницкий-Бируля 2019] – лишь фрагментарно раскрывают данную тему.

Ил. 1. Национальный художественный музей Республики Беларусь, филиал «Музей В.К. Бялыницкого-Бирули», Могилев. Современная фотография.

В связи с общей фундаментальной основой в подходе к изложению материала отметим «Историю белорусского искусства» – первое научное издание в шести томах, которое обобщает многовековой опыт развития белорусского изобразительного искусства от истоков до 1990-х годов. В третьем, четвертом и пятом томах мы можем встретить лишь небольшие разделы, посвященные жизни и творчеству В.К. Бялыницкого-Бирули.

В третьем томе, который охватывает период с конца XVIII века до Октябрьской революции 1917 года, то есть тот отрезок времени, когда Беларусь и ее искусство развивались в составе Российской империи, имя В.К. Бялыницкого-Бирули упоминается довольно часто. Причем основной акцент в связи с его поисками поставлен на развитии реалистических тенденций белорусского искусства, формирование которых шло под большим воздействием творчества петербургских и московских передвижников [Гісторыя беларускага мастацтва. Т. 3, 1989].

Четвертый том посвящен белорусскому искусству 1917–1941 годов и качественно новому направлению – социалистическому реализму. В нем также можно встретить локальные упоминания о В.К. Бялыницком-Бирули в части разговора о реалистических пейзажных тенденциях [Гісторыя беларускага мастацтва. Т. 4, 1990].

Пятый том иллюстрирует развитие искусства периода Великой Отечественной войны и первого послевоенного десятилетия. В нем особое внимание уделено работе В.К. Бялыницкого-Бирули «По следам фашистских варваров» (1942)[2], в которой мотив сожженной деревни передан художником с особым документальным драматизмом и печалью по родному месту, мечтой о встрече с ним. В этом же томе дается краткий анализ работ художника 1940-х–1950-х годов, раскрываются психологические особенности их эмоционально-выразительного, лирического по своей сути характера [Гісторыя беларускага мастацтва. Т. 5, 1992].

И все же в контексте затронутой темы стоит еще раз отметить, что наследие В.К. Бялыницкого-Бирули, в том числе коллекция изобразительного искусства, сформировавшаяся в фондах Национального художественного музея Республики Беларусь в 1950–1970 годах, в научном плане пока не стала объектом полноценного современного исследования. Мало освещены материалы важных этапных выставок В.К. Бялыницкого-Бирули, недостаточно емко проведен анализ его индивидуального творчества.

Наиболее подробная профессиональная информация о живописных произведениях В.К. Бялыницкого-Бирули представлена в первом томе каталога «Русская дореволюционная и советская живопись» в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь [Русская дореволюционная и советская живопись 1995]. Данное издание входит в серию публикаций сведений о ценностях, хранящихся в фондах Национального художественного музея. В каталоге представлены не только инвентарные сведения об экспонатах, но и приведены результаты по музейному изучению «биографии» вещей, введены более полные данные о произведениях в соответствии с научными историко-искусствоведческими требованиями. Аналогичный труд проведен и российскими коллегами в связи с собранием работ В.К. Бялыницкого-Бирули в Третьяковской галерее [Государственная Третьяковская галерея 2005].

Важным источником изучения творчества В.К. Бялыницкого-Бирули в Беларуси является знакомство с уникальным архивом художника, переданным женой художника Еленой Алексеевной Бялыницкой-Бирули Национальному художественному музею Республики Беларусь[3]. Он позволяет не только расширить сведения о биографии мастера, но и дает возможность почувствовать особенности мышления пейзажиста благодаря написанным им самим материалам[4].

К началу ХХ века В.К. Бялыницкий-Бируля обрел свой индивидуальный почерк, утвердился как сложившийся и значимый художник реалистической пейзажной живописи. В силу этого искусство Бялыницкого-Бирули во многом способствовало образованию прочной творческой связи произведений молодых советских художников-пейзажистов с наследием русского искусства ХIХ века. При этом важно отметить, что и в более поздний период творчества (1940-е–1950-е годы) художник продолжал развиваться, достигая высокого мастерства как в пластических решениях, так и в тонкой передаче пейзажных настроений изображаемого (зачастую сюжетно нового) пространства. Многолетний творческий путь художника свидетельствует о присущем ему неиссякаемом трудолюбии, о серьезном отношении к выбору мотива, темы, живописных материалов и об умелом владении ими.

Ил. 2. В.К. Бялыницкий-Бируля. Час тишины. Озеро Удомля. 1911. Холст, масло. 94х131.
© Национальный художественный музей Республики Беларусь, филиал «Музей В.К. Бялыницкого-Бирули», Могилев. 

Все эти выводы-характеристики позволяет сделать и наглядно подтвердить богатая коллекция произведений В.К. Бялыницкого-Бирули, около пятисот живописных работ [Русская дореволюционная и советская живопись 1995, с. 64], которые, так же, как и архив, передала жена художника на его историческую родину в Беларусь. Необходимость музейно-выставочной презентации творческого наследия мастера привела к важному историко-культурному решению – открытию филиала Государственного художественного музея БССР, посвященного крупнейшему пейзажисту ХХ века, уроженцу Могилевской губернии Витольду Каэтановичу Бялыницкому-Бируле (ил. 1). Приказ Министерства культуры БССР был подписан в 1979 году[5], однако его воплощение потребовало нескольких лет.

В связи с тем, что дом в имении Крынки Могилевской губернии, где родился художник, не сохранился, для музея был выбран двухэтажный особняк в Могилеве – памятник жилой архитектуры конца XVII века в стиле позднего барокко (1698) [Дзяржаўны спіс 2009, с. 449]. Открытие в качестве филиала Государственного художественного музея БССР (ныне – Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) состоялось 24 декабря 1982 года. После 30-летней эксплуатации здание музея в 2013 году закрыли на капитальный ремонт. Открытие новой экспозиции музея В.К. Бялыницкого-Бирули после реставрации состоялось 1 сентября 2018 года. Музей приобрел современный дизайн, во всех залах была установлена новая мебель, мультимедийное оборудование, система климат-контроля и пылеудаления.

Постоянная экспозиция музея «Искусство В.К. Бялыницкого-Бирули первой половины ХХ века», разместившаяся в четырех залах второго этажа, посвящена ретроспективному показу жизни и творчества художника. Музейное пространство формирует у зрителя восприятие индивидуальных особенностей почерка мастера, дает представление об основных этапах его биографии, развернувшейся в двух эпохах: в дореволюционной России и в СССР. В выставочном пространстве представлены как живописные произведения В.К. Бялыницкого-Бирули (большие полотна и этюды), так и личные вещи художника, находившиеся ранее на его даче «Чайка», построенной в стиле модерн в 1913 году в Тверской губернии, и в московском доме. Кроме того, в экспозицию включены документы и награды художника, принадлежавшие ему произведения пластики и декоративно-прикладного искусства.

Уроженец белорусской земли Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля достаточно рано покинул родные края. Прежде чем окончательно утвердиться в выборе своего главного дела жизни, будущий пейзажист окончил пятилетний курс Киевского Владимирского кадетского корпуса. В Киеве же он начал заниматься в рисовальной школе Николая Мурашко, известного в то время учителя и художника. Затем была учеба в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1889–1896), где молодой художник брал уроки у таких мастеров, как И.М. Прянишников, Н.В. Неврев, С.А. Коровин, В.Д. Поленов, В.Е. Маковский, а также пользовался советами И.И. Левитана. Уже в 1904 году В.К. Бялыницкий-Бируля стал действительным членом Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), а в 1908 году получил звание академика Императорской Академии художеств, что вполне оправданно можно расценивать как признание его таланта в числе прочих передовых мастеров начала ХХ века. И.Е. Репин, например, в своем письме к пейзажисту от 14 января 1910 года отметил: «Я так привык освежаться душою перед Вашими живыми веяниями правды, простоты и свободы. / И можете себе представить, с кем бы я ни встречался, первый вопрос: ну что у вас нынче?? Что Бируля?» [Репин 1969, с. 263].

В начале ХХ века В.К. Бялыницкий-Бируля много путешествовал по Европе: был в Швеции, Голландии, Франции, Германии, Бельгии, Дании, Норвегии. Он изучал творческий опыт известных западных художников, выверяя свой путь в искусстве. В живописных произведениях Бялыницкого-Бирули начала ХХ века нашли свое отражение характерные приемы его творчества, на реалистической основе синтезирующего элементы деликатной пластической стилизации. Из дореволюционных работ художника, в создании которых определяющую роль сыграли традиции русской реалистической живописи второй половины XІX века, в экспозиции мемориального музея представлены такие произведения, как картина «Час тишины. Озеро Удомля» (1911, Национальный художественный музей Республики Беларусь[6]), принесшая ему золотую медаль на Международной выставке в Мюнхене (1911) и бронзовую медаль на Международной выставке в Барселоне (1911), произведения «Зимний сон» (1911), «Начало весны» (1910-е), «Терраса» (1915).

Ил. 3. В.К. Бялыницкий-Бируля. Начало весны. 1910-е. Холст, масло. 145х113,5.
© Национальный художественный музей Республики Беларусь, филиал «Музей В.К. Бялыницкого-Бирули», Могилев. 

Уже по самым ранним работам художника можно судить о его серьезном отношении к материалам живописи и профессиональном умении владеть ими. Например, пейзаж «Час тишины. Озеро Удомля» (ил. 2), представленный в первом зале, был исполнен художником на среднезернистом плотном холсте, покрытом тонким слоем эмульсионного грунта. Данный грунт обладает свойством слегка впитывать в себя масло из красок. За счет этого живописная поверхность стала матовой, а краски приобрели необычайную мягкость и нежность. В построении красочной (мажорно звучащей) гаммы пейзажа художник шел от нежных сероватых тонов неба к блекло-голубым тонам дали, переходящим в серо-голубые теплые тона переднего плана озера. Благодаря этим мастерски достигнутым переходам он добился передачи тончайших оттенков в выражении лирического настроения пейзажного образа [Виннер 1965, с. 8].

Как мы уже упомянули выше, в 1911 году, участвуя по приглашению Петербургской Академии Художеств в выставке отдела русских художников в несохранившемся до наших дней Стеклянном дворце в Мюнхене (Glaspalast; ныне на этом месте располагается Дом искусств), Бялыницкий-Бируля получил золотую медаль за эту картину. В связи с его международным признанием важно отметить, что с 1912 года художник становится постоянным участником Мюнхенского Сецессиона.

В 1910-е годы Бялыницкий-Бируля пишет пейзаж «Начало весны» (ил. 3). Поэтично расположены на берегу деревья, неспокойное течение реки, подтаявшие снежные сугробы передают нам своеобразие первых ярких и солнечных весенних дней. Еще холодно, еще много снега на берегу, но во всем уже чувствуется пробуждение природы. Превосходно передана художником талая вода, своим колористическим звучанием органично сочетающаяся с характерной для пейзажиста серо-голубой гаммой осевшего снега, золотисто-коричневыми тонами кое-где обнажившейся земли.

Картина написана на плотном льняном холсте. Кладка красок в теневых и полутеневых местах велась очень легко, тончайшими слоями полупрозрачных тонов. Чередующиеся преимущественно длинные и частично короткие горизонтальные мазки с необычайной мягкостью и легкостью моделируют и лепят формы. В световых местах кладка ведется легко положенными корпусными мазками свинцовых белил. Найденные художником в этом пейзаже технические приемы наиболее удачно отвечали его широкой манере письма [Виннер 1965, с. 9].

Новые ориентиры в современном научном подходе к изучению и выставочной репрезентации творчества Бялыницкого-Бирули связаны с отслеживанием модификаций его образной системы в постреволюционный период. Дело в том, что, будучи официально одобренным и поддерживаемым советской властью художником, Бируля в искусствоведческой литературе преже всего рассматривался как живописец, удобно вписывающийся в стилистику социалистического реализма 1930-х–1950-х годов, в котором черты реалистической живописи соединились с идеологическими требованиями эпохи. Подобное отношение не позволило на индивидуальном уровне обратить серьезное аналитическое внимание на такие его произведения, как «Заполярье. Осенний полдень у Белого моря» (1933), «Баренцево море. Заполярье» (1935–1937) и другие работы, которым посвящен второй зал экспозиции музея.

Оставаясь верным своему почерку и собственному восприятию натуры, продолжая обращаться к мотивам, уже ставшим к началу столетия характерными (об этом свидетельствуют работы, написанные в 1920-е–1930-е годы в Подмосковье и Тверской области), после образования Союза ССР В.К. Бялыницкий-Бируля все же испытал определенные перемены в развитии своей образной системы. Значительно расширилась география пейзажных сюжетов мастера. Так, напимер, в 1930-е годы Бируля трижды выезжал для работы в Заполярье (1933, 1935, 1936). Настроения и художественные открытия этого путешествия нашли отражение в серии этюдов[7].

Ил. 4. В.К. Бялыницкий-Бируля. Заполярье. Осенний полдень у Белого моря. 1933. Картон, масло. 45х58.
© Национальный художественный музей Республики Беларусь, филиал «Музей В.К. Бялыницкого-Бирули», Могилев. 

Самостоятельными темами в его творчестве служат индустриальный и морской пейзаж. Именно на этих новых аспектах творчества художника и сделан акцент во втором зале музея. Большинство работ его экспозиционного пространства – этюды. Подобный факт обусловлен стремлением показать одну из индивидуальных профессиональных граней художника – присущее ему мастерство создания этюдов, многие из которых обладают качествами законченных произведений, не теряя при этом свежести, непосредственности впечатления, тонкости в передаче настроений.

В связи с этим стоит обратить внимание на особенности использования художником фактуры основания, в частности, обыкновенного тонированного желтого картона. Этюд «Заполярье. Осенний полдень у Белого моря» (1933) (ил. 4) выполнен на листе древесного желтого картона, сплошь покрытого тончайшим слоем серо-голубой матовой масляной краски, являющейся основным камертоном всего произведения. Живопись водной глади моря в картине «Баренцево море. Заполярье» (1935–1937) также построена на включении в нее голубовато-серой тонировки, по которой при вторичной прописке более длинными, горизонтально нанесенными мазками проложен нежный голубой тон воды, мягко отражающий небо. Приведенные примеры выразительно демонстрируют то внутреннее, эмоционально обусловленное лирическим строем натуры художника колористическое тяготение, при котором серо-голубую тонировку он использовал как основную. Важно отметить, что, несмотря на музыкальность мышления, для В.К. Бялыницкого-Бирули характерно стремление связать свою работу в области пейзажа с утверждением общественно-значимой темы.

Ил. 5. В.К. Бялыницкий-Бируля. Михайловское. Домик няни А.С. Пушкина Арины Родионовны. 1936. Картон, масло. 44,8х58.
© Национальный художественный музей Республики Беларусь, филиал «Музей В.К. Бялыницкого-Бирули», Могилев. 

Из документальных источников в этой связи интересны хранящиеся в фондах НХМ РБ письма к дочери. Художник, например, был свидетелем того, как в 1933 году самоотверженными усилиями Экспедиции подводных работ особого назначения (Эпрон) со дна Белого моря был поднят ледокол «Садко», отбуксированный затем в Архангельск. Моряки подарили Витольду Каэтановичу прибор для завтрака, пробывший под водой на ледоколе 18 лет, который ныне хранится в фондовой коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь. Побывал Бялыницкий-Бируля и в Хибиногорске. Из Хибиногорска 3 октября 1935 года художник писал дочери и журналисту И.П. Абрамскому: «Красиво здесь до боли! Кругом озера Вудьяр по склону до гор создана обогатительная фабрика, фосфорный завод, расположенный в ущелье, рудники с бегающими по ним поездами по склону высокой горы. А вечером все в огнях! <…> Я пленен красотой, поражен победой человека над дикой природой, над стихией <…> Повидав все и побывав везде, я буквально увидел сказку наяву!»[8]

В 1935 году в связи с подготовкой к выставке «Индустрия соцреализма» Витольд Каэтанович побывал в совхозе «Гигант», в коммуне «Сеятель», на Кореневской опытной селекционной станции, ездил в Донбасс, на металлургический комбинат «Азовсталь» в Мариуполе (УССР). На основе материалов, собранных во время этих поездок, художник создал серию индустриальных пейзажей («Опытные поля. Этюд», 1929; «Поля», 1930; «Домики на краю поля», 1930-е).

Ил. 6. В.К. Бялыницкий-Бируля. Святогорский монастырь. Пушкинские места. 1936. Картон, масло. 58,4х45.
© Национальный художественный музей Республики Беларусь, филиал «Музей В.К. Бялыницкого-Бирули», Могилев. 

В контексте развития типологии пейзажного жанра следует напомнить, что В.К. Бялыницкий-Бируля – один из создателей мемориального пейзажа. Среди его работ немало сюжетов посвящено изображению памятных мест, связанных с жизнью известных деятелей русской истории и культуры: Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, П.И. Чайковского и других. В музее эта сторона творчества художника представлена этюдами «Михайловское. Домик няни А.С. Пушкина Арины Родионовны» (1936) (ил. 5), «Святогорский монастырь. Могила А.С. Пушкина» (1936) (ил. 6), «Тригорское. Береза у реки Сороть» (1936) (ил. 7), «Клин. Сад П.И. Чайковского. После весеннего дождя» (1942) (ил. 8), «Клин. Дом П.И. Чайковского» (1942) (ил. 9). Поэтичность и лиризм картин, музыкальность их живописного решения созвучны одухотворенной поэзии Пушкина и музыке Чайковского.

Ил. 7.  В.К. Бялыницкий-Бируля. Тригорское. Береза у реки Сороть. 1936. Этюд к одноименной картине 1936–1937. Картон, масло. 44,5х57,3.
© Национальный художественный музей Республики Беларусь, филиал «Музей В.К. Бялыницкого-Бирули», Могилев. 

В 1936 году художник готовится к юбилейной Всесоюзной Пушкинской выставке (к 100-летию со дня смерти поэта. Открытие состоялось 16 февраля 1937 года в Государственном историческом музее). В основном выставка была отчетом художника за труд в советское время. Были представлены циклы пейзажей «Север», «Донбасс», «Пушкинские места», «Горки Ленинские». В 1937 году в доме Красной Армии состоялась 2-я юбилейная выставка художника. Указом правительства от 20 марта 1937 года Бялыницкому-Бируле было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

Ил. 8. В.К. Бялыницкий-Бируля. Клин. Сад П.И. Чайковского. После весеннего дождя. Этюд. 1942. Картон, масло. 46,5х58,5.
© Национальный художественный музей Республики Беларусь, филиал «Музей В.К. Бялыницкого-Бирули», Могилев. 

Переключение внимания на внешние события биографии художника органично подводит к экспозиции третьего зала музея, в котором осуществлена попытка отразить уклад жизни Бялыницкого-Бирули, используя его мебель и личные вещи. Основной акцент в данном зале сделан на обстановке и витринах с предметами декоративно-прикладного искусства.

Ил. 9.  В.К. Бялыницкий-Бируля. Клин. Дом П.И. Чайковского. 1942. Картон, масло. 57,8х46.
© Национальный художественный музей Республики Беларусь, филиал «Музей В.К. Бялыницкого-Бирули», Могилев. 

В четвертом зале представлены произведения В.К. Бялыницкого-Бирули, относящиеся к позднему периоду его творчества – 1940-м–1950-м годам. Они дают достаточно полное представление о характере и особенностях пластических поисков живописца этого времени. Так, например, выставленную в этом зале картину «Кружева зимы» (1947–1948) (ил. 10) можно назвать импрессионистической. Художник добивается цветовой вибрации воздушной среды. Достигается это полутонами, тончайшей нюансировкой бледно голубой, нежно-желтой и перламутровой красок, органично передающих не только материальный образ пейзажа, но и глубину авторского переживания.

Образ холодной весны с ярким солнцем и чистым воздухом создан в картине «Голубой весной» (1942). Чрезвычайная тонкость цветового решения характерна для пейзажа «Пришла весна» (1951), в котором воссоздан образ мягкой зимы средней полосы России.

Ил. 10. В.К. Бялыницкий-Бируля. Кружево зимы. 1947–1948. Холст, масло. 80х100,5.
© Национальный художественный музей Республики Беларусь, филиал «Музей В.К. Бялыницкого-Бирули», Могилев. 

В.К. Бялыницкий-Бируля был прекрасным знатоком природы, чувствовал ее тончайшие оттенки и состояния. Природу он воспринимал в постоянном движении, переменах, с особым лирическим восхищением улавливая жизненную силу и красоту переходного времени года. На примере целого ряда полотен можно проследить, как художник изображает постепенное оживление природы весной. В произведении «Лесная речка зимой» (1943) он передает завершение зимы. Потемневший снег лежит на берегах речки и только начинает таять. Природа едва-едва просыпается. Совсем темной стала талая вода в реке. Влажный туман окутал деревья. Воздух наполнился еле уловимым теплом. Палитра художника в этой картине не очень богатая, живописец использует в основном два цвета – черный и белый, но в их промежутках он добивается чудесных эффектов, тончайших нюансов, расширяющих эмоциональное звучание образа.

Особенно значимым с точки зрения общественного признания творческих заслуг В.К. Бялыницкого-Бирули стал 1947 год: ему присвоили звание народного художника РСФСР (звание народного художника БССР он получил в 1944 году), а также избрали действительным членом Академии художеств СССР. Важным событием 1947 года был приезд Витольда Каэтановича в Беларусь впервые за много лет. С мая и до середины июня художник жил и работал на Белой даче в окрестностях Минска. Здесь он написал 22 этюда, которые стали основой цикла картин, посвященных малой родине, среди них – «Беларусь. Начало лета» (1947) (ил. 11), «Беларусь. Зеленый май» (1947) (ил. 12), эмоциональное содержание которых подчинено главной мысли автора: жизнь торжествует, побеждая смерть и разруху. Примечательна в этом контексте сделанная художником дневниковая запись: «Дней, проведенных в родной Белоруссии, я не могу забыть и не забуду до самой смерти <…> Была мысль: когда мне удастся изобразить на холсте возрождение родной земли, показать исключительное трудолюбие моего народа, я буду счастливый»[9].

Ил. 11. В.К. Бялыницкий-Бируля. Беларусь. Начало лета. 1947. Холст, масло. 100х130.
© Национальный художественный музей Республики Беларусь, филиал «Музей В.К. Бялыницкого-Бирули», Могилев. 

Бялыницкий-Бируля оттачивал мастерство, переходя к языку камерных по интонации, но при этом монументально звучащих образов. Так в живописи Витольда Каэтановича рождалось то, что принято называть «лирическим пейзажем». Через пейзаж, понятый как определенное состояние природы, через эмоциональное развитие конкретного мотива он раскрывал содержание, значимое в масштабе глубоких философско-поэтических обобщений. Присущее пейзажным образам Бялыницкого-Бирули понимание жизни природы обретает особую подлинность еще и потому, что даже большие, вполне законченные картины он писал, прочно опираясь на натуру. При анализе творчества художника важно иметь в виду характерный для него принцип: в основу картин он клал натурный этюд, в котором уже была намечена основная тема и схвачено общее настроение будущего произведения.

Ил. 12. В.К. Бялыницкий-Бируля. Зеленый май. 1947. Холст, масло. 99,7х130.
© Национальный художественный музей Республики Беларусь, филиал «Музей В.К. Бялыницкого-Бирули», Могилев. 

Пейзажные образы В.К. Бялыницкого-Бирули запоминаются не своей броскостью, яркостью и декоративностью, а, прежде всего, отличающей их скромностью, задумчивостью, уютом и покоем. Сюжеты художника лаконичны, а композиции просты. Особое внимание Бялыницкий-Бируля уделяет изображению света и воздуха, которые у него приобретают важную роль в передаче эмоционального состояния природы и позволяют объединить изображение в единое целое. Ограниченность цветовой гаммы, построенной на сближенных, почти монохромных тонах, можно считать характерной для всего творчества художника. Это своеобразные музыкальные ноктюрны, созвучные музыке Петра Чайковского, Фредерика Шопена, мелодиями которых живописец наслаждался с детства. Именно мелодичностью, глубиной, умиротворенностью, молитвенной тишиной привлекают картины этого периода.

«В живописи, – говорил Витольд Каэтанович, – нужно не рассказывать о чем-нибудь, а показывать, что чувствует человек. Это и есть то, что мы называем „изобразительным“ искусством. Нужно писать свои волнения, свои эмоции, которые не дают покоя человеческой душе, когда он видит окружающую жизнь. Это очень сложно. Все время нужно быть наготове: как только ты сам взволновался – тебе стало печально или радостно от того, что вот засияли росы на желтом козельце или исчезают краски вечерней зари – спеши к полотну! Художник тот, кому не хватает терпения показать увиденное и прочувствованное. Напиши пейзаж так, чтобы всем, кто его увидит, появилось желание вместе с тобой приветствовать радостной песней утро, появилось бы желание славить жизнь: „И я проснулся! И я живу! Я действую!“. Вот это художники…»[10].

На современном этапе развития искусствознания переосмысление значения творчества В.К. Бялыницкого-Бирули первой половины ХХ века открывает новые перспективы как для исследования эволюции жанровой специфики пейзажной живописи этого периода, так и для изучения творчества самого художника. И постоянная экспозиция в музее В.К. Бялыницкого-Бирули в Могилеве – яркое тому подтверждение. На новом этапе своей жизни, начавшемся после реконструкции 2018 года, он успел стать значимым выставочным и культурным центром региона. Будучи современной художественной галереей, отвечающей всем требованиям мировых стандартов, музей проводит выставочные проекты самого высокого уровня, в том числе и посвященные В.К. Бялыницкому-Бируле. Кроме того, музейная площадка служит местом проведения и других культурно значимых мероприятий (концертов классической музыки, поэтических вечеров, лекционных занятий), находя новые варианты своего развития и совершенствования.

Систематизируя наблюдения, сделанные в ходе работы над программой постоянной экспозиции музея «Искусство В.К. Бялыницкого-Бирули первой половины ХХ века», можно заключить, что лирико-поэтические черты творчества художника и по сей день восхищают зрителей и обнаруживают свое влияние не только в работах прямых учеников и современников мастера, но и в поисках пейзажистов последующих поколений.

Литература

  1. Бялыницкий-Бируля 2019 – В.К. Бялыницкий-Бируля: Вновь зацвела весна / сост. О.В. Давидович. Минск: Беларуская Энцыклапедыя імя Петруся Броўкі, 2019.
  2. Виннер 1965 – Виннер А.В. Как работают мастера живописи. М., 1965.
  3. Государственная Третьяковская галерея 2005 – Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись конца XIX – начала XX века. Т. 5. М., 2005. С. 74–76.
  4. Жидков 1953 – Жидков Г.В. Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля. М., 1953.
  5. Репин 1969 – Репин И.Е. Избранные письма в двух томах. 1867–1930. М., 1969. Т.2. Письма. 1893–1930.
  6. Русская дореволюционная и советская живопись 1995 – Русская дореволюционная и советская живопись в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь Каталог в двух томах. / Сост. Р.Г. Бадин, Т.И. Карандешева, Т.А. Резник и др. Минск, 1995. Т. 1 [А−И]. С. 64–196.
  7. Дробов 1979 – Дробов Л.Н. Живопись Советской Белоруссии. Мінск, 1979. C. 46, 50, 63, 64, 102, 108.
  8. Бялыніцкі-Біруля 2013 – Вітольд Бялыніцкі-Біруля. Витольд Бялыницкий-Бируля. Vitolg Byalynitsky-Birulya. Славутыя мастакі з Беларусі. Знаменитые художники из Беларуси. Famous artists from Belarus/аўтар тэксту і складальнік У.І. Пракапцоў. Мінск, 2013.
  9. Гісторыя беларускага мастацтва. Т. 3, 1989 – Гісторыя беларускага мастацтва: У 6 т. Т. 3: Канец XVIII – пач. XX ст. / Рэдкал.: С.В. Марцэлеў (гал. рэд.) і інш.; Рэд. тома Л.М. Дробаў, В.Ф. Шматаў. Мінск, 1989. С. 10, 261, 324, 331, 335–338, 347.
  10. Гісторыя беларускага мастацтва. Т. 4, 1990 – Гісторыя беларускага мастацтва: У 6 т. Т. 4: 1917–1941 гг. / Рэдкал.: С.В. Марцэлеў (гал. рэд.) і інш.; Рэд. тома Л.М. Дробаў, В.Ф. Шматаў. Мінск, 1990. С. 94, 96, 97, 217–219.
  11. Гісторыя беларускага мастацтва. Т. 5, 1992 – Гісторыя беларускага мастацтва: У 6 т. Т. 5: 1941 – да 60-х гг. / Рэдкал.: С.В. Марцэлеў (гал. рэд.) і інш.; Рэд. тома П.А. Карнач. Мінск, 1992. С. 5, 14, 20, 36, 117, 120–123.
  12. Дзяржаўны спіс 2009 – Дзяржаўны спіс гісторыка-культурных каштоўнасцей Рэспублікі Беларусь / склад. В.Я. Абламскі, І.М. Чарняўскі, Ю.А. Барысюк. Мінск, 2009.
  13. Туроўнікаў 1959 – Туроўнікаў М.М. Вітольд Каэтанавіч Бялыніцкій-Біруля. Мінск, 1959.

References

  1. V.K. Byalyniczkij-Birulya: Vnov’ zaczvela vesna / sost. O.V. Davidovich. Minsk: Belaruskaya Encyklapedyya іmya Petrusya Broўkі [V.K. Bialynytskiy-Birulya: Once again, spring is in bloom] (2019), comp. O.V. Davidovich, Belarusian Encyclopaedia of Petrus Brody, Minsk, Belarus.
  2. Gosudarstvennaya Tret’yakovskaya galereya. Katalog sobraniya. Zhivopis’ koncza XIX – nachala XX veka [State Tretyakov Gallery. Collection catalogue. Paintings of the end of XIX beginning of XX century], Vol. 5, Skanrus, Moscow, Russia, pp. 74–76.
  3. Zhidkov, G.V. (1953), Vitol’d Kaetanovich Byalyniczkij-Birulya [Vitold Kaetanovich Byalynitsky-Birulya], Sovetskij xudozhnik, Moscow, Russia.
  4. Vinner, A.V. (1965), Kak rabotayut mastera zhivopisi [How masters of painting work], Sov. Rossiya, Moscow.
  5. Repin, I.E. (1969), Izbrannye pis’ma v dvux tomax. 1867–1930, Vol.2, Pisma, 1893–1930 [Selected letters in two volumes, 1867–1930, Vol. 2, Letters, 1893–1930], Iskusstvo, Moscow.
  6. Russkaya dorevolyucionnaya i sovetskaya zhivopis’ v sobranii Nacional’nogo xudozhestvennogo muzeya Respubliki Belarus’. Katalog v dvux tomax [Russian Pre-revolutionary and Soviet Paintings 1995 – Russian Pre-revolutionary and Soviet Paintings in the Collection of the National Art Museum of the Republic of Belarus Catalogue in Two Volumes] (1995), Sost. R.G. Badin, T.I. Karandesheva, T.A. Reznik i dr., Belarus, Minsk, Belarus, Vol. 1 [A−I]. pp. 64–196.
  7. Drobov, L.N. (1979), Zhivopis’ Sovetskoj Belorussii [Pictorial studies of Soviet Byelorussia], Vyshejsh. shkola, Minsk, pp. 46, 50, 63, 64, 102, 108.
  8. Byalyniczkij-Birulya, V.K. (2013), Вітольд Бялыніцкі-Біруля. Витольд Бялыницкий-Бируля. Vitolg Byalynitsky-Birulya. Славутыя мастакі з Беларусі. Знаменитые художники из Беларуси. Famous artists from Belarus / аўтар тэксту і складальнік У.І. Пракапцоў, Belarus, Minsk, Belarus.
  9. Гісторыя беларускага мастацтва: У 6 т. Т. 3: Канец XVIII пач. XX ст. (1989), рэдкал.: С.В. Марцэлеў (гал. рэд.) і інш.; рэд. тома Л.М. Дробаў, В.Ф. Шматаў, Навука і тэхніка, Minsk, Belarus, рр. 10, 261, 324, 331, 335–338, 347.
  10. Гісторыя беларускага мастацтва: У 6 т. Т. 4: 1917–1941 гг. (1990), рэдкал.: С.В. Марцэлеў (гал. рэд.) і інш.; рэд. тома Л.М. Дробаў, В.Ф. Шматаў, Навука і тэхніка, Minsk, Belarus, рр. 94, 96, 97, 217–219.
  11. Гісторыя беларускага мастацтва: У 6 т. Т. 5: 1941 – да 60-х гг. (1992), рэдкал.: С.В.Марцэлеў (гал. рэд.) і інш.; рэд. тома П.А.Карнач, Навука і тэхніка, Minsk, Belarus, рр. 5, 14, 20, 36, 117, 120–123.
  12. Дзяржаўны спіс гісторыка-культурных каштоўнасцей Рэспублікі Беларусь (2009), склад. В. Я. Абламскі, І.М. Чарняўскі, Ю.А. Барысюк, BIELTA, Minsk, Belarus.
  13. Туроўнікаў М.М. (1959), Вітольд Каэтанавіч Бялыніцкій-Біруля, Дзяржаўнае выдавецтва БССР, Рэдакцыя выяўленчай прадукцыі, Minsk, Belarus.

[1] См.: Метрика о рождении, выданная в 1872 году 23 мая под № 35. РГИА. Ф. 1343. Оп. 35. Ед. хр. 3333. Л. 12–12 об.

[2] Работа В.К. Бялыницкого-Бирули «По следам фашистских варваров» (1942) в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь не представлена. В монографии Н. Туровникова картина указана как собственность Московского Товарищества художников [Туроўнікаў 1959, «Список основных произведений», с. 96]. В настоящее время местонахождение картины требует уточнения.

[3] В России в связи с источниковедением отметим, прежде всего, материалы, хранящиеся в ОР ГТГ (Ф. 182: В.К. Бялыницкий-Бируля) и в РГАЛИ (Ф. 2318: В.К. Бялыницкий-Бируля).

[4] Коллекция документальных материалов В.К. Бялыницкого-Бирули, принадлежащая Национальному художественному музею Республики Беларусь (Архив НХМ РБ), включает несколько разделов: «Рукописи В.К. Бялыницкого-Бирули. Воспоминания, выступления» (1900-е годы, 1904–1905, 1925, 1928, 1948, 1951) (54 ед. хр.); «Переписка В.К. Бялыницкого-Бирули» (Письмо В.К. Бялыницого-Бирули Н.Н. Дубовскому, 1907), (Письма В.К. Бялыницкого-Бирули дочери Любе, 1936, 1939), (9 ед. хр.); «Материалы к биографии В.К. Бялыницкого-Бирули (творческой, служебной, общественной деятельности, о нем» (10 ед. хр.); «Материалы о В.К. Бялыницком-Бируле» (письма, материалы к юбилеям, выписка из писем А.А. Моравого, статьи в СМИ (14 ед. хр.); «Изобразительные материалы» (фотографии В.К. Бялыницкого-Бирули, фоторепродукции его портретов) (20 ед. хр.).

[5] Приказ Министерства культуры БССР о создании в г. Могилеве филиала ГХМ БССР – музея В.К. Бялыницкого-Бирули. 15.03.1979. Архив НХМ РБ. Ф. 164. Оп. 3. Дело № 4. Л. 2.

[6] Все описываемые произведения В.К. Бялыницкого-Бирули, экспонирующиеся в могилевском филиале, находятся в фондовом собрании Национального художественного музея Республики Беларусь (НХМ РБ), особые указания делаются только в случае иного местонахождения.

[7] Этюды Заполярья 1933 года: «Хибины», «Окрестности Хибин», «Кировск. Обогатительная фабрика», «Кировск. Фарфоровый завод», «Кировск. Железная дорога из апатитовых рудников», «Кировск. Озеро Большой Вудьявр», «Под Кировском. Озеро», «Кандалакша. Океанографический институт», «Поморье. Кресты», «Деревня старых поморов». Этюды Заполярья 1935–1937 годов: «Баренцево море. Заполярье», «Рыболовецкий колхоз на реке Териберке», «Река Териберка у Баренцева моря», «Полярная ночь. Кировск».

[8] Архив  НХМ РБ. Ф. 3. Оп. 12. Дело 46. Л. 4.

[9] В.К. Бялыницкий-Бируля. Воспоминания о поездке в Беларусь. Автограф, машипопись с правкой. 1947. Архив НХМ РБ. Ф. 3. Оп. 3. Дело 86. Л. 16.

[10] В.К. Бялыницкий-Бируля. Воспоминания о поездке в Беларусь. Автограф, машипопись с правкой. 1947. Архив НХМ РБ. Ф. 3. Оп. 12.  Дело 86. Л. 12.

К иллюстрациям

Ил. 2. Инвентарный номер КП-011702.

Ил. 3. Инвентарный номер КП-001604.

Ил. 4. Инвентарный номер КП-010529.

Ил. 5. Инвентарный номер КП-003569.

Ил. 6. Инвентарный номер КП-013354.

Ил. 7. Инвентарный номер КП-004386.

Ил. 8. Инвентарный номер КП-004388.

Ил. 9. Инвентарный номер КП-004408.

Ил. 10. Инвентарный номер КП-001008.

Ил. 11. Инвентарный номер КП-001042.

Ил. 12. Инвентарный номер КП-001041.

Поделиться:

Авторы статьи

Image

Информация об авторе

Светлана В. Строгина, заведующая филиалом, Национальный художественный музей Республики Беларусь, филиал «Музей В.К. Бялыницкого-Бирули», Могилев, Беларусь; 212030, Беларусь, Могилев, ул. Ленинская, д. 37; strogina.2015@yandex.ru

Author Info

Svetlana V. Strogina, Head of the branch, National Art Museum of the Republic of Belarus, branch of ‘V.K. Byalynitsky-Birulya Museum’, Mogilev, Republic of Belarus; 37 Leninskaya St, Mogilev, 212030, Belarus; strogina.2015@yandex.ru