Неизвестные пейзажи русских живописцев середины XIX века в собрании финского Ново-Валаамского монастыря
Сергей В. Кривонденченков
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия, s.krivondenchenkov@rusmuseum.ru
Аннотация
Статья посвящена исследованию пейзажей русских художников середины XIX века из собрания Ново-Валаамского монастыря в Финляндии. Уникальность сохранившейся коллекции заключается в том, что она, являясь ценнейшим дополнением представлений о натурной работе отечественных живописцев на Валааме, до недавнего времени не имела научного описания и не экспонировалась на территории Российской Федерации.
Ключевые слова:
русская пейзажная живопись середины XIX века, Императорская Академия художеств, остров Валаам, Ново-Валаамский монастырь, иконография
Для цитирования:
Кривонденченков С.В. Неизвестные пейзажи русских живописцев середины XIX века в собрании финского Ново-Валаамского монастыря // Academia. 2023. № 4. C. 447–456. DOI: 10.37953/2079-0341-2023-4-1-447-456
Unknown landscapes by the Russian painters of the mid-19th century in the collection of the New Valaam Monastery in Finland
Sergei V. Krivondenchenkov
State Russian Museum, St Petersburg, Russia, s.krivondenchenkov@rusmuseum.ru
Abstract
Article is devoted to the study of landscapes by Russian artists of the mid-19th century from the collection of the New Valaam Monastery in Finland. The unique miraculously preserved collection was the most valuable addition to the ideas about the domestic painters’ work from nature on Valaam, and until recently it had no scientific description and has not been exhibited on the territory of the Russian Federation.
Keywords:
Russian landscape painting of the mid-19th century, Imperial Academy of Arts, Valaam Island, New Valaam Monastery, iconography
For citation:
Krivondenchenkov, S.V. (2023), “Unknown landscapes by the Russian painters of the mid-19th century in the collection of the New Valaam Monastery in Finland”, Academia, 2023, no 4, pp. 447–456. DOI: 10.37953/2079-0341-2023-4-1-447-456
Известный немецкий историк искусства Макс Фридлендер писал: «…художники средней руки <…> могут довести знатока до полного отчаяния, особенно если речь идет о какой-нибудь переходной эпохе <…> Задача собрать их наследие становится нередко просто невыполнимой, если на помощь не приходят подписи или иные „объективные“ подсказки…» [Фридлендер 2001, с. 158]. С решением подобной задачи связано изучение русской пейзажной живописи середины XIX века. В указателях академических выставок этого «переходного» периода немало имен пейзажистов, произведения которых еще не найдены или очень редко встречаются в художественных собраниях. Удивительное открытие произошло при подготовке выставки «Валаам: двести лет в русской живописи», проходившей в Русском музее (15 ноября 2019 – 15 января 2020) и посвященной 30-летию возрождения Валаамской обители [Валаам 2019]. В коллекции Ново-Валаамского монастыря в Финляндии чудом сохранились около трех десятков русских пейзажей 1850–1860-х годов. Какова история бытования этих произведений? Почему именно это поколение отечественных живописцев обратило особое внимание на изучение природы Валаама?
Необходимо вспомнить, что исконно Валаамский архипелаг, насчитывающий более 50 островов тектонического происхождения, возник в северной части Ладожского озера. Первое письменное упоминание о монастырской обители относится к XIV веку. Однако, своего наивысшего расцвета Валаамский монастырь достиг лишь в середине XIX столетия. Во многом это было связано с организаторскими способностями игумена Дамаскина (Кононова), который был настоятелем обители на протяжении сорока двух лет с 1839 года. Точное описание его волевых качеств передает сохранившийся портрет кисти Ивана Игнатьевича Журавлева (1867, Ново-Валаамский монастырь, далее – НВМ) (ил. 1).
При Дамаскине на Валааме были построены многочисленные скиты, часовни, мастерские, мосты и другие объекты инфраструктуры, а также появились библиотека, архив, коллекция произведений изобразительного искусства [Валаам 1864]. С благословления игумена установились тесные связи обители с Императорской Академией художеств. Этому способствовало появление в 1843 году регулярного пароходного сообщения с Валаамом. Монастырь гостеприимно принимал художников в летние месяцы, а живописцы в знак благодарности дарили ему свои картины.
К ранним живописным изображениям Валаама относится картина «Вид Валаамских островов. Рассвет» (1846, 1852; НВМ) (ил. 2) малоизвестного художника «из крепостных» Андрея Иванова[1]. Вольноприходящий ученик пейзажного класса написал панорамный вид островов с натуры в 1846 году. Эта и другая фактическая информация сохранилась в обширной надписи левой части оборотной стороны холста. Текст принадлежит казначею Академии художеств Николаю Образцову, который передал картину в монастырь в 1852 году. Надпись указывает на исправления в пейзаже, сделанные академиком Василием Егоровичем Раевым, вероятно, после возвращения его из Италии. Известно, что Андрей Иванов в 1846 году экспонировал на академической выставке два вида Валаама, написанных при закате и восходе солнца.
Руководитель пейзажного класса Максим Никифорович Воробьев настоятельно прививал своим воспитанникам умение передавать поэтические образы природы с учетом изменчивых состояний погоды и времени суток. Он методично увеличивал время натурной работы учеников. Так, после принятия нового академического устава 1830 года молодым художникам разрешалось проводить летние месяцы за пределами города. Постепенно на годичных выставках наряду с «видами в окрестностях Петербурга» все чаще появлялись виды Нарвы, Выборга, Ревеля или Гельсингфорса. Пейзажисты середины XIX века искали вдохновение в первозданных ландшафтах Карельского перешейка, но идеальным местом сохранившейся «дикой» северной природы общепризнанно считался ладожский Валаамский архипелаг.
В композиции картины «Вид Валаамского монастыря с юго-западной стороны» (1853, НВМ) Ивана Григорьевича Давыдова еще просматривается зависимость живописца от «итальянских» представлений о красоте прибрежных пейзажей. Однако благодаря подобным изображениям в сознании художников утверждалось желание показать своеобразие и богатство родной природы. Неслучайно вторая валаамская картина Давыдова «Вид на острове Валааме» того же 1853 года, находящаяся сейчас в Русском музее, была признана лучшей на ежегодной академической выставке и принесла художнику большую золотую медаль.
Деревянные и каменные монастырские постройки, придорожные кресты и многие другие описательные детали произведений пейзажного жанра из финского собрания представляют бесспорную документальную ценность для изучения истории Валаама. Одним из примеров может служить «Вид Валаамского монастыря с южной стороны от Казанской часовни в 2,5 верстах от обители» (1858, НВМ) Льва Львовича Каменева. Художник старался скрупулезно передать особенности природного ландшафта с лесной вырубкой, благодаря которой в перспективе открывался выразительный белый силуэт храма. Сейчас трудно реконструировать место, с которого был написан пейзаж. Однако в дальнейшем это возможно будет сделать по названию картины. Во время научного описания и каталогизации пейзажей из Ново-Валаамского монастыря были сохранены пусть длинные, но оригинальные названия изображений согласно монастырской описи 1875 года. Для идентификации картин проводилось визуальное исследование подписей на лицевой стороне и надписей на обороте, указывающих на номер в сохранившемся списке.
Каменев специально приехал на Валаам через год после окончания Московского училища живописи и ваяния, чтобы закрепить практические навыки работы на натуре. Тогда же в 1858 году несколько месяцев в монастыре проживала дружная компания учеников пейзажного класса Академии художеств, среди которых особенно выделялся Иван Иванович Шишкин. «Нам… предложили на Совете ехать нынешнее лето на Валаам на Ладожское озеро, там монастырь, местность великолепная… и редкий год не бывает кого-нибудь из наших. Туда часто посылают на выдержку, потому там природа такая разнообразная, дикая и, следственно, трудная» [Шишкин 1984, с. 52], – писал Шишкин весной 1858 года родителям перед первым посещением обители. Ему очень понравилась жизнь в монастыре и северная природа: «Валаам живописен в высшей степени. Занятия наши на нем принесли нам пользу и успех» [Шишкин 1984, с. 53]. Перед отъездом пейзажист передал братии три картины. Одна из них в том же году была преподнесена государыне. Две другие сохранились в монастырской коллекции и имеют точную датировку.
На живописном полотне «Никоновская бухта. Валаам» (1858, НВМ) (ил. 3) запечатлен момент отплытия семьи императора Александра II и его свиты на пароходе «Александрия» 28 июня 1858 года в день памяти преподобных Сергия и Германа. Примерно через месяц в солнечный летний день 24 июля была написана картина «В церковной ограде» (1858, НВМ). Об этом свидетельствует авторская надпись в правой нижней части полотна. В тени деревьев на братском кладбище два художника рассматривают старые надгробия, а поодаль их товарищ беседует со священнослужителем. Выбранный композиционный ракурс Шишкин считал наиболее удачным. Не случайно через девять лет именно с этого места по подсказке старшего наставника Федор Васильев написал одноименную картину, которая сейчас хранится в собрании Русского музея. В 1860-е годы к ландшафту старого монастырского кладбища лишь добавился невысокий протяженный холмик – результат прокладки водопроводных труб. Его нетрудно заметить и на современных фотографиях этого места.
Совет Академии высоко оценил валаамские работы Шишкина. В декабре 1858 года пейзажист за рисунки и живописные этюды получил большую серебряную медаль. В апреле 1859 года за картину с изображением ущелья художник был удостоен малой золотой медали, а в конце мая Шишкин вместе с коллегами вновь отправился на Валаам для написания конкурсной работы. Он много времени уделял натурной работе в скалистом местечке с названием Кукко, что подтверждают рисунки и этюды, сохранившиеся в музейных собраниях. Но совсем с иной стороны предстает творчество Шишкина 1859 года в произведении «Вид Валаамского монастыря с южной стороны» (1859, НВМ). Крупноформатное полотно имеет более двух метров по горизонтали. На дальнем плане изображен островной архипелаг с миниатюрно прописанными постройками Никольского скита и Спасо-Преображенского собора. Узкая полоса суши будто зажата большими плоскостями воды и неба. Клубящиеся облака и тучи, их отражения в воде создают редкое для произведений Шишкина тревожно-эмоциональное настроение в пейзаже.
Необычный для Шишкина маринистический мотив нередко выбирал для своих произведений на Валааме его соученик Александр Васильевич Гине (Гинэ). В картине «Никоновский залив в бурю» (1859, НВМ) он восторженно передает стихийную силу бьющихся о скалы волн. В этом типичном для творчества Гине произведении просматривается совершенное знание художником отдельных природных форм и верное понимание собирательного образа суровой валаамской природы. Аполлинарий Николаевич Мокрицкий, преподававший в Московском училище живописи и ваяния, тогда же подметил, что Гине уверенно идет в своем творчестве за Шишкиным [Шишкин 1984, с. 62].
Большой островной мыс с белым крестом и отражения в воде легли в основу пейзажа «Вид Предтеченского острова с юго-западной стороны» (1860, НВМ), написанного Гине летом 1860-го года. В поисках новых впечатлений от натуры художник вместе с Шишкиным отправлялся изучать самые укромные уголки Валаама. «…На дальние этюды они ездили на лодке, иногда в сопровождении игумена Дамаскина; – вспоминала племянница Шишкина Александра Комарова, – возвращаясь домой, неконченые этюды покрывали клеенкой и прятали под скалами вместе с ящиками с красками, так как трогать было некому (кроме монахов, никто не имел права ходить по острову)» [Шишкин 1984, с. 304].
В 1860 году на Валааме работала целая группа учеников пейзажного класса Академии художеств. В дальнейшем немногие из них получили широкую известность, но в рассматриваемый период они составляли единую профессиональную семью подающих надежды пейзажистов. Глубокие размышления о смысле жизни скрыты живописном полотне «Поклонный крест по дороге на скит Всех Святых» (1860, НВМ) (ил. 4) Ивана Васильевича Волковского[2]. Лаконичный пейзаж, вытянутый по вертикали, заставляет задуматься о бренности всего земного: большой придорожный крест на ближнем плане, удаляющаяся дорога с запряженной лошадью и в дымке на горизонте, будто в другом мире, белеющий храм. Сохранилась и эта дорога, и каменный крест с высеченной надписью времени установки сакрального памятника (ил. 5).
Поэтическое настроение покоя и умиротворения передает живописное полотно «Кукинский залив с южной стороны. Валаам» (1860, НВМ) (ил. 6) кисти рано ушедшего из жизни Дмитрия Васильевича Вележева. В правой части пейзажа в глубине лесного массива находится «шишкинское» местечко натурной работы Кукко (ил. 7). В том же 1860 году на академической выставке Волковский и Вележев представили по одной валаамской работе, и оба были удостоены малых серебряных медалей. Пейзажи этих художников из собрания Ново-Валаамского монастыря – редкие сохранившиеся произведения малоизвестных живописцев середины XIX века. Из написанных ими масляными красками работ известны еще лишь три произведения: два кисти Волковского – этюд «Пейзаж с дубом» (Ульяновский областной художественный музей) и «Украинский пейзаж» (Вологодская областная картинная галерея), одна картина Вележева – «У реки» (Тульский музей изобразительных искусств).
В произведении «Пустынька игумена Дамаскина» (1860, НВМ) Юлия Ивановича Феддерса[3], в отличие от гармонии в пейзаже Вележева, появляется ощущение беспокойства и тревоги. Посредством динамичных светотеневых переходов художник подчеркивает изменчивый характер валаамской погоды. Вечернее освещение, создающее длинные тени от предметов, оживляет вечерний пейзаж «Скитская дорога у Каменного моста. Валаам» (1860, НВМ) малоизвестного художника И. Чернова[4]. В пейзаже просматривается определенное однообразие и сухость в передаче куп деревьев, но при этом художник подробно выписывает особенности рельефа отвесной скалы на ближнем плане. Нюансы колористического решения отличают произведение «Псково-Печерская часовня. Валаам» (1860, НВМ) Федора Федоровича Баганца[5]. Градации зеленого цвета – от нежно-светлого к темному – оттеняются серой дымкой лесных далей. Позднее Баганц стал пользоваться советами Алексея Петровича Боголюбова. Вероятно, это повлияло на выбор сюжета для произведения «Каменный мост у Владимирской часовни. Валаам» (1861, НВМ). Здесь Баганц внимательно выписывает арочные формы моста и зеркало воды на ближнем плане. Этот мост из природного камня был построен на главной монастырской дороге в 1861 году. Художники были свидетелями важных изменений в жизни обители и старались запечатлеть их на своих полотнах.
Единственной известной сейчас работой вольноприходящего ученика пейзажного класса Александра Елисеевича Воронкова является произведение «Никольский скит. Валаам» (1861, НВМ). С топографической точностью он изобразил форму Никольского острова и монастырские постройки. Однако, стремление художника к обобщению пейзажного образа приводит к условной трактовке воды и неба. В октябре 1861 года, согласно отрывочным биографическим сведениям, Воронков был арестован по университетскому делу и заключен в Петропавловскую крепость. Дальнейшая его судьба была связана с преподавательской деятельностью, как и вольноприходящего ученика пейзажного класса Петра Павловича Брукса.
Картина Брукса «Склон горы под монастырским кладбищем» (1862, НВМ) представляет необычный по композиции фрагмент пейзажа. Живописец подчеркивает своеобразную красоту обыденного монастырского уголка природы. Интересно, что подпись и дата в правом нижнем углу нанесены краской зеленого цвета. Безусловно, творчество этого малоизвестного художника требует дальнейшего изучения, если его работы будут обнаружены в других собраниях.
Архаичные изобразительные приемы отличают «Вид Валаама» (1850–1860-е, НВМ) практически неизвестного художника середины XIX века. При исследовании живописного полотна было обнаружено, что в подписи фамилии утрачены две гласные буквы. Среди возможных авторов фигурирует ученик Императорской Академии художеств Николай Васильевич Асанов, в 1863 году удостоенный звания свободного художника.
С 1858 года на протяжении многих лет в монастырь приезжал пейзажист Петр Иванович Балашов. Его творческие связи с обителью получили широкую известность, главным образом, благодаря альбому из 26 литографий с видами Валаама, выпущенному в Петербурге в 1863 году (НВМ, Старо-Валаамский Ладожский монастырь). В собрании Ново-Валаамского монастыря хранится восемь живописных произведений Балашова. Запечатленная природа на его полотнах нередко оживлена присутствием человека. В картине «Посещение 28 июня 1858 года Валаама императором Александром II» (1858) она величественна, в произведении «Пейзаж с сидящим на камнях монахом. Валаам» (1858) спокойно-задумчива, в живописном полотне «Внутреннее озерко. Валаам» (1860) – наполнена таинственной романтикой, в панорамах «Дорога в конце Монастырского залива. Валаам» (1858) (ил. 8), «Вид Валаама. Пейзаж с косцом» (1860) и «Вид Никольского скита с восточной стороны. Валаам» (1861, все – НВМ) – бытописательна и проста. Фантастическими и эффектными выглядят редкие зимние изображения «Ледяные горы на Валааме» (1861) и «Скала близ Никонова. Валаам» (1866, обе – НВМ) (ил. 9). Здесь особенно привлекают внимание фигурки оленей, как и в произведении монаха Афиногена «Вид на Коневский скит. Валаам» (1873, НВМ). У последнего не было художественного образования, но он занимался иконописью в монастыре.
Валаамскую мастерскую конца XIX века можно представить по небольшому живописному полотну «Иконописная мастерская» (1898, НВМ) Владимира Архиповича Бондаренко. В 1894 году он принимал участие в организации монастырской школы рисования и живописи. К этому времени посещение Валаама учениками Императорской Академии художеств перестало быть обязательным и носило скорее исключительный характер.
Каким же образом произведения русских пейзажистов середины XIX века попали в Ново-Валаамский монастырь? После революционных событий 1917 года монастырь на Ладоге оказался на территории независимой Финляндии. В начале Зимней войны было принято решение об эвакуации имущества обители. Под руководством игумена Харитона в марте 1940 года по льду Ладожского озера в усадьбу Папинниеми в местечке Хейнявеси (Средняя Финляндия) вывезли практически все предметы, которые можно было транспортировать в грузовиках. Так началась история Ново-Валаамского монастыря. История же изучения сохранившихся произведений русских пейзажистов затянулась более чем на полвека. Важной вехой в этом вопросе стала каталогизация картин [Валаам 2019] и их первое экспонирование на территории Российской Федерации во время упомянутой в начале статьи выставки в Русском музее.
Натурная работа на островах «Севера Афона» нередко имела решающее значение для творческой судьбы пейзажистов середины XIX века. В связи с этим вспоминаются пророческие слова Аполлинария Мокрицкого, прозвучавшие в одном из его писем 1859 года: «Угрюмая природа Валаама для вас храм, где обитает Гений искусства, или, по крайней мере, Муза, или Оракул, предсказывающий вам будущую судьбу…» [Шишкин 1984, с. 66].
Выявленный в исследовании массив произведений указывает на важность в эволюции отечественной пейзажной живописи слияния позднеромантических и реалистических приемов изображения природы. Скалистый рельеф, бескрайние водные просторы, нетронутый смешанный лес, островные озера и протоки валаамского архипелага в произведениях художников середины позапрошлого столетия предопределили типологию русской пейзажной живописи второй половины XIX века. Умиротворенная духовная атмосфера монастырской жизни способствовала утверждению в творчестве живописцев таких «национальных» мотивов как «пейзаж с дорогой», «пейзаж с путником», «пейзаж с церковью». Высокий художественный уровень и количество сохранившихся произведений из собрания Ново-Валаамского монастыря подчеркивают особую ценность «валаамской натурной пейзажной школы» середины XIX века для развития русского пейзажного жанра.
Литература
- Валаам 2019 – Валаам. 200 лет русской живописи / Альманах. Русский музей. Вып. 574 / Авт. ст. и сост. каталога: С. Кривонденченков. СПб.: Palace Editions, 2019.
- Валаам 1864 – Описание Валаамского монастыря и подвижников его. СПб.: Типография Департамента уделов, 1864.
- Фридлендер 2001 – Фридлендер М. Об искусстве и знаточестве / пер. с нем. М.Ю. Кореневой, под ред. А.Г. Наследникова. СПб., 2001.
- Шишкин 1984 – Шишкин Иван Иванович: Переписка. Дневники. Современники о художнике / Сост., вст. ст. и примеч. И.Н. Шуваловой. Л., 1984.
References
- Valaam. 200 let russkoi zhivopisi, (2019) [Valaam. 200 years of Russian painting]: Almanac: Russian Museum, Issue 574, Ed. and compiled by Krivondenchenkov, S., Palace Edition, St Petersburg, Russia.
- Opisanie Valaamskogo monastyrya i podvizhnikov ego, (1864) [Description of the Valaam Monastery and its ascetics], Tipografiya Departamenta udelov, St Petersburg, Russia.
- Fridlender M. (2001), Ob iskusstve i znatochestve [On art and connoisseurship], Naslednikov, A. (Ed.), St Petersburg, Russia.
- Shishkin, I.I. (1984), Shishkin Ivan Ivanovich: Perepiska. Dnevniki. Sovremenniki o khudozhnike [Ivan Ivanovich Shishkin: Correspondence. Diaries. Contemporaries about the artist], Ed., compiled and noted by Shuvalova I.N., Leningrad, Russia.
[1] Отчество художника неизвестно.
[2] Иван Волковский вместе с Александром Гине и Иваном Шишкиным посещал Валаам в течение трех лет.
[3] В 1861 году на академической выставке Юлий Феддерс экспонировал три этюда с видами Валаама.
[4] Биографических сведений об И. Чернове почти нет.
[5] На академической выставке 1860 года Федор Баганц также экспонировал валаамский вид и получил звание неклассного художника.
К иллюстрациям
Ил. 1. Отсканировано с изд.: Валаам: 200 лет в русской живописи / Альманах. Вып. 574. СПб.: Palace Editions, 2019. С. 94, ил. 68.
Ил. 2. Отсканировано с изд.: Валаам: 200 лет в русской живописи / Альманах. Вып. 574. СПб.: Palace Editions, 2019. С. 36, ил. 9.
Ил. 3. Отсканировано с изд.: Валаам: 200 лет в русской живописи / Альманах. Вып. 574. СПб.: Palace Editions, 2019. С. 37, ил. 10.
Ил. 4. Отсканировано с изд.: Валаам: 200 лет в русской живописи / Альманах. Вып. 574. СПб.: Palace Editions, 2019. С. 41, ил. 14.
Ил. 6. Отсканировано с изд.: Валаам: 200 лет в русской живописи / Альманах. Вып. 574. СПб.:Palace Editions, 2019. С. 50, ил. 23.
Ил. 8. Отсканировано с изд.: Валаам: 200 лет в русской живописи / Альманах. Вып. 574. СПб.: Palace Editions, 2019. С. 49, ил. 22.
Ил. 9. Отсканировано с изд.: Валаам: 200 лет в русской живописи / Альманах. Вып. 574. СПб.: Palace Editions, 2019. С. 62, ил. 35.
Авторы статьи
Информация об авторе
Сергей В. Кривонденченков, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия; 191186, Санкт-Петербург, Инженерная ул., 4; s.krivondenchenkov@rusmuseum.ru
Author Info
Sergei V. Krivondenchenkov, State Russian Museum, St. Petersburg, Russia; 4 Inzhenernaya St, 191186 St Petersburg, Russia; s.krivondenchenkov@rusmuseum.ru