Обзор Первого российско-китайского форума «Теория и практика художественного образования: вызовы современности, традиции и национальные школы XXI века»

Алексей В. Сазиков

Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва, Россия, a_sazikov@mail.ru

Аннотация

Представляем обзор докладов, озвученных в рамках Первого российско-китайского форума «Теория и практика художественного образования: вызовы современности, традиции и национальные школы XXI века», прошедшего 11–13 ноября 2023 года и организованного совместно Российской академией художеств, Научно-исследовательским институтом теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Российским государственным художественно-промышленным университетом имени С.Г. Строганова, Национальной академией дизайна, Московским архитектурным институтом (Государственной академией), Китайской академией искусств (Ханчжоу), творческой организацией «Шелковый путь искусства» Москва ‒ Тяньцзинь, Тяньцзиньской академией искусств (TAFA) и Сямынской академией искусств.

Целью конференции стало осмысление актуального состояния российско-китайских связей в области архитектуры, изобразительного и декоративного искусства, а также современного дизайна. Ключевыми стали аспекты взаимодействия художественной и проектной культур России и Китая в контексте истории и современности; перекрестки искусств и вопросы культурной идентичности; наследие, музейное строительство и художественное образование; философия творчества; национальное и интернациональное в предметно-художественных видах творчества; цифровые технологии.

Ключевые слова:

Россия и Китай, образование, современная художественно-промышленная школа, миссия вуза, сотрудничество в области изобразительного искусства, дизайна и архитектуры

Для цитирования:

Сазиков А.В. Обзор Первого Российско-Китайский форума «Теория и практика художественного образования: вызовы современности, традиции и национальные школы XXI века» // Academia. 2024. № 2. С. 354−366. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-2-1-354-366

Review of the First Russian-Chinese forum “Theory and practice of art education: challenges of modernity, traditions and national schools of the 21st century”

Alexey V. Sazikov

Research Institute of Theory and History of Fine Arts, Russian Academy of Arts, Moscow, Russia, a_sazikov@mail.ru

Abstract

We present an overview of the reports presented at the First Russian-Chinese forum “Theory and practice of art education: challenges of modernity, traditions and national schools of the 21st century” held on November 11–13, 2023. The forum was jointly organized by the Russian Academy of Arts, the Scientific Research Institute of Theory and History of Fine Arts of the Russian Academy of Arts, the S.G. Stroganov Moscow State Academy of Arts and Industry, the National Academy of Design, the Moscow Architectural Institute (State Academy), the China Academy of Art (Hangzhou), the creative organization “Silk Road of Art” Moscow ‒ Tianjin, the Tianjin Academy of Fine Arts (TAFA), and the Xiamen Academy of Arts.

The conference aimed to reflect on the current state of Russian-Chinese relations in the fields of architecture, fine and decorative arts, and contemporary design. Key aspects included the interaction of artistic and project cultures of Russia and China in the context of history and modernity; intersections of arts and issues of cultural identity; heritage, museum construction and art education; the philosophy of creativity; national and international elements in applied and fine arts; and digital technologies.

Keywords:

Russia and China, education, modern art and industrial school, university mission, cooperation in the field of fine arts, design and architecture

For citation:

Sazikov, A.V. (2024), “Review of the First Russian-Chinese forum ‘Theory and practice of art education: challenges of modernity, traditions and national schools of the 21st century’”, Academia, 2024, no 2, рр. 354−366. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-2-1-354-366

Заканчивается первая четверть ХХI века. За это время произошли не только радикальные геополитические, но и культурные изменения. Складываются новые формы партнерства в сфере образования, активно идут процессы интеграции и взаимного узнавания культур России и Китая. С одной стороны, Китай привлекает мировое наследие русского авангарда и национальные традиции России в области живописи, архитектуры, дизайна. С другой ‒ Россия все больше узнает и открывает для себя китайскую традиционную культуру, а также современный технологический и научный опыт освоения глобальных информационных технологий и элементов нового технологического уклада.

Все это становится фоном, культурной средой для изучения происходящих процессов в мировой культуре, художественном и проектном творчестве России и Китая, стимулом для научных исследований в области истории искусства, методологии художественного образования, новейших тенденций дизайна. Современная ситуация актуализирует огромный диапазон проблем, связанных с формированием нового художественного и проектного сознания.

Отдел художественных проблем дизайна, декоративного и народного искусства Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств совместно с Российским государственным художественно-промышленным университетом имени С.Г. Строганова и Национальной академией дизайна в последние годы уделяли самое пристальное внимание развитию российско-китайских отношений в области культуры, искусства и художественного образования, неоднократно возвращались к теме научного дискурса о путях и перспективах развития такого диалога.

В марте 2022 года прошла Международная научно-практическая конференция «Россия ‒ Китай. Диалог пластических искусств», посвященная проблемам межкультурного диалога в художественном и проектном творчестве, перекресткам эпох и тенденций в живописи и скульптуре, художественном образовании, дизайне, современным направлениям искусства двух стран. Докладчиками был рассмотрен широкий диапазон проблем историко-культурного наследия, современных тенденций в развитии пластических искусств, взаимодействия различных видов и жанров искусства и проектно-художественного творчества.

Спустя полгода, в октябре 2022 года, в Российском государственном художественно-промышленном университете имени С.Г. Строганова была организована еще одна международная научная конференция ‒ «Шелковый путь», которая на материале традиционного и современного изобразительного, декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры Китая раскрыла философско-эстетическую глубину произведений различных эпох, выявила новейшие тенденции в развитии современной визуальной культуры.

Наконец, с 11 по 13 октября 2023 года состоялся Первый российско-китайский форум «Теория и практика художественного образования: вызовы современности, традиции и национальные школы XXI века». Здесь российские и китайские исследователи рассмотрели проблемы взаимодействия культур в сфере архитектуры, изобразительного и декоративного искусства, современного дизайна, вопросы национальной культурной идентичности в различных областях проектно-художественной деятельности, музейного строительства и художественного образования, использования цифровых технологий в искусстве России и Китая.

Форум прошел в рамках программы подготовки к празднованию 200-летия Строгановской школы, поэтому вопросы истории художественного образования были рассмотрены в контексте влияния традиций и достижений школ на современность.

Первый день форума был открыт докладом академика Российской академии художеств, доктора искусствоведения, профессора, ректора Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова С.В. Курасова «Строгановская школа в контексте сотрудничества России и Китая. Миссия современного художественно-промышленного образования». Рассматривая направления сотрудничества российских и китайских художественных и художественно-промышленных школ в области выставочной, научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности, Сергей Владимирович Курасов выдвинул три основных перспективных направления деятельности современной художественно-промышленной школы: выработка концепции миссии школы; поиск новых идей стилеобразования и основ национального культурного кода; развитие научных исследований фундаментального и прикладного характера.

Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой дополнительного образования Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова В.Ф. Зива в докладе «Российское художественное образование в контексте выработки новых стратегий» рассмотрела современную ситуацию выработки новых стратегий отечественного художественно-промышленного образования в контексте социально-экономических реформ и формирования новой генерации профессиональных кадров. Валентина Федоровна обосновала необходимость сохранения лучших традиций академического художественного образования и выработки стратегии инновационного образования как нового вектора его развития.

Кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории искусств и гуманитарных наук Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова Е.Е. Докучаева в докладе «Методика преподавания в первые годы существования „Школы рисования применительно к искусствам и ремеслам“ (1825–1837)» рассмотрела основы обучения, заложенные С.Г. Строгановым при создании в 1825 году первого в России учреждения в области художественно-промышленного образования, получившего впоследствии название Строгановского училища. Методика преподавания, дисциплины, летняя практика, курсы для учителей рисования, будущая коллекция музея и учебные пособия ‒ все эти основы обучения были основополагающими и получили дальнейшее развитие в период расцвета Императорского Строгановского училища в начале XX века.

Доктор искусствоведения, профессор кафедры истории и теории декоративного искусства и дизайна Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова М.Т. Майстровская и преподаватель кафедры художественной реставрации мебели Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова С.Н. Соловьева в докладе «Современная и традиционная методика обмеров строгановской школы на примере исторической мебели» анализируют роль обмерной практики в подготовке художников-реставраторов и дизайнеров мебели, указывают на важность детального знакомства с предметами из истории мебельного искусства, что позволяет не только сохранить документацию о конструкции и технологии ее изготовления, но и вырабатывать грамотные стратегии реставрации. В современных условиях актуальными становятся и цифровые технологии обмеров исторической мебели, резюмируют авторы.

Доктор искусствоведения, профессор, главный хранитель музея Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова А.В. Трощинская и аспирант Чжан Юн в докладе «Копии произведений традиционной китайской анималистической живописи В.А. Ватагина из собрания музея Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова» сопоставили образцы китайской классической живописи в жанре хуаняо («цветы и птицы») с анималистическими зарисовками и иллюстрациями русского художника В.А. Ватагина.

Президент Международного архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова А.А. Чернихов в докладе «Архитектура как форма знания» дает определение архитектуры как искусства моделирования пространства жизнедеятельности человека. Архитектура, с позиции автора, определяется тремя компонентами: умением работать с пространством, светом и стремлением всегда чувствовать ритмическую основу того, что и для чего ты делаешь.

Кандидат философских наук, профессор кафедры истории искусства и гуманитарных наук Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова Н.Р. Киреева в докладе «О целесообразности развития эстетического сознания» рассмотрела специфику эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности как оценочной. Автором отмечены цели и задачи эстетического образования в художественном вузе.

Кандидат философских наук, ученый секретарь Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова Н.Н. Ганцева рассказала о своей поездке по Китаю и посещении ряда художественных вузов этой страны. В рамках обмена опытом особый интерес у представителей китайских художественных вузов сейчас вызывает наследие ВХУТЕМАСа и история русского конструктивизма. Н.Н. Ганцова прочла доклад на тему «Россия – Китай. Перспективы сотрудничества в сфере художественного образования. Университет бизнеса и технологий Чжэнчжоу, Хэнань».

Главный методист отдела научно-методической и просветительской деятельности Всероссийского музея декоративного искусства Н.Л. Денисова в докладе «Новые модели образовательных проектов Всероссийского музея декоративного искусства. Наследие для будущего» поделилась опытом работы с двумя практиками, двумя ступенями художественного образования и эстетического воспитания: творческой молодежной лабораторией «Текстура», представляющей собой эксперимент по созданию современной музейной школы проектного мышления на основе примеров интерпретации национального культурного наследия и проектом «Разархивация», посвященным исследованию и публикации уникального архива Научно-исследовательского института художественной промышленности.

Советник по вопросам комплектования фонда Всероссийского музея декоративного искусства В.Ю. Савельева в докладе «Принципы комплектования коллекции отечественного предметного дизайна во Всероссийском музее декоративного искусства» коснулась целей и задач комплектования музейной коллекции, посвященной отечественному предметному дизайну и накоплению методологического опыта работы над подобными выставочными проектами.

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры Коммуникативного дизайна Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова Е.А. Лаврентьева и аспирант Цзин Линь в докладе «Книжка-картинка Бао Донгни „Маленький синий и цветочный фарфор“. Путешествие ремесла сквозь страны и континенты» рассмотрели проблему сохранения нематериального культурного наследия посредством особого жанра детской книги ‒ книжки-картинки, ключевой особенностью которой является симбиоз слова и изображения, создание сложного, многослойного повествования. Многослойность восприятия книжки-картинки о традиционных ремеслах оказывается актуальной как свидетельство единого культурного поля, в котором прослеживается обмен графическими кодами между Востоком и Западом, Китаем и Россией.

Преподаватель кафедры дизайна среды АНО ВО Институт современного искусства А.В. Медлева в докладе «Образованность в сфере креативных индустрий как инструмент реагирования на вызовы современности» представила попытку анализа достаточности образовательной базы, предлагаемой в рамках проводимой реформы образования, сужающей спектр изучаемых спецпредметов, формирующих профессиональную образованность в период острых социокультурных изменений общества. Подсвечивая проблемы образовательного процесса, автор обращает внимание на то, что студент, а далее профессиональный проектировщик ‒ автор любого проекта ‒ всегда воспринимает рассматриваемую проблематику сквозь призму собственных знаний, опыта и ощущений, недостаточную для осознания его собственной детерминирующей роли в проектировании.

Доцент кафедры дизайна архитектурной среды Московского архитектурного института (МАРХИ), руководитель профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна (B&D), профессор Международной академии архитектуры в Москве (МААМ) В.В. Савинкин и студентка О.О. Кромская выступили с докладом «Современный музей как общественное интерактивное пространство». Сегодня интерактивность в музейных экспозициях интерпретируется следующим образом: необходимо создание эмоциональных и визуальных образов, информационная доступность, прозрачность деятельности музеев и их открытость широкой аудитории посредством информационно-справочных мультимедиа-систем, экранов и плазменных панелей, виртуальных панорам, электронных экскурсоводов и интерактивных электронных книг отзывов. Авторы утверждают, что интерактивные музеи должны быть переосмыслены с позиции информационных технологий и средового проектирования.

Преподаватель кафедры инженерного оборудования зданий Московского архитектурного института (МАРХИ) А.Н. Чебан и сотрудник в/ч 54799 А.П. Мячин в докладе «Роль музея под открытым небом в современном образовании» утверждают, что сегодня, когда для современного человека история становится чем-то далеким, необходимо создавать музейные комплексы − музеи под открытым небом. На базе музея под открытым небом сегодня стало возможным проводить образовательные программы не только для школьников, но и для взрослых, подчеркивают авторы.

Аспирант Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова Чжэн Пин в докладе «Роль музея в современном художественном образовании Китая» рассмотрел роль современных музеев в художественном образовании и их значение в создании мостов между прошлым и будущим. Автор обращает внимание на необходимость усиления интерактивности, разнообразия и социальной ответственности в современных музеях и выставках. Особое внимание автор уделяет передовым технологиям, таким как виртуальная реальность, дополненная реальность и искусственный интеллект, позволяющим создавать богатые и многомерные выставочные форматы и обеспечивать широкий доступ к образовательным ресурсам музея.

Доктор искусствоведения, профессор Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова М.Т. Майстровская и аспирант Дуань Цзэчжун в докладе «О взаимосвязи между музеями и городской цивилизацией» на основе извлечения большого объема подробной информации исследуют взаимоотношения между музеями и городской цивилизацией, неразрывную связь между ними, а также общее развитие музеев и городской цивилизации в построении гармоничного общества.

Доктор искусствоведения, профессор Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова М.Т. Майстровская и аспирант Сунь Юйжан представили доклад «Тенденция современного развития архитектуры китайских художественных музеев». С начала ХХI века, когда китайское правительство увеличило инвестиции в музейное строительство, музеи строятся по всей стране, отмечается их активное развитие, расширение и трансформация. Помимо поддержки на уровне национальной политики, внимание всех слоев общества к музеям также значительно возросло, что привело к дополнительным частным вложениям в организацию музеев и музейных комплексов. Изменились статус и стратегии музеев, которые тяготеют к музейным культурным центрам с обширной программой функций. Процесс музейного строительства требует высокой степени интеграции во многих областях, а также решения многочисленных проблем теоретического и практического характера. В своем докладе авторы предприняли попытку исследовать и проанализировать основные проблемы.

Доцент Национального исследовательского университета Московский институт электронной техники (НИУ МИЭТ) Е.Р. Фашаян в докладе «Онлайн-выставка как новый формат арт-диалога культурных институций в цифровом пространстве» констатирует, что цифровые технологии ушли далеко вперед и позволяют устанавливать коммуникацию между людьми вне зависимости от их местоположения. Культурные институции ищут новый формат диалога с посетителем. Одним из таких информационных и технических мостов является всемирная сеть интернет. Автор анализирует установление арт-диалога между произведением искусства в цифровом формате и зрителем.

Независимый исследователь, художник монументально-декоративного искусства и живописи Н.Н. Пипчук в докладе «Проблемы становления перегородчатых эмалей великокняжеского периода Древней Руси на фоне искусства перегородчатых эмалей Китая периода Юань, Мин и Цин» рассматривает декоративные изображения в русских перегородчатых эмалях на фоне китайских перегородчатых эмалей XI–XIII века. Докладчик предлагает авторский вариант классификации произведений, орнаментов, мотивов.

Аспирант Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова Ли Сяоюй в докладе «Цветная ксилография династии Мин» описывает техники «Доу Бан» и «Гун Хуа», их роль в историческом контексте развития Китая, становление техник и их подвидов, с изучением используемых материалов: пигментов, чернил, бумаги, дерева, шелка. В докладе рассмотрено множество различных техник: техника вырезания печатей, печать подвижным шрифтом, цветная надпечатка, выпуклая и вогнутая резьба.

Доктор искусствоведения, доцент, зав. кафедрой общепрофессиональных дисциплин АНО ВО Национальный Институт Дизайна (B&D) О.Г. Яцюк и кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой сценографии и декоративного искусства Казахского национального университета искусств А.В. Могильная представили доклад «Инфографика в среде мультимедиа как актуальная дисциплина современного дизайн-образования». Проектировщикам и графикам необходимо расширить диапазон профессиональных знаний и умений, утверждают авторы, следует понять специфику мультимедийной продукции и требования к ее качеству, освоить новые мультимедийные технологии, получить навыки программирования. Очевидна необходимость разработки соответствующих дисциплин для студентов, осваивающих профессию графического дизайнера, подытожили докладчики.

Доцент кафедры дизайна средств транспорта Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова А.В. Якименко в докладе «К вопросу о философской подготовке дизайнера» рассмотрел практическую применимость философских концепций и подходов в работе дизайнера. Докладчик предложил способы введения философии в практическую часть учебного процесса.

Кандидат искусствоведения, преподаватель Китайской академии искусств (Ханчжоу) Г.Г. Трошина в докладе «Социальные аспекты дизайн-образования в Китае» рассказала о личном опыте обучения в китайском вузе.

Кандидат искусствоведения, доцент Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова И.Н. Миклушевская и аспирант Го Цзиньюй в докладе «Взаимосвязь между современным китайским художественным образованием и русской живописью» отмечают, что современное художественное образование в Китае претерпело огромные изменения. Развитие современного искусства в Китае произошло под влиянием российского художественного образования и продолжает западную традицию живописи, утверждают авторы.

Преподаватель Чжэцзянского финансово-экономического университета (колледж Дунфан, Китай) Чжу Юйвэнь выступил с докладом «Современная практика и проблемы разработки учебных программ по фотографии в китайских художественных колледжах и университетах». Автор рассматривает три категории существующих в настоящее время курсов фотографии в китайских художественных университетах: базовые теоретические курсы, ключевые профессиональные курсы и практические творческие курсы. Учебные программы включают междисциплинарный подход, теоретические исследования и практическую работу, охватывают интеграцию технологий и искусства. Однако, учитывая стремительное развитие технологий и усиление тенденций глобализации, высшее образование в области фотографии по-прежнему требует постоянной саморефлексии и инноваций.

Кандидат искусствоведения, зав. отделом художественных проблем дизайна, декоративного и народного искусства Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств А.В. Сазиков в докладе «Профессор Строгановской школы Лев Моисеевич Холмянский» представил творческий портрет архитектора, дизайнера и педагога Л.М. Холмянского, преподававшего в Строгановском училище с 1951 по 1997 год. Лев Моисеевич известен как автор ряда монографий по истории и теории дизайна (среди них учебное пособие «Дизайн», переведенное на несколько языков) и автор-составитель учебного курса «Введение в специальность», целью которого стало ознакомление студентов с содержанием деятельности дизайнера и его ролью в современном мире.

Магистрант Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова, младший куратор Первой московской галереи восточной живописи А.В. Бакина в докладе «Роль Японии в становлении художественного образования Китая: первые опыты кросс-культурного обмена в период между японо-китайскими войнами» в хронологическом аспекте анализирует влияние Японии на художественное образования Китая. Проблема влияний рассматривается автором не только с точки зрения адаптации на Востоке западных моделей обучения, но и с точки зрения влияния на живопись гохуа живописи нихонга. Докладчик делает выводы о роли кросс-культурного обмена в формировании культурных институций, сохранении традиционных художественных техник, появлении новых школ и направлений живописи.

Кандидат искусствоведения, профессор, зав. кафедрой истории искусств и гуманитарные науки Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова, член-корреспондент Российской академии художеств К.Н. Гаврилин и аспирант Ма Цзыюе в докладе «Печатная графика в программах обучения художественных вузов КНР» отмечают, что с проведением социальной реформы в Китае, изменениями и развитием представлений об образовании стало уделяться все больше внимания культивированию искусства, и количество курсов по искусству постепенно увеличилось. Среди них печатная графика как категория искусства, которая сопровождала долгую историю развития Китая, занимает значительное место в учебных курсах университетов.

Аспирант Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова Э.Б. Абдуллаев посвятил свой доклад «Метод функциональных аналогий как инструмент анализа синтеза аудиовизуального искусства» проблеме синтеза цвета и звука и методу функциональных аналогий. Автором рассмотрены подходы в поисках этих аналогий и их применение на практике, анализируются основные этапы реализации метода.

Доцент кафедры промышленного дизайна Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова М.Б. Удальцова и преподаватель кафедры дизайна средств транспорта Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова Д.Н. Рожнов в докладе «Скетчинг в дизайне как форма мышления» рассматривают скетчинг как форму невербального мышления в процессе дизайн-проектирования. Используемые на разных этапах разработки проекта подходы авторы сопоставляют с задачами, которые ставятся в скетчинге перед графическими техниками.

Кандидат технических наук, профессор Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина А.Г. Пушкарев и аспирант Пэн Вэй представили доклад «Вклад Лу Синя в распространение русского конструктивизма в Китае». Основатель современной китайской литературы Лу Синь преуспел не только в литературе, но также был пионером в продвижении русского авангарда в Китае, утверждают авторы. В докладе на основе изучения переводов и критики русского конструктивизма и искусства гравюры, выполненных Лу Синем, рассматриваются главным образом пути распространения и развития конструктивизма в Китае, а также вклад Лу Синя в продвижение и распространение русского конструктивизма в стране.

Старший преподаватель кафедры академического рисунка Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова А.В. Безин и доктор искусствоведения, профессор кафедры промышленного дизайна Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова Е.В Жердев в докладе «Эволюция цифровой фототехники на рубеже XXXXI веков» рассматривают феномен эмерджентного эволюционного изменения в развитии фототехники на рубеже XX–XXI веков, повлиявшего на качество фотоискусства. Авторы описывают поворотный момент перехода от аналоговой технологии к цифровой, и анализируют, как это сказалось на возможностях современной фототехники в передаче более глубоких сущностных особенностей окружающей действительности в современном фотоискусстве.

Аспирант Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова Я.А. Глотова в докладе «Виртуальная реальность в образовании» рассматривает разнообразные аспекты использования виртуальной реальности (ВР) в российском и зарубежном образовании. Автором приводятся как теоретические аспекты, так и практические программы применения данной технологии среди обучающихся разных возрастных категорий, в том числе школьников и студентов, рассматриваются общие факторы внедрения ВР в обучение, плюсы и минусы, проводится тщательный анализ имеющейся на сегодняшний день научной информации по данному направлению.

Аспирант Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова А.А. Дружинина выступила с докладом «Нейросеть и обучение творчеству: вопросы и ответы». На фоне невероятного роста популярности нейронных сетей произошел глубокий сдвиг всех устоявшихся парадигм, констатирует автор. Одним из популярных направлений становится пересечение машинного обучения, искусства и дизайна: происходит активная интеграция технических дисциплин, появляются новые профессии и осуществляется переоценка уже существующих. Безусловно, нейронные сети являются мощным инструментом, но они не заменяют человеческую изобретательность. Тем не менее разумное управление внедрением нейронных сетей имеет важное значение, требующее тщательного рассмотрения как на государственном, так и на местном уровнях, резюмирует автор.

Кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры академического рисунока Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова А.В. Васильев в докладе «Экспозиционная и проектная значимость цифрового изобразительного искусства в контексте международных выставочных проектов» рассматривает актуальность современных направлений двухмерной и трехмерной компьютерной графики как прикладных, а также самостоятельных средств выражения творческой и проектной деятельности студентов Строгановской школы. Автором затрагиваются проблемы применения нейросетей и их значимости в работе цифрового художника и концепт-дизайнера. В докладе поднимается вопрос активной модернизации учебных программ за счет проведения международных мероприятий с целью обмена опытом в сфере цифрового искусства.

Кандидат технических наук, профессор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова И.А. Стар посвятил свой доклад «Искусственный интеллект, новая глава в дизайне» обоснованию тезиса о том, что искусственный интеллект ‒ это среда, ставшая привычной для многих пользователей современного информационного пространства и начинающая новую главу в истории дизайна.

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры коммуникативного дизайна Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова Е.А. Лаврентьева и аспирант Сюй Цзинчжу в докладе «Художественное мышление А.М. Родченко в контексте образования в области цифрового медиаискусства в Китае» рассматривают развитие направлений программы цифрового медиаискусства в стране и некоторые проблемы, с которыми она сталкивается в настоящее время. Исследуются переклички данной специальности в Китае с художественными концепциями русского конструктивиста Александра Родченко в расчете на то, что образование в области цифрового медиаискусства в китайских высших образовательных учреждениях извлечет опыт из художественной мысли Родченко.

Преподаватель колледжа дизайна и декоративного искусства Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова В.С. Васюра в докладе «Цифровые технологии в моделировании исторической среды музейно-выставочныx проектов XXI века» рассказывает о том, как цифровые технологии в XXI веке преобразовали музейные экспозиции с помощью иммерсивных и интерактивных опытов, воссоздающих исторические среды. Автор приводит примеры проектов, использующих современные цифровые технологии, рассматривает потенциал виртуальных музеев, которые могут предложить возможность доступа к редким коллекциям со всего мира без необходимости физического присутствия, а также подчеркивает значение цифровых технологий как средства сохранения истории и создания новых возможностей для вовлечения зрителя в культурное наследие.

Для участия в Форуме было прислано более 80 заявок авторов из ведущих вузов России и Китая. География участников: Москва, Санкт-Петербург, Тула, Екатеринбург, Тольятти, Владивосток, Ханчжоу, Ухань, Тянцзинь и др. Конкурсный отбор прошли доклады молодых ученых Университета, аспирантов и магистрантов, членов СНО. Первый день Форума, 10 октября, прошел в зале Ученого совета Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова, часть докладов была представлена в дистанционном формате.

Заседания в последующие дни прошли в дистанционном формате на базе Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств и Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова и затронули поочередно темы современного музейного строительства в России и Китае, исторические параллели в области искусства, методики художественного и дизайнерского образования двух стран, художественный инструментарий цифровой эпохи и проблемы соотношения национального и интернационального в современном искусстве и дизайне.

Основная часть представленных на форуме докладов вошла в сборник материалов, с которым можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1aw7upvPf8ndrZhp5DZ5a6xJ5WHJjA0yc/view

Видеозапись конференции доступна на платформе YouTube по ссылкам:

https://youtu.be/prmJ_dkJH6U

https://youtu.be/ZDPiVBr2bw8

https://youtu.be/KBfyEYeNClE

https://youtu.be/uFPpiMUYWqU

Поделиться:

Авторы статьи

Image

Информация об авторе

Алексей В. Сазиков, кандидат искусствоведения, заведующий отделом художественных проблем дизайна, декоративного и народного искусства, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва, Россия; 119034, Москва, ул. Пречистенка, д. 21; Московская государственно-промышленная академия имени С.Г. Строганова, 125080, Россия, Москва, Волоколамское ш., д. 9; a_sazikov@mail.ru

Author Info

Alexey V. Sazikov, Cand. of Sci. (Art History), Head of the Department of artistic problems of Design, Decorative and Folk Arts, Research Institute of Theory and History of Fine Arts, Russian Academy of Arts, Moscow, Russia; 21 Prechistenka St, 119034 Moscow, Russia; Moscow State Stroganov Academy of Industrial and Applied Arts, bl 9, Volokolamskoe sh, 125080, Moscow, Russia; a_sazikov@mail.ru