Иван Григорьев – художник-миниатюрист Императорской Академии художеств. Новые находки
Любовь В. Пуликова
Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва, Россия, lubek@yandex.ru
Аннотация
Класс портретной миниатюры в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге существовал порядка 50 лет – с 1779 по 1830 год. Однако художественное наследие учеников и выпускников класса до сих пор не описано и не упорядочено. К тому же миниатюристы в Академии часто писали миниатюры-копии с живописных оригиналов известных западных авторов и аллегорические сцены, которые авторы-составители каталогов портретной миниатюры зачастую игнорируют. Художник-миниатюрист Иван Григорьев представляет собой счастливое исключение. Биография и творческое наследие мастера дают достаточно информации для того, чтобы рассматривать этого художника как яркого представителя самобытной, формирующей подлинную творческую индивидуальность русской школы портретной миниатюры. Иван Григорьев часто писал представителей семьи Михаила Кутузова, получал постоянные заказы от прославленной русской аристократической фамилии, что красноречиво свидетельствует о высокой оценке его творчества. Тем важнее появление в поле зрения исследователей «новых» произведений, каждое из которых способно многое рассказать о русском художнике, его мастерстве и окружении.
Ключевые слова:
портретная миниатюра, миниатюрист, Императорская Академия художеств, обучение, рисунок, акварель, финифть, слоновая кость, фарфор, Михаил Кутузов, Иван Григорьев
Для цитирования:
Пуликова Л.В. Иван Григорьев – художник-миниатюрист Императорской Академии художеств. Новые находки // Academia. 2024. № 4. С. 710−720. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-4-1-710-720
Ivan Grigoriev, a miniaturist of the Imperial Academy of Arts. Latest Discoveries
Liubov V. Pulikova
Research Institute of Theory and History of Fine Arts Russian Academy of Arts, Moscow, Russia, lubek@yandex.ru
Abstract
The portrait miniature class at the Imperial Academy of Arts in St Petersburg existed for about 50 years, since 1779 to 1830. However, the artistic legacy of the class’s students and graduates has not yet been described or put in order. Miniaturists at the Academy often painted miniature copies of originals by famous Western artists and allegorical scenes, which the compilers of catalogs often ignore. Miniaturist Ivan Grigoriev is a happy exception. The biography and creative legacy of the master provide enough information to consider this artist as a representative of the original Russian school of portrait miniatures, which forms a genuine creative individuality. Ivan Grigoriev often painted representatives of famous Mikhail Kutuzov’s family receiving constant orders from the Russian aristocratic family, which eloquently testifies the high assessment of his work. But more important is that newly found works appear in the field of view of researchers, and each of them is capable of telling a lot about the Russian artist, his skill and environment.
Keywords:
portrait miniature, miniaturist, Imperial Academy of Arts, training, drawing, watercolor, enamel, ivory, porcelain, Mikhail Kutuzov, Ivan Grigoriev
For citation:
Pulikova, L.V. (2024), “Ivan Grigoriev, a miniaturist of the Imperial Academy of Arts. Latest Discoveries”, Academia, 2024, no 4, рр. 710−720. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-4-1-710-720
Художник Иван Григорьев – одна из интереснейших фигур среди выпускников Императорской Академии художеств. Если рассматривать его в ряду крупнейших европейских мастеров портретной миниатюры (П.А. Халль, Д. Босси и др.), можно сказать, что оставленное им художественное наследие не так велико и разрознено. Однако, по сравнению с другими учениками Императорской Академии художеств, он может считаться плодотворным мастером.
Основные биографические сведения об Иване Григорьеве (1780 – после 1833) можно реконструировать благодаря сохранившимся архивным документам, а круг его знакомых, заказчиков и покровителей можно восстановить, основываясь на фамилиях лиц, изображенных на миниатюрах. Иван Григорьевич Григорьев родился 7 апреля 1780 года в Петербурге. В возрасте пяти лет, в 1785 году он стал воспитанником Императорской Академии художеств.
В Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге находится письмо от матери художника, майорши Марьи фон Энгельгардтовой, которая была вдовой крепостного Григорьева. «Сына моего Ивана Григорьева, коему от роду шестой год, отдаю в оное училище Академии художеств с отпускной от 27 марта 1785 г. и свидетельство о рождении − 7 апреля 1780 г.»[1].
В Императорской Академии художеств Григорьев учится вместе с будущими известными миниатюристами Павлом Ивановым (будущий руководитель класса миниатюрной живописи) и Павлом Бардашевским, художником Василием Шебуевым. Талант Григорьева проявился довольно быстро, о чем говорят успехи в обучении: в декабре 1791 года юный миниатюрист был отмечен за рисунок с натуры на очередном экзамене. Далее его имя постоянно встречается в экзаменационных списках среди рисующих «гипсовых фигур», «гипсовых голов», «с оригинальных голов» в течение 1792−1795 годов. В июле 1795 года он рисует «фигуры Лаокоона», а 28 апреля получает «2-ю серебряную медаль за рисунок с натуры»[2].
После 1796 года, когда Иван Григорьев стал учеником 4-го возраста, его имя неожиданно исчезает из списков учеников. Постановление Совета Академии от 15 сентября этого года проливает свет на этот вопрос: «По просьбе его сиятельства г-на тайного советника... сей Академии почетного любителя и разных орденов кавалера князя Николая Борисовича Юсупова и по соглашению президента Алексея Ивановича Мусина-Пушкина препроводить при сообщении в Императорский фарфоровый завод следующих сей Академии учеников для употребления в живописном художестве, а именно: 5 возраста − Григория Андреева, Дмитрия Галкина, А. Матвеева... да 4-го возраста Ивана Григорьева, Александра Макарова и Ивана Лецкого, с тем, чтобы содержание столом, обувью и прочее производилось от того завода по 1 апреля будущего 1797 года…»[3].
В 1796 году Иван Григорьев был переведен художником по фарфору на Императорский фарфоровый завод, где и трудился до начала XIX столетия. Такой переход был вполне логичен: работа на фарфоровом заводе (художник занимался миниатюрной росписью, написанием портретов на чашках и вазах) вполне соответствовала его профессиональным навыкам. К тому же финансовый аспект был крайне важен для миниатюристов – фарфора изготавливали больше, чем портретных миниатюр, а вопрос с реализацией и поиском заказчиков для произведений из фарфора был решен на государственном уровне. К сожалению, свободный подписывать свои собственные миниатюры на кости, художник мог воспроизвести прекрасную сцену или портрет на фарфоре, но авторская подпись тут не приветствовалась. Так что об Иване Григорьеве – живописце-фарфористе нам еще предстоит узнать в исследованиях, касающихся Императорского фарфорового завода.
В декабре 1797 года Иван Григорьев получил свой аттестат (3-й степени), скорее всего, одновременно со всеми выпускниками Академии художеств, но предпочел остаться на заводе[4]. Вероятно, где-то в начале 1800-х годов Григорьев ушел с Императорского фарфорового завода и стал самостоятельно зарабатывать на жизнь миниатюрным искусством. Скорее всего, он писал также и хорошо оплачиваемые живописные портреты, но они пока не обнаружены. Несмотря на уход из Академии, Григорьев помнил свою alma mater, а она благосклонно относилась к одному из своих лучших выпускников. 16 сентября 1824 года Иван Григорьев получил в Императорской Академии художеств звание «назначенного» художника за миниатюрный портрет католического епископа Станислава Сестренцевича-Богуша, первого архиепископа Могилевского и президента Вольного экономического общества [Сборник 1865, с. 188, 194]. Местонахождение произведения неизвестно, но портрет был опубликован среди других в пятитомном труде великого князя Николая Михайловича [Русские портреты 2003, с. 128] (ил. 1).
Григорьев был на хорошем счету в Академии, его характеристика при награждении гласила «известного долговременными упражнениями и произведениями своими» [Сборник 1865, с. 188, 194]. Последний раз Григорьев упоминался в 1830 году, когда в газете «Русский инвалид» появилось объявление, что миниатюры работы Григорьева (портреты графов Зубовых) представлены на выставке[5].
Работы Ивана Григорьева хранятся в Государственном Эрмитаже, Орловском музее, музее «Архангельское», дворце-музее в Рундале, Ярославском художественном музее, а также в других важных частных коллекциях. В 1987 году исследователи миниатюрного портрета, авторы каталога миниатюр Государственного Эрмитажа Галина Комелова и Галина Принцева в статье, посвященной творчеству Григорьева, писали, что им известно порядка 10 работ мастера[6]. За 35 лет, прошедших с выпуска статьи, были сделаны новые открытия и список миниатюрных работ Григорьева значительно расширился, но в основном это касается информации о составе частных коллекций и каталогов аукционов. На отечественном арт-рынке портретная миниатюра XVIII–XIX веков появляется редко: внутри нашей страны миниатюры, как правило, продаются в рамках частных сделок, не выходя на открытые галерейные или аукционные, продажи.
В 2007 году шведский Stockholms Auktionsverk провел торги под названием «Русский аукцион. Стокгольм», где на продажу представил портрет Алексея Андреевича Аракчеева (1769−1834) – русского военачальника и полководца, генерала артиллерии [Stockholms 2007 p. 10]. Аракчеев был военным министром при Александре I, возглавлял Императорскую канцелярию. Овальная миниатюра сохранила свою оригинальную золоченую бронзовую раму. Григорьев создает очень лаконичный и четкий портрет Аракчеева, синеватый подтон делает лицо государственного деятеля несколько уставшим, осунувшимся, но чрезвычайно характерным. В какой коллекции сейчас находится миниатюра – неизвестно (ил. 2).
В 2010 году в Москве в Государственном историческом музее прошла выставка «История России в портретах. Частное собрание русской миниатюры конца XVII−XIX века» [История России 2010, с. 269]. Свыше 100 миниатюр высокого уровня, созданных русскими мастерами или мастерами, имеющими отношение к России, показала организация Sepherot Foundation из Лихтенштейна. В их коллекции оказалось четыре миниатюрных портрета работы Григорьева. Все эти работы были куплены на аукционах Галиной Вишневской и Мстиславом Ростроповичем. Обширная коллекция (в основном русское искусство XVII−XX веков) музыкантов сначала была выставлена на открытые торги, но предприниматель Виктор Вексельберг сделал щедрое предложение, выкупил всю коллекцию целиком и аукцион был отменен. Сейчас коллекция находится в Константиновском дворце в Стрельне, но из-за особого государственного статуса памятника, увидеть ее не так просто. Однако, коллекция портретной миниатюры, которую собирала Галина Вишневская, была продана отдельно (в аукционе, о котором шла речь выше, она не была заявлена) и в итоге оказалась в загадочном фонде Sepherot Foundation, о котором известно лишь, что он активно покупал русское искусство. На момент написания статьи, фонд исчез из информационного пространства, сайт отсутствует и о его выставочной деятельности ничего более не слышно.
Если две миниатюрные работы Григорьева – портреты Матвея Федоровича Толстого (1772–1815) и графа Николая Михайловича Каменского (1776−1811) из коллекции Sepherot Foundation – были известны исследователям по черно-белым воспроизведениям, то два других произведения можно считать новыми находками.
Прежде всего – портрет неизвестного с «дворянской» медалью 1816 года [История России 2010, с. 157] (ил. 3). Восьмиугольный портрет имеет подпись «Иванъ Григорьевъ 1816». Хотя медаль, с которой изображен мужчина, выдавалась всем офицерам, сражавшимся в 1813 и 1814 годах, так же ею награждались дворяне и чиновники, участвовавшие в формировании резервов и ополчения. Вероятно, кто-то из этой категории и изображен на миниатюре. Портрет лаконичен по цветовой гамме – темный фон, из которого выступает бюст неизвестного в темном фраке. Перед нами солидный, довольный жизнью человек, спокойно и чуть улыбаясь смотрящий на зрителя. Григорьев изобразил его в синем фраке, светлом жилете и с белым шейным воротником. Живописное решение этой миниатюры близко портрету Матфея Федоровича Толстого.
Вторая миниатюра − портрет генерала 1810-х годов (подпись И.Г.) [История России 2010, с. 158] (ил. 4). Интересно, что миниатюра происходит из собрания генерал-майора Павла Матвеевича Голенищева-Кутузова-Толстого (1800−1883) и дальше передавалась по наследству до 1982 года, когда все наследие графа было распродано на аукционе в Ирландии. Миниатюра написана «более свободно», штрихи быстрые, цвета насыщеннее – особенно выделяется голубое неспокойное небо с серыми облаками, которые будто плывут. Лицо военного написано красно-розовой пуантелью и кажется, что написано рукой другого художника[7]. Неизвестный генерал имеет множество наград, включая ордена Святого Георгия 4-й степени, Святого Владимира 3-й степени, Святой Анны 1-й степени, медаль «В память Отечественной войны 1812 года» и иностранные знаки отличия. Эта миниатюра подтверждает, что Григорьев был близок с семьей Кутузова. Известно, что он написал портрет самого Михаила Илларионовича, его дочери Д.М. Опочининой, его внучки Е.Ф. Тизенгаузен, М.Ф. Толстого (зятя М.И. Кутузова).
Таким образом, можно сказать, что художник не только имел влиятельных заказчиков, но фактически стал «придворным» художником семьи Кутузова. Родственные связи с семьей Кутузова имеет и изображенный на «новой» миниатюре с подписью И:Г. Портрет Василия Александровича Бибикова находится в венской галерее Бориса Вильнитского (Boris Wilnitsky Fine Arts)[8] (ил. 5).
Василий Александрович Бибиков − внучатый племянник Михаила Кутузова, то, что на портрете изображен именно он, подтверждается двумя публикациями – А.В. Кибовский включил портрет в книгу «500 неизвестных» [Кибовский 2019, с. 140], а владелец миниатюры разместил на собственном сайте. Василий Бибиков одет в мундир обер-офицера лейб-гвардии Преображенского полка. Статус обер-офицера охватывал все младшие офицерские звания, а форма лейб-гвардии Преображенского полка была введена в 1817 году и использовалась до 1828 года.
Несмотря на молодой возраст − на миниатюре Бибикову всего 24 года, – у него уже четыре награды, полученные в Отечественной войне 1812 года: нашейный крест российского ордена Святой Анны 2-й степени, нашейный крест прусского военного ордена «За заслуги», нагрудный крест российского ордена Святого Владимира 4-й степени и, наконец, круглая серебряная медаль за участие в Отечественной войне 1812 года. Миниатюрная живопись вполне характерна для художника: пунктирные мазки и ощущение, что полупрозрачное тонкое лицо модели находится в некой легкой дымке. Чуть синеватый подтон, особенно выделяющийся в районе глаз и рта, делает лицо молодого человека более глубоким и объемным. Фон же написан достаточно плотно широкими мазками кисти, а на самом мундире живопись более плотная, написанная гуашевыми красками.
Что интересно, авторский стиль художника достаточно узнаваем, у людей на его миниатюрах несколько удлиненные продолговатые лица. Миниатюра по характеру написания близка к портрету Бибикова, изображает девочку в белом ампирном платье. Это портрет Екатерины Николаевны де Гюнэ, урожденной княжны Кудашевой, внучки светлейшего князя Михаила Илларионовича Смоленского-Голенищева-Кутузова. Работа датируется второй половиной 1810-х – началом 1820-х годов. Монограмма «И.Г.» внизу слева (Москва, собрание Т.А. Удрас) (ил. 6).
Тот же светлый лик с синеватым подтоном; модель даже кажется неуловимо похожей на бравого офицера. Однако, лицо девочки при этом вполне индивидуально – оно не идеализировано. Похож и фон – плотно прописанный кустарник и голубое легкое небо с воздушной облачной дымкой. За исключением зелени листвы, тело модели, лицо, и окружающий фон сформированы из тонких пунктирных мазков. На обороте миниатюры надпись, указывающая, кто изображен на портрете: «Fille du gal Koudacheff et d. Mlle Koutouzoff / Princesse Catherine Koudacheff née en 1812, morte en 1869 / mariée en 1ère noces au Baron Charles d. Pilar de Pilchau / en seconde noces au baron de Huene».
«Дочь Кудашева и Кутузовой / княгиня Екатерина Кудашева, род. в 1812 г., умерла в 1869 г. / в первом браке с бароном Карлом Пилар де Пильхау / во втором браке с бароном де Гюнэ»[9].
А вот на открытых торгах в России работа Ивана Григорьева появилась лишь раз, согласно данным платформы Bidspirit в 2017 году, на торгах аукционного дома «Литфонд»[10]. «Дама в красной накидке с собольей оторочкой» (справа внизу монограмма: «И.Гр.») датируется 1830-ми годами и написана уже не на кости, а рисунок уже не такой воздушный, а более плотный. Это поздняя работа Григорьева. Учитывая, что сведения о его жизни и творчестве заканчиваются на 1833 году, миниатюру можно считать одной из последних его работ (ил. 7). Представляется обоснованным отнести вышеуказанную работу к разряду акварельных портретов (акварель, гуашь на бумаге), которые становились все более модными и популярными у заказчиков и вытесняли миниатюрные.
И в заключение, несколько слов о портретной миниатюре из музейного собрания, ранее нигде не учтенной. Ярославский художественный музей известен своим интересной коллекцией портретной миниатюры, о которой, однако можно было судить только по отдельным статьям. В 2014 году наконец был выпущен каталог, в котором была обнаружена миниатюра с подписью по левому краю внизу И:Г. (ил. 8).
Пожилой седовласый мужчина в темно-синем мундире с орденской красной лентой через левое плечо с многочисленными наградами – князь Лев Михайлович Яшвиль (1768–1834/36) – участник военной кампании 1813−1814 годов [Ярославский музей 2014, с. 194, 195]. Живописный строй миниатюры, исполненной Григорьевым, – плотный, за исключением лица и волос изображенного – здесь явно виден контраст между костяной основой, лишь едва тронутой акварелью и гуашевым однородным темно-синим фоном.
Художник-миниатюрист Иван Григорьев – является важной фигурой для истории русского искусства конца XVIII–XIX веков. Каждая из миниатюр, входящих в ограниченный корпус работ Григорьева, доступных исследователям, имеет большое значение, так как писал он, как удалось удостовериться, членов семьи Кутузова. Тот факт, что Григорьев, выпускник Императорской Академии художеств, получал постоянные заказы от прославленной русской аристократической фамилии, свидетельствует о высокой оценке его творчества. Биография и творческое наследие Ивана Григорьева дают достаточно информации для того, чтобы рассматривать этого художника как яркого представителя самобытной, формирующей подлинную творческую индивидуальность авторов, русской школы миниатюры.
Русская портретная миниатюра конца XVIII – первой трети XIX века – это важное явление в отечественной художественной жизни, и, говоря шире, в русской культуре. Исследователям известно не так много русских миниатюристов, чье художественное наследие было достаточно объемным. Тем важнее появление в поле зрения исследователей «новых» произведений, каждое из которых способно многое рассказать о русском художнике, его мастерстве и окружении.
Литература
- История России 2010 – История России в портретах. Частное собрание русской миниатюры конца XVII–XIX веков. Москва: Арт-Бридж, 2010.
- Кибовский 2019 – Кибовский А.В. «500 неизвестных». Москва: Фонд «Русские витязи», 2019.
- Русские портреты 2003 – Русские портреты XVIII и XIX веков. Иллюстрированный справочник-путеводитель по изданию великого князя Николая Михайловича Романова. Москва: Минувшее, 2003.
- Сборник 1864 – Сборник материалов для истории Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств за сто лет ее существования / под ред. П.Н. Петрова и с его примечаниями: В 3-х ч. СПб., 1864. Ч. 1.; СПб., 1865. Ч. 2.
- Stockholms 2007 – Stockholms Auktionsverk. The Russian Auction, Stockholm. March 15.
- Ярославский музей 2014 – Ярославский художественный музей. Каталог собрания. Рисунок, акварель, миниатюра XVIII − начала XX века. Москва: Голден-Би, 2014.
References
- Istoriya Rossii v portretakh. Chastnoe sobranie russkoy miniatyury kontsa XVII – XIX vekov (2010) [History of Russia in portraits. Private collection of Russian miniatures of the late 17th – 19th centuries], Art-Bridge, Moscow, Russia.
- Kibovsky, A.V. (2019), 500 neizvestnykh [500 unknowns], Russkie vityazi, Moscow, Russia.
- Russkie portrety XVIII i XIX vekov. Illiustrirovanny spravochnik-putevoditel po izdaniyu velikogo knyazya Nikolaya Mikhaylovicha Romanova (2003) [Russian portraits of the 18th and 19th centuries. Illustrated reference guide to the publication of Grand Duke Nikolai Mikhailovich Romanov], Minuvshee, Moscow, Russia.
- Sbornik materialov dlya istorii Imperatorskoy Sankt-Peterburgskoy akademii khudozhestv za sto let ee sushchestvovaniya (1864) [Collection of materials for the history of the Imperial St. Petersburg Academy of Arts over a hundred years of its existence], Ed. by P.N. Petrova, St Petersburg, Russia.
- Stockholms (2007) – Stockholms Auktionsverk. The Russian Auction, Stockholm, Sweden.
- Yaroslavsky khudozhestveny muzey. Katalog sobraniya. Risunok, akvarel, miniatyura XVIII − nachala XX veka (2014) [Yaroslavl Art Museum. Collection catalogue. Drawing, watercolor, miniature of the 18th − early 20th centuries], Golden-Bi, Moscow, Russia.
[1] Объявления о приеме в Академию мальчиков в числе учеников // РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. 1. 1785. Д. 957. Л. 1−2.
[2] Дело о чрезвычайном собрании 19 декабря 1797 года // РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. 1. 1797. Д. 1326. Л. 12.
[3] Дело об отправленных на фарфоровые заводы для живописной работы Гр. Андрееве, Д. Галкине, А. Матвееве и других // РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. 1. 1800. Д. 1244. Л. 1−3.
[4] Дело о чрезвычайном собрании 19 декабря 1797 года // РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. 1. 1797. Д. 1326. Л. 14, 55.
[5] Русский инвалид, или Военные ведомости. Санкт-Петербург, 1830. № 284. 7 ноября. С. 1136; № 300. 24 ноября. С. 1200.
[6] Комелова Г.Н., Принцева Г.А. Неизвестный миниатюрист первой трети XIX в. Иван Григорьев // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: ежегодник. Москва: Наука, 1987. С. 257−264.
[7] Трудность изучения творческого наследия Ивана Григорьева заключается в том, что в Императорской Академии художеств в конце XVIII – начале XIX века обучалось четыре воспитанника, носивших не самые редкие имя и фамилию – Иван Григорьев. Отчества в документах обычно не писали, но известно, что все они занимались живописью.
[8] URL: https://wilnitsky.com/cgi-bin/gallery.cgi/details?No=39005 (дата обращения 20.10.2024)
[9] Данные о годах жизни Екатерины Кудашевой некорректны. На самом деле княгиня родилась в 1811 году, а скончалась в 1872-м.
[10] URL: https://ru.bidspirit.com/ui/lotPage/litfund/source/search/auction/1848/lot/106994/ (дата обращения 20.10.2024)
Авторы статьи
Информация об авторе
Любовь В. Пуликова, кандидат искусствоведения, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва, Россия; 119034, Москва, ул. Пречистенка, д. 21; lubek@yandex.ru
Author Info
Lyubov V. Pulikova, Cand. of Sci. (Art History), Research Institute of Theory and History of Fine Arts, Russian Academy of Arts, Moscow, Russia; 21 Prechistenka St, 119034 Moscow, Russia; lubek@yandex.ru