Неизвестные терракотовые храмы Бенгалии

Мария П. Терентьева

Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова, Москва, Россия, mariiia.tere@yandex.ru

Аннотация

В статье осуществляется общий обзор памятников терракотовой храмовой архитектуры Западной Бенгалии XVIII – начала XX вв., ранее не введенных в отечественный научный оборот. Многие храмы Колката и прилегающих районов входят в круг памятников второго порядка и зачастую оказываются в тени более именитых собратьев, хотя представляют не меньший интерес для исследований. По этой причине культовые сооружения, не взятые под защиту Археологического управления Индии, стремительно исчезают, оставшись неизученными.

Ключевые слова:

Терракотовые храмы, индийская архитектура, архитектура Бенгалии, типология терракотовых храмов, храмы Колката

Для цитирования:

Терентьева М.П. Неизвестные терракотовые храмы Бенгалии // Academia. 2024. № 4. С. 687−694. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-4-1-687-694

Unknown terracotta temples of Bengal

Maria P. Terenteva

Moscow State Art Institute named after Vasil Surikov, Moscow, Russia, mariiia.tere@yandex.ru

Abstract

The article provides an overview of terracotta temple architecture in West Bengal from the 18th to the early 20th centuries, monuments that have not yet been introduced into Russian academic discourse. Many temples in Kolkata and its surrounding areas are considered secondary monuments and often remain overshadowed by their more famous counterparts, though they hold equal interest for research. For this reason, religious structures not protected by the Archaeological Survey of India are rapidly disappearing, leaving them unstudied.

Keywords:

Terracotta temples, Indian architecture, architecture of Bengal, typology of terracotta temples, temples of Kolkata

For citation:

Terenteva, M.P. (2024), “Unknown terracotta temples of Bengal”, Academia, 2024, no 4, рр. 687−694. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-4-1-687-694

Статья посвящена крайне малоизученной теме среди отечественных исследователей-индологов – терракотовой храмовой архитектуре Бенгалии. На территории Западной Бенгалии существуют эталонные произведения терракотового зодчества XVII века, взятые под защиту Археологическим управлением Индии. Но многие другие, менее известные храмы зачастую оказываются в тени своих именитых собратьев – не получают освещения в трудах исследователей и утрачиваются бесследно. Автор опирается на материалы, собранные во время экспедиционной поездки в Западную Бенгалию, а в данной работе осуществляется обзор памятников, ранее не введенных в отечественный научный оборот. Локации многих храмов на картах не соответствуют действительности, что представляет дополнительную трудность для проведения исследования.

Приведенные далее храмы расположены в трех ареалах: это храмы в городских кварталах столицы Западной Бенгалии – Колкаты и храмы, расположенные за пределами города – в округе храмового города Бишнупур и города Кална (оба в радиусе ста пятидесяти километров к северо-западу от Колкаты).

До основания Колкаты в 1690 году на ее месте находились три деревни – Каликата, Гобиндапур и Сутанути [Bhaumik 2022, pp. 92–93]. После того как британцы одержали победу в битве при Плесси в 1757 году, началось возведение нового Форта Уильям в самом центре густонаселенного города. Британское правительство, пытаясь компенсировать потери местных индуистских раджей, взамен выдавало им земли в других районах, особенно в Талтале, Кумартули и Шобхабазаре [Cotton 1907, p. 72]. Новые для того времени индуистские районы локализовались в основном на севере, поэтому впоследствии именно север Колкаты стал «черным», индийским. Часть более мелких индуистских районов также оказались на юге и юго-западе.

Таким районом является Кхидирпур, расположенный на юго-западе Колкаты. Заминдары Гхошал получили здесь земли взамен на свои, оказавшиеся в районе строительства нового Форта Уильям. Духовным центром земель Гхошал был храмовый комплекс Бхукайлас Раджбари, точно датированный 1780 годом. Строителем раджбари был раджа Джойнараян Гхошал. Это показательный ансамбль из двух больших по масштабу храмов типа аат-чала – это восьмискатный тип, самый распространенный в Бенгалии. Оба храма посвящены богу Шиве – обращенный на восток  Рактакамалешвар и обращенный на запад  Кришначандрешвар. В центре комплекса расположен прямоугольный искусственный водоем. На противоположном берегу от храма находится постройка, содержащая скульптуру основателя комплекса Джойнарайана Гхошала, а по периметру водоема – миниатюрные храмики, не более 150 см в высоту, с мурти различных индуистских богов. Внутренние пространства храмов хоть и были реставрированы, но полностью сохранили декор и архитектурную конструкцию. Внешний облик храма тоже подвергся реставрации в 2013 году, после того как семнадцатью годами ранее храмы были объявлены объектом культурного наследия.

Северная часть Колкаты представлена преобладающим количеством терракотовых храмов, затерянных в наши дни в городских джунглях. Один из крупных районов севера – район Шобхабазар – был назван в честь Шобхарама Басака, одного из самых богатых коренных жителей Колкаты XVIII века [Cotton 1907, pp. 289‒291]. В качестве примеров терракотового зодчества можно привести несколько интересных храмов.

Ил. 1. Красный храм на Шобхабазаре. XVIII век. Колката, Индия.

Первый – это Красный храм на Шобхабазаре (ил. 1) – не украшенный резьбой, сложно-комбинированный храм. Тело храма – тип чар-чала (четырехскатный), три башни надстройки – миниатюрные храмики типа аат-чала (восьмискатные), которые являются лишь декоративным элементом.

Храм Аннопурна конца XVIII – начала XIX вв. – это пример сгруппированного типа терракотовой архитектуры. Комплекс состоит из трех одинаковых миниатюрных храмов типа аат-чала (восьмискатный) с богатым декором, сильными изгибами ребер крыш и большим выносом карнизов. Первый храм посвящен Шиве, второй – Дурге, а третий – их единству.

По приказу британского правительства на севере Колкаты, на месте деревни Сутанути, были выделены отдельные районы для разного рода мастеров – плотников, скотоводов, гончаров [Cotton 1907, pp. 282‒283]. Квартал гончаров – Кумартули – снискал себе славу тем, что фактически «создавал Богов»: мастера, жившие там, ежедневно ваяли из соломы и местной глины фигуры различных индуистских божеств, которые используются в религиозных обрядах – пуджах – по сей день. И сегодня этот квартал функционирует как одна большая мастерская.

Практически в самом центре района ‒ храм Шива Банешвар начала XVIII в. Как утверждают местные жители, это один из старейших храмов Кумартули с четырехсотлетней историей. Это спорное утверждение нуждается в более глубоком изучении, но можно с уверенностью предполагать, что храм относится к первой половине XVIII в. Это распространенный тип аат-чала (восьмискатный) с очень крутыми скатами и большим пролетом между основаниями двух ярусов крыш, которые сейчас очень трудны для рассматривания из-за победы растительного мира над трудами человеческих рук.

У храма Рамешвара Шивы района Кумартули первой половины XVIII в. при взгляде с любой точки обзора на прилегающих к храму улицах смотрящий увидит только его двухярусную крышу – тип аат-чала (восьмискатный) с довольно пологими скатами. А ко внутреннему пространству храма можно проникнуть через бытовые постройки. Если верить информации с мемориальных табличек и словам священнослужителей, храм был построен Нандарамом Сеном, в честь которого также названа улица, на которой расположен храм. Вопрос о точной датировке храма остается открытым, так как в справочнике Коттона по Колкате дважды упоминается имя Нандарама Сена – в 1700-х и в 1760-х гг. [Cotton 1907], что говорит о существовании двух людей с одинаковыми именами.

Храм Джода Шив, Шобхабазар – это сложносочиненный высокий двухярусный храм, значительная часть которого – надстройка нобо-ратна. На второй ярус храма ведет лестница, по которой можно подняться по разрешению пандита. Внешнее и в особенности внутреннее пространство храма сильно зареставрировано современными материалами, но внутренняя купольная конструкция прослеживается. По причине сильной реставрации крайне тяжело датировать эту постройку: скорее всего, храм относится к середине XVIII – середине XIX вв.

В других, более мелких районах севера Колкаты можно встретить некоторые обособленные примеры терракотовой архитектуры. Не самый распространенный тип среди отдельно стоящих храмов – чар-чала (четырехскатный), представлен в районе Бениатола, примыкающем к Кумартули с юга, храмом Дургешвар Махадев начала XVIII века, более известном в народе как Мота Махадев. Этот храм находится во власти баньяна, который в индуизме является священным деревом. В данном случае кажется, что его корни произрастают прямо из крыши, – они пропущены под более современным кровельным материалом и собраны в опрятные косы. На храме сохранилась оригинальная кладка из терракотовых разноразмерных кирпичей.

Район Шьямбазар, как и соседний Шобхабазар, был большим и процветающим районом с активной торговлей. Здесь на перекрестке узких улочек за густой стеной из деревьев спрятался пример комбинированного храмового комплекса – храм Бхаватарини Кали XVIII века. Ансамбль состоит из главного храма, посвященного богине Кали и относящегося к типу нобо-ратна (девятибашенный), и двух миниатюрных храмов-спутников типа аат-чала (восьмискатный).

Ил. 2. Храм Шивы аат-чала. ок. XIX века. Бишнупур, улица Барокалитала, округ Банкура, Индия.

Что касается периферии, то за пределами современной столицы Западной Бенгалии мощные индуистские княжества и земельные владения существовали даже раньше, чем в самой Колкате. Одним из самых сильных княжеств было Маллабхум. Короли Малла вели активное строительство на землях своего государства, но главным отражением их деятельности является храмовый город Бишнупур [Mangaonkar 2011, p. 16]. Помимо общепризнанных шедевров терракотовой архитектуры начала XVII века, он может похвастаться небольшими домашними храмами, такими как храм Шивы типа рекха-деул или храм Шивы типа аат-чала в районе улицы Барокалитала (ил. 2). Эти храмы отличаются своим небольшим размером – высота каждого не превышает трех метров, а входа в святилище – 90 см. Эти храмы не нанесены на карты, как это часто бывает с терракотовыми памятниками архитектуры второго порядка. По рассказам местных жителей и владельцев этих храмов, постройкам немногим более ста лет. Исходя из их типологических особенностей, данная информация вполне соответствует действительности.

На узких улицах этого храмового города спрятано большое количество примеров строений типа монча (платформа). Это пустые храмовые павильоны для временной демонстрации божества в период религиозных праздников. Встречаются как совсем простые павильоны – с четырехугольным основанием и крышей типа чар-чала (четырехскатный), так и более сложные – с восьмигранным основанием и одной башней-надстройкой типа эк-ратна (однобашенный) (ил. 3).

Ил. 3. Дол-монча. XVIII век. Бишнупур, район Калиндибандх, округ Банкура, Индия.

Зачастую судьба терракотовых храмов второго порядка развивается по одному из двух направлений. Это либо непрофессиональная реставрация, либо игнорирование разрушений в памятниках XVIII–XIX вв. со стороны государства. Примерами первого случая могут служить храм в районе Кабирадж Пара города Бишнупур и храм Дешкали в деревне Гуптипара (ил. 4), которые были подвергнуты значительной реставрации, полностью изменившей исторический облик храма. Оба храма относятся к типу ратна – панч-ратна (пятибашенный) и нобо-ратна (девятибашенный) соответственно. В первом случае стены храма были выровнены и выкрашены белой краской, однако оставшийся рельефный архитектурный декор, тип ребристых крыш и структура храма позволяют предположить, что он был построен в период с середины XVIII до середины XIX вв. Храм Дешкали, в свою очередь, отреставрирован настолько сильно, что формы арочных проемов башен-надстроек упрощены и в них вставлены стеклопакеты. После реставрации храм был выкрашен в золотой цвет. Не сохранившаяся после реставрации внутренняя конструкция и изменившийся внешний облик храма ставят под сомнение историчность постройки, хотя местные жители утверждают, что храму около четырехсот лет.

Ил. 4. Храм Дешкали. XVII – XIX века. Деревня Гуптипара, округ Хугли, Индия.

Второй вариант развития событий можно продемонстрировать на примере такого храма, как Махапрабху в Бишнупуре – это полуразрушенный, не функционирующий храм типа аат-чала (восьмискатный), который стоит на расстоянии не более 150 метров от терракотовых храмов XVII века, взятых под защиту АСИ. К сожалению, многие храмы, особенно в периферийных районах Бенгалии, находятся в запущенном состоянии – либо отданы на откуп природе и поглощены растительностью, либо частично разрушены и завалены мусором. Многие из них даже не нанесены на карты, так что найти их можно лишь по воле случая.

Однако некоторые полуразрушенные храмы остаются действующими – например, храм Шивы XVIII‒XIX вв. в Бишнупуре. На это указывает находящийся внутри лингам, украшенный цветами. Храм относится к типу панч-ратна (пятибашенный), хотя сохранились только две башни из пяти – центральная и одна из угловых. Соседний, схожий по характеру разрушений храм также посвящен Шиве, но не является действующим: его повреждения настолько сильны, что задняя стена полностью обвалилась, а руины используются для сбрасывания мелких бытовых отходов. Храм типа нобо-ратна (девятибашенный) сохранил только три башни, включая центральную (ил. 5).

Ил. 5. Храм Шивы. XVII – XIX века. Бишнупур, район Радждарбар, округ Банкура, Индия.

Последние примеры отражают одну из самых больших проблем в этой области – неконтролируемое и непрекращающееся исчезновение храмов, чему по большей части не препятствует Археологическое управление Индии. С каждым днем они все сильнее разрушаются, так и не будучи представлены в текстах исследователей. Как полное отсутствие реставрации, так и методы ее проведения требуют вмешательства и пересмотра.

Литература

  1. Cotton 1907 – Cotton H.E.A. Old and New: A Historical & Descriptive Handbook to the City. Calcutta: W. Newman, 1907.
  2. Mangaonkar 2011 – Mangaonkar P. “Terracotta temples of Bishnupur: Transformation through time and Technology” // Chitrolekha International Magazine on Art and Design. 2011, № 2. P. 14‒32.
  3. Bhaumik 2022 – Bhaumik S. The Changing World of Caste and Hierarchy in Bengal: Depiction from the Mangalkavyas c. 1700–1931. London: Taylor & Francis, 2022. URL: https://doi.org/10.4324/9781003146186

References

  1. Cotton, H.E.A. (1907), Old and New: A Historical & Descriptive Handbook to the City. W. Newman, Calcutta.
  2. Mangaonkar, P. (2011), “Terracotta temples of Bishnupur: Transformation through time and Technology”, Chitrolekha International Magazine on Art and Design, 2011, no. 2, pp. 14‒32.
  3. Bhaumik, S. (2022), The Changing World of Caste and Hierarchy in Bengal: Depiction from the Mangalkavyas c. 1700–1931. Taylor & Francis, London, UK.
Поделиться:

Авторы статьи

Image

Информация об авторе

Мария П. Терентьева, магистрант, Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова, Москва, Россия; 109004, Россия, Москва, Товарищеский пер., д. 30; mariiia.tere@yandex.ru

Author Info

Maria P. Terenteva, magister, Moscow State Academic Art Institute named after Vasil Surikov, Moscow, Russia; 30 Tovarishchesky Lane, 109004 Moscow, Russia; mariiia.tere@yandex.ru