НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ (1947‒2027)
Анна К. Флорковская
Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва, Россия, florkovskaja@yandex.ru
Аннотация
Статья посвящена истории и современной деятельности отдела искусства XX‒XXI века НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ (1947‒2027) в рамках актуализации деятельности по подготовке юбилея института.
Ключевые слова:
НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, советское искусство, отечественное искусство ХХ века
Для цитирования:
Флорковская А.К. НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ (1947‒2027) // Academia. 2024. № 4. С. 537−540. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-4-1-537-540
Research Institute of Theory and History of Fine Arts Russian Academy of Arts (1947‒2027)
Anna K. Florkovskaya
Research Institute of Theory and History of Fine Arts Russian Academy of Arts, Moscow, Russia, florkovskaja@yandex.ru
Abstract
The article is devoted to the history and modern activities of the Art Department of XX‒XXI century of Research Institute of Theory and History of Fine Arts of Russian Academy of Sciences (1947‒2027) as part of actualization of activities in preparation for anniversary of the Institute.
Keywords:
Research Institute of Theory and History of Fine Arts of Russian Academy of Sciences, Soviet art, Russian art of 20th century
For citation:
Florkovskaya, A.K. (2024), “Research Institute of Theory and History of Fine Arts Russian Academy of Arts (1947‒2027)”, Academia, 2024, no 4, рр. 537−540. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-4-1-537-540
В этот номер журнала Academia вошли несколько материалов, подготовленных сотрудниками отдела Искусства XX‒XXI веков, в разной степени готовности отражающих научную проблематику плановых исследовательских работ. Проект реализуется в рамках подготовки к юбилею Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств (1947‒2027) с целью более полного и объективного отражения деятельности института.
Отдел входит в состав научного подразделения Российской академии художеств – Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств. Его история начитается вместе с учреждением НИИ и Академии художеств СССР в 1947 году. Первое название отдела ‒ Сектор советского искусства[1]. На протяжении нескольких десятилетий отдел, занимающийся проблемами отечественного искусства ХХ века, несколько раз менял свое название и характер исследований.
В середине прошлого века советское искусство отождествлялось с ХХ столетием в целом. В это время отдел был сосредоточен на создании общественно значимых обобщающих трудов по советскому искусству. Таких как «История советского искусства. Живопись. Скульптура. Графика»[2], среди авторов которого такие имена как Ю.Д. Колпинский, В.П. Толстой, А.Д. Чегодаев, О.И. Сопоцинский; «Советское изобразительное искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Театрально-декорационное искусство 1917‒1941»[3] и «Советское изобразительное искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Театрально-декорационное искусство 1941‒1960»[4], коллектив авторов – Б.В. Веймарн, Е.М. Костина, Р.Я. Аболина, О.И. Сопоцинский, Н.И. Шантыко. Тогда же создавались монографии о ведущих художниках ‒ представителях советского искусства[5].
В те годы советское искусство рассматривалось как отдельный самостоятельный этап истории искусства нашей страны. Не акцентировалась его преемственность с искусством начала ХХ века – Серебряным веком, модернизмом и авангардом. Советское искусство считалось самостоятельным новаторским общественно-политическим и культурным явлением. Такими же были и курсы советского искусства в вузах, в том числе и на профильных факультетах, где советское искусство изучалось параллельно с русским искусством до 1917 года. Для большинства ХХ век открывался советским периодом, а все иные явления лишь завершали предыдущий «буржуазный» этап.
Времена менялись, на переломе от XX к XXI веку, после августовского кризиса 1991 года, распада СССР и изменения государственного устройства страны, трансформировались и научные интересы отдела. Теперь он стал именоваться отделом искусства России ХХ века, а возглавила его Нонна Суреновна Степанян, ведущий специалист по советскому – а значит и современному искусству. Степанян Н.С. – автор одного из двух, созданных в постсоветский период, обобщающих трудов по истории искусства России ХХ века[6]. Перед сотрудниками отдела, как и искусствоведами других музейных и научных институций страны, встала глобальная задача по-новому оценить историю отечественного искусства ХХ века, вписать его в стремительно расширяющийся контекст мирового искусства. В то время отдел издавал серию сборников «Пути и перепутья. Материалы и исследования по отечественному искусству ХХ века»[7]. Тогда в отделе работали такие ученые как Р.Я. Аболина, А.В. Дехтерева, Н.И. Езерская, Е.М. Костина, С.И. Орлов, А.В. Толстой, А.К. Флорковская, Н.И. Шантыко.
В начале 2000-х отдел возглавил Г.Ф. Коваленко – специалист по русскому искусству начала ХХ века, художникам театра и, в частности, творчеству Александры Экстер. При нем началось широкое исследование проблем русского авангарда. Он стал инициатором и главным редактором серии сборников «Русское искусство. ХХ век», всего вышло 3 выпуска. Г.Ф. Коваленко пригласил в отдел исследователей отечественного авангарда И.А. Азизян и Е.В. Сидорину, а также Е.А. Лаврентьеву, И.Ю. Чмыреву, А.Н. Иньшакова, С.А. Кочкина и Д.В. Фомина, чьи интересы также были сосредоточены на искусстве первой трети ХХ века, его интерпретациях в современности. Интересы сотрудников отдела касались разных видов искусства, от графики и фотографии до живописи и архитектуры. Издавались авторские монографии: Г.Ф. Коваленко «Александра Экстер»[8], С.И. Орлов «Ракурсы»[9], А.Н. Иньшаков «Михаил Ларионов: русские годы»[10] и «Сергей Михайлович Романович. Искусство и жизнь»[11], И.А. Азизян «Александр Архипенко»[12], Е.В. Сидорина «Конструктивизм без берегов. Исследования и этюды о русском авангарде»[13], С.А. Кочкин «Борис Федорович Рыбченков»[14], А.К. Флорковская «Малая Грузинская, 28. Живописная секция Московского объединенного комитета художников-графиков. 1976–1988»[15], Д.В. Фомин «Искусство книги в контексте культуры 1920-х годов»[16], И.Ю. Чмырева «Очерки по истории российской фотографии»[17] и другие. К 2024 году С.И. Орловом была подготовлена монография «Авторские художественные проекты. Контексты времени XX–XXI века» (публикация приостановлена в связи с кончиной автора).
Научный сотрудник отдела М.Г. Назарова с 2020 года является ответственным редактором вновь воссозданного научного рецензируемого журнала «Academia», текущий номер уже двадцатый. Историки искусства нашего отдела активно принимают участие в публикации результатов своих исследований на страницах журнала.
В 2022 году отдел был вновь переименован. Теперь отдел искусства XX‒XXI веков, возглавила А.К. Флорковская. По-прежнему в центре внимания актуальные проблемы отечественного искусства ХХ века, в том числе – Серебряного века, этот период – сфера интересов многих сотрудников, в первую очередь П.С. Павлинова. Наряду с началом века идет изучение русского авангарда, 1920‒1930-х годов, оттепельного и позднесоветского времени, а также актуальной современной творческой жизни Российской академии художеств.
Научная жизнь отдела всегда включала участие в конференциях, журнальные публикации, создание сборников, интервью на радио и телевидении, выступления на открытиях выставок, педагогическую деятельность в вузах, научно-популярные лекции в Российской академии художеств и других, в том числе региональных, научных, музейных и культурных площадках. Сегодня отдел продолжает издание сборников «Искусство России ХХ века», готовятся четвертый и пятый выпуски, а также цикл сборников «Позднесоветское искусство России», первый из которых уже вышел[18]. Перед читателями – ряд статей, отражающих сегодняшние научные интересы сотрудников Отдела искусства XX‒XXI века.
[1] О структуре 1949 ‒ О структуре Научно-исследовательского института. Сессии Академии художеств СССР. Первая и вторая сессии. Доклады, прения и постановления. 22‒24 ноября 1947. 20‒27 мая 1948. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1949. С. 33.
[2] М.: Искусство, 1957.
[3] М.: Искусство, 1977.
[4] М.: Искусство, 1981.
[5] Аболина 1951 – Аболина Р.Я. Вера Игнатьевна Мухина. М.: Советский художник, 1951; Шантыко 1962 – Шантыко Н.И. Екатерина Сергеевна Зернова. М.: Советский художник, 1962 и многие другие.
[6] Степанян 1999 – Степанян Н.С. Искусство России ХХ века. М.: Галарт, 1999.
[7] Сборники издавались с 1991 по 2001 годы, всего вышло 5 сборников.
[8] Коваленко 2010 – Коваленко Г.Ф. Александра Экстер. В 2-х т. М.: Московский музей современного искусства, 2010.
[9] Орлов 2009 – Орлов С.И. Ракурсы. М.: Памятники исторической мысли, 2009.
[10] Иньшаков 2010 – Иньшаков А.Н. Михаил Ларионов: русские годы. М.: Гнозис, 2010.
[11] Иньшаков 2022 ‒ Иньшаков А.Н. Сергей Михайлович Романович. Искусство и жизнь. М.: БуксМAрт, 2022.
[12] Азизян 2010 ‒ Азизян И.А. Александр Архипенко. М.: Прогресс-Традиция, 2010.
[13]. Сидорина 2012 ‒ Сидорина Е.В. Конструктивизм без берегов. Исследования и этюды о русском авангарде. М.: Прогресс-Традиция, 2012.
[14] Кочкин 2014 ‒ Кочкин С.А. Борис Федорович Рыбченков. М.: Галарт, 2014.
[15] Флорковская 2009 ‒ Флорковская А.К. Малая Грузинская, 28. Живописная секция Московского объединенного комитета художников-графиков. 1976‒1988. М.: Памятники исторической мысли, 2009.
[16] Фомин 2015 ‒ Фомин Д.В. Искусство книги в контексте искусства 1920-х годов. М.: Пашков дом, 2015.
[17] Чмырева 2016 ‒ Чмырева И.Ю. Очерки по истории российской фотографии. М.: Индрик, 2016.
[18] Позднесоветское 2019 ‒ Позднесоветское искусство России. Проблемы художественного творчества». М.: БуксМАрт, 2019.
Авторы статьи
Информация об авторах
Анна К. Флорковская, доктор искусствоведения, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва, Россия, florkovskaja@yandex.ru
Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств, 109004, Россия, Москва, Товарищеский пер., д. 30,
Author Info
Anna K. Florkovskaya, Dr. of Sci. (Art history), Research Institute of Theory and History of Fine Arts Russian Academy of Arts, Moscow, Russia, florkovskaja@yandex.ru
Moscow State Academic Art Institute named after Vasil Surikov, 30 Tovarischesky lane, 109004, Moscow, Russia, florkovskaja@yandex.ru