Образ Карелии в произведениях русских и финских художников конца XIX ‒ начала XX века

Юлия О. Лунина

Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова, Москва, Россия, LuninaYO@yandex.ru

Аннотация

Данная статья стремится обозначить ключевые темы и мотивы, находящие отражение в творчестве русских и финских художников, а также исследует, как их произведения способствовали формированию образа Карелии в культурном сознании конца XIX ‒ начала XX века. Этот период ознаменовался повышенным интересом к пейзажу. Все чаще художники отправлялись на пленэр, посещая разные, иногда самые отдаленные уголки страны. Карелия в это время ‒ не просто географический регион, но важный элемент культурного и исторического пространства, отображающего духовные искания и художественные эксперименты эпохи.

Ключевые слова:

 пейзаж, финские художники, Карелия, Валаам, Ээро Ярнефельт

Для цитирования:

Лунина Ю.О. Образ Карелии в произведениях русских и финских художников конца XIX ‒ начала XX века // Academia. 2024. № 4. С. 702−709. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-4-1-702-709

The image of Karelia in the works of Russian and Finnish artists of the late 19th to early 20th centuries

Yulia O. Lunina

Moscow State Art Institute named after Vasil Surikov, Moscow, Russia, LuninaYO@yandex.ru

Abstract

This article aims to highlight key themes and motifs reflected in the works of Russian and Finnish artists and explores how their creations contributed to shaping the image of Karelia in the cultural consciousness of the late 19th to early 20th centuries. This period was marked by a heightened interest in landscapes, with artists increasingly venturing out to paint en plein air, visiting various and sometimes remote parts of the country. During this time, Karelia became not just a geographic region but an essential element of the cultural and historical landscape, embodying the spiritual pursuits and artistic experimentation of the era.

Keywords:

landscape, Finnish artists, Karelia, Valaam, Eero Järnefelt

For citation:

Lunina, Yu.O. (2024), “The image of Karelia in the works of Russian and Finnish artists of the late 19th to early 20th centuries”, Academia, 2024, no 4, рр. 702−709. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-4-1-702-709

Работы, созданные русскими и финскими художниками на территории Карельского перешейка в конце XIX ‒ начале XX века, представляют большой интерес для исследователей. В настоящее время наиболее полно эту тему представила доктор филологии Е.Г. Сойни, опубликовав труд «Финляндия в русском искусстве 1890–2010 гг.». Однако многие аспекты изображения Карелии все еще требуют изучения. Это подчеркивает значимость региона, в котором особенно ярко проявляется переплетение двух художественных школ. Именно в Карелии складывались народные предания, к сюжетам которых будут обращаться художники, особенно выделяя эту тему в контексте своего творчества. В 1835 году фольклорист и лингвист Элиас Леннрот, путешествуя по Карельскому перешейку, запишет руны местных жителей и выпустит сборник финно-карельского эпоса «Калевала».

К 1860-м годам интерес к Великому княжеству Финляндскому возрастает и в самой Российской Империи. О северном регионе пишут поэты К.Н. Батюшков и А.С. Пушкин, создавая в произведениях его романтически окрашенный образ. Появляется все больше публикаций в периодических изданиях. В художественной жизни также происходят изменения. С середины XIX века Императорская академия художеств обращается в сторону Финляндского княжества, включая в программу студентов поездки на пленэр на Валаам ‒ финский остров в северной части Ладожского озера. Натурные классы, во время которых ученикам открывается уникальность северной природы, становятся обязательными.

Так, И.И. Шишкин проводит три летних сезона на Валааме. С 1858 по 1860 год он с сокурсником по Академии художеств А.В. Гине (несколько позже к ним присоединится П.П. Джогин) пишет этюды своеобразного сурового пейзажа. В письме к родителям И.И. Шишкин признавался: «Нам, двоим товарищам, предложили нынешним летом ехать на Валаам на Ладожском озере, там монастырь, местность великолепная, туда часто посылают наших учеников и редкий год не бывает кого-нибудь из наших. Туда часто посылают на выдержку, потом там природа такая разнообразная, дикая и, следовательно, трудная» [Письмо И.И. Шишкина 1858]. После поездки Иван Иванович предоставил свои работы Совету Академии. Позднее они экспонировались вместе с работами А.В. Гине и П.П. Джогина на академических выставках и получили положительный отклик у публики. По справедливому замечанию художника, Валаам был для него «самой школой». Работа в Карелии, где ландшафт представлен скалами, обрывами, огромными мшистыми валунами, заложила основные живописные принципы его дальнейшей творческой деятельности.

Ил. 1. И.И. Шишкин. Сосна на Валааме. 1858. Холст, масло. Пермская художественная галерея, Пермь.

Для Александра Васильевича Гине поездка в северные края также стала плодотворной. Будучи вольноприходящим учеником у С.М. Воровьева, он продолжал развитие пейзажной школы живописи. На пленэрах Гине создал несколько знаковых картин, таких как «Остров Валаам» и «На Валааме. Камни в лесу» ‒ за последнюю художник получил Малую золотую медаль. Позже произведение приобретет П.М. Третьяков для экспонирования в своей картинной галерее. А.В. Гине будет возвращаться на о. Валаам еще не раз.

И.И. Шишкин, А.В. Гине, П.П. Джогин и их предшественники проложили тропу к острову на Ладоге. Позже в эти места отправятся Ф.А. Васильев, И.Г. Давыдов, А.И. Куинджи, Н.К. Рерих. А.И. Куинджи впервые посетит Валаам летом 1870-го и откроет для себя невероятную красоту северного региона. Его удивит мягкий, приглушенный холодный свет, так отличающийся от яркого солнца на юге. Серию карельских работ он начнет с картины «Ладожское озеро» 1871 года, а в 1873-м напишет значимое произведение «На острове Валаам». В нем А.И. Куинджи мастерски покажет серую, пасмурную природу, характерную для острова. Похожий сюжет есть в картине «Пейзаж из Уусимаа» 1872 года финской художницы Фанни Курберг. Так же, как и А.И. Куинджи, Фанни Курберг изображает приближение грозы, использует схожее цветовое решение, передает общее настроение. Таким образом, открытие северного пейзажа с середины XIX века стало важным событием для русской пейзажной живописи. Близость живописных возможностей русской и финской природы дала основу для дальнейшего художественного диалога.

Финляндия также прилагала усилия по привлечению внимания к своей природе и культуре. В 1875 году Финское литературное общество выпустило альбом «Путешествие по Финляндии». Автором текста стал исследователь карело-финского эпоса Сакариас Топелиус, а на страницах издания разместились гравюры по мотивам пейзажей Адольфа фон Беккера, Альберта Эдельфельта, Оскара Клейнеха, Мангуса Мунстергельма и др. В 1893 году выходит книга «Финляндия в XIX столетии», в оформлении которой принимают участие Аксели Галлен-Каллела, Вяйнё Блумстедт, Ээро Ярнефельт. Иллюстрации отражали многообразие финской природы, показывали разные уголки страны, в том числе красоту Карельского перешейка. К концу столетия в прессе насчитывалось более 200 статей, упоминавших Финляндию [Суни 2001]. Желающих лично увидеть ландшафты севера становилось все больше. Русские художники активно путешествовали по Финляндии, а по возвращении представляли на выставках свои произведения. Так отечественная публика смогла познакомиться с пейзажами соседнего региона.

В 1898 году в музее барона А.Л. Штиглица прошло открытие выставки русских и финских художников. По задумке С.П. Дягилева событие должно было объединить две художественные школы. Финская делегация включала Вяйнё Блумстедта, Аксели Галлен-Каллелу, Пекка Халонена, Альберта Гебхарда, Альберта Эдельфельта, Габриеля Энгберга, Ээро Ярнефельта, Магнуса Энкеля, Берндта Лагерстама. Среди их произведений было довольно много пейзажей, что оказало значительное влияние на творчество русских мастеров. Стоит отметить, что для русских художников, по справедливому замечанию А.Н. Бенуа, «Финляндия была чем-то вроде заграницы, частью Западной Европы» [Бенуа 1993, с. 185–186], которая могла открыть для отечественных мастеров новые художественные возможности.

Ил. 2. Альберт Эдельфельт и Аксель Галлен-Каллела в Иматре. 1893. Художественный музей Атениум, Хельсинки, Финляндия.

Воспоминания от выставки оставила А.П. Остроумова-Лебедева: «У финнов прекрасные пейзажи, это не то, что наш Шишкин (терпеть его не могу). Финны проникли в сущность финляндской природы, в ее характерность и передали это с любовью» [Остроумова-Лебедева 1974, с. 40]. Художница, в свою очередь, неоднократно посещала Финляндию. В 1900 году Анна Петровна создала работу «Финские озера», на которой изобразила впечатляющий вид северных пейзажей. Сквозь плотные заросли темного леса просматривается зеркальная гладь синих озер: на заднем плане расположено озеро Красавица, посередине ‒ Долгое, а ближе к зрителю ‒ Чертово [Михалкова 2017, с. 165–173]. Пейзаж окутан торжественным строгим молчанием. В том же году Анна Петровна создает еще одну работу ‒ «Финляндия с голубым небом», в которой передана мрачная красота финской природы с ее бескрайними хвойными лесами.

Сами же финны, по замечанию историка искусств Онни Окконена, стремились уйти от городских этюдов в глубину нетронутой природы [Okkonen 1943, p. 167]. Их привлекали виды одиноких пустошей, величие неотесанных гор, густых деревьев, рассыпанных по озеру островов. Удивительна работа Ээро Ярнефельта «Острова», опубликованная в журнале «Мир искусства» за 1899 год. В пейзаже чувствуется всепоглощающая свобода; солнце, проникающее сквозь облака, задевает зеленую поверхность небольших островов, раскинувшихся рядом друг с другом. Художник выписывает острые скалы и небольшое деревце на переднем плане. Работа оставляет ощущение спокойствия, подчиненного великой природе. Другой финский художник Пекка Халонен также обращался к теме пейзажа. В 1892 году он направляется в Карелию, где создает «Пейзаж в Карелии» и «Рускеала». В его работах можно увидеть трепетное отношение к местному ландшафту, тихой жизни коренных жителей. Небольшие домики, расположенные на берегу речки, мостики, ведущие к водному спуску, кажутся единым целым с человеком. Все в картинах наполнено гармонией, так присущей финнам.

Важным местом для русских художников являлась и Иматра ‒ небольшой городок на реке Вуокса в северной части Карельского перешейка, славившейся водопадом. В свое время его посещали Ф.М. Матвеев («Водопад Иматра в Финляндии», 1819), Л.Ф. Лагорио («Иматра», 1887–1888), Н.Н. Дубовский («Живопись. Иматра», 1893), П.П. Соколов («Водопад Иматра»). Финские художники также не раз бывали в этом регионе. В 1893 году в составе небольшой группы в Иматру отправились Аксели Галлен-Каллела и Альберт Эдельфельт. Остался примечательный снимок из этой поездки: на переднем плане Альберт Эдельфельт, позади него Аксели Галлен-Каллела. В этой поездке Аксели Галлен-Каллелой была создана прекрасная работа «Иматра зимой», богатая на природно-зеленые оттенки, с многочисленными деревьями, окруженными водной стихией.

Будучи влюбленным в финскую природу, Иматру посещал и А.А. Рылов. Мастер признавался, что творчество Аксели Галлен-Каллелы повлияло на него еще в 1898 году, когда он увидел картины финских художников на выставке «Мира Искусства», устроенной С.П. Дягилевым в музее Штиглица: «Очень интересен был отдел финляндцев: Галлен, Бломстедт, Эдельфельт, Ярнефельт, Галлонен и другие» [Рылов 1977, с. 87]. Само творчество А.А. Рылова в последующие годы было неразрывно связано с Карелией. Впервые посетив регион в 1903 году, художник создает ряд значимых работ: «Близ Иматры», «Река Вуокса», «Финляндский лес. Этюд». Особенно он любил изображать камни и скалы. Отмечается декоративность изображения, близкая к работам Н.К. Рериха, который также посвятил карельским темам несколько работ (среди них «Седая Финляндия», 1907). В картине А.А. Рылова «Северный пейзаж с водопадом» можно заметить схожую с «Иматрой зимой» Аксели Галлен-Каллелы композицию. Русский художник обращается к излюбленному сюжету, наделяя его цветовыми контрастами. Его живопись наполнена безмолвным спокойствием севера, готовым в любую минуту прорваться сквозь пороги неуправляемой быстрой реки.

Ил. 3. Альберт Эдельфельт. Рунопевица Ларин Параске. 1893. Холст, масло. Художественный музей Атениум, Хельсинки, Финляндия.

Однако образ Карелии создается не только пейзажами. Мастера любили обращаться к простым людям, проживающим в этих суровых краях. Одним из ярких персонажей, чье имя неразрывно связано с карельской землей, стала знаменитая рунопевица Ларин Параске. Ее портрет в 1893 году создал Ээро Ярнефельт. Лицо женщины напряжено, пальцы перебирают струны национального музыкального инструмента кантеле, рот приоткрыт в исполнении плача. В 1890-х годах для написания портрета рунопевицы приезжал и Альберт Эдельфельт. В его работе «Рунопевица Ларин Параске» женщина также изображена исполняющей руны.

Сложная северная жизнь накладывала отпечаток на характер местных жителей. Они часто были молчаливы, замкнуты, однако всегда дружелюбно отвечали на приветствие путешественников. Многих поражало их трудолюбие, смирение к непогоде, принятие сложных жизненных ситуаций. Примечателен рисунок Альберта Эдельфельта «Карелы» 1894 года, передающий характер изображенных мужчины и женщины.

Русские художники тоже отмечают выразительность внешних и внутренних черт жителей Карелии. Так, в 1888 году на академической выставке в Санкт-Петербурге был показан «Портрет финна» кисти Н.А. Кошелева. Сподвижник И.Н. Крамского изобразил мужчину в городском финском костюме со сцепленными в замок руками и уверенным прямым взглядом.

К народным персонажам обращался и И.Е. Репин, проживший на территории Карелии около тридцати лет. Обосновавшись в Куоккале на берегу Финского залива, художник часто работал над пейзажами, а также писал портреты местных жителей, сказителей, рыбаков. И.Е. Репин в письмах к друзьям часто упоминал свою расположенность к этому народу. Так, в послании к А.И. Куприну он говорит, что с ним «финны обращаются очень дружески» [Репин 1920]. А в статье, посвященной памяти Альберта Эдельфельта, отмечает: «Во всем этом незатейливом финском пейзаже приземистый, кое-как прикрытый от холода, неповоротливый, необщительный, с неизменной холодностью в ледяных маленьких глазках, никогда не улыбающийся ‒ финн в полной гармонии» [Репин 1969, с. 18].

Ил. 4. Альберт Эдельфельт. Карелы. 1894. Бумага, карандаш.

Освоение карельских земель продолжил и ученик И.Е. Репина В.Н. Попов. Впервые посетив эти места в 1911 году, он решил остаться в Карелии на длительное время. В 1912 году на весенней выставке в Санкт-Петербурге появляется его работа «Водопад Кивач». Именно эта картина положила начало карельской теме в творчестве художника. В 1915 году В.Н. Попов приобретает дачу и начинает активно работать над пейзажами и портретами. Пишет работы «Вечер на озере», «Карельская невеста», «Карелка». В своем творчестве он «с большой любовью и с большим мастерством передает красоту северной природы» [Попов 1938, с. 3–6]. В его работах прослеживается реалистическая традиция, которая выражается в подробном и натурном изображении бурных водопадов, спокойной глади озер и каменистых островов. Цветовая палитра произведений впечатляет яркостью и живостью, наделяя пейзажи выразительностью.

Именно с именем В.Н. Попова связывают основание карельской пейзажной школы. Преподавательскую деятельность Вениамин Николаевич начал еще в 1902 году, после переезда в Карелию в 1920–1921 гг. заведовал Петрозаводской художественной школой, затем до 1934 года преподавал в Петрозаводском педтехникуме. Под его руководством начали художественную карьеру знаменитые мастера Карелии: И.В. Черных, Л.И. Гильберт, О.Ф. Граф, К.Л. Буторов, Суло Юнтунен, Тойво Хаккарайнен. Таким образом, творчество В.Н. Попова невероятно важно для развития искусства Карелии.

В заключение важно сказать, что финская северная природа оказала большое влияние на русский пейзаж начала XX века. Об этом свидетельствуют работы В.А. Серова, Н.К. Рериха, А.А. Рылова, А.П. Остроумовой-Лебедевой, А.Н. Бенуа, обратившихся за вдохновением к карельской земле. Уже в начале XX века Карелия обретает новую художественную силу и заново открывает красоту своих ландшафтов.

Для северных художников Карелия всегда была важным местом в истории Финляндии. Именно на этих землях зарождался народный эпос «Калевала» и находили силу ее герои. Финские мастера уделяли большое внимание природе и делились впечатлениями на совместных русско-финских выставках в Санкт-Петербурге и крупных международных мероприятиях. Их искусство рассматривалось с точки зрения сильного и независимого феномена. Стремление показать национальный менталитет, открыть для широкой публики красоты местной природы и познакомить с народным эпосом прослеживается в творческой деятельности круга финских мастеров.

Литература

  1. Бенуа 1993 ‒ Бенуа А.Н. Мои воспоминания. В 2 т. Кн. 4–5. М., 1993. С. 185–186.
  2. Вступительная статья 1938 ‒ Вступительная статья к выставке «Вениамин Николаевич Попов. Выставка в карельском Доме народного творчества». Петрозаводск, 1938.
  3. Михалкова 2017 ‒ Михалкова Т. Анна Петровна Остроумова-Лебедева ‒ путешественница. Петербургские искусствоведческие тетради. № 45. 2017. С. 165–173.
  4. Остроумова-Лебедева 1974 ‒ Остроумова-Лебедева А.П. Автобиографические записки. М., 1974. С. 40.
  5. Письмо И.И. Шишкина 1958 ‒ Письмо И.И. Шишкина к И.В. Шишкину и Д.Р. Шишкиной от 26 октября 1858 года.
  6. Репин 1969а ‒ Репин И.Е. ‒ Куприну А.И. Письмо от 19 (6) января 1920 года // Новый мир. 1969. № 9. С. 194.
  7. Репин 1969б ‒ Репин И.Е. Эдельфельт. 1969. С. 18.
  8. Рылов 1977 ‒ Рылов А.А. Воспоминания. Ленинград: Художник РСФРСР, 1977. С. 287.
  9. Суни 2001 ‒ Суни Р. Империя как она есть: имперская Россия, «национальное» самосознание и теории Империи / Р. Суни // Ab Imperio. 2001. № 1–2.
  10. Okkonen 1943 ‒ Okkonen O. Die finnische kunst. 1943.

References

  1. Benois, A.N. (1993), Moi vospominaniya [My memories]. In 2 volumes. Book 4–5. Moscow, Russia, 1993, pp. 185–186.
  2. Vstupitel’naya stat’ya k vystavke “Veniamin Nikolaevich Popov. Vystavka v karel’skom Dome narodnogo tvorchestva” [Introductory article to the exhibition “Veniamin Nikolaevich Popov. Exhibition at the Karelian House of Folk Art”]. Petrozavodsk, USSR.
  3. Mikhalkova, T. (2017), Anna Petrovna Ostroumova-Lebedeva ‒ puteshestvennitsa [Anna Petrovna Ostroumova-Lebedeva as a traveler]. Peterburgskie iskusstvovedcheskie tetradi [Petersburg art history notebooks]. No. 45, pp. 165–173.
  4. Ostroumova-Lebedeva, A.P. (1974), Avtobiograficheskie zapiski [Autobiographical notes]. Moscow, USSR, 1974, p. 40.
  5. Pis’mo I.I. Shishkina k I.V. Shishkinu i D.R. Shishkinoj ot 26 oktyabrya 1858 goda [Letter from I.I. Shishkin to I.V. Shishkin and D.R. Shishkina dated October 26, 1858].
  6. Repin, I.E. (1969), Repin I.E. ‒ Kuprinu A.I. Pis’mo ot 19 (6) yanvarya 1920 goda [From Repin I.E. to Kuprin A.I., Letter dated January 19 (6), 1920. Novyi mir [New World], No. 9, p. 194.
  7. Repin, I.E. (1969), Edel’fel’t [Edelfelt], p 18.
  8. Rylov, A.A. (1977), Vospominaniya [Memoirs]. Hudozhnik RSFSR [Artist of the RSFSR], Leningrad, USSR, 1977, p. 287.
  9. Suni, R. (2001), Imperiya kak ona est’: imperskaya Rossiya, “nacional’noe” samosoznanie i teorii Imperii [Empire as it is: imperial Russia, “national” identity and theories of the Empire], R. Suni, Ab Imperio. No. 1–2.
  10. Okkonen, O. (1943), Die finnische kunst.
Поделиться:

Авторы статьи

Image

Информация об авторе

Юлия О. Лунина, магистрант, Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова, Москва, Россия; 109004, Россия, Москва, Товарищеский пер., д. 30; LuninaYO@yandex.ru

Author Info

Yulia O. Lunina, magister, Moscow State Academic Art Institute named after VasilSurikov, Moscow, Russia; 30 Tovarishchesky Lane, 109004 Moscow, Russia; LuninaYO@yandex.ru