Архиерейская хиротония новгородского архиепископа Макария
Макарий (Веретенников), архимандрит
Московская духовная академия, Сергиев Посад, Россия, office@lavra.ru
Аннотация
Cтатья посвящена обзору источников, повествующих о поставлении святителя Макария на Новгородскую кафедру. Данный исторический период представляет собой большое поле для проведения разнообразных исследований, особенно в плоскости рассмотрения изменений быта (связанных с усилением Москвы) и трансформации чинопоследований, обусловленных смешиванием традиций. Приводимые архивные и исследовательские свидетельства позволяют оценить и описать доступные подробности избранной темы. Несмотря на обширные лакуны, многие элементы тех событий восстанавливаются при сопоставлении с другими, в том числе и иностранными, свидетельствами, что делает настоящую статью предметом интереса как исследователей тематики, так и рядовых читателей.
Ключевые слова:
Великий князь Московский, Новгородская митрополия, святитель Макарий, епископские хиротонии на Руси
Для цитирования:
Макарий (Веретенников), архимандрит. Архиерейская хиротония новгородского архиепископа Макария // Academia. 2025. № 2. С. 200−200. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-2-1-200-200
Еpiscopal ordination of Novgorod archbishop Macarius
Macarius (Veretennikov), archimandrite
Moscow Theological Academy, Sergiev Posad, Russia, office@lavra.ru
Abstract
This article is devoted to a review of sources telling about the appointment of St Macarius to the Novgorod cathedra – this historical period presents a great field for research, in particular, as regards changes in everyday life (associated with the strengthening of Moscow) and the transformation of the rank consequences caused by the mixing of traditions. The cited archival and research data allows to evaluate and describe the available details of the chosen topic. Despite the vast gaps, many components of those events could be restored when compared with various others, including foreign, testimonies which makes this article subject of interest for both researchers and ordinary readers.
Keywords:
Grand Duke of Moscow, Metropolis of Novgorod, St Macarius, episcopal ordination in Russia
For citation:
Macarius (Veretennikov), archimandrite (2025), “Еpiscopal ordination of Novgorod archbishop Macarius”, Academia, 2025, no 2, рр. 200−200. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-2-1-200-200
При Великом князе Иоанне III Великий Новгород в 1478 году стал составной частью Московской Руси. Вечевой колокол был отправлен в Москву, а в Новгород стали направляться великокняжеские наместники. После этого начинаются частые смены архиереев, что ранее было не характерно для Новгородской кафедры. В 1480 году был отправлен на покой в Чудов монастырь архиепископ Феофил (1471–1480). Недолго занимал кафедру архиепископ Сергий: 1483–1484 гг. Почти двадцать лет был на кафедре святитель Геннадий (Гонзов), в схиме Галактион (1484–1504), но был сведен с престола. В результате конфликта с преподобным Иосифом Волоцким (†1515; пам. 9 сент.) был сведен с престола архиепископ Серапион (1506–1509). После этого в истории Новгородской кафедры началась, по выражению летописи, «промежка». Традиционно Новгородские святители погребались в Софийском соборе, но архиепископы конца XV – начала XVI века Феофил, Сергий, Геннадий и Серапион почили вдали от своей кафедры.
Управление епархией в это время, вполне вероятно, могло быть поручено ближайшему архиерею, например, святителю Тверскому Акакию, как это уже бывало в истории [Голубинский 1900, с. 394; Веретенников 1994, с. 336–362; Веретенников 2007, с. 72–96]. Все это, разумеется, порождало множество трудностей в церковной жизни, не говоря уже о серьезном моральном уроне. В различных источниках этого времени встречаются упоминания об отсутствии в Новгороде архиепископа. Так, один писец Кормчей книги (1519) говорит, что она написана «после Серапиона владыце архиепископа бывшего» [Б. а. 1885, с. 415]. В послесловии Октоиха, написанного в это время, прямо говорится об отсутствии в Новгороде владыки: «а в тое время архиепископа на Новгороде не было» [ОР РНБ. Соф. собр. № 142]. В Житии преподобного Варлаама Хутынского говорится об одном певчем дьяке, который «четырех месяцев не доживе архиепископа Макария Великого Новаграда и Пскова» [Саксонская государственная библиотека, л. 174 об].
Несомненно, что большая роль в вопросе поставления Новгородского архиепископа принадлежит Великому князю Василию III. Это отмечает находившийся в то время в Москве западный дипломат Сигизмунд Герберштейн: «наконец, после усиленных просьб граждан и подданных не лишать их епископа навсегда (Василий III – а. М.) в нашу бытность там назначил нового» [Герберштейн 1988, с. 148]. Преподобный Варлаам Хутынский являлся чудесным образом Великому князю Василию III с повелением поставить настоятелей в Новгородские монастыри [Краснянский 1876, с. 162; Тихомиров 1891, с. 100–101]. Старец Филофей, псковский инок-мыслитель, обращался в послании к Великому князю: «…да исполниши святыя соборныя церкви епископы, да не вдовьствует святая Божия церкви при твоем царствии!» [Б. а. 1984a, с. 438; Б. а. 2000, с. 302]. Историк Е.Е. Голубинский объясняет роль князя Василия в выборе данной кандидатуры тем, что в Можайске был знаменитый образ святителя Николая, «на поклонение которому имели обычай ездить государи: во время своих поездок в Можайск и мог познакомиться Василий Иванович с Макарием, как с первым лицом в местном городском духовенстве, каков был архимандрит Лужецкий» [Голубинский 1900, с. 746–747]. Известно, что в 1525 году действительно князь с княгиней ездил «в объезд на Волок и в Можаеск» [ПСРЛ. Т. 34, с. 15]. Со святителем Макарием Великий князь мог познакомиться еще в 1523 году во время его возведения в Лужецкие настоятели [Бегунов 1970, с. 106][1].
В Новгородской летописи говорится о святителе Макарии: «...и бысть на владычестве 17 лет; а без владыки (т.е. до него. – а. М.) было в Новеграде 17 лет» [ПСРЛ. Т. 3, с. 247]. Долгожданные чаяния новгородцев осуществились лишь в 1526 году, когда на эту старейшую кафедру Московской Митрополии, богатую духовными и культурными традициями, был поставлен из настоятелей Лужецкого монастыря святитель Макарий, что положило конец «промежке». После непродолжительного трехлетнего настоятельства в можайском Лужецком монастыре (1523–1526) [Веретенников 1997, с. 173–182], в Успенском соборе Московского Кремля состоялась его архиерейская хиротония. Господь призвал его к высокому служению в Русской Церкви на старейшей кафедре Великого Новгорода и Пскова.

Русские летописи сообщают о хиротонии иерарха. В Никоновской летописи кратко говорится о двух мартовских хиротониях: «тое же зимы, марта 4, Пресвященный Данило Митрополит постави Макарья архимандрита из Лужков архиепископом Великому Новуграду и Пскову; а от Спаса из Суздаля архиманьдрита Кирила поставил архиепископом Ростову» [ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1, с. 45]. Идентично данному известию сообщение, содержащееся в Воскресенской летописи [ПСРЛ. Т. 8, с. 271]. Постниковский летописец называет точную дату второй архиерейской хиротонии – неделю спустя после хиротонии святителя Макария, а, следовательно, он принимал в ней участие. «Того же месяца в 11 день в неделю 4-ю поста поставлен в Ростов и въ Ярославль архиепископ Кирилл, из Суздаля из Ефимьева монастыря архимандрит» [ПСРЛ. Т. 34, с. 15; Веретенников 2009, с. 115‒123].
В Новгородских летописях говорится более подробно об архиерейской хиротонии святителя Макария. Отмечается, что его хиротония состоялась «при благоверном Великом князи Васильи Ивановичи» в день памяти «преподобного отца нашего Ерасима иже на Иордани», на третьей неделе Великого Поста [ПСРЛ. Т. 30, с. 176; ПСРЛ. Т. 3, с. 148]. В Новгородской четвертой летописи по списку Н. Никольского называется также и дата архиерейского наречения: «того же лета, месяца февраля 26, на память святаго отца Перфириа епископа Газска, нарекоша на Москве в Новъгород владыкои архимандрита Макариа из Мужаиска из Лушков, на второй недели поста, в понедельник. Того же лета, марта в 4 день, в 3-ю неделю поста, при благоверном великом князе Васильи Ивановиче и при Митрополите Даниле поставиша в Новгород владыку Макариа» [ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1, с. 613]. В других летописях говорится очень кратко: «тое же зимы марта в неделю 3 поста поставлен в Новгород и во Псков архиепископ Макарей из Можайска, с Лужков архимандрит» [ПСРЛ. Т. 34, с. 15; Постниковский летописец и другие: ПСРЛ. Т. 33, с. 136; ПСРЛ. Т. 26, с. 313].
Летописные сообщения могут дополнить литургические данные о поставлении иерархов в древней Руси. Вначале собравшиеся святители, совершив краткий молебен, называли имена возможных кандидатов, список которых затем приносился Митрополиту. «Последний, вшед в обычное место, идеже молитву деет», полагал свиток пред иконою Спасителя или Богородицы и становился на молитву. Помолившись «доволне, паче же и с слезами, затворився сам един», Митрополит распечатывал свиток, рассматривал «написанная имена три» и избирал из них одно, «яже аще хощет» [Неселовский 1906, с. 377; Дмитриевский 1884, с. 369]. К сожалению, неизвестны имена двух других кандидатов в Новгородские владыки. По свидетельству иностранцев, посещавших нашу страну в то время, кандидаты в архиереи «избираются по жребию из достойнейших кандидатов» [Алмазов 1900, с. 46].
Этот, так называемый «Устав како достоит избирать епископа», должен был состояться до 26 февраля, т.е. до наречения святителя Макария. А, следовательно, архимандрит Макарий должен был еще раньше прибыть из Можайска в Москву. Можно предполагать, что одно из наиболее значительных богослужений и чинопоследований в Лужецком монастыре, совершенных архимандритом Макарием, был чин прощения перед началом Великого Поста 11 марта, который, вероятно, носил прощальный характер в более широком смысле.
В день наречения, т.е. 26 февраля, которое литургические памятники называют также «благовестием», или в один из ближайших дней был совершен Чин целования, когда новоизбранный «представлялся Митрополиту и епископам избирателям» [Неселовский 1906, с. 370; Дмитриевский 1884, с. 370]. Наконец, 4 марта, в третью неделю Великого Поста, т.е. Крестопоклонную, в Успенском Кремлевском соборе была совершена святительская хиротония. Божественной Литургии предшествовал Чин малого знамения, главная часть которого представляет исповедание Православной веры новопоставляемым [Неселовский 1906]. Во время Литургии на Трисвятом был рукоположен новый иерарх Русской Церкви. Несомненно, что из всех архиереев, ставленников Митрополита Даниила (1522–1539; †1547), святитель Макарий стал наиболее известен в истории [Жмакин 1881, с. 145].
Летописи не называют архиереев, участников хиротонии, но возглавил ее Всероссийский Митрополит Даниил, волоколамский постриженик, возведший за три года до этого боровского инока Макария во все духовные степени, начиная со чтеца и кончая саном архимандрита. Это наглядно характеризует и личные взаимоотношения этих двух иерархов, а также тесные связи монастырей преподобных Пафнутия Боровского и Иосифа Волоцкого. На основании справочного труда П.М. Строева можно говорить, что участниками хиротонии могли быть епископы Рязанский и Муромский Иона (поставленный в 1522 году из архимандритов Новгородского Юрьева монастыря), Тверской и Кашинский Акакий (1522–1567), Смоленский Иосиф (1515–1532), Суздальский и Тарусский Геннадий (1517–1531), Вологодский Алексий (1525–1543), Коломенский Вассиан (Топорков; 1525–1542), Сарский и Подонский Досифей (Забела; 1508–1544) [Строев 1877, стб. 414, 442, 590, 655, 730, 1030, 1034; Веретенников 1996, с. 58–136]. Но, вероятно, что они не все съехались в Москву на хиротонию, а не приехавшие прислали свои повольные грамоты. Отличительной особенностью Новгородского владыки в то время был белый клобук, который должны были возложить на него при хиротонии.
В древности особо чтилось празднование дня, в который совершилось какое-либо важное событие [Борисов 1983, с. 124–151; Веретенников 1983, с. 314; Неселовский 1906, с. 168–179]. Знаменательно, что из Макарьевской иконописной мастерской происходит икона «Герасим, иже на Иордане со лвом», т.е. святого того дня, когда была хиротония владыки Макария [Антонова 1963, с. 126–127].
Нужно думать, что праздники Пасхи, Пятидесятницы, Петра и Павла Святитель провел в Москве. За это время он мог посетить Лужецкий монастырь. «И по малех днех призвав его Митрополит Данило всея Русии к себе побеседовати к нему, еже о спасении, и отпусти его в Великий Новгород; архиепископ же Макарей поклонився к нему глаголя: молю тя, отче святый, да Бога молиши о мне, да негли[2] мощно ми творить скончати все, о нем же ся есмь обещал; отвещав Митрополит рече к нему, иди чадо с миром Господь добре строить путь твой, моли Бога за ны; и руку возложив благословив. И князь Великий отпусти его с великою честию» [Насонов 1941, с. 103–104]. При этом Великий князь дал святителю Макарию «всю казну старых архиепископов (Новгородских. – а. М.), и бояр ему своих дал».
Последнее Е.Е. Голубинский рассматривает как знак благоволения к новопоставленному иерарху со стороны Великого князя [Голубинский 1900, с. 748–749]. В одной из книг Владыка Макарий сделал такую памятную надпись: «правило Софейския старыя, дал их князь Великий Василеи Иванович всея Руси архиепископу Макарию, как его с Москвы в Новгород отпустили, а велел их князь великий в Софеи положити по сторине в лета 7034» [Попов 1913, с. 6; Протасьева 1970, с. 95–96; Черепнин 1956, c. 203–205].
Как справедливо отмечает Е.Е. Голубинский, святитель «Макарий прибыл в Новгород спустя пять месяцев после посвящения» [Голубинский 1900, с. 749. Прим. 3]. В ранее присланной известительной грамоте новохиротонисанный владыка писал своей пастве о необходимости возносить молитвы о благополучии Великокняжеской семьи: «...и присла архиепископ с Москвы в Великий Новгород и Псков, а велел в октеньях молити Бога и Пречистеи Его Матере, и чудотворцов о государе нашем Великом князи Василье Ивановиче и его благоверной княгине Елене, чтобы Господь Бог дал им плод чрева их». И далее летописец, продолжая, говорит об отношении государя к новому владыке: «Князь великий любляше его зело и проси благословениа от Святителя, и вси церковнии людие и весь народ поклонишася ему да помолитца за них к Богу; он же рече: молю Бога, царю, яко да сотворит Бог душеполезная тебе и всем людем» [Насонов 1941, с. 103]. Данные наблюдения псковского очевидца (по-видимому, были таковые в Москве как из Новгорода, так и из Пскова) дополняют описания долгожданной хиротонии.
Отъезду Святителя, несомненно, предшествовал молебен в Успенском соборе. Наконец, долгожданный Новгородский владыка отправился к месту своего нового служения – к долго вдовствовавшей кафедре. В летописи читаем о его прибытии на кафедру: «месяца июля 29, в неделю, на память святаго мученика Калинника, приеха боголюбивыи архиепископ Макареи с Москвы в Великии Новгород, и изыдоша во сретение ему собор святеи Богородици с кресты, и вси священници Великого Новагорода, и вси христоимениты сановницы государя Великого князя, и весь народ Великого Новагорода, от мала и до велика, с женами и з детми, во Славенскои конец; и 1-е возложи на себе архиепископ весь сан святительскии во церкви во славном пророце Ильи» [ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1, с. 542; ПСРЛ. Т. 43., с. 217][3]. Так кратко описывает летописец чин «вступления на паству нового архиерея» святителя Макария [Никольский 1885, с. 37–38; Красносельцев 1889, с. 12–19; Неселовский 1906]. Псковский летописец отмечает проникновенную проповедь прибывшего иерарха, которую он произнес в Софийском кафедральном соборе: «Он же просветився силою Божиею, нача беседовати к народу повестьми многами, и вси чюдяшеся, яко от Бога дана ему бысть мудрость в Божественем Писании просто всем разумети. Сед же святый на архиепископьском столе, и бысть людем радость велиа, не токмо в Великом Новегороде, но и во Пскове и повсюде». И далее летописец радостно замечает: «И бысть хлеб дешов, и монастырем легче, и людем заступление велие, и сиротам кормитель бысть» [Насонов 1941, с. 104].
Несомненно, Святитель прибыл в Великий Новгород не один. Однако состав свиты архиепископа Макария почти неизвестен. В нее могли входить лужецкие постриженники Святителя. С ним наверняка был дьяк А. Квашнин, о котором С.Б. Веселовский говорит: «Великий князь Василий Иванович приставил к Новгородскому архиепископу Макарию Андрея Квашнина» [Веселовский 1969, с. 250; Веретенников 2003, с. 212–218]. В некоторых актах упоминается прибывший с ним некий житничный ключник, пожалованный затем Святителем в псковские подьячие [ОР РГБ. Ф. 256, л. 1 об. – 2]. Присутствие москвичей в это время заметно в Великом Новгороде. В 1529 году там была написана цветная триодь «рукою многогрешнаго раба Божия Якова Москвитина» [Новгородский государственный объединенный музей-заповедник. № 10857, л. 278]. Прозвище «Москвитин» позволяет предполагать, что он мог прибыть в Новгород с владыкой Макарием.
Так началась для архиепископа Макария архипастырская деятельность в обширнейшей Новгородской епархии, богатой духовными и культурными традициями. Со времени хиротонии его имя начинает встречаться в исторических документах. Церковный историк профессор И.Н. Шабатин[4] справедливо отмечает: «день 4 марта 1526 г. открывает высокоплодотворнейший шестнадцатилетний период деятельности Святителя в Новгороде. Именно – не „новгородской деятельности“, а деятельности в Новгороде. Глубокое принципиальное значение такой формулировки состоит в том, что в годы своего епархиального архиерейства Макарий не ограничивался окормлением своей непосредственной паствы, а жил и творил для всей Русской Церкви» [Шабатин 1947, с. 27].
Литература
- Алмазов 1900 – Алмазов А. Сообщения западных иностранцев XVI–XVII вв. о совершении Таинств в Русской Церкви (Церковно-археологический очерк). Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1900.
- Антонова 1963 ‒ Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII в.: Опыт историко-художественной классификации. М.: Искусство, 1963. Т. 2: XVI – начало XVIII века.
- Бегунов 1970 – Бегунов Ю.К. Повесть о втором браке Василия III // ТОДРЛ. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1970. Т. 25: Памятники русской литературы Х–XVII вв.
- Б. а. 1984a – Памятники литературы Древней Руси. Конец XV – первая половина XVI века. М., 1984.
- Б. а. 1984b ‒ Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. XI–ХIII вв. М., 1984.
- Б. а. 1885 – Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской Духовной Академии. Казань, 1885. Ч. 2.
- Б. а. 1986 ‒ Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 11 (Не – Нятый). М.: Наука, 1986.
- Б. а. 2000 ‒ Библиотека литературы Древней Руси. СПб.: Наука, 2000. Т. 9: Конец XV – первая половина XVI века.
- Борисов 1983 ‒ Борисов Н.С. К изучению датированных летописных известий ХIV–XV веков // История СССР. 1983. № 4. С. 124‒131.
- Веретенников 1983 ‒ Макарий (Веретенников), архим. Берестяные грамоты как источник русской церковной истории (к постановке вопроса) // Богословские труды. М., 1983. Сб. 24. С. 307–319.
- Веретенников 1994 – Макарий (Веретенников), архим. Епископ Тверской и Кашинский Акакий – подвижник XVI века // Герменевтика древнерусской литературы. М., 1994. Сб. 7. Ч. 2. С. 336–362.
- Веретенников 1996 ‒ Макарий (Веретенников), архим. Святитель Макарий, Митрополит Московский и всея Руси (1482–1563). М., 1996.
- Веретенников 1997 – Макарий (Веретенников), архим. Можайский период Всероссийского Митрополита Макария // Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 1997. № 3 (14). С. 173–182.
- Веретенников 2003 ‒ Макарий (Веретенников), архим. Андрей Квашнин – владычный летописец // История и культура Ростовской земли: 2003 [Материалы научной конференции, 11–13 ноября 2003 г.]. Ростов, 2004. С. 212–218.
- Веретенников 2007 – Макарий (Веретенников), архим. Святитель Макарий, Митрополит Московский, и архиереи его времени. М., 2007.
- Веретенников 2009 ‒ Макарий (Веретенников), архим. Ростовский архиепископ Кирилл III // История и культура Ростовской земли [Материалы научной конференции, 10–12 ноября 2008 г.]. Ростов, 2009. С. 115–123.
- Веретенников 2010 ‒ Макарий (Веретенников), архим. Церковный историк профессор Иван Николаевич Шабатин // Богословский вестник. № 11–12: Юбилейный выпуск, посвященный 325-летию Славяно-греко-латинской академии. Сергиев Посад, 2010. С. 537–547.
- Веретенников 2019 ‒ Макарий (Веретенников), архим. Христианское благочестие. М., 2019.
- Веселовский 1969 ‒ Веселовский С.Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М.: Наука, 1969.
- Герберштейн 1988 – Герберштейн С. Записки о Московии. M.: Изд. МГУ, 1988.
- Голубинский 1900 – Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Период второй, Московский. Т. 2: От нашествия монголов до Митрополита Макария включительно. М., 1900. Ч. 1.
- Дмитриевский 1884 ‒ Дмитриевский А.А. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Ч. 1: Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования Таинств: Историко-археологическое исследование. Казань, 1884.
- Жмакин 1881 ‒ Жмакин В. Митрополит Даниил и его сочинения: Исследование. М., 1881.
- Казакова 1970 ‒ Казакова Н.А. Очерки по истории русской общественной мысли: Первая треть XVI в. Л., 1970.
- Красносельцев 1889 ‒ Красносельцев Н.Ф. К истории православного Богослужения: По поводу некоторых церковных служб и обрядов, ныне не употребляющихся: Материалы и исследования по рукописям Соловецкой библиотеки. Казань, 1889.
- Краснянский 1876 – Краснянский Г., свящ. Месяцеслов (сокращенный) святых угодников Божиих и указатель чудотворных икон Новгородских. Новгород, 1876.
- Насонов 1941 ‒ Насонов А.Н. Псковские летописи. M.; Л., 1941. Вып. 1.
- Насонов 1969 ‒ Насонов А.Н. История русского летописания XI – начала XVIII века: Очерки и исследования. М., 1969.
- Неселовский 1906 – Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний: Опыт историко-археологического исследования. Каменец-Подольский, 1906.
- Никитский 1879 ‒ Никитский А.И. Очерк внутренней истории Церкви в Великом Новгороде. СПб., 1879.
- Никольский 1885 ‒ Никольский К., прот. О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПб., 1885.
- Новгородский государственный музей – Новгородский государственный объединенный музей-заповедник. № 10857: Триодь цветная. XVI в.
- Попов 1913 – Попов Н.П. Автографы Митрополита Макария, собирателя Великих Миней. СПб., 1913.
- Протасьева 1970 ‒ Протасьева Т.Н. Описание рукописей Синодального собрания (не вошедших в описание А.В. Горского и К.И. Невоструева). М., 1970. Ч. 1.
- ПСРЛ. Т. 3 – ПСРЛ. Т. 3: Новгородские летописи. СПб., 1841.
- ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1 – ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1: Новгородская четвертая летопись. Вып. 3. Л., 1929.
- ПСРЛ. Т. 8 – ПСРЛ. Т. 8: Продолжение летописи по Воскресенскому списку. СПб., 1859.
- ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1 – ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1: Летописный сборник, именуемый патриаршею или никоновскою летописью. СПб., 1904.
- ПСРЛ. Т. 26 ‒ ПСРЛ. Т. 26: Вологодско-Пермская летопись. М.; Л., 1959.
- ПСРЛ. Т. 30 – ПСРЛ. Т. 30: Владимирский летописец. Новгородская вторая (архивная) летопись. М., 1965.
- ПСРЛ. Т. 33 – ПСРЛ. Т. 33: Холмогорская летопись. Двинской летописец. Л., 1977.
- ПСРЛ. Т. 34 – ПСРЛ. Т. 34: Постниковский, Пискаревский, Московский и Бельский летописцы. М., 1978.
- ПСРЛ. Т. 43 – ПСРЛ. Т. 43: Новгородская летопись по списку П.П. Дубровского. М., 2004.
- ОР РГБ. Ф. 256 ‒ ОР РГБ. Ф. 256. № 9: Копии грамот. XIX в. Л. 1 об., 2.
- ОР РНБ. Соф. собр. № 142 – ОР РНБ. Соф. собр. № 142. Октоих. Перв. четв. XVI в.
- Строев 1877 ‒ Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877.
- Тихомиров 1891 ‒ Тихомиров П., прот. Кафедра Новгородских святителей со времени покорения Новгорода Московской державой в 1478 г. до кончины последнего митрополита Новгородского Иова в 1716 году. Новгород, 1891. Т. 2.
- Черепнин 1956 ‒ Черепнин Л.В. Русская палеография. М., 1956.
- Шабатин 1947 ‒ Шабатин М.Н. Митрополит Макарий – светоч русской культуры XVI в. // ЖМП. 1947. № 6. С. 26–41.
References
- Almazov, A. (1900), Soobshchenia zapadnykh inostrantsev XVI–XVII vv. o sovershenii Tainstv v Russkoi Tserkvi [Reports of Western Foreigners of the 16th–17th Centuries on the Celebration of the Sacraments in the Russian Church]: Ecclesiastical-Archaeological Essay, Tipolitografia Imperatorskogo Universiteta, Kazan, Russia.
- Antonova, V.I., Mneva, N.E. (1963), Katalog drevnerusskoi zhivopisi XI – nachala XVIII v.: [Catalogue of Old Russian Painting from the 11th to the Beginning of the 18th Centuries]: An Experiment in Historical and Artistic Classification, Iskusstvo, Moscow, USSR, V. 2.
- Begunov, U.K. (1970), “Povest o vtorom brake Vasiliya III” [The Tale of the Second Marriage of Vasily III], Trudy Otdela drevnerusskoy literatury, Academia of Sciences of the USSR, Moscow, Leningrad, USSR.
- Biblioteka literatury Drevnei Rusi (2000) [Library of Literature of Ancient Rus], St Petersburg, Russia, V. 9.
- Borisov, N.S. (1983), “K izucheniu datirovannykh letopisnykh izvestiy XIV–XV vekov” [On the study of dated chronicle reports of the 14th–15th centuries], Istoria SSSR, No 4, pp. 124‒131.
- Veselovsky, S.B. (1969), Issledovania po istorii klassa sluzhilykh zemlevladeltsev [Research on the history of the class of landowners], Nauka, Moscow, USSR.
- Veretennikov, M. (1983), “Berestianye gramoty kak istochnik russkoi tserkovnoi istorii (k postanovke voprosa)” [Birch bark letters as a source of Russian church history (on the formulation of the question)], Bogoslovskie trudy, Coll. 24, pp. 307–319.
- Veretennikov, M. (1994), “Episkop Tverskoi i Kashinsky Akaky – podvizhnik XVI veka” [Bishop Akaky of Tver and Kashin – an ascetic of the 16th century], Germenevtika drevnerusskoi literatury, Coll. 7, Part 2, pp. 336–362.
- Veretennikov, M. (1996), Sviatitel Makary, Mitropolit Moskovsky i vseya Rusi (1482–1563) [St Macarius, Metropolitan of Moscow and All Rus (1482–1563)], Otchy dom, Moscow, Russia.
- Veretennikov, M. (1997), “Mozhaisky period Vserossiiskogo Mitropolita Makariya” [Mozhaisk period of All-Russian Metropolitan Macarius], Uchenye zapiski Obshchestva dlia rasprostraneniya Sviashchennogo Pisaniya v Rossii, No 3 (14), pp. 173–182.
- Veretennikov, M. (2004), “Andrei Kvashnin – vladychny letopisets” [Andrey Kvashnin ‒ the episcopal chronist], Proc. Istoriya i kultura Rostovskoi zemli, pp. 212–218.
- Veretennikov, M. (2007), Svyatitel Makary, Mitropolit Moskovsky i arkhierei ego vremeni [St Macarius, Metropolitan of Moscow, and the bishops of his time], Sretensky monastyr, Moscow, Russia.
- Veretennikov, M. (2009), “Rostovsky arkhiepiskop Kirill III” [Rostov Archbishop Kirill III], Proc. Istoria i kultura Rostovskoi zemli, pp. 115–123.
- Veretennikov, M. (2010), “Tserkovny istorik professor Ivan Nikolaevich Shabatin” [Church historian Professor Ivan Nikolaevich Shabatin], Bogoslovsky vestnik, No 11–12: On the 325 years of the Slavic Greek Latin Academy, pp. 537–547.
- Veretennikov, M. (2019), Khristianskoe blagochestie [Christian piety], Izdatelstvo Moskovskogo Podvorya Svyato-Troitskoi Sergievoi Lavry, Moscow, Russia.
- Gerbershtein, S. (1988), Zapiski o Moskovii [Notes about Muscovy], Moskovsky gosudarstvenny universitet, Moscow, USSR.
- Golubinsky, E.E. (1900), Istoriya Russkoi Tserkvi. Period vtoroi, Moskovsky. Ot nashestviya mongolov do Mitropolita Makariya vklyuchitelno [History of the Russian Church. Period II, Moscow. From the Mongol Invasion to Metropolitan Macarius inclusive], Moscow, Russia, V. 2, Part 1.
- Dmitrievsky, A.A. (1884), Bogosluzhenie v Russkoi Tserkvi v XVI veke. Part 1: Sluzhby kruga sedmichnogo i godichnogo i chinoposledovaniya Tainstv [Divine Services in the Russian Church in the 16th Century. Part 1: Services of the Weekly and Annual Cycle and the Order of the Sacraments]: Historical and Archaeological Research, Kazan, Russia.
- Zhmakin, V. (1881), Mitropolit Daniil i ego sochineniya [Metropolitan Daniel and his writings]: A study, Moscow, Russia.
- Kazakova, N.A. (1970), Ocherki po istorii russkoi obshchestvennoi mysli: Pervaya tret XVI v. [Essays on the History of Russian Social Thought: First Third of the 16th Century], Nauka, Leningrad, USSR.
- Krasnoseltsev, N.F. (1889), K istorii pravoslavnogo bogosluzheniya: Po povodu nekotorykh tserkovnykh sluzhb i obryadov nyne ne upotreblyayushchikhsya: Materialy i issledovaniya po rukopisyam Solovetskoi biblioteki [On the history of Orthodox worship: Regarding some church services and rituals that are no longer in use: Materials and research on the manuscripts of the Solovetsky Library], Kazan, Russia.
- Krasnyansky, G. (1876), Mesyatseslov (sokrashchenny) svyatykh ugodnikov Bozhiikh i ukazatel chudotvornykh ikon Novgorodskikh [Menologion (abridged) of the holy saints of God and index of miraculous icons of Novgorod], Novgorod, Russia.
- Nasonov, A.N. (1941), Pskovskie letopisi [Pskov Chronicles], Izdatelstvo Akademii nauk SSSR, Moscow, Leningrad, USSR, Issue 1.
- Nasonov, A.N. (1969), Istoriya russkogo letopisaniya XI – nachala XVIII veka: Ocherki i issledovaniya [History of Russian Chronicle Writing from the 11th to the Beginning of the 18th Century: Essays and Research], Nauka, Moscow, USSR.
- Neselovsky, A. (1906), Chiny khirotesiy i khirotoniy: Opyt istoriko-arkheologicheskogo issledovaniya [The ranks of ordination and consecration: Experience of historical and archaeological research], tip. S.P. Kirzhatskogo, Kamenets-Podolsky, Russia.
- Nikitsky, A.I. (1879), Ocherk vnutrenney istorii Tserkvi v Velikom Novgorode [An essay on the internal history of the Church in Veliky Novgorod], tip. V.S. Balasheva, St Petersburg, Russia.
- Nikolsky, K. (1885), O sluzhbakh Russkoi Tserkvi, byvshikh v prezhnikh pechatnykh bogosluzhebnykh knigakh [On the services of the Russian Church that were in previous printed liturgical books], tip. F. Eleonskogo i K°, St Petersburg, Russia.
- Opisanie rukopisei Solovetskogo monastyrya, nakhodyashchikhsya v biblioteke Kazanskoi Dukhovnoi Akademii (1885) [Description of the manuscripts of the Solovetsky Monastery, located in the library of the Kazan Theological Academy], Kazan, Russia, Part 2.
- Pamyatniki literatury Drevnei Rusi. Konets XV – pervaya polovina XVI veka (1984) [Monuments of literature of Ancient Rus. Late 15th – first half of the 16th century], Moscow, USSR.
- Popov, N.P. (1913), Avtografy Mitropolita Makariya, sobiratelia Velikikh Miney [Autographs of Metropolitan Macarius, collector of the Great Menaion], tip. M.A. Aleksandrova, St Petersburg, Russia.
- Protasieva, T.N. (1970), Opisanie rukopisey Sinodalnogo sobraniya (ne voshedshikh v opisanie A.V. Gorskogo i K.I. Nevostrueva) [Description of the manuscripts of the Synodal collection (not included in the description of A.V. Gorsky and K.I. Nevostruev)], Gosudarstvenny istorichesky muzei, Moscow, USSR, Part 1.
- Polnoe sobranie russkikh letopisei. V. 3: Novgorodskie letopisi (1841) [The Complete Collection of Russian Chronicles. V. 3: Novgorod Chronicles], St Petersburg, Russia.
- Polnoe sobranie russkikh letopisei. V. 8: Prodolzhenie letopisi po Voskresenskomu spisku (1859) [The Complete Collection of Russian Chronicles. V. 8: Continuation of the chronicle according to the Voskresensky list], St Petersburg, Russia.
- Polnoe sobranie russkikh letopisei. V. 13. Part 1: Letopisny sbornik, imenuemy patriarshei ili nikonovskoi letopisyu (1904) [The Complete Collection of Russian Chronicles. V. 13: The chronicle collection, called the Patriarchal or Nikon Chronicle], St Petersburg, Russia.
- Polnoe sobranie russkikh letopisei. V. 4. Part 1: Novgorodskaya chetvertaya letopis. Issue 3 (1929) [The Complete Collection of Russian Chronicles. V. 4: Novgorod Fourth Chronicle], Leningrad, USSR.
- Polnoe sobranie russkikh letopisei. V. 26: Vologodsko-Permskaya letopis (1959) [The Complete Collection of Russian Chronicles. V. 26: Vologda-Perm Chronicle], Moscow, Leningrad, USSR.
- Polnoe sobranie russkikh letopisei. V. 30: Vladimirsky letopisets. Novgorodskaya vtoraya (arkhivnaya) letopis (1965) [The Complete Collection of Russian Chronicles. V. 30: Vladimir Chronist. Novgorod Second (Archival) Chronicle], Moscow, USSR.
- Polnoe sobranie russkikh letopisei. V. 33: Kholmogorskaya letopis. Dvinskoi letopisets (1977) [The Complete Collection of Russian Chronicles. V. 33: Kholmogory Chronicle. Dvina Chronist], Leningrad, USSR.
- Polnoe sobranie russkikh letopisei. V. 34: Postnikovsky, Piskarevsky, Moskovsky i Belsky letopistsy (1978) [The Complete Collection of Russian Chronicles. V. 34: Postnikovsky, Piskarevsky, Moskovsky and Belsky chronists], Moscow, USSR.
- Polnoe sobranie russkikh letopisei. V. 43: Novgorodskaya letopis po spisku P.P. Dubrovskogo (2004) [The Complete Collection of Russian Chronicles. V. 43: Novgorod Chronicle according to the list of P.P. Dubrovsky], Moscow, Russia.
- Svodny katalog slaviano-russkikh rukopisnykh knig, khranyashchikhsya v SSSR. XI–XIII vv. (1984) [Union catalogue of Slavic-Russian manuscript books stored in the USSR. 11th–13th centuries], Moscow, USSR.
- Slovar russkogo yazyka XI–XVII vv. (1986) [Dictionary of the Russian language XI–XVII centuries], Nauka, Moscow, USSR. V. 11.
- Stroev, P.M. (1877), “Spiski ierarkhov i nastoyatelei monastyrei Rossiiskoi Tserkvi” [Lists of hierarchs and abbots of monasteries of the Russian Church], Arkheograf, St Petersburg, Russia.
- Tikhomirov, P. (1891), Kafedra Novgorodskikh svyatitelei so vremeni pokoreniya Novgoroda Moskovskoi derzhavoi v 1478 g. do konchiny poslednego mitropolita Novgorodskogo Iova v 1716 godu. [The Department of Novgorod Saints from the time of the conquest of Novgorod by the Muscovite state in 1478 until the death of the last Metropolitan of Novgorod, Job, in 1716], Novgorod, Russia, V. 2.
- Cherepnin, L.V. (1956), Russkaya paleografiya. [Russian paleography], Gosudarstvennoe izdatelstvo politicheskoi literatury, Moscow, USSR.
- Shabatin, M.N. (1947), “Mitropolit Makary – svetoch russkoi kultury XVI v.” [Metropolitan Macarius – a beacon of Russian culture in the 16th century], Zhurnal Moskovskoi Patriarkhii, No 6, pp. 26–41.
[1] Архиерейская хиротония святителя Макария была первой после вступления Московского князя во второй брак с Еленой Глинской. Некоторые исследователи высказывают предположение, что повествование о монашеском пострижении первой супруги князя, Соломонии Сабуровой, могло попасть в Пафнутиев монастырь при посредстве архиепископа Макария, который был постриженником этой обители [Казакова 1970, с. 212; Веретенников 1996, с. 86; Насонов 1969, с. 390].
[2] Негли – может быть, пожалуй [Б. а. 1986, с. 65].
[3] Это, можно сказать, было традиционное место встречи высшего духовенства в Новгороде [Никитский 1879, с. 103–104].
[4] Об авторе см.: Веретенников 2010, с. 537–547.
Авторы статьи
Информация об авторе
Макарий (Веретенников Петр Иванович), архимандрит, профессор, Московская духовная академия, Сергиев Посад, Россия; 141300, Россия, Московская область, Сергиев Посад, территория Лавра, Академия; office@lavra.ru
Author Info
Macarius (Veretennikov Peter Ivanovich), archimandrite, professor, Moscow Theological Academy, Sergiev Posad, Russia; Lavra, Academy, Sergiev Posad, 141300 Moscow region, Russia; office@lavra.ru