Проблема анатомического рисунка как актуальнейшая в академическом художественном образовании. Методики и практики преподавания в московских художественных вузах

Алексей А. Дружинин

Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва, Россия, al-druzhinin@yandex.ru

Александр М. Муратов

Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва, Россия, samurat@list.ru

Аннотация

Тема анатомического рисунка, пропорций человеческого тела находится на стыке двух важнейших дисциплин – пластической анатомии и академического рисунка – и является основой для любого построения в рисунке фигуры. 1 декабря 2023 года в Белом зале Российской академии художеств (Москва, ул. Пречистенка, д. 21) Научно-исследовательским институтом теории и истории изобразительных искусств РАХ и отделом проблем художественного образования НИИ РАХ был проведен научный круглый стол «Проблема анатомического рисунка как актуальнейшая в академическом художественном образовании. Методики и практики преподавания в московских художественных вузах».

Ключевые слова:

круглый стол, академический рисунок, анатомический рисунок, анатомия для художников, анатомический театр, антропометрия, Императорская академия художеств

Для цитирования:

Дружинин А.А., Муратов А.М. Проблема анатомического рисунка как актуальнейшая в академическом художественном образовании. Методики и практики преподавания в московских художественных вузах // Academia. 2025. № 3. С. 300–300. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-3-1-300-300

The problem of anatomical drawing as a key challenge in academic art education: methods and teaching practices in Moscow art universities

Alexey A. Druzhinin

Research Institute of Theory and History of Fine Arts, Russian Academy of Arts, Moscow, Russia, al-druzhinin@yandex.ru

Alexander М. Muratov

Research Institute of Theory and History of Fine Arts, Russian Academy of Arts, Moscow, Russia, samurat@list.ru

Abstract

The subject of anatomical drawing, the study of human body proportions, lies at the intersection of two fundamental disciplines – plastic anatomy and academic drawing– and serves as the foundation for any construction of the human figure in drawing. On December 1, 2023, in the White Hall of the Russian Academy of Arts (21 Prechistenka Street, Moscow), the Research Institute of Theory and History of Fine Arts of the Russian Academy of Arts together with the Department of Art Education Studies of the Institute held a scholarly round table “The problem of anatomical drawing as a key challenge in academic art education: methods and teaching practices in Moscow art universities”.

Keywords:

round table, academic drawing, anatomical drawing, anatomy for artists, anatomical theatre, anthropometry, Imperial Academy of Arts

For citation:

Druzhinin, A.A. and Muratov, А.М. (2025), “The problem of anatomical drawing as a key challenge in academic art education: methods and teaching practices in Moscow art universities” // Academia, 2025, no 3, рр. 300−300. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-3-1-300-300

В выступлении, предваряющем мероприятие, академик Российской академии художеств, заведующий отделом проблем художественного образования Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, доктор искусствоведения Татьяна Леонидовна Астраханцева предложила участникам и гостям обсудить следующие вопросы:

  • Нужна ли современному художнику пластическая анатомия?
  • Чем отличаются уроки анатомии XXI века от анатомических штудий прошлых столетий?
  • Какие методики применяют преподаватели пластической анатомии в наше время в Московском государственном академическом институте имени В.И. Сурикова, Российском государственном художественно-промышленном университете имени С.Г. Строганова и других высших художественных учебных заведениях?
  • Чем отличается преподавание анатомии в академических институтах от преподавания этого предмета в художественно-промышленных институтах и училищах прикладного искусства?
  • Какие сложились традиции и школы изучения пластической анатомии?
Ил. 1. Иоганн Стефан ван Калькар. Иллюстрация к анатомическому пособию Андреаса Везалия «О строении тела человека». Гравюра.

Кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств Александр Михайлович Муратов в своем докладе «Пластическая анатомия в Императорской академии художеств в первое столетие ее существования» дал обзор истории становления пластической анатомии как учебной дисциплины в Императорской академии художеств второй половины XVIII – первой половины XIX вв., развития методики преподавания анатомии для художников в деятельности наиболее значительных педагогов этого периода (М.И. Шеина, А.П. Лосенко, В.К. Шебуева, П.В. Басина, А.П. Сапожникова, И.В. Буяльского, П.П. Чистякова), подготовленных ими пособий и учебников.

Один из лучших мастеров и знатоков пластической анатомии, академик Российской академии художеств, заслуженный художник России Михаил Михайлович Верхоланцев в своем выступлении историко-теоретического характера «Анатомия человека в графических искусствах» разобрал проблемы становления анатомического рисунка на конкретных примерах творчества мастеров и школ от раннего Возрождения до эпохи маньеризма и барокко, таких как Франческо Скварчионе, Андреа Мантенья, Карло Кривелли, Антонио Поллайоло, Андреа дель Верроккьо, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Альбрехт Дюрер, Петер Пауль Рубенс и др.

Ил. 2. Леонардо да Винчи. Анатомический анализ верхних конечностей и плечевого пояса. Бумага, тушь, перо.

Пользующийся безусловным авторитетом в профессиональной среде в качестве преподавателя и художника в области анатомического рисунка и пластической анатомии профессор кафедры академического рисунка Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова, преподаватель Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Александр Николаевич Рыжкин и и.о. декана факультета дизайна Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова Елизавета Николаевна Рыжкина в совместном докладе «Система преподавания пластической анатомии в художественных вузах» рассмотрели пластическую анатомию не только как академическую дисциплину в базовом образовании студента Строгановской школы, а, расширяя установленные рамки, попытались определить значение, цель и необходимость ее применения в изобразительном искусстве, попутно уточнив определение «пластики» в контексте использования при создании художественного произведения.

Член-корреспондент Российской академии художеств, доцент кафедры живописи и композиции Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова, преподаватель анатомического рисунка Всероссийского государственного университета кинематографии имени С.А. Герасимова Александр Анатольевич Голышев в своем «Размышлении о методике ведения анатомического рисунка фигуры человека, роли педагога и “методе изнутри”» утверждал, что предмет «Анатомический рисунок» – обязательное практическое звено в подготовке художника-профессионала. Он кратко описал применяемый им в преподавании метод: от «схемы движения фигуры» через анализ несущей основы тела (опорно-двигательного аппарата – скелета) и схемы конструктивно-пространственного взаимодействия парных элементов скелета (кости, суставы, кисти, стопы и т.д.) относительно друг друга при различных движениях в пространстве – к аналитическому анализу различных парных групп мышц в состоянии покоя и движения, изучению их функций и строения. А.А. Голышев также представил подробно разработанную им концепцию реконструкции кабинета пластической анатомии в Московском государственном академическом художественном институте имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств и организации учебного процесса дисциплины «Анатомический рисунок».

Ил. 3. Леонардо да Винчи. Анатомический анализ скелета и плечевого пояса. Бумага, тушь, перо.

Выступившая вслед за ним член-корреспондент (ныне – академик) Российской академии художеств, заслуженный художник России, председатель Подольского отделения Союза художников России Лариса Алексеевна Давыдова поделилась интересными воспоминаниями о своих педагогах-художниках Юрии Георгиевиче Седове и Борисе Николаевиче Кокуеве в докладе «Методика преподавания пластической анатомии в Московском государственном художественном училище памяти 1905 года и в Московском государственном академическом художественном институте имени В.И. Сурикова».

Член-корреспондент Российской академии художеств, преподаватель рисунка и живописи Православного гуманитарного института «Со-действие» Андрей Ильич Мадекин в докладе «Освоение академического рисунка. Личный опыт» обстоятельно рассказал о важности освоения анатомического рисунка для него как художника декоративно-прикладного искусства и одного из ведущих современных мастеров гобелена.

Ил. 4. Лука Синьорелли. Рисунки для фрески «Судный день».

Старший преподаватель кафедры академического рисунка Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова Александр Владимирович Безин в начале своего доклада «Связь пластической анатомии и академического рисунка. Их влияние на профессиональные качества рисовальщика художественно-промышленного вуза» дал краткий исторический экскурс изучения пластической анатомии, а затем рассмотрел специфику взаимопроникновения академического рисунка и пластической анатомии в парадигме их преподавания в художественно-промышленных вузах, в первую очередь уделив внимание специфике Строгановской школы конструктивного рисунка.

Профессор, заведующий кафедрой академического рисунка Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова Игорь Владимирович Лукшт в своем выступлении «К вопросу о необходимости анатомического курса в высшем художественном образовании», помимо прочего, отметил, что проблемы преподавания анатомического рисунка и пластической анатомии имеют общие основания с другими специальными дисциплинами в современном художественном образовании.

Ил. 5. И.В. Буяльский. Лежащее тело. Скульптор П.К. Клодт, художник А.П. Сапожников. Бронза.

Доктор медицинских наук, главный внештатный специалист, пластический хирург Министерства здравоохранения Российской Федерации, заведующий кафедрой пластической и реконструктивной хирургии, косметологии и клеточных технологий Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова Минздрава России, заведующий кафедрой пластической и челюстно-лицевой хирургии имени профессора И.И. Неробеева, президент «Российского общества пластических, реконструктивных и эстетических хирургов», заслуженный врач России Наталья Евгеньевна Мантурова выступила с заявлением о необходимости обучения пластических хирургов хотя бы основам анатомического и академического рисунка. В своем докладе «Медицина и искусство. Принцип применения законов красоты в хирургической коррекции лица» она представила возможности эффективного взаимодействия медицинской науки и изобразительного искусства для достижения оптимальных результатов в сфере эстетической коррекции лица человека.

В выступлении кандидата искусствоведения, преподавателя кафедры академического рисунка Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова Алексея Владиславовича Васильева «Пластическая анатомия для цифровых художников: проблематика интеграции современных технологий в академическое художественное образование» были рассмотрены методики внедрения цифровых технологий в практический художественный процесс работы на примере разработки анатомических подготовительных эскизов.

Завершил работу круглого стола доклад ассистента-стажера кафедры живописи факультета живописи Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, художника-стажера творческих мастерских Российской академии художеств Михаила Михайловича Терещенко «Борис Кокуев, врач, художник, педагог: методики преподавания пластической анатомии». В нем были представлены новые материалы о жизненном пути и творчестве выдающегося преподавателя Бориса Николаевича Кокуева, два образования которого – врача и скульптора – уникальным образом реализовались в его деятельности.

Таким образом, можно отметить, что круглый стол «Проблема анатомического рисунка как актуальнейшая в академическом художественном образовании. Методики и практики преподавания в московских художественных вузах» прошел успешно и насыщенно. Особой ценностью является то, что к активному участию в нем удалось привлечь ведущих на сегодняшний день преподавателей анатомического рисунка и пластической анатомии московских художественных вузов, представляющих разные школы: Строгановский университет, Суриковский институт, Академию Глазунова, художественное отделение университета кинематографии, а также известных мастеров искусства и видного представителя медицинских наук. Были представлены и в деталях рассмотрены разные методики преподавания, что позволило увидеть их различия и сходства, а необходимые и неминуемые при исследовании данной проблематики экскурсы в историю искусства подтвердили живую связь, преемственность и продолжающееся развитие академического художественного образования.

Поделиться:

Авторы статьи

Image

Информация об авторах

Алексей А. Дружинин, кандидат искусствоведения, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва, Россия; 119034, Россия, Москва, ул. Пречистенка, д. 21; al-druzhinin@yandex.ru

Authors info

Alexey A. Druzhinin, Cand. of Sci. (Art history), Research Institute of Theory and History of Fine Arts of the Russian Academy of Arts, Moscow, Russia; 21 Prechistenka St, 119034 Moscow, Russia; al-druzhinin@yandex.ru

Image

Информация об авторах

Александр М. Муратов, кандидат искусствоведения, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва, Россия; 119034, Россия, Москва, ул. Пречистенка, д. 21; samurat@list.ru

Authors info

Alexander M. Muratov, Cand. of Sci. (Art history), Research Institute of Theory and History of Fine Arts of the Russian Academy of Arts, Moscow, Russia; 21 Prechistenka St, 119034 Moscow, Russia; samurat@list.ru