Аннотации журналов

2025 / 1

«Передвижничество» как буржуазное искусство в опытной комплексной марксистской экспозиции Третьяковской галереи

На рубеже 1920-х‒1930-х годов в советских музеях история искусства стала изучаться через призму социологии. Статья посвящена феномену марксистских экспозиций в Третьяковской галерее и его влиянию на восприятие передвижничества. Молодой искусствовед А.А. Федоров-Давыдов (1900–1969) стал куратором новой «опытной комплексной марксистской экспозиции», в которой произведения художников второй половины XIX века рассматривались как искусство «эпохи промышленного капитализма».

At the turn of the 1920s–1930s, the history of art in Soviet museums began to be studied through the lens of sociology. This article examines the phenomenon of Marxist exhibitions at the Tretyakov Gallery and their impact on the perception of “Peredvizhniki” movement. The young art historian A.A. Fedorov-Davydov (1900–1969) became the curator of the new “experimental comprehensive Marxist exhibition”, in which the works of artists from the second half of the 19th century were interpreted as the art of the “industrial capitalism era”.

Ерофеев Н.П. «Передвижничество» как буржуазное искусство в опытной комплексной марксистской экспозиции Третьяковской галереи // Academia. 2025. № 1. С. 150−168. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-1-1-150-168

Pro et contra. Баллотировка картин экспонентов на передвижных выставках по архивным материалам ОР ГТГ

В статье приведены факты, выявленные в процессе подготовки выставки «Передвижники» в Государственной Третьяковской галерее[1] и освещается проблема отбора произведений на экспозиции Товарищества передвижных художественных выставок в 1870-х – 1900-х годах. В научный оборот вводятся архивные документы, многие из которых публикуются впервые, анализируется изменение механизмов и принципов конкурсного отбора картин (баллотировок) на передвижные выставки, выявляется круг произведений и причины, по которым они не попадали на выставки, показываются индивидуальные предпочтения членов жюри.

The article, written in conjunction with the development of the “Peredvizhniki” exhibition at the State Tretyakov Gallery, focuses on the problem of selecting paintings for the exhibitions of the Society of Itinerant Art Exhibitions in the 1870s–1900s. It is based on archival documents, many of which are introduced into scientific discourse for the first time. The author analyzes how the mechanisms and principles of competitive selection were changing, reveals which artists’ works were not included and for what reasons, and shows the individual preferences of the jury members.

 

Ментюкова О.К. Pro et contra. Баллотировка картин экспонентов на передвижных выставках по архивным материалам ОР ГТГ Academia. 2025. № 1. С. 105−131. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-1-1-105-131

Феномен общих гравированных оригиналов искусства Востока и Запада Европы XVII века

В статье впервые в науке об искусстве комплексно исследуются факты обращения художников разных национальных школ в XVII веке к одним и тем же иконографическим источникам в виде гравюр на библейскую тематику. Особое значение данный феномен приобретает в свете того, что эти гравюры входили в состав альбомов-увражей, которые активно использовались русскими иконописцами, стенописцами и граверами во второй половине XVII века: Библия Пискатора (Theatrum Вiblicum), Евангелие Наталиса (Evangelicae historiae imagines). Как выяснилось, общие гравированные источники имеют ярославские фрески, иконы мастеров Оружейной палаты, полотна Рубенса, Пуссена, а также китайские ксилографии, картины и росписи в храмах стран Латинской Америки.

In the article, for the first time in the science of art, attention is drawn to the facts of the conversion of artists of different national schools in the 17th century to the same iconographic sources in the form of biblical engravings. This phenomenon is of particular importance in the light of the fact that these engravings were part of the albums-ouvrage that were actively used by Russian icon painters, mural painters and engravers in the second half of the 17th century: Piskator’s Bible (Theatrum Biblicum), Natalis Gospel (Evangelicae historiae imagines). As it turned out, Yaroslavl frescoes, icons of the masters of the Armory, paintings by Rubens, Poussin, as well as Chinese woodcuts and paintings and murals in temples of Latin America countries have common engraved sources.

Гамлицкий А.В. Феномен общих гравированных оригиналов искусства Востока и Запада Европы XVII века // Academia. 2025. № 1. С. 7−28. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-1-1-7-28

Восхождение по ступеням Познания и Любви и неоплатоническая концепция героизации

В статье рассматривается неоплатоническая концепция героизации во флорентийском искусстве последней трети XV века. Одна из кардинальных в искусстве Флоренции кватроченто тема славы предстает в обновленном звучании. Под влиянием неоплатонизма, проникшего около 1460-х годов в гуманизм и – шире – культуру Флоренции, представление о героизме и славе акцентирует особое внимание на духовном измерении.

The article discusses the Neoplatonic concept of heroization in Florentine art of the last third of the 15th century. The theme of glory which is one of the cardinal themes in the art of Florence of the Quattrocento is presented in a renewed meaning. Neoplatonism penetrates into the humanism and also into the culture of Florence around the 1460s, and under its influence the spiritual component is emphasized in the concept of heroization and glory.

Козлова С.И. Восхождение по ступеням Познания и Любви и неоплатоническая концепция героизации // Academia. 2025. № 1. С. 56–66. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-1-1-56-66 

Серия гравюр-тондо «Сотворение мира» по рисункам Мартина де Воса и русское искусство конца XVII–XVIII веков

Произведения Мартина де Воса (1532–1603), известного антверпенского рисовальщика и живописца XVI столетия были хорошо знакомы русским иконописцам второй половины XVII столетия, прежде всего по гравюрам Библии Пискатора (надпись «М. de Vos in.» можно прочесть на начальных иллюстрациях к «Шести дням творения»). Среди любителей фряжских гравюр XVII столетия ходили как отдельные оттиски, так и серии, в частности, «Времена года» Сийского иконописного подлинника (РНБ. ОЛДП. F. 88.). Статья посвящена малоизвестному десятичастному циклу гравюр по рисункам Мартина де Воса, награвированному Николасом де Брейном и его влиянию на русское искусство эпохи раннего нового времени. Тема впервые затронута в исследованиях О.А. Белобровой. Русские мастера проявляли интерес к конкретным листам цикла, а иногда в своих произведениях подвергали интерпретации большую их часть, создавая на основе гравюр-образцов иллюстрации к первой главе книги Бытия. Влияние гравюр-тондо де Брейна – де Воса особенно заметно в монументальной живописи Поволжья, фрескисты адаптировали композиции голландской графики к уже сложившейся традиции росписей паперти на ветхозаветные сюжеты.

The works of Martin de Vos (1532–1603), the famous Antwerp draftsman and painter of the 16th century, were well known to Russian icon painters in the second half of the 17th century, primarily from engravings of the Piscator Bible (the inscription M. de Vos in. can be read on the illustrations to the Six Days of Creation). Single engravings as well as series, based on drawings by Martin de Vos, were in circulation among the amateurs of the foreign prints of the 17th century. These are notably “Four Seasons” in the Siya Icon-Painting Original (RNB, OLDP, F. 88.). This article is devoted to the subject, first raised by O.A. Belobrova. The researcher pointed out the influence of a ten-part cycle based on the drawings of Martin de Vos and engraved by Nicolaes de Bruyn on the early period of the national art. Russian masters interpreted this Dutch cycle, when they were creating illustrations for the first chapter of the book of Genesis. The influence of tondo (round engravings) is especially noticeable in the monumental painting of Yaroslavl and we can see how Russian painters turned to these examples of Dutch graphics, working on the wall paintings in church galleries.

Западалова П.В. Серия гравюр-тондо «Сотворение мира» по рисункам Мартина де Воса и русское искусство конца XVII–XVIII веков // Academia. 2025. № 1. С. 29−45. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-1-1-29-45

Гравюры сербского мастера Христофора Жефаровича: резонанс от России до Афона

Аннотация

В статье рассматривается творчество выдающегося сербского гравера Христофора Жефаровича. Приводятся факты его биографии и проводится анализ выполненных мастером гравюр. Особое внимание уделено влиянию творчества Жефаровича на искусство России и других стран восточно-православного мира.

Abstract

The article examines the work of the outstanding Serbian engraver Hristofor Žefarović. It provides facts fronm his biography and analyzes the engravings created by the master. Special attention is given to the influence of Žefarović’s work on the art of Russia and other countries of the Eastern Orthodox world.

Рындина А.В. Гравюры сербского мастера Христофора Жефаровича: резонанс от России до Афона // Academia. 2025. № 1. С. 46−55. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-1-1-46-55

Полихромный иконографический образец в русской иконописи XVII – начала XX веков

Впервые рассматривается вопрос бытования полноцветного иконографического образца в русской иконописи. Предполагается, что лицевые минеи, святцы на стенах храма и на иконах были первым полихромным образцом. Анализируются двуцветные прориси и Сийский лицевой подлинник. Дионисий Фурноаграфиот, упоминая о красно-черных снимках с фресок и икон, свидетельствует об общеправославной традиции этих прорисей. Выдвигается предположение о том, что применение двух цветов связано с традиционным оформлением книги. В 1866 году выходят полихромные Лицевые святцы Ф.Г. Солнцева, как пособие иконописцам, а в 1905 году Лицевой подлинник Н.П. Кондакова. Рассматривается роль раскрашенных печатных библий Мартина Лютера, Вейгеля и «Библии в хромолитографиях» с гравюрами Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда. Хромолитографии сменяют раскрашенный лубок. Появляются печатные иконы на бумаге и доске, а позднее хромолитографические иконы на жести, открытки и репродукции становятся иконографическим образцом.

A full-colour iconographic model in Russian icon-painting is considered for the first time. It is assumed that the Illuminated Menaion and Saints Images on the church walls and on the icons were the first polychrome images. Two-colour tracings and the Siya Painter’s Guide are analysed. Dionysius Fournographiot mentions the red and black imprints of frescoes and icons, evidencing the common Orthodox tradition of such tracings. It is suggested that the use of two colours relates to the traditional book design. In 1866, the polychrome Saints Images by F.G. Solntsev was released as a guide for icon painters, and in 1905 the Illustrated Menaion by N.P. Kondakov was published. The role of coloured printed Bibles of Martin Luther, Weigel and the “Bible in chromolitographic images”, as based on engravings by Julius Schnorr von Carolsfeld, is also examined Chromolitography was followed by coloured popular print. Printed icons on paper and wood board appeared; subsequently chromolitographic icons on tin, as well as art cards and reproductions, became iconographic models.

Сергеева Е.В. Полихромный иконографический образец в иконописи XVII – начала XX веков // Academia. 2025. № 1. С. 67−85. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-1-1-67-85

Трудности атрибуции художественных произведений на основе гравюр в технике меццо-тинто из собрания переславских иконописцев Шманаевых

Статья посвящена атрибуции ряда редких графических произведений XVIII века, выполненных на основе оригинальных гравюр в технике меццо-тинто из собрания переславских иконописцев Шманаевых, ныне коллекция Переславского музея-заповедника. Уточнены первоисточники гравюр серии «Двенадцать апостолов в рост», изданных гравировальной фабрикой московского купца Михаила Михайловича Артемьева и опубликованы некоторые из них.

The article considers some cases cause difficulties of the attribution of the 18th century mezzotint works due to their rarity. The analysis is based on the engravings collection of the Shmanaevs, Pereslavl icon-painters, from Pereslavl-Zalessky Museum Preserve. The source for the series of engravings depicting twelve full-size apostles published at the engravings factory of Mikhail Artemiev, a Moscow merchant, has been identified. For the sake of further research some engravings from the Pereslavl museum collection have been published.

Братко А.О. Трудности атрибуции художественных произведений на основе гравюр в технике меццо-тинто из собрания переславских иконописцев Шманаевых // Academia. 2025. № 1. С. 86−93. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-1-1-86-93

Сборник богослужебных текстов князей Куракиных: к проблеме синтеза в оформлении русской религиозной книги

Статья посвящена изучению сборника богослужебных текстов «Акафисты, каноны и прочие душеполезные моления» 1731 года издания, поступившего в собрание Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева из родового имения князей Куракиных – Надеждино. Было выявлено мемориальное значение памятника, на страницах которого представители этого известнейшего рода отмечали важные события своей жизни на протяжении 1730-х–1850-х годов. Исследование его художественных особенностей показало творческое использование широкого диапазона подходов и элементов традиционного отечественного и современного западного искусства. Сборник демонстрирует специфику формирования принципов оформления новой русской религиозной книги в переходный период отечественной культуры.

The article is dedicated to the study of the 1731 liturgical text collection “Akathists, Canons, and Other Edifying Prayers”, which entered the collection of the Saratov State Art Museum named after A.N. Radishchev from the Kurakin family estate, Nadezhdino. The study revealed the memorial significance of this artifact, as members of this prominent noble family recorded important events of their lives on its pages from the 1730s to the 1850s. An analysis of its artistic features demonstrated the creative use of a wide range of approaches and elements from both traditional Russian and contemporary Western art. The collection reflects the unique characteristics of the evolving principles in the design of Russian religious books during this transitional period in national culture.

Ильина И.А. Сборник богослужебных текстов князей Куракиных: к проблеме синтеза в оформлении русской религиозной книги // Academia. 2025. № 1. С. 94−104. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-1-1-94-104

Природа – храм или мастерская? О концепции природы в искусстве реализма второй половины XIX века

Осмысление образов природы в русской художественной культуре 1850–1890-х годов, особенно в пейзажной живописи, является актуальной проблемой искусствознания. В статье уточняется понятие «природа», которое включает как естественно-научный, так и эстетический аспекты. Создание целостных концептуальных образов природы в живописи и художественной литературе практиковалось в этот период весьма часто. В итоге живопись и литература реализма в сопоставлении друг с другом позволяют провести анализ связанного с природой образотворчества. Подчеркивается полемический характер представлений об окружающем мире в интеллектуальном сообществе России второй половины XIX века и трудности создания многоаспектной концепции природы в науке и искусстве. Отправной точкой исследования служит известная реплика «нигилиста» Базарова, героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», парафраз которой имеется в заглавии данной статьи.

The interaction between nature’s image and Russian visual culture of the 1850–1890s, especially in landscape painting, is an actual issue of art history. In the article, first of all, the very term ‘nature’ is precisely re-defined and contains both scientific and esthetic meaning. The fine arts and literature dealing with integral conceptualism in nature’s images proliferated in the of the second half of the 19th century in Russian art. Realistic painting and literature, when compared to each other, provide an opportunity to analyze figurative creativity associated with nature.. There virtually was a controversial view of natural environment in Russian intellectual circles of the 1850–1890s. Further, the era in discussion and its persons were hard-working at the creation of nature’s multi-facetted concept for science and art. The starting point of this research are the well-known words of Bazarov, a ‘nihilist’ and character of ‘Fathers and Sons’ novel by Ivan Turgenev. The title of the article retells Bazarov’s verbal motto.

Самохин А.В. Природа – храм или мастерская? О концепции природы в искусстве реализма второй половины XIX века // Academia. 2025. № 1. С. 132−149. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-1-1-132-149

Герои и стихии в творчестве художника В.В. Маторина

Статья посвящена творчеству современного художника В.В. Маторина, который работает в жанре исторической живописи и пейзажа. Живопись В.В. Маторина – это часть современного искусства России, его произведения представлены на экспозициях и в фондах государственных музеев, демонстрируются в выставочных залах, служат иллюстрациями для научной и популярной литературы. Своим творчеством В.В. Маторин представляет русское реалистическое искусство, которое в наши дни служит гуманистическим ориентиром общества.

The article is dedicated to the work of contemporary artist Viktor Matorin, who specializes in historical painting and landscapes. Viktor Matorin’s paintings are an integral part of modern Russian art; his works are featured in exhibitions and the collections of state museums, displayed in galleries, and used as illustrations in scientific and popular literature. Through his art, Viktor Matorin represents Russian realist painting, which today serves as a humanistic guiding point for society.

Гусева С.В. Герои и стихии в творчестве художника В.В. Маторина // Academia. 2025. № 1. С. 169−186. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-1-1-169-186

Коллекция хромолитографированных изображений религиозного содержания из собрания Государственного Русского музея

В России новшеством, отличающим искусство литографии 1840-х – начала 1860-х годов от предшествующего периода, можно назвать появление изображений с религиозным сюжетом, выполненных в технике хромолитографии. К ним относится религиозный лубок, а также листы, к работе над которыми привлекались профессиональные художники, фиксировавшие археологический объект. Точное воспроизведение предметов материальной культуры получило название «художественная археология». Развитие этого рода искусства было непосредственно связано с церковной археологией, с научным изучением христианских древностей. В деле усовершенствования способа литографирования красками значительная роль принадлежала Императорской Академии художеств.

In Russia, a notable innovation distinguishing the lithographic art of the 1840s to the early 1860s from the preceding period was the emergence of religious-themed images created using the chromolithography technique. These included religious lubok prints as well as sheets produced with the involvement of professional artists who documented archaeological objects. The precise reproduction of material culture artifacts became known as “artistic archaeology”. The development of this art form was closely linked to church archaeology and the scholarly study of Christian antiquities. The Imperial Academy of Arts played a significant role in advancing the technique of color lithography.

Метелкина А.Г. Коллекция хромолитографированных изображений религиозного содержания из собрания Государственного Русского музея // Academia. 2025. № 1. С. 205–214. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-1-1-205-214

От Зодиака к Смертным грехам: связь астрологической символики и религиозной иконографии в одноименных графических сериях Эрте

Персональный интерес Эрте в пространстве станковой графики не ограничивался проблемой изображения знака. Претворение образа обратно в логос расширило свое влияние в его творчестве от символа к сюжетам метафизического характера, которые художник интерпретировал в графических сериях «Драгоценные камни» (1969), «Знаки Зодиака» (1982) и «Семь смертных грехов» (1983). В рамках данной статьи рассматриваются истоки интереса Эрте к повествовательности в изобразительном искусстве, его обращение к сюжетам астрологии и религии, взаимосвязь которых обрела воплощение в анализируемых графических сериях.

Erté’s personal interest in graphic art extended beyond the problem of sign images. The transformation of the logos into an image expanded its influence in his creativity from symbols to metaphysical themes, which he explored in the graphic series «Precious Stones» (1969), «Zodiac Signs» (1982), and «Seven Deadly Sins» (1983). This article explores the origins of Erté’s interest in narrative in the fine arts, as well as his attraction to astrological and religious themes, which are embodied in these analyzed graphic series.

Пряникова А.Л. От Зодиака к Смертным грехам: связь астрологической символики и религиозной иконографии в одноименных графических сериях Эрте // Academia. 2025. № 1. С. 187−195. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-1-1-187-195

Малахитовые пилястры Екатерининского зала Большого Кремлевского дворца: новые исследования

Статья посвящена неизвестным деталям создания декора Екатерининского зала Большого Кремлевского дворца – исполнению малахитовых работ в этом программном интерьере. Декор помещения, создававшегося в качестве Тронного зала императриц, подробно описан современниками и исследователями, которые в основном отмечали использование в оформлении знаков ордена Святой Екатерины. Реже рассматривается логическая связь декоративной программы с обновленным вариантом интерьера Золотой (Малахитовой) гостиной императрицы в петербургском Зимнем дворце, а именно введение архитектурного декора в виде малахитовых пилястр. Между тем, несмотря на множество выдвинутых ранее версий, подлинное имя создателей малахитовых пилястр – московской мастерской Сантино (Сантина Петровича) Кампиони – впервые вводится в научный оборот благодаря обнаруженным архивным материалам, что имеет большое значение не только для истории конкретного архитектурного памятника, но и в целом для изучения отечественного камнерезного искусства.

The article is dedicated to an unknown aspect of the creation of the decor in the Catherine Hall of the Grand Kremlin Palace – the execution of malachite works in this programmatic interior. The decor of this space, designed as the Throne Hall for empresses, has been extensively described by contemporaries and researchers, who primarily noted the inclusion of the insignia of the Order of Saint Catherine in the design. Less frequently examined is the logical connection between the decorative program and the updated version of the interior design of the Golden (Malachite) Drawing Room of the Empress in the Winter Palace in St. Petersburg, specifically the introduction of architectural decor in the form of malachite pilasters. Meanwhile, despite numerous previously proposed theories, the true creators of the malachite pilasters – the Moscow workshop of Santino (Santin Petrovich) Campioni – are introduced into scholarly discourse for the first time, thanks to newly discovered archival materials. This discovery is of great significance not only for the history of this specific architectural monument but also for the broader study of Russian stone-carving art.

Будрина Л.А., Царева С.М. Малахитовые пилястры Екатерининского зала Большого Кремлевского дворца: новые исследования // Academia. 2025. № 1. C. 215‒228. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-1-1-215-228

Русский батальный лубок периода Крымской войны 1853–1856 годов

В статье исследуется ряд посвященных событиям Крымской войны батальных лубков, выпущенных в 1853‒1855 годах. Все работы, рассмотренные в данной статье, хранятся в Институте русской литературы (Пушкинском Доме) Российской академии наук. Листы, выполненные в технике металлографии и хромолитографии в московских издательствах и одобренные цензурным комитетом, отличаются тематическим многообразием. В период Крымской войны в батальном лубке увеличивается число сюжетов, а на смену фольклорности постепенно приходит реализм.

The article examines a series of battle lubok prints dedicated to the events of the Crimean War, published in 1853–1855. All the works discussed in this article are housed in the Institute of Russian Literature (Pushkin House) of the Russian Academy of Sciences. The prints, produced using metallography and chromolithography techniques by Moscow publishing houses and approved by the censorship committee, are notable for their thematic diversity. During the Crimean War, the number of subjects in battle lubok prints increased, and folkloric elements gradually gave way to realism.

Милякова Д.С. Батальный лубок периода Крымской войны 1853–1856 годов // Academia. 2025. № 1. С. 196−204. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-1-1-196-204

Модерн по-итальянски. Рецензия на книгу Натальи Штольдер

Рецензируемая книга представляет собой первое научное исследование на русском языке, посвященное рассмотрению феномена итальянского модерна. В ней представлены архитектура, живопись, графика и графический дизайн, скульптура и декоративно-прикладное искусство, предметы интерьера. Книга содержит обширную фактологию по всем видам изобразительного искусства, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, отчасти выполняя функции справочника и путеводителя по итальянскому модерну, а также концептуальную аналитику его проблематики и краткие очерки творчества его крупнейших представителей. Книга богато иллюстрирована и снабжена большой библиографией на русском и итальянском языках.

The reviewed book is the first scholarly study in Russian dedicated to the phenomenon of Italian Art Nouveau. It covers architecture, painting, graphics and graphic design, sculpture, and decorative and applied arts, including interior objects. The book provides extensive factual material on all forms of visual arts, architecture, and decorative arts, partly serving as a reference guide and a handbook on Italian Art Nouveau. Additionally, it offers conceptual analysis of its key issues and brief essays on the work of its most prominent figures. The book is richly illustrated and includes a comprehensive bibliography in both Russian and Italian.

Флорковская А.К. Модерн по-итальянски. Рецензия на книгу Натальи Штольдер // Academia. 2025. № 1. С. 229−238. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-1-1-229-238

2024 / 4

НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ (1947‒2027)

Статья посвящена истории и современной деятельности отдела искусства XX‒XXI века НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ (1947‒2027) в рамках актуализации деятельности по подготовке юбилея института.

The article is devoted to the history and modern activities of the Art Department of XX‒XXI century of Research Institute of Theory and History of Fine Arts of Russian Academy of Sciences (1947‒2027) as part of actualization of activities in preparation for anniversary of the Institute.

Флорковская А.К. НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ (1947‒2027) // Academia. 2024. № 4. С. 537−540. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-4-1-537-540

Florkovskaya, A.K. (2024), “Research Institute of Theory and History of Fine Arts Russian Academy of Arts (1947‒2027)”, Academia, 2024, no 4, рр. 537−540. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-4-1-537-540

О передвижниках и выставке в Третьяковской галерее

Статья посвящена выставочному проекту «Передвижники», организованному Государственной Третьяковской галереей. Последняя большая выставка членов Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) прошла более пятидесяти лет назад. Интерпретация творчества передвижников на протяжении всего ХХ‒ХХI веков страдала перегибами и вульгаризированным подходом. Целью выставки стала актуализация наследия передвижников 1870–1890-х годов. В первой части экспозиции поставлена задача раскрыть многомерность смыслов главных шедевров того времени, освободив от штампов и стереотипов, сковывающих понимание. Во второй части, условно называемой «Передвижники вне передвижничества», представлены произведения мастеров, выбывших из ТПХВ. Это они совершили яркий прорыв в живописные пространства модерна, символизма, импрессионизма, неорусского стиля, но ростки этих процессов формировались внутри ТПХВ с конца 1870-х. В статье уделено внимание структуре выставки и описанию каждого раздела, а предваряет ее краткая информация о практической деятельности ТПХВ как выставочной институции, которая обычно интересует специалистов в меньшей степени.

The article considers the exhibition project dedicated to ‘Peredvizhniki’ group of artists (known also as the Itinerants or the Wanderers) organized by the State Tretyakov Gallery. The last large exhibition of members of the Society of Itinerant Art Exhibitions took place more than fifty years ago. The interpretation of the work of the Peredvizhniki throughout the 20th and 21st centuries suffered from prejudices and a vulgarized approach.

The present exhibition aims to actualize the Itinerants’ heritage of the 1870s-1890s. The first part of the exposition follows the task of revealing the multidimensionality of the major masterpieces of that time, to free them from clichés and stereotypes that constrain understanding. The second part, provisionally titled ‘The Peredvizhniki outside the Peredvizhniki Mouvementʼ presents the works of the Peredvizhniki who dropped out of the group. They are the ones who made a vivid breakthrough into the pictorial spaces of Art Nouveau, Symbolism, Impressionism and Neo-Russian style, but the sprouts of these processes were forming within the Society since the late 1870s. The article pays special attention to the structure of the current exhibition and the description of its every section, preceded by brief information on the practical activity of the Peredvizhniki as an exhibiting body which usually attracts less interest from the specialists.

Юденкова Т.В. О передвижниках и о выставке в Третьяковской галерее // Academia. 2024. № 4. C. 541‒560. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-4-1-541-560

Yudenkova, T.V. (2024), “On Peredvizhniki (the Itinerants) and the Tretyakov Gallery exhibition”, Academia, 2024, no 4, pp. 541‒560. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-4-1-541-560

Передвижники. Тернистый путь в XXI век

Статья, написанная в связи с разработкой выставки «Передвижники» в Государственной Третьяковской галерее, посвящена проблеме рецепции наследия Товарищества передвижных художественных выставок в искусстве XX–XXI вв. Анализируя текстовые и визуальные свидетельства восприятия творчества передвижников, автор фиксирует путь от маркера эпохи к эмблеме, пройденный хрестоматийными произведениями художников.

The article, written in conjunction with the development of the “Peredvizhniki” exhibition at the State Tretyakov Gallery, focuses on the problem of the reception of the legacy of the Society for Travelling Art Exhibitions in 20th–21st century art. By analyzing textual and visual evidence of the perception of the Peredvizhniki’s works, the author traces the evolution of these canonical artworks from era-defining markers to emblematic symbols.

Дудко Д.Н. Передвижники. Тернистый путь в XXI век // Academia. 2024. № 4. С. 657−668. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-4-1-657-668

Dudko, D.N. (2024), “Peredvizhniki (the Itinerants). A thorny path into the 21st century”, Academia, 2024, no 4, рр. 657−668. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-4-1-657-668

От истории к будущему Московского художественного института. Выставка в Зарядье

Статья посвящена выставке произведений искусства, созданных студентами, выпускниками и преподавателями Московского художественного института (ныне Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств) в 1925–2024 годах. К первой масштабной исторической выставке этого ВУЗа была уточнена история формирования и развития всех его факультетов и отделений. Частично эта информация была опубликована в каталоге выставки.

The article is devoted to the exhibition of works of art created by students, graduates and teachers of the Moscow Art Institute (now Moscow State Academic Art Institute named after Vasil Surikov at Russian Academy of Arts) in 1925–2024. For the first large-scale historical exhibition of this institute, the history of the formation and development of all its faculties and departments was clarified. Some of this information was published in the exhibition catalogue.

Павлинов П.С. От истории к будущему Московского художественного института. Выставка в Зарядье // Academia. 2024. № 4. С. 561−567. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-4-1-561-567

Pavlinov, P.S. (2024),From History to Future of the Moscow Art Institute. Exhibition in Zaryadye”, Academia, 2024, no 4, рр. 561−567. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-4-1-561-567

Е.Е. Лансере и Италия: начальный этап неоклассицизма в России

Статья посвящена вопросу формирования стиля неоклассицизм в России и первому десятилетию его развития. Одним из первых художников, наряду с И.И. Нивинским, обратившимся к этому стилю, был Е.Е. Лансере, проработавший мастером монументально-декоративной живописи до 1946 года. Проанализированы причины обращения этого «мирискусника» к классическому наследию; среди них – французско-итальянское происхождение предков и поездки в Западную Европу родственников из семьи Бенуа. Рассмотрены путешествия самого Е.Е. Лансере в Италию в 1899 и 1907 годах, повлиявшие на перемену его художественного вкуса и интересов от готики, импрессионизма и модерна к итальянскому Ренессансу и барокко. Уточнена история выставки «Свободное искусство» в 1902–1903 годах. В статье приведены работы журнальной и книжной графики 1899–1909 годов, проекты настенных панно и плафонов 1906–1911 годов в стиле неоклассицизма.

The article focuses on the emergence of the Neoclassicism style in Russia and the first decade of its development. Among the first artists to embrace this style, alongside I.I. Nivinsky, was E.E. Lanceray, who worked as a monumental and decorative painter until 1946. The reasons behind this Mir Iskusstva artist’s turn to classical heritage are analyzed, including the French-Italian ancestry of his forebears and the travels of the Benois family members to Western Europe. The article examines E.E. Lanceray’s trips to Italy in 1899 and 1907, which influenced his shift in artistic taste and interests from Gothic, Impressionism, and Art Nouveau to the Italian Renaissance and Baroque. The history of the “Free Art” exhibition held in 1902–1903 is clarified. The article also features Lanceray’s works in journal and book graphics from 1899–1909, as well as designs for wall murals and plafonds in the Neoclassical style created between 1906 and 1911.

Павлинов П.С. Е.Е. Лансере и Италия: начальный этап неоклассицизма в России // Academia. 2024. № 4. С. 590−605. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-4-1-590-605

Pavlinov, P.S. (2024), Eugene Lanceray and Italy: the initial period of neoclassicism in Russia”, Academia, 2024, no 4, рр. 590−605. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-4-1-590-605

Использование принципов и приемов китайской живописи в композициях современных петербургских художников

В статье рассматривается такая важная черта академического направления в искусстве, как открытость к взаимодействию с разными мировыми культурами, в частности проявляющаяся в использовании принципов и приемов традиционной китайской живописи гохуа в композициях. Способность творчески осмысливать принципы иных художественных школ делает петербургский академизм выдающимся явлением современного искусства. Сюжеты, мотивы и образы, к которым обращаются петербургские академисты в своем творчестве, представляют собой уникальный материал для формально-композиционного анализа в контексте взаимовлияний с художественной культурой Китая.

The article examines the interaction of Russian academicism and Chinese culture, in particular considering the principles and techniques of Chinese painting applied by contemporary artists in their compositions. The creative ability to comprehend the principles of other art schools makes St. Petersburg academicism an outstanding phenomenon of modern art. In their work, St Petersburg masters turn to subjects, motifs, and images that represent unique material for formal-compositional analysis in the context of mutual influences with artistic process in China.

Ли Мин Си. Использование принципов и приемов китайской живописи в композициях современных петербургских художников // Academia. 2024. № 4. С. 669−678. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-4-1-669-678

Li, Mingxi (2024), “Principles and techniques of Chinese painting applied in the compositions of contemporary St Petersburg artists”, Academia, 2024, no 4, рр. 669−678. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-4-1-669-678

Иконография хачкара Всеспаситель (Аменапркич)

В статье рассматривается редкий иконографический тип хачкара Всеспаситель (Аменапркич) на примере трех памятников, относящихся к различным временным периодам и отличающихся наибольшей сохранностью. Выделяются характерные черты данного типа, анализируются различия их формально-композиционных решений. Высказываются предположения об особенностях возникновения и бытования подобных образцов камнерезного искусства, обусловленных спецификой культурно-исторических процессов на территории Армении XIII–XVII вв.

The article examines the rare iconographic type of the All-Savior (Amenaprkich) khachkar through the example of three well-preserved monuments from different time periods. It highlights the characteristic features of this type and analyzes the variations in their formal and compositional designs. The study proposes hypotheses regarding the origins and cultural significance of such stone-carving art forms, shaped by the unique cultural and historical processes in Armenia from the 13th to 17th centuries.

Вичкаева А.В. Иконография хачкара Всеспаситель (Аменапркич) // Academia. 2024. № 4. С. 679−686. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-4-1-679-686

Vichkaeva, A.V. (2024), “Iconography of the All-Savior (Amenaprkich) khachkar”, Academia, 2024, no 4, рр. 679−686. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-4-1-679-686

«О влиянии и пользе подражательных искусств» Джозефа Саундерса: к вопросу о преподавании истории художеств как европейской академической дисциплины в первой трети XIX века

Посылом к написанию статьи послужило сочинение британского гравера Джозефа Саундерса «О влиянии и пользе подражательных искусств», впервые прозвучавшее в 1810 году как инаугурационная речь в собрании Виленского университета и спустя несколько лет опубликованное в местном периодическом журнале. На отраженные в данном тексте позиции мастер опирался при составлении авторского курса лекций по истории художеств, который он читал в университете на протяжении 1810–1818 годов, наряду с преподаванием английской литературы и собственно гравюры. Взгляды Саундерса, до переезда в Вильну более десяти лет состоявшего придворным Историческим гравером при Императорском Эрмитаже в Петербурге, обнаруживают широкий теоретический кругозор педагога, а также родство с соответствующими воззрениями российских современников; его практическая деятельность, между тем, высвечивает дополнительные грани начального этапа преподавания истории искусства как европейской академической дисциплины.

This article took inspiration from the British engraver Joseph Saunders’ essay “On the Influence and Benefit of Imitative Arts”, first delivered in 1810 as an inaugural address at the Vilna University and published several years later in a local periodical. The principles reflected in the text were basic for the master when he compiled the original art history course, which he delivered at the University during 1810–1818, along with lessons on English literature and engraving. Before moving to Vilna, Saunders worked for over a decade as court historical engraver at the Imperial Hermitage in St Petersburg, and his views reveal the broad theoretical outlook of the educator, as well as his affinity with the relevant ideas of his Russian contemporaries; his practical work, meanwhile, highlights additional facets of the early stage of teaching art history as a European academic discipline.

Марисина И.М. «О влиянии и пользе подражательных искусств» Джозефа Саундерса: к вопросу о преподавании истории художеств как европейской академической дисциплины в первой трети XIX века // Academia. 2024. № 4. С. 568−589. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-4-1-568-589

Marisina, I.M. (2024), “On the Influence and Benefit of Imitative Arts by Joseph Saunders: teaching art history as a European academic discipline in the first third of the 19th century” // Academia, 2024, no 4, рр. 568−589. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-4-1-568-589

Неизвестные терракотовые храмы Бенгалии

В статье осуществляется общий обзор памятников терракотовой храмовой архитектуры Западной Бенгалии XVIII – начала XX вв., ранее не введенных в отечественный научный оборот. Многие храмы Колката и прилегающих районов входят в круг памятников второго порядка и зачастую оказываются в тени более именитых собратьев, хотя представляют не меньший интерес для исследований. По этой причине культовые сооружения, не взятые под защиту Археологического управления Индии, стремительно исчезают, оставшись неизученными.

The article provides an overview of terracotta temple architecture in West Bengal from the 18th to the early 20th centuries, monuments that have not yet been introduced into Russian academic discourse. Many temples in Kolkata and its surrounding areas are considered secondary monuments and often remain overshadowed by their more famous counterparts, though they hold equal interest for research. For this reason, religious structures not protected by the Archaeological Survey of India are rapidly disappearing, leaving them unstudied.

Терентьева М.П. Неизвестные терракотовые храмы Бенгалии // Academia. 2024. № 4. С. 687−694. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-4-1-687-694

Terenteva, M.P. (2024), “Unknown terracotta temples of Bengal”, Academia, 2024, no 4, рр. 687−694. DOI: 10.37953/2079-0341-2024-4-1-687-694