Аннотации журналов

2025 / 2

Образ Христа Вседержителя в центральной главе Успенского собора Московского Кремля. Особенности и время сложения иконографии

Статья посвящена изучению иконографических особенностей изображения Христа Вседержителя, расположенного в скуфье главного купола Успенского собора Московского Кремля. Спаситель представлен здесь с благословляющей и одновременно сжатой десницей и закрытым Евангелием в левой руке. Несмотря на свою кажущуюся традиционность, образ имеет ряд значимых отличительных деталей, свидетельствующих о том, что существующее изображение XVII века точно воспроизводит более ранний образец 1513 года. Проведенное исследование позволяет предположить, что в эпоху правления великого князя Василия III, рассматриваемый образ Христа Вседержителя, имел особое значение и воспринимался как изображение, наиболее полно раскрывающее могущество и премудрость Создателя.

Трофимова С.А. Образ Христа Вседержителя в центральной главе Успенского собора Московского Кремля. Особенности и время сложения иконографии // Academia. 2025. № 2. С. 200–200. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-2-1-200-200

Отражение божественного сада в убранстве ренессансных порталов Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля

В статье впервые предлагается обратить внимание на особенности скульптурного убранства двух кремлевских соборов как на образ райского сада. До сих пор декор порталов Архангельского и Благовещенского соборов рассматривался только в контексте работы в России итальянских ренессансных мастеров. Особенности такого декора при сравнении его с другими произведениями эпохи Ренессанса позволяют предположить и смысловое содержание. Автор статьи анализирует памятники скульптуры и религиозной живописи итальянского Ренессанса. Акцент ставится на декоративных деталях и их роли в религиозной композиции (станковая и монументальная живопись), а также их месте в пространстве храма (скульптурный рельеф).

Звездина Ю.Н. Отражение божественного сада в убранстве ренессансных порталов Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля // Academia. 2025. № 2. С. 200–200. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-2-1-200-200

Деисусный чин Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле: программное произведение эпохи Василия III?

В статье впервые подробно рассматривается иконография деисусного чина Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле, которая призвана подтвердить ранее предложенную автором датировку ансамбля второй четверти XVI века и разделение рук мастеров на три группы.

В иконографии деисусного ряда преобладает влияние московской традиции, а иконы апостолов служат доказательством того, что деисусный чин является примером почти неизученного процесса обращения древнерусских мастеров к старым, в данном случае позднепалеологовским образцам. Стремление опереться на древность, наследие византийского времени, было тесно связано с усилением великокняжеской власти и формированием концепции «Москва – третий Рим».

Finskaya, I.Ye. (2025), “The Deesis of the Iconostasis of the Savior-Transfiguration cathedral of the Savior monastery in Yaroslavl: the programmed composition of the era of Vasily III?”, Academia, 2025, no 2, рр. 200−200. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-2-1-200-200

Европейцы об искусстве в России: первая треть XVI века

Рассматриваются различные проявления восприятия иностранцами искусства в России в период правления Василия III, отразившиеся в записках путешественников и сочинениях, созданных в Европе на основе имеющихся устных и письменных источников. Европейцы оставили описания особенностей планировки и застройки некоторых городов, отдельных комплексов и зданий, крепостей, костюмов и их аксессуаров, обстановки интерьеров различного рода сооружений, подарков, в том числе посольских даров, творений ремесленников и художников. Принадлежавшие другой культуре, зарубежные авторы были склонны в первую очередь обращать внимание на работы приезжих мастеров, более понятные им. Находясь в русской столице и принимая участие в дворцовых приемах, они имели возможность рассмотреть и по-своему оценить постройки, художественные изделия, составлявшие среду пребывания великого князя.

Черный В.Д. Европейцы об искусстве в России: первая треть XVI века // Academia. 2025. № 2. С. 200–200. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-2-1-200-200

Западные влияния в иконописи первой трети ХVI века

В статье ставится задача проследить, каким образом в изобразительное искусство времени Василия III проникали западные влияния и в чем именно они проявлялись. На основании анализа памятников иконописи и миниатюры автор приходит к выводу, что установившиеся регулярные контакты с европейским миром (путешествия, дипломатические миссии) способствовали проникновению впечатлений от западного искусства в древнерусскую живопись. Влияния носили не системный, а мозаичный характер. Русские мастера относились к художественному миру Запада осторожно. Они подмечали интересные детали, стилевые особенности, но использовали их, оставаясь внутри собственной художественной системы. Внимание иконописцев в качестве «образцов» привлекали, прежде всего, памятники, воспринимавшиеся как древность, как общее христианское прошлое.

Самойлова Т.Е. Западные влияния в иконописи первой трети XVI века // Academia. 2025. № 2. С. 200–200. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-2-1-200-200

Архиерейская хиротония новгородского архиепископа Макария

Cтатья посвящена обзору источников, повествующих о поставлении святителя Макария на Новгородскую кафедру. Данный исторический период представляет собой большое поле для проведения разнообразных исследований, особенно в плоскости рассмотрения изменений быта (связанных с усилением Москвы) и трансформации чинопоследований, обусловленных смешиванием традиций. Приводимые архивные и исследовательские свидетельства позволяют оценить и описать доступные подробности избранной темы. Несмотря на обширные лакуны, многие элементы тех событий восстанавливаются при сопоставлении с другими, в том числе и иностранными, свидетельствами, что делает настоящую статью предметом интереса как исследователей тематики, так и рядовых читателей.

Макарий (Веретенников), архимандрит. Архиерейская хиротония новгородского архиепископа Макария // Academia. 2025. № 2. С. 200−200. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-2-1-200-200

Неизвестный «Гамлет» Михаила Врубеля и другие новые сюжеты в творчестве художника (на материалах Отдела личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина)

Статья подготовлена на основе авторской части доклада О.С. Давыдовой (НИИ РАХ) об открытиях в изучении графического наследия М.А. Врубеля, который был сделан во время совместного выступления с А.Г. Лукановой (ГМИИ имени А.С. Пушкина) на Отчетной научной сессии ГМИИ имени А.С. Пушкина в 2025 году.

На базе проведенного исследования О.С. Давыдовой выдвигается предложение ввести новые атрибуционные данные к двум двусторонним листам из коллекции И.С. Зильберштейна, ранее находившимся в собрании С.П. Яремича (один лист также входил в собрание семьи П.П. Чистякова) и ныне хранящихся в фондах ГМИИ имени А.С. Пушкина (инв. МЛК ГР 633, МЛК ГР 635).

В конце 2024 года в Отделе личных коллекций О.С. Давыдовой был обнаружен ранее неизвестный вариант эскиза М.А. Врубеля к картине «Гамлет и Офелия» (1884, ГРМ) – к первому концептуально важному для художника замыслу, отражающему принципиальные аспекты его мировоззрения в разные периоды творчества. Уникальность находки заключалась в автопортретности черт М.А. Врубеля в образе Гамлета, что поставило новый визуальный акцент на символически значимых для мастера ориентирах в процессе сложения его индивидуальной поэтики.

Параллельно с разработкой врубелевской «гамлетианы» автором статьи были уточнены сюжетные особенности и датировки еще нескольких безымянных набросков, позволивших связать их с библейской тематикой. Также впервые была выявлена группа рисунков М.А. Врубеля из собрания семьи П.П. Чистякова, со временем перешедшая к разным частным коллекционерам (И.И. Бродскому, С.П. Яремичу, И.C. Зильберштейну и др.) и затем поступившая в государственные музейные собрания.

Статья сопровождается не публиковавшимися прежде изображениями, предоставленными ГМИИ имени А.С. Пушкина в рамках взаимного сотрудничества с Российской академией художеств.

Давыдова О.С. Неизвестный «Гамлет» Михаила Врубеля и другие новые сюжеты в творчестве художника (на материалах Отдела личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина) // Academia. 2025. № 2. С. 200–200. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-2-1-200-200

Художник Сергей Иванович Вашков ‒ романтик Древней Руси

Статья посвящена творчеству московского художника, архитектора и мастера декоративно-прикладного искусства Сергея Ивановича Вашкова (1879‒1914). Рассмотрены его художественные взгляды, подробно проанализированы его очерки по искусству Древней Руси, написанные для «Московского листка» в 1903 году и ставшие прологом к его работе по обновлению ассортимента уникальной церковной утвари на московской фабрике товарищества «П.И. Оловянишникова сыновья». Раскрыты источники художественной эстетики Вашкова, его связь с художниками Абрамцевского кружка С.И. Мамонтова и символика декора созданных им изделий декоративно-прикладного религиозного искусства. Описана публикационная деятельность художника, визуально сохранившая его наследие в сфере церковного искусства, по большей части утраченное в советское время. Охарактеризованы основные архитектурные произведения Вашкова, ставшие яркими вехами в развитии неорусского стиля 1900‒1910-х годов в Москве. Авторские фотографии дачи Александренко (1987) публикуются впервые.

Нащокина М.В. Художник Сергей Иванович Вашков ‒ романтик Древней Руси // Academia. 2025. № 2. С. 200–200. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-2-1-200-200

Драгоценные сосуды первой трети XVI века из собрания Музеев Московского Кремля

Предметом исследования являются три памятника золотого и серебряного дела первой трети XVI века из Оружейной палаты, в которых наиболее ярко проявились влияния и европейского, и восточного ювелирного искусства. Об интересе московских мастеров к новым европейским тенденциям в ювелирном искусстве свидетельствует созданный по европейскому образцу начала XVI века серебряный ковш 1535 года, который, как удалось установить, происходит из Кирилло-Белозерского монастыря. Высказывается предположение, что серебряная чаша князя Симеона Ивановича была выполнена в Европе в конце XV ‒ в начале XVI века. О влиянии восточного искусства на золотое дело Москвы свидетельствует черневой орнамент на ручке чаши Василия III, нехарактерный для русского ювелирного искусства. Близкие аналогии ему были найдены в произведениях из Ирана и Турции.

Зюзева С.Г. Драгоценные сосуды первой трети XVI века из собрания Музеев Московского Кремля // Academia. 2025. № 2. С. 200–200. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-2-1-200-200

Великокняжеская мастерская лицевого шитья при Елене Глинской

История великокняжеской мастерской лицевого шитья при Василии III делится на два периода: 1505–1525 гг. – необычайно плодотворный период, когда мастерскую возглавляла первая жена князя Соломония Сабурова; и 1526–1533 гг. – время второго брака с Еленой Глинской и регентство великой княгини до ее смерти в 1538 г. Период Елены Глинской являлся до недавнего времени «белым пятном» в истории изучения лицевого шитья. Не было известно ни одного твердо атрибутированного и датированного памятника. Публикация переписных книг Спасо-Прилуцкого монастыря 1593 г. дала возможность идентифицировать древнейший покров «Преподобный Дмитрий Прилуцкий» (Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник) как «положение государыни великие княгини Елены» (1528). В статье впервые публикуется второе произведение княгининой мастерской – покров «Преподобный Пафнутий Боровский» (1529, ГИМ). Третий памятник – пелена «Святитель Николай, с избранными святыми» (ГИМ). В статье обосновывается предположение о вкладе этой пелены в кремлевский собор Николы Гостунского (не сохранился) к чудотворному образу в 1526‒1529 гг.

Силкин А.В. Великокняжеская мастерская лицевого шитья при Елене Глинской // Academia. 2025. № 2. С. 200–200. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-2-1-200-200

К вопросу о лицевом шитье великокняжеских светлиц первой четверти XVI в. Атрибуция древнейшего покрова митрополита Ионы

В статье приводится краткий обзор памятников лицевого шитья, созданных в первой четверти XVI века в мастерской Соломонии Сабуровой, а точнее, в великокняжеской светлице. Кроме хрестоматийных предметов упомянуты малоизвестные. Вторая часть статьи посвящена атрибуции покрова митрополита Ионы, введенного в научный оборот как памятник 1549–1552 годов мастерской Анастасии Романовны, но оказавшегося шитьем более раннего времени – второго десятилетия XVI века. Об этом свидетельствуют стилевые и технико-технологические особенности покрова, выявленные при сопоставлении с предметами шитья, изготовленными при Соломонии Сабуровой и Анастасии Романовне.

Катасонова Е.Ю. К вопросу о лицевом шитье великокняжеских светлиц первой четверти XVI в. Атрибуция древнейшего покрова митрополита Ионы // Academia. 2025. № 2. С. 200–200. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-2-1-200-200

Сочинение И.–Ф. Буле «О древнейшей Российской живописи»: к истокам научного изучения древнерусской иконописи на рубеже XVIII–XIX веков

В статье рассматривается сочинение приглашенного профессора Московского университета и одного из первых преподавателей истории искусства в России Иоганна Феофила Буле (1763–1821). Опубликованное в 1807 году и посвященное русской календарной иконе, или менологию, из собрания Ватиканской библиотеки – так называемым «картинам Каппонияновым» – оно знаменовало начальный период формирования научного интереса к изучению русской иконописи. Знакомый с трудами своих европейских предшественников XVIII – начала XIX века, считавших памятник произведением греческих мастеров, Буле развивает версию о принадлежности иконы кисти русских живописцев, окончательно подтвержденную уже в 1830-е годы.

Марисина И.М. Сочинение И.–Ф. Буле «О древнейшей Российской живописи»: к истокам научного изучения древнерусской иконописи на рубеже XVIII–XIX веков // Academia. 2025. № 2. С. 200–200. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-2-1-200-200

2025 / 1

«Передвижничество» как буржуазное искусство в опытной комплексной марксистской экспозиции Третьяковской галереи

На рубеже 1920-х‒1930-х годов в советских музеях история искусства стала изучаться через призму социологии. Статья посвящена феномену марксистских экспозиций в Третьяковской галерее и его влиянию на восприятие передвижничества. Молодой искусствовед А.А. Федоров-Давыдов (1900–1969) стал куратором новой «опытной комплексной марксистской экспозиции», в которой произведения художников второй половины XIX века рассматривались как искусство «эпохи промышленного капитализма».

At the turn of the 1920s–1930s, the history of art in Soviet museums began to be studied through the lens of sociology. This article examines the phenomenon of Marxist exhibitions at the Tretyakov Gallery and their impact on the perception of “Peredvizhniki” movement. The young art historian A.A. Fedorov-Davydov (1900–1969) became the curator of the new “experimental comprehensive Marxist exhibition”, in which the works of artists from the second half of the 19th century were interpreted as the art of the “industrial capitalism era”.

Ерофеев Н.П. «Передвижничество» как буржуазное искусство в опытной комплексной марксистской экспозиции Третьяковской галереи // Academia. 2025. № 1. С. 150−168. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-1-1-150-168

Pro et contra. Баллотировка картин экспонентов на передвижных выставках по архивным материалам ОР ГТГ

В статье приведены факты, выявленные в процессе подготовки выставки «Передвижники» в Государственной Третьяковской галерее[1] и освещается проблема отбора произведений на экспозиции Товарищества передвижных художественных выставок в 1870-х – 1900-х годах. В научный оборот вводятся архивные документы, многие из которых публикуются впервые, анализируется изменение механизмов и принципов конкурсного отбора картин (баллотировок) на передвижные выставки, выявляется круг произведений и причины, по которым они не попадали на выставки, показываются индивидуальные предпочтения членов жюри.

The article, written in conjunction with the development of the “Peredvizhniki” exhibition at the State Tretyakov Gallery, focuses on the problem of selecting paintings for the exhibitions of the Society of Itinerant Art Exhibitions in the 1870s–1900s. It is based on archival documents, many of which are introduced into scientific discourse for the first time. The author analyzes how the mechanisms and principles of competitive selection were changing, reveals which artists’ works were not included and for what reasons, and shows the individual preferences of the jury members.

 

Ментюкова О.К. Pro et contra. Баллотировка картин экспонентов на передвижных выставках по архивным материалам ОР ГТГ Academia. 2025. № 1. С. 105−131. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-1-1-105-131

Феномен общих гравированных оригиналов искусства Востока и Запада Европы XVII века

В статье впервые в науке об искусстве комплексно исследуются факты обращения художников разных национальных школ в XVII веке к одним и тем же иконографическим источникам в виде гравюр на библейскую тематику. Особое значение данный феномен приобретает в свете того, что эти гравюры входили в состав альбомов-увражей, которые активно использовались русскими иконописцами, стенописцами и граверами во второй половине XVII века: Библия Пискатора (Theatrum Вiblicum), Евангелие Наталиса (Evangelicae historiae imagines). Как выяснилось, общие гравированные источники имеют ярославские фрески, иконы мастеров Оружейной палаты, полотна Рубенса, Пуссена, а также китайские ксилографии, картины и росписи в храмах стран Латинской Америки.

In the article, for the first time in the science of art, attention is drawn to the facts of the conversion of artists of different national schools in the 17th century to the same iconographic sources in the form of biblical engravings. This phenomenon is of particular importance in the light of the fact that these engravings were part of the albums-ouvrage that were actively used by Russian icon painters, mural painters and engravers in the second half of the 17th century: Piskator’s Bible (Theatrum Biblicum), Natalis Gospel (Evangelicae historiae imagines). As it turned out, Yaroslavl frescoes, icons of the masters of the Armory, paintings by Rubens, Poussin, as well as Chinese woodcuts and paintings and murals in temples of Latin America countries have common engraved sources.

Гамлицкий А.В. Феномен общих гравированных оригиналов искусства Востока и Запада Европы XVII века // Academia. 2025. № 1. С. 7−28. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-1-1-7-28

Серия гравюр-тондо «Сотворение мира» по рисункам Мартина де Воса и русское искусство конца XVII–XVIII веков

Произведения Мартина де Воса (1532–1603), известного антверпенского рисовальщика и живописца XVI столетия были хорошо знакомы русским иконописцам второй половины XVII столетия, прежде всего по гравюрам Библии Пискатора (надпись «М. de Vos in.» можно прочесть на начальных иллюстрациях к «Шести дням творения»). Среди любителей фряжских гравюр XVII столетия ходили как отдельные оттиски, так и серии, в частности, «Времена года» Сийского иконописного подлинника (РНБ. ОЛДП. F. 88.). Статья посвящена малоизвестному десятичастному циклу гравюр по рисункам Мартина де Воса, награвированному Николасом де Брейном и его влиянию на русское искусство эпохи раннего нового времени. Тема впервые затронута в исследованиях О.А. Белобровой. Русские мастера проявляли интерес к конкретным листам цикла, а иногда в своих произведениях подвергали интерпретации большую их часть, создавая на основе гравюр-образцов иллюстрации к первой главе книги Бытия. Влияние гравюр-тондо де Брейна – де Воса особенно заметно в монументальной живописи Поволжья, фрескисты адаптировали композиции голландской графики к уже сложившейся традиции росписей паперти на ветхозаветные сюжеты.

The works of Martin de Vos (1532–1603), the famous Antwerp draftsman and painter of the 16th century, were well known to Russian icon painters in the second half of the 17th century, primarily from engravings of the Piscator Bible (the inscription M. de Vos in. can be read on the illustrations to the Six Days of Creation). Single engravings as well as series, based on drawings by Martin de Vos, were in circulation among the amateurs of the foreign prints of the 17th century. These are notably “Four Seasons” in the Siya Icon-Painting Original (RNB, OLDP, F. 88.). This article is devoted to the subject, first raised by O.A. Belobrova. The researcher pointed out the influence of a ten-part cycle based on the drawings of Martin de Vos and engraved by Nicolaes de Bruyn on the early period of the national art. Russian masters interpreted this Dutch cycle, when they were creating illustrations for the first chapter of the book of Genesis. The influence of tondo (round engravings) is especially noticeable in the monumental painting of Yaroslavl and we can see how Russian painters turned to these examples of Dutch graphics, working on the wall paintings in church galleries.

Западалова П.В. Серия гравюр-тондо «Сотворение мира» по рисункам Мартина де Воса и русское искусство конца XVII–XVIII веков // Academia. 2025. № 1. С. 29−45. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-1-1-29-45

Восхождение по ступеням Познания и Любви и неоплатоническая концепция героизации

В статье рассматривается неоплатоническая концепция героизации во флорентийском искусстве последней трети XV века. Одна из кардинальных в искусстве Флоренции кватроченто тема славы предстает в обновленном звучании. Под влиянием неоплатонизма, проникшего около 1460-х годов в гуманизм и – шире – культуру Флоренции, представление о героизме и славе акцентирует особое внимание на духовном измерении.

The article discusses the Neoplatonic concept of heroization in Florentine art of the last third of the 15th century. The theme of glory which is one of the cardinal themes in the art of Florence of the Quattrocento is presented in a renewed meaning. Neoplatonism penetrates into the humanism and also into the culture of Florence around the 1460s, and under its influence the spiritual component is emphasized in the concept of heroization and glory.

Козлова С.И. Восхождение по ступеням Познания и Любви и неоплатоническая концепция героизации // Academia. 2025. № 1. С. 56–66. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-1-1-56-66 

Гравюры сербского мастера Христофора Жефаровича: резонанс от России до Афона

Аннотация

В статье рассматривается творчество выдающегося сербского гравера Христофора Жефаровича. Приводятся факты его биографии и проводится анализ выполненных мастером гравюр. Особое внимание уделено влиянию творчества Жефаровича на искусство России и других стран восточно-православного мира.

Abstract

The article examines the work of the outstanding Serbian engraver Hristofor Žefarović. It provides facts fronm his biography and analyzes the engravings created by the master. Special attention is given to the influence of Žefarović’s work on the art of Russia and other countries of the Eastern Orthodox world.

Рындина А.В. Гравюры сербского мастера Христофора Жефаровича: резонанс от России до Афона // Academia. 2025. № 1. С. 46−55. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-1-1-46-55

Полихромный иконографический образец в русской иконописи XVII – начала XX веков

Впервые рассматривается вопрос бытования полноцветного иконографического образца в русской иконописи. Предполагается, что лицевые минеи, святцы на стенах храма и на иконах были первым полихромным образцом. Анализируются двуцветные прориси и Сийский лицевой подлинник. Дионисий Фурноаграфиот, упоминая о красно-черных снимках с фресок и икон, свидетельствует об общеправославной традиции этих прорисей. Выдвигается предположение о том, что применение двух цветов связано с традиционным оформлением книги. В 1866 году выходят полихромные Лицевые святцы Ф.Г. Солнцева, как пособие иконописцам, а в 1905 году Лицевой подлинник Н.П. Кондакова. Рассматривается роль раскрашенных печатных библий Мартина Лютера, Вейгеля и «Библии в хромолитографиях» с гравюрами Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда. Хромолитографии сменяют раскрашенный лубок. Появляются печатные иконы на бумаге и доске, а позднее хромолитографические иконы на жести, открытки и репродукции становятся иконографическим образцом.

A full-colour iconographic model in Russian icon-painting is considered for the first time. It is assumed that the Illuminated Menaion and Saints Images on the church walls and on the icons were the first polychrome images. Two-colour tracings and the Siya Painter’s Guide are analysed. Dionysius Fournographiot mentions the red and black imprints of frescoes and icons, evidencing the common Orthodox tradition of such tracings. It is suggested that the use of two colours relates to the traditional book design. In 1866, the polychrome Saints Images by F.G. Solntsev was released as a guide for icon painters, and in 1905 the Illustrated Menaion by N.P. Kondakov was published. The role of coloured printed Bibles of Martin Luther, Weigel and the “Bible in chromolitographic images”, as based on engravings by Julius Schnorr von Carolsfeld, is also examined Chromolitography was followed by coloured popular print. Printed icons on paper and wood board appeared; subsequently chromolitographic icons on tin, as well as art cards and reproductions, became iconographic models.

Сергеева Е.В. Полихромный иконографический образец в иконописи XVII – начала XX веков // Academia. 2025. № 1. С. 67−85. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-1-1-67-85

Трудности атрибуции художественных произведений на основе гравюр в технике меццо-тинто из собрания переславских иконописцев Шманаевых

Статья посвящена атрибуции ряда редких графических произведений XVIII века, выполненных на основе оригинальных гравюр в технике меццо-тинто из собрания переславских иконописцев Шманаевых, ныне коллекция Переславского музея-заповедника. Уточнены первоисточники гравюр серии «Двенадцать апостолов в рост», изданных гравировальной фабрикой московского купца Михаила Михайловича Артемьева и опубликованы некоторые из них.

The article considers some cases cause difficulties of the attribution of the 18th century mezzotint works due to their rarity. The analysis is based on the engravings collection of the Shmanaevs, Pereslavl icon-painters, from Pereslavl-Zalessky Museum Preserve. The source for the series of engravings depicting twelve full-size apostles published at the engravings factory of Mikhail Artemiev, a Moscow merchant, has been identified. For the sake of further research some engravings from the Pereslavl museum collection have been published.

Братко А.О. Трудности атрибуции художественных произведений на основе гравюр в технике меццо-тинто из собрания переславских иконописцев Шманаевых // Academia. 2025. № 1. С. 86−93. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-1-1-86-93

Сборник богослужебных текстов князей Куракиных: к проблеме синтеза в оформлении русской религиозной книги

Статья посвящена изучению сборника богослужебных текстов «Акафисты, каноны и прочие душеполезные моления» 1731 года издания, поступившего в собрание Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева из родового имения князей Куракиных – Надеждино. Было выявлено мемориальное значение памятника, на страницах которого представители этого известнейшего рода отмечали важные события своей жизни на протяжении 1730-х–1850-х годов. Исследование его художественных особенностей показало творческое использование широкого диапазона подходов и элементов традиционного отечественного и современного западного искусства. Сборник демонстрирует специфику формирования принципов оформления новой русской религиозной книги в переходный период отечественной культуры.

The article is dedicated to the study of the 1731 liturgical text collection “Akathists, Canons, and Other Edifying Prayers”, which entered the collection of the Saratov State Art Museum named after A.N. Radishchev from the Kurakin family estate, Nadezhdino. The study revealed the memorial significance of this artifact, as members of this prominent noble family recorded important events of their lives on its pages from the 1730s to the 1850s. An analysis of its artistic features demonstrated the creative use of a wide range of approaches and elements from both traditional Russian and contemporary Western art. The collection reflects the unique characteristics of the evolving principles in the design of Russian religious books during this transitional period in national culture.

Ильина И.А. Сборник богослужебных текстов князей Куракиных: к проблеме синтеза в оформлении русской религиозной книги // Academia. 2025. № 1. С. 94−104. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-1-1-94-104

Природа – храм или мастерская? О концепции природы в искусстве реализма второй половины XIX века

Осмысление образов природы в русской художественной культуре 1850–1890-х годов, особенно в пейзажной живописи, является актуальной проблемой искусствознания. В статье уточняется понятие «природа», которое включает как естественно-научный, так и эстетический аспекты. Создание целостных концептуальных образов природы в живописи и художественной литературе практиковалось в этот период весьма часто. В итоге живопись и литература реализма в сопоставлении друг с другом позволяют провести анализ связанного с природой образотворчества. Подчеркивается полемический характер представлений об окружающем мире в интеллектуальном сообществе России второй половины XIX века и трудности создания многоаспектной концепции природы в науке и искусстве. Отправной точкой исследования служит известная реплика «нигилиста» Базарова, героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», парафраз которой имеется в заглавии данной статьи.

The interaction between nature’s image and Russian visual culture of the 1850–1890s, especially in landscape painting, is an actual issue of art history. In the article, first of all, the very term ‘nature’ is precisely re-defined and contains both scientific and esthetic meaning. The fine arts and literature dealing with integral conceptualism in nature’s images proliferated in the of the second half of the 19th century in Russian art. Realistic painting and literature, when compared to each other, provide an opportunity to analyze figurative creativity associated with nature.. There virtually was a controversial view of natural environment in Russian intellectual circles of the 1850–1890s. Further, the era in discussion and its persons were hard-working at the creation of nature’s multi-facetted concept for science and art. The starting point of this research are the well-known words of Bazarov, a ‘nihilist’ and character of ‘Fathers and Sons’ novel by Ivan Turgenev. The title of the article retells Bazarov’s verbal motto.

Самохин А.В. Природа – храм или мастерская? О концепции природы в искусстве реализма второй половины XIX века // Academia. 2025. № 1. С. 132−149. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-1-1-132-149

Герои и стихии в творчестве художника В.В. Маторина

Статья посвящена творчеству современного художника В.В. Маторина, который работает в жанре исторической живописи и пейзажа. Живопись В.В. Маторина – это часть современного искусства России, его произведения представлены на экспозициях и в фондах государственных музеев, демонстрируются в выставочных залах, служат иллюстрациями для научной и популярной литературы. Своим творчеством В.В. Маторин представляет русское реалистическое искусство, которое в наши дни служит гуманистическим ориентиром общества.

The article is dedicated to the work of contemporary artist Viktor Matorin, who specializes in historical painting and landscapes. Viktor Matorin’s paintings are an integral part of modern Russian art; his works are featured in exhibitions and the collections of state museums, displayed in galleries, and used as illustrations in scientific and popular literature. Through his art, Viktor Matorin represents Russian realist painting, which today serves as a humanistic guiding point for society.

Гусева С.В. Герои и стихии в творчестве художника В.В. Маторина // Academia. 2025. № 1. С. 169−186. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-1-1-169-186

Коллекция хромолитографированных изображений религиозного содержания из собрания Государственного Русского музея

В России новшеством, отличающим искусство литографии 1840-х – начала 1860-х годов от предшествующего периода, можно назвать появление изображений с религиозным сюжетом, выполненных в технике хромолитографии. К ним относится религиозный лубок, а также листы, к работе над которыми привлекались профессиональные художники, фиксировавшие археологический объект. Точное воспроизведение предметов материальной культуры получило название «художественная археология». Развитие этого рода искусства было непосредственно связано с церковной археологией, с научным изучением христианских древностей. В деле усовершенствования способа литографирования красками значительная роль принадлежала Императорской Академии художеств.

In Russia, a notable innovation distinguishing the lithographic art of the 1840s to the early 1860s from the preceding period was the emergence of religious-themed images created using the chromolithography technique. These included religious lubok prints as well as sheets produced with the involvement of professional artists who documented archaeological objects. The precise reproduction of material culture artifacts became known as “artistic archaeology”. The development of this art form was closely linked to church archaeology and the scholarly study of Christian antiquities. The Imperial Academy of Arts played a significant role in advancing the technique of color lithography.

Метелкина А.Г. Коллекция хромолитографированных изображений религиозного содержания из собрания Государственного Русского музея // Academia. 2025. № 1. С. 205–214. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-1-1-205-214

От Зодиака к Смертным грехам: связь астрологической символики и религиозной иконографии в одноименных графических сериях Эрте

Персональный интерес Эрте в пространстве станковой графики не ограничивался проблемой изображения знака. Претворение образа обратно в логос расширило свое влияние в его творчестве от символа к сюжетам метафизического характера, которые художник интерпретировал в графических сериях «Драгоценные камни» (1969), «Знаки Зодиака» (1982) и «Семь смертных грехов» (1983). В рамках данной статьи рассматриваются истоки интереса Эрте к повествовательности в изобразительном искусстве, его обращение к сюжетам астрологии и религии, взаимосвязь которых обрела воплощение в анализируемых графических сериях.

Erté’s personal interest in graphic art extended beyond the problem of sign images. The transformation of the logos into an image expanded its influence in his creativity from symbols to metaphysical themes, which he explored in the graphic series «Precious Stones» (1969), «Zodiac Signs» (1982), and «Seven Deadly Sins» (1983). This article explores the origins of Erté’s interest in narrative in the fine arts, as well as his attraction to astrological and religious themes, which are embodied in these analyzed graphic series.

Пряникова А.Л. От Зодиака к Смертным грехам: связь астрологической символики и религиозной иконографии в одноименных графических сериях Эрте // Academia. 2025. № 1. С. 187−195. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-1-1-187-195